Рр рассказ 5 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

- Цель нашего сегодняшнего урока вспомнить, чем отличается текст-повествование, попробовать создать свой текст по сюжетным картинкам. Попутно мы повторим то, что уже знаем о глаголе.

2. Работа над теоретическими понятиями. Знакомство с рассказом, как одним из видов повествования.

Рассказ - это литературное произведение, в котором, как правило, речь идёт лишь об одном очень важном событии в жизни героев.

- Какие части выделяют в рассказе?

Завязка – событие, с которого начинается действие, от которого зависит развитие последующих действий;

Кульминация – момент наибольшего напряжения в развитии действия рассказа;

Развязка – заключительное действие, которое явилось результатом развития событий.

- Вспомним рассказ И. С. Тургенева “Муму”. Где в нём завязка, кульминация, развязка?

3. Работа с упр. 623, стр. 233. работаем по вопросам упражнения.

- В каком времени мы будем ставить глаголы, рассказывая эту историю?

4. Поставьте глаголы в прошедшее время, определите вид.

Решить повесить на стену –

Ударить по голове –

Схватиться за голову –

Попасть молотком по пальцу –

Заплакать от боли –

5. Введение диалога или прямой речи в текст. Повторение п. 47, 48, с. 93, 96.

- Запишите предложения (или расстановка знаков препинания по уже готовому тексту). Папа сказал: “Давайте повесим портрет на стену”

“Это здорово”, - ответила мама.

“Сейчас я принесу лестницу и молоток”, - сказал отец.

“Можно я буду вам помогать?” - спросил сын.

- Переделать записанные предложения в диалог, запишите.

6. Работа с упр. 624.

Жест – движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее жест.

Мимика – движение мышц лица выражающее внутреннее душевное состояние.

- Попробуйте подобрать словосочетания, передающие мимику, жесты героев.

Дополнительная лексика, выражающая жесты и мимику.

Схватился за голову, всплеснула руками, довольно улыбался, лицо сморщилось от боли, нежно гладила по голове, показывала рукой на портрет, горько заплакал, испуганно смотрел на отца.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: развивать навыки монологической речи, составления рассказов по рисункам, мотивацию к познавательной и творческой деятельности.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Самоопределение к деятельности

- Как обычно начинаются рассказы, о каких либо случаях из жизни? ( Как-то раз, однажды, был такой случай, эта история произошла, это событие и т.д.)

Сегодня мы познакомимся с рассказом в рисунках.

Мы уже описывали произведения живописи: пейзажи, натюрморты; составляли рассказы по картинам, описывали различные рисунки. Теперь мы попробуем составить устный рассказ не по одному, а по ряду связанных между собой рисунков.

- Вспомните, встречались ли вам раньше рассказы в рисунках. Где вы их видели? ( В детских журналах ).

- Каков характер таких рисунков? ( Обычно комический, юмористический ).

- Как называются такие рисунки? ( Юмористические рассказы в рисунках с краткими подписями называются комиксами ).

4. Работа над теоретическими понятиями. Знакомство с рассказом, как одним из видов повествования.

- Теперь дадим определение рассказу, выделим главные особенности и структуру этого жанра.

Рассказ - это литературное произведение, в котором, как правило, речь идёт лишь об одном очень важном событии в жизни героев.

В рассказе выделяются 3 части:

Завязка – событие, с которого начинается действие, от которого зависит развитие последующих действий;

Кульминация – момент наибольшего напряжения в развитии действия рассказа;

Развязка – заключительное действие, которое явилось результатом развития событий.

В рассказе могут быть вступление и заключение.
Во вступлении автор обычно поясняет, где, когда и с кем произошло то, о чем он решил рассказать.
В заключении чаще всего автор делится своими раздумьями по поводу рассказанного события, говорит о том, чему научил его случай, какой след оставил в памяти.
Движение действия происходит от завязки через развитие действия к его кульминации, затем через постепенный или резкий спад действия – к его развязке.

5. Работа по теме урока

- Сравните два сочинения пятиклассников на тему "Первый раз на ёлке". Получились ли у них рассказы?

hello_html_12a5f0c8.jpg

- Рассказала ли Таня о каком-нибудь случае или просто перечислила то, что было на ёлке? Интересно ли вам было слушать это сочинение? (это не рассказ, ни о каком случае не говорится)

Рассказ Оли (Первый раз на ёлке)

hello_html_2b8783da.jpg

- Можно ли считать, что Оля повествует о случае?

- Выделите случай, который лежит в основе рассказа.

- Можно ли считать этот случай необычным? Часто ли бывает такое?

- Было ли смешно, когда читали рассказ?

- Достаточно ли полно раскрыто главное событие?

- Назовите структурные части рассказа.

Упражнение 618 на стр. 102

- Наша задача - превратить рассказ в рисунках в устный рассказ.

6. Подведение итогов. Рефлексия

- Смогли ли мы на уроке выполнить задачи, которые поставили в начале занятия? Обоснуйте свое мнение.

Домашнее задание

Подумайте, о каком случае вы расскажете?

С чего начнете рассказ, как будет развиваться действие, чем все окончится?

3. Приёмы написания устного рассказа по сюжетным картинкам.

Диалог (от греч. dialogos ‒ разговор, беседа) ‒ форма словесного выражения, основная для разговорного языка: разговор между двумя или несколькими лицами.

Композиция – построение художественного произведения.

Кульминация – самый напряжённый момент развития сюжета.

Повествование – форма словесного выражения содержания, рассказ о событиях.

Рассказ – повествование об одном, но важном событии (случае, происшествии, эпизоде) в жизни человека.

Сюжет (от франц. sujet – предмет, содержание) – событие или цепь событий, изображенных в произведении.

Развитие действия – этап цепь эпизодов, предшествующих развязке.

Типы речи (формы словесного выражения) – способы употребления языка: устный и письменный, диалог и монолог, проза и стихи, повествование, описание и рассуждение.

Юмор (анг. humour ‒ нрав, настроение) ‒ изображение героев и явлений жизни в смешном виде.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – с. 101-102; 191.

Дополнительная литература:

1. Тростенцова Л. А. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс:пособие для учителей общеобразоват. Организаций // Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.

2. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: ко всем действующим учебникам. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2013. – 95 с.

4. Анищенко Г. А. Литературный справочник: учебное пособие // Г. А. Анищенко. – М.: Форум, 2012. – 176 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы уже знакомы с жанром рассказа. Рассказ – это повествовательное произведение небольшого размера или словесное изложение каких-нибудь событий. Чаще всего в рассказе говорится об одном событии (случае, происшествии) из жизни героя.

В рассказе, как и в любом повествовательном тексте, есть три части: начало события (завязка), развитие события, в котором выделяют точку наивысшего напряжения – кульминацию, после которой наступает развязка, конец события. Рассказ чаще всего строится так, как события следовали друг за другом. Чем интереснее будет происшествие, случай, тем занимательней будет рассказ. Но иногда автор может менять события местами, чтобы привлечь внимание читателей, заинтересовать их сюжетом.

Анна Петровна сказала:

– Иди домой. Раз у тебя так зуб болит.

Вдруг Танька Ведёркина как заорёт:

– Ой, смотрите, флюс у него на другой стороне!

– У тебя правда нога болит?

– Никакая нога у меня не болит! А у тебя в животе правда колет?

– Ничего у меня в животе не колет. Ловко мы с тобой в классе остались!

– Ребята сейчас там на физкультуре прыгают, а мы с тобой сидим – красота!

– Эх, хорошо просто так сидеть. Давай через парту прыгать!

О чём говорится в тексте? О том, как мальчики решили прогулять урок физкультуры, притворившись больными. А какова идея рассказа? Для чего он написан? Мальчикам стало скучно просто сидеть в классе, и они решили прыгать через парту. Наверняка, на шум придёт учитель и обман вскроется.

Познакомьтесь с приблизительной схемой написания рассказа по сюжетным картинкам:

А) придумать заголовок

Б) придумать завязку

В) рассказать, как развивались события

Г) показать, чем закончилась история

Составьте простой план, которым вы будете пользоваться. Простой план — это последовательный перечень основных событий, изображённых на картинках. При составлении рассказа внимательно рассмотрите то, что изображено на рисунках. С чего началась история? Как развивались события? На какой картинке изображён самый напряжённый момент? Чем закончилась история?

Итак, представим, что история, изображённая на рисунках, произошла с вами или с кем-то из ваших знакомых. И вот вы рассказываете, как всё случилось.


Итак, чтобы написать интересный рассказ по картинкам, необходимо придумать начало (завязку), затем рассказать о том, что делают герои и в какой последовательности, далее показать, чем закончилась эта история (концовка).

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

Выберите правильный ответ. Рассказ ‒

Разбор задания: Рассказ ‒ повествование об одном, но важном событии. Сюжет ‒ событие или цепь событий, изображенных в произведении.

Правильный ответ: повествование

Выбор элемента из выпадающего списка

а) Очень мне нужно дежурным быть!

б) Я всё сам делаю – пуговицу себе сам пришил.

в) Я ни на кого не надеюсь.

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе с целью ознакомления рассказом как видом повествования.

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_po_teme.docx 18.49 КБ
kartochki_dlya_raboty_na_uroke_po_teme_rasskaz.docx 14.69 КБ
chto_takoe_rasskaz_-_kopiya.pptx 1.6 МБ
chto_takoe_rasskaz.pptx 1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме "Что такое рассказ?"

ознакомление с рассказом как видом повествования;

развитие устной и письменной речи, аналитических способностей уч-ся

воспитание бережного отношения к языку.

дать понятие о рассказе как виде повествования; научить отличать от других повествовательных текстов;

показать особенности строения рассказа, научить выделять его структурные части;

подготовить к созданию собственных рассказов

1 Знакомство с темой. Определение задач, которые необходимо выполнить на уроке.

( презентация к уроку: СЛАЙД 1 )

2 Вспомните типы речи. Как их различать?

3 Представьте, что вам нужно рассказать о вашей собаке не словами, а с помощью фотоснимков. Содержание какого текста - повествования, описания, рассуждения - вы могли бы отразить на одном снимке? Почему?

- В каком случае вам потребуется несколько снимков? Почему?

- Содержание какого текста вы вообще не сможете передать фотографией? Почему?

- Формирование новых понятий и способов действий

1 Тема нашего урока - рассказ. Разновидностью какого типа речи он является?

2 В окружающем мире, в нашей жизни немало интересного. Умеем ли мы об этом рассказывать? Хватает ли нам для этого наших знаний?

Как-то на уроке учитель попросил пятиклассников вспомнить, что интересного происходило в школе или дома. Первым стал рассказывать Вася:

- Меня зовут Вася. Мне 10 лет. Я учусь в 5 классе. У нас очень дружный класс. У меня есть собака, я её очень люблю.

Попробовали другие, получилось примерно то же самое. Учителю ответы не понравились:

- Как-то вы все одинаково рассказываете. Да и не рассказы это вовсе. СЛАЙД 4

3 Почему ответ Васи не является рассказом? Что можно считать рассказом?

- Сравните ваши выводы с определением на экране. Какое слово в определении является ключевым? (слово "случай") СЛАЙД 5

4 А что такое случай? Попробуем объяснить это после чтения стихотворения. СЛАЙД 6

- Найдите строчки, где говорится о разных случаях.

- Допишите предложение: Случай - это.

5 Подбор и запись в тетрадях синонимов и эпитетов к слову СЛУЧАЙ

6 Составление предложений с использованием схем. СЛАЙД 8

- Что показывают приведенные схемы? (как можно начинать рассказ)

- Используя схемы, составить предложения, которые бы могли быть началом рассказа.

Например: "То, о чем я собираюсь рассказать, приключилось со мной прошлым летом". "Со мной произошло нечто важное, о чем мне хочется вам поведать".

7 Что еще необходимо знать, чтобы уметь составлять хорошие рассказы? Найдите ответы на экране. СЛАЙД 9

( для чего и кому рассказываешь, в какой последовательности)

8 СЛАЙД 10 : знакомство с композицией рассказа.

- Попробуйте строение рассказа представить в виде схемы.

9 Представьте себе, что у вас в руках чудесный конструктор. Изобразим постройку, которая бы соответствовала построению рассказа. Это поможет лучше представить структуру рассказа, место каждой его части в тексте. В основании постройки лежит случай, верхушка - кульминация. СЛАЙД 11

Дома вы можете изобразить и другие постройки, наглядно изображающие части рассказа.

- Применение знаний и новых способов действий в ситуациях по образцу и в измененных условиях

10 Работа с текстом. см КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ НА УРОКЕ

Анализ рассказа Гуттуева "Этот простой русский язык"

- Действительно ли текст является рассказом? Обоснуйте свое мнение.

- Выделите структурные части рассказа.

- Где выражена основная мысль рассказа?

- Если бы не было вступления и заключения, легко ли было бы понять основную мысль рассказа?

11 Научились ли мы отличать рассказ от других повествовательных текстов?

Сравните два сочинения пятиклассников на тему "Первый раз на ёлке". Получились ли у них рассказы?

СЛАЙД 12 : Рассказ Тани.

- Рассказала ли Таня о каком-нибудь случае или просто перечислила то, что было на ёлке? Интересно ли вам было слушать это сочинение?

(это не рассказ, ни о каком случае не говорится)

СЛАЙД 13 : Рассказ Оли (Первый раз на ёлке)

- Можно ли считать, что Оля повествует о случае?

- Выделите случай, который лежит в основе рассказа.

- Можно ли считать этот случай необычным? Часто ли бывает такое?

- Было ли смешно. когда читали рассказ?

- Достаточно ли полно раскрыто главное событие?

- Назовите структурные части рассказа.

12 Творческая работа. СЛАЙД 13

- Рассмотрите рисунки. Какой случай на них изображен?

- Составьте по ним рассказ.

-,Выделите структурные части рассказа.

- Итог урока. Рефлексия.

- Смогли ли мы на уроке выполнить задачи, которые поставили в начале занятия? Обоснуйте свое мнение.

Подумайте, о каком случае вы расскажете?

С чего начнете рассказ, как будет развиваться действие, чем все окончится?

2 . Попробуйте изобразить композицию рассказа в виде какого-нибудь архитектурного сооружения (вспомни пример с урока)

Предварительный просмотр:

Этот простой русский язык

Никите казалось, что русский язык учить очень легко: ведь он такой простой. Да и кто не знает русского языка, разве что маленькие дети?!

Но однажды на уроке литературы с ним произошел случай, который заставил его задуматься.

Получилось с хрипотцой, видно, от волнения. Пришлось повторить:

- Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.

На ель ворона взгромоздясь…

- Какие перышки, какой носок!

И верно…И верно…И верно…

Вот досада. Никиту прямо в жар бросило. В классе начали шушукаться. Учительница ждала.

- Какие перышки, какой носок!

И верно… И верно…

Никита опять замолчал. Какой же это голосок у неё должен быть?

- Английский, - подсказал кто-то.

- И верно, английский…

По классу пролетел смех.

- Немецкий! – подсказали опять.

- И верно, немецкий…- уже почти шёпотом повторил Никита.

Тут уж класс так и взорвался от смеха. Не смеялась только учительница.

- И верно, ангельский быть должен голосок, - поправила она.

Однако Никита кое-что понял. Понял, что этот русский язык совсем не так прост. Его изучай да изучай. Недаром же говорят, что русский язык как море – безбрежный да глубокий.

Вопросы и задания.

2 Действительно ли текст является рассказом? Обоснуйте свое мнение.

3 Выделите структурные части рассказа.

4 Где выражается основная мысль рассказа?

5 Если бы не было вступления и заключения, легко ли было бы понять основную мысль рассказа?

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Типы речи повествование – последовательно перечисляются действия: что было вначале , потом , затем … и наконец (к нему ставится вопрос что произошло? ) о писание – изображается (описывается) какой-либо предмет: природа, люди и т.д. (к нему ставится вопрос какой? ) рассуждение – что-то доказывается, раскрывается причина и следствие какого-либо явления (ставится вопрос почему? )

Представьте, что вам нужно рассказать о вашей собаке не словами, а с помощью фотоснимков. Содержание какого текста – повествования, описания, рассуждения – вы могли бы отразить на одном снимке? Почему? В каком случае вам потребуется несколько снимков? Почему? Содержание какого текста вы вообще не сможете передать фотографией? Почему?

Подумайте, почему ответ Васи не является рассказом. А что можно считать рассказом? В окружающем мире, в нашей жизни происходит немало интересного. Однажды на уроке пятиклассников попросили рассказать, что интересного происходило с ними дома или в школе. Первым начал отвечать Вася. Меня зовут Вася. Мне десять лет. Я учусь в 5 классе. У нас очень дружный класс. У меня есть собака, я ее очень люблю. Почти то же самое получилось и у других . Учителю ответы не понравились: -Вы все одинаково рассказываете. Да и не рассказы это вовсе.

Рассказ – это повествование о каком-нибудь случае из жизни, о том, что произошло. Отличайте рассказ от других повествовательных текстов: не любое перечисление действий является рассказом. В основе рассказа лежит случай.

1 Найдите строчки, где говорится о разных случаях . 2 Допишите предложение: Случай – это …

Случай Синонимы История Происшествие Эпизод Событие Эпитеты Обыкновенный Необычный Смешной Забавный Интересный Волнующий

Что показывают приведенные схемы? Используя их, составьте и запишите предложения, которые могли бы быть началом рассказа. случилось Однажды было произошло приключилось рассказать О случае поведать можно повествовать живописать

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

При составлении рассказа надо знать -не только что скажешь, но и - для чего и кому ты будешь рассказывать ( от адресата зависит , каким будет рассказ: коротким или подробным, серьёзным или шутливым…) -в какой последовательности изложишь события ( как построишь рассказ). В основе рассказа лежит событие, поэтому в построении его различают части, связанные с развитием этого события.

Построение (композиция) рассказа 1 Завязка – это момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие. 2 Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия. 3 Развязка – результат развития события, его заключительный момент. В рассказе могут быть вступление и заключение. Во вступлении автор обычно поясняет, где, когда и с кем произошло то, о чем он решил рассказать . В заключении чаще всего автор делится своими раздумьями по поводу рассказанного события, говорит о том, чему научил его случай, какой след оставил в памяти. Движение действия происходит от завязки через развитие действия к его кульминации, затем через постепенный или резкий спад действия – к его развязке. Попробуйте изобразить строение рассказа в виде схемы.

Представьте себе, что у вас в руках чудесный конструктор, из него можно построить всевозможные фантастические постройки. Изобразим построение рассказа в виде архитектурного сооружения: это поможет более наглядно представить его структурные части.

Рассказала ли Таня о каком-нибудь случае или просто перечислила действия? Является ли её высказывание рассказом?

Можно ли считать, что Оля повествует о случае? Выделите случай, который лежит в основе рассказа. Достаточно ли полно раскрыто событие? Как построен рассказ? Соразмерны ли части рассказа?

Рассмотрите рисунки, составьте по ним рассказ. Какой случай лежит в основе вашего сочинения? Какие структурные части можно выделить в получившемся рассказе ?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека.

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения Ц.


разработка урока литературы по произведению Оскара Уайльда "Мальчик - звезда".

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"

Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего.

разработка открытого урока.

Урокпо теме "Носители информации созданные в 20 веке"

Урок проводится с использованием элементов игры. У учащихся данного возраста игра вызывает сильный эмоциональный отклик, радость, удовольствие, заинтересованность, что способствует повышен.


Урокпо истории России: Альтернативы послевоенного развития СССР.

Сформировать у учащихся многоплановый конкретный образ послевоенного времени и познакомить их с открывшимися после войны перспективами развития СССР. Оборудование: Раздаточный материал с историч.

Читайте также: