Конспект урока чередующиеся гласные в корне слова 6 класс

Обновлено: 04.07.2024

Задание. Рассмотрите таблицу, вспомните правописание известных вам чередующихся корней. От чего зависит правописание гласной в этих корнях?

Сделайте вывод о чередовании других корней в этой таблице. (помощник – учебник стр. 60)

Правописание гласных в корне в зависимости от последующей буквы.

Корни слов Пишется а Пишется о
-лаг-лож В корне –лаг- перед г:

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

Распол..гать свободным временем; имя прил..гательное; л..житься спать, возл..гать надежды; молодая пор…сль; зеленый р..сток; важная отр…сль промышленности; полезные р…стения, школьный возр..ст; густые зар..сли.

Ск..кать на лошади; выск..чить из-за угла; решительный ск..чок вверх; вск..чить с места; заносчивый выск..чка.

К…саться вопроса, легкое прик..сновение , к…сательная линия, к..снулись меня, прик…саться воды, к..сание мяча.

  1. Изучите приведенную выше таблицу.
  2. Руководствуясь правилами о правописании гласных в корнях с чередованием, запишите словосочетания.
  3. Графически обозначьте орфограммы
  4. Проверьте свою работу по ключу № 1 и оцените её.

УЭ-2 Закрепление навыка правописания безударных гласных в корнях слов с чередованием.

  • закрепить условия выбора написания – кос -кас-
  • отработать способ действия при выборе букв о-а в однокоренных словах с корнем –кос-кас-

(5-7 мин. Индивидуальная работа .)

Задание №1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы..

К…саться, к…снуться, неук…снительно, прик..сновение, прик…саться, прик..сание, неприк…сновенность, прик…снуться, соприк…саться, соприк..сновение.

Проверьте свою работу по ключу № 2 и оцените её.

(3 мин. Общеклассная работа)

Задание № 2. Какое общее лексическое значение всех слов с корнем –кос-кас? В задании к упражнению 138 учебника (автор М.Т.Баранов) приведены все значения, которые даются в “Толковом словаре русского языка” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой. Первое значение – прямое, а второе и третье – какое?

Вывод: слова с корнем -кос-кас- многозначные

(3-5 мин. Устная работа в парах. Коллективная проверка .)

Задание № 3. Вставьте пропущенные буквы. Найдите “четвертое лишнее”.

к..сой, к..стрюля, к..сяк, к…сание.

к..скад, к…стер, к…сательная, к..стюм.

к…сатка, прик…сновение, к..стыль, к..сынка.

к..са, к..сатик, к…суля, к…сательство.

  1. Прочитайте внимательно каждое слово, выделите корень.
  2. Определите, являются ли эти слова однокоренными.
  3. Подумайте, можно ли в один синонимический ряд записать словосочетания девичья коса, песчаная коса? Как называются такие слова?
  4. Найдите “четвертое лишнее”, исправьте ошибки.

(5-7 мин. Творческая работа)

Задание №4 . Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Определите. Какими частями речи являются данные слова. Все ли слова являются общеупотребительными? Составьте с ними предложения.

К…саться , к..сание, к…сательная, к..сательно.

Проверьте свою работу по ключу № 3

УЭ -3. Правописание безударных гласных в корнях с чередованием гор-гар, зор-зар, клан-клон, -твор- твар-

(10-15 мин. Работа в парах. Взаимопроверка)

Задание А. Проведите наблюдение за имеющимися данными в таблице. Объясните, почему в корнях пишется а или о. Постарайтесь восстановить таблицу. (Если самим не удается, воспользуйтесь справочной литературой).

Правописание гласных в корне в зависимости от ударения

Б. Спишите сначала слова с пропущенной буквой а, затем с пропущенной буквой о. Обозначьте условия выбора данной орфограммы (см. образец в учебнике стр.61.)

Дог..рать ,дог..реть, заг..рать, заг..реться, наг..р, наг..рать, обг..рать, уг..рать, ог..рок, перег..рать, пог..реть, заг..р, подг…релый, приг..рать, уг..р, сг..рать, сг..реть, уг..реть, разг…рается.

Проверьте свою работу по ключу № 4

(5-7 мин. Индивидуальная работа.)

В. Запишите слова гора, загорать, горе и выделите с в них корень.

- Однокоренные ли эти слова? Почему?

- Как называются такие слова?

- Распределите по трем колонкам слова загораться, угоревший загар, горец, загорелый, горы

- Как вы думаете, почему в колонках дважды написан корень –гор-?

(3-5 мин. Устная работа в парах. Коллективная проверка)

Г. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Найдите “четвертое лишнее”

1. Возг…рание, возг..раться, возг…реться, г..рчить.

2. Г..ра, выг..рки, выг…рание, выг…реть.

3. Г…рючее, г..родок, загар, г..релый.

4. Угар, разгар, г..рчица, загар.

    Прочитайте внимательно каждое слово, выделите корень.
  1. Определите, являются ли эти слова однокоренными.
  2. Найдите “четвертое лишнее”, исправьте ошибки.

(8 мин. Индивидуальная работа)

Выполните задания № 87 и 88 в рабочей тетради Г.А.Богдановой.

Проверьте себя по ключу № 5

(10 мин. Самостоятельная работа.)

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

заг..рать покл..н
выг..рать раскл..няться
сг..реть оз..рять
перег..реть з..рница
наг..р от з..ри
заг..р до з..ри
г..рь з..ри (мн.ч)
уг..реть з..рька
накл..нятся з..рево
скл..няться з..ря
прекл..няться з..рницы
накл..он з..ренька
    Изучите внимательно таблицу.
  1. Восстановите пропущенные в ней данные.
  2. Руководствуясь правилами о правописании гласных в корнях с чередованием, вставьте пропущенные буквы.

Проверьте работу по ключу № 6 и оцените.

УЭ -4. Правописание безударных гласных в корнях с чередованием -мак-мок, -равн-ровн-

  • знакомство с правилом чередования О и А в корнях –мок-мак-, - равн- ровн-
  • отработка правописания слов с чередующимися гласными.
  • выработка внимания к лексическому значению слова, определяющему применение правила.

Правописание гласных в корне слова в зависимости от значения слова

Корни слов Пишется а Пишется о
-мак-мок- В глаг В словах со значением “ погружать в жидкость” (что-либо во что- либо):

макать (хлеб в мед)

сравнить (с чем-нибудь),

равняться (на кого- либо)

(Индивидуальная работа. 5 мин.)

1. Неосложненное списывание. Списать. Выделить корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Обозначьте слова-исключения.

Расположился на отдых, собираются друзья, разгорелся спор, прилагаются документы, вечерняя заря, прикоснуться к земле, уравняться в правах, слабый росток, несгораемый шкаф, изложить требования, сращение костей, выскачу из дома, Ростислав живет в Ростове, равнина впереди, промочить ноги, вытереть посуду, упираться ногами, меня это не касается.

(Работа в парах. 5-7 мин.)

2. Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

Непром..каемое пальто; вым…кнуть под дождем; обм…кнуть кисть в краску; нам..чить рукава; ур…нять в правах; р..вносторонний треугольник; выр…внять дорожки, ср..внить два числа, р..внение на середине, вым…кшая рожь, подр..внять клумбу.

(Работа в парах. 5-8 мин. Взаимопроверка)

3. Исправь ошибку! Найдите и выпишите все слова с ошибками, исправьте их.

Лес был полон жизни , и её голоса заставляли мальчиков часто останавливаться ,чутко прислушиваться. Догорала зоря. Солнце уже поднималось, нежно косалось стволов ,зажигало гарячими бликами вершины крупных сосен, которые одиноко расли на поляни. Под лучами блистела роса. Дрозды сидели на мокушках деревьев и громко распивали.

(Если работал самостоятельно, проверь работу по ключу № 8.)

(Работа в парах. 10 мин.)

Задание. Распределите слова в два столбика: в один с гласной А , в другой с гласной –О.

Г..рь, г..релка, з..рница, соприк..саться, ур..вень, натв…рить, взр..слеть, выр..внивать, пром…чить, тв..рец, заг…р, уг..реть, тв…рительный, м…кание, взм..кнуть, ур…внение, уск…кать, доск…чить, накл…нность, оз…рять, пог..реть, кас..ние, кл..няться, р..стение, уск..кать, тв..рить, нам…ченный,

выр…внивать, отр…слевой, см…чить, разг..реться, к..сательство, пог…релец, отм…кать.

Проверьте работу по ключу № 9 и оцените её.

РасполАгать свободным временем; имя прилАгательное; л.Ожиться спать, возлАгать надежды; молодая порОсль; зеленый рОсток; важная отрАсль промышленности; полезные рАстения, школьный возрАст; густые зарОсли.

СкАкать на лошади; выскОчить из-за угла; решительный скАчок вверх; вскОчить с места; заносчивый выскОчка.

КАсаться вопроса, легкое прик.Основение , кАсательная линия, кО.снулись меня, прикАсаться воды, к.Асание мяча.

Ключ № 2 Правописание гласных в корне в зависимости от ударения

Корни слов Пишется а Пишется о
-гор-гар В корне слова под ударением:

КАсаться, кОснуться, неукОснительно, прик.Основение, прикАсаться, прик.Асание, неприкОсновенность, прикОснуться, соприкАсаться, соприк.Основение.

КАсаться (глагол), к.Асание (существительное), кАсательная (существительное, профессиональное), кАсательно (наречие).

Я не хотела касаться темы воспитания при разговоре с мамой.

Мария чувствовал касание теплых рук брата на своих плечах.

На уроке математики надо было несколько раз провести касательную линию.

Наша встреча проходила касательно будущих экзаменов.

ДогОрать, догОреть, загОрать, заг.Ореться, наг.Ар, нагОрать, обгОрать, угОрать, огАрок, перегОрать, погОреть, загАр, подгОрелый, пригОрать, угАр, сгОрать, сгОреть, угОреть, разгОрается.

Упр.87. ПредлАгать, гОрят, рАстительность, разгОраться, загОрать, прилОжение, кОснуться, кАсаться, загОрелый, перегОрают, соприкАсаться, загОреть, обгОреть,располАгаться, отрАстать, рОсток, зарОс ли.

Упр 88. ОтпИрать, блЕснуть, кАсание, собЕрет, возрАст, взбЕрется, рАстение, излАгать, рОсток, расстИлаться, излОжить, расстЕлил, слАгаемые, загОрать, кАсаться.

загОрать загАр
выгОрать гАрь
гОреть угОреть
перегОреть наклОняться
нагАр склОняться
преклОнятся зорька
наклОн зАрево
поклОн зАря
раскланяться зАрницы
оЗарять зоренька
от зАри
до зАри
зОри

НепромОкаемое пальто; вымОкнуть под дождем; обмАкнуть кисть в краску; намОчить рукава; урАнять в правах; рАвносторонний треугольник; вырОвнять дорожки, ср.Авнить два числа, рАвнение на середине, вымОкшая рожь, подрОвнять клумбу

1. заря
2. касалось
3. горячими
4. росли
5. на поляне
6. блестела
7. на макушках
8. распевали

ГАрь, г.Орелка, зАрница, соприкАсаться, урОвень, натвОрить, взрОслеть, вырАвнивать, промОчить, твОрец, загАр, угОреть, твОрительный, мАкание, взмОкнуть, урАвнение, ускАкать, доскОчить, наклОнность, озАрять, пог.Ореть, касАние, клАняться, рАстение, ускАкать, твОрить, намОченный, вырАвнивать, отрАслевой, смОчить, разгОреться, кАсательство, погОрелец, отмОкать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взр…щенный, ср…слись, привск…чить, р…сти, выр…стить, изл…гать, р…стение, предл…гать, обр…стает, выск…чка, ср…щение, обл…жение, Р…стов, ск…чок, отр…сль, выл…жить, ср…стись, ск…чи, нал…гается, Р…стислав, пол…жение, ск…кать, выл…жен.

2. Вставьте буквы и знаки. Раскройте скобки. Сделайте синтаксический разбор второго предложения.

1. Лошади пустились вскачь но долго ск…кать (не)могли и опять п…бежали рысью. 2. Мертвые деревья часто обр…стают мхом. 3. Нужно было изл…жить все по порядку но Маша путалась. Она не умела еще связно изл…гать свои мысли. 4. Выр…с цветок пышно ра..цвел и увял. 5. Распол…гат…ся можно было только тут. 5.Сотни песен ск…заний былин сл…жил и сл..гает народ. 6. Наш пруд по водной глад…зар…стает ряской. 7. Путники предпо…лагали н…чевать в деревн… но их предпол…жение не …былось.8. Ляля увид…ла на листке смородины огромного ч…рвяка с ужасом отброс…ла его и отск…чила.

3. Исправьте орфографические и пунктуационные ошибки в тексте.

Чередование гласных, зависящих от значения слов (РАВН – РОВН, МОК ( МОЧ) – МАК)

РОВН (ровный, гладкий)

РАВН ( одинаковый, равный)

(Искл.: рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина)

МОК (МОЧ) (становиться влажным, пропускать жидкость)

МАК (опускать в жидкость)

4. Вставьте пропущенные буквы и звуки. В последнем предложении найдите слово, в котором звуков больше, чем букв. Сделайте фонетический разбор.

1.Мы выр…вняли пл…щадку но при этом вым…кли до нитки. 2. Ур…вень воды в Неве в осенн… время часто ре…ко п…вышает…ся. 3. Там он стал вере…ку крутить да к…нец ее в мор… м…чить. 4. Он налил в кру…ку чаю и стал м…кать туда п…ченье. 5. Ш…рокие тени ходят по р…внине, как обл…ка по небу. 6. Почтальон д…гнал старика пор…внялся с ним и передал ему письмо. 7. Ра…глаженной р…вниной лежал океан, излучая жарк… син… блеск.

Чередование гласных, зависящих от ударения (ГОР – ГАР, КЛОН- КЛАН, ТВОР – ТВАР, ЗАР – ЗОР)

ОТ УДАРЕНИЯ

ГОР – ГАР (искл.: выгАрки) ТВОР – ТВАР (искл.: утвАрь)

КЛОН – КЛАН ЗАР – ЗОР

5. Вставьте пропущенные буквы.

Возг…рается, сотв…рить, покл…нение, з…рница, утв…рь, дог…рать, г…рение, тв…рец, з…ренька, уг…рать, откл…ниваться, вытв…рять, самовозг…раемость, накл…нить, коленопрекл…ненный, оз…ренность, выг…рки, г…рючий.

Чередование гласных, зависящих от наличия суффикса А (КОС- КАС), и корни ПЛАВ- ПЛОВ

ПЛАВ – ПЛОВ ( только плОвец, плОвчиха) –

ПЛЫВ (плЫвуны)

6. Вставьте пропущенные буквы и знаки.

1.Меня считают непл…хим пл…вцом. 2. Мальчик осторожно к…снулся собачки и нежно погладил ее. 3. Развесистая береза к…салась своими ветвями крыш… нашего домика. 4. Я собирался на рыбалку и стал искать новый попл…вок. 5. Проведите к…сательную линию к этой окружност… 6. Ледокол окружали пл…вучие льды. 7. Легкое прик…сновение ветерка было приятно. 8. Жук-пл…вунец живет в зар…слях водор…слей.

3.Подведение итогов

Подведем итоги

-Что мы сегодня повторили на уроке?

Возьмите небольшие листочки у вас на партах, напишите свою фамилию.

Под цифрой 1 запишите те корни, которые вам даются легче всего.

Под цифрой 2 запишите самый трудный для вас корень. Передайте работы вперед.

Давайте посмотрим, какие корни не вызывают трудности (…), какие же самые сложные? (…)

Из этого следует сделать простой вывод: надо повторить правило написания сложных для вас корней.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Составить 10 словосочетаний с корнями, в которых чередуются гласные. (средний уровень)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка в 6 классе

(Учитель русского языка и литературы МБОУ Школы №168 им. Героя Советского Союза Е.Н. Никонова г.о Самара Макатова Сара Койшибаевна)

Предмет: русский язык.

УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. ./ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2017.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Вид деятельности: коллективная, групповая.

- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании, речевого слуха;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- применение полученных знаний и умений в речевой практике.

- знать корни с чередованием;

- уметь правильно писать корни с чередованием;

- выстраивать композицию рассуждения.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор-, Е и И в корнях -бер-/-бир- и др. ;

- овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;

- овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях;

2. Метапредметные:

- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;

- овладение приемами отбора и систематизации материала;

- способность к конструированию предложений;

- умение создавать тексты;

3. Личностные:

- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;

- овладение умением работать в группах

Оборудование:

- презентация, раздаточный материа

1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

1.Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

- Здравствуйте, садитесь. Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока

- Сегодня мы с вами будем говорить об орфограмме в корне слова, о корнях с чередованием. Будьте внимательны – эта орфограмма встречается в заданиях ГИА.

- Какие корни с чередованием изучили?

- От чего зависело правописание гласных в корне -лаг- - -лож-?

А -раст (ращ)- - -рос?

3. Изучение нового учебного материала.

Эти правила можно объединить в 4 группы.

-ра ст - ра щ - ро с

Исключения : р о сток, Р о стов, Р о стислав, р о стовщик, отр а сль

- ска к – ско ч -

Исключения: ск а чок, ск а чу,

ск а чкообразно

- лож- лаг - А

Исключение: пол о г

- бер – бир —А

- пер – пир —А

- мер – мир —А

- дер – дир —А

- тер – тир —А

-блест – блист - А

- жег – жиг -А

- стел – стил -А

- чет – чит —А

Искл. : соч е тать, соч е тание

-кос – кас -А

-гор – гар – без ударения – О

Исключение: выг а рки

- без ударения - О

- без ударения – О

Исключение: утв а рь

-зор – зар – без ударения - А

Исключения: з о ревать, з о рянка (птица)

- без ударения - А

Исключения: пл о вец, пл о вчиха, пл ы вуны

-равн- («равный, одинаковый)

Исключения: ур о вень, пор о вну, р о весник,

р а внина, р а вняйся, пор а в-

няться, р а внение направо

Ключевая задача №1

Полезные р…стения; р…скошные апартаменты; ск..кать на лошади; выск..чить из-за угла

Ключевая задача №1

Выт..реть посуду; зам..рать от восторга; легкое прик..сновение; к…сательная линия; новая газонок..силка;

Ключевая задача №1

разг. релся спор; г..рняцкий поселок; претв..рить мечту в жизнь, вечерняя з..ря; пл..вучие льды; накл..ниться в

Ключевая задача №1

ур..вняться в правах; подр..внять клумбу; ур..вень воды; непром..каемое пальто; обм..кнуть кисть в краску

Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор, обращаясь к таблице.

Алгоритм нахождения чередующейся гласной в корне слова:

1) выделите корень;

2) выясните его лексическое значение;

3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь сведениями из таблицы;

3) подчеркните гласную в корне.

Заг..реть на солнце; отважный пл..вец; яркая з..рница; вск..чить с места; прик..снуться к земле; к..сание мяча; яркая к..сынка; вым..кнуть до нитки; покл..ниться знакомому; предпол..гаемые планы; р..вносторонний треугольник; решительный ск..чок вверх; подр..внять клумбу; р..систое утро; прим..рять платье; р..весник века; прин..мать присягу; отр..слевая промышленность; расст..лающаяся р..внина .

3. Задания этого уровня соответствуют заданиям блока В ГИА и ЕГЭ. Учащиеся также отвечают, подкрепляя свои рассуждения доказательством.

. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Домашнее задание

Найти и записать 5-6 пословиц, в которых встречаются слова с чередующимися гласными в корне.

-ра ст - ра щ - ро с

Исключения : р о сток, Р о стов, Р о стислав, р о стовщик, отр а сль

без ударения - О

мак- (погружать в жидкость)

- ска к – ско ч -

ск а чок, ск а чу

- бер – бир— А

без ударения - О

р а вн (одинаковый)

-р о вн- (прямой, гладкий)

- дер – дир —А

- мер – мир —А

без ударения - О

Исключения : ур о вень, р о весник, равнина, равняйсь, равнение направо.

- пер – пир —А

без ударения – А

Искл.: зоревать, зорянка (птица)

- тер – тир —А

без ударения - А

Исключения : пл о вец, пл о вчиха, пл ы вуны

-блест – блист - А

- жег – жиг -А

- стел – стил -А

- чет – чит —А

Искл. : соч е тать, соч е тание, ч е та

- кос – кас -А

Ключевая задача№1

Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор, обращаясь к таблице.

Алгоритм нахождения чередующейся гласной в корне слова:

1) выделите корень;

2) выясните его лексическое значение;

3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь сведениями из таблицы;

3) подчеркните гласную в корне.

Молодая пор…сль; полезные р…стения: р…скошные апартаменты; ск..кать на лошади; выск..чить из-за угла; распол..гать свободным временем; прежпол..жить лучшее; выт..реть посуду, уп..раться ногами; зам..рать от восторга; прим..рять платье; соб_раться в экспедицию; .легкое прик..сновение; к…сательная линия; подн..маться в гору; новая газонок..силка; разг. релся спор; несг..раемый шкаф; г..рняцкий поселок; претв…рить мечту в жизнь, вечерняя з…ря; отважный пл_вец; накл..ниться в сторону; ур..вняться в правах; подр..внять клумбу; непром..каемое пальто; обм…кнуть кисть в краску; р..систое утро; зеленый р..сток; прм..рить друзей

Ключевая задача№1

Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор, обращаясь к таблице.

Алгоритм нахождения чередующейся гласной в корне слова:

1) выделите корень;

2) выясните его лексическое значение;

3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь сведениями из таблицы;

3) подчеркните гласную в корне.

Молодая пор…сль; полезные р…стения: р…скошные апартаменты; ск..кать на лошади; выск..чить из-за угла; распол..гать свободным временем; прежпол..жить лучшее; выт..реть посуду, уп..раться ногами; зам..рать от восторга; прим..рять платье; соб_раться в экспедицию; .легкое прик..сновение; к…сательная линия; подн..маться в гору; новая газонок..силка; разг. релся спор; несг..раемый шкаф; г..рняцкий поселок; претв…рить мечту в жизнь, вечерняя з…ря; отважный пл_вец; накл..ниться в сторону; ур..вняться в правах; подр..внять клумбу; непром..каемое пальто; обм…кнуть кисть в краску; р..систое утро; зеленый р..сток; прм..рить друзей


Автор УМК: Ладыженская Т.А. Тип урока: систематизация знаний Цель деятельности учителя: создать условия для повторения и закрепления знаний, умений, навыков, способов деятельности, связанных с правописанием чередующихся гласных в корнях слов.

Содержимое разработки

Предмет: русский язык

Автор УМК: Ладыженская Т.А.

Тема урока: Повторение (чередующиеся гласные в корнях слов)

Тип урока: систематизация знаний

Цель деятельности учителя: создать условия для повторения и закрепления знаний, умений, навыков, способов деятельности, связанных с правописанием чередующихся гласных в корнях слов.

Используемые материалы: электронный тренажер по теме, карточки с заданиями, учебник, таблицы по теме, составленные на предыдущем уроке.

Планируемые результаты

Предметные: научатся применять правила проверки написания гласных в корнях с чередованием, составлять индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

познавательные – объясняют языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения;

регулятивные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, ищут и выделяют необходимую информацию;

коммуникативные – слушают и слышат друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

имеют мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Задачи урока

Образовательные:

- продолжить формирование навыка правописания слов с чередующимися гласными в корнях слов;

- устранить пробелы в знаниях и умениях по теме;

Развивающие:

- развивать умение выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию;

Воспитательные:

- формировать мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

Самоопределение к деятельности

- Ребята, какие орфограммы мы изучали на последних уроках русского языка в прошлой четверти?

- В чем особенность этой орфограммы по сравнению с обычными безударными гласными в корне?

- Много ли корней с чередующимися гласными?

- Почему их важно знать?

- Что нужно знать кроме самих корней с чередованием?

Чему вы хотели бы научиться на этом уроке?

Отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель (Р)

Имеют мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности (Л)

Актуализация знаний

Для того, чтобы вспомнить корни с чередованием и условия, от которых зависит их правописание вы будете работать с тренажером на компьютере в паре. Обязательно обратите внимание на инструкцию в начале тренажера, запомните условные обозначения. Только так вы сможете построить работу с тренажером правильно.

Задание: выполните задания электронного тренажера в паре (по очереди), обосновывая однокласснику свой ответ. При затруднении обратитесь к подсказке.

Внимательно слушают, отвечают на вопросы. Осознают недостаточность имеющихся знаний для выполнения задания, обоснования ответа.

Объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения (П)

Слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. (К)

Управляют собственным речевым поведением (К)

Локализация затруднений

Оцените свою работу и работу одноклассника, используя оценочный лист (обведите корни, правописание которых усвоено недостаточно хорошо):

Корни с чередованием, правописание которых я знаю недостаточно хорошо

По моему мнению

По мнению одноклассника

Корни с чередованием е/и бер – бир, дер-дир и.тд.

Корни с чередованием е/и бер – бир, дер-дир и.тд.

Оценивают свои знания и знания одноклассника.

Адекватно самостоятельно оценить правильность выполнения действия (Р)

Имеют мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности (Л)

Построение проекта выхода из затруднения

Посмотрите на корни, обведенные вами и вашим одноклассником. Их правописание вам нужно повторить.

Найдите в учебнике соответствующие правила и повторите их.

Выполните предложенные упражнения на эти правила.

Самостоятельно определяют пробелы в знаниях

Составлять индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах (Пр)

Принимают и сохраняют учебные задачи (Р)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

раст – ращ – рос

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограммы. Проверьте работу по ключу, исправьте ошибки:

Взр…стить, взр…слеть, возр…стной, вр…сти, выр…стить, выр…щенный, дор…сти, зар…сти, заро…сли, нар…стание, нар…щивание, обр…стать, подр…стать, разр…стись, р…стение, р…сти, р…стительный, р…слый, Р…стислав.
Ключ

Взрастить, взрослеть, возрастной, врасти, вырастить, выращенный, дорасти, зарасти, заросли, нарастание, наращивание, обрастать, подрастать, разрастись, растение, расти, растительный, рослый, Ростислав.
кас-кос

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограммы. Проверьте работу по ключу, исправьте ошибки:

К…сание, к…сательная, к…саться, к…снуться, неук…снительно, прик…саться, прик…сновение, неприк…сновенность, соприк…саться.
Ключ
Касание, касательная, касаться, коснуться, неукоснительно, прикасаться, прикосновение, неприкосновенность, соприкасаться.

Корни с чередованием е/и

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограммы. Проверьте работу по ключу, исправьте ошибки:

Бл…стеть, бл…стательный, выж…чь, выж…гать, зад…рать, зам…рать, зам…реть, зап…раться, наст…лать, обд…рать, обд…рет, обж…чь, обж…гать, отт…реть, отт…рать, разб…рет, разб…рать, расст…лить, расст…лать, расч…т.
Ключ

Блестеть, блистательный, выжечь, выжигать, задирать, замирать, замереть, запираться, настилать, обдирать, обдерет, обжечь, обжигать, оттереть, оттирать, разберет, разбирать, расстелить, расстилать, расчет.
гар-гор

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограммы. Проверьте работу по ключу, исправьте ошибки:

Возг…рание, выг…реть, г…рь, г…рючий, дог…рать, дог…реть, заг…р, загорание, заг…релый, наг…ревший, ог…рок, перег…рать, пог…релец, подг…реть, разг…р, сг…рать, уг…р.
Ключ

Возгорание, выгореть, гарь, горючий, догорать, догореть, загар, загорание, загорелый, нагоревший, огарок, перегорать, погорелец, подгореть, разгар, сгорать, угар.
зар – зор

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограммы. Проверьте работу по ключу, исправьте ошибки:
З…рница, з…ря, з…ревать, з…ренька, оз…рение, оз…риться, оз…рять, оз…ряться.
Ключ
Зарница, заря, зоревать, зоренька, озарение, озариться, озарять, озаряться.

Выполняют задания, проверяют по эталону, исправляют ошибки.

Объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения (П);

Самостоятельно необходимую информацию (Р)

Адекватно самостоятельно оценить правильность выполнения действия (Р)

Имеют мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности (Л)

Включение в систему знаний и повторение

Выполните контрольное задание:

Отряд ра.. пол..жился у р..ки. Быстро выр..сли на берегу палатки. Вечерняя з..ря дог..рала. Последние лучи солнца чуть к..сались вершин д..рев..ев. По оврагу ра(с,сс)т..лался туман. Ребята стали соб..рать суч..я. Один за другим разг..рались к..стры. Пламя то уг..сало то выр..стало. Оно почти к..салось в..твей д..ревьев осв..щало лица ребят.

Выполняют контрольное задание, проверяют правильность выполнения.

Объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения (П);

Адекватно самостоятельно оценить правильность выполнения действия (Р)

Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

– Какова была цель сегодняшнего урока?

- Достигли ли вы её?

- Есть ли корни с чередованием, правописание которых вами недостаточно усвоено?

- Что сделать, чтобы это преодолеть?

Отвечают на вопросы.

Делают выводы и обобщения.

Проводят самоанализ своей деятельности на уроке.

Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей (К)

Владеют навыками самоанализа учебной деятельности (Р)

Домашнее задание

Повторить правила правописания корней с чередованием, которые вызывают затруднения,

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу.

2. Творческое задание: составьте текст из 6-8 предложений с использованием слов с чередующимися гласными в корне. Обозначьте в них изучаемую орфограмму.

Записывают задание, задают уточняющие вопросы


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.

Цель урока: сформировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами

Задачи:

вспомнить и обобщить правила правописания гласных в корнях с чередованием;

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор-, Е и И в корнях -бер-/-бир- и др. ;

- овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;

- овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях;

2. Метапредметные:

- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;

- овладение приемами отбора и систематизации материала;

- способность к конструированию предложений;

- умение создавать тексты;

3. Личностные:

- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;

- овладение умением работать в группах

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

(учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 13 г. Жигулевск Ефремова Светлана Петровна)

Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.

Цель урока: сформировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами

вспомнить и обобщить правила правописания гласных в корнях с чередованием;

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор-, Е и И в корнях -бер-/-бир- и др. ;

- овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;

- овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях;

2. Метапредметные:

- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;

- овладение приемами отбора и систематизации материала;

- способность к конструированию предложений;

- умение создавать тексты;

3. Личностные:

- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;

- овладение умением работать в группах

Универсальные учебные действия (УУД)

1.Организационный момент

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием:

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

Учитель предлагает ученикам выбрать ленточку определённого цвета, тем самым деля обучающихся на 3 группы: синюю, зелёную, желтую

- Сегодня на уроке вы должны показать своё умение взаимодействовать в команде. Я надеюсь на вашу продуктивную работу.

Стоят, образуя полукруг

Приветствие обучающихся.

Здороваются локтями

Выбирают ленточки, повязывают их и рассаживаются за столы.

Определяют координатора группы.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

2.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Работа с текстом (слайд )

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)

Просит ученика прочитать текст вслух.

- Определите основную мысль текста и объясните, что хотел сказать нам автор.

- Что важного, поучительного должны взять для себя из этого текста?

- Вот и нам с вами сегодня на уроке предстоит приложить усилия, чтобы обобщить знания по одной важной теме

-Как надо прожить жизнь.

Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания

Познавательные: целеполагание; чтение и слушание с целью извлечения нужной информации; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3.Актуализация знаний

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

-Назовите устно пропущенные буквы.

-Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадях число и тему урока

Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих.

4.Постановка учебной проблемы

- Ребята, чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? Какие цели поставим на сегодняшний урок? Запишите свои цели, опираясь на шаблон

Познавательные: целеполагание; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Читайте также: