Конспект нод с использованием технологии триз

Обновлено: 06.07.2024

Конспект непосредственно образовательной деяетельности

по развитию речи в старшей группе

Задачи:

- Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, доброту, уважение к окружающим;

- обучение элементам техники выразительных движений: умение правильно выражать эмоции удивления, страха, радости посредством мимики.

- обогащение словаря детей посредством слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение.

- учить отвечать на вопросы полными ответами.

- ориентировки в пространстве;

- координации слова с движением;

- развитие у детей внимания;

- Развивать мыслительные процессы: память, творческое воображение, связную и выразительную речь. ;

Приемы и методы технологии ТРИЗ, используемые на занятии:

Основные принципы в работе:

-Отношение к детям, к их потребностям уважительное, доброжелательное.

-Каждый ребенок принимается таким, какой он есть.

-Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.

-Положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка.

-Большое внимание уделяется развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы. Так как самооценивание позволяет спокойнее относиться к результату своей деятельности и оценки со стороны взрослого.

-Создание на занятиях чувства безопасности, благодаря чему дети могут свободно исследовать и выражать свое Я.

Оборудование:

-разноцветные бумажные кораблики

-емкость с водой

-пиктограммы с изображением эмоций

-фигуры животных (игра- подбери правильно)

-разрезная картинка солнышко

-набор карточек цифр

-телевизор для показа картин

-аудио-запись звуки воды

1. Орг. момент (встали в круг)

Когда люди встречаются, принято здороваться! Я предлагаю нам с вами это сейчас сделать. А делать мы будем это разными способами!

А как можно поздороваться молча? (дотронуться рукой, моргнуть глазами. Киваем головой, помахать и т. д.) Молодцы!

Давайте мы с вами повторим правила, как мы себя ведем на занятиях и играх:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ты ответить, не шуми,

Только руку подними.

- Скажите вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочную страну, побываем на разных островах, нас ждут невероятные приключения и множество загадок. Попадая в эту сказочную страну люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

-А что такое фантазия? (фантазия - это наши мечты, когда мы, о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.) Давайте представим, что это море, и мы поплывем по нему каждый на своем кораблике.

-Ребята, а какая в нашем море вода (спокойная) Как вы думаете, поплывет ли по такой воде кораблик и как? А что необходимо кораблику, чтобы он поплыл? (ветер) А мы сможем сделать ветер? Как? (подуть) Что будет, если мы будем сильно дуть? (кораблики перевернутся и утонут) Значит надо дуть потихоньку, осторожно.

Дети выбирают себе кораблик понравившегося цвета и запускают его в воду. Дуют на него, чтобы он поплыл.

2. Основная часть.

-Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Наверно жители страны думали, что дети придут сюда невоспитанные, которые не умеют быть вежливыми, и они в свою страну не хотят никого пускать. Может мы покажем, что мы не такие и знаем много вежливых и добрых слов? Мы сейчас возьмем клубочек добрых слов и их попросим нас пустить.

-Вот и первый остров сказочной страны.

-Как вы думаете, ребята, как он называется? (дети смотрят на пиктограмму УДИВЛЕНИЕ)

- Чему мы можем удивиться?

(дети изображают удивление с помощью мимики, смотрят на себя в маленькие зеркала)

-На этом острове живут необычные животные, посмотрите, что с ними не так?

(перепутаны части от них) Разве такое может быть на самом деле? Поможем им?

(дети подбирают правильные половинки животных)

-Молодцы, вы все правильно сделали, и они нам очень благодарны. За это нам дарят волшебный конверт, который можно будет открыть только в конце нашего путешествия. Возьмем конверт с собой и пора дальше нам.

-Посмотрите ребята, а вот и следующий остров, как вы думаете, как он называется? (дети смотрят на пиктограмму СТРАХА, пробуют изобразить, смотрят в зеркала)

А почему нам может быть страшно?

Вот и в этом сказочном городе произошло несчастье, поднялся ураган и разрушил все дома. Но мы же с вами обязательно поможем и не оставим в беде?

-Конструирование. Детям берут карточки с цифрами и им необходимо построить дом у которого будет столько этажей, сколько значит цифра.

Дети строят дома расставляют их в городе, украшают. Пока все делали-Появился второй конверт.

-Как вы думаете, хороший поступок мы с вами сделали? А нам пора дальше.

РОЗА-хорошо, что она красивая, а плохо то, что у нее шипы и можно уколоться.

МОРОЖЕНОЕ-хорошо, что вкусное, а плохо, что можно заболеть.

ВЕЛОСИПЕД- хорошо кататься, плохо, что можно упасть.

ИГЛА-хорошо, что шьет, а плохо, что можно уколоться.

ЧАЙНИК- вскипятить чай, плохо, что обжечься.

-А Вот посмотрите и третий остров у нас на пути. Как он называется (смотрят на пиктограмму РАДОСТИ, изображают и смотрят в зеркала)

-Чему мы радуемся?

-А сказки могут радовать нас? (конечно, в них добро всегда побеждает зло) Много вы знаете сказок?

-Предлагаю нам поиграть в игру со сказками. Будем смотреть картинку сказки и отвечать на вопрос. Готовы?

*Кто самый сильный в сказке Репка? (дед, хотя помогла мышка)

-Смотрите, пока мы играли у нас появился третий конверт.

- Мы столько сделали сегодня добрых дел, что появилась даже часть солнышка в сказочном городе.

-Как вы думаете, где остальные могут быть части? Думаю, пора посмотреть, что в наших конвертах.

Открываем конверты и собираем солнышко!

- Посмотрите, дети, мы с вами своими добрыми делами, вежливыми словами, своими знаниями и терпением преодолели все задания.

-Какие хорошие поступки и дела мы сделали? (вернули животным правильный облик, собрали разрушенные дома)

-Вам понравилось? – Какой остров понравился больше и на каком бы вы хотели остаться? -Что было сложно, а что совсем легко?

-Предлагаю вам подарить гостям смайлики - улыбки, а в ответ попросим их улыбнуться нам, чтобы у всех всегда было хорошее настроение!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Дети узнают, какие бывают ткани для изготовления одежды с учетом времени года, их свойства. Классифицируют одежду по сезону, по половому признаку и по назначению.

1. Расширять и систематизировать знания об одежде: видах одежды, тканях, из которых шьют одежду. Обогащать активный словарь детей за счет слов, обозначающих виды одежды, название тканей.

2. Развивать речь, умение анализировать, делать выводы в процессе

3. Воспитывать внимание, умение работать в паре и выслушивать вопросы педагога и ответы детей.

2.Конспект НОД с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе.

Цель: Дети узнают, какие бывают ткани для изготовления одежды с учетом времени года, их свойства. Классифицируют одежду по сезону, по половому признаку и по назначению.

1. Расширять и систематизировать знания об одежде: видах одежды, тканях, из которых шьют одежду. Обогащать активный словарь детей за счет слов, обозначающих виды одежды, название тканей.

2. Развивать речь, умение анализировать, делать выводы в процессе

3. Воспитывать внимание, умение работать в паре и выслушивать вопросы педагога и ответы детей.

I. Организационный момент.

1) Воспитатель: Посмотрите, что здесь? Кусочки ткани! Ещё их можно назвать лоскутки ткани. (Выкладывает на стол). Возьмите себе любой лоскуток ткани.

- Рассмотрите ткань, расскажите о ней: какая она, что из нее можно сшить. Воспитатель: У меня ткань тонкая, холодная на ощупь, зеленого цвета, это – шелк. Из шелка можно сшить нарядное платье, юбку, блузку.

- А теперь представьте, что пошел дождь. Воспитатель предлагает каждой паре детей провести опыт: подложить под один из своих лоскутков ткани бумажную салфетку и налить сверху на ткань воды, второй лежит рядом. Дети выполняют задание воспитателя и делают выводы. Если одежда из ситца, то человек под дождем промокнет, из шелка, тоже. – Какую нужно взять ткань, чтобы человек остался сухим? Да, плащевую ткань, кожу. Какую одежду шьют из этой ткани, почему? Вода не может промочить плащевую ткань и кожу. – А что случилось с остальными лоскутками? Дети: Они намокли.

- В какое время года мы носим куртку, плащ, накидку от дождя, ветровку? (осенью или весной). Воспитатель: весной и осенью мы носим одинаковую верхнюю одежду. Ее еще называют демисезонной, т. е. эту одежду носят весной и осенью. А, какие времена года вы еще знаете? (зима, лето). У меня на столе лежат символы времен года: снежинка – зима, солнышко – лето, лист (одна сторона зеленая, другая оранжевая) - весна, осень. Разложите ткань к символам по временам года. Давайте посмотрим правильно ли вы выполнили задание? Какая ткань? Подходит ли она к этому времени года? Как можно назвать одежду, сшитую из этой ткани? Летняя, зимняя, демисезонная. 2) Воспитатель показывает детям картинки и предлагает назвать виды одежды (зимняя, летняя, демисезонная; мужская, женская, детская).

Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображением одежды и предлагает детям разложить одежду к тканям по сезону.

4) Воспитатель приглашает детей к магнитной доске. На доске - бумажная кукла и разные виды одежды.

Посмотрите, что за чудо, Мы на сказочном балу, Сколько платьев, брюк и шубок - Описать я не могу. Воспитатель: Кукла Таня – модница. У нее много нарядов. Ребята, скажите, хорошо, когда много одежды? Дети выясняют, что хорошего в том, что много одежды. (Нарядные платья нужно для того, чтобы ходить в гости, в театр, на концерт, на праздник; теплые вещи нужны для того, чтобы гулять на улице – зимой в шубке, осенью – в пальто). Уточняют, что хорошо иметь много одежды, можно быть всегда модной, нарядной; в разную погоду одеваться по - разному; если не так часто носить одну и ту же вещь, она долго сохранится .Воспитатель: Скажите ребята, а что плохого в том, когда много одежды? Плохо - много денег тратится на покупку одежды; ее негде хранить, она занимает много места; из нее быстро вырастаешь. - Вот мы с вами узнали, что много одежды иметь – это и хорошо, и плохо.

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, хотите стать модельерами и придумать свою, интересную одежду для кукол. Из чего ее можно изготовить? (из ткани, из бумаги, фольги, из фантиков, из цветов, из ваты и т. д.) У куклы Тани много друзей. Как вы думаете, они будут рады обновкам? В свободное время вы можете это сделать.

Цель: Формирование и развитие элементарных математических представлений с применением методов и приемов технологии ТРИЗ.

Задачи:

  • развивать в дидактических играх умения сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, количество);
  • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; Игра ТРИЗ (Метод МЧ);
  • развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.
  • Воспитывать чувство взаимопомощи через сотрудничество во время образовательной деятельности, радоваться достигнутым успехам.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Вводная часть

Воспитатель: Однажды в ту страну налетел злой ветер и разбросал лепестки волшебного цветка, осталась только серединка, вот она на доске. А вы, хотели бы иметь такой цветок? (Ответы детей). Давайте тогда мы с вами отправимся в путь и соберём все-все лепестки волшебного цветка. Вы готовы? (Ответы детей), но вначале надо проверить знаете ли вы части суток, чтобы нам самим не растеряться.

Основная часть

Игра "Раньше - позже" ТРИЗ

Воспитатель: Какая часть суток сейчас?

Дети: День.

Воспитатель: А что было раньше?

Дети: Утро.

Воспитатель: А раньше?

Дети: Ночь.

Воспитатель: А еще раньше?

Если сейчас день, что будет позже?

Дети: Вечер.

Воспитатель: А еще позже?

Дети: Ночь.

Воспитатель: Ребята, а вот и первый лепесток. Какого он цвета?

Дети садятся на стульчики, полукругом.

Воспитатель: Чтобы целый день было прекрасное настроение, надо посмотреть друг другу в глаза и улыбнуться.

Воспитатель предлагает детям передавать друг другу волшебную палочку, при этом обязательно улыбаясь друг другу, называть числа от 1 до 7 в прямом и обратном порядке.

- Посмотрите, ребята, вот и еще один лепесток. Какого он цвета? (Ребенок прикрепляет лепесток к серединке)

"МФО" ТРИЗ

Цель: развитие воображения, фантазии, обучение управлению своим мышлением.

Воспитатель: Поиграем в игру. Я показываю геометрические фигуры, а вы называете, на что это может быть похоже. Кто последний назовет - тот и выигрывает.

Воспитатель показывает треугольник, спрашивает, что за фигура, на что похожа; (овал, квадрат, прямоугольник)

Дети: Гора, зуб динозавра…

Дети: Огурец, сосиски, дыня…

Ребята, чтобы найти следующий лепесток нужно открыть замок, для этого надо разгадать какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее? Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? На какую геометрическую фигуру похож замок?

Воспитатель: Молодцы! Задание выполнили и за это в награду вам еще лепесток! (Дети крепят к доске лепесток)

Воспитатель: Сколько лепестков нам с вами уже удалось отыскать?

Воспитатель: Сколько ещё нужно найти лепестков?

Игра ТРИЗ – ММЧ

Воспитатель: Ребята, что случилось? Вы превратились в маленьких человечков. Необходимо правильно выполнить условия игры. Итак, что делают человечки, когда они в жидком состоянии?

Дети: человечки спокойно ходят.

Воспитатель: В твердом состоянии?

Дети: Человечки стоят.

Воспитатель: Что делают человечки в газообразном состоянии?

Дети: Человечки бегают.

Воспитатель называет слова: Река, лед, туман, молоко, мороженое, пар, дерево, дым, сок.

Вот и лепесток. Какого он цвета? Сколько стало лепестков?

Воспитатель: С левой стороны фланелеграфа у нас расположены картинки с разным количеством предметов, с правой стороны цифры, нам нужно сосчитать и провести линии от картинок к цифрам.

Ребенок выполняет задание, остальные дети внимательно следят, если правильный ответ - хлопают, не правильный - топают.

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы справились с заданием. Ой, посмотрите, а вот и лепесток. Какого он цвета? Сколько стало лепестков? Сколько еще лепестков осталось найти?

Ответы детей (Попросить ребёнка прикрепить лепесток к серединке).

Дети садятся за столы.

Воспитатель предлагает разделить квадрат на 4 равные части, спрашивает можно ли другим способом разделить квадрат.(1- сложить квадрат пополам, чтобы совпали все стороны и еще раз пополам, получается 4 квадрата; 2 - сложить квадрат, чтобы совпали противоположные углы и еще раз сложить, чтобы совпали углы, получается 4 треугольника)

Что вы можете сказать про одну часть квадрата?

Дети: Одна часть квадрата является 1/4частью целого квадрата.

(Дети получают 7 лепесток)

Воспитатель: Вот и отыскали мы с вами все лепестки. (Дети крепят на доску последний лепесток).

Итоговая часть

Воспитатель: (Рефлексия) Дети, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей) Какое задание вам интереснее всего было выполнять? (Ответы детей) Какое задание для вас оказалось самым сложным?





(Проецируется на экран цветочный луг. Звучат звуки летнего луга)
Воспитатель. А вот и лужайка. На ней красивые цветы. А какой запах! Почувствуйте его. Здесь на лужайке живут друзья муравьишки, но они спрятались, а узнать, кто спрятался на этой лужайке, мы сможем, отгадав загадки-дразнилки.
(Дети отгадывают загадки, на экране появляются насекомые.)
Кружилочка, красоточка, порхалище, цветочище, пестрилка. (Бабочка.)
Трескучка, прыгунище, скакалище, зеленушка, кузечка. (Кузнечик.)
Крылаточка, вертолётище, охотнище, жужжалочка, лупоглазочка. (Стрекоза.)
Строилище, крохотулечка, трудолюбивчик, таскалище, силачище. (Муравей.)
Медоносочка, кусалище, гуделочка, собиралочка,полосатище. (Пчела)
(Звучит запись писка комара)
Воспитатель: Вот высоко летит комар. Попробуйте его поймать.
Подвижная игра “Поймай комара”





Воспитатель. Какие части от других насекомых мы возьмем?
Дети: Жало от осы, большие глаза от стрекозы, крылья от бабочки, ноги от кузнечика, рога от жука, туловище от пчелы.
Воспитатель:Вот какое сказочное насекомое у нас получилось. Как его назовем?
Ответы детей.



Муравей: Спасибо, дети! Теперь мой дом под надежной охраной. Вот вам от меня и моих друзей насекомых гостинец.
Дети благодарят муравья.
Воспитатель: Ребята, мы помогли муравьишке вернуться домой и нам пора возвращаться в детский сад.Где наша волшебная палочка? Закрываем глаза. Покружились, покружились и в детском саду мы очутились.
Понравилось вам наше путешествие? Какие добрые дела мы с вами сделали? Насекомые - в большинстве наши друзья!
Послушайте стихотворение (читает ребёнок)
Не обижайте лесных насекомых!
В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки…
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой,
И одинокий, и пустой…
Воспитатель: А сейчас будем пробовать гостинцы нашего муравьишки и его друзей.

Читайте также: