Конспект урока культура поведения в общественных местах

Обновлено: 07.07.2024

Оценить 4549 0

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

План-конспект

занятия по теме

Тема:Правила поведения в общественных местах.

1. познакомить детей с общественным этикетом (правилами поведения в магазине, кино, театре, поликлинике, транспорте, на улице);

2. формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения;

3. развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость, распределение), слуховую память, мышление, тонкую и общую моторику;

4. воспитывать у детей нравственные качества и чувства.

I этап. Организационный

Всех приветствую, друзья,

Рада видеть вас здесь я.

Здравствуй, Петя! (дети по кругу приветствуют друг друга)

Как вести себя в трамвае?

Надо ль место уступать?

На площадке детской даже,

Как с ребятами играть?

Пошуметь ли в кинотеатре?
В магазине покричать?

В поликлинике поплакать?

И в музее погонять?

На любой вопрос ответ

Скажет снова этикет

II этап. Мотивационный

1.Основная часть

Сегодня мы с вами отправимся в вежливое путешествие и узнаем, как правильно вести себя на улице, в транспорте, в поликлинике, магазине, театре.

А на чем же мы отправимся в путешествие? Сейчас игра нам подскажет. (Каждому ребенку дается картинка с изображением транспорта и спрашивается, что досталось, делается вывод о виде транспорта – водный, воздушный, наземный, подземный).

А теперь найдите тень вашего транспорта на игровом поле и положите туда картинку. Какого транспорта не хватает? (автобуса). Конечно! Потому что он нас уже ждет!

Давайте сначала дадим выйти людям из автобуса, а потом зайдем сами.

И займем нужные места.

Саша сядет слева от Кати, а Паша справа от Маши и т.д.

4. Правила поведения в автобусе

Перед тем как войти в дверь, сначала пропустите тех, кто выходит.

Уступайте место пожилым людям, инвалидам, женщинам и маленьким детям.

Не бегайте по салону. Держитесь за поручни.

В транспорте говорите со знакомыми тихо.

Если вы видите, что человеку трудно выйти из транспорта, предложите свою помощь.

5. Сценка на улице

Вот мы с вами оказались на улице. С какой стороны тротуара мы пойдем? (с правой). И помните: на улице мы не кричим и на ходу не едим!

Психолог: Даже если нет урны, мусор не бросаем на тротуар, нужно завернуть его и нести с собой, пока не встретите урну.

Вот перед нами светофор. Давайте подождем, когда загорится, … какой свет? (зеленый).

Психолог: Правильно. Ребята, загорелся зеленый свет, пойдемте. А если светофора нет? Что мы будем делать? (посмотрим сначала налево, потом направо, убедимся, что нет машин).

6.Сценка в театре

Вот мы с вами подошли к театру. Мальчики, сначала пропустим девочек. Вещи мы куда сдаем? (в гардероб).

Вот ваши билетики (с узором). Рассаживаемся на свои места. (Ищут место, где лежит такой же билетик).

А вот и сказочные звери тоже решили прийти в театр. Давайте посмотрим, что происходит.

Все сели, приготовились смотреть спектакль. Но вот опоз­давшая Собачка старается поскорее дойти до своего места. Она мешает всем зрителям. Какие же правила она нарушила?

У Мальвины место в середине ряда, но она немного задер­жалась и теперь, извинившись, должна осторожно пройти к месту, повернувшись лицом к сидящим. Если бы Мальвина опоздала и пришла с началом спектакля, она должна была бы сесть на любое свободное место и уже только после антракта (перерыва) сесть на свое место. Почему? Как вы думаете? По­тому что зрители, чтобы пропустить Мальвину, должны встать, а это отвлечет их внимание от спектакля.

Нельзя в театре занимать чужие места!

В театр приходят красиво одетыми, ведь это праздник.

Но вот начался спектакль, все внимание зрителей прикова­но к сцене. Вдруг они слышат шуршание бумаги, хруст. Это собачка шушукается, разворачивает пакет, ест конфеты, разговаривает по телефону. Она проявляет неуважение к окружающим. Так культурные люди не поступают.

Если спектакль вам понравился, поблагодарите артистов аплодисментами. Если не понравился, не стоит кричать, шу­меть и топать ногами. Можно просто уйти, даже после 1-го дей­ствия, в перерыве.

Закончился спектакль, наши куклы-зрители ушли. Посмот­рите, все ли места в порядке? Вон там остались бумажки, обер­тки, крошки. Кто же это оказался плохим зрителем? Кто си­дел на этих местах? Ну, конечно, собачка. Да­вайте, ребята, повторим для нее правила поведения в театре.

Вспомните, кто, где сидел в автобусе, и займите свои места. Едем в магазин.

Мы пришли в магазин. идут пальчиками по столу.

Мы купили торт – один, показывают 1 палец

Плюшек – две, хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца

Ватрушек – три, хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца

сразу – четыре! вертят кулачками и показывают 4 пальца

Ребята мы пришли с вами в магазин, как вести себя в общественных местах, мы уже знаем. Давайте посмотрим, в какой магазин мы попали, смотри на первую рамочку. (В продуктовый, потому что здесь продукты).

Молодцы! Переверните листочек. Постарайтесь запомнить, что нужно купить: хлеб, яблоко, банан, морковь, капусту, картофель. (повторяется 2 раза)

Теперь переворачиваем листочки и обводим то, что запомнили.

Давайте проверим, что купили.

А теперь в какой магазин пришли? Смотрим на вторую рамку (в мебельный). Перевернули листочек.

Запоминаем, что нужно купить: шкаф, стул, диван, стол, кресло. (повторяется еще раз)

И в последний магазин зайдем. Что в нем продают? (Одежду)

Листочек перевернули. Запоминаем, что нужно купить: шапку, шарф, варежки, платье, майку, юбку. (повторяется еще раз, проверяют).

Напротив магазина находится поликлиника. Ребята, я думаю, вы уже знаете, как вести себя в поликлинике: нужно сдать вещи в гардероб, переобуться или надеть бахилы. Шуметь и бегать в поликлинике нельзя.

Мы часто не задумываемся, что та или иная ситуация в общественном месте требует соблюдения определенных норм и правил поведения. Проблема состоит в том, что многие не знают этих норм и правил.

Цель: изучение и освоение норм и правил культуры поведения в общественных местах обучающимися 9-11 лет.

Задачи:

  • изучить правила поведения в общественных местах через разные виды игрового взаимодействия;
  • развивать практическое освоение навыков поведения в общественных местах;
  • формировать навыки межличностного и творческого взаимодействия.

Общепедагогические методы и приемы: наглядный, игровой, репродуктивный, активный, деятельностный.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, карточки с заданиями, листы бумаги, карандаши, маркеры.

План проведения

Ход проведения

Вопросы для обсуждения:

- Какое из правил можно назвать основными при появлении в общественных местах? (взаимоуважение, благожелательность, здравый смысл при общении с людьми);

- Что следует делать, чтобы не было мусора на улицах? (не мусорить, пользоваться урнами);

- Почему к поведению на улицах предъявляются самые высокие требования? (потому что улица – общественное место);

- Что следует делать перед выходом на улицу? (позаботиться о своем внешнем виде: привести в порядок одежду и обувь, причесаться и т.д.)

Вопросы для обсуждения:

- Какие места можно назвать общественными? (места общего пользования людей: улицу, театр, музей, библиотеку, кафе, транспорт и т.д.);

- Что вы понимаете под культурой поведения в общественных местах? (соблюдение определенных правил поведения в местах общего пользования);

- Какие из правил поведения можно назвать общими для всех общественных мест? (соблюдать общественный порядок, быть вежливыми, бережно относиться к чужому имуществу и т.д.);

- Какие из правил поведения нужно важно знать и применять на улице? (соблюдение правил уличного движения и пользования разными видами транспорта, общественного порядка: разговаривать без крика, не шуметь, не мешать другим людям);

- Как правильно вести себя в театре, в кино? (тихо разговаривать в этих заведениях, не вставать во время представления или фильма, не пользоваться телефоном и т.д.).

Обучающимся предлагается разделиться на 3 группы и выполнить задания:

- для первой группы: обыграть ситуацию прохода зрителя в зал при опоздании (извиниться на входе и предъявить билет контролеру, раздеться в гардеробе, тихо пройти на свободное место);

- для второй группы: обыграть ситуацию просмотра экспозиции с друзьями в музее (внимательно слушать экскурсовода, не трогать экспонаты руками, молчаливое рассматривание картин, тихий обмен мнением);

- для третьей группы: обыграть ситуацию прохождения с друзьями узкого тротуара (посторониться и пропустить прохожего).

Обучающимся предлагается распределиться по ролям: водителя, кондуктора, пассажиров.

Каждый из участников определяет правила поведения:

  • водитель – управляет автобусом;
  • кондуктор – продает билеты, следит за порядком в автобусе, объявляет остановки;
  • пассажиры - уступают место пожилым людям, инвалидам, матерям с детьми;
  • держатся за поручни, культурно ведут себя в автобусе.

Обучающимся предлагается разделиться на группы, каждой группе – придумать название и определить месторасположение планеты, дать название обитателям и культурным общественным местам, придумать правила поведения, отобразить творческий замысел через сказку, или рисунок.

Работа по карточкам

Обучающимся предлагается ответить на вопросы тестов, обведя или подчеркнув правильный вариант ответа.

1. Почему к поведению человека на улице предъявляются самые высокие требования?

А. потому что на улице за порядком следят полицейские

Б. потому что улица- это общественное место

В. потому что на плохое поведение могут обратить внимание другие

2. Как следует позаботиться о своем внешнем виде, перед тем как выйти на улицу?

А. надеть тапки и домашний халат

Б. привести в порядок одежду и обувь, причесаться

В. выйти на улицу в театральном костюме

3. Три подруги, спокойно разговаривая, шли по узкому тротуару и получили замечание от незнакомого прохожего. Чем был недоволен прохожий?

А. содержанием разговора подруг

Б. тем, что подруги заняли весь тротуар

В. тем, что не поздоровались с ним

4. Кого нужно пропускать при входе в магазин и выходе из него?

А. того, кто входит,

Б. того, кто выходит

В. это не имеет значения

5. Кому принято уступать место в общественном транспорте

А. студенту, школьнику, мужчине

Б. женщине, пожилым людям, инвалидам

В. мужчине с чемоданом, подростку с велосипедом, девушке с пакетом

6. Как лучше попросить молодого человека уступить место женщине?

А. громко пристыдить молодого человека

Б. предложить самой женщине обратиться с просьбой к молодому человеку

В. вежливо и тихо попросить уступить место

7. Какое из правил самое главное при посещении театра?

А. не спать в кресле во время спектакля

Б. не наблюдать в бинокль за публикой во время спектакля

В. проявлять внимание к актерам и уважение к публике

8. Какое из правил самое главное при посещении музея?

А. громко комментировать рассказанное экскурсоводом

Б. бесшумно передвигаться от экспозиции к экспозиции

В. трогать руками экспонаты

9. Кто в библиотеке сможет ответить на все твои вопросы и помочь в выборе книга


Цель: Формирование навыков у учащихся культурного поведения в повседневной жизни.

Познакомить воспитанников с правилами поведения в общественных местах.

Развивать умение правильно оценивать себя и других в различных ситуациях.

Воспитывать уважение к окружающим людям.

Корригировать внимание, развивать речь, коммуникативные навыки у воспитанников.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер.

Ход занятия

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Слайд 1

- Ребята, вы часто бываете там, где много незнакомых людей. А как называются места, где находится большое количество людей? Такие места называются общественными.

Общественные места – это места большого скопления людей. Слайд 2 (Общественное место - место, где люди собираются добровольно или обязательно, чтобы отдохнуть, решить какие-то дела, учиться или работать).

- Какие общественные места вы знаете? (улица, общественный транспорт, школа,

театр, больница, кинотеатр).

- Наше занятие называется - Правила поведения в общественных местах.

- В общественных местах бывает немало людей разного возраста. Каждому из них надо уметь общаться друг с другом. Человеку многое надо знать: и на каком расстоянии надо находиться, когда беседуешь с разными людьми, и как к ним обращаться, и как вести себя за столом. Как одеваться, каким должно быть поведение в общественных местах. И многое другое. Люди придумали правила для всех случаев поведения и назвали их этикетом. Что такое этикет? (ответы детей)

Этикет – это правила поведения человека среди других людей.

Находясь в обществе, вам приходится выполнять правила общения, правила вежливости. А как называют человека, который знает все правила этикета и соблюдает их? Дети: - Его называют культурным. - Его называют воспитанным человеком.

Жизнь в обществе требует, чтобы все люди соблюдали правила общения, обязательные для всех: для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых.

- Начнем разговор об общественных местах. Эта загадка об очень важном общественном месте в жизни каждого человека. Слушайте внимательно, и подумайте о чем идет речь:

В этом заведении

Учились здесь артисты,

И вы, мои друзья. (Школа) Слайд 3

Ребята, вы уже много лет школьники. Расскажите, как же нужно вести себя в школе (ответы детей)

- А теперь давайте вспомним вместе правила поведения на улице. Слайд 4 (Соблюдать чистоту на улице! Переходить улицу на зеленый сигнал светофора! Не перебегать улицу в неположенном месте! Нельзя играть возле проезжей части дороги! Обгонять идущих впереди следует слева. Если тротуар узкий, надо попросить разрешения и пройти. При встрече дорогу уступает младший старшему, мужчина – женщине, при равных условиях – более вежливый человек.) Ответы детей затем Слайд 5

- А для чего необходимо соблюдать правила поведения на улице? (чтобы не попасть в неприятную ситуацию)

- О каком виде общественном транспорта будем говорить? (О правилах поведения в общественном транспорте.) Молодцы! Слайд 6

Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.

- Скажите, правильно ли поступили мальчики?

- Что они должны были сделать с самого начала? (Уступить место старушке).

- А мужчина с ковром?

- А как бы вы поступили в данной ситуации?

- Какие виды общественного транспорта вы знаете?

- Какие еще правила поведения в общественном транспорте вы можете назвать? (ответы детей) Слайд 7

• Ожидать общественный транспорт можно только на остановках.

• Прежде чем зайти, нужно выпустить тех, кто выходит из транспорта.

• Обязательно следует оплатить проезд, купив разовый проездной билет или предъявив проездной билет на много поездок.

• В транспорте надо вести себя достойно:

- не шуметь и не толкаться;

- уступать места пожилым людям и инвалидам, женщинам с тяжелыми

- не отвлекать водителя во время движения транспорта;

- держаться во время движения транспорта за поручни;

- вежливо спрашивать и вежливо отвечать на вопросы пассажиров;

- Если ты заметил, что кто-то оставил под сиденьем сумку или коробку и вышел на остановке, что вы будете делать? Правильно, немедленно сообщи об этом взрослым, кондуктору или водителю. Террористы очень жестоки и могут устроить взрыв в пассажирском транспорте. Будь осторожен. Терроризм очень опасен для людей.

- И помните - Когда пассажир соблюдает правила – он в безопасности!

Беседа о правилах поведения в театре или кинотеатре.

- Ребята, а кто из вас бывал в театре или кинотеатре? Слайд 8

Спектакль уже начался. Васечкин, запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает пробираться между рядами, повернувшись спиной к сидящим. Роняет свое пирожное на колени одного из зрителей. Наконец добирается до своего места и начинает расспрашивать, что уже показали артисты. Сел и грызёт семечки.

- Укажите на ошибки Васечкина. Как надо было поступить Васечкину?

- Расскажите, какие правила необходимо было соблюдать детям в театре (кинотеатре)?

Правила поведения в театре и кинозале: Слайд 9

1. Приведи себя в порядок.

2. Рассчитай время, не опаздывай.

3. В кино - сними шапку, в театре - разденься в гардеробе и получи номерок.

4. Не сори, не бегай в фойе.

5. Займи своё место. По ряду проходи лицом к сидящим, извинись.

6. Не спеши выходить из зала до окончания спектакля: успеешь одеться.

7. Не разговаривай во время представления, не ешь - не мешай другим зрителям.

- А чем отличается театр от кинотеатра? Слайд 16 (Кино на экране показывают, а театральное действие на сцене происходит.)

- Для чего предназначен антракт? (Предназначен для нескольких целей: отдыха актёров и зрителей, и перемены декораций, а также, при необходимости, смены костюмов и грима актеров.)

- Ребята, будьте внимательны при просмотре ералаша.

- Оцените поведение детей. Правильно ли вели себя дети в театре во время антракта?(ответы детей)

Итог занятия

- Ребята, о чем говорили сегодня на занятии? ( О правилах поведения в общественных местах) - Как же нужно вести себя в общественных местах? (культурно, вежливо)

- Помните, где бы вы не находились: на улице, в общественном транспорте, в театре, вы не одни. Люди смотрят на вас и по вашему поведению судят о вас. Ведь всем нам хочется, чтобы наши друзья, соседи, знакомые всегда бы уважали нас. А весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку люди относятся всегда хорошо, по доброму. Только такого человека все любят и уважают, и у него есть верные и надёжные друзья.

- Занятие окончено. Спасибо за внимание!


-75%

Учитель: Мы каждый день сталкиваемся на улице с хамством и грубостью, в школе и в музеях с невежеством и бестактностью. Очень трудно порой сделать замечания тем, кто позволяет очень неприветливо и даже оскорбительно вести себя в обществе.

Помните, каждый из нас существо социальное, мы живем в обществе, а значит должны придерживаться определенных законов.

Прослушайте первую загадку и догадайтесь, о каком понятии мы будем говорить сегодня на классном часе:

Любые вежливые слова,

Хорошие, добрые, даже светлые,

Ты знать должен их на память сполна.

(Ученики отвечают этикетные)

Учитель: Верно, этикетные слова связаны с таким главным понятием нашего классного часа, как этикет.

Индивидуальное задание. Работа с понятием этикет по словарю.

(Ответы учащихся: Этикет - это свод правил поведения в обществе)

Работа в группах. Задание: поработать в группах и подумать, какие правила этикета должны беспрекословно соблюдаться на улице.

(выступление учащихся с примерными ответами:

Чистый и опрятный )

Учитель: Посмотрите внимательно, ваша одноклассница(ик) идет по улице. Какие ошибки допускает данный ученик в походке? В чем ошибка пешехода, который толкнул прохожего, какой главный закон он нарушил?

Инсценировка. Специально подготовленный ученик идет, сильно размахивая руками, спина согнута, глаза опущены вниз. Затем мимо него пробегает другой ученик и толкает его рукой.

(Примерный ответ учащихся: 1) нельзя горбиться, спина должны быть прямой

2) идти нужно плавно, не размахивая руками

Нарушен главный закон улицы: уважение к встречному.)

Учитель: А что должен был ответить прохожий, если его нечаянно задели на улице рукой?

Разбор ситуаций: Работа в группах.

Вы зашли в вагон и сели на место, рядом с вами сидит пассажир, как вежливо поприветствовать попутчика.

Вы летите в самолете. Подумайте, какие правила этикета вы должны соблюдать, чтобы не показаться невежественным человеком

Вы оказались в театре. Уже после начала спектакля приходит зритель, который одновременно разговаривает по телефону. Затем начинает активно обсуждать спектакль с соседом. Какие правила этикета этот человек нарушил?

Вы едете в автобусе. Подумайте, какие правила этикета вы должны соблюдать, чтобы не показаться невежественным человеком

(Выступление учащихся с разбором ситуаций)

Работа с памятками. Учитель: Перед вами памятки, в которых отражены основные бесспорные табу, которые необходимо соблюдать на улице.

(Памятка: На улице нельзя:

2) бросать на землю мусор;

3) совершать те процедуры, которые необходимо делать дома; заправлять рубашку, шнуровать обувь, накладывать макияж;

4) жевать спички и травинки;

6) женщинам - курить.)

Творческое задание: Придумать сказку о вежливости или стихотворение об этикете.

(Выступление учащихся с творческим заданием)

Подведение итогов.

Учитель вместе с учащимися делает вывод о том, как можно завоевать авторитет среди окружающих, как необходимо вести себя в обществе, с друзьями. Ученики забирают с классного часа памятки.

Читайте также: