Конспект урока признаки живых организмов

Обновлено: 03.07.2024

Общедидактическая цель урока: Создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала средствами системы вопросов и заданий уровневого характера для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Задачи урока:

Образовательные : Организовать индивидуальную и групповую познавательную деятельность учащихся на уроке для изучения признаков живых организмов, уровневой организации живой природы и эволюции. Ознакомить обуч-ся с методами познания признаков живых организмов,уровневой организации живой природы и эволюции и познания живой природы и роль биологии в практической деятельности людей.

Развивающие: Создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Учить устанавливать взаимосвязь между строением и функциями живых организмов; развивать наблюдательность и речь учащихся.

Воспитывающие: Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов учения, интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в группах. Расширять кругозор учащихся; воспитывать культуру поведения на уроке.

Оборудование: экран, компьютер, проектор, карточки-задания, презентация к уроку, учебник, тетрадь, тесты,

карта оценки деятельности.

Методы работы : объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, работа в группах, моделирование.

УУД : познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

Педагогические технологии:

— личностно – ориентированного обучения;

— объяснительно – иллюстративного обучения;

— словесной продуктивной и творческой деятельности;

Межпредметные связи: связь с химией, анатомией, физиологией.

Ожидаемые результаты:

— усвоение материала в полном объёме на уроке;

— применение полученных знаний при выполнении практических заданий;

Приветствие учеников. Организовать контроль начала работы, обеспечить интеллектуальный и эмоциональный настрой учеников на урок.

Стоя приветствовать учителя. Настроиться на восприятие материала урока.

Определение темы урока. Целеполагание

Учитель задаёт вопросы.

Предложить учащимся вспомнить все признаки живых организмов.

Ребята, мы не просто так вспомнили и перечислили все признаки живых организмов., а нам с вами необходимо определить тему нашего сегодняшнего урока.

Для всех живых организмов характерны признаки и организация живой природы .

Так какова же тема нашего сегодняшнего урока?

А теперь давайте сформулируем цель нашего сегодняшнего урока , исходя из нашей темы.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают в рабочих тетрадях тему

Изучить- Признаки живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Роль биологии в практической деятельности людей

Изучение нового материала

Демонстрация слайда -Уровневая организация живой природы и эволюция.

Предложить учащимся самим сформулировать функции живой природы.

1. Предложить учащимся вспомнить, какие методы существуют.

3.Давайте выясним, какую роль биология играет в практической деятельности людей.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают, выполняют необходимые задания.

Сравнивают рисунок в учебнике и рисунком на слайде.

Определяют функции живой природы.

Учащиеся находят методы познания живой природы.

Закрепление учебного материала

Предлагает выполнить тест.

1. Сезонные изменения в живой природе изучают с помощью метода:

I) экспериментального; 2) наблюдения;

3) проведения опытов; 4) палеонтологического.

2. Отличительным признаком живого от неживого является:

1) изменение свойств объекта под воздействием среды;

2) участие в круговороте веществ;

3) воспроизведение себе подобных;

4) изменение размеров объекта под воздействием среды.

З. Обмен веществ и превращение энергии — это признак.

1) характерный для тел живой и неживой природы;

2) по которому живое можно отличить от неживого;

3) по которому одноклеточные организмы отличаются от многоклеточных;

4) по которому животные отличаются от человека.

4. Строение и процессы жизнедеятельности в органах и системах органов растений и животных изучает биологическая наука на уровне организации живой природы:

1) биоценотическом; 2) популяционно-видовом;

3) организменном; 4) биосферном.

5. Грибы нельзя относить к царству растений, так как в их клетках отсутствуют:

1) оболочки; 2) хлоропласты; 3) ядра; 4) митохондрии.

6. Гетеротрофный способ питания, отсутствие плотной оболочки и хлоропластов, наличие ядра в клетке - признаки организма царства:

1) животных; 2) грибов; 3) бактерий; 4) растений.

7. Существом не только биологическим, но и социальным

1) шимпанзе; 2) горилла; 3) орангутанг; 4) человек.

8. Общая биология изучает:

1) строение и функции организма животных и растений

2) взаимосвязи живой и неживой природы

3) закономерности развития и функционирования живых систем

4) проблемы исторического развития жизни на Земле

9. Наиболее правильно следующее из утверждений:

1) только живые системы построены из сложных молекул

2) все живые системы обладают высокой степенью органи­зации

3) живые системы отличаются от неживых составом хими­ческих элементов

4) в неживой природе не встречается высокая сложность организации системы

10. Уровень, на котором начинает проявляться способность жи­вых систем к обмену веществ, — это:

1) биосферный 2) молекулярный 3) организменный 4) клеточный

11. Теория В.И. Вернадского описывает следующий уровень организации жизни:

1) биосферный 2) биогеоценотический

3) популяционно-видовой 4) организменный

12. Отделить от других определенные органоиды клетки на ос­нове различий в их плотности можно методом:

1) биохимическим 2) хроматографией 3) цитологическим 4) центрифугирования

13. Какое из приведенных утверждений наиболее правильно:

1) все организмы обладают одинаково сложным уровнем организации

2) все организмы обладают высоким уровнем обмена веществ

3) все организмы одинаково реагируют на окружающую среду

4) все организмы обладают одинаковым механизмом пере­дачи наследственной информации

14. Открытость живых систем связана с:

1) их строением и функциями

2) обменом веществами, энергией и информацией, с внеш­ней средой

3) процессами исторического развития

4) их способностью к самовоспроизведению

Выполняют тест. Проверяют друг у друга ответы. Ставят отметки.

Ответы: 1- — 2, 2- — 3, З- — 2, 4-3, 5-2, 6-1, 7-4, 8 - 3, 9 -2, 10 - 4, 11 - 1, 12 - 4, 13 - – 4, 14 - – 2.

Проинструктировать о выполнении дом.задания.

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10—11 кл.

Применить полученные знания на уроке при самостоятельном выполнении домашнего задания.

Развивать умения соотносить цель и результат.

Организует беседу с классом по вопросам:

-Какие затруднения у вас возникли на уроке?

-Что нового вы узнали?

-Что было интересно?

Просит заполнить карту оценки деятельности на уроке и поставить самооценку в виде отметки по критериям, выведенным на экран.

На экране появляется запись:

Оцени свою работу.

Учитель просит сдать карты оценки деятельности на уроке.

Спасибо всем за урок. Молодцы!

Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

Отвечают на вопросы.

Заполняют карту. Проводят самооценку.

1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10—11 кл.

Биологические системы отличаются от тел неживой природы совокупностью признаков и свойств, среди которых основными являются:

  • клеточное строение;
  • особенности химического состава;
  • обмен веществ и превращения энергии;
  • гомеостаз;
  • раздражимость;
  • движение;
  • рост и развитие;
  • воспроизведение;
  • эволюция.

Все живые системы, в том числе клетки и организмы, являются открытыми. К открытым системам относят системы, между которыми и окружающей средой происходит обмен веществ и энергии, например, растения в процессе фотосинтеза улавливают солнечный свет и поглощают воду и углекислый газ, выделяя кислород. Благодаря обмену веществ и энергии обеспечивается взаимосвязь организма с окружающей средой и поддерживается гомеостаз.

По способу питания все организмы делятся на автотрофов и гетеротрофов. Автотрофы способны самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических, а гетеротрофы используют исключительно готовые органические вещества.

Признаки организмов Характеристика
Определённый состав и упорядоченность Все биосистемы характеризуются высокой упорядоченностью, которая может поддерживаться только благодаря протекающим в них процессам. Упорядоченность клетки проявляется в том, что для неё характерен определённый набор клеточных компонентов, а упорядоченность организма характеризуется определённым набором функционально связанных органов и тканей
Иерархичность организации Жизнь проявляет себя одновременно на многих уровнях организации, каждый из которых имеет свои свойства и особенности
Обмен веществ Это совокупность происходящих в организмах химических реакций, перемещений веществ, обеспечивающих постоянство состава и строения всех частей организма. На организменном уровне он проявляется в виде трёх процессов: питания, газообмена и выделения
Поток энергии Непосредственно связан с обменом веществ. Организм, как и иные биосистемы, является открытой системой и зависит от притока энергии извне
Способность к воспроизводству Обеспечивается размножением. При этом преемственность поколений обеспечивается наследственностью, а возникновение новых свойств и признаков — изменчивостью
Способность к развитию На организменном уровне реализуется в виде онтогенеза — индивидуального развития организма. Он характеризуется ростом (увеличением размеров) и развитием (например, могут развиваться системы органов, которые необходимы с переходом в новую среду обитания, — лёгкие; органы размножения и др.)
Приспособленность Развивается в результате долгосрочных и краткосрочных процессов. Её результатом является огромное разнообразие и целесообразность строения живых организмов. Долгосрочные приспособления осуществляются благодаря эволюции, краткосрочные — благодаря раздражимости (способности реагировать на внешние или внутренние воздействия)
Саморегуляция Направлена на постоянство внешнего строения и внутреннего состояния (гомеостаза). На организменном уровне существует также три системы регуляции: гуморальная, нервная и иммунная
Динамичность Характерным проявлением является способность организмов к изменению положения тела и подвижности. Она может проявляться не только в движении, но и в изменении ростовых реакций (тропизмы, таксисы, настии)
Целостность Это результат взаимосвязи и взаимозависимости частей биосистем. Системы разных уровней отличаются по степени взаимозависимости своих частей. Так, клетка и организм — относительно более целостные биосистемы, чем биогеоценоз
Уникальность Все биосистемы, начиная от клеточного уровня, неповторимы и отличаются от аналогичных систем. Например, имеющие идентичную наследственную информацию организмы (однояйцовые близнецы, клоны и т. д.) имеют неповторимую индивидуальность, зависящую от воздействия на них среды и саморегуляции в ходе развития

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ к уроку.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Путешествие в мир живой природы Ужасно интересно Всё то, что неизвестно! Мы тайны разгадаем И мир большой познаем!

Цель урока: Изучить общие признаки живых организмов, отличительные особенности представителей разных царств живой природы

100 тысяч видов грибов и 2500 видов - бактерий

Выбранный для просмотра документ конспект.doc

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1

пгт Серышево имени Сергея Бондарева Амурская область

Конспект урока по биологии

подготовила

учитель биологии Кравченко Галина Сергеевна

Пгт Серышево

Технологическая карта

Биология, 5 класс.

Признаки живых организмов.

Царства живой природы.

Изучить общие признаки живых организмов, отличительные особенности представителей разных царств живой природы.

Образовательные: Изучить общие признаки живых организмов, отличительные особенности представителей разных царств живой природы.

Развивающие: развивать у обучающихся умение наблюдать и делать выводы на основе наблюдений, умение работать с разными источниками информации, работать в группе;

Воспитательные: Воспитывать у обучающихся уважение к научному, исследовательскому труду.

Учащиеся углубляют и систематизируют знания о многообразии живых организмов, расширяют свои представления о свойствах живых организмов.

Личная значимость изучаемого материала для обучающихся

Живое на Земле существует в определённых условиях. Формы жизни разнообразны - есть очень маленькие и очень большие существа.

Некоторые свойства живых организмов встречаются у объектов неживой природы.

Задачи для обучающихся

Узнать, признаки живых организмов, царства живой природы.

Проблемный: Докажите, что автомобиль неживой объект?

Частично- поисковый: найти информацию в учебнике.

Приёмы деятельности учителя

Постановка проблемы, организация самостоятельной работы обучающихся с материалами для урока.

Организация деятельности обучающихся

Изучение предложенных материалов о свойствах живых организмов, о признаках характерных для каждого царства живой природы, работа в рабочих листах;

Опорные понятия урока

признаки живых организмов, царства живой природы, биосфера

Учебник стр.14-15, тетрадь-тренажёр стр15.

Встаньте ровно и красиво.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

2. Актуализация знаний.

Сегодня наш урок мы начнём с загадок.

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает. (Воробей)

Сквозь землю прошёл-

Красну шапочку нашёл. ( Гриб)

Зелена, а не луг, белена, а не снег,

Кудрява, а не человек. ( Берёза)

Объедините все эти слова одним общим термином. Кто это?

Ученики - это организмы.

Отличаются живые организмы от тел неживой природы?

Ученики - определёнными признаками.

А вы можете мне назвать эти признаки?

Ученики называют знакомые им признаки.

Давайте попробуем определить цель нашего урока, ответив на вопрос: Что мы должны изучить сегодня на уроке?

Общие признаки живых организмов.

Царства живой природы.

Признаки характерные для каждого царства живой природы.

Свойства Царства

5.Открытие нового знания

Постановка проблемного вопроса.

Докажите, что автомобиль неживой объект?

Учащиеся читают параграф № 3 учебника - Важнейшие признаки живых организмов и заполняют схему.

Проверка ответа на вопрос, составленной схемы.

Свойства Царства

Учитель: Все живые организмы разделили на царства.

Учащиеся работают в группе.

Каждая группа получает задание об определённом царстве, пользуясь информацией учебника, определяет признаки характерные для данного царства и записывает их в общую схему.

Проверка выполненной работы.

Во всех средах жизни

Питаются готовыми органическими веществами

Создают органические вещества из неорганических

Растут всю жизнь

Органы функционируют без замены

Перемещаются в пространстве

6. Отработка учебных действий

Выберите верные утверждения

Живые организмы имеют клеточное строение

Живые организмы растут, питаются, размножаются.

Все живые организмы образуют гидросферу.

Все живые организмы разделили на 4 царства: бактерии, грибы, растения, животные.

Бактерии - самые древние живые организмы.

Многие бактерии являются возбудителями заболеваний.

Все живые организмы способны к перемещению в пространстве.

Животные и растения питаются готовыми органическими веществами.

Растения способны создавать органические вещества из неорганических.

Животные растут в течение всей жизни.

Что нового узнал для себя?

Домашнее задание:

Параграф № 3 вопросы на стр. 15

По желанию: Найти информацию о самых маленьких и самых больших обитателей биосферы?

Итог урока. Рисуем рожицы.

Оценки обучающимся, активно работавшим на уроке.

Список использованной литературы

1. Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я Колесникова Биология. Живой организм. 5- 6 класс

2. В.Н. Семенцова Биология. Технологические карты уроков 6 класс Санкт- Петербург

3. С. И. Заир- Бек, И. В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке Москва

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 085 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.06.2019 1900
  • RAR 9.4 мбайт
  • 77 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кондратова Надежда Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии в 7 классе: Организм. Общие признаки живых организмов.

Конспект урока по биологии 7 класс
Учитель – Майко Е.А.

Дата: 02.09.2016г.
Тема: Организм. Общие признаки живых организмов.
Тип урока изучение нового материала с первичным закреплением.
Цель урока: формирование представления о многообразии живых организмов и уровнях организации жизни.

1) продолжить формирование знаний о многообразии живых организмов;

2) рассмотреть особенности живых организмов;

3) формировать умение выявлять признаки царств живых организмов, умение характеризовать свойства уровней организации живой материи, выявлять иерархию структурных уровней биосистем.

4) формировать основные биологические понятия: клетка, ткани и органы, организм, вид, популяция, биоценоз, биосфера (живое, косное и биокосное вещество), уровень организации;

Развивающие:

1) формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать,

2) формировать у обучающихся умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,

3) развивать коммуникативные умения работы в парах и в группах.

Воспитательные:

1) воспитывать ценностное отношение к жизни, к живым организмам.
Ожидаемые результаты:

Личностными результатами изучения темы являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности.

Метапредметными результатами изучения темы является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать признаки основных групп живых организмов (бактерии, грибы, растения, животные);

– определять основные органы растений (части клетки).

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ НА ЗЕМЛЕ

Ребята, вспомните, сколько и какие царства живой природы вы знаете? (4: Растения, Животные, Грибы, Бактерии).

Правильно, и все они нас окружают.

А кто мне скажет, почему жизнь на Земле не прерывается? А неживой природе свойство воспроизведение себе подобных? (Нет). Правильно, это одно из важных свойств живых организмов.


Вы знаете, что живая природа организована сложно. Она представляет собой единое целое и состоит из взаимосвязанных частей (рис. 1.1. Организация живой природы) – клеток, организмов, видов, популяций, природных сообществ и экосистем.

Вспомним, что является наименьшей единицей жизни? (Клетка). (Клетки в многоклеточном организме)

В зависимости от количества клеток, какими могут быть организмы? (Одно- и многоклеточными).

Клетки объединяются в ткани, ткани – в органы, органы – в системы органов, системы органов – в организм, организм – в вид (Примеры видов животных), популяции (особи одного вида) (примеры популяций), популяции – в природные сообщества (популяции разных видов) (Береза – природное сообщество), природные сообщества – в экосистемы, экосистемы – в биосферу (глобальная экосистема Земли) (Оболочки Земли, Пределы жизни на Земле).

В экосистемах между живой и неживой природой происходит круговорот веществ.

ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Прежде, чем мы начнем изучать признаки живых организмов, мы должны разобраться, что же такое организм.

Организм – это особь, живое существо, состоящее из взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое.

Условия, необходимые для существования организма:
1. Обмен веществ
2. Превращение энергии

Питание – поступление веществ из внешней среды – распад веществ – преобразование веществ – доставка в клетки – создание органических веществ, богатые энергией – синтез новых необходимых веществ – движение, рост, развитие.

Ребята, подумайте и скажите – потомство похоже на родителей? (Да). В этом проявляется наследственность.

Наследственность – свойство организмов передавать особенности строения и развития следующему поколению.

При половом размножении сходство родителей и потомков никогда не бывает полным. Каждый организм имеет свои особенности, которые отличают его от родителей.

Изменчивость – возникновение новых признаков.

Продолжительность жизни организмов не одинакова: час, сутки, неделя, месяц, год(ы).

Все многоклеточные организмы проходят сложный путь индивидуального развития.

ВОЗДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗМОВ НА СРЕДУ ОБИТАНИЯ

Живые организмы влияют на среду обитания уже тем, что живут в ней.

Они питаются, дышат, выделяют продукты обмена, перемещаются в пространстве.

Влияние организмов на среду обитания – средообразующая деятельность – от нее зависит дальнейшее развитие жизни на Земле.

Домашнее задание:
П.1 – учить, пересказывать, отвечать на вопросы.

Читайте также: