Конспект урока достоевский мальчики

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 2320 0

Я не хочу и не могу верить, чтобы

зло было нормальным состоянием

1.Расскрыть причины озлобленности детей, подвести обучающихся к осознанию разрушающей силы зла.

2.Развивать навыки анализа художественного текста, учить сравнивать, обобщать, делать выводы.

3.Воспитывать чувство милосердия, сострадания, любви к ближнему.

- А каков мир, в котором живут дети - герои Достоевского?

- В чем же истоки зла (причины озлобленности), почему мальчишки, по природе своей

добрые дети, помогут быть такими жестокими?

Выявляя авторскую позицию, читая и анализируя повесть, мы ответим на эти вопросы.

Опального мальчика мы видим пока издалека.

Есть ли описание мальчиков, враждующих с Илюшей? Давайте сравним эти описания:

-Какой приём использует Достоевский в этом эпизоде?

- Какую роль играет антитеза?

(отверженность) => к теме

- Почему так звучит тема? Как вы понимаете смысл слов «Мальчик за канавкой?

-Как вы думаете, можно защитить свою честь камнем-злом?

Душу можно прочесть в глазах, потому такое большое внимание взгляду.

- Покажите этот поединок взглядов (ученики зачитывают текст).

Побывав вместе с Алешей в семье Илюшечки, мы узнаем о причине озлобленности, и писатель прямо-таки распахивает перед нами душу мальчика.

- Как вы думаете, почему рассказ о переживаниях мальчика ведется от имени его отца?

(Родной человек, близкий по духу, штабс-капитан проявляет глубокое понимание сына).

Достоевский втягивает нас в тяжелые переживания, изображая своих героев в напряженные, переломные моменты жизни, когда все чувства накалены, душа страдает и обнажается ее человеческая суть.

И еще до надрывной исповеди отца мы ощущаем тревогу, потому что попадаем в избу Снегирева.

-Что больше всего поразило вас в описании жилища?

(Интерьер ↔ душевное состояние).

Штабс-капитан, увидев Алешу, юродствует, видя брата обидчика, понимая, что тот пришел жаловаться.

Выйдя на чистый воздух, отец продолжает исповедь с надрывом, болью, плачем

- Какие слова из исповеди отца отразились и в вашем сердце болью?

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Ребята, кто автор этих строк? А что вы можете сказать о человеке, который написал это?

- Любая река имеет свои истоки. Истоки человека – это его семья, детство. Каким оно было у Ф.М. Достоевского? Во время прослушивания биографии Достоевского, вам нужно выполнить задание и выступить с его защитой.

1 группа – составить кластер (1 из группы работает у доски)

2 группа – провести линию жизни Достоевского, распределив цитаты на каждом этапе.

3 группа – составить толстые и тонкие вопросы.

- Какой вывод о Достоевском вы можете сделать?

На слайде – высказывания Ф.М.Достоевского.

Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами…

…ребенок что цветок, что листок, завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи, и вот, вместо этого душный подвал с каким-нибудь квасным или капустным запахом, страшное зловоние по ночам, нездоровая пища…, а на дворе – пыль, кирпич и известка.

- Прикоснувшись к творчеству Достоевского в этом году, мы открыли одну из важнейших тем. Какую? (Тему детства, роли детей в жизни человека)

- Уточним, какая сторона детской жизни интересовала писателя. Обратимся ко второму эпиграфу. О чем же писал Достоевский, говоря о детях?

(О детском страдании. Мы слышим боль и отчаяние автора в строчках, посвященных этой теме.)

- Попробуем восстановить логическую цепочку.

На доске – иллюстрации к роману. Восстановите последовательность, озаглавьте каждую иллюстрацию. Можно использовать цитаты. (2 мин – проверка)

- Ребята, кто из героев проходит путь к состраданию, к добру? Кого из героев мы можем назвать проводником в этом пути?

- Рассмотрим сюжетную линию произведения. Найдите сюжетные элементы.

- В какой момент происходит завязка действия?

- Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получит свое задание. Результаты работы нужно будет представить классу.

1 группа – характеристика Илюши Снегирева.

2 группа – Характеристика Коли Красоткина

(Время подготовки – 7-10 минут)

1 группа - Характеристика Илюши Снегирева

1. Каким предстает перед нами Илюша в начале произведения? Какие чувства к нему мы испытываем? Меняется ли герой на протяжении прочитанных глав?

2. Взаимоотношения Илюши с мальчиками.

3. Почему автор называет мальчика Илюшей, а не Ильей?

4. Рассмотрите взаимоотношения Илюша отец, отец Илюша.

6. Роль Илюши в пути мальчиков к состраданию и добру.

2 группа - Характеристика Коли Красоткина

1. Найдите описание внешности Коли Красоткина. Как рисует Достоевский облик Коли Красоткина?

2. Почему Коля хотел познакомиться с Алешей Карамазовым? Почему Коля откровенен с ним?

3. Как в истории с Жучкой проявляется характер Коли?

Перед встречей с Алешей

У Илюшиного камня

5. Кто повлиял на изменения, которые произошли в Коле?

(При описании Коли автор использует прямую речь (мысли Коли о себе). Вначале он самолюбив, в нем мы видим самодовольство, самолюбование, самовластие. У Илюшиного камня это уже другой человек Ему свойственны доброта, великодушие, самоанализ, способность к самоосуждению.

Мастерство Достоевского в изображении детей в произведении.

1.Прочитайте описание мальчиков в начале произведения. Найдите эпитеты, рисующие их облик. Обратите внимание на слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Приведите примеры. О чем это говорит? Соотнесите эти описания с поступком мальчиков.

3.Прочитайте названия глав. В какие названия глав автор вынес тему, а в какие – идею главы? В чем особенности слов, вынесенных в названия глав?

4.В конце произведения Алеша Карамазов произносит речь у камня, возле которого похоронили Илюшу. Какие слова выбирает Алеша, чтобы проникнуть в души мальчиков? Есть ли назидательность в этой речи? Благодаря чему эта речь была единодушно одобрена и поддержана мальчиками?

Камень как символ в произведении. Можем ли мы сказать, что мальчики прошли путь от камня к камню? Покажите изменения в этом пути.

Используйте цитаты, необходимые для понимания идеи произведения.

Выступления групп с дополнением учащихся из других групп.

- Какая глава, по-вашему является основной для понимания замысла писателя? Что хотел сказать автор? Чьими устами он говорит это?

(Роман «Братья Карамазовы – последний роман Достоевского. «Смерть Илюши – его заключительная глава. Следовательно, речь у камня – это последнее слово писателя, его завещание нам.)

- Какие слова Алеши вам кажутся самыми значительными?

(Достоевский был уверен, что сострадание к чужому горю объединяет людей, делает их лучшими. Впечатлительным мальчикам открылось безысходное горе капитана Снегирёва, исстрадавшегося Илюши. В бескорыстном порыве помочь Илюше мальчики сближаются, становятся нравственно чище. Чистый и любимый детьми взрослый человек силой нравственного влияния скрепляет это братство.)

Рефлексия.

Запишем домашнее задание.

Урок литературы по произведению Ф.М.Достоевского "Мальчики"

- Ребята, кто автор этих строк? А что вы можете сказать о человеке, который написал это?

- Любая река имеет свои истоки. Истоки человека – это его семья, детство. Каким оно было у Ф.М. Достоевского? Во время прослушивания биографии Достоевского, вам нужно выполнить задание и выступить с его защитой.

1 группа – составить кластер (1 из группы работает у доски)

2 группа – провести линию жизни Достоевского, распределив цитаты на каждом этапе.

3 группа – составить толстые и тонкие вопросы.

Выступления групп.

- Какой вывод о Достоевском вы можете сделать?

На слайде – высказывания Ф.М.Достоевского.

Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами…

ребенок что цветок, что листок, завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи, и вот, вместо этого душный подвал с каким-нибудь квасным или капустным запахом, страшное зловоние по ночам, нездоровая пища…, а на дворе – пыль, кирпич и известка.

- Прикоснувшись к творчеству Достоевского в этом году, мы открыли одну из важнейших тем. Какую? (Тему детства, роли детей в жизни человека)

- Уточним, какая сторона детской жизни интересовала писателя. Обратимся ко второму эпиграфу. О чем же писал Достоевский, говоря о детях?

(О детском страдании. Мы слышим боль и отчаяние автора в строчках, посвященных этой теме.)

- Попробуем восстановить логическую цепочку.

На доске – иллюстрации к роману. Восстановите последовательность, озаглавьте каждую иллюстрацию. Можно использовать цитаты. (2 мин – проверка)

- Ребята, кто из героев проходит путь к состраданию, к добру? Кого из героев мы можем назвать проводником в этом пути?

- Рассмотрим сюжетную линию произведения. Найдите сюжетные элементы.

- В какой момент происходит завязка действия?

- Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получит свое задание. Результаты работы нужно будет представить классу.

1 группа – характеристика Илюши Снегирева.

2 группа – Характеристика Коли Красоткина

(Время подготовки – 7-10 минут)

1 группа - Характеристика Илюши Снегирева

1. Каким предстает перед нами Илюша в начале произведения? Какие чувства к нему мы испытываем? Меняется ли герой на протяжении прочитанных глав?

2. Взаимоотношения Илюши с мальчиками.

3. Почему автор называет мальчика Илюшей, а не Ильей?

4 . Рассмотрите взаимоотношения Илюша отец, отец Илюша.

6. Роль Илюши в пути мальчиков к состраданию и добру.

2 группа - Характеристика Коли Красоткина

1. Найдите описание внешности Коли Красоткина. Как рисует Достоевский облик Коли Красоткина?

2. Почему Коля хотел познакомиться с Алешей Карамазовым? Почему Коля откровенен с ним?

3. Как в истории с Жучкой проявляется характер Коли?

Перед встречей с Алешей

У Илюшиного камня

5. Кто повлиял на изменения, которые произошли в Коле?

(При описании Коли автор использует прямую речь (мысли Коли о себе). Вначале он самолюбив, в нем мы видим самодовольство, самолюбование, самовластие. У Илюшиного камня это уже другой человек Ему свойственны доброта, великодушие, самоанализ, способность к самоосуждению.

Мастерство Достоевского в изображении детей в произведении.

Прочитайте описание мальчиков в начале произведения. Найдите эпитеты, рисующие их облик. Обратите внимание на слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Приведите примеры. О чем это говорит? Соотнесите эти описания с поступком мальчиков.

Прочитайте названия глав. В какие названия глав автор вынес тему, а в какие – идею главы? В чем особенности слов, вынесенных в названия глав?

В конце произведения Алеша Карамазов произносит речь у камня, возле которого похоронили Илюшу. Какие слова выбирает Алеша, чтобы проникнуть в души мальчиков? Есть ли назидательность в этой речи? Благодаря чему эта речь была единодушно одобрена и поддержана мальчиками?

Камень как символ в произведении. Можем ли мы сказать, что мальчики прошли путь от камня к камню? Покажите изменения в этом пути.

Используйте цитаты, необходимые для понимания идеи произведения.

Выступления групп с дополнением учащихся из других групп.

- Какая глава, по-вашему является основной для понимания замысла писателя? Что хотел сказать автор? Чьими устами он говорит это?

(Роман «Братья Карамазовы – последний роман Достоевского. «Смерть Илюши – его заключительная глава. Следовательно, речь у камня – это последнее слово писателя, его завещание нам.)

- Какие слова Алеши вам кажутся самыми значительными?

(Достоевский был уверен, что сострадание к чужому горю объединяет людей, делает их лучшими. Впечатлительным мальчикам открылось безысходное горе капитана Снегирёва, исстрадавшегося Илюши. В бескорыстном порыве помочь Илюше мальчики сближаются, становятся нравственно чище. Чистый и любимый детьми взрослый человек силой нравственного влияния скрепляет это братство.)

Запишем домашнее задание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ТВОРЧЕСТВА. Я лишь реалист в высшем смысле, т.е. изображаю все глубины души человеческой… Ф.М.Достоевский 1. Мир души человека.

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ТВОРЧЕСТВА.

Я лишь реалист в высшем смысле, т.е. изображаю все глубины души человеческой… Ф.М.Достоевский

1. Мир души человека.

Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами… Ф.М.Достоевский 2. Тема детства, роли детей в жизни человека

Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами… Ф.М.Достоевский

2. Тема детства, роли детей в жизни человека

3. О детском страдании.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА. СОСТРАДАНИЕ – жалость, сочувствие. МИЛОСЕРДИЕ - готовность помочь кому-н. или простить кого-н.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

СОСТРАДАНИЕ – жалость, сочувствие.

МИЛОСЕРДИЕ - готовность помочь кому-н. или простить кого-н.

ДЕТИ ИЛЮША Коля Красоткин АЛЕША

Коля Красоткин

Какую роль сыграл этот камень в жизни каждого героя?

Какую роль сыграл этот камень в жизни каждого героя?

Камень – символ преграды , встающей на жизненном пути и заставляющей человека задуматься о своей жизни, это символ страданий , слез, символ той ТВЕРДОЙ, т.е. НЕПРЕЛОЖНОЙ ИСТИНЫ, которая открывается далеко не каждому в жизни

Камень – символ преграды , встающей на жизненном пути и заставляющей человека задуматься о своей жизни, это символ страданий , слез, символ той ТВЕРДОЙ, т.е. НЕПРЕЛОЖНОЙ ИСТИНЫ, которая открывается далеко не каждому в жизни

Образ Илюши Илюша и Алеша Карамазов У постели Илюши - - - - - -

Образ Илюши

Илюша и Алеша Карамазов

У постели Илюши



Образ Илюши Илюша и Алеша Карамазов У постели Илюши один, злоба – отражение неправедности жизни взрослых, познание милосердия окружен людьми (неравнодушными, любящими), добро, облегчение мук совести, сочувствие, сострадание

Образ Илюши

Илюша и Алеша Карамазов

У постели Илюши

Образ Коли Красоткина

Перед встречей с Алешей

У Илюшиного камня

Образ Коли Красоткина У Илюшиного камня -доброта -великодушие -самоанализ -способность к самоосуждению Перед встречей с Алешей -самолюбие -самодовольство -самолюбование -самовластие

Образ Коли Красоткина

У Илюшиного камня

-способность к самоосуждению

Перед встречей с Алешей

Какую роль в жизни мальчиков сыграл взрослый человек – Алеша Карамазов ? МИР ДОБРО МИЛОСЕРДИЕ

Какую роль в жизни мальчиков сыграл взрослый человек – Алеша Карамазов ?

По мысли Достоевского, ребенок – ангел, лучик из рая, словно предвещающий будущее. Надо уметь сохранить в своей душе ребенка!

По мысли Достоевского, ребенок – ангел, лучик из рая, словно предвещающий будущее.

Надо уметь сохранить в своей душе ребенка!

Каков же путь к состраданию, по мысли Ф.М.Достоевского? (Это путь через страдания, испытания, боль, утраты…)

Каков же путь к состраданию, по мысли Ф.М.Достоевского?

(Это путь через страдания, испытания, боль, утраты…)

… и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами… … ребенок что цветок , что листок , завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи…

и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами…

ребенок что цветок , что листок , завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи…


Заключительный урок литературы в 7 классе по главе "Мальчики" из романа Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы" включает в себя элементы работы по ФГОС: самостоятельная формулировка целей урока учащимися, создание характеристики главных героев посредством групповой формы деятельности, выход на проблематику произведения при анализе текста и лексической работе, а также рефликсия в конце урока.

Содержимое разработки

Класс: 7 (по программе Г.И.Беленького)

Тип урока: обобщение учебного материала, подготовка к сочинению

Цель урока: актуализировать для учащихся нравственные проблемы произведения (сострадание другому человеку, милосердие, деятельная любовь к ближнему).

Метапредметные результаты образования:

– целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

– способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

– поиск и выделение необходимой информации;

– структурирование знаний (составление сравнительной таблицы);

– полное и ясное выражение своих мыслей;

– комментирование и аргументирование своих наблюдений

– умение применять сопоставительный анализ при работе;

– воспитание интереса к предмету;

– создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества при групповой работе.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Проверка готовности рабочих мест к началу урока.

Проверяют готовность рабочих мест.

Работа с эпиграфом

Ответы учащихся и выводы

- Обратимся к эпиграфу к уроку.

Я лишь реалист в высшем смысле, т.е. изображаю все глубины души человеческой… Ф.М.Достоевский Запись в тетради 1880–1881 гг.

- В чем же заключается особенность произведений Ф.М.Достоевского? Какова их проблематика?

Писателя интересует мир души человека, значит, произведения посвящены решению нравственных вопросов: проблеме добра и зла, любви и уважения, прощения

Подведение итогов.

3. Тема урока.

Цели и задачи урока.

На доске записаны слова ЧУВСТВОВАТЬ, СТРАДАТЬ, ПЕРЕЖИВАТЬ.

Как они связаны с произведением Достоевского?

Что изменится, если мы добавим приставку СО к этим словам? Что означает эта приставка? (Вместе, сообща)

А получившиеся слова имеют отношение к прочитанным главам? Сочувствие, сострадание, сопереживание были доступны детям с самого начала? (Нет.) Значит, они прошли какой-то путь к этому? Как же сформулируем тему урока?

А какие вопросы нам с вами предстоит раскрыть на уроке, исходя из этой темы?

Мы тоже сегодня работаем с вами в группах, и совместно, сообща будем постигать те тайны, которые раскрыл перед нами Достоевский, тайны человеческой души.

Попытайтесь сформулировать цели и задачи сегодняшнего урока

Верно, сегодня на уроке нам предстоит выяснить, как изменились герои внутренне, поэтому тема урока будет звучать так:

Запишите тему в тетрадь.

Выход на тему урока:

Путь к состраданию.

Цели урока:

1. Сравнить поведение героев в начале и в конце повествования.

2.Выяснить, как изменились герои внутренне.

Запись темы урока в тетрадь.

4. Новая тема

4.1. Первая учебная ситуация

На доске – иллюстрации к роману. Восстановите последовательность, озаглавьте каждую иллюстрацию. Можно использовать цитаты.

- Ребята, кто из героев проходит путь к состраданию, к добру?

- Кого из героев мы можем назвать проводником в этом пути?

Мы восстановили с вами цепочку событий, сказали, что путь к состраданию и добру проходят все мальчики, а проводником на этом пути становится Алексей Карамазов. В центре нашего разговора сегодня образ Илюши Снегирева и Коли Красоткина.

В результате обсуждения названы герои, изменившиеся внутренне:

1. Илюша Снегирев

2. Коля Красоткин

Выделены эпизоды для сопоставления.

Приготовьте в тетради таблицу для характеристики героев в начале и конце отрывка.

Илюша Снегирев

Илюша и Алеша Карамазов

У постели Илюши

Коля Красоткин

Перед встречей с Алешей Карамазовым

У Илюшиного камня

Групповая работа

Мы назвали эпизоды для характеристики героев.

В течение 5-7 минут каждая группа должна, опираясь на текст романа, найти необходимые цитаты для их характеристики, сформулировать вывод.

Работа в группах по предложенным вопросам.

Выступления учащихся

(5 выступлений

по 3 минуты каждое)

Характеристика Илюши Снегирева

1. Каким предстает перед нами Илюша в начале произведения? Какие чувства к нему мы испытываем? Меняется ли герой на протяжении прочитанных глав?

2. Взаимоотношения Илюши с мальчиками.

3. Почему автор называет мальчика Илюшей, а не Ильей?

4. Рассмотрите взаимоотношения Илюша отец, отец Илюша.

6. Роль Илюши в пути мальчиков к состраданию и добру.

Илюша стал другим, изменилось его отношение к окружающим людям.

В начале повествования Илюша озлоблен, одинок и несчастен, вызывает он чувство негодования. Герой меняется, он прощает своих обидчиков.

Автор подчеркивает беззащитность героя выбором имени: Илюша, а не Илья.

Отец и сын очень близки, Илюша вступился за честь отца.

Благодаря Илюше мальчики стали добрее, ближе, научились чувствовать чужую боль.

Илюша и Алеша Карамазов

У постели Илюши

злоба – отражение неправедности жизни взрослых,

окружен людьми (неравнодушными, любящими),

добро, облегчение мук совести,

Характеристика Коли Красоткина

1. Найдите описание внешности Коли Красоткина. Как рисует Достоевский облик Коли Красоткина?

2. Почему Коля хотел познакомиться с Алешей Карамазовым? Почему Коля откровенен с ним?

3. Как в истории с Жучкой проявляется характер Коли?

Это оказался настоящий путь к состраданию, милосердию, добру, умению ценить не только внешнюю красоту – оболочку, но и истинную красоту души людей.

При описании Коли автор использует прямую речь (мысли Коли о себе). Вначале он самолюбив, в нем мы видим самодовольство, самолюбование, самовластие. У Илюшиного камня это уже другой человек Ему свойственны доброта, великодушие, самоанализ, способность к самоосуждению.

Перед встречей с Алешей Карамазовым

У Илюшиного камня

-способность к самоосуждению

3 группа – анализ языковых средств в создании образов героев.

Прочитайте описание мальчиков в начале произведения. Найдите эпитеты, рисующие их облик. Обратите внимание на слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Приведите примеры. О чем это говорит? Соотнесите эти описания с поступком мальчиков.

Прочитайте названия глав. В какие названия глав автор вынес тему, а в какие – идею главы? В чем особенности слов, вынесенных в названия глав?

Промежуточный вывод.

Подбор языковых средств помогает передать авторское отношение к герою, сострадание к нему.

Камень как символ в произведении. Можем ли мы сказать, что мальчики прошли путь от камня к камню? Покажите изменения в этом пути.

Используйте цитаты, необходимые для понимания идеи произведения.

Таким образом, камень – это некий значимый образ.

- познание веры в человека, в добро, милосердие, любовь

Камень – символ преграды, встающей на жизненном пути и заставляющей человека задуматься о своей жизни, это символ страданий, слез, символ той ТВЕРДОЙ, т.е. НЕПРЕЛОЖНОЙ ИСТИНЫ, которая открывается далеко не каждому в жизни

5. Обобщение

Путь к состраданию

В результате сопоставления что можно сказать о героях?

Насколько они изменились?

Какие средства использует Достоевский в обрисовке характеров?

- Какая глава, по-вашему, является основной для понимания замысла писателя? Что хотел сказать автор? Чьими устами он говорит это?

В бескорыстном порыве помочь Илюше мальчики сближаются, становятся нравственно чище. Чистый и любимый детьми взрослый человек силой нравственного влияния скрепляет это братство.

Роман «Братья Карамазовы – последний роман Достоевского. «Смерть Илюши – его заключительная глава. Следовательно, речь у камня – это последнее слово писателя, его завещание нам.

7. Рефлексия

В ходе сегодняшнего обсуждения и сопоставления поведения героев вы, наверное, не остались равнодушны к их судьбе.

- Какие чувства вызвали у вас главы из этого романа?

Учащиеся записывают тему предстоящей письменной работы.


-75%

Читайте также: