Мои настроения в музыке 1 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Содержание музыкального образования в большей степени определяется репертуаром, изучаемым детьми. Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусстве. Музыка -едва ли не единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка раннего возраста. Основы музыкального восприятия формируются раньше, чем восприимчивость к любому другому виду искусства.

ВложениеРазмер
urok_v_dmsh.docx 27.09 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока на тему:

Преподаватель: Жаденова Татьяна Валерьевна

2012-2013 учебный год

Тип занятия: комбинированное.

Цель урока: формирование музыкальной культуры детей, начиная с раннего этапа обучения.

-вызывать и поддерживать интерес к музыке;
- расширять знания о музыке;

-побуждать к оценке музыки ( эмоциональной и словесной), поддерживать проявления оценочного отношения.

-развивать творческое воображение;

-развивать музыкальные и творческие способности детей в процессе ознакомления с произведениями, с помощью различных видов музыкальной деятельности, с учетом возможности каждого ребенка.

- воспитание ответственного отношения к подготовке, умения добиваться качественного исполнения;

-воспитывать проявления эмоциональной отзывчиврсти;

-воспитывать эстетические чувства.
Материалы и оборудование:

Нотная литература. Инструмент Фортепиано, аудио и видеоносители.

I . Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.

III. Применение знаний и умений.
IV. Обобщение занятия, подведение итогов.

I. Организационный момент:
- приветствие;
- оглашение темы урока;
- знакомство с ученицами.

II. Актуализация опорных знаний

Педагог. Содержание музыкального образования в большей степени определяется репертуаром, изучаемым детьми. Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусстве. Музыка -едва ли не единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка раннего возраста. Основы музыкального восприятия формируются раньше, чем восприимчивость к любому другому виду искусства.

( живописи, ритмопластики, художественного слова) постигается в сравнении с музыкой на основании эмоций, переживаний, чувственного образа. В результате у детей формируется неравнодушное, эмоционально-оценочное отношение к различным художественным образам.

На уроке используются такие методы и приемы , музыкального воспитания, которые побуждают детей к проявлению различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. При этом каждый из трех основных методов - наглядный, словесный, практический – применяется с нарастанием, от прямого воздействия(исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление, упражнения, к самостоятельному поиску детьми способов исполнения.

Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей, личностных качеств. Важно заметить и развивать все лучшее , заложенное от природы, используя индивидуально-дифференцированный подход, задания разной степени сложности.

III. Применение знаний и умений
Педагог. Музыкальная культура человека, его вкусы формируются в процессе познания им опыта культурного наследия. Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Речевая интонация передаёт прежде всего чувства, настроения, мысли говорящего. Музыкальные звуки так же, как и речь, воспринимаются слухом. Накопление музыкальных впечатлений - важнейший этап для развития музыкального восприятия.

Многие зарубежные и отечественные - классики писали музыку для детей.

Уже в раннем возрасте мы широко используем альбомы фортепьянных пьес: П.Чайковского,, А.Гречанинова, С. Майкапара, С.Прокофьева, Д. Шостаковича, Й. Гайдна, И.-С.Баха, В.-А.Моцарта и др..

Чтобы детское исполнительство и творчество было более разнообразно и активно, ребёнку нужно накапливать музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характеров в произведении, соотнося музыкальные образы с жизненными явлениями, ориентируются в средствах музыкальной выразительности , они могут использовать опыт восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений. Без слушания музыки исполнительская деятельность сводится к подражанию и не несёт развивающие функции.

Музыка может выражать не только самые различные эмоциональные состояния человека, но и их тончайшие нюансы.

Передо мной лежит маленький колокольчик и музыкальный инструмент- треугольник. Как весело позвякивает колокольчик? ( педагог вызванивает ритмический рисунок первой части пьесы.) А треугольник имеет более долгий продолжительный звук (выходят дети подготовительного класса и исполняют вместе с педагогом это произведение).Пьеса написана в трехчастной форме. Первая и третья передают веселое, беззаботное, шутливое настроение, средняя-печальное, грустное.

ПРОСЬБА, РАДОСТЬ, ПЕЧАЛЬ

Педагог. Да, музыка нежная, просящая, иногда настойчивая и жалобная. Последние аккорды звучат жалобно и грустно. Наверное, не разрешили того, о чем он просил.

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА

Какая музыка по настроению?

Ребёнок. Весёлая, задорная, озорная.

Педагог. Правильно, эта музыка шутливая, живая, бойкая, забавная. В музыке рассказывается о двух клоунах. Один клоун весёлый, умелый, а другой - неудачник. Послушайте, как звучит мелодия. Вначале она направляется вверх и звучит радостно и легко, а в средней части-вниз и звучит приглушенно, грустно. Мелодия в исполнении Егора имеет решительный, порывистый характер, для неё характерна яркая динамика, четкая артикуляция.

IV. Обобщение занятия, подведение итогов

Педагог . В ещё не столь отдалённые времена, когда музыкальная культура была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления. В быту ребёнок слушал колыбельные песни матери, фольклорные мелодии. Все праздники, обряды сопровождались пением и аккомпанементом на народных инструментах. Большое влияние на формирование музыкальной культуры оказала религия.

Для формирования основ музыкальной культуры детей необходимо дать: представление о том, что музыка разных времен выражает чувства, настроения, переживания человека, развивать умения сравнивать контрастные произведения, развивать умения находить тембры музыкальных инструментов

1.Й. Гат. Техника фортепианной игры.- Будапешт: Музыка Москва, 1967.

2.Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - М.: Госмузиздат, 1961.

3.Корыхалова Н. Играем гаммы. - М.: Музыка, 1995.

4.Милич Б. Воспитание ученика - пианиста. - Киев: Музыкальная Украина, 1977.

5.Нейгауз Г. Об исскустве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1988.

6.Радынова О.П. Музыкальные шедевры.-М.:ТЦ Сфера, 2010.

7.Савшинский С. Пианист и его работа. -Л.: Сов. композитор, 1989.

8.Тимакин Е. Воспиташе пианиста. - М.: Сов. композитор, 1989.

9.Шмидт - Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. - Л.:Музыка, 1985 .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Ознакомление детей с понятиями: интонация, пантомимика.


интегрированный урок биология - химия "ОРганы чувств. Вкус вокруг нас"
ПРАЗДНИК ЦВЕТА, ЧУВСТВ И МУЗЫКИ В ТВОРЧЕСТВЕ С. А. ЕСЕНИНА


Классный час на тему "Настроение"

Презентация и конспект могут использоваться на классных часах в 5-6 классах.


Данный материал поможет классным руководителям провести классный час по теме "Настроение".


Эта презентация к внеурочному занятию по курсу Г.К. Селевко "Самосовершенствование личности" по теме "Настроение" (5 класс).


Урок музыки для 5 класса коррекционной школы по теме: "Настроение в музыке"

Конспект коррекционно-развивающего урока по музыке в 5 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениямипо теме: "Настроение в музыке" .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать музыкальные и творческие способности учащихся.

Планируемые результаты

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

Формирование у учащихся нравственных качеств через прослушивание произведений В.Гаврилина,С. Прокофьева;

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через осуществление собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах деятельности;

Формирование личностного выбора путём нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста в учебнике;

Формирование умения анализировать музыкальное произведение;

Формирование устойчивого интереса к уроку через исполнительскую деятельность;

Регулятивные УУД:

Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия;

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные УУД:

Формирование умения вести диалог с учителем;

Формирование умения слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним.

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальные, групповые

Оборудование и оформление:

Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудиозаписи.

Музыкальный материал:

Виды музыкальной деятельности на уроке:

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

Определение цели и задач урока;

Определение структуры урока;

Подбор методической литературы и музыкального материала;

Подготовка музыкальных произведений;

Подготовка материала для творчества;

Подготовка наглядного материала.

ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:

Организация начала урока – 2 мин. 30 сек

Приветствие – 10 сек.

Проверка готовности – 15 сек

Мотивация к учебной деятельности –16 сек.

Повторение предыдущей темы – 20 сек.

Актуализация знаний – 1 мин.30 сек

Открытие новых знаний: 21 мин.

1. Кратко о колыбели – 5 мин.

2. Музыкально – исполнительская деятельность – 4 мин.

3. Музыкально – слушательская деятельность – 4 мин 10 сек

6. Творчество – 10 мин.

Рефлексия: 2 мин.

Итоги урока: 2 мин

Домашнее задание: 10 сек.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

I. Организация начала урока:

1. Приветствие:

У.: - Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Сегодня урок музыки проведу у вас я. Меня зовут Вероника Анатольевна.

2. Проверка готовности.

У.: - Перед тем, как начать урок, проверьте, все ли у вас готово к нему. Кто готов- может сесть.

3. Мотивация к учебной деятельности.

У.: - Сегодня у нас будет необыкновенное, доброе, музыкальное утро, поскольку наш урок мы посвятим новой, еще одной интересной теме . Но для начала вспомните, что вы проходили на прошлом уроке?

4. Повторение предыдущей темы:

Д.: - Мы говорили о музыке утра.

У.: - Кто-нибудь может назвать фамилии композиторов, музыка которых звучала на прошлом уроке?

Д.: - П.Чайковский, Э.Григ

У.: - Молодцы! Музыка П.И. Чайковского и Э.Грига звучала на прошлом уроке.

5.Актуализация знаний:

У.: - Посмотрите на эту фотографию, какое время суток изображено? (слайд)

У.: - Почему вы так решили?

Д.: - Нет солнца, на улице темнеет…

У.: - Я не просто так показала вам эту фотографию. В ней кроется тема нашего сегодняшнего урока. Как вы думаете, как она может называться?

У.: - Да, мы говорили про вечер, но не только. Вспомните, на прошлом уроке вы слушали музыку утра, так что у нас будет связано с вечером?

У.: - Верно. Колыбельную можно узнать сразу - по одной лишь интонации. Какая музыка в колыбельных: спокойная, убаюкивающая или громкая и быстрая?

Д.: - Спокойная, тихая…

II Открытие новых знаний.

Кратко о колыбели.

У.: - Точно! А сейчас, ребята, прочитайте текст. Читайте очень внимательно, неторопясь, потому что по этому тексту будут заданы вопросы.

Колыбельная песня – самый древний жанр музыкального искусства. В ней соединились самые важные качества колыбельных песен: ласка, нежность, мягкость, мелодичность, неспешность. Эти замечательные песни сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, потом он начинает их петь своим детям. Колыбельные появились давно, и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек или нянь.

Люди победнее мастерили колыбельки сами. Если семья хотела, чтобы детей было много, то муж уходил в лес и отыскивал там дерево, которое достойно стать люлькой для продолжателей его рода. Выбирался материал для будущей зыбки ответственно: это не должна была быть осина. Считалось, что это дерево привлекает нечистую силу, ребенок в такой колыбельке умрет. Применяли камыш, лубок. В Новгороде найдены лубяные зыбки XI века, что говорит о долговечности этого материала.(слайд). Еще использовали сосновую дранку и кору липы. Матери готовили полог на зыбку, что также было очень важным моментом:

-полог защищал не только от комаров, мух и света, но и от злых сил. Ткань подбиралась красивая или вышивалась вручную и обшивалась кружевами. В бедной семье пологом мог стать старый бабушкин сарафан.(слайд)

На дно зыбки стелилась солома, покрывалась ветошью или старой одеждой. В богатых семьях изготавливалась перина для младенца, набиваемая лебяжьим пухом.

К зыбке крепились различные яркие вещички — разноцветные лоскуточки ткани, расписные ложечки. Внутрь помещали маленькие иконки и кресты.

Вопросы к тексту:

Что такое колыбельная и для чего ее используют?

Что придумали в древней Руси для того, чтобы ребенок быстрее засыпал?

Как по-другому называли колыбель?

Как располагали колыбель в комнате?

Сколько могла прослужить зыбка и какие надписи можно было на ней обнаружить?

Каким образом родители малыша приобретали колыбель?

Из какого материала делалась зыбка? А с какого материала нельзя было делать колыбель и почему?

Как матери украшали колыбель ребенка?

2. Музыкально – исполнительская деятельность.

Ложкой снег мешая,

Ночь идет большая,

Что же ты, глупышка, не спишь?

Спят твои соседи -

Спи и ты скорей, малыш.

Мы плывем на льдине,

Как на бригантине

По седым суровым морям.

И всю ночь соседи -

Светят дальним кораблям. (слайд)

Исполнение (распевание). Указать на незнакомое слово во 2 куплете (бригантина).

У.: - Ребята, во втором куплете прозвуало такое слово как бригантина, а кто знает, что такое бригантина?

Д.: - Знаем / Не знаем

У.: - Бриганти́на — двухмачтовое парусное судно со смешанным парусным вооружением — прямыми парусами на передней мачте (фок-мачта) и с косыми на задней (грот-мачта).(слайд)

У.: - Теперь давайте споем вместе.(слайд)

У.: Хорошо. Предлагаю обратиться к работам известных поэтов. Сейчас, каждый ученик, по цепочке, прочитает по одной строчке стихотворения того, как услышали и выразили в стихах музыку вечера русские поэты: Афанасий Фет и Иван Никитин.

«Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы;

Запад неба бледно-красен,

«В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Музыкально – слушательская деятельность.

У.: Так писали поэты! А вот композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (слайд) написал музыкальную пьесу на тему вечерней музыки. Послушаем ее. После прослушивания вы скажите ,о чем вам рассказала музыка, какие слова, наиболее точно выражают настроение вечернего пейзажа…

У.: - О чем рассказала вам эта музыка?

Д.: - Эта музыка рассказала о вечере….

У.: - Какие слова, наиболее точно выражают настроение вечернего пейзажа?

Д.: Задумчивое, грустное …

У.: А мы можем сказать, что характер музыки был волшебный, сказочный?

У.: Мы знаем настроение произведения, что оно написано к вечернему времени суток, как бы вы его назвали?

Д.: Предполагаемые ответы детей.

У.: - Ребята,а кто знает, что такое симфония?

Д.: - Предполагаемые ответы.

У.: -Симфо́ния - музыкальное произведение для оркестра.(если дети не знают, то определение записать в тетрадь)

У.: - А симфония-действо?

У.: - Это музыкальное произведение для хора, солистов и ударных инструментов с элементами театрализации. Во время прослушивания подумайте, каким было по звучанию эта симфония? Были ли в ней муз. инструменты?

У.: - Какое по звучанию было произведение?

Д.: - Грустное, тягучее, протяжное, спокойное…

У.: - Верно, я бы еще сказала, что музыка сумрачная.

У.: - Ребята, звучали ли в музыке музыкальные инструменты?

У.: - А кто же тогда исполнял музыку?

У.: - Музыку исполнял камерный хор (вокальный коллектив сравнительно небольшого состава (не более 30—40 человек), обладающий камерными качествами: «особой тонкостью, детализацией исполнения, динамической и ритмической гибкостью). Когда люди поют без сопровождения музыкальных инструментов, это называется пение акапелла. Повторите со мной: Акапелла. Я сейчас напишу это слово на доске.

У.: - Какое настроение в ней передал художник?

Д.: - Светлое, спокойное…

У.: - Какие краски он использовал?

Д.: - Спокойные, не очень яркие.

У.: - Какое настроение в ней передал художник?

Д.: - Загадочное, волшебное , сказаочное..

У.: - Какие краски он использовал?

Д.: - Красивые, темные

У.: - Дети, вы хорошо потрудились, а теперь давайте отдохнем.

8. Творчество детей.

У.: Ребята, я сейчас предлагаю вам выполнить одно творческое задание. Я раздам вам листы бумаги ,на которых вы нарисуете те чувства, которые вы мне описали..

Я напишу на отдельных листках строчки из стихотворений и раздам вам. Каждому ряду- одно стихотворение. Ваша задача- придумать мелодию для данных слов.

1.На окне в такую рань

Даже очень хороши –

Так решили малыши.

2.Вот подснежник на поляне,

Отнесу подснежник маме,

Хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежно

Что раскрылся мой подснежник

3. У берега несмело

Ложится хрупкий лед.

Печально туча серая

По дну пруда плывет.

Суровой дышит осенью

Деревья листья сбросили,

III. Рефлексия

У.: - Хорошо. У меня к вам несколько вопросов, сейчас проверим, кто был самым внимательным на уроке.

Как называлась тема урока?

Д.: - Музыка вечера

У.: - Какая музыка звучит в вечернее время? (Что пели в начале урока).

У.: - Какие произведения вам больше понравились, запомнились? (Колыбельная, Вечер, Вечерняя музыка)

У.: - С какими композиторами вы познакомились?

Д.: - предполагаемые ответы.

У.: - И последний вопрос, кто же мне на него ответит? Что такое а капелла?

Д.: - Пение без инструмента.

Д.: - Симфония - музыкальное произведение для оркестра.

У.: - Кто запомнил, что такое бригантина?

Д.: - двухмачтовое парусное судно со смешанным парусным вооружением — прямыми парусами на передней мачте (фок-мачта) и с косыми на задней (грот-мачта)

У.: - Картину какого художника мы с вами рассматривали?

IV. Итог урока (выводы по уроку и выставление оценок):

У.: - Молодцы, хорошо поработали сегодня. Я с удовольствием поставлю всем хорошие оценки.

V. Домашнее задание:

У: Ребята, дома вам нужно написать четверостишие о вечере, похожие на те, что мы с вами сегодня слышали.

У: Всем спасибо, урок окончен!

Используемая литература:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок составлен учителем музыки Маргаритой Михайловной Герасимчук

Тема : Мои настроения в музыке

Цель: добиться понимания, что музыка может передать настроение человека с помощью звуков, их высоты, длительности, движения.

Проблема : как определить настроение музыки

метапредметные : регулятивная : формулировать и удерживать учебную задачу; познавательная : ориентироваться в способах решения поставленных задач, коммуникативная : участвовать в процессе урока, воспринимать высказывания других о впечатлениях о музыке; личностная : понимать значение музыки в жизни человека, учиться сопереживать, эмоционально развиваться.

Тип урока: углубление и закрепление знаний. Форма: урок-путешествие.

Ребята, у вас на партах разноцветные полоски. Разложите их. С чем можно сравнить эти цветные полоски?

Остановимся на радуге. А теперь посмотрите на доску. Что вы видите?

Дети: Нотки грустную и весёлую.

Значит у одной нотки грустное настроение, а у другой веселое. Как же нам теперь назвать урок, если у нас есть радуга, настроение и музыка?

Как вы думаете, что нам на уроке надо сегодня сделать?

А кто же нам будет помогать?

Конечно!. Муза с нами отправится в небольшое путешествие в страну музыкальных настроений. Только сначала ей хочется от вас узнать, музыка из чего состоит? (мелодия, звуки)

Вспомнить, какие бывают звуки (короткие, долгие, высокие, низкие, и двигаются они медленно или быстро или умеренно и звучат громко или тихо или умеренно). Теперь Муза вами довольно и поведет на c в страну музыки Людвига Бетховена. Это немецкий композитор. Музыкой занимался с раннего детства, сочинял небольшие пьесы. К 30 годам он потерял слух (трагедия? ). Но продолжал бороться за жизнь и продолжал сочинять музыку, в том числе и для детей. Сейчас мы с вами прослушаем пьесу, в которой рассказывается о настроении. Она состоит из двух частей. Пожалуйста, приготовьтесь показать цветными карточками, как вы понимаете, какое настроение передает музыка, тогда вы сами сможете дать название этой пьесе. Только давайте вспомним, что же такое мелодия?

А как вы себе представляете пьесу?

Дети: Пьеса, это небольшое музыкальное произведение, в котором звучат только музыкальные инструменты и нет голоса.

Слушаем пьесу Л.В.Бетховена. а название вы сами придумаете, когда прослушаете.

Дети поднимают карточки на каждую часть. Здесь необходимо поинтересоваться у детей, почему он именно такого цвета карточку выбрал. А как вы узнали, что музыка именно такого настроения, что вам помогло это понять?

Дети: мелодия, её движение, её скорость…

Учитель: какое название вы дадите этой пьесе?

Какой музыкальный инструмент рассказал нам о настроении7

Ребята, вы молодцы, вы прочувствовали настроение музыки, о котором нам рассказал Людвиг Бетховен.

А теперь скажите, какое же у вас настроение

Дети показывают карточки. У кого-то в руках темная .Почему? ребята, надо спасать Ваню (или Свету…). Что нам надо сделать? Муза, помоги нам, пожалуйста. Дети предлагают, как поднять настроение у одноклассника. Чаще всего дети останавливаются на игре.

Пальчиковые игры: дерево; птицы; осы. Можно самому придумать сюжет времени года.

Дети: чтоб правильно и красиво петь.

Ребята, а у песен бывает настроение? Какую вы знаете песню с грустным настроением, а какую с веселым?

Ну, что ж, ребята, мы выполнили задачи, о которых говорили в начале урока? Выполнили. Что вам понравилось больше всего на уроке? Довольны ли вы своими ответами и действиями? У вас на парте лежат по два смайлика: грустный и радостный. Покажите, какое у вас настроение после нашего урока? А теперь подарите друг другу ваше хорошее настроение. (дети обмениваются смайликами) Урок окончен до новых встреч с Музой.

Урок в 1 классе Тема: Музыка утра Изучение нового материала; урок – игра Цель: Дальнейшее формирование представлений детей о богатстве и многообразии художественно-выразительных средств музыкального искусства, о его изобразительных и выразительных возможностях, выявить особенности характера, настроения в каждой из предложенных пьес. Решаемые проблемы: Как музыка расскажет нам о жизни природы, какие чувства передает музыка в пьесах? Задачи: обучающие: Расширение интонационно-образного багажа учащихся и развитие их эмоционального отклика на музыку. Формирование основ художественных знаний как необходимой предпосылки для реализации собственного творческого опыта школьников. Развивающие: Развитие интегративных качеств восприятия. Воспитывающие: Воспитание любви к родному краю.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.docx 25.19 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по музыке в 1 классе

Тема: Музыка утра

Карпец Екатерины Александровны

Изучение нового материала, урок – игра

Урок в 1 классе

Тема: Музыка утра

Изучение нового материала; урок – игра

Цель: Дальнейшее формирование представлений детей о богатстве и многообразии художественно-выразительных средств музыкального искусства, о его изобразительных и выразительных возможностях, выявить особенности характера, настроения в каждой из предложенных пьес .

Как музыка расскажет нам о жизни природы, какие чувства передает музыка в пьесах?

обучающие: Расширение интонационно-образного багажа учащихся и развитие их эмоционального отклика на музыку. Формирование основ художественных знаний как необходимой предпосылки для реализации собственного творческого опыта школьников.

Развивающие : Развитие интегративных качеств восприятия.

Воспитывающие: Воспитание любви к родному краю.

Оборудование: Музыкальный центр, экран, мультимедийная аппаратура, фортепиано.

1. Метод драматургии урока музыки как урока искусства.

2.Метод использования широких ассоциативных связей музыки

с другими видами искусства.

3. Метод перспективы и ретроспективы в обучении

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Картина утра, музыкальные краски, настроение в музыке и живописи, интонация.

Научатся: участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиск компромиссов, распределение функций и ролей.

Научатся: продуктивному сотрудничеству (общению, взаимодействию) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных

Универсальные учебные действия (УУД)

1. Использовать речь для регуляции своего действия.

2. Постановка и выполнение целей.

1. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

2. Действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки.

3. Формирование устойчивого интереса к уроку через пластическое интонирование, разыгрывание песни.

1. Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

1. Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи.

2. Расширение представлений школьников об опыте человечества.

3. Реализация творческого потенциала через индивидуальное и коллективное интонирование.

Проблемные вопросы: Какое пр-е исполняет

ф-но, а какой оркестр? Почему вы так думаете?

Почему композитор написал музыку в мажорном ладу? Похожи ли услышанные произведения?

Перед прослушиванием этих сочинений учитель может сказать детям, что они услышат два произведения, которые рисуют картину утра, и сообщить их названия. Но похожи ли они? Как музыка расскажет нам о жизни природы? Вероятно, через чувства человека. У музыки есть удивительное свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы и т.п. Какие же чувства передаёт музыка в каждой из предложенных пьес? Эти вопросы можно задать после прослушивания произведения.

- Здравствуйте, ребята! Доброе утро!

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в музыкальное путешествие.

- Какими должны быть путешественники?

(весёлыми, дружными, любознательными, внимательными…)

Звучит спокойная музыка.

-Ребята, давайте вспомним :

-Кого называют художником?

-Кого называют поэтом?

-Кого называют композитором?

-Что им нужно, чтобы нарисовать картину природы?

На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются

Не стукнет, не брякнет,
А в окно войдёт

-Утром вы просыпаетесь и что вы слышите? Какие звуки?

Все звуки, которые вы слышите – это музыка утра.

Вы обращали внимание на эти звуки?

Посмотрите на эти три линеечки. На каждой из них нарисован бубенчик. Бубенчики поют свои песенки. Догадайся, какой бубенчик звенит выше всех. А какой ниже всех?

Спойте песенку каждого бубенчика и одновременно покажите рукой бубенчики, изображенные на разных линейках.

-Ребята если бы вы были художниками, какими бы вы пользовались красками, чтобы изобразить утро?

Художники рисуют свои картины, а композиторы сочиняют музыку.

Как музыка расскажет нам о жизни природы? Вероятно, через чувства . У музыки есть удивительное свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер , состояние природы и многое другое.

-Какие же чувства передаёт музыка

-Что композитор хотел рассказать ?

-Сколько инструментов исполняло эту музыку?

- А что происходит утром с природой?

( Утром встаёт солнце, оно своими тёплыми лучами касается верхушек деревьев. Просыпайтесь, птицы! Заглядывает в окна домов. Просыпайтесь, люди! Утро наступило!)

- Какими музыкальными красками нарисовал музыку утра Эдвард Григ?

- обратите внимание на то, как расцвечивается, развивается одна и та же мелодия- тема, передающая наступление светлого, ласкового утра.

-Какие же чувства передаёт музыка

-Что композитор хотел рассказать ?

-Сколько инструментов исполняло эту музыку?

- покажите движениями под музыку, как развивается мелодия утра?

- Утро своими красками раскрашивает всё вокруг, вы видите перед собой листочки с изображением гор. Раскрасьте эти картинки, оживите их с помощью цветных карандашей. Можно дорисовать то, чего не хватает на картине, по вашему мнению.

Под музыку дети рисуют.

-Определите, какое произведение – 1 или 2 – исполняет фортепиано, оркестр

в каждой из предложенных пьес

- Что вам по утрам помогает поднять настроение? ( зарядка)

Сейчас мы все вместе сделаем утреннюю зарядку.

Чтобы тонус ваш поднять

И достичь разрядки,

Проведу сейчас для вас

Давайте вспомним ноты, сколько их и как они называются.

На ноте МИ мы поем:

О чем поется в этой песне?

Понравилась вам песня?

Хотели бы вы разучить эту песню?

Чему вы научились на уроке?

Ну а нам пора возвращаться домой. Наше путешествие подходит к концу.

Весёлые путешественники дружат с музыкой и любят петь.

Д/З: Найти стихотворение про утро

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Музыка.4 класс" ,тема "Музыка Японии"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКЕ МУЗЫКИ, РАССКАЗЫВАЕТ КРАТКО О САМОЙ СТРАНЕ .


Музыка 1 класс тема "Музыка вокруг нас"

Презентация к уроку музыки 1 класс.

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г.


Урок открытия нового знания.


Презентация к уроку музыки в 1 классе Тема: Музыка утра (урок – игра)

Презентация к уроку музыки в 1 классе Тема: Музыка утра Изучение нового материала; урок – игра.

Урок музыки в первом классе. Знакомство с музыкальными народными инструментами, которые дошли к нам от древности до наших дней. Цель: добиться понимания, что музыка может передать настроение человека с помощью звуков, их высоты, длительности, движения.

Оценить 121 0

Музыка 1 класс, урок 10

Тема: Мои настроения в музыке (музыкальные инструменты)

Цель: добиться понимания, что музыка может передать настроение человека с помощью звуков, их высоты, длительности, движения.

Проблема: как определить настроение музыки

метапредметные: регулятивная: формулировать и удерживать учебную задачу; познавательная: ориентироваться в способах решения поставленных задач, коммуникативная: участвовать в процессе урока, воспринимать высказывания других о впечатлениях о музыке; личностная: понимать значение музыки в жизни человека, учиться сопереживать, эмоционально развиваться.

Тип урока: углубление и закрепление знаний. Форма: урок-путешествие.

Ребята, у вас на партах разноцветные полоски. Разложите их. С чем можно сравнить эти цветные полоски?

Остановимся на радуге. А теперь посмотрите на доску. Что вы видите?

Дети: Нотки грустную и весёлую.

Значит у одной нотки грустное настроение, а у другой веселое. Как же нам теперь назвать урок, если у нас есть радуга, настроение и музыка?

Как вы думаете, что нам на уроке надо сегодня сделать?

А кто же нам будет помогать?

Конечно!. Муза с нами отправится в небольшое путешествие в страну музыкальных настроений. Только сначала ей хочется от вас узнать, музыка из чего состоит? (мелодия, звуки)

Вспомнить, какие бывают звуки (короткие, долгие, высокие, низкие, и двигаются они медленно или быстро или умеренно и звучат громко или тихо или умеренно). Теперь Муза вами довольно и поведет на c в страну музыки Людвига Бетховена. Это немецкий композитор. Музыкой занимался с раннего детства, сочинял небольшие пьесы. К 30 годам он потерял слух (трагедия? ). Но продолжал бороться за жизнь и продолжал сочинять музыку, в том числе и для детей. Сейчас мы с вами прослушаем пьесу, в которой рассказывается о настроении. Она состоит из двух частей. Пожалуйста, приготовьтесь показать цветными карточками, как вы понимаете, какое настроение передает музыка, тогда вы сами сможете дать название этой пьесе. Только давайте вспомним, что же такое мелодия?

А как вы себе представляете пьесу?

Дети: Пьеса, это небольшое музыкальное произведение, в котором звучат только музыкальные инструменты и нет голоса.

Слушаем пьесу Л.В.Бетховена. а название вы сами придумаете, когда прослушаете.

Дети поднимают карточки на каждую часть. Здесь необходимо поинтересоваться у детей, почему он именно такого цвета карточку выбрал. А как вы узнали, что музыка именно такого настроения, что вам помогло это понять?

Дети: мелодия, её движение, её скорость…

Учитель: какое название вы дадите этой пьесе?

Какой музыкальный инструмент рассказал нам о настроении7

Ребята, вы молодцы, вы прочувствовали настроение музыки, о котором нам рассказал Людвиг Бетховен.

А теперь скажите, какое же у вас настроение

Дети показывают карточки. У кого-то в руках темная .Почему? ребята, надо спасать Ваню (или Свету…). Что нам надо сделать? Муза, помоги нам, пожалуйста. Дети предлагают, как поднять настроение у одноклассника. Чаще всего дети останавливаются на игре.

Пальчиковые игры: дерево; птицы; осы. Можно самому придумать сюжет времени года.

Дети: чтоб правильно и красиво петь.

Ребята, а у песен бывает настроение? Какую вы знаете песню с грустным настроением, а какую с веселым?

Ну, что ж, ребята, мы выполнили задачи, о которых говорили в начале урока? Выполнили. Что вам понравилось больше всего на уроке? Довольны ли вы своими ответами и действиями? У вас на парте лежат по два смайлика: грустный и радостный. Покажите, какое у вас настроение после нашего урока? А теперь подарите друг другу ваше хорошее настроение. (дети обмениваются смайликами) Урок окончен до новых встреч с Музой.

Читайте также: