Конспект урока по географии 6 класс климанова вулканы

Обновлено: 07.07.2024

5. Демонстрационный столик, химический состав, спирт, щепка, спички.

6. Репродукция картины К. Брюллова "Последний день Помпеи"

7. Кроссворд раздаточный на парты +демонстрационный версия на экран

8. Горные породы (коллекция) математического происхождения.

Научное описание вулкана;

План урока:

1. Организационный момент - 0,5 мин

2. Повторение ранее изученного - беседа - 2 мин.

3. Объявление темы и цели урока для-для 1мин.

4. Изучение новой темы

4.1. Введение - рассказ учителя - 1,5 мин.

4.2. Научная информация - рассказ заранее подготовленных учащихся - 2,5 мин

4.3. Видеофрагмент +о вулканах- беседа - 6 мин.

4.4. Демонстрация модели вулкана - 4,5 мин.

4.5. Строение вулкана - динамическая схема образования- - 7 мин.

4.6. Математические горные породы

4.7. Вулканы в истории - 10 мин.

б) Карл Брюллов - репродукция картины- 3 мин

4.8. Значение вулканов -видеофрагмент - 3мин

4.9. Изучение вулканов - 2 мин

5. Закрепление - кроссворд, беседа - 3 мин.

6. Итог, домашнее задание

7. Организованный конец урока.

Ход урока:

Проверка готовности к уроку, приветствие.

2. Повторение ранее изученного

-Что изучали на прошлом уроке?

-Напомните, какое отношение к землетрясениям имеют следующие понятия

На доске понятия ГИПОЦЕНТР

учащиеся раскрывают понятия

- Кто расскажет об образовании землетрясений?

(Когда плиты скользят вдоль друг друга и сталкиваются или освобождаются друг от друга происходит толчок - это место называется гипоцентр. От гипоцентра отходят сейсмические волны. Место на поверхности земли, находящимся над гипоцентра называется эпицентр).

- Как называют шкалу, по которой определяют силу землетрясений?

- До сколько баллов изменяют силу землетрясений?

(до сколько12 баллов)

- Землетрясение во сколько баллов считается разрушительным?

(от гипоцентра6 баллов)

- Кто может показать на карте сейсмические активную зону Земли?

- Покажите острова, страдающие от землетрясений больше всех.

(Японские и Филиппинские)

3. Объявление темы урока.

- Если есть зоны, где активно двигается земная кора и образуются землетрясения, какие природные явления так же можно наблюдать в этих местах?

- Сегодня на уроке мы вспомним, что вам уже известно о вулканах, изучим их образование и какое значение они имеют для живых существ.

-Итак, тема урока Вулканы (запись темы на доске, учащиеся в тетради).

4. Изучение нового материала

- Венера, Юпитер. Марс – знакомы ли вам эти имена?

- Вулкан тоже бог. Бог огня. Его стихия огонь. Он был покровителем огня и кузнечного дела. Однажды на Олимпе между богами состоялся серьезный спор, и Вулкан отстаивал свою точку зрения, бросал в разные стороны горящие предметы, раскаленные камни и огонь. И в наказание за такое поведение боги отправили его на Землю хранить огонь. Это явление покоряет любое воображение, и я хочу, чтобы эпиграфом к сегодняшнему уроку стало небольшое стихотворение А. С. Пушкина

Везувий зев открыл – дым хлынул клубком – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.

Вулканы обычно имеют конусную форму, с кратером - воронкообразный углублением на вершине. Извержение некоторых вулканов, например, Стромболи и Везувия в Италии, проходит со взрывом, неся большие разрушения, другие, например, на Гавайях, "тихие": лава просто поднимается по кратеру и переливается через край.

В зависимости от состава и вязкости продуктов извержения различают конус и куполообразные, щитовые и массивные вулканы. Основной причиной извержения вулкана является давление газов в магме. Вулканы делятся на действующие, потенцийнодиючи, условно горят и горят.

Ежегодно на Земле происходит около 50 извержений вулканов. В зависимости от формы подводных каналов различают вулканы центральные и трещинные, по глубине магматических очагов - мантийного, корового и смешанного питания. Вулканы чаще всего расположены в тектонически активных областях, всего их - на островных дугах и в горах.

Всего на Земле известно 1343 действующих вулканов. По мнению некоторых исследователей, самым вулканом Земли является Йеллоустонский. Этот вулкан относится к потухших. Его последнее мощное извержение произошло 600 тыс. лет назад. Но за последние 100 лет зафиксировано повышение центра кальдеры этого вулкана на 8 м, что свидетельствует об увеличении внутреннего давления.

Сильными извержениями прославился известный вулкан Кракатау, находящегося в Зондском проливе между островами Ява и Суматра. Его высота 813 м. Во время извержения Кракатау в 1883 выпало более 18 км пепла. Оно вызвало цунами и привело к десяткам тысяч жертв. Наиболее катастрофическими в истории человечества также считаются извержения индонезийского вулкана Тоба.

(учащиеся подводят итог услышанному)

- В подтверждение слов, мы посмотрим отрывок из видифильма о вулканах, и попробуем ответить на следующие вопросы:

1 вариант – как образуется магма?

2 вариант – из каких химических элементах состоит лава? (вопросы могут быть любыми, в зависимости от фрагмента, который вы выберите или найдете)

- Как образуется магма?

(в недрах Земли температура и давление заставляют твердые породы плавиться, образуя магму)

- Из каких химических элементов состоит лава? (фосфор, алюминий, кальций, калий, водород, бром и др.)

- Я выполнила макет вулкана, смешав у себя на демонстрационном столике некоторые из перечисленных элементов. (на самом деле в кабинете химии можно попросить дихромат аммония ( NH ) 4 Cr 2 O 7 )

Демонстрация опыта сопровождается искрами, выделением дыма и образованием большого количества пепла, поэтому следует демонстрировать подальше от учащихся, примерно 2 метра от 1 парты и не под датчиками возникновения пожара АПС.

(вещества горели, выделялся дым, пепел)

- Если у такой маленькой модели выделилось столько веществ горения, сколько же веществ и какие будут выделяться при извержении вулкана?

(учащиеся предлагают свои версии, актуализация имеющихся знаний)

- Итак, на глубине вещество мантии начинает плавиться, образуя очаг магмы или батолит (параллельно на доске и в тетрадях рисуется схема, обозначаются новые понятия и термины), по жерлу или нек у, она поднимается вверх и через кратер изливается на поверхность. Излившаяся магма называется лавой . Случается, что у вулкана от очага магмы отходит дополнительный канал с магмой, который называется дайка. Извержение вулкана сопровождается грохотом, гулом, выбросом пепла и вулканических бомб. Какие виды вулканов по форме образуются?

- Какие виды вулканов образуются по частоте извержений?

(действующие, потухшие, спящие)

Учащиеся делают записи в тетрадях:

В улканы по форме

Конический Щитовой

В улканы по частоте извержений

Действующие Спящие Потухшие

- Вспомните, какие породы образуются из магмы?

- как называются глубинные породы?

-Как называются излившиеся?

- За время существования нашей планеты на ее истории было много извержений и некоторые из них остались в истории, как что-то очень важное и красивое. Один из таких вулканов Везувий. Об этом вулкане нам расскажет …(подготовленный ученик)

Везувий находится в пределах Средиземноморского подвижного пояса, простирающегося на 15 тыс. км от Западной Европы до Индонезии . Вулканический комплекс Сомма-Везувий находится в 15 км к юго-востоку от Неаполя. Он является одним из самых крупных вулканов Романской щелочной провинции. Современными геофизическими исследованиями под Везувием установлено несколько магматических камер. Одна из них приповерхностная, расположена на глубине около 3 км, вторая, более глубинная, — на глубине порядка 10—15 км. Континентальная кора под вулканом Везувий сложена толщей триасовых доломитов , мощностью до 7 км и подстилающими её породами ранних этапов развития Средиземноморского пояса. Особый вклад в изучение вулкана внес вулканолог Альфред Ритман . Исследование позволило установить физико-химические параметры образования минералов лав и различных включений.

Вулкан имеет три вложенных конуса, самый древний из которых находится снаружи и сохранился только на северном и восточном склонах. Этот дугообразный вал носит название Монте- Сомма (высота до 1138 м). Второй конус (собственно Везувий) находится внутри Соммы. На вершине расположен кратер , на дне которого иногда появляется третий временный конус, который пропадает после сильных извержений (например, в 1906 году).

Везувий — единственная гора, возвышающаяся над равнинами Кампании. У подножия вулкана располагается прибрежный город Торре-Аннунциата . На северо-западном склоне вулкана на высоте около 600 м расположена вулканологическая обсерватория, основанная в 1842 году.

С 1880 года на Везувий можно было подняться на маятниковом фуникулёре , состоявшем из двух больших вагонов, приводившихся в движение паровой машиной. Со временем известность этого туристического аттракциона возросла настолько, что он даже стал своеобразным туристическим символом региона, в его честь была сочинена популярная и поныне песня. Однако извержением 1944 года фуникулёр был разрушен. В 1953 году на восточном склоне был сооружён кресельный подъёмник , быстро завоевавший такую же популярность, что и его предшественник, но землетрясение 1980 года настолько его повредило, что его не стали восстанавливать. В настоящее время гора может быть доступна только пешком по оборудованной пешеходной тропе.

Основной конус Везувия сложен из переслаивающихся пластов лавы и вулканического туфа, которые, выветриваясь, обеспечивают плодородность почвы склонов. В нижней части разбиты фруктовые сады и виноградники, выше (до высоты 800 м) произрастают сосновые леса. Первое извержение произошло в 6940 ± 100 году до н. э. Сильное (5 баллов по шкале извержений ) извержение 79 года образовало кальдеру диаметром 15 км и уничтожило несколько городов — Помпеи и Стабии были засыпаны вулканическим пеплом, местами толщиной до 8 м, а Геркуланум — грязевыми потоками из-за дождя, сопровождавшего извержение.

- Гораздо позже Карл Брюллов написал гениальное полотно Последний день Помпеи, где отразил все горе и ужас людей, которых захватила стихия. (репродукцию также можно отразить через мультимедийный пректор) В 1830 г. художник начал работу на большом холсте. Он писал на таком пределе духовного напряжения, что, случалось, его буквально на руках выносили из мастерской. Наконец, к середине 1833 г. полотно было готово.

… Черный мрак навис над землей. Кроваво-красное зарево окрашивает небосвод у горизонта, и ослепительная вспышка молнии на мгновение разрывает тьму. Перед лицом смерти обнажается суть человеческой души. Вот юный Плиний уговаривает мать, упавшую наземь, собрать остатки сил и попытаться спастись. Вот сыновья несут на плечах старика отца, стремясь поскорее доставить драгоценную ношу в безопасное место. Подняв руку навстречу рушащимся небесам, мужчина готов грудью защитить своих близких. Рядом — коленопреклоненная мать с детьми. С какой невыразимой нежностью жмутся они друг к другу! Над ними — христианский пастырь с крестом на шее, с факелом и кадилом в руках. Со спокойным бесстрашием взирает он на пылающие небеса и рушащиеся статуи прежних богов. А в глубине холста ему противопоставлен языческий жрец, бегущий в страхе с жертвенником под мышкой. Слева на втором плане — толпа беглецов на ступенях гробницы Скавра. В ней мы замечаем художника, спасающего самое дорогое — ящик с кистями и красками. Это — автопортрет Карла Брюллова.

- Совсем недавно на острове Сицилия произошло извержение некогда потухшего вулкана Этна. Эту информацию подготовили …(подготовленные ученики)

- откройте учебник, параграф 19, п.3 и 4 самостоятельно изучить и записать в тетрадь как люди научились использовать силу и мощь вулканов, с какой целью изучают. (учащиеся выполняют работу самостоятельно с последующей проверкой)

(вулканы используют как лечебные грязи, вулканический песок, сера, самоцветы и др., изучают для возможности предположения и предупреждения извержения вулканов)

Все теоретические вопросы можно заменить своими материалами, которые покажутся более уместными)

5. Закрепление

- у вас на партах лежат листы, пододвиньте их к себе (один на парту) сейчас вместе с соседом разгадайте его.

Форма урока: беседа-анализ, посвященная особенностям строения и причин образования вулканов с использованием мультимедеопродукта.

  • обьяснительно-иллюстративный,
  • частично-поисковый.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Мы вместе с вами, на сегодняшнем уроке продолжим удивительное путешествие по удивительному миру литосферы.

2. Изучение нового материала.

Ребята, вы уже знакомы со многими явлениями, которые происходят в природе?! Попробуйте отгадать, о каком явлении природы идет речь?

"В небо взметнулся огромный столб пепла и газов, полетели раскаленные камни. Огромное количество извергнутых паров вызвало грозу и ливень, который превратил выбрасывающийся пепел в жидкую грязь. Под градом камней и пепла был погребён город".

Итак, какое явление природы описывается в отрывке? (вулкан)

Действительно, о вулкане, его извержении. Да не просто вулкана, а знаменитого с древних времен вулкана Везувия. Легендарная катастрофа 24 августа 79 года от Рождества Христова связана с извержением именно этого вулкана. Именно Везувий явился причиной гибели знаменитого итальянского города Помпея. Это событие было настолько неординарным, что нашло свое отражение в литературе и искусстве, например известный русский художник Карл Брюллов запечатлел это событие на знаменитой картине "Последний день Помпеи".

И на сегодняшнем уроке мы с вами попытаемся ответить на вопрос "а почему это так страшно, из за чего"

Итак, тема сегодняшнего урока ("Вулканы")

3. Запишите на раздаточном материале тему сегодняшнего урока.

У древних греков был известен и знаменит мастер Гефест - покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, кует оружие. Самая главная кузнеца бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия. У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем он был переименован в Вулкана. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнеце внутри горы на острове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени. Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня.

К настоящему времени, благодаря изучению и исследованию, о вулканах уже очень многое известно. Появилась новая область науки - вулканология. Изучая вулканы, их извержение ученые познают внутреннее строение глубинных слоев Земли.

Действующий вулкан - грандиозное зрелище и грозное явление природы

Все процессы, связанные с движением вещества в мантии, земной коре и на её поверхности называют вулканизмом.

Давайте посмотрим, что собой представляет вулкан.

Вулкан это конус, под которым расположен очаг магмы. Через выводной канал - жерло - магма достигает поверхности и изливается через кратер. При соприкосновении с воздухом её температура и вязкость меняется, магма теряет газы и пары воды и превращается в лаву. Лава и пепел накапливаются слоями и создают вулканическую гору, нарастающую с каждым новым извержением.

Давайте попробуем дать определения основным частям вулкана

Ребята, сидящие на 1 ряду дадут определение кратеру, на втором - жерлу, на третьем - конусу.

Справились с заданием?

Лава и пепел накапливаются слоями и создают вулканическую гору, нарастающую с каждым новым извержением.

Форма вулкана изменяется при каждом извержении, но они не предсказуемы.

Бывает, что после подземных толчков, предшествующих вулканической активности, из кратера или трещины в земле вырываются клуб дыма, а затем начинается извержение. На следующий день высота конуса может достигать 30 м, через неделю 100 м, а в конце извержения 430 м. так в 1943 г. в Мексике возник вулкан Парикутин.

  • Посмотрите внимательно на карту в вашем атласе на странице 27, скажите, где встречаются вулканы на Земле?
  • Каким условным знаком обозначается вулкан?
  • Где больше вулканов - на суше или на дне мирового океана? Почему? (океаническая земная кора более тонкая)
  • Поработайте с физической картой полушарий, приведите пример вулкана, расположенного в этой зоне. (влк. Кракатау)
  • Покажите его на карте. (к доске)

Вулканы могут извергаться периодически или постоянно, а могут "дремать" веками и тысячелетиями. Поэтому все вулканы на Земле делятся на действующие и потухшие.

  • Давайте найдем на карте действующие вулканы: Фудзияма, Килауэа, Этна. (показать на карте у доски)
  • Найдите на карте потухший вулкан Килиманджаро.
  • Заполните схему в раздаточном материале, приведите примеры.
  • Мы сейчас с вами видели разные вулканы, что можно сказать о внешнем виде вулканов?

Форма вулкана зависит от состава магмы, вязкости и быстроты её застывания. Вулканы из густой лавы принимают форму правильного конуса. У него крутые склоны и "срезанная" вершина. Типичные вулканические конусы есть на Камчатке.

Вулканы из жидкой лавы имеют пологие склоны и напоминают щит - это щитовые вулканы. Жидкая лава растекается на большие расстояния и застывая, образует горы с пологими склонами. К этому типу относятся вулканы Гавайских островов.

Это самые высокие в мире горы, подножия которых лежат на дне океана, а вершины возвышаются над водой. Общая площадь одной из этих гор от её подножия до вершины составляет 10203 м.

Если потоки жидкой лавы широко растекаются по поверхности, то иногда они застывают в виде обширных лавовых полей.

В районах действия вулканов из-под земли, по трещинам, на поверхность выходят горячие подземные воды.

Подземные воды здесь насыщены газами и солями, поэтому становятся газированными и минеральными.

Повсеместно, встречаются воды, нагревшиеся от очага магмы до высокой температуры и называемые термальными.

Гейзер - это периодически действующие природные фонтаны, выбрасывающие горячую воду и пар.

Ребята, вы согласны, что вулканы и явления характерные для них - явления грандиозные, опасные.

Когда начинается извержение вулкана, уже ничего нельзя сделать. Единственной возможностью для спасения людей является экстренная эвакуация из районов извержения. По - этому, так важно заблаговременное извещение об извержении вулкана, а для этого надо постоянно изучать и наблюдать за вулканами. В последние годы вулканологи благодаря новым методам наблюдений могут предсказать деятельность вулканов.

Но, несмотря на многочисленные опасности от вулканов, жизнь вблизи вулкана всегда кипит. Это объясняется тем, что вулкан дает человеку много полезного.

Почва в этих районах очень богата питательными веществами, поэтому люди здесь с древних времен разбивали поля и виноградники.

Различные горные породы (базальт, различные руды, сера и т.д.) образуются благодаря вулканам. Человек использует в своей практической жизни эти горные породы. Например - базальт - идеальный вариант для укладки мостовой.

Ценным вулканическим продуктом является пемза, очень легкая, не тонущая в воде, и поэтому, использующаяся в качестве теплоизолятора.

При изготовлении скульптур используется белый мрамор, который образуется под действием давления и высокой температуры магмы глубоко под землей.

В Южной Америки близ вулкана у г.Кимберли 130 лет тому назад были найдены алмазы. Сейчас там находится знаменитый алмазный рудник Кимберли, который когда-то был кратером вулкана.

В таких шахтах и добывают самый твердый на Земле минерал - алмаз.

В столице Исландии, Рейкьявике, с населением 90 000 жителей дымоходную трубу увидеть можно редко, несмотря на то, что Исландия находится у Северного полярного круга. Это объясняется тем, что для отопления исландцы уже несколько десятилетий используют бьющую из под земли горячую воду.

  • Везувий - на языке местных племен название означает "пар".
  • Стромболи - своеобразный маяк Средиземного моря, на протяжении нескольких тысячелетий через каждые полтора часа выбрасывает раскаленные газы, вулканический пепел, вулканические бомбы (продукты вулканической деятельности) на высоту в несколько метров.
  • Килиманджаро - один из величайших потухших вулканов мира, по представлению местных народов "гора злых духов".
  • Попокатепель - до 2000 года был излюбленным маршрутом альпинистов, но в 2000г. вулкан "вспомнил", что он вулкан.
  • Ключевская Сопка - самый высокий вулкан России.
  • Кракатау - действующий вулкан Индонезии, известный извержением огромной силы в августе 1883 г., которое разрушило большую часть конуса. Морская волна достигла 20 м. погибли десятки тысяч человек.
  • Фудзияма - "Священная гора" для японцев. Действующий вулкан Японии с поразительной красоты конусом идеальной формы.

4. Закрепление изученного. Рефлексия.

Ребята мы посмотрели с вами на разные вулканы, давайте после просмотра увиденного попробуем выразить свое отношение к ним в форме написания синквейна.


изучить строение, возникновение, значение и другие особенности вулканов.

Задачи:

- знать строение, происхождение вулканов, действующие и потухшие вулканы.

- понимать отличия между действующим и потухшим вулканом; процесс образования вулканов

- уметь находить и показывать на карте вулканы, области расположения.

Ресурсы: карта полушарий; карточки, маркеры, атласы, раздаточный материал.

Ход урока.

1. Вводно-мотивационный момент.

Жёлтый цвет- ловкий, сообразительный, справедливый, терпимый, радостный, весёлый.

Зелёный цвет- обязательный, стабильный.

Оранжевый цвет- сильный, энергичный, свободолюбивый.

Синий – символизирует доброту, честность, верность

Красный – символ радости и любви, жизнерадостный.

(Деление на группы по цвету)

Правила работы в группе:

2. Изучение новой темы.

Учитель раздаёт тексты каждой группе.

- «24 августа около часа пополудни над горой показалось облако необычайной величины… Это облако поднималось вверх сильной струёй воздуха, а в том месте, где струя ослабевала, оно медленно расширялось. Сверху стали падать чёрные камни, обожженные и растрескавшиеся от жары. Море сильно обмелело. Между тем из Везувия стали вырываться широкие языки пламени, и поднялся огромный столб огня. В то время, когда в других местах был ещё ясный день, здесь царила ночь…

Когда всё закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли. Погибли тысячи людей.

- О чём говорится в тексте. (извержение вулкана) Группы высказывают своё мнение.

О грандиозной катастрофе мы узнали из сохранившегося до нашего времени письма учёного Плиния младшего к римскому писателю Тациту.

Итак тема урока: Вулканы. (Запись в тетради. )

Определите цель урока. (формулируют цель )

Вы работаете по листам оценивания.

Заполнение листов-оценивания. (фамилия, имя)

Конспект урока по географии Вулканы

Оценивание по системе: 0, 1, 2 балла.

0 – не выполнено

1- выполнено частично

Изучить материал учебника, дополнительный материал.

2 гр- строение вулкана.

3 гр- образование вулканов

4 гр. - наземные и подводные

5 гр. - потухшие и действующие, уснувшие вулканы

Вернулись в группы - создать постер, по услышанному. Ответь на вопрос: Что называется вулканом?

Взаимооценка по критериям. (по каждому критерию баллы)

Содержание (много материала, доступно и понятно)

Оформление (шрифт читаемый, крупный, эстетично, аккуратно)

Наглядность (создание кластера, ментальной карты, рисунки)

Защита (представление работы спикером группы. Спикер хорошо владеет текстом)

Заполнение листов – оценивания.

Вывод в тетради: Вулкан – это образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность лава, вулканический пепел, газы и пар.

Канал, по которому поднимается магма, называется жерлом вулкана. Жерло заканчивается кратером. Излившаяся на поверхность магма называется лавой. У вулкана есть жерло, кратер, слоистый конус. Форма: конус. Это будет отличие от горы.

Древние народы считали, что извержение вулкана – это великий гнев богов.

В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном – чудовищем, олицетворявшем огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр Земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами.

Но смело кинулся бог – громовержец Зевс, и разогрелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались огненные стрелы – молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух и даже тёмные грозовые тучи. Рухнул Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре грозит грозный Тифон богам и всему живому, вызывает бури и извержения вулканов.

Известен и знаменит был у греков Гефест – искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живёт он на острове Гаеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, куёт оружие.

Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия. Этна (высота 3263 м) бушевала 130 раз.

У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкан. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулканно в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Урок географии в 6 классе по теме:

Цель: изучить строение, возникновение, значение и другие особенности вулканов.

- знать строение, происхождение вулканов, действующие и потухшие вулканы.

- понимать отличия между действующим и потухшим вулканом; процесс образования вулканов

- уметь находить и показывать на карте вулканы, области расположения.

Ресурсы: карта полушарий; карточки, маркеры, атласы, раздаточный материал.

Жёлтый цвет- ловкий, сообразительный, справедливый, терпимый, радостный, весёлый.

Зелёный цвет- обязательный, стабильный.

Оранжевый цвет- сильный, энергичный, свободолюбивый.

Синий – символизирует доброту, честность, верность

Красный – символ радости и любви, жизнерадостный.

(Деление на группы по цвету)

Правила работы в группе:

2.Изучение новой темы.

Учитель раздаёт тексты каждой группе.

- «24 августа около часа пополудни над горой показалось облако необычайной величины… Это облако поднималось вверх сильной струёй воздуха, а в том месте, где струя ослабевала, оно медленно расширялось. Сверху стали падать чёрные камни, обожженные и растрескавшиеся от жары. Море сильно обмелело. Между тем из Везувия стали вырываться широкие языки пламени, и поднялся огромный столб огня. В то время, когда в других местах был ещё ясный день, здесь царила ночь…

Когда всё закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли. Погибли тысячи людей.

-О чём говорится в тексте.(извержение вулкана) Группы высказывают своё мнение.

О грандиозной катастрофе мы узнали из сохранившегося до нашего времени письма учёного Плиния младшего к римскому писателю Тациту.

Итак тема урока: Вулканы. (Запись в тетради.)

Определите цель урока. (формулируют цель )

Вы работаете по листам оценивания.

Заполнение листов-оценивания. (фамилия, имя)

Оценивание по системе: 0, 1, 2 балла.

0 – не выполнено

1- выполнено частично

Изучить материал учебника, дополнительный материал.

2 гр- строение вулкана.

3 гр- образование вулканов

4 гр.- наземные и подводные

5 гр.- потухшие и действующие, уснувшие вулканы

Вернулись в группы - создать постер, по услышанному. Ответь на вопрос: Что называется вулканом?

Взаимооценка по критериям.(по каждому критерию баллы)

Содержание (много материала, доступно и понятно)

Оформление (шрифт читаемый, крупный, эстетично, аккуратно)

Наглядность (создание кластера, ментальной карты, рисунки)

Защита (представление работы спикером группы. Спикер хорошо владеет текстом)

Заполнение листов – оценивания.

Вывод в тетради: Вулкан – это образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность лава, вулканический пепел, газы и пар.

Доп. материал для учащихся:

1 группа Строения вулкана


Канал, по которому поднимается магма, называется жерлом вулкана. Жерло заканчивается кратером. Излившаяся на поверхность магма называется лавой. У вулкана есть жерло, кратер, слоистый конус. Форма: конус. Это будет отличие от горы.

Древние народы считали, что извержение вулкана – это великий гнев богов.

В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном – чудовищем, олицетворявшем огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр Земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог – громовержец Зевс, и разогрелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались огненные стрелы – молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух и даже тёмные грозовые тучи. Рухнул Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре грозит грозный Тифон богам и всему живому, вызывает бури и извержения вулканов.

Известен и знаменит был у греков Гефест – искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живёт он на острове Гаеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, куёт оружие.

Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия. Этна (высота 3263 м) бушевала 130 раз.

У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкан. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулканно в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени.

- на острове Вулькано в Тирренском море (Италия). Площадь его21 км.кв. Живёт около 470 человек. (показать остров)- место обитание бога Вулкана.

3 группа Образование вулканов

Формируется медленно и быстро.

Если в результате землетрясения, или каким – то другим причинам в земной коре образуется глубокая трещина, то давление резко падает, мантия превращается в огненно – жидкую магму, которая по трещинам поднимается вверх и изливается на поверхность.

Наземные (Казбек) подводные(Мауна-кеа)

Вулканы извергаются не только на суше, но и на дне океана и морей. Из кратеров таких подводных вулканов образуются новые острова. На этих островах много густонаселённых местностей, городов и промышленных центров.

действующие (Ключевская сопка)- 800 влк. потухшие(Казбек) уснувшие

(извергаются) (не проснётся) (могут проснуться)

Вулканы, из жерла которых постоянно происходят извержения, называются действующими.

Везувий зев открыл – Дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется – С шатнувшихся колонн Кумиры падают!

Народ, гонимый страхом, под каменным дождём, под воспалённым прахом.

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Какие вещества извергает вулкан?

Учащиеся высказывают свои ответы.

Вулканический пепел – похож на обыкновенный, а под микроскопом (маленькие треугольники - осколки стекла). Вулканические газы – это горячие газы, 800 – 1000 С. Скорость 300 км/ч, уничтожая деревья, дома людей.

Задание № 1: Альфред Вегенер (нем. Alfred Lothar Wegener; 1 ноября 1880 , Берлин — 2 ноября 1930, Гренландия) — немецкий геолог и метеоролог, создатель теории дрейфа материков. Согласно этой теории, известно, что земная кора и верхняя часть мантии состоит из крупных блоков- литосферных плит, постоянно находящихся в движении. В границах столкновения плит, происходят сложные тектонические процессы.


Карта литосферных плит


Карта размещения вулканов.

Объясните, где образуются вулканы? С какими процессами это связано.

Может ли в нашей местности начаться извержение вулкана? Ответ обоснуйте.

Какова роль вулканов. Определите плюсы и минусы вулканической деятельности.

2) Выберите верное утверждение.


А) точка А – вулкан Кракатау

В) точка В - вулкан Ключевская сопка

С) точка С – вулкан вулкан Килиманджаро

Д) точка Д – вулкан Везувий

В данном задании оценивание будет: 0 или 2 по критериям.

3) Задача: Самым знаменитым гавайским вулканом является Мауна-Лоа, а знаменит он своим объёмом, ведь это самый огромный вулкан в мире. Эта громадина возвышается над океаном на 4169 метров, однако основание его находится под водой. Объём Мауна-Лоа составляет 80 000 км3. Последнее его извержение протекало весной 1984 года. Температура с подъемом падает примерно на 1° С на каждые 200 м высоты, да к тому же и ветры на склонах вулкана гуляют неслабые.

1.Укажите, какие координаты имеет вулкан Мауна - Лоа?

2.Какими условными знаками на картах показаны вулканы действующие и потухшие? К какой группе относится данный вулкан.

3.Способствуют ли вулканы увеличению площади суши на нашей планете? Ответ обоснуйте.

4.Какую одежду вам необходимо взять, если отправитесь в путешествие к Мауна-Лоа?

Задача 4. На острове Ява произрастает примула — первоцвет королевский, которая словно предупреждает об опасности. Она растет за облаками, на склонах вулкана, высота которого превышает 3 тыс. м. Когда цветок расцветает — это верный признак того, что близится извержение вулкана.

Объясните, почему происходит подобное явление? Какими физиологическими процессами вызвано цветение растения. Почему королевская примула является живым сейсмографом?

( А все дело в том, что в начале, до извержения вулкана, от землетрясения внутренних слоев тепло поднимается по возникшим трещинам и к тому же возникает ультразвуковое поле. Все это заставляет соки растения двигаться быстрее, и оно зацветает. Королевская примула становится живым сейсмографом).

Оценивание по критериям.

Сегодня на уроке мне…

Меня особенно удивило то, что…

До начала урока я думал. что…, а сейчас знаю….

Было бы хорошо, если бы…

Мне не понравилось…

6. Домашнее задание: читать п.21 Обозначить крупные вулканы на к\к.- (общее)

ФИО педагога: Борисова Надежда Владимировна

Название и автор учебника: География. Землеведение. 6 класс. О.А.Климанова, Дрофа.2009г

Вулканы. Горячие источники. Гейзеры

Открытие новых знаний (ОНЗ)

сформировать представления о происхождении вулканов, гейзеров;

ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов.

Программно-технические средства на уроке

Физическая карта полушарий, физическая карта России; картины и фрагменты фильмов о вулканах и гейзерах, книги.

Универсальные учебные действия (УУД)

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

освоить информационно -технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах).

формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

принимать на себя ответственность за результат своих действий;

наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные термины и понятия

очаг магмы, лава, жерло, кратер, вулканические бомбы, вулканический пепел действующий вулкан, потухший вулкан, уснувший вулкан, гейзер.

Знакомство с географическими объектами:

Вулканы: Ключевская Сопка, Везувий, Этна, Гекла, Фудзияма, Кракатау, Камерун, Орисаба, Котопахи, Мауна - Кэа, Килиманджаро, Эльбрус.

Районы гейзеров: Камчатка, Новая Зеландия, Исландия, США.

Образовательные: узнать причины образования вулканов и гейзеров, их виды и особенности, географию их размещения по Земле.

Развивающие: способствовать развитию у учащихся:

общеучебных умений - работа с учебником, составление схем;

специальных умений - анализ карт атласа (физическая карта полушарий);

интеллектуальных умений - развитие мышления через выполнение заданий, поисковую беседу, вопросов разного уровня сложности, умение выдвигать гипотезы, видение проблемы. Развитие мотивации учения через интересные факты. Развитие умений работать с электронными образовательными ресурсами.

Воспитательные: воспитывать на уроке чувства положительного отношения к получению знаний, интереса к открытиям, самоконтроля и дисциплины

География. Землеведение. 6 класс. О.А. Климанова,Дрофа 2009г.

Карточки с заданием на определение объекта по координатам.

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

СЦЕНАРИЙ УРОКАЭтап урока

универсальные учебные действия

1.Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой ритм.

Ребята, на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что география приносит нам много нового и интересного. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые открытия.

Готовятся к работе.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений

Выявляет уровень знаний.

Учитель диктует правило, учащиеся выбирают понятие из представленных.

Подземные удары и колебания земной поверхности, вызванные главным образом тектоническими движениями.

Земная кола и верхняя, твердая часть мантии.

Пункт на поверхности Земли, расположенный над очагом землетрясения.

Внутренняя часть Земли, расположенная под мантией.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки.

Обмениваются в парах работами. Проверка. Учитель читает правильные ответы. Учащиеся оценивают результат.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание.

Анализирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

-Почему землетрясения чаще всего происходят в сейсмически активных зонах?

Покажите на карте районы, где могут быть землетрясения.


Самая большая юрта имеет форму юрты. Такую же форму как и юрты из оленьих шкур. И топят её по- чёрному.

Давным-давно здесь был дол. И жил в этом долу в обычной юрте из оленьих шкур богатый охотник Томгиргин. Ходил он на своих широких лыжах на охоту. И однажды забрёл далеко-далеко за горные хребты и вышел к морю-океану. Жил на берегу моря старый рыбак. И была у него дочь Итатель, красавица писаная. Как увидел её Томгиргин, так и влюбился, а влюбившись, жениться на ней захотел. Да только не отдавал ему рыбак дочь ни в какую. Но в конце концов согласился, только условие поставил, по которому Томгиргин должен был построить такую большую юрту, чтобы её из-за горных хребтов с берега моря видно было. Возвратился домой Томгиргин, задумался, как построить юрту. Из оленьих шкур построишь - ветром её такую высокую свалит, да и где столько шкур взять? Начал строить из камней. Долго строил. Но построил на славу. Отдал ему рыбак дочь, и поселился с ней Томгиргин в своей каменной юрте. Первым делом свадьбу сыграли. Очаг при этом так жарко растопили, что над юртом высоко в небо огненный столб взметнулся. Теперь уже старые стали Томгиргин и Итатель. Но всё равно, когда гостей принимают, очаг жарко топят. Золы тогда много выпадает, и на нартах ездить плохо: очень уж полозья зола стачивает.

Какие формы рельефа в этих районах?

Слайд с изображением действующего вулкана.


Сегодня на уроке мы говорить о вулканах.

почему образуется вулкан,

откуда у него такое название,

почему вулканов больше бывает на дне океанов,

Сегодня мы узнаем новый процесс, происходящий внутри Земли- вулканизм.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные:общеучебные - самостоятельное выделение, формулирование цели;

Читайте также: