Политическое развитие стран запада 9 класс конспект

Обновлено: 04.07.2024

Много форм правления
применялось и ещё будет
применяться. Все понимают,
что демократия не является
совершенной. Правильно
было сказано, что демократия –
наихудшая форма
правления, за исключением
всех остальных, которые
пробовались время от времени.
Уинстон
Черчилль
1874–1965

Формировавшиеся в послевоенные
годы новые партийно-политические
системы получили значительный
демократический импульс.

Состав Движения сопротивления
1
2
Коммунистические Социалистические
партии.
партии.
3
Иные антифашистские силы.

В странах Европы
начался новый
этап в развитии
консервативных
партий.
У. Черчилль
и его кабинет,
1955 г.

Обращение к
вере широких
слоёв населения
было следствием
недавней войны.
Папа Пий XII
в окружении
верующих

Преступления
фашизма
Причины
популярности
христианской
демократии
Насилие и потеря
близких
Бедствия
войны
Изменение настроений в европейском обществе
Всё более частое обращение людей к Богу

Либеральные
и буржуазные
радикальные
партии
пользовались
меньшей
поддержкой.
Митинг
сторонников
Христианскодемократического
союза
Германии


Занятие познакомит учащихся с особенностями экономического развития в 1970-2000-е гг, позволит выяснить, какие идейно-политические течения определяли внутриполитическое развитие стран Запада, определить особенности политического развития.

Описание разработки

Цели и задачи:

- познакомить учащихся с особенностями экономического развития в 1970-2000-е гг;

- выяснить, какие идейно-политические течения определяли внутриполитическое развитие стран Запада;

- определить особенности политического развития.

Способствовать развитию навыков поиска и обобщения информации из текста учебника и документов, а также устной речи, анализировать, давать сравнительную характеристику процессам и явлениям

- формировать чувства уважения к истории, толерантного отношения к другим странам и народам.

Ход урока.

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Актуализация - 5 мин. Беседа по вопросам.

Что такое политика? (Сфера взаимоотношений между социальными группами по осуществлению общих интересов с помощью политической власти).

Что такое власть? (Право и возможность распоряжаться кем-нибудь, чем-нибудь, подчинять своей воле)

Что такое политическая партия? (организация, объединяющая наиболее активную часть определенных социальных групп или населения в целом, выражающая и защищающая определенные социальные интересы)

Что такое политическое движение? (Массовое объединение граждан, различное по социальному составу, стремящееся оказать влияние на власть с целью решения какого-либо общественно значимого вопроса. Движения существуют до тех пор, пока эти вопросы не будут решены, после чего они или исчезают, или трансформируются в политические партии)

Что такое государство? (Организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обладающая суверенитетом)

Изучение новой темы – 8 мин. Вводный рассказ учителя.

План.

1. Этапы социально-экономической политики. Лекция.

2. Политические течения и партии

3. Политическое развитие стран мира

1.Три этапа в социальной и экономической политике стран Запада после Второй Мировой войны.

1) Формирование общества благосостояния. 1960-1970-е гг. Активное вмешательство государства в экономику, создание смешанной экономики, определяющая роль широкой государственной социальной помощи трудящимся – увеличение социальной помощи, борьба с безработицей.

2) Неоконсервативный поворот. Конец 1970-х – 1990-е гг. Ограничение государственного вмешательства в экономику, приватизация, снижение социальной помощи, ставка на саморегуляцию рынка, перенос ответственности за судьбу человека и гражданина с государства на него самого.

Конспект урока истории Политическое развитие стран Запада

3. Самостоятельная работа учащихся – 18 мин.

1) Записать три главных этапа в экономической политике и их краткую характеристику. Во время прослушивания лекции.

2) Выписать идейно-политические течение стран Запад. Дать краткую хаарктеристику каждому направлению. С.181-184.

Примерный вариант ответа: Консерватизм, либерализм, социализм, коммунизм, радикализм и национализм.

Основные цели и задачи учащиеся находят самостоятельно при помощи учебника, словарей и интернет-ресурсов.

Консерватизм - идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам.

Либерализм - философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека.

Социализм - обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства. Под социализмом также понимают общественный строй, воплощающий эти принципы следующим образом: ставит перед собой глобальную цель свержения капитализма и построения в обозримом будущем совершенного общества, завершающего предысторию человечества, и мобилизует для достижения этой цели все имеющиеся в его распоряжении ресурсы.

Коммунизм - гипотетический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства.

Радикализм - крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям.

Национализм – доктрина и политическая практика, основанные на представлении, что основу государственности, хозяйственных и культурных систем составляют целостные общности –нации.

В зависимости от понимания, что такое нация, национализм имеет две основные формы – гражданский, или государственный, и этнический национализм.

Примерный вариант ответа: Основное содержание исторического процесса во второй половине XX века составляет противоборство двух моделей общественного развития – либерально-демократической и авторитарно-тоталитарной.

Выделяется три волны демократизации.

1 - начало XX века - развал империй, эпоха революций и реформ.

2 - послевоенная эпоха 1945-1960-е гг. – освобождение от фашизма и колониализма.

3 - с 1974 г. – исчезновение авторитарных и тоталитарных государств и масштабная демократизация во многих регионах мира.

Послевоенное политическое развитие привело к формированию во второй половине XX века биполярного общественно-политического мира двух сверхдержав – СССР и США, с появлением капиталистического (первого), социалистического (второго) и развивающегося (третьего) миров.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- познакомить учащихся с особенностями экономического развития в 1970-2000-е гг;

- выяснить, какие идейно-политические течения определяли внутриполитическое развитие стран Запада;

- определить особенности политического развития.

Способствовать развитию навыков поиска и обобщения информации из текста учебника и документов, а также устной речи, анализировать, давать сравнительную характеристику процессам и явлениям

формировать чувства уважения к истории, толерантного отношения к другим странам и народам.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый, исследовательский

Организационный момент – 1 мин.

Актуализация - 5 мин. Беседа по вопросам.

Что такое политика? (Сфера взаимоотношений между социальными группами по осуществлению общих интересов с помощью политической власти).

Что такое власть? (Право и возможность распоряжаться кем-нибудь, чем-нибудь, подчинять своей воле)

Что такое политическая партия? (организация, объединяющая наиболее активную часть определенных социальных групп или населения в целом, выражающая и защищающая определенные социальные интересы)

Что такое политическое движение? (Массовое объединение граждан, различное по социальному составу, стремящееся оказать влияние на власть с целью решения какого-либо общественно значимого вопроса. Движения существуют до тех пор, пока эти вопросы не будут решены, после чего они или исчезают, или трансформируются в политические партии)

Что такое государство? (Организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обладающая суверенитетом)
Изучение новой темы – 8 мин. Вводный рассказ учителя.

1.Этапы социально-экономической политики. Лекция.

2. Политические течения и партии

3. Политическое развитие стран мира

1.Три этапа в социальной и экономической политике стран Запада после Второй Мировой войны. 1) Формирование общества благосостояния. 1960-1970-е гг. Активное вмешательство государства в экономику, создание смешанной экономики, определяющая роль широкой государственной социальной помощи трудящимся – увеличение социальной помощи, борьба с безработицей. 2) Неоконсервативный поворот. Конец 1970-х – 1990-е гг. Ограничение государственного вмешательства в экономику, приватизация, снижение социальной помощи, ставка на саморегуляцию рынка, перенос ответственности за судьбу человека и гражданина с государства на него самого.

Самостоятельная работа учащихся –18 мин

Записать три главных этапа в экономической политике и их краткую характеристику. Во время прослушивания лекции.

Выписать идейно-политические течение стран Запад. Дать краткую хаарктеристику каждому направлению. С.181-184.

Примерный вариант ответа: Консерватизм, либерализм, социализм, коммунизм, радикализм и национализм.

Основные цели и задачи учащиеся находят самостоятельно при помощи учебника, словарей и интернет-ресурсов.

Консерватизм — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам.

Либерализм — философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека.

Социализм — обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства. Под социализмом также понимают общественный строй, воплощающий эти принципы следующим образом: ставит перед собой глобальную цель свержения капитализма и построения в обозримом будущем совершенного общества, завершающего предысторию человечества, и мобилизует для достижения этой цели все имеющиеся в его распоряжении ресурсы.

Коммунизм - гипотетический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства .

Радикализм — крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям.

Национализм – доктрина и политическая практика, основанные на представлении, что основу государственности, хозяйственных и культурных систем составляют целостные общности – нации. В зависимости от понимания, что такое нация, национализм имеет две основные формы – гражданский, или государственный, и этнический национализм.

Примерный вариант ответа: Основное содержание исторического процесса во второй половине XX века составляет противоборство двух моделей общественного развития – либерально-демократической и авторитарно-тоталитарной.

Выделяется три волны демократизации. 1 – начало XX века - развал империй, эпоха революций и реформ.

2 – послевоенная эпоха 1945-1960-е гг. – освобождение от фашизма и колониализма.

3- с 1974 г. – исчезновение авторитарных и тоталитарных государств и масштабная демократизация во многих регионах мира.

Послевоенное политическое развитие привело к формированию во второй половине XX века биполярного общественно-политического мира двух сверхдержав – СССР и США, с появлением капиталистического (первого), социалистического (второго) и развивающегося (третьего) миров.

В настоящее время существует иная структура стран мира. Выделяются развитие, посткоммунистические, новые индустриальные, развивающиеся, исламские, отсталые и карликовые государства.

Рефлексия – 4 мин Опрос учащихся по вопросам самостоятельной работы.

Комментирование оценок – 2 мин
Домашнее задание – 2 мин.

Список использованной литературы и итернет-ресурсов.

План: 1. Реакция и консерватизм в духовной жизни Европы.

2. Усиление реакции

приветствие учителя, друг друга

В октябре 1815 года монархами Европы: Александром I, Францом I, Вильгельмом III – Россия, Австрия, Пруссия было подписано соглашение об образовании Священного союза. Какова его цель?

Его целью было: борьба с революционными, а, следовательно, с антиправительственными движениями.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности уч.

Вскоре к Священному союзу присоединились страны континентальной Европы, в том числе и Франция. Для неё это стало шагом к восстановлению статуса великой державы.

Великие державы – сильные и влиятельные государства, играющие наиболее значительную роль в международных отношениях. (К началу XIX века это Англия, Франция, Россия, Австрия и Пруссия)

Каковы же интересы стран в создании Священного союза?

• Заинтересованность монархов в сохранении незыблемости политического строя.

• Усталостью народов от бесконечных войн (15 лет длились наполеоновские войны).

• Была сделана попытка обеспечить спокойствие в Европе на основе сотрудничества государств, разделявших общие принципы.

Первичное усвоение новых знаний

1. Распространение консерватизма позволило найти компромисс = старой аристократии и новыми имущими слоями населения. За этот компромисс выступал Александр I, по рекомендации которого, во Франции была учреждена конституционная монархия. Но постепенно взяло вверх стремление к абсолютизму. Ярым консерватором был канцлер Австрии К. Меттерних (1773-1859).

• В Испании после реставрации Бурбонов была отменена конституция, разгромлены кортесы, восстановлена инквизиция.

• В неаполитанском королевстве утвердился абсолютизм, во главе с Бурбонами.

• В Пьемонте к власти пришла Савойская династия.

Естественно, что реакция, т.е. возвращение к старым порядкам вызвала недовольство. 1820-1821 гг. – восстание на Пиренейском полуострове в Италии. В результате этого монархи Испании, Пьемонта, Неаполитанского королевства согласились на восстановление конституции. Но правительство обратилось к ведущим державам Священного союза с просьбой о подавлении революции.

Конгресс Священного союза в Лайбахе – октябрь 1820-май 1821 гг. = принятие декларации. В Испанию и в Италию отправили войска, абсолютизм восстановлен.

1821−1829 год – восстание в Греции против турецкого владычества. Турция попыталась подавить восстание в Греции но объединенная эскадра России, Англии и Франции уничтожила 20 октября 1827 турецко – египетский флот. В результате победоносной войны России с Турции Россия добилась беспрепятственно проходить через пролив Босфор и Дарданеллы. Турция сохранила право получать дань от Греции, но не должна была более вмешиваться во внутренние дела.

В Австрии, Пруссии и России началась подготовка интервенция во Францию и Бельгию. Усилились революционные настроения в Польше. 1830-1831 – польское восстание, данная революция была подавлена русскими войсками под командованием И.Ф.Паскевича

стр. 36 - биография

реакция – стремление части аристократии, духовенство и низших сословий, не желавших признать перемены в обществе, к возвращению старых порядков.

Восстание, революционное движение, революции

чем закончилась революции 1830 года во Франции и Бельгии

Первичное осмысление новых знаний

Вопросы к документам

Первичная проверка понимания

стр.34 заполнить таблицу

Выполняют задание в паре

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Как вы считаете, мы достигли наших целей? Давайте проверим.

Что на уроке вам было не понятно? Какой момент на уроке для вас был более интересным. Почему?

Оценивают работу одноклассников, аргументируют оценку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Технологическая карта урока истории. 8 класс. Движение декабристов и восстание на Сенатской площади.

Технологическая карта урока истории. 8 класс. Движение декабристов и восстание на Сенатской площади.


Технологическая карта урока истории в 11 классе по теме "Политика и экономика: от реформ к застою"

Технологическая карта урока истории в 11 классе по теме "Политика и экономика: от реформ к застою".

технологическая карта урока географии 9 класс население европейского юга


Урок проблемного обучения по теме "Народные восстания в эпоху Петра Великого". Представлена технологическая карта урока с приложениями.


Технологическая карта урока истории по теме: Великая русская революция

Технологическая карта урока истории по теме:"Великая русская революция 1917 года" составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО и историко-культурного стандарта. Может использоваться на .


Технологическая карта урока истории "ЗНАЧЕНИЕ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ"

обобщить знания учащихся о Петре 1 и его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны.



Принципы конституционализма, представительная демократия, участие народа в управлении страной, всеобщее избирательное право, свобода слова, собраний, печати, политических и общественных объединений — основные направления политической модернизации общества 19 века.

Политическое развитие стран Запада в XIX в. консерватизм

Признание государства суверенным носителем верховной власти, автономия и неприкосновенность личности — суть воззрений европейского либерализма 19 века. Именно эти идеи охватывали многие социальные слои западноевропейских государств и противостояли консервативным течениям, оформлявшимся первоначально на основе отрицания фундаментальных принципов Великой французской революции . Якобинский террор, наполеоновские войны, крайности революционного насилия сыграли немаловажную роль в неприятии консерваторами капитализма и буржуазной демократии.

Политическое развитие стран Запада в XIX в. Либерализм

Расстановка сил на политической арене Западной Европы 19 века выглядела следующим образом. Консерватизм, связанный с правительствами, и либерализм — главное оружие оппозиции. Это предопределяло политическое развитие стран Запада в XIX в. Противостояние либеральных и консервативных устремлений было острым, подчас непримиримым и стало источником взрывов и потрясений в ряде европейских стран в 1848 — 1849 годах, когда восстаниями и революционным движением были охвачены Германия, Франция, Австро-Венгрия и Италия.

Историки считают, что это противоборство затруднило экономические и социальные реформы в странах Западной Европы, более того, вместо представительной парламентской демократии в ряде стран, где противоборство приняло характер революционных взрывов и потрясений , устанавливались диктаторские режимы (например, во Франции с 1851 года установился режим Второй империи Наполеона III), которые во многом изменили течение процесса политических реформ.

В конце 19 века появляется новое политическое течение — социализм.

Читайте также: