Конспект урока архаизмы и историзмы 6 класс

Обновлено: 07.07.2024

Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного употребления.

Историзмы – устаревшие слова, которые обозначают существовавшие ранее, но исчезнувшие в настоящее время предметы, явления.

Архаизмы – устаревшие слова, вышедшие из употребления, вытесненные современными синонимами.

Общеупотребительная лексика – слова, употребляемые в речи всеми и понятные всем.

Неологизмы – новые слова, возникающие в языке с развитием искусства, общественной жизни.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.

Дополнительная литература:

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. Т. 2 – М.: Русский язык, 2000. – 779 с.

2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Одни слова в русском языке живут долго, мы часто используем их в речи, а другие быстро забываются, и мы перестаём их употреблять.

Давайте вспомним, как назывались раньше части человеческого тела:

Правая рука – десница

Левая рука – шуйца

Такие слова, как шуйца, десница, выя, ланиты, рамена вышли из активного употребления и встречаются только в исторической литературе или в фольклоре. Это устаревшие слова.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

Такие слова, как бивак, кивер требуют разъяснений для современного читателя.

Бивак – лагерь (стоянка), расположение войск под открытым небом для отдыха.

Кивер – высокий головной убор военных.

Эти два слова мы не употребляем в речи. Вместо слова бивак мы говорим лагерь. Предмет остался, но слово другое. А слово кивер – ушло из нашей речи, потому что нет уже такого предмета. Военные носят головные уборы, называющиеся иначе: пилотка, фуражка и т. п.

Если устаревают слова, но вещь, предмет, явление остается – такие слова называются архаизмами.

А если из обихода исчезает вещь, предмет, явление – это историзмы. Историзмы – слова, которые обозначают существовавшие ранее, но теперь исчезнувшие предметы или явления.

Вряд ли современный подросток без помощи словаря сможет объяснить слова конка, фижмы.

Заглянем в словарь: конка – городская железная дорога с конной тягой; фижмы – каркас для придания пышности женской юбке. Эти слова – историзмы.

Знать историзмы – значит разбираться в истории, культуре прошлого нашей родины.

Очень полезно знать меры длины и веса, вышедшие из употребления.

Аршин – 16 вершков, или 71 см

Сажень – 3 аршина, или 2,13 м

Верста – 500 саженей, или 1,06 км

Золотник – 4,26 г

Фунт – 96 золотников, или 410 г

Пуд – 40 фунтов, или 16,38 кг

Новые слова могут как заменять устаревшие слова, так и называть новые предметы и явления: космонавт, акваланг, ракета и другие. Так появляются неологизмы. Неологизм – слово или словосочетание, недавно появившееся в языке.

Процесс появления новых слов – постоянный. Развивается наука, техника, появляются новые вещи, возникают новые явления. С развитием IT-технологий в языке появляется всё больше и больше слов. Флешка, эсэмэска, интернет

Порой для обозначения новых вещей могут употребляться старые хорошо известные нам слова. Например, слово мышка. Сегодня никого не удивляет, что мы этим словом называем специальное приспособление к компьютеру. Кто-то увидел сходство этой вещи с длиннохвостой мышкой – и название прижилось.

Иногда в языке происходят обратные вещи. Устаревшие слова возвращаются в обиход. Например, вернулось слово губернатор, хотя губерний нет, есть области.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор.

Какое из перечисленных слов является устаревшим?

Пиджак, светец, октава, луноход.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм: прочитайте внимательно слова. Объясните их лексическое значение. Если затрудняетесь, обратитесь к толковому словарю.

Правильный ответ:

Подчёркивание элементов.

Используя толковый словарь, подчеркните в строчке синоним первому слову.

Всуе – неважно – потом – зря, без причины – невозможно;

Бобыль – богатый – жадный – неудачник – одинокий;

Бортник – человек, занимающийся лесным пчеловодством – мелкий торговец – моряк – человек, изготовляющий корзины и мелкую утварь;

Тать – прислуга – вор – нищий – лентяй;

Мошна – нижняя рубаха – подол платья – мешок для хранения денег – кульки с крупой;

Мягкая рухлядь – меха – солома – ткань – тесто.

Правильный ответ:

Всуе – неважно – потом – зря, без причины – невозможно;

Бобыль – богатый – жадный – неудачник – одинокий;

Бортник – человек, занимающийся лесным пчеловодством – мелкий торговец – моряк – человек, изготовляющий корзины и мелкую утварь;

Тать – прислуга – вор – нищий – лентяй;

Мошна – нижняя рубаха – подол платья – мешок для хранения денег – кульки с крупой;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока.

Учебный предмет: русский язык

Класс: 6

Урок №________ Дата _____________

Тема урока: Архаизмы, историзмы, неоглогизмы.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности. Создает условия для осознания и осмысления учебной задачи (не с именами прилагательными.)

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

2. Проверка домашнего задания

Работают над схемой.

Работа с эпиграфом СЛАЙД 1

В нем (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно. Н. В. Гоголь

-В чем заключается главная мысль этих слов Н. В. Гоголя?

-Спрогнозируйте тему урока, поставьте цель, определите задачи.

Объявляет тему, цель, задачи урока, план.

Запись на доске и в классном журнале.

Читают, анализируют, осмысливают.

Формируют цели урока.

Оформление тетради. Оформление эпиграфа.

4. Актуализация знаний

- Что такое слово?

- Что называется лексикой?

- Назовите определение слова, обозначающего словарный запас одного человека.

- Ребята, а вы знаете, что словарный запас одного человека составляет примерно 10,000-30,000 слов. А.С.Пушкин использовал 21,000 слов.

-Что изучается в лексикологии?

(Основная единица языка)

(Словарный состав языка)

(Раздел лингвистики, в котором изучается словарный состав языка, его лексика).

5. Работа по теме урока.

Анатолий Федорович Кони, почетный академик, знаменитый юрист, был, как известно, человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости.

Но горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык. Кони набрасывался на него со страстною ненавистью.

Его страсть восхищала меня. И все же в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край.

Он, например, требовал, чтобы слово обязательно значило только любезно, услужливо.

Но это значение слова уже умерло. Теперь в живой речи и в литературе слово обязательно стало означать непременно. Это-то и возмущало академика Кони.

– Но ведь слово обязательно уже не значит любезно, – пробовал я возразить, но Анатолий Федорович стоял на своем.

- Нужно ли нам помнить устаревшие слова? Зачем?

Устаревшие слова в зависимости от причин, вызывающих их выпадения из активной лексики, делятся на историзмы и архаизмы.

Историзмы – это слова, вышедшие или выходящие из употребления в результате исчезновения из жизни самих понятий, которые выражаются этими словами.

В современном языке они не имеют синонимов: князь, купец, кольчуга.

Появление историзмов, как правило, вызвано внеязыковыми причинами (социальными преобразованиями в обществе, развитием производства и т.д.).

Архаизмы – слова, обозначающие сохранившиеся в жизни понятия, но вытесняемые в современном языке синонимами: лицедей – актёр, позорище – театр, виктория - победа, ведать – знать и т.д.


СЛАЙД 2

Неологизмы новые слова, не освоенные полностью языком. Новое слово является неологизмом только до тех пор, пока оно не выходит за пределы пассивного состава словаря.

Многие новообразования бывают неологизмами очень недолго: получив широкое распространение в речи, они становятся достоянием всего народа и входят в его активный словарный запас. Так, недолго оставались неологизмами такие ставшие теперь общеупотребительными слова, как компьютер, дискета, мобильный телефон (мобильник), SMS, СНГ, НБУ, приватизация и др.

Цель урока: учиться находить в тексте устаревшие слова и уметь различать понятия архаизмы и историзмы.

Формирование:

а) представления об устаревших словах: архаизмах и историзмах;
б) способности к уместному написанию устаревших слов.

Развитие:

орфографической зоркости;
мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.

Планируемые достижения урока:

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; проявление способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные: принимать и сохранять цели учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат (Р); (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях (П); использовать наглядные материалы, подготовленные под руководством учителя; правильно,свободно излагать свои мысли. (К)

Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать и уметь различать понятия архаизмы и историзмы, общеупотребительные, устаревшие слова, иметь представление об их роли в художественной литературе, лексикологии, лексикографии; уместно использовать внеязыковые средства; понимать взаимосвязи уровней языка и единиц.

Раздаточный материал: диагностическая карта, карточки.

Ресурсы:

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята, я рада видеть вас в хорошем настроении. Улыбнитесь друг другу, чтобы в классе стало светлее от ваших улыбок.

– Сегодня на уроке мы будем открывать новое, совершенствовать свои знания, тянуться к знаниям, будем писать аккуратно, оценивать работу друг друга по критериям.

Учитель: Какой раздел русского языка мы с вами изучаем?

Ученик: Лексику.

Учитель: Ребята, мы продолжаем работать по данному разделу. Вспомните, что мы изучили на предыдущих уроках.

Ученик: Общеупотребительные слова, диалектизмы, исконно-русские слова, заимствованные слова, неологизмы

Учитель: Вы хотите расширить свои знания о лексике?

Ученики: Да.

Учитель: Зачем нам нужны новые знания?

Ученики:

  1. Чтобы расширить свой словарный запас.
  2. чтобы понимать исторические произведения
  3. знать историю русского языка

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель: Помним: в течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:

  • задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
  • Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).

С чего начнем наше познание нового?

Учитель: Первоначально выясним путем повторения то, что знаем.

Задание. Заполните таблицу.

Что знаем по лексике Пример Что хотим узнать
Общеупотребительные слова Тетрадь, книга, ручка, страна, плакат
профессионализмы Октава, гамма, мольберт, холст, вокализ
диалектизмы Баз – двор, сиверко – ветер, петушки – щавель, прямушка – тропинка, бурак – свекла; кочет – петух, махотка – горшок, паз – узкая щель.
Исконно-русские слова Шимпанзе – русское, кукла – русское, облако – русское, парус – греч., парашют – русское

Учитель: Проверим себя.

Учитель. Нет ли ошибок в моей таблице?

Ученики:

  1. Нет, учителя не ошибаются.
  2. Есть: шимпанзе, кукла, парус, парашют – заимствованные слова.

Учитель: Исправьте, пожалуйста, свои записи

Запись в таблице исправляется.

Ученики: Материал усвоен на достаточном уровне.

Учитель: Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ Учитель демонстрирует иллюстрации с изображением предметов (подсвечник, терем, кросна, латы, полати, ухват, лучина, меч, карета).

Учитель: назовите те предметы, которые вы знаете?

Ученики: (Ответы свободные). Возможно, назовут некоторые из предметов.

Учитель: Скажите, есть ли среди изображённых предметов те, которые активно используются и сейчас в повседневной жизни?

Ученики: Подсвечник.

Учитель: А вы знаете старинное название этого предмета?

Ученики: Нет.

Учитель: В старину его называли шандалом.

Вы сказали, что другие предметы не встречаются нам в повседневной жизни.

Где они могут вам встретиться?

Ученики: в музее, в книгах, в исторических фильмах.

Давайте запишем их в тетрадях.

Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Ученики:

  1. О старых словах.
  2. Об устаревших словах.

Учитель: Давайте порассуждаем на тему, почему названные мной слова перестали употребляться в речи современного человека?

Ученики:

  1. Предметы, которые назывались так, перестали использоваться людьми.
  2. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, например, лапти, то вместе с ним уходит и слово.

Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называют устаревшими, или архаизмами.

III. Выявление места и причины затруднения.

Учитель: Все ли названные слова вам знакомы?

Ученики: Ответы произвольные.

  1. Нет.
  2. Мы не знакомы.
  3. Я слышал слова, но не представлял их.

Учитель: Почему вы не можете объяснить? В чем заключается затруднение?

Ученики: Отсутствие знаний об устаревших словах.

Учитель: Сделаем запись в таблице, о чём бы мы хотели узнать сегодня на уроке.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

Учитель: Как сформулируем тему нашего урока?

Ученик: Устаревшие слова.

Учитель: Знакомство с теоретическими сведениями.

Работа с учебником: самостоятельное чтение статьи, беседа.

Ученики:

  1. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, например, латы, то вместе с ним уходит и слово. Вслед за ненужными предметами из постоянного словарного запаса стали уходить и обозначающие их слова. Такие устаревшие слова называются историзмами.
  2. Есть другая группа устаревших слов, которые называют архаизмы. Эти слова перестают употребляться не потому, что уходит из жизни соответствующее понятие, а потому что место этого слова заняло другое с тем же значением.

Учитель: Что объединяет историзмы и архаизмы?

Ученик: Исчезли из активной лексики.

Учитель: Чем отличаются друг от друга?

Ученик: Архаизмы имеют синонимы.

Учитель: Где можно встретить устаревшие слова?

Ученик: В книгах, в фильмах

Учитель: В сказках, былинах, народных песнях.

  1. Читаю устаревшее слово.
  2. Определяю, существует ли сейчас предмет, явление.
  3. Если нет, то это историзм.
  4. Если предмет или явление не существует, но обозначен уже другим словом, то это архаизм.

На слайде таблица – эталон

Историзмы (не существуют уже такие предметы, явления) – крепостной, барщина, оброк, кафтан

Архаизмы (не существуют слова, но есть синонимы) – перст (палец); дюжина (двенадцать)

Учитель: Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученик: Уметь находить в упражнениях устаревшие слова и определять их значение.

Учитель: Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание?

Ученик: Обычно мы использовали самый простой– метод наблюдения.

Учитель: Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения?

Ученики: Упражнения учебника, карточки, творческие задания.

1. Выполните задание. Найдите устаревшие слова, выпишите их

Арина была из Ганнибаловой вотчины. она низко кланялась Петру Абрамовичу .У него дворня ходила по струночке. Арина смело поднималась по лестнице и строго наблюдала,чтобы барчуки и барышня Ольга Сергеевна чего-нибудь не обронили. Только к вечеру вестовщики разнесли, что в Москве в этот день было землетрясение. В эти месяцы много перьев скрипело в Москве – приказные переписывали стихи, дворяне писали царю.
Кутайсов был пленный турка, дареный цирюльник – а теперь ведал всеми лошадьми государства, граф и кавалер.

2. Фронтальная работа. Найдите в следующих пословицах устаревшие слова и определите их значение. Развивается умение опознавать устаревшие слова в тексте, определять их вид, аргументировать свой выбор.

Выполняется устно с комментированием (в случае необходимости учитель помогает объяснить значение слова).

  1. Добрый швец с запасом шьет.
  2. В карете цугом по грибы не ездят.
  3. Всяк спляшет, да не как скоморох.
  4. Всякий подъячий любит калач горячий.
  5. Смелость силе воевода
  6. Из лука – не мы, из пищали – не мы, а попеть, поплясать – против нас не сыскать.
  7. Счастья алтыном не купишь.

3. Работа в парах с раздаточным материалом (наличие толкового словаря или этимологического словаря обязательно).

Найдите среди данных слов устаревшие, по какой причине они устарели?

Алтын, ендова, грош, аршин, верста, сажень, пуд, фунт, локоть, лавочник, поручик, купец, урядник, гувернатка, дворник, князь, лакей, министр, солдат, фельдмаршал.

Учитель: Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели?

Ученики: Значение устаревших слов мы можем узнать в толковых словарях.

Учитель: Какие еще наблюдения вы провели?

Ученик: Изучая устаревшие слова, можно узнать происхождение слов.

Учитель: Теперь мы можем объяснить значение устаревших слов, которые вызывали в начале урока затруднение?

Ученик: Да. Для этого нужно заглянуть в толковый словарь.

Учитель: Какой вывод можно сделать по употреблению устаревших слов?

Ученик: Устаревшие слова используются в основном в художественной литературе.

4. Учитель. Выполним следующее задание. (Задание на доске – развивается умение характеризовать и группировать устаревшие слова).

Длань, десница, рамена, выя, кибитка, перст, сей, зерцало, зело, харатья, светец, приказный, барыня, подъячий, подорожная, ассигнации, камердинер, корнет.

Выполняется письменно по вариантам: I вариант – историзмы, II – архаизмы.

Самопроверка по эталону:

историзмы архаизмы
кибитка, длань
харатья рамена
подорожная выя
камердинер перст
барыня сей
корнет зерцало
светец зело
приказный ассигнации
подъячий десница

Устно объясняется значение историзмов, подбираются современные синонимы к архаизмам.

Учитель: Выполните тестовые задания (устно):

А1. Какое из устаревших слов является историзмом?

А2. Какое из устаревших слов является историзмом?

А3. Какое из устаревших слов является архаизмом?

А4. Какое из этих слов является историзмом?

А5. Какое из этих слов является архаизмом?

5. Учитель. Выполним упражнение № 286 из учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу.

Учитель: Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученики: Нет. Мы с ним легко справились.

Учитель: Вспомните, о чем эта сказка, кто ее герои? (свободные ответы).

Учитель: В выделенных отрывках найдите устаревшие слова.

Ученики: чернавка, сенная, горница, рогатка, полати, черница. (объясняют значение слов, относят их к архаизмам или историзмам.

  1. Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра.
  2. Хозяин и гости пошли на псарный двор.
  3. Тут же находился и лазарет для больных собак под присмотром штаб-лекаря Тимошки.

VII. Самоконтроль с самопроверкой

Учитель: Вы уверены в своих умениях?

Ученики: Да.

Учитель: Как проверить, что устаревшее слово является архаизмом или историзмом?

Ученики: (Обращаясь к алгоритму). Если к слову можно подобрать синоним в современном русском языке, то это архаизм. Если нет предмета, то и слова, его обозначавшего, тоже нет. Это историзм.

Учитель: Ваши следующие действия?

Ученики: Проведем самопроверку.

Учитель: Кто допустил ошибки? Как поступить?

Учитель: Сверьте свою работу с эталоном. (На слайде правильные ответы).

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

хусточка, кудель, острог, холоп, линейка, яство, тяжба, псарь, шпанские мухи, штаб-лекарь, лытать, око, бельведер, кокурочка, кармазин, криница, лытать, бурлак

Учитель: На какие две группы делятся устаревшие слова?

Ученик: Устаревшие слова делятся на архаизмы и историзмы.

Учитель: Достаточно ли мы закрепили новое правило?

Ученик: Нет.

Учитель: Почему?

Ученик: Мал объем практического применения нового знания.

Учитель: Тогда работаем над следующим заданием: (СВЯЗЬ СО СЛЕДУЮЩИМ УРОКОМ).

  1. Десница, перст, паркет.
  2. крокет, кафтан, терем.
  3. Аршин, бадья, кольцо.

Учитель: Проверим по эталону. Аргументируйте, почему именно эти слова?

На слайде паркет, крокет, кольцо

IХ. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель: Что нового узнали на уроке?

Учитель: Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

Учитель: Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

Учитель: Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

Учитель: Чему был посвящен урок?

Ученик: Устаревшим словам.

Учитель: Что такое устаревшие слова?

Учитель: Для создания каких эффектов архаизмы и историзмы могут применяться в тексте?

Учитель: Какие затруднения мы испытали?

Ученики: Не всегда правильно определяли значение устаревших слов.

Учитель: Что помогло нам их преодолеть?

Ученики: Значение устаревших слов мы смотрели в толковых словарях.

Домашнее задание:

Учитель: Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для развития исследовательских умений учащихся.

  • дать понятие об устаревших словах (архаизмах и историзмах), причинах выхода их из активного запаса лексики и сфере употребления;
  • отличительные признаки архаизмов и историзмов;
  • работать с толковым словарём, анализировать и обобщать материал;
  • познакомить учащихся с причинами появления новых слов в русском языке;
  • показать сферу их использования в речи.

Развивающая: развивать умение делать вводы на основе сопоставления и анализа языкового материала, монологическую речь учащихся.

Воспитательная: воспитывать внимание к культуре речи, точности слов и выражений.

Дата: __________________

Класс: ______________________

Тема урока: Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и новые слова (неологизмы). Лексический разбор.

Цель: создание условий для развития исследовательских умений учащихся.

Обучающая:

дать понятие об устаревших словах (архаизмах и историзмах), причинах выхода их из активного запаса лексики и сфере употребления;

знать отличительные признаки архаизмов и историзмов;

уметь работать с толковым словарём, анализировать и обобщать материал;

познакомить учащихся с причинами появления новых слов в русском языке;

показать сферу их использования в речи.

Развивающая: развивать умение делать вводы на основе сопоставления и анализа языкового материала, монологическую речь учащихся.

Воспитательная: воспитывать внимание к культуре речи, точности слов и выражений.

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы: работа в парах, беседа.

Оборудование:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Тема урока.

1. Дотекстовая дискуссия:

1. Какой раздел русского языка изучаем? (Лексика)

2. Что такое лексика? (Все слова языка)

3. Как называется наука, изучающая лексику? (Лексикология)

3. Что такое лексикон? (Словарный запас отдельного человека)

4. Может ли лексикон быть широким или узким? Объясните?

5.Что нужно делать, чтобы у вас лексикон расширялся?

6. Зачем нужен человеку широкий лексикон?

7.Как вы думаете, чем мы займемся на сегодняшнем уроке?

2. Ввод в новую тему урока:

Я хочу вам прочитать стихотворение. Послушайте его и подумайте, о каких словах

или о какой лексике там идет речь?

Они во мне звучат едва-едва,

Старинные, забытые слова.

Как некогда в иные времена…

(Речь идет о старых словах, о тех, которые забываются и уходят из языка)

А как, по – вашему, могут слова уходить из языка и почему?

Вот для этого мы с вами изучим новый материал учебника.

Откроем стр.61 учебника.

Устаревшие слова те, которые устарели и ушли из языка.

Их два вида: архаизмы и историзмы.

Какие перед нами предметы? К какому виду устаревших слов мы можем их отнести? Объясните. Запишите слова в тетрадь. (сл. 3)

Рассмотрим картинку, прочитаем слова, определим, что они обозначают.


К какому виду устаревших слов мы можем их отнести и почему? Запишем слова с тетрадь.

IV. Закрепление.

1. Из какого произведения отрывок? Кто его автор? (сл.4)

В_р_тился 2 старик ко старухе.
Что ж он вид_т? Высокий терем 2 .
На крыльце стоит его старуха
В д_р_гой с_больей душ_грейке 1 ,
Парчовая на маковке кичка 1 ,
Жемчуги огрузили шею,
На руках з_л_тые пер(ст,с)ни,
На ногах красные сапо_ки.
(Перед нею усердные слуги;
Она б_ёт их за чупрун 1 таска_т.
Г_в_рит старик своей старухе
Здра(вст,ст)вуй барыня 1 сударыня дворянка 1 !
Чай, теперь твоя душенька довольна.
На него прикрикнула старуха
На конюшне служить его послала.

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, над устаревшими словами, надпишите вид устаревшего слова (ист. // арх.)

Какие ещё названия старинной одежды вы знаете? (сл. 5-6).

2. стр. 62 упр. 222.

3. Работа по карточкам.

Треуголка, веретено, чело, глас, кафтан, рыбарь, кольчуга, ветрило, царица, крепостной.

Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь толковым сло­вариком.

Еда: кулебяка, коврига, ботвинья, кваш­ня.

Посуда: лохань, ступа, корчага, ушат.

Одежда: кафтан, душегрейка, зипун, армяк,

Женские головные уборы: кокошник, повойник.

Изгородь, челядь, войска, замарашка, чужеземец, кушанье, физкультурник, хата, шлюпка, благоухание, вонь.

Город, забор, народ, воевать, армия, аккуратный, неряха, иностранец, родина, еда, кушать, спортсмен, изба, лодка,

V. Слово учителя.

Русский язык постоянно изменяется. Уходят старые слова и понятия, а на смену им приходят новые слова – неологизмы. Не так давно вошли в обиход плееры и компьютеры, джойстики и принтеры, а с ними и соответствующие слова для обозначения. Не всем еще может быть понятны значения таких слов как брифинг, картинг, аутсайдер, дриблинг, стоппер, спичрайтер, хакер и др.

Неологизмы возникают в языке тремя путями.

В-третьих, отдельные лексические значения имеющихся в языке слов превра­щаются в самостоятельные слова-омонимы (например, ключ1 (у замка) и ключ2 (родник) и т. п.).

Неологизмы обычно являются плодом творчества всего народа, но известны новые слова, введенные в оборот кон­кретными людьми — писателями, учеными, общественными деяте­лями. Так, слова атмосфера, притяжение впервые употребил М. В. Ломоносов; человечность, промышленность — Н. М. Карам­зин; слово стушеваться — Ф. М. Достоевский.

Возникают неологизмы и в языке писателей, которые всегда ищут новых, свежих слов для выражения существующих понятий. Такие неологизмы называют авторскими в отличие от неоло­гизмов языка, которые называются языковыми. Лишь немно­гие из авторских неологизмов становятся общеупотребительными. Много авторских неологизмов создал В. Мая­ковский, например: громадье, тысячелистая (книга), разгромоздиться, разэлектричить, златокудрый.

VI. Закрепление изученного.

Дети очень тоже часто создают свои окказионализмы по образцу услышанного.

Учитель читает примеры. Ученики отвечают на вопрос: почему ребенок сказал именно так?

2. Лошадка копытнула!

4. Ого – го, как ладошкаются!

5. Положите мне на голову холодный мокресс!

6. Трехлетняя Таня, увидев морщинки на лбу у отца, указала на них пальцем и сказала:

- Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки.

2. стр. 65 упр. 234.

VII. Итог урока.

Синквейн (1 вариант – устаревшие слова, 2 вариант – неологизмы)

VIII. Домашнее задание.

Запишите словарные слова режиссёр, фломастер, продюсер и определите их значения.

РЕЖИССЁР, - а, м. Творческий работник, художественный организатор, руководитель театральной, кино- или телевизионной постановки, вообще зрелищных программ.

ФЛОМАСТЕР - инструмент для письма в виде карандаша, авторучки, в котором пишущим узлом является пористый стержень, пропитанный спец. красителем; широко примен. для выполнения оформительских работ.

ПРОДЮСЕР - в США и ряде других стран - владелец кинофирмы, глава (или доверенное лицо) кинокомпании, организующий постановку кинофильма или спектакля (выполняя функции директора-распорядителя) и осуществляющий финансовый контроль над ней; иногда п. Сам является режиссером-постановщиком.


Карточка 1.

Треуголка, веретено, чело, глас, кафтан, рыбарь, кольчуга, ветрило, царица, крепостной.



Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь толковым сло­вариком.

Женские головные уборы:_________________

Кокошник, кулебяка, кафтан, коврига, лохань, ступа, ботвинья, душегрейка, зипун, армяк, кваш­ня, корчага, ушат, повойник.


Изгородь, челядь, войска, замарашка, чужеземец, кушанье, физкультурник, хата, шлюпка, благоухание, вонь.

Город, забор, народ, воевать, армия, аккуратный, неряха, иностранец, родина, еда, кушать, спортсмен, изба, лодка,

Читайте также: