Конспект урока пушкин элегия

Обновлено: 04.07.2024

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

Уроки литературы в 10 классе[1]

На уроке учащиеся будут выявлять поэтические смыслы шедевров философской лирики Пушкина, размышлять о вечных проблемах бытия и, прежде всего, о проблеме жизни и смерти.

Тема смерти появляется уже в ранней лирике поэта. Но в юношеских стихотворениях смерть поэта не страшит. В стихах 1830-х гг. он уже не хочет умирать, ведь смерть лишает человека многих радостей бытия и, прежде всего, радости творчества. Но тема жизни звучит в зрелой лирике Пушкина гораздо трагичнее и обреченнее.

Я скоро весь умру. Но тень мою любя,
Храните рукопись, о други, для себя!
Когда гроза пройдет, толпою суеверной
Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,
И, долго слушая, скажите: это он;
Вот речь его. А я, забыв могильный сон,
Взойду невидимо и сяду между вами,
И сам заслушаюсь.

1. О чем размышляет поэт в стихотворении? Какое чувство является в стихотворении доминантным?

3. На какие композиционные части можно разделить стихотворение? С каким настроением следует читать каждую часть?

4. Найдите эмоциональную кульминацию текста. Обоснуйте свое мнение.

5. Как реализуется в стихотворении тема вечной жизни природы? Какой смысл приобретают здесь образы-символы?

7. Как решается тема вечности природы и скоротечности человеческой жизни в финале стихотворения?

1. Каковы композиционные особенности стихотворения? В каких отношениях находятся его части?

2. Какой смысл тексту придает парная его рифмовка?

3. Каким чувством окрашены воспоминания поэта о юности? Чем объясняется печаль его воспоминаний?

5. Какие жизненные события он считает для себя наслажденьями? Почему? Как это связано с биографией Пушкина периода Болдинской осени?

1. Докажите, что в первой строфе стихотворения преобладают лексика и синтаксические конструкции, характерные для разговорной речи.

2. Какие отношения связывают лирического героя с его воображаемым собеседником (собеседницей)?

3. Выявите особенности торжественного, книжного стиля второй строфы. Почему так меняются поэтические интонации текста?

5. Какие ценности жизни он может там приобрести?

3. Проанализируйте ключевые образы стихотворения: домик, холм, озеро, мельница, дорога, три сосны; младая роща, мой внук, я. Какая связь есть между ними?

4. Как соотнесены в стихотворении картины минувшего и настоящего?

5. Как в стихотворении создается образ времени и образ памяти?

6. Как поэт решает проблему преемственности поколений?

7. Какой смысл придает тексту нерифмованный, белый стих?

8. Какой смысл выявляется при исследовании в тексте стихотворных переносов?

9. Проанализируйте поэтическую лексику и синтаксис стихотворения. Докажите, что они придают тексту философское звучание.

10. Индивидуальное задание.
Найдите и прокомментируйте реалии стихотворения, связанные с жизнью Пушкина в Михайловском.

Стихотворение представляет собой поэтическое переложение великопостной молитвы Ефрема Сирина, которая, по обычаю, повторяется в храмах в течение всего Великого поста, кроме субботы и воскресенья.

1. На какие смысловые части можно разделить это стихотворение?

2. Как композиционно связаны три части стихотворения: вступление, отношение поэта к великопостной молитве, поэтическое переложение молитвы?

3. Каким настроением проникнута каждая часть? С какими интонациями их следует читать?

6. Какие свойства души, по Пушкину, следует преодолевать, а какие — приобретать? Почему?

8. Дайте к стихотворению лексический и историко-культурный комментарий.

9. Индивидуальное задание.
Сопоставьте стихотворение Пушкина с поэтическим переложением молитвы И. Великопольским. В чем преимущества пушкинского текста?

Господь жизневластитель,
Будь грешника хранитель
И немощному друг!
Да праздности недуг
С томящею печалью
Меня не отягчит,
И зов к любоначалью
Души не совратит.
Да ввек непраздно слово
Пребудет лишь готово
На истину одну!
Страстей всех тишину
Любовью и терпеньем
Дай грешнику, молю.
Ей, Господи, Царю!
Дай зреть мне прегрешенье!
Дел братних осужденье
От уст моих отринь!
Да, сердца в умиленьи
На мне Отца Святынь
Узрю благословенье
Во век веков! Аминь.

Итог уроков.

Лирические размышления Пушкина о смысле жизни и предназначении человека отражают его понимание вечных, непреложных ценностей бытия. По мысли поэта, смерть является для человека естественным итогом физической жизни. Но результат его пребывания на земле измеряется тем, что он успел сделать, какой нерукотворный памятник останется после.

Философская лирика Пушкина наполнена размышлениями о жизни: скоротечности человеческого существования, преемственности поколений, вечности природы и неумолимом беге времени. Поэт считает абсолютными ценностями семью, дом, продолжение рода, природу, творчество, а главными наслажденьями — любовь и искусство. Он принимает жизнь со всеми треволнениями и абсолютизирует ее гармонию и божественный порядок, призывая мужественно относиться к жизненным страданиям, что облегчает трагизм человеческого бытия. Он уверен, что для творчества необходимы душевный покой и уединение, хотя бы временный переход от конкретного, бытового к общему, бытийному.

1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Закрепить умения жанрового анализа текста.

1. Научиться делать комплексный анализ лирики.

2. Рассмотреть особенности стилистики.

3. Выявить художественные особенности.

Оборудование: музыкальные колонки, компьютер, стенды, портреты, распечатки-кейсы урока.

Приветствие учеников, учителя. 2 минуты.

1. Звучит фрагмент элегии в обработке современных авторов.

Учитель: Каким настроением проникнута музыка? О чем она?

Этап актуализации знаний – 10 минут.

Обстоятельства событий, при которых написано произведение – ответы учеников, работа с учебником.

Этап закрепления. Дети работают с карточками. 1 карточка – здоровье.

Учитель: необходимо определить время написания.

Темы здесь вечные, философские: прощание с молодостью, будущее счастье, вера и покаяние.

Идея текста: Хотя жизнь может часто поддаваться унынию, но главное в судьбе – любовь и творчество.

Определяем жанр. Готовим групповую защиту своей версии жанра.

Элегия как жанр принадлежит сентиментализму, затем его активно использовали представители романтизма, но Пушкин в финале стиха говорит о счастье, что не свойственно было для этого жанра, поэтому мы относим данный стих к реализму.

Этап обобщения и систематизации – 10 мину.

Учитель: Проследите движение темы от строфы к строфе.

Ответ учеников: Элегия имеет две строфы, где противопоставляются образы печали и любви, союз но разделяет два пространств в стихе: похмелье и вино – гармония и улыбка.

Определяем размер, рифму, выразительные средства в самостоятельной работе на 15 минут

Элегия написана пятистопным ямбом с чередованием мужских и женских клаузул. Рифма точная.

В каждом из шестистиший содержится по три пары параллельных рифм: ААББВВ ГГДДЕЕ – смежная рифма. В стопа имеется пиррихий.

Особенности поэтического языка. Работаем самостоятельно, определяем выразительные средства.

Эпитеты встречаются в каждой строке:

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино — печаль минувших дней.

Есть антитеза образов унынья и любви, союз но даёт синтаксическое противопоставление.

Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

О други – риторическое обращение, есть множество устаревших словоформ:

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь…

И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Рефлексия: Ваше отношение к стихотворению.

На мой взгляд, стихотворение типично в духе жизнеутверждающей лирики, Пушкин реалистично анализирует свою жизнь и оптимистично смотрит в будущее, его ценности любви и творчества вызывают уважение, я разделяю его взгляды на образы горести и счастья, которые едины в нашей жизни.

Отметки. Пожелания. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение и художественно подготовить прочтение.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.


УРОК 7
Философская лирика А. С. Пушкина.
Тема жизни и смерти

Тип урока:
комбинированный урок; анализ художественного произведения.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

• Какие произведения называют философскими?
• Когда человек обращается к философским произведениям?
• Как вы понимаете, что такое философская лирика?

Я предлагаю вам создать сегодня на уроке импровизированный поэтический журнал, каждая страничка-стихотворение которого будет не только данью любви к великому поэту, но и плодом ваших рассуждений, раздумий, ассоциаций.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— Вы, конечно, знаете, что род литературы, основой которого являются чувства, мысли, настроения, переживания, называется лирикой. Лирический образ передаёт выражение чувств и мыслей автора в связи с разными жизненными впечатлениями. Поскольку все явления жизни могут вызвать переживания человека, то и диапазон тем и мотивов в лирике многообразен. В лирических произведениях представлены отдельные мотивы, связанные общей темой.

Поэтическое осмысление мира, человека, смысла человеческой жизни, добра и зла, размышления над проблемами жизни и смерти, сущности человеческой души находят своё отображение в философской лирике. Так принято называть лирические произведения, в которых выражаются мысли и чувства автора о смысле человеческого бытия, о предназначении человека, о его судьбе и о смерти.

Философская лирика Александра Сергеевича Пушкина — это отдельный мощнейший пласт творчества поэта, глубоко личностный, появившийся благодаря переживаниям и размышлениям поэта над собственной жизнью, о судьбах человечества, о соотношении личности и общества, смерти и бессмертия, о любви и искусстве — всё это ярко отразилось в его поэзии.

Стихотворение написано просто, без особых поэтических ухищрений. Оно похоже на отрывок из письма или на продолжение разговора или рассказа. В этом стихотворении использован стиль поздней пушкинской прозы, точный, краткий и вместе с тем необыкновенно выразительный. Конкретные описания перерастают в раздумья о жизни и смерти.

План анализа стихотворения

1. Дата написания. Биографический комментарий.
2. Жанровое своеобразие.
3. Идейное содержание:
а) тема;
б) основная мысль;
в) проблема;
г) эмоциональная окраска чувства.
4. Структура стихотворения:
а) основные образы;
б) тропы;
в) стилистические фигуры.
5. Стихотворный размер. Рифма.
6. Актуальность стихотворения.

8. Словарная работа

9. Аналитическая работа с отрывками
из литературоведческих текстов
(работа в парах, с раздаточным материалом)

Карточка

Пушкин от всех предшествовавших ему поэтов отличается… тем, что по его произведениям можно следить за постоянным развитием его не только как поэта, но вместе с тем как человека и характера…
Пушкин был призван быть первым поэтом-художником Руси, дать ей поэзию, как искусство, как художество, а не только как прекрасный язык чувства… Если б мы хотели охарактеризовать стих Пушкина одним словом, мы сказали бы, что это по превосходству поэтический, художественный, артистический стих,— и этим разгадали бы тайну пафоса всей поэзии Пушкина…
(В. Г. Белинский)

Мы знаем Пушкина-человека, Пушкина — друга монархии, Пушкина — друга декабристов. Всё это бледнеет перед одним: Пушкин — поэт…
Что такое Поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, а потому что он — сын гармонии, поэт.
(А. А. Блок)

• Прокомментируйте высказывание критика В. Г. Белинского о поэзии А. С. Пушкина.
• Как бы вы ответили на поставленный А. А. Блоком вопрос о том, что такое Поэт?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

• Докажите, что представленные сегодня на уроке стихотворения А. С. Пушкина относятся к образцам философской лирики.

VI. Домашнее задание

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с.
Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)

2. История создания (когда написано, по какому поводу, кому посвящено ).

4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы.

Анализ стихотворения должен представлять собой оригинальный авторский текст,

композицию которого определяет сам автор (в нашем случае – у чащийся). Безусловно,

для всех шаблон , а вд охновлять (мотивировать) учащихся н а создание индивидуального

плана работы с лири ческим произ ведением, что, н есомненно, не может быть

осуществлено без творческого вмешательства учителя.

Теперь попробуем реализовать этот план анализа для решения конк ретной з адачи:

2. Написано это стихотворение в особый период жизни поэта, который н осил

название Болдинской осе ни. Это уже н е произведени е юноши, полное м ечтаний и грез.

Данное сти хотворение относится к зрелой лирик е автора. Напечатано оно было в 1830

году 8 сентября. По воле с удьбы поэту пришлось остаться в наследстве нном имени и

почти н а три ме сяца из - за эпидемии холеры, свирепствующей в Росси и. Это время стало

самым плодотворным периодом творчества Пушкина и получило название «Болдинская

стихотворение было посвящено и збраннице Александра Сергеевича Наталье Гончаровой,

с которой он п ланировал связать себя узами брака. По русской традиции п еред венчанием

молодые должны были исповедаться, да и само событие предполагало переосмысление

собственной жизни. Перва я часть стихотворения – это пок аяние, вт орая – предчувствие

грядущих трудностей и робкая надежда на счастье в любви.

Читайте также: