Конспект урока покрытосеменные растения 6 класс

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

жизненные формы покрытосеменных.WMV

Выбранный для просмотра документ Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых растений на классы двудольных.docx

Поурочный план

Дата ______

Предмет: биология

Тема урока № 42 Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых растений на классы двудольных

и однодольных растений (Слайд № 1)

Тип урока: усвоение новых знани й

Цель: сформировать у школьников представление о покрытосеменных растениях как наивысшем этапе в развитии растительного мира.

Образовательные : раскрыть особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений, познакомить с их классификацией;

Развивающие : развивать умения и навыки работы в группах, парах, индивидуально, фронтально, с учебником, делать выводы;

Воспитательные : воспитывать доброжелательность, культуру общения.

«Накопление знаний подобно росту дерева.

Постепенно на нем появляются все новые и новые ветви,

Содержание учебного материала

Задания на развитие функциональной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I . Орг. момент

Слайд 2 . Вальс цветов Чайковского.

Добрый день, дорогие ребята!

Добрый день!
А что это значит?
Значит, день был
По-доброму начат,
Значит, день будет
По-доброму прожит.
Он умножит счастливые дни.

Актуализация знаний

1. На какие группы делятся растения на Земле?

2. Чем отличаются низшие растения от высших?

3. Какие растения относятся к высшим растениям? Почему они так называются?

4. Какие условия можно считать благоприятными для произрастания мхов?

5. Наиболее распространенный представитель папоротниковидных.

6. Почему Голосеменные растения относятся к высшим растениям и их особенности?

имеют корень, стебель, листья (видоизменены в иголки – хвоинки);

опыление происходит с помощью ветра;

для оплодотворения не нужна вода;

в основном древесные формы (можжевельник – кустарник).

Найдите начало головоломки и по непрерывной линии прочитайте фразу, из которой вы узнаете об особенности голосеменных растений и объясните, как Вы это понимаете.

(Ответ: Хвойные деревья выделяют фитонциды).

Разнообразен и прекрасен мир растений:

Мхи, водоросли, папоротники, плауны

И семенные : сосны, туя, пихты, ели,

Но властелины царства не они.

1. Назовите цветковые растения, которые, по вашему мнению, играют важную роль в природе и жизни человека.

2. Проблемный вопрос:

Большинство растений, названные вами, относятся к отделу Покрытосеменные, или Цветковые.

Как вы думаете, почему им можно отнести к отделу Покрытосеменные или Цветковые?

Наиболее характерным признаком этих растений является наличие цветка и плода.

Сегодня мы начинаем изучать отдел Покрытосеменные растения.

Откройте и запишите тему урока в тетради: Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых растений на классы двудольных

и однодольных растений (слайд 5) .

Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений, познакомить с их классификацией

Изучение н/м:

А). Отдел Покрытосеменных растений (слайды 6-7):.

Покрытосеменные занимают господствующее положение среди всех современных растений. Они преобладают на суше, и играют важнейшую роль в общем круговороте веществ. Ученые-палеоботаники считают, что покрытосеменные растения появились на Земле 125 – 150 млн. лет назад в мезозойской эре от голосеменных. Появление цветка стало важным событием в происхождении покрытосеменных. Согласно другой версии покрытосеменные произошли от семенных папоротников.

Быстрое распространение покрытосеменных растений повлияло на животный мир Земли, обеспечив эволюцию насекомых, птиц и млекопитающих. Им принадлежит ведущая роль в развитии всего живого населения на планете.

Отдел покрытосеменных объединяет около 250 тыс.видов растений.

Проблемный вопрос: Где же они встречаются?

Покрытосеменные растения распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях. Им принадлежит важнейшая роль в образовании растительных сообществ, за исключением болот, где преобладают (?) мхи, а также тайги, где господствуют (?) голосеменные.

Б). Особенности Покрытосеменных растений (слайд 8):

Используя материал на страницах 137 – 139 параграфа 42 учебника под редакцией Р.Алимкуловой , выполните задание:

Какие особенности имеют покрытосеменные растения?

Проверьте себя. Всё ли мы назвали?

Особенности Покрытосеменных растений:

наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями;

семяпочка защищена завязью;

ткани максимально приспособлены к выполнению своих функций;

быстрый обмен веществ;

приспособленность к обитанию в различных экологических условиях;

гаметофит – семязачаток и пыльцевая трубка;

опыление происходит ветром, животными, самоопыление;

ярусность в лесу;

жизненные формы: деревья, кустарники и травы;

по продолжительности жизни: одно-, двух- и многолетние растения.

В). Черты сходства и отличия покрытосеменных и голосеменных растений (слайды 9 -11):

Используя приложение № 1, работая в группах, найдите, обсудите и выступите перед классом с предложенным заданием:

1 и 3 группы – черты отличия покрытосеменные и голосеменные растения друг от друга заполните в таблице №1 соответствующую колонку:

1 группа – характерные черты для голосеменных;

3 группа – для покрытосеменных.

2 и 4 группы – черты сходства покрытосеменных и голосеменных растений.

Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных (слайд 10):

опыление происходит с помощью ветра

опыление происходит ветром, животными, самоопыление

только древесные формы

единственная группа растений, способная к образованию сообществ, включающих и травы, и деревья, и кустарники

Общие черты покрытосеменных и голосеменных растений (слайд № 11).

Имеют хорошо развитые корни, стебли, листья

Семена не заключены в истинный плод (иногда покрыты мясистыми или твёрдыми

структурами (кедровый орех).

Покрытосеменные – единственная группа растений, способная к образованию сообществ, включающих и травы, и деревья, и кустарники.

Г). Классификация покрытосеменных растений (слайд №13:)

Отдел Покрытосеменные или цветковые включает в себя два класса: Однодольные и Двудольные растения.

К Двудольным принадлежат около 200 тыс. видов растений, что составляет 80%, насчитывают 292 семейства. Класс Однодольным объединяет около 20% цветковых растений, насчитывает 80 семейств, 50 тыс. видов растений.

Слайды 14 -19:

Работа в группах по заданию:

1 и 3 группы: класс Двудольные растения;

2 и 4 группы: класс Однодольные растения.

1. Зародыш семени

2. Жизненные формы

Деревья, кустарники и травы

В основном травы

3.Корневая система

4. Листья

листья простые или сложные

5. Край листа

цельный и изрезанный

6. Жилкование

перистое и пальчатое

параллельное и дуговое

7. Околоцветник

8. Части цветка

кратно 4 или 5

9. Опыление

опыление преимущественно ветром

10. Наличие камбия

не имеют камбий

11. Семейства

Сложноцветные, Розовые, Бобовые, Паслёновые, Капустные и др.

Злаковые, Луковые и Лилейные и др.

Подорожник – класс Однодольные,

Вороний глаз – класс Двудольные.

Д). Значение покрытосеменных растений.

Работа в группах

Работа в группах

Работа в группах

Закрепление

Подведение итогов

Работа с гербарием.

Учащиеся работают в парах.

Рассмотрите предложенные растения, разделите их на однодольные и двудольные.

2.Тестирование ( слайды 21 – 22):

Из предложенного перечня признаков выпишите признаки, которые соответствуют

1 вариант - классу Однодольных:

2 вариант - классу Двудольных растений:

1. Главный корень хорошо выражен.

2. Мочковатая корневая система.

3. Травянистые, реже деревянистые растения.

4. Растения имеют камбий

5. Листья простые с дуговым или параллельным жилкованием

6. Зародыш с двумя семядолями

7. Листья простые или сложные, большинство с сетчатым жилкованием

8. Растения не имеют камбий

9. Главный корень не развивается

10. Стержневая корневая система

11. Цветы в основном четырёхчленные или пятичленные

12. Цветы трехчленные

Взаимопроверка.

Однодольные: 2, 3, 5, 8, 9, 12

Двудольные: 1, 4, 6, 7, 10, 11

Шкала оценивания:

Подведение итогов:

Сегодня м ы познакомились с характерными признаками отдела Покрытосеменные растения.

в современной флоре отдел Покрытосеменные – самый распространённый на Земле и самый большой по численности видов (около 300 тыс. видов);

покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях;

так как данные растения имеют все органы и ткани, они относятся к высшим растениям;

так как, они имеют цветки, их относят к цветковым растениям;

так как, семена находятся внутри плода, их называют покрытосеменными.

На следующем уроке мы продолжим изучать семейства однодольных и двудольных растений.

Выставляются оценки ученикам принявшим участие в ходе урока. Активность определяется с учетом мнения учащихся.

VII. Д/З:

параграф 42 учебника.

Повторить строение цветка и соцветия (параграфы 20,21).

творческое задание:
подготовить интересные новинки о растениях семейства Капустные.

VIII . Рефлексия

Слайды 24 - 25:

hello_html_3c0f046d.jpg


Литература и Интернет – источник:

Р.Алимкулова. Учебник для 6 класса общеобразовательных школ. Алматы/ 2015.

Ж. Курмангалиева. Биология. Строение и жизнедеятельность растений. 6 класс. Алматы. 2015.

Г.П.Игошин. Уроки биологии в 6 классе. Ярославль. 2002.

В.Рохлов. Занимательная ботаника. Москва, 1998

Приложение №1:

Признаки сходства голосеменных и покрытосеменных.

Также общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является тот факт, что для размножения им не нужна вода. Это выгодно отличает их от споровых, которые очень зависят от влаги. Кроме того, можно отметить, что общим признаком голосеменных и покрытосеменных является хорошее развитие вегетативных органов. Стебель, листья и корень имеют важное значение в жизни организма. Как у первой, так и у второй группы эти признаки проявляются очень хорошо и отчетливо.

Еще одно сходство - формирование больших лесных массивов, заселение обширных территорий и господство в мире над другими растениями. Очевидное и неоспоримое преимущество обоих отделов - размножение при помощи семян. Ведь если есть семя, значит, зародыш имеет значительные запасы для питания на первое время перед прорастанием. Споровые такого преимущества не имеют, поэтому их шансы выжить резко уменьшаются. признаки голосеменных и покрытосеменных растений Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является способность формировать плоды. У первых это шишки с семенами, у вторых - разные, как сочные, так и сухие. Это делает возможным расселение семян при помощи птиц.

Различия между голосеменными и цветковыми.

Помимо сходства существуют и различия между главными отделами царства Растения. Это такие признаки голосеменных и покрытосеменных, которые позволяют отличать их друг от друга и объясняют численное превосходство одних над другими. Можно обозначить несколько основных пунктов: Время, уходящее на оплодотворение и размножение, формирование нового организма. Положение семени на растении (открытое или защищенное). Наличие или отсутствие тех или иных жизненных форм. Способ опыления. Значение в эволюции животных. Биологическая роль в природе и значение для человека.

Цель: Создание условий для формирования у учащихся знаний об отделе Покрытосеменные.

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и умений.
  • способствовать формированию у учащихся анализировать ответы и мнения других в ходе совместной работы.
  • развивать умение и навыки самостоятельной работы с учебником;
  • содействовать развитию коммуникативной культуры, умению отражать результаты своей деятельности в устной и письменной форме;
  • преодоление препятствий, способность к мобилизации сил.
  • умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
  • формирование систематизированных представлений об отделе Покрытосеменные;
  • овладение умением анализировать полученную информацию.
  • помочь учащимся определять признаки покрытосеменных, отличать их от голосеменных, знать жизненные формы, способы питания и размножения, значение отличать двудольные растения от однодольных растений;

Формы обучения : фронтальная, индивидуальная, в парах

Основные понятия : покрытосеменные, однодольные, двудольные, автотрофы, гетеротрофы, жизненные формы, ксилема, камбий, эфемеры.

I.Организационный момент. Здравствуйте, садитесь.

II.Актуализация знаний. (5 мин)

Ребята на прошлом уроке мы, какую тему изучали? (Голосеменные). Хорошо.

Сейчас мы проверим, как вы усвоили эту тему. Устная проверка.

1. Кто такие голосеменные? (растения, у которых семена расположены, открыто на поверхности чешуй шишек).

2. Какие растения относятся к отделу голосеменные? (секвой, ель, сосна, пихта, гинкго, эфедра)

3. Как размножаются? (семенами с помощью ветра)

4. Листья видоизменены в? (хвою)

5. Какие ткани хорошо развиты? (образовательная, проводящая, покровная, фотосинтезирующая, механическая, запасающая)

6. К каким жизненным формам относятся? (в основном деревья, кустарники и лианы, трав нет)

7. Каково значение в природе отдела Голосеменные? (очищают воздух, содержат фитонциды, дом для животных, использование древесины в хозяйственной деятельности, получении бумаги, мебели, использование шишек в питании, лечении болезней. Участвуют в почвообразовании)

8. Как отличить ель от сосны?

III.Мотивация . (3 мин)

Учитель: Какие еще растения размножаются семенами? (цветковые или покрытосеменные).

Почему же их так называют? (семя закрытое, находится внутри плода).

Это один из самых крупных отделов царства растений, насчитывает более 240 000 видов. Они распространены по всему земному шару. Их можно встретить в пустынях, болотах, рядом с водоемами, в горах. Есть влаголюбивые и сухолюбивые (ксерофиты, гидрофиты, мезофиты). Они имеют разный вегетационный период, есть эфемеры, у которых очень короткий вегетационный период, всего несколько недель (подснежники, тюльпаны, лютик, ветреница). Другие могут жить до 2000 лет платан восточный или чинар, древесное растение Италии.

Они составляют основную часть растительной массы в биосфере. Многие виды вошли в число культурных растений: капуста, морковь, томаты, огурцы и т. д.).

Цель урока: Сегодня мы познакомимся с покрытосеменными, или цветковыми растениями.

Итак, сегодня мы должны:

План работы на уроке:

1. Дать характеристику покрытосеменным растениям.

2. Приводить примеры покрытосеменных растений.

3. Знать их среду обитания.

4. Жизненные формы покрытосеменных.

5. Давать сравнительную характеристику покрытосеменным и голосеменным растениям.

6. Способы питания

8. Рассмотреть на какие классы делят отдел (однодольные и двудольные)

IV. Открытие новых знаний: (15 мин)

Работа с учебником

1.Покрытосеменные растения это отдел высших растений, у которых имеется цветок, как орган полового размножения и плод.

2. К покрытосеменным относят: дуб, береза, яблоня, пшеница, рожь, капуста.

3. Обитают в разных климатических зонах – от жаркого тропического пояса до холодных тундр. Обитают на кислых, соленых, плодородных и неплодородных почвах.

  • углубить и обобщить знания учащихся об особенностях среды обитания, строения и многообразии покрытосеменных растений;
  • раскрыть их преимущество перед голосеменными растениями;
  • показать господствующее положение покрытосеменных в растительном покрове Земли;
  • охарактеризовать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений;
  • раскрыть значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека;
  • обосновать необходимость бережного отношения к покрытосеменным и их охраны.

Планируемые результаты обучения

  • формирование систематизированных знаний о чертах усложнения организации покрытосеменных растений по сравнению с голосеменными, о признаках сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных, о приспособленности покрытосеменных к условиям среды и их разнообразии; об отличительных признаках однодольных и двудольных растений;
  • формирование умения выделять существенные признаки покрытосеменных растений, устанавливать их преимущества перед голосеменными; различать однодольные и двудольные растения;
  • объяснение роли покрытосеменных растений в природе и жизни человека.
  • описание изучаемых биологических объектов, проведение их сравнительной характеристики;
  • формирование и развитие компетентности в области использования интернет - ресурсов.
  • развитие представления о единстве органического мира на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнения строения покрытосеменных;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности покрытосеменных растений для природы и человека и необходимости ответственного, бережного отношения к ним и их местообитанию.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: таблицы; живые экземпляры комнатных растений; гербарии; мультимедийная презентация “Покрытосеменные растения”; наборы муляжей плодов культурных растений; Красная книга растений.

I. Организационный момент.

II. Актуализация и контроль знаний о преимуществах семенного размножения; об особенностях строения голосеменных; о многообразии голосеменных; о размножении голосеменных; об экологической роли голосеменных и их значении в жизни человека. (Контроль знаний с использованием таблиц; проверка умения узнавать отдельные голосеменные по гербариям, по шишкам и хвое).

Учитель: Ребята, назовите отделы, входящие в царство растения?

Учащиеся: Моховидные, Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные, Голосеменные и Покрытосеменные. Слайд 3

Учитель: Правильно. С какими из этих отделов мы уже знакомы?

Учащиеся: Моховидные, Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные, Голосеменные.

Учитель: Значит, тема сегодняшнего урока?

Учащиеся: Покрытосеменные растения.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с отделом покрытосеменные. Второе название этих растений - цветковые растения.

III. Работа по теме урока.

1. Общая характеристика отдела Покрытосеменные растения (беседа с демонстрацией гербарий и мультимедийной презентацией).

Учитель: Покрытосеменные растения образуют один из наиболее крупных отделов царства растений (около 240 тыс. видов). Многие виды покрытосеменных вошли в число культурных растений. Слайд 4

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему Покрытосеменные, или Цветковые, растения получили такое название? (Отвечают, используя гербарии растений)

Учащиеся: Наличие органа полового размножения - цветка; расположение семяпочек в завязи пестика, развитие плода из завязи.

2. Основные черты отличия покрытосеменных растений от голосеменных.

Самостоятельная работа учащихся с таблицей 2 параграфа 24 учебника. Беседа по результатам работы.

Отличия покрытосеменных от голосеменных:

- опыление производится животными, ветром, водой, возможно самоопыление;

- есть рыльце, способствующее улавливанию и прорастанию пыльцы;

- имеются деревья, кустарники и травянистые формы;

- большинство являются автотрофами, но есть гетеротрофы. Слайд 5

Сходство покрытосеменных и голосеменных:

- многообразие видов. Слайд 6

Учитель: Сопоставление этих признаков свидетельствует о том, что покрытосеменные достигли более высокого уровня эволюционного развития, чем голосеменные. Это дает покрытосеменным растениям возможность произрастать в самых разных условиях окружающей среды. Слайд 7

3. Характеристика классов отдела Покрытосеменные – двудольные и однодольные.

Учитель: Все растения отдела Покрытосеменные разделяются на два больших класса – Двудольные и Однодольные. Слайд 8

Учащиеся с помощью рисунка 124 и таблицы 3 самостоятельно изучают основные различия между двудольными и однодольными растениями. Класс делится на две группы. Одна группа выбирает гербарии однодольных растений, вторая - гербарии двудольных растений. Задача каждой группы: объяснить по какому признаку растение относится к тому или иному классу.

Отличительные признаки двудольных и однодольных растений.

1. Количество семядолей? (однодольные – 1, двудольные – 2). Слайд 9

2. Где находятся запасные питательные вещества? (у однодольных – в эндосперме, у двудольных – в зародыше). Слайд 10

3. Тип жилкования листьев? (у однодольных – параллельное и дуговое, у двудольных – перистое или сетчатое). Слайд 11

4. Строение проводящей системы? (у однодольных – состоит из многих отдельных пучков, у двудольных – имеет кольцевое строение). Слайд 12

5. Тип корневой системы? (у однодольных – мочковатая корневая система, у двудольных – стержневая корневая система). Слайд 13

6. Примеры. (однодольные – пшеница, рожь, овес, лук, нарцисс, ирис и др., двудольные – дуб, береза, яблоня, арбуз, томат и др.). Слайд 14

4. Значение покрытосеменных растений и их охрана.

Учитель: По количеству видов однодольных растений в природе меньше, чем двудольных растений, но значение растений этих двух классов в природе и для человека одинаково велико.

IV. Закрепление знаний о покрытосеменных растениях, их жизненных формах; о многообразии, строении, роли покрытосеменных в природе и жизни человека. Выполнение задания №1 в рабочей тетради по данной теме.

Учитель: Что нового и интересного вы получили для себя? Где вы можете использовать полученные знания?

VI. Домашнее задание.

Изучить текст, рисунки, таблицы § 24 учебника. Выполнение заданий №3, №4 в рабочей тетради.

Список используемой литературы.

1. Биология: 6 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарева, Л.В. Симонова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 128 с.

2. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с. : ил.

3. Биология. 6 класс. Опорные схемы: учебное пособие/ О.Н.Хюннинен. – Москва: Дрофа. 2010 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока соответствут КТП, стандартам ФГОС и ГОСО.

Предмет: биология.

Дата проведения: _______________

Тема: Глава IX. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Семейства двудольных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений.

закрепить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности и классификации покрытосеменных растений;

помочь учащимся в ходе процесса их учебной деятельности выделить главные черты цветковых, что позволило им занять господствующее положение в растительном мире.

продолжать формирование умения сравнивать различные отделы растений, эволюционного представления о развитии растительного мира от простого к сложному, находя черты их постепенного усложнения.

Развивающие:

развивать регулятивные, коммуникативные, личностные и познавательные УУД.

Воспитательные:

формировать познавательный интерес к предмету биологии через организацию коллективной поисковой деятельности;

развивать способность к рефлексии и самоактуализации;

развивать культуру общения и навыки коммуникации.

Задачи урока:

развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формировать учебную проблему, тему урока и формулировать цель урока совместно с учителем; развивать умение высказывать свою версию (регулятивные УУД);

вырабатывать умение слушать и понимать речь других; работать в группе; формировать устную речь (коммуникативные УУД);

развивать умение сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека (личностные УУД);

развивать умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке, осознавать необходимость приобретения новых знаний для использования в своей практической деятельности (познавательные УУД).

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: ученики сумеют обосновать ведущую роль покрытосеменных растений в эволюции, научатся определять представителей двух классов цветковых растений.

Метапредметные: учащиеся овладеют методами поисковой деятельности, научатся планировать и прогнозировать деятельность для решения учебной задачи, работать в группе, слушать и слышать сверстников, вырабатывать единое мнение, аргументированно высказывать свою точку зрения, овладеют приёмами самоконтроля.

Личностные: у учеников сформируется познавательный интерес к предмету через использование поисковой деятельности, повышение стремления к самоактуализации, воспитание культуры общения.

Тип урока: Изучение НМ.

Оборудование:

гербарные экземпляры покрытосеменных (двудольных и однодольных) и споровых растений (мхи, хвощи…);

компьютер, интерактивная доска; презентация.

Методы и формы обучения:

индивидуальная и фронтальная работа учащихся.

Организационная структура урока.

Этап “Организационный момент”.

- Психологический настрой учащихся;

- предварительная организация класса;

- вызов, самоопределение и мотивация.

Учитель совместно с детьми планирует и проектирует урок (презентация – слайд №1).

Этап “Актуализация опорных знаний учащихся”.

Задание классу: из гербарных экземпляров предложенных растений выбрать те, которые размножаются семенами и те, которые размножаются спорами (слайды презентации №2,3,4)

Предварительно на парты разложены следующие экземпляры растений:

- мох - хвощ - папоротник - хвойное растение - цветковые растения.

Учащиеся работают с гербариями, на которых отсутствуют этикетки с названиями растений, в парах. Разложив растения на две группы, дети объясняют свой выбор. Учитель предлагает поразмыслить над преимуществом семенных растений перед споровыми в условиях жизни на суше. (Оплодотворение внутри семязачатка, развитие там зародыша и формирование семени у взрослого растения – главное биологическое преимущество семенных растений перед споровыми. В семенах, в отличие от спор, есть запас питательных веществ, они защищены семенной кожурой, и в них формируется зародыш нового растения. Значит, семя – более надёжный орган размножения и расселения, чем спора).

Учитель: Сегодня на уроке мы знакомимся с отделом покрытосеменных растений. Второе название этих растений - цветковые растения.

Задание классу: в тексте параграфа № 42 найти, какое количество видов насчитывается в данном отделе. (Ответ: в нём насчитывается более 240 тысяч видов растений.)

Учитель: Это самая молодая группа растений и самая многочисленная. Мы должны выяснить, почему эта группа растений заняла господствующее положение в растительном мире и обеспечила покрытосеменным большое биологическое разнообразие.

Задание классу: рассмотрев гербарии, отложить в сторону споровые растения и внимательно рассмотреть семенные растения. Найти общие органы растений, присущие и голосеменным и покрытосеменным. (Ответ: вегетативные органы: корень, стебель, листья). (Слайд презентации №5)

- Какой орган появился у покрытосеменных растений? (Ответ: цветок.)

Учитель: Предлагаю нам вместе подумать над формулировкой вывода о главном отличии покрытосеменных растений. (Ответ: главное отличие покрытосеменных растений: появление цветка – как генеративного органа размножения).

Вопрос: Чем отличается семя покрытосеменного растения от семени голосеменного растения? (Ответ: у голосеменных растений семена лежат открыто, на поверхностях чешуек шишек. У покрытосеменных растений семена покрыты тканями плодов, которые образуются из завязи пестика цветов).

Учитель: По способу питания покрытосеменные растения являются автотрофами, но среди них встречаются гетеротрофы. Это растения паразиты и насекомоядные растения. Обратите Ваше внимание на слайды презентации №№ 6,7,8. (приложение №1).

Задание: найти в тексте учебника на странице 30 ответ на следующий вопрос: “Какие жизненные формы встречаются у покрытосеменных растений?” (Ответ: деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники и травы.) (Слайд презентации №9).

Учитель: Отдел Цветковые растения учёные-систематики делят на два класса: однодольные и двудольные. Сейчас вы получите карточки с описанием признаков двух классов. Но так как эти критерии были подготовлены учениками Карла Линнея, жившими в 18 веке, они допустили несколько неточностей. Вы, как ученики 21 века и сильные интеллектуалы, должны разобраться с характеристикой и найти ошибки в описании. В выполнении этой трудной задачи вам помогут гербарии. На следующих уроках биологии мы будем изучать следующие семейства класса двудольных растений: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, бобовые, сложноцветные. В классе однодольных растений - лилейные и злаковые.

Вы должны разложить цветковые растения на две группы, ориентируясь на названия этикеток с обозначением принадлежности к семейству, и определить класс растения (приложение №2).

Двудольные растения

Однодольные растения

Зародыш семени с _____ семядолями.

(Вписать количество)

Запасные питательные вещества семени находятся в эндосперме.

(Найти ошибку в тексте)

Листья обычно имеют перистое, пальчатое, параллельное, дуговое жилкование.

(Выбрать правильные определения и подчеркнуть)

Черешок листа есть или нет.

(Подчеркнуть правильный ответ)

Корневая система – мочковатая, стержневая.

(Подчеркнуть правильный ответ)

Проводящая система в стебле состоит из многих отдельных пучков.

(Найти ошибку в тексте)

Обычно древесные и травянистые формы.

(Найти ошибку в тексте)

Зародыш семени с _______ семядолей.

(Вписать количество)

Запасные питательные вещества семени находятся в зародыше.

(Найти ошибку в тексте)

Листья обычно имеют перистое, пальчатое, параллельное, дуговое жилкование.

(Выбрать правильные определения и подчеркнуть)

Черешок листа есть или нет.

(Подчеркнуть правильный ответ)

Корневая система – мочковатая, стержневая.

(Подчеркнуть правильный ответ)

Проводящая система в стебле имеет кольцевое строение.

(Найти ошибку в тексте)

Обычно травы, редко древесные формы.

(Найти ошибку в тексте)

Этап “Закрепление знаний”.

В ходе закрепления знаний учащиеся выполняют тестовые задания.

Этап “Рефлексия”.

Учитель предлагает оценить меру своего личного продвижения к цели. Учащиеся называют основные позиции нового материала и как они их усвоили, отвечая на вопросы:

- что получилось, что не получилось и почему?

- что нового вы узнали?

- где пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке, в вашей жизни?

Выставление и комментирование оценок.

Домашнее задание (дифференцированно)

Изучить материал параграфа “Отдел Покрытосеменные”. (Базовый уровень)

Подготовить таблицу сравнения голосеменных и покрытосеменных растений, изучая материалы параграфов, дополнительные интернет-источники (Творческий уровень).

Читайте также: