Конспект урока разговорная речь 11 класс

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Михайленко Наталья Александровна
учитель высшей категории МКОУ СОШ №2
г. Россоши Россошанского муниципального
района Воронежской области.

Цели: обобщение и углубление знаний о разговорном стиле речи; дать сведения об особенностях таких речевых жанров, как письмо и SMS. Познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра, стилистикой словообразования на примерах сказок, фразеологизмов, пословиц и поговорок. Вспомнить особенности невербального общения.

Систематизировать у учащихся знания о стилях русского литературного языка; повторить правила составления и написания писем; познакомить с правилами грамотного оформления SMS; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки у учащихся;

Развивать у учащихся коммуникативные и культуроведческие навыки, творческие способности, речь, мышление, внимание, память; формировать интерес к исследовательской и групповой работе;

Стимулировать познавательную активность учащихся; воспитывать вежливость, тактичность, доброжелательность, бережное отношение к слову.

Воспитывать интерес к эпистолярному жанру.

Тип урока - комбинированный: воспроизведение теоретических знаний и практических навыков, усвоенных ранее. Обобщение и систематизация материала в процессе тренировочных упражнений. Языковая подготовка (работа с изобразительно-выразительными средствами языка).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, письма писателей И. С. Соколова-Микитова и В. Я. Лакшина, Тургенева И.С.

Предварительная подготовка:

Структура урока.

I. Вступительное слово учителя. Организационный момент.

II. Выступление ученических групп.

IV. Самостоятельная работа с текстами с последующим комментарием.

V. Подведение итогов урока.

I. Вступительное слово учителя. Организационный момент.

(Озвучиваются цели и задачи урока)

II. Выступление первой группы.

1. Начну с того, что Д.Э. Розенталь предостерегает против буквального противопоставления разговорного языка литературному, против выведения разговорного языка за пределы литературного. Разговорный язык рассматривается как одна из разновидностей литературного языка, но "в одном случае это кодифицированный (строго систематизированный, упорядоченный) литературный язык, а в другом - некодифицированный (с более свободной системой, меньшей степенью регламентации), но тоже литературный язык. Разговорная речь реализуется преимущественно в устной форме, однако, может быть воспроизведена и в письменной форме (реплики персонажей, записи в дневниках, письма на бытовые темы). Она в большой мере зависит от ситуации общения. Большую роль в речевом акте играют интонация, жесты, мимика, характер взаимоотношений собеседников и другие экстралингвистические факторы, поэтому, говоря о разговорном стиле, нельзя обойти невербальное общение.

Стандартные конструкции характерны для типичных ситуаций. Исследователи выделяют 2 типа высокочастотных ситуаций и соответственно 2 разновидности стереотипов: "1) стереотипы этикета (Добрый день, как дела? Что новенького?) и 2) городские стереотипы - "Транспорт" (На следующей выходите?), "Магазин" (Выбейте рубль двадцать.), "Улица" (Скажите, метро, сюда?) и др.

Предлагаем вам синтаксические конструкции, характерные для типичных ситуаций. Ответьте на вопросы:

А) о чем идет речь?

Б) как вы это поняли?

Граждане? Кто еще не обилечен?

На следующей, пожалуйста!

Есть там кто-нибудь?

Не пробовали? Есть можно?

А столовка у вас есть?

В разговорной речи велика роль интонации, которая обладает богатством ритмомелодических вариантов: от спокойной тихой речи - до экспрессивной, громкой. Разговорная речь всегда эмоциональна, потому что она ситуативно обусловлена.

4. Таким образом разговорная лексика делится на две большие группы:

а) общеупотребительные разговорные слова,

б) собственно- разговорный пласт.

- Плюнь мне в глаза.

- Ну, тогда отвечай, почему Маша за Дубровского не вышла?

Выступление второй группы.

Показ презентации с последующим комментарием. (Приложение 1)

Выступление третьей группы.

1. Одним из самых распространённых жанров письменной речи разговорного стиля является письмо. Чтобы уметь писать интересные и содержательные письма, необходимо знать правила, законы эпистолярного жанра.

Начинать письмо следует с обращения к адресату. Это обращение сразу задаёт нужный тон и определяет восприятие письма. Например, слово уважаемый звучит нейтрально, с оттенком холодной официальности, а дорогой - передаёт личную заинтересованность писавшего. Воспитанный человек обратится к своему адресату глубокоуважаемый или многоуважаемый. В переписке с зарубежным корреспондентом принято обращение господин. Однако, если вы близко знакомы с адресатом, можно написать дорогой.

Часто бывает необходимо поблагодарить адресата за что-либо: за помощь, за поздравление, за подарок. В русском речевом этикете существует целый ряд формул благодарности: Спасибо Вам (тебе); Большое (огромное) спасибо; Благодарю Вас (тебя); Я хочу поблагодарить Вас (тебя); Мне хочется выразить Вам (тебе) свою благодарность (признательность); Позвольте Вас поблагодарить.

2. Перед вами образец фрагмента письма писателю Владимиру Яковлевичу Лакшину Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, писателя, рассказчика, очеркиста, отличавшегося пристальным вниманием к человеку, природе, животным.

23 июня 1969. Карачарово.

Дорогой Владимир Яковлевич!

Посылаю последнюю страничку "Вертушинки". Благодарю за доброту, дружеское письмецо.… Радуюсь тому, что ваш славный корабль продолжает свой путь, минуя подводные и надводные рифы. Прошу передать привет друзьям новомировцам.

И. Соколов-Микитов.

P.S . Если возможно, пошлите, пожалуйста, в Карачарово седьмую книжку "Нового мира", когда она появиться на божий свет.

Можно выделить основные компоненты письма: начало (дата, место, форма обращения к адресату); основная часть (деловая или служебная информация, просьбы, предложения, пожелания, приветы родным и знакомым); конец (пожелания адресату, подпись); дата и местонахождение отправителя письма (если они не были указаны в самом начале); Post sckriptum (P .S.): используется, когда нужно добавить важную информацию. (Учащиеся записывают в тетрадях компоненты письма.)

3. 8 августа 1968. Карачарово

Дорогой Владимир Яковлевич!

Какое из двух писем вы отнесли бы к сугубо личным, интимным, а какое к деловым и в то же время дружеским? Почему?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Разговорный стиль речи. Языковые средства.

Цель: Расширить знания об особенностях разговорного стиля речи.

Задачи: формирование умения анализировать особенности и колорит устно - разговорной речи; развивать умения анализировать тексты разговорного стиля, составлять диалог; воспитание коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения), воспитание бережного отношения к языку.

Эти слова известного филолога В. В. Виноградова как нельзя лучше подходят к теме нашего сегодняшнего урока. Нельзя считать себя культурным человеком, не обладая культурой разговорной речи. Да и, пожалуй, нельзя быть по-настоящему успешным в работе и в личной жизни, если ты не умеешь грамотно строить свой разговор с родными, друзьями, знакомыми, коллегами по работе.

Итак, сегодня мы с вами ведём беседу о разговорной речи, её функциях, назначении, о сфере её использования. Давайте, определим задачи урока.

II. Работа в группах.

1. Установить соответствия.

111 Проверка домашнего задания

группа 1 - “Основная функция и назначение разговорного стиля речи”

группа 2- “Разновидности разговорного стиля”

группа 3- “Тематика разговорного стиля”

группа 4 - “Устная и письменная формы разговорного стиля”

- Выступления учащихся от каждой группы.

1. Основная функция и назначение разговорного стиля речи.

Разговорный стиль речи выполняет основную функцию языка - функцию общения. Его назначение - непосредственная передача информации преимущественно в устной форме (исключения: частные письма, записки, дневниковые записи). При этом имеется в виду не устная публичная речь (доклад, лекция и т.д.), которая строго систематизирована, упорядочена, а неподготовленная диалоговая речь в условиях свободного общения участников. Помимо основной функции - средства общения - разговорная речь выполняет и другие функции: в художественной литературе она используется для создания словесного портрета, в авторском повествовании служит средством стилизации, а при столкновении с книжной речью может создавать комический эффект.

2. Разновидности разговорного стиля.

В составе разговорного стиля выделяются литературно-разговорный стиль, использующий общепринятые слова, соответствующие нормам литературного языка и разговорно-просторечная разновидность, которой свойственны слова и обороты, отклоняющиеся от литературных норм, имеющие оттенок стилевой сниженности. Разговорно-бытовой стиль сформировался в бытовой, неофициальной обстановке и условиях устного, непринуждённого и неподготовленного общения. Разговаривают собеседники обычно не только словами, но и жестами, мимикой.

3. Тематика разговорного стиля.

4. Устная и письменная формы разговорной речи.

Разговорный стиль представлен как в устной, так и в письменной формах (реплики персонажей в пьесах, в отдельных жанрах художественной и публицистической литературы, записки в дневниках, тексты писем). При этом имеется в виду не устная публичная речь (доклад, лекция, выступление на собрании, в суде и т. д.), а неподготовленная диалоговая речь в условиях свободного общения участников.

IV. Составление обобщающей таблицы по теме “Функции, сфера и назначение разговорного стиля речи”

V. Сравнить два текста об одуванчиках.

1) Чтобы приготовить мёд из одуванчика, соберите 200 г цветков, очистите их от цветоложа, промойте, залейте 1,5 л кипятка, закройте и настаивайте сутки. Затем сцедите, цветки отожмите и в жидкость добавьте сок двух лимонов, 1,5 кг сахара и варите, помешивая, до загустения.

2) – Что засмотрелся? Обыкновенные одуваны! Сорняк.

- А мне нравятся. Смотри, как здорово! Лужайка из миллиона солнц!

- Так ведь трава ещё не везде взошла, а этот цветок уже радует взгляд!

- Да примитивный он какой-то!

- А по-моему, самый загадочный цветок в мире. То он есть, а то его нет. То видишь целые острова солнц, и вдруг острова куда-то скрываются. Это потому, что одуванчики боятся дождя. Тучка в небе появится – у них бутон сразу закрывается.

- Ну, вообще-то, ты прав. Необычный цветок, волшебный: то в виде солнышка, а то в виде пушистого дыма.

По итогам наблюдений заполняем таблицу.

Работа в парах (лексические, морфологические, синтаксические).

На лексическом уровне для разговорного стиля характерны:

использование разговорной и просторечной лексики: ляпнуть, болтать, хлюпать;

использование жаргонизмов : умничка, работяга, зубрилка, лентяйка, болван ;

Морфологический уровень характеризуется:

наиболее частым среди всех стилей употреблением личных местоимений (важно обозначить участников коммуникации);

преобладанием глаголов над существительными;

редким использованием причастий и кратких прилагательных; почти не используются деепричастия , вместо них используются полные формы прилагательных ( Я не голодный вместо Я не голоден); Когда я увидел Петьку, я ему крикнул вместо Увидев Петьку, я ему крикнул ;

несклоняемостью сложных и составных числительных , склоняемостью аббревиатур (на МКАДе);

использованием частиц и междометий, которые выражают отношение говорящего к произносимому, его эмоции, настроение;

На синтаксическом уровне можно отметить:

употребление односоставных и неполных предложений:

Мороженое будешь?

Если только шоколадное….

редко использование сложных синтаксических конструкций;

преобладание бессоюзных предложений;

частое использование побудительных, вопросительных и восклицательных предложений, обращений.

ользование абстрактных слов и терминов.

VII. Анализ текста (по материалам ЕГЭ)

Антонина Андроновна вышла из столовой. Она окинула учительницу неприветливым взглядом и спросила с холодком в голосе:

‒ Здравствуйте, ‒ сказала Елена Петровна, чтобы не вспылить от обиды за такой приём. ‒ Мне нужно поговорить о вашей дочери.

‒ О дочери. – Антонина Андроновна обратилась к Тамаре. –Ты что натворила?

‒ Я бы хотела поговорить… посоветоваться с вами, ‒ сказала Елена Петровна, чувствуя, что на лице у неё начинают проступать красные пятна.

‒ Ну что ж, говорите! –со вздохом пригласила Антонина Андроновна. –О чём же советоваться-то нам с вами, не знаю. Тамара, поди-ка отсюда…

Антонина Андроновна, жестом пригласив Елену Петровну сесть, уселась первая. Кресло скрипнуло под её тяжестью. Елена Петровна села тоже.

‒ Ваша дочь плохо учится,‒ сказала учительница. –Она не делает домашнего задания, не учит уроки…

Антонина Андроновна посмотрела на неё с удивлением.

‒ А я-то при чём же? Я, что ли, буду за неё уроки учить?

‒ Но вы можете и должны проследить за тем, чтобы она учила уроки.

Антонина Андроновна отвернулась, махнув рукой:

‒ Не до того мне. Не до того! Сами управляйтесь!

‒ А разве вам всё равно, как учится ваша дочь? –спросила Елена Петровна спокойно, хотя в глазах уже горели огоньки. –Поймите меня, прошу вас! Я не жаловаться пришла, а просто педсовет… Помогите мне!

Антонина Андроновна пожала плечами:

‒ Ну уж, голубушка…

‒ Меня зовут Елена Петровна.

‒ Очень хорошо, что вас зовут Елена Петровна. Но уж я вам скажу откровенно, Елена Петровна. Вот, скажем, для примера, моя портниха шьёт мне платье и помощи никакой не просит. Вот, скажем, приходит монтёр чинить электричество - и тоже помощи не просит. Да и чудно было бы, если бы помощи просили, ведь они же за свою работу деньги получают! А почему же вам надо помогать? Вам ведь тоже деньги платят за то, что вы наших детей учите! Моё дело -кормить ребёнка, одевать. А уж учить –это дело ваше. А если моя дочь плохо учится, значит, вы, голубушка… уж вы меня извините… Значит, вы учительница так себе… Неважная вы учительница.

Заполнить таблицу. Доказать принадлежность к РС.

Работа над текстом: содержание, проблематика, авторская позиция).

Учительница

Родительница

Выводы (проблема)

1.Учительница убеждена, что родители отвечают за учёбу ребёнка.

Родители считают, что их забота- обуть, одеть, накормить, а учительница обязана учить .

Роль родителей в процессе воспитания.

(Или: Какова настоящая роль родителей в деле воспитания детей?)

2.Родительница – плохая мать , потому что не обращает внимания на то, как учится дочь.


Как вести себя при устном общении? Какой должна быть непринуждённая речь? И что в ней недопустимо? Мы попытаемся разобраться в этом на нашем уроке.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Разговорный стиль"

· Рассмотрим особенности разговорного стиля.

· Поговорим о языке разговорного стиля.

· Выясним, какой должна быть разговорная речь.

Итак, мы уже рассмотрели некоторые функциональные стили языка – научный, официально-деловой, публицистический, художественный. Что же их объединяет? То, что все эти стили мы видим в так называемой книжной речи. И сами они поэтому называются книжными.

Для книжной речи нужна особая подготовка. Мы не используем её в бытовом общении – для каждого книжного стиля есть свои ситуации.

Кроме того, у этих стиле й есть свои правила и нормы. Из-за этого тексты, написанные в книжных стилях, бывает сложно передать при помощи разговорных средств.

Но раз есть книжные стили – значит, есть и разговорный. И он противопоставляется книжным стилям.

Их различия касаются и языка, и содержания речи.

Чем же таким особенным может похвастаться разговорный стиль?

Прежде всего – именно разговорной речью мы пользуемся для неформального общения. Мы используем этот стиль для бытовых, повседневных разговоров между собой.

Именно при помощи разговорного стиля мы делимся информацией с людьми, которые нас окружают.

Получается, что у разговорного стиля две основные функции. Коммуникативная – то есть, функция общения. И информационная.

А сфера этого стиля – сфера бытового общения.

Конечно же, обычно мы пользуемся разговорным стилем в устной речи. Мы просто делимся своими мыслями и чувствами с окружающими. Неудивительно, что разговорный стиль так часто встречается нам в диалогах.

Два его основных жанра – это беседа и частный разговор.

Но иногда разговорный стиль может встретиться нам и в письменной речи.

Но чем все эти жанры отличаются от жанров устного общения?

Когда дело касается устной письменной речи, мы можем обдумать свою реплику и немного подготовиться.

Потому что если мы заговорим о чертах разговорного стиля, то первой же чертой станет спонтанность, внезапность. Мы не готовимся к устной речи и не отбираем предварительно средства. Нам нужно мгновенно ориентироваться в разговоре.

Представьте, что нас приветствуют, просят рассказать о делах… А мы стоим и перебираем в мыслях варианты приветствия. Такое, конечно, вряд ли возможно.

Ещё одна черта разговорного стиля – конкретность. Обычно с его помощью мы обсуждаем предметы и явления, с которыми мы непосредственно соприкасаемся в жизни. Это могут быть домашние животные или учёба, или развлечения… Но вряд ли мы пустимся решать философские проблемы в дружеском разговоре.


Конечно же, разговорная речь эмоциональна. Ведь мы часто стремимся в бытовой речи поделиться своими чувствами.

В переписке это иногда отображается даже чересчур ярко – когда собеседники начинают набирать слова заглавными буквами или ставят немыслимое количество восклицательных знаков. Таких чрезвычайных проявлений эмоций нужно избегать.


Разговорный язык создан, чтобы быть простым. В беседе нужно думать быстро, поэтому мы не особенно стремимся подбирать для своих мыслей достойную внешнюю оболочку. И часто экономим языковые средства.

Иногда это и незачем, ведь в разговорной речи очень важны мимика, жесты, обстановка.

Например, мимика и жесты могут дополнять наши слова или даже придавать им противоположное значение.


А обстановка – ситуация, в которой происходит общение – позволяет сильно сократить высказывание.

Иногда разговорный стиль бывает ещё и стереотипным.

Ведь для каждой этикетной ситуации в нём есть какие-то шаблоны, которых мы стараемся придерживаться.

Конечно, все особенности разговорного стиля отражаются в его языке. Но прежде чем описывать этот язык, нужно поговорить ещё об одном понятии – разговорная литературная речь. Очень часто между этим выражением и разговорным стилем ставят знак равенства. Некоторые учёные могут отождествлять эти понятия, и это может даже отразиться в ваших учебниках. Но так ли это?

Действительно, у этих понятий много схожего: сфера употребления, функция, особенности… Но есть и различия.

Так что знак равенства ставить все же нельзя.

Дело в том, что разговорная литературная речь не выходит за пределы языковой нормы. То есть, это речь непринуждённая, свободная, однако вполне правильная. У неё есть свои особенности, на самых разных уровнях. Но границу нормы она не переступает.

Но часто ли мы общаемся так, чтобы наша речь не нарушала норм? В реальности разговорная речь, увы, бывает иной. Слишком часто люди вообще не признают никаких ограничений, допускают ошибки и грубости и говорят, как захотят.

И если мы говорим о разговорном стиле – то придётся характеризовать то, какой наша речь обычно и бывает. А если говорим о разговорной литературной речи – то мы говорим о той речи, какой она должна быть.

Получается, что разговорная литературная речь – это почти идеал, то, к чему мы должны стремиться.

Мы будем характеризовать язык разговорного стиля. Но при этом указывать то, чего не должно быть в разговорной литературной речи.

Например, если мы говорим о фонетических особенностях, то в разговоре из слов у нас часто могут выпадать некоторые звуки и даже слоги. Речь звучит так:

− А он мне грит: точно контрольная будет!

− Здрасьте-пжалста, этого не хватало!

Конечно, при грамотной речи такого быть не должно.

Ещё мы иногда можем искажать в разговоре некоторые слова.

И это тоже недопустимо – особенно что касается неполного произнесения слов.

В разговорной речи очень важна интонация: мы постоянно меняем интонационную окраску, тембр, логическое ударение.

В разговорном стиле можно посмотреть и на особенности словообразования.

При образовании слов часто используются суффиксы оценки – мы видим это в словах хитрюга, ворюга, миленький, красивенький и так далее.

Поговорим теперь о лексике. Основу разговорного стиля составляют нейтральные и общеупотребительные слова и разговорная лексика.

Например: школа, день, надрываться, зайчик, генеральша, раскричаться и так далее.

Очень часто используются и слова с эмоциональной окраской – такие, как бедолага, ротозей, одежонка, ничтожество, работяга, скупердяй и другие.

В разговорном стиле можно встретить также профессионализмы, жаргонизмы и грубые слова – форточка в значении перерыв, контроша, лайкнуть, бабло, жрать, дрыхнуть.

С этими словами нужно соблюдать особенную осторожность, ведь при грамотной речи они недопустимы.

В разговорной речи есть и свои метафоры и фразеологизмы – сидеть на мели, тот ещё жук, набивать карманы, просиживать штаны и так далее. Часто мы используем преувеличения – такие, как ужасно смешно, страшно весело.

Очень часто в разговорной речи можно увидеть так называемые слова-паразиты.

Это слова из разных частей речи. Обычно их можно назвать вводными словами.

От этой особенности нашей речи непременно нужно избавляться.

Что же особенного в морфологии разговорного стиля?

В разговорах мы используем много местоимений – я, ты, мы, нас, ваше и так далее.

Часто используются самые разные междометия – трах, бах, ура, ух ты… в том числе и заимствованные междометия, такие как окей.

Зато причастий и деепричастий в разговорной речи обычно мало.

При устном общении мы очень свободно обращаемся со временем глаголов – можем начать повествование в прошедшем времени и тут же перейти к настоящему, например.

Какие же приметы есть у синтаксиса? Предложения будут короткими и простыми, но зато они связаны между собой очень плотно. Многие предложения могут быть неполными.

Иногда мы недоговариваем мысль или разрываем предложение. Тогда нам нужны присоединительные конструкции и частицы, чтобы возобновить мысль.

В разговором стиле мы придерживаемся свободного порядка слов во фразах.

Итак, что же мы можем сказать о разговорном стиле?

Основные его функции – информирующая и коммуникативная. Сфера этого стиля – бытовое общение.

Особенности этого стиля – спонтанность, конкретность, эмоциональность, простота. А ещё – важность мимики и жестов.

Поговорим о языке разговорного стиля.

В фонетике мы можем встретиться с неполным произношением слов. Очень велика важность интонации.

В словообразовании на себя обращают внимание суффиксы с эмоциональной окраской.

В лексике преобладают нейтральные или разговорные слова, но могут встречаться просторечия и жаргонизмы. Много эмоционально окрашенных слов.

Если посмотреть на морфологию, то в стиле много местоимений и междометий. Часто изменяются временные формы глаголов.

Синтаксис отличают простые предложения, часто неполные. У слов в предложении свободный порядок, может встречаться разрыв предложений.

А ещё в разговорной речи часто встречаются самые разные слова-паразиты, и от этого нужно избавляться.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающиеся учатся определять принадлежность высказывания к разговорной речи по общим признакам, выявлять определенные закономерности, характерные для этого стиля; учатся использовать интонационные особенности разговорной речи, мимику, жесты в устном общении.

Тема урока: Признаки разговорной речи.

Невербальные средства общения.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели урока: 1) вспомнить общие признаки разговорной речи;

2) научить использовать интонационные особенности разговорной речи, мимику и жесты в устном общении;

3) научить определять принадлежность высказывание к разговорной речи по общим признакам, выявлять определённые закономерности, характерные для данного стиля.

I. Оргмомент.

II. Слово учителя (нацеливание учащихся).

Сегодня на уроке мы поговорим о важнейших признаках разговорной речи, рассмотрим её особенности на всех языковых уровнях, будем учиться использовать интонацию, мимику и жесты в устном общении.

III. Проверка домашнего задания.

IV. – Ребята, давайте, попробуем вместе выделить важнейшие признаки разговорной речи. (запись в тетрадь).

Разговорная речь спонтанна, неподготовлена.

Разговорное общение возможно только при неофициальных отношениях между говорящими.

Разговорная речь сопровождается активным использованием внеязыковых средств общения (жестов, мимики, взгляда).

Основной формой разговорной речи является устная речь, бывает письменная.

Звуковая сторона речи разговорного стиля.

Одно из характерных языковых средств, создающих особенность разговорного стиля, это звуковая сторона речи. Особенностью его является, во-первых, то, что он экспрессивно окрашен; во-вторых, произношение характеризуется как неполное, т.к. наблюдается менее отчётливое произношение звуков, сильное редуцирование, что связано с убыстренным темпом речи: универстет, пожалста, Сан Саныч, чэк (человек) и т.д.

Лексика разговорного стиля.

Для бытового общения характерна также система собственных способов называния предметов, учреждении: маршрутка, читалка, газировка, Третьяковка.

Активно употребляются слова с переносным метафорическим значением: ворона, лиса, каркать, используются слова и обороты, придающие личностную оценочность содержанию речи: потрясающе, гениально, чепуха, просто ерунда.

В разговорной речи особые способы обозначения предметов, лиц: Дай мне во что завернуть; Возьми чашки где посуда.

Использование разговорных и просторечных слов, узок круг книжных слов.

Морфология разговорного стиля.

На уровне морфологии наблюдаются особые формы обращений: Кать, мам-а-мам. Большое распространение получили, например, такие формы существительных, как сектора, цеха и др. (им.п. мн.ч. м.р.); 5 килограмм, 300 грамм (род.п. мн.ч.); такие формы глагола, как хвать, стук, скок и т.п.

Из прилагательных находят применение притяжательные (мамина работа, дедово ружьё), зато краткие формы используются редко. Совсем не встречаются здесь причастия и деепричастия, зато много частиц и междометий: Вот так штука! На тебе, сюрприз!

Отдаётся предпочтение вариантным формам существительных (в цеху, на дому), числительных (пятистами), глаголов (прочту, а не прочитаю). Употребляется именительный падеж, когда в кодифицированном языке возможны только косвенные: У неё шуба песец. Частота использования глаголов, личных и указательных местоимений, междометий, частиц.

Словообразовательные особенности разговорного стиля.

Словообразование разговорной речи характеризуют черты, обусловленные её экспрессивностью и оценочностью: здесь употребительны суффиксы субъективной оценки со значениями ласкательности, неодобрения, увеличительности и др. (мамочка, лапушка; домище, кривляка; холодина и т.д.), а также суффиксы с функциональной окраской разговорности

-к : ночёвка, печка, раздевалка

-ик : ножик, дождик

-ша : билетёрша, кондукторша.

Бессуфиксальные образования: храп, пляс; словосочетания: лежебока, пустозвон.

Используется удвоение слов – прилагательных: огромный – огромный, она глазастая – глазастая и др.

Синтаксис разговорной речи.

К характерным чертам литературно-разговорного синтаксиса относятся:

- широкое использование вопросительных и побудительных предложений: Кого они любят? Что им надо? (М. Горький).

- использование неполных предложений в диалоге:

- А что, Денисов хороший? – спросила она. – Хороший.

- эллиптические конструкции. Например, в магазине можно услышать:

- употребление слов-предложений: Ладно. Ясно. Можно.

- активность вводных слов: может быть, кажется, как говорится, так сказать и др.

- лексические повторы: так-так, вот-вот, еле-еле и др.

- необычный порядок слов в предложении: Компьютер мне купи. Валютой расплатился.

- переплетение частей сложного предложения: Я и так воды не знаю где достать.

- употребление бессоюзных предложений: Уеду – тебе будет легче.

Невербальные средства общения.

Задания, предложенные учащимися.

1. Закончите данные предложения, дайте несколько возможных вариантов. Какие эмоции передают жесты в этих предложениях.

Маша схватилась за голову и закричала…

Николай хлопнул себе по лбу и воскликнул…

Старик замахал руками, повторяя…

Парень сказал, почесав в затылке…

2. Определите, какие жесты могут быть использованы при произнесении фраз:

Всё это не для меня.

Стучат, стучат и вверху и внизу.

Пусть это останется между нами.

Мы-то с тобой поймём друг друга.

Пускай, пускай, оставь его.

Нет-нет, ни за что!

Так всё напутано, такая неразбериха.

Тут как-то всё, знаете, эдак.

3. В художественной литературе мастера слова, изображая героев, передавая их разговоры, беседы, споры, описывают и жесты, которыми сопровождается речь. Жест героя – немаловажная деталь в его характеристике.

1. – И откуда взялся черномазый, паскудный, нудный, усы как у таракана…- тут Пуфка показала своими толстыми короткими пальцами, какие у него усы.

2. Соломин повёл сперва одним плечом – потом другим; у него была такая повадка, когда он не тотчас решался отвечать.

- Без сомнения, - промолвил он, наконец, - вы, господин Паклин, обиды никому причинить не можете – и не желаете; и к господину Голушкину почему же нам не пойти? Мы, я полагаю, там с таким же удовольствием проведём время, как и у ваших родственников; да и с такой же пользой.

Паклин погрозил ему пальцем.

- О! да и вы, я вижу, злой!

4. – Я вот к нему, - он указал на Маркелова, который стоял неподвижно, скрестив руки на груди.

5. – Ах, если б кто-нибудь мог почувствовать, до какой степени я несчастлив! – Маркелов ударил себя кулаком в грудь, и в ней словно что застонало. – Нежданов! Будь великодушен! Дай мне руку…Не откажись простить меня!

Нежданов протянул ему руку – нерешительно, но протянул. Маркелов стиснул её так, что тот чуть не вскрикнул.

V. Проверка знаний.

На столе каждого ученика план работы с текстом (описание стиля).

Описание стилей даётся по следующему примерному плану.

Сфера употребления текстов того или иного стиля.

Цель текста, принадлежащего определённому стилю.

Формы речи, в которых реализуются тексты анализируемого стиля.

Наиболее общие свойства текстов определённого стиля.

Анализ особенностей языковых единиц:

а) на фонетическом уровне;

б) на словообразовательном уровне;

в) на морфологическом уровне;

г) на лексическом уровне;

д) на синтаксическом уровне.

6. Средства связи.

7. Свойства стилей на текстовом уровне.

Выпишите фразеологизмы, уместные в текстах разговорного стиля.

Какие фразеологизмы можно назвать межстилевыми, т.е. уместными в любом стиле?

Вверх тормашками, сизифов труд, по крайней мере, держать камень за пазухой, играть роль, при сем препровождается, узы Гименея, из рук вон, драть как сидорову козу, валять дурака, с лёгкой руки, играть в бирюльки, сдержать слово, из ряда вон выходящий, держаться в рамках приличия, хоть трава не расти, положить под сукно, понимать с полуслова, в связи с тем что, медведь на ухо наступил, по всей видимости, развесить уши, иметь в виду, дамоклов меч, подножный корм, претворить в жизнь, одержать победу, эзопов язык, бездонная бочка.

Перепишите предложения, подчеркните слова и выражения, которые не соответствуют стилю текста.

Отредактируйте текст, заменив элементы другого стиля словами и выражениями, соответствующими данному тексту по стилю.

Но Славик не удивился этому. После того как он уехал из Красной Поляны и поступил учиться в техникум, он вообще перестал удивляться чудесам, происходившим вокруг него. Его сознание и все элементы восприятия мира как бы очутились в иной плоскости.

А когда вечером они разогревали загустевшее за день – аж ложка стоит – варево, небо блистало в окнах ясными слезами звёзд.

Андрею Болконскому, человеку с передовыми взглядами, светское общество не родня.

Павел Власов ещё пуще сплачивает своих друзей.

Они активно трудились на ферме.

Я сегодня запрограммировала пойти к окулисту.

В нашем зелёном массиве много грибов и ягод.

На семейное мероприятие прибыло много гостей.

Назовите признаки, на основании которых данный текст можно отнести к разговорному стилю.

Петербург, 13 августа, понедельник / 73.

Милый мой голубчик Анечка, получил твоё милое письмо, и очень мне грустно было читать, как детишки заплакали, когда я уехал. Милые голубчики! Скажи им сейчас же, что папа их помнит, целует и в Петербург зовёт. Обнимаю и целую непрерывно и благословляю. Я, Аня, всё нездоров, нервы очень раздражены, а в голове туман, всё точно кружится. Никогда ещё даже после самых сильных припадков не бывало со мной такого состояния. Очень тяжело. [ … ] Точно сон и дремота, и меня все разбудить не могут. Отдохнуть бы надо хоть недельки две от работы и заботы беспрерывной – вот что.

(Достоевский Ф. М. Полн.собр.соч.: В 30 т. Т.29. Кн.1. М.,1986. – С.2-9).

Текст разговорного стиля представлен в данном случае в письменной форме, хотя наиболее распространённой является устная форма. К общим свойствам текста можно отнести неофициальность, непринуждённость (автор и адресат письма – близкие люди), отсутствие тщательного отбора языковых средств.

В тексте письма, в основном, используется нейтральная лексика, хотя есть и разговорные слова (папа, хоть, надо). Эмоциональный характер тексту придают слова с оценочными суффиксами (голубчик, голубчики, Анечка, неделька); глаголы, передающие состояние автора (помнит, целует, благословляет); образные средства языка, например сравнения (в голове как туман, точно сон и дремота); экспрессивные обращения (милый друг мой голубчик Анечка, милые голубчики); личные местоимения (я, им, со мной, меня), частицы (же, даже, хоть, бы). Для синтаксиса текста характерны различные типы предложений, свободный порядок слов (отдохнуть бы надо хоть недельки две), частое использование однородных членов. Есть предельно краткие предложения (Очень тяжело); встречаются даже незаконченные (…вот что). Композиция текста свободная, преобладают фактическая информация, описание и повествование, тематические средства связи, эмоциональные средства воздействия на адресата. Тип реакции адресата на текст – эмоция, действие (например, ответное письмо).

VI. Обобщение учителя.

Сегодня на уроке мы повторили признаки разговорного стиля, научились делать анализ текстов этого стиля.

VII. Домашнее задание. 1) Стр. 330-332 прочитать.

2) Прислушайтесь к речи взрослых – дома, на улице, в магазине, в транспорте – и запишите 10-12 оборотов, характерных для устной разговорной речи.

3) Упражнение 489.

Напишите зарисовку – сочинение в разговорном стиле речи, используя диалог на одну из предложенных тем:

Читайте также: