Конспект занятия дикие животные для детей с овз
Обновлено: 06.07.2024
Цель: уточнить и расширить знание учащихся о диких животных, вспомнить их детёнышей.
Содержимое разработки
Цель: уточнить и расширить знание учащихся о диких животных, вспомнить их детёнышей.
1.Активизация словаря; образование притяжательных прилагательных; образование множественного числа существительных; развитие связной речи.
2. Развитие произвольного внимания, пространственной ориентировки обобщения;
3. Воспитание мотивации к учению.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Какое животное лишне? Почему? (Это домашние животные. Это птицы)
III. Я вам загадаю загадки, а вы отгадайте их. Кто будет самым внимательным?
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.
(Лиса)
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
Через поле напрямик,
Скачет белый воротник.
(Заяц)
Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный?
(Волк)
Быстрый маленький зверек по деревьям скок-поскок
(Белка)
Молодцы, все загадки отгадали.
- Как можно назвать одним словом: медведя, лису, волка, зайца, белку? Правильно – дикие животные. Почему их называют дикими? (Дикие животные сами добывают себе еду).
Послушайте внимательно стихотворение.
Кто где живет.
Зимой в берлоге мишка спит,
Под крышей воробей сидит.
Лиса рыжая в норе,
Жучка в теплой конуре.
В логове лежит волчиха.
Под кустом дрожит зайчиха.
Белка спряталась в дупле,
Ежик спит в сухой траве.
Запомнили, какие животные в наших лесах живут?
Где живет лиса? (Лиса живет в норе).
Значит, это чья нора (Это лисья нора).
Где живет белка? (Белка живет в дупле).
Дупло чье? (Это беличье дупло).
Где живет медведь (Медведь живет в берлоге)
Это чья берлога? (Это медвежья берлога)
Где живет заяц? (У зайца нет дома, он живет под кустиками).
а) Игра с мячом. С кем живут звери в своих жилищах? Я называю взрослого зверя, а вы его детёныша.
Заяц – зайчонок
Медведь – медвежонок
Белка – бельчонок
Волк – волчонок
Ёж – ежонок
Лиса – лисёнок
б) – А теперь я называю одного детёныша, а ты как говорят, если их много.
Бельчонок – бельчата
Лисёнок – лисята
Медвежонок – медвежата
Волчонок – волчата
Зайчонок – зайчата
Ежонок – ежата
Заяц хочет поиграть с вами. Он будет показывать движения и давать команды, а вы слушайте внимательно, выполняйте только его команды, движения нельзя повторять. Кто ошибется, выбывает из игры.
V. Давай с тобой представим, что мы в лесу.
Какие же там можно услышать звуки? Чьи голоса? (Звуки леса.)
Составление предложений по вопросам.
– Волк что делает?
– Лисица, что делает?
– Ёжик, что делает?
– Медведь, что делает?
V. Составление рассказа по плану. Прослушать рассказ
У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая, теплая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче скрываться от врагов. Заяц вместе с зайчатами живет в лесу под кустом.
Составить самостоятельно описательный рассказ об одном из животных наших лесов по плану:
Цель: обогащать представление детей о животных. Отмечать характерные признаки представлений диких животных. Уточнить, что каждому животному необходимо жилище, пища, тепло и т. д. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Ход занятия:
-Ребята, помните, как мы ходили в лес к ежику в гости. Хорошо осенью в лесу. Красиво, тихо, кажется - в лесу никого нет. Но это не так. В лесу много лесных жителей. Я вам загадаю загадки, а вы отгадайте, кто это:
1. Хитрая плутовка,
Кто ж это?. (Лиса.)
2. На овчарку он похож.
Что ни зуб-то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк.)
3. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь - лесной (Медведь.)
4. Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы-
Уши больше головы? (Заяц.)
5. На ветке не птичка-
Мех теплый, как грелка.
Кто же это? (Белка.)
Свернется он - колкий,
Рукой не возьмешь.
Кто это?. (Еж.)
- Молодцы, ребята, про всех загадки отгадали.
-Ребята, а кто знает, как можно назвать всех одним словом? (Животные.) У всех животных четыре лапы, хвост, морда, тело покрыто шерстью.
- А где живут эти животные? (В лесу.)
- Ребята, посмотрите, а животные чем-то похожи друг на друга?
(Ответы детей: у них есть лапы, хвост, шерсть, морда, глаза, уши и т. д. все звери живые).
-Ребята, посмотрите, подумайте и расскажите, как вы
догадались, где заяц? (Уши длинные).
-А как вы догадались, что это лиса? (Хвост пушистый).
-А как вы догадались, что это медведь? (Он большой, неуклюжий).
-Правильно, животные похожи друг на друга, но у каждого есть характерные отличия: у лося-рога, у ежика-иголочки, у белки-кисточки на ушах. Давайте расставим зверей по размеру. Сначала - самые большие животные, потом поменьше и самые маленькие.
(Дети с помощью воспитателя расставляют животных по порядку).
-Ребята у вас есть дом, где вы живете с мамой и папой? (Есть).
-А как вы думаете, у диких животных в лесу есть дома, где они живут? (Разные ответы).
-У каждого животного есть свой дом в лесу, только эти дома все разные, где кому удобно:
Медведь - в берлоге
Белка – в дупле и т. д.
- А теперь представьте себе, что вы вовсе не дети, а разные животные. Придумайте, кто каким животным хочет быть. (Дети входят образ. Имитируют повадки разных животных. Воспитатель старается отгадать, кто кого изображает. Воспитатель хвалит детей за точное копирование движений.)
-А теперь представьте, что вы опять просто дети, зашли в дремучий лес и повстречали там медведя.
Зайка спит под кустом,
Белка спит в дупле своем.
А ребятки сладко
Спят в своих кроватках.
Этот пальчик – зайчик.
(Загибаем указательный пальчик и кладем, как на подушку, на большой пальчик, прижатый к ладошке. Первое время малыш повторяет действия за взрослым. Взрослый помогает ему правильно сгибать пальчики.)
_ Этот пальчик- мальчик.
(Загибаем средний пальчик, кладем на большой пальчик.)
(Загибаем безымянный пальчик.)
(Загибаем мизинчик, Получится кулачок с большим пальчиком внутри.)
(Не разгибая кулачок, поджимаем его к губам: тс-с-с-с)
Дидактическая игра. Угадай по описанию.
Ребята, посмотрите. Деревьев в лесу много, а животных не видно совсем. Давайте подойдем к мольберту, на котором есть картинки (висят оборотной стороной). Я сейчас буду называть вам слова, а вы подумайте, к какому животному они относятся?
-злой, голодный, серый (волк)
-маленький, длинноухий, серый или белый (заяц)
-рыжая, ловкая, хитрая, пушистая (лиса)
-большой, неуклюжий, косолапый (медведь)
-маленькая, пушистая, любит орешки (белка)
- маленький, колючий (ёжик)
(по мере называния открываются предметные картинки и появляются животные)
А теперь загадайте мне животное:
Дети загадывают животное и описывают его, логопед старается отгадать.
Она маленькая, у нее пушистый хвост. Она живет в дупле. Запасает на зиму грибы, орехи (белка)
Он большой, неуклюжий, косолапый. Зимой спит в берлоге, любит мед, ягоды (медведь)
Он маленький и колючий. Зимой спит в норке, любит грибы, яблоки (Ёж)
Молодцы, ребята!Вы со всеми заданиями справились отлично!
Логопед благодарит детей за помощь и дарит подарки-раскраски с изображением лесных животных.
Артикуляционные упражнения
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин – Язычок.
Он удобно в доме лег.
Язычок знаком вам, дети
Мы его улыбкой встретим
Давайте разложим животных по способу питания: хищных напротив косточки, травоядных напротив травы.
- Кто из животных делает запасы на зиму? Какие это запасы?( Белка (лесные орешки, шишки, грибы); мышь (зерно);барсук (корни растений, желуди, семема);бобр (зимой он плавает под водой и ест корни водных растений и припасенные с осени ветки);медведь (жировые запасы).
- Мы с вами знаем, что у нас сейчас время года зима. Ребята, скажите, кто из диких животных зимой меняет цвет меха? (заяц был серым, стал белым, белка была рыжая, стала серая)
- Все верно, вы молодцы.
- Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить.
- Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Возьмите свои картинки с изображениями диких животных и найдите тот хвост, который подходит вашему животному, и назовите, чей это хвост.
Цель: обобщать знания детей о диких животных.
- образовательная: расширять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах.
-развивающая: учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать их с существительными.
-воспитательная: воспитывать бережное отношение к животным.
Материалы и оборудование.
Игрушки диких животных (волк, лиса, медведь, заяц, белка, ёж, лось);
картинки с изображением норы, логова, берлоги, дупла, куста.
картинки диких животных у которых нет хвоста (лапы, уха, морды, и т. д.)
Интеграция образовательных областей:
социально- коммуникативное, познавательное, речевое развитие.
Ход НОД
Воспитатель: ребята, хотите посмотреть на диких животных? (Да)
Мы с вами сегодня отправимся в зоопарк. А отправимся мы в зоопарк на трамвае.
А вот наш трамвай (сделанный из стульчиков) Заходите, садитесь
(звучит спокойная музыка). Ну вот, мы уже с вами приехали (дети выходят из вагона трамвая).В зоопарке все звери спрятались, они хотят с нами поиграть.
-Кто это? Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц)
- Бурый, косолапый, неуклюжий (Медведь)
-Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка)
-Крупное животное с ветвистыми широкими рогами (Лось)
-Полежала между ёлками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, потом вдруг убежала (Ёжик)
(поочерёдно открываются клетки животных)
Воспитатель: молодцы, всех правильно отгадали. Как их всех можно назвать одним словом? (Дикие животные).
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на каждого животного и скажем чем у них тело покрыто? (Тело покрыто шерстью) Что ещё можно сказать о внешнем виде этих животных? (у них четыре лапы (ноги); туловище,, хвост и т. д.)
- Где живут эти животные? (В лесу)
- Кто их кормит в лесу? (Они сами себе добывают пищу)
А в зоопарке они могут себе добыть пищу? (Нет, их здесь кормят люди которые работают в зоопарке)
Воспитатель: молодцы, все правильно разложили домики для зверей.
Ребятки, сейчас давайте дружно встанем и сделаем круг, я вам дам животного, а вы передавая его друг другу расскажите что оно может делать.
Например:- Что может делать волк (характерные действия? (рыскать, охотиться, догонять, нападать).
- Что может делать лиса? (воровать, охотиться, ловить, хитрить).
- Что может делать медведь? (ловить, (рыбу, разрушать (муравейники, спать сосать (лапу).)
Воспитатель: молодцы, сколько много слов вы сказали про каждого животного.
Давайте немного отдохнём.
Заяц и белка прыгают, лиса крадётся, волк рыщет, медведь ходит неуклюже, олень быстро бегает. (Дети имитируют движения животных под музыку)
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, художник рисовал диких животных и не дорисовал
Воспитатель: ребята, давайте мы сами дорисуем, хотите дорисовать? (да)
Молодцы, так красиво дорисовали. И я хочу эти картинки подарить вам на память о сегодняшней поездке в зоопарк.
Ребята, скажите, что вам сегодня понравилось? понравилась ли вам поездка в зоопарк? Молодцы, сегодня вы были очень активные, общительные, внимательные.
Уголки для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Наш уголок природы и экспериментирования для старших дошкольников с ОВЗ решает главные задачи: создание положительной мотивации к проведению.
Урок уточнит и расширит знания обучающихся о диких животных, поможет школьникам закрепить знания о жизни диких животных в природе.
Дети будут учиться называть диких животных и их детёнышей, эмоционально откликаться на действия учителя и одноклассников.
МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА 12.03.2020.
Тема : Дикие животные
Цель: Уточнить и расширить знания обучающихся о диких животных .
Образовательные:
закрепить знания о жизни диких животных в природе;
учить называть диких животных и их детёнышей.
Коррекционно-развивающие:
активизировать словарь обучающихся за счёт слов, обозначающих названия диких животных и их детёнышей;
корригировать речь, внимание, мелкую моторику рук обучающихся;
Воспитательные:
воспитывать интерес к окружающему миру.
Базовые учебные действия:
адекватно эмоционально откликаться на действия учителя и одноклассников;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе.
Коммуникативные:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель -ученик, ученик – ученик);
обращаться за помощью в выполнении задания и принимать помощь.
Регулятивные:
соблюдать правили поведения на уроке: поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.;
работать с учебником и организовывать рабочее место;
Познавательные:
работать с наглядным материалом.
Личностные УУД: стремиться к повышению культуры речевого общения,.
Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; выполнить задание.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Какое сейчас время года? (Сейчас зима.)
- Какое время года было перед зимой?
- Какое время года наступит после зимы? (После зимы наступит весна).
- Какой сейчас месяц? Какое число?
- Какой у нас урок по счёту? Как он называется? Чем мы занимаемся на уроках мир природы и человека? Что нового узнаём? С чем знакомились на прошлом уроке?
1. Мимические упражнения.
2. Дыхательное упражнение.
Зайке холодно в лесочке:
Греет лапки под кусточком.
3. Артикуляционные упражнения.
Зайчишка-трусишка
По болоту бежал,
в огород забежал,
Нашёл морковку, грызёт её ловко.
3. Актуализация опорных знаний.
На доске иллюстрации с домашними и дикими животными (медведь, лиса, собака, ёж, лось, волк, корова, белка, лошадь, заяц). Слайды 2-11.
- Разделите картинки на две группы. Объясните, почему так выполнили задание.( у доски работают два ученика). Деление животных на домашних и диких.
- На какие группы разделили картинки? Почему?
- О каких животных мы уже говорили на прошлом уроке? (О домашних)
- Что вы о них знаете? (Эти животные живут рядом с человеком. Он заботится о корме для животных, их жилье. Если необходимо, то лечит.)
- Артём прочитает стихотворение Романа Сефа:
Эти животные дома живут,
Домашними их потому и зовут,
Мы их укрываем в тепле от мороза,
Их кормим и поим, коль надо – стрижем,
Их ласково гладим, всегда бережем,
Они к нам привязаны, очень послушны
И к голосу нашему не равнодушны.
Собаки прилежно наш дом стерегут,
Все кошки, конечно, при доме живут.
И нашу еду от мышей стерегут
4. Формирование темы и цели урока.
- На прошлом уроке мы узнали много нового о домашних животных. Какую пользу приносят человеку домашние животные и птицы, как надо заботиться о них, закрепили знания о том, как нужно общаться с ними. Знаем также, как называются детёныши животных. Значит, сегодня на уроке мы будем говорить о каких животных?
- Кто сможет назвать тему нашего урока сегодня? (Тема нашего урока- дикие животные.)
5. Работа по теме урока
1. Вступительная беседа
-- Скажите, как называют животных, которые живут в лесу? (Животных, которые живут в лесу, называют дикие животные).
-Правильно, все эти животные – дикие. А как вы думаете, почему их так называют? (Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.)
2. Отгадывание загадок о животных
У меня роскошный хвост,
А характер мой непрост —
Я коварна и хитра.
Глубоко моя нора. (Лиса)
- Читаем отгадку ЛИ – СА. Как называют детенышей лисы?
Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну (Волк) (слайды 12,13)
- Читаем отгадку ВОЛК. Как называют детенышей волка?
Физкультминутка
Жарким днем лесной тропой
(Дети спокойно идут по кругу друг за другом.)
Звери шли на водопой.
За мамой-лисицей крался лисенок,
(Крадутся на носочках.)
За мамой-ежихой катился ежонок,
(Приседают, медленно двигаются вперед.)
За мамой-медведицей шел медвежонок,
(Идут вперевалку.)
За мамою-белкой прыгали бельчата,
(прыгают вприсядку.)
За мамой-зайчихой скакали зайчата,
(перескакивают на прямых ногах.)
Волчица вела за собою волчат,
(шагают на месте.)
Все мамы и дети напиться хотят.
(Лицом в круг, делают движения языком – “лакают”.)
3. Работа по учебнику стр. 35 -36
- Откроем учебник на странице 35. Кто сможет прочитать тему нашего урока?
- Назовите животных, которые изображены на рисунках? (волк, заяц, белка)
- Что вы о них знаете?
- Эти животные живут в лесу. Волк – хищник, они живут стаями. В каждой стае есть вожак – сильный волк, которому подчиняются все остальные. Поднятый хвост говорит о том, что перед вами вожак стаи, а поджатый хвост – о том, что этот волк самый слабый в стае. Иногда волки нападают на человека.
- Весной и летом шуба на зайцах серая с рыжевато-бурыми подпалинами. Среди густых трав его и не заметишь. Уши у зайца длинные, а хвост пушистый и коротенький. Задние лапы длиннее передних. Глаза не в центре мордочки, а по бокам расположены, и зверек может видеть, что делается сбоку и даже сзади. У него очень острые зубы. Которыми он срезает кору деревьев.
Белочка – чудесный, проворный зверёк. Зубы у белки большие, изогнутые, очень острые, поэтому она легко разгрызает твердые орехи и лущит шишки. Цепкие коготки на лапках помогают ей ловко хвататься за ветки, перепрыгивать с дерева на дерево.
- Скажите, кто, где живёт (белка – в дупле, лиса – в норе , заяц – под кустом).
6. Закрепление изученного .
Бурый мишенька зимой (сжимают и разжимают пальцы)
Крепко спал в берлоге. (кладут руки под щеку)
Весною он проснулся, (тянут руки вверх)
Зевнул и потянулся: (зевают и потягиваются)
-Здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы)
-Здравствуй, серенький волчонок!
-Здравствуй, беленький зайчонок!
б)– Дикие животные очень заботливые родители. Они строят жилища, выкармливают детёнышей, учат их, оберегают. Как в любой семье у детёнышей диких животных есть папы и мамы. Как называют родителей детёнышей диких животных?
в) Просмотрим слайды и назовём детёнышей взрослых животных
-г) Работа в парах. Игра "Потерялись малыши"
Помогите малышам
Потеряли дети мам.
Без родителей, одни
Попадут в беду они.
Помогите малышам!
Поскорей найдите мам!
Задание. Образуй пары мама – детёныш. Во время игры проверим, как вы усвоили материал урока. Работа на карточках.
- Проверка выполненного задания, проговаривание названий животных и их детёнышей.
Малыши и мамы рады -
Снова вместе, снова рядом.
И за помощь всех ребят
7. Итог урока. Рефлексия.
– Чему учились на уроке?
- Что запомнили? Назовите животных.
- Где они живут? Чем отличаются от домашних животных?
- Чем питаются дикие животные?
– Как выглядят детёныши диких животных? (Детёныши похожи на своих родителей, только меньшего размера.)
- Какую пользу приносят домашние животные? Соедини линиями.
Цель игры: Развитие мыслительных процессов
Детям предлагается выбрать лишнюю фигурку из ряда домашних и диких животных, и объяснить свой выбор
Лиса, коза, свинья, корова
Медведь, свинья, волк, лиса
Корова, бык, коза, медведь
Лиса, волк, медведь, коза
Кошка, собака, лиса, коза
Медведь, волк, кабан, собака
Цель: Развитие мышления, мелкой моторики, закрепление употребления притяжательных прилагательных
Перед детьми лежат фигурки животных без хвостиков, и, отдельно хвостики.
Читайте также: