Лицо грим маска изо 7 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

История создания Венецианских масок. Выполнение работы в технике папье - маше. Украшение маски декором. Выставка детских работ: декоративные маски.

ВложениеРазмер
История создания и виды Венецианских масок. Выполнение работы в технике папье - маше. Детские работы учащихся. 703.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Государственная общеобразовательная школа №591

Невского района г. Санкт- Петербурга

занятия кружка по художественному труду

Остова Тамара Анатольевна

учитель дополнительного образования

2012-2013 учебный год

Занятие кружка по художественному труду

Цель: расширить знания учащихся о создании карнавальных масок

(на примере Венецианского карнавала)

  1. Познакомить учащихся с историей создания венецианских масок;
  2. Закрепление знаний при передачи пропорций лица человека;
  3. Закрепление знаний при работе в технике папье-маше;
  4. Развитие фантазии, художественного вкуса;
  5. Выявление индивидуальных способностей детей.
  1. Организационный момент-2 мин.
  2. Актуализация опорных знаний – 3 мин
  3. Формирование новых знаний-15 мин.
  4. Практическая работа- 25 мин.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию.

  1. На прошлом занятии мы с вами сделали подготовительный слепок из пластилина для будущей карнавальной маски, и сегодня мы поговорим как создавали и декорировали карнавальные маски в Венеции.

В 1296 году Сенат Венецианской Республики провозгласил праздничным днем последний день перед Великим Постом. Таким образом, карнавал получил официальный статус светского праздника.

В последующие годы празднования достигли огромного размаха. Они начинались еще с первого воскресенья октября, продолжались до дня Св. Епифании и достигали своего расцвета в последние дни перед Постом. Весь этот длительный период многие венецианцы повсеместно носили небольшие маски bautta , скрыв под ней свое настоящее лицо.

Карнавал праздновали не только богатые венецианские вельможи, устраивая костюмированные балы в роскошных дворцах. Простой люд также веселился на улицах и площадях. Повсеместно выступали акробаты, жонглеры, дрессированные хищники, привезенные из далеких стран. В передвижных лавках можно было купить всевозможные сладости или просто подкрепиться.

Неотъемлемая часть карнавального шоу – традиционные венецианские маски: сегодня, как и в стародавние времена, самые популярные маски карнавала -Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чума и Вольто.

Баута- одна из самых популярных венецианских масок. Она появилась в 17 столетии и служила эффективным прикрытием для представителей любого сословия и пола. Несмотря на свой жутковатый вид. Пользовалась особой любовью народа, который носил ее в сочетании с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой.

Интересно, что нижняя часть маски была устроена таким образом, что человек мог есть и пить, не обнажая лица .

Венецианская маска «кот – маской Кота венецианский карнавал обязан старой забавной легенде. В ней рассказывается, как некий бедный китаец приехал в Венецию со своим старым котом. Кошек в городе не водилось, зато мышей было в преизбытке. Голодное животное набросилось на добычу и за несколько дней освободило островную республику от грызунов. Дож настолько обрадовался, что одарил китайца несметными сокровищами и отправил домой с большим почетом. Чудо-животное осталось во дворце, на случай будущих нашествий.

Очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу времен Тициана – нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами. У Дамы есть несколько разновидностей: Либерти, Валерии, Саломея, Фантазия и другие.

Также известна под названием Гражданин, поскольку ее носили в дозволенные дни рядовые горожане. Вольто – наиболее нейтральная маска, копирующая классическую форму человеческого лица. Она крепилась к голове лентами (у некоторых вольто вместо тесемок на подбородке имелась ручка).


В старину одним из самых страшных бедствий для Венеции была чума, которая посещала город несколько раз и уносила огромное количество жизней. Маску обычно не носили, но во время эпидемии ее надевали доктора, посещая пациентов. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества – считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач носил темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу, а в руке держал специальную палку, чтобы не прикасаться к зачумленному руками.

Процесс изготовления венецианской карнавальной маски внешне прост. Берется гипсовая форма, смазанная вазелином, и заполняется изнутри слоем папье-маше, приготовленного по особому рецепту. Полученная заготовка высушивается и отшлифовывается, затем в ней вырезают отверстия для глаз. После этого приступают к декору. Маски нередко покрывают слоем специальной краски, чтобы они выглядели как старинные. Украшение поверхности – это зачастую медленный и кропотливый процесс с использованием акриловых красок, золотой и серебряной фольги, эмали, лака, дорогих тканей, перьев бисера… здесь все зависит от фантазии художника.

4. Теперь переходим к практической работе : создать маску в технике папье-маше. Для этого необходимо взять слепок из пластилина и оклеить его бумагой, соблюдая следующую последовательность:

Шаг первый : порвите газеты на полоски, но ни в коем случае не режьте их. Опустите их в миску с водой и размачивайте.

Шаг второй : приготовьте клей для папье-маше. Используйте клей ПВА, смешанный с небольшим количеством воды. Смешивайте в таком соотношении: одна порция воды к двум клея (до жидкой консистенции).

Шаг третий : смажьте пластилиновую поверхность вазелином, двумя слоями покройте маску газетной бумагой, смоченной водой, не используя клея.

Шаг четвертый : после того, как вы нанесли два слоя бумаги, третий и последующие пять слоев наносятся с использованием клея. Причем на лицо, щеки наклеивайте крупные куски, а нос и рот – мелкие.

Шаг пятый : высушите заготовку, снимите маску с пластилиновой основы, зашкурьте наждачной бумагой и покройте водоэмульсионной краской.

Шаг шестой : после высыхания сделать прорези для глаз и украсить маску декором.

Технологическая карта урока

Учебник: Изобразительное искусство 7 класс, М: Вентана-Граф, 2014.

Авторы: Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова, Л.Г. Савенкова.

Цели деятельности педагога: Познакомить с историей и ремеслом создания маски, раскрыть принципы работы над эскизом театральной маски, в основе которых лежат знания о пропорциях лица человека, работе мимических мышц. Научить создавать театральную маску для персонажа сказки, былины, мифа. Воспитывать интерес к театральному искусству и творчеству. Совершенствовать самостоятельную работу учеников по предложенному алгоритму.

Тип урока: Постановка и решение учебной задачи.

Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Основные понятия и термины: Театр, маска, грим.

Образовательные ресурсы: История создания маски. Википедия.

Демонстрационный материал: Учебник, мультимедийная презентация по теме, плакаты по теме.

Межпредметные связи: история, литература

Оборудование: Учебник, проектор, художественные средства

Урок - Глава 5. Искусство театра – 6 часов, (четвёртый урок главы 5)

Тема урока: Тема 17. Лицо, грим, маска. Эскиз театральной маски для любимого персонажа сказки, былины, мифа.

Цель урока: Изготовление объёмной маски животного из бумаги одного из персонажей сказки.

Метапредметные: воспитывать любовь к театру, уважение к людям, которые дарят нам чувство радости и праздника в театре; дать представление об истории возникновения масок.

Предметные: формировать навыки работы в конструировании объёмных масок из бумаги, в их декоративном оформлении.

Личностные: совершенствовать умение выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы; развивать фантазию, творческое воображение, любознательность, аккуратность.

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Форма органи-зации взаимо-дейст-вий на уроке

1. Организаци-онный момент.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала.

Задание: Сформулировать тему урока.

*Проверяет готовность учащихся к уроку.

*Сегодня мы продолжает изучать тему театра, познакомимся с очень важным атрибутом театра.

* Загадывает загадку про маску:

« Люблю на праздник наряжаться,

В зверей волшебных превращаться.

Любой костюм могу надеть -

Вот я котёнок, лев, медведь.

Что на лицо надену я

Чтоб не узнали вы меня?

Чтобы проверить правильно ли вы отгадали загадку - заглянем в волшебный сундучок.

*Предлагает составить синквейн, чтобы глубже понять суть маски.

(На доске: определение, схема составления синквейна).

*Чем маска отличается от грима?

*Из каких материалов можно изготовить маску, и какой материал самый доступный?

*Показывает слайды с изображением масок ( старинных и современных)

*На основе полученных сведений, подводит к формулированию темы урока.

Слушают учителя, отгадывают загадку.

Один ученик открывает крышку сундучка, достаёт маску и показывает всем ребятам.

*При проведе-нии ритуалов, в театре, на кар-навале, на маскараде, в масленицу, в святки, в больнице, погребальные, противогаз, в цирке, преступники.

*Ткань, пластмасса, дерево, металл, перья, самые доступные материалы – бумага и картон.

4.волшебное превращение в любого героя

* Рассматрива-ют слайды, отвечают на вопросы.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, осознанно рассматривать иллюстрации с целью освоения и использования информации. Коммуникативные: научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.

2. Изучение нового материала.

Работа с учебником стр.206-211, дополнительным материалом.

Задание: Посмотреть слайды, прочитать дополнительный материал и составить вопросы другим группам.

Сформулировать цель и задачи урока.

*Учитель показывает на слайдах:

1.что такое маска;

2.историю возникновения маски;

4.области применения масок;

5.материалы и технологии изготовления масок;

6. сказки, где героями являются животные;

7. типы формы лица;

8.что такое грим.

Этот же материал раздаёт каждой группе и предлагает учащимся составить вопросы друг другу по прочитанному материалу.

Дополнительный материал для:

Маска - в переводе с латинского языка masca - призрак, а с арабского - шут, человек на маскараде. Маска - специальная накладка с вырезами для глаз и рта, надеваемая на лицо, изображение в виде человеческого лица, звериной морды.

Самой старой маске, дошедшей до нас - 5000 лет.

Маски имеют очень древнюю историю. С первобытных времен, надевая маски животных и исполняя ритуальные танцы, охотники как бы заманивали и побеждали зверей и страх перед ними, утверждая свое единство с природой. В глубокой древности маски были принадлежностью обрядов, связанных с трудовыми процессами, ритуалом погребения, из которых возникли сначала культовые представления, затем - традиционные народные зрелища.

С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Поэтому маска пришла к нам из глубокой древности. У каждого народа были свои маски. Их делали из золота и серебра. Украшали драгоценными камнями, выдалбливали из дерева, вырезали на них орнамент и узоры. На родине театра - в Древней Греции - во время шумных праздничных процессий в честь бога Диониса, бога виноградарства, разыгрывались сценки из жизни. Участниками представлений были только мужчины. Они выступали в мужских или женских масках. Меняя маски, актеры играли по несколько ролей в каждом спектакле. И в России тоже были праздничные игрища с масками и чучелами. Например, на Рождество или Масленицу. Веселясь, люди наряжались в разные костюмы и маски, и поэтому их называли ряжеными. Рядились в птиц и зверей — коня, быка, медведя, козу, курицу и журавля. Затем праздники и представления перешли с городских площадей на театральную сцену и появились театральные маски. В настоящее время маски широко используются в цирковых представлениях и кукольных театрах.

3 гр.: Виды масок:1.Декоративные маски (для украшения помещений).

2.Маски в искусстве: театральные, карнавальные, игровые.

4.Функциональные: медицинские, профессиональные, защитные.

7.Другие применения: для предотвращения опознания, карательные, посмертная или погребальная.

4 гр.: Где используют маски:

в театре, карнавалах, маскарадах, на праздниках, в обрядах и ритуалах, при захоронении, как защита, в т.ч. от болезней, в бою, больнице, для украшения помещений.

Материалы и техники: папье-маше, конструирование из бумаги и картона в т.ч. оригами, бросового материала, гипса, коллаж, аппликация, декоративные материалы, пластилинография, материя, пластик дерево, кожа и т.п.

Таблица с различными типами лица.

Знать пропорции лица необходимо, чтобы правильно составить композицию маски.

8 гр.: Грим – (с фр.) забавный старикан. Краска наносится прямо на лицо актёра, поэтому лицо подвижно, позволяет выражать эмоции. Грим бывает живописный и пластический (объёмный). Грим наносится прямо на лицо, а маска надевается сверху. маска может выражать только одну эмоцию.

*Учитель показывает на слайдах порядок изготовления маски из бумаги, также выдаёт на каждую парту алгоритм работы.

*Конкретизирует тему урока вместе с учениками

Слушают учителя. Рассматрива-ют слайды и иллюстрации в учебнике; изучают дополнитель-ный материал;

формулируют вопросы другим группам и сами отвечают на заданные вопросы.

*Где и когда появилась маска?

*Для каких целей её использовали в разных странах?

*Какие виды масок бывают?

*Где применяя-ются маски?

*Из каких материалов можно изгото-вить маску?

*В каких сказках геро-ями являются животные?

*Зачем нужно знать форму лица, чтобы изготовить маску?

*Чем грим отличается от маски?

Делают вывод, что маску легче изготав-ливать из бумаги, маска объёмная животного из сказки.

На основе полученной информации, формулируют цель урока: изготовление объёмной маски животного из бумаги одного из персонажей сказки;

-изучить необходимый материал;

-сконструиро-вать маску из бумаги по алгоритму;

-выполнить маску в цвете.

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, осознанно рассматривать иллюстрации с целью освоения и использования информации.

Коммуникативные: научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Познавательные: Осуществляют анализ учебного материала; правильно владеют художественными терминами.

Личностные: Проявляют интерес к изучению материала.


Виды грима:
Живописный – используются только краски.
Объемный – кроме красок используются наклейки, налепки, усы, борода, парик.
Сложный грим – кумадори.
Характер грима определяется замыслом режиссера, характером персонажа, общим стилем оформления спектакля

Живописный грим Используются только краски

Живописный грим Используются только краски

Используются только краски. Объем (нужные выпуклости и впадины) имитируются краской

Нажмите, чтобы узнать подробности

Грим - от французского grime , буквально — забавный старикан, от староитальянского grimo — морщинистый - искусство изменения внешности актёра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, причёски и др.

История грима восходит к народным обрядам и играм, требовавшим от участников внешнего преображения. Традиционный грим связан с древнейшими военными ритуальными обрядами Народные актёры средневековья (скоморохи, жонглёры) раскрашивали лица сажей, красящим соком растений.

История грима восходит к народным обрядам и играм, требовавшим от участников внешнего преображения. Традиционный грим связан с древнейшими военными ритуальными обрядами Народные актёры средневековья (скоморохи, жонглёры) раскрашивали лица сажей, красящим соком растений.

Живописный грим - это использование только красок для создания объёма.

Живописный грим - это использование только красок для создания объёма.

Объёмный грим предполагает использование налепок, наклеек и подтяжек, а также накладных усов и бороды.

Объёмный грим предполагает использование налепок, наклеек и подтяжек, а также накладных усов и бороды.

Пластический грим предполагает наклеивание на кожу эластичных накладок из латекса или силикона.

Пластический грим предполагает наклеивание на кожу эластичных накладок из латекса или силикона.

Реалистический грим

Условный грим: Жанровый

Условный грим:

Гротескный грим

 Сказочный или фантастический грим

Сказочный или фантастический грим


Возрастной грим 2 1 3 4 5 6










Маска – это специальная накладка на лицо (иногда с изображением человеческого лица, звериной морды и т. п.) с вырезами для глаз, а также человек с такой накладкой .

Маска – это специальная накладка на лицо (иногда с изображением человеческого лица, звериной морды и т. п.) с вырезами для глаз, а также человек с такой накладкой .

КАРНАВАЛЬНЫЕ Условный язык масок почти забыт, как и их история. До наших дней дошли лишь ритуальные маски разных племен, маски танца и маски карнавалов. Карнавальные маски за свою тысячелетнюю историю не раз меняли форму и размер ы.

Условный язык масок почти забыт, как и их история. До наших дней дошли лишь ритуальные маски разных племен, маски танца и маски карнавалов. Карнавальные маски за свою тысячелетнюю историю не раз меняли форму и размер ы.

РИТУАЛЬНЫЕ На ритуальных празднествах перед зрителями в масках и костюмах изображались самые разнообразные благожелательные и вредоносные духи. Плясать в облике духа — лучший способ подчинить духа своему влиянию.

На ритуальных празднествах перед зрителями в масках и костюмах изображались самые разнообразные благожелательные и вредоносные духи. Плясать в облике духа — лучший способ подчинить духа своему влиянию.

КОМИЧЕСКИЕ И ТРАГИЧЕСКИЕ Изначально маска служила элементом костюма участников праздников. В эпоху античности она олицетворяла трагические и комические типы персонажей. По сути своей маска выражает только одну эмоцию - это либо ужас перед лицом судьбы, либо открытая веселость духа, который высмеивает эту судьбу.

КОМИЧЕСКИЕ И ТРАГИЧЕСКИЕ

Изначально маска служила элементом костюма участников праздников.

В эпоху античности она олицетворяла трагические и комические типы персонажей. По сути своей маска выражает только одну эмоцию - это либо ужас перед лицом судьбы, либо открытая веселость духа, который высмеивает эту судьбу.

 Маски Японии Важнейшие атрибуты традиционного японского театра: маски и танцы

Маски Японии Важнейшие атрибуты традиционного японского театра: маски и танцы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный направленный на решение нескольких дидактических задач: проверка знаний (вопросно-ответная беседа), овладение новыми знаниями (презентация к уроку), закрепление умений и навыков (выполнение практического творческого задания).

Форма проведения: Урок традиционный

Цель урока. Формирование ценностного отношения к традициям разных народов мира через знания о происхождении и истории создания масок.

Задачи урока.

  • Обучающие: познакомить учеников с масками народов разных времен и народов; ознакомление с работой художника при создании масок.
  • Развивающие: развитие знаний о театре как искусстве; знакомство с основными понятиями и терминологией зрелищных искусств; развитие творческих способностей при создании маски.
  • Воспитательные: воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе, воспитание любви и уважения к зрелищным видам искусства.

Конспект урока во 2 классе

Класс: 2 класс, под редакцией Т. Я. Шпикаловой.

Тема урока: «Маска, кто ты?

Тип урока: комбинированный направленный на решение нескольких дидактических задач: проверка знаний (вопросно-ответная беседа), овладение новыми знаниями (презентация к уроку), закрепление умений и навыков (выполнение практического творческого задания).

Форма проведения: Урок традиционный

Цель урока. Формирование ценностного отношения к традициям разных народов мира через знания о происхождении и истории создания масок.

Задачи урока.

Обучающие: познакомить учеников с масками народов разных времен и народов; ознакомление с работой художника при создании масок.

Развивающие: развитие знаний о театре как искусстве; знакомство с основными понятиями и терминологией зрелищных искусств; развитие творческих способностей при создании маски.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе, воспитание любви и уважения к зрелищным видам искусства.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

обучающиеся продолжат формирование умения творческого видения с позиции художника;

овладеют умением вести диалог, работать коллективно;

сформируют умения планировать и грамотно осуществлять учебное действие в соответствии с поставленной задачей;

сформируют умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность.

сформируют уважительное отношение к культуре и искусству других народов страны и мира в целом;

продолжат формирование эстетических чувств художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

продолжат формирование умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников.

познакомятся с масками разных народов, как способом перевоплощения;

познакомятся с терминологией зрелищных искусств.

Зрительный ряд: образцы масок из различных материалов; фотографии масок; работы учащихся.

Инструменты и материалы: Гуашь, акварель, кисти, простой и цветные карандаши, фломастеры, баночки с водой.

Организационный момент - 2 мин.

Постановка учебной задачи - 5 мин.

Изучение нового материала - 15 мин.

Физминутка - 1 мин.

Первичное повторение и закрепление - 5 мин.

Практическая работа - 15 мин.

Подведение итогов урока - 2 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Доска/ экран

1.Организационный момент – 2 мин

Приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих

Проверка своей готовности к уроку.

2. Постановка учебной задачи (5 мин.)

Наденешь ее - и тебя не узнать,
Ты – рыцарь, бродяга, ковбой.
Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать.
А снимешь – вновь станешь собой.

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубе золотой,

Хвост пушистый и большой.

Ребята, актер в театре играет разные роли.

Что помогает ему постоянно перевоплощаться?

Что из этого мы с вами можем изготовить? Сформулируйте тему урока.

2. Осмысление понятий, обоснование своего мнения

3. Выдвигают гипотезы,

выполняют практическое задание, делают выводы.

3. Изучение нового материала (15 мин.)

Перед тем как изготавливать маски давайте поговорим о них подробнее.

1 слайд. Когда вы играете в какую-нибудь игру, вы всегда становитесь кем-то. То разбойником или пиратом, то феей – колдуньей или принцессой.

С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, превратиться в волшебного героя. Маска пришла к нам из глубокой древности. Она даже древнее кукол.

2 слайд. Мамска (личина) – предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа.

Маски использовались с древности в церемониальных, эстетических, и практических целях

3 слайд. У каждого народа были свои маски.

4, 5 слайд. Их делали из золота и серебра, украшали драгоценными камнями; выдалбливали из дерева, вырезали на них орнаменты и узоры, раскрашивали и украшали перьями.

6 слайд. В глубокой древности маски были принадлежностью обрядов, культов и ритуалов.

7, 8 слайд. Человеку, надевшему маску, легче войти в роль, перевоплотиться.

9 слайд. Маска шла к нам через венецианские карнавалы, испанские фиесты

10 слайд. Карнавал – праздник, связанный с переодеваниями и красочными шествиями

Великолепны, красочны карнавалы в Венеции, они известны с 1094 года. Интересно, что настоящая венецианская маска изготавливается из тончайшей кожи.

11 слайд. Её можно носить, не снимая, много часов подряд. В ней одинаково удобно и веселиться, и драться на дуэли.

12 слайд. Потом праздники и представления перешли с городских площадей на театральную сцену и появились театральные маски.

Маски бывают самые разные, они могут изображать: героев фильмов, зверей и героев сказок – весельчаков и чудищ, ведьм и красавиц

Маска выражает характер персонажа!

В театре артист, стремясь изменить своё лицо, часто наклеивает бороду или усы, использует парики. Искусство изменения внешности – грим возникло как продолжение искусства маски

Театр стран Востока до сих пор широко пользуется масками, хотя часто заменяет их маскообразным гримом (грим - маска).

13 слайд. Маски бывают плоские и объёмные.

14 слайд. Маска может закрывать только часть лица. Тогда это будет полумаска.

Читайте также: