Конспект наблюдение за облаками в средней группе

Обновлено: 06.07.2024

Вид НОД: познавательно-исследовательская деятельность, игровая.

Руководитель практики:

Методист по практике:

Образовательная область: Познавательное развитие.

Форма проведения НОД: фронтальная

Цель:Продолжать знакомство с различными природными явлениями; совершенствовать умение отличать погоду, связывая ее с состоянием неба.

Планируемый результат:

Внимание детей собрано

Дети смотивированы на совместную деятельность.

Дети продолжают знакомиться с различными природными явлениями;

У детей закрепляется умение отличать погоду, связывая ее с состоянием неба.

Поддерживается радостное, благодатное, доброе настроение.

У детей з акрепляются свойства снега.

Развиваются наблюдательность, внимание, логическое мышление, речь детей.

У детей формируется экологическая культура.

У детей продолжает развиваться умение ориентироваться в пространстве, и двигаться, не наталкиваясь друг на друга.

У детей актуализированы полученные знания.

Удетей формируется навык самоконтроля, саморегуляции, самооценки

Задачи с учётом особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

Собрать внимание детей. Смотивировать их на совместную деятельность. Поддерживать радостное, благодатное, доброе настроение. Актуализировать полученные знания; формировать у детей навык самоконтроля, саморегуляции, самооценки.

Развивающие: продолжать знакомство с различными природными явлениями.

Развивать внимательность. Развивать наблюдательность, логическое мышление, речь детей.

Развивать умение ориентироваться в пространстве, и двигаться, не наталкиваясь друг на друга.

Образовательные:

закреплять умение отличать погоду, связывая ее с состоянием неба. Закреплять свойства снега.Формировать экологическую культуру. Оживить в памяти детей целостный образ неба, явлений на небе;

Матвей- закреплять названия и внешний вид облаков.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

возрастная адекватность дошкольного образования.

Принципы воспитания и обучения:

Принципы воспитания:

- формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом,

- создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма,

- воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:

- принцип систематичности и последовательности,

Методы воспитания: беседа, поощрение, создание ситуации успеха

Методы обучения: беседа, игра, демонстрация, показ, объяснение, стимулирование занимательным содержанием

Наглядный материал: карточки с изображением неба ( ясное, хмурое, черное, звездное, солнечное, облачное)

Учебно-методический комплект:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

Ход прогулки

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивационно-целевой этап

Собрать внимание детей.

Смотивировать их на совместную деятельность.

Стимулирование занимательным содержанием

Воспитатель мотивирует детей на предстоящую деятельность, использует художественное слово.

- Ребята, сегодня на прогулке я хочу вам рассказать об одном явлении природы. А вот о каком явлении, вы попробуйте отгадать.

Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый -
Кружевной и синий-синий! (Небо)

- Правильно, ребята. Это небо.

Дети слушают воспитателя, отгадывают загадку

Внимание детей собрано.

Дети смотивированы на совместную деятельность.

1.2 Основной этап

Продолжать знакомство с различными природными явлениями; закреплять умение отличать погоду, связывая ее с состоянием неба. Развивать внимательность. Поддерживать радостное, благодатное, доброе настроение

Воспитатель рассказывает о почках

Ребята , каждый день мы выходим на улицу и смотрим на небо. Поднимая голову вверх, мы узнаем, пасмурно сегодня или ясно, облачно или дождливо. Как вы думаете, что же такое небо? (ответы детей).

Ребята, н ебо – это огромное пространство над землей. Иногда выражаются – голубой купол неба. Небо – это все пространство, которое мы видим над головой. Скажите ребята, а каким бывает небо? (ответы детей).

Днем оно светлое, голубое или синее. В ясные дни на небе сияет солнце. Ночью небо темнеет, становится черным, украшенным звездами и месяцем. И днем и ночью по небу плывут облака, но иногда небо бывает чистым, ясным, безоблачным. Облака - это скопление крошечных капелек воды или малюсеньких льдинок (в холодное время года, водяной пар, сгустившийся в атмосфере). Водяной пар всегда есть в воздухе. ( По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, обязательно показывает наглядный материал – какое бывает небо: ясное, хмурое, черное, звездное, солнечное, облачное)

Посмотрите на небо. Что вы можете сказать о нем? (Оно голубое, серое, чистое)

- Скажите если небо голубое-голубое, то день какой? (Ясный, солнечный)

- А если небо серое, то день какой? (Пасмурный, печальный)

- В какой день вам захочется гулять долго? Почему?

- Послушайте стих и скажите о чем оно.

Что такое? В чем же дело?

Небо вдруг заголубело,

И умчались злые стужи…

На дворе – капель да лужи…

Кто же в этом виноват?

Ну, конечно, месяц март.

- Так о чем же этот стих? (О весне)

- О каком месяце весны говорится в стихотворении? (О марте)

- Какие весенние месяцы вы знаете?

- Да, ребята, сейчас заканчивается месяц март. Скоро будет апрель, а затем май. И наше небо с каждым днем будет все голубее и голубее, солнце будет греть сильнее.

- Какие признаки весны вы увидели?

- Что происходит со снегом весной?

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. Слушают стихотворение

Дети продолжают знакомиться с различными природными явлениями; У детей закрепляется умение отличать погоду, связывая ее с состоянием неба. Развивается внимательность. Поддерживается радостное, благодатное, доброе настроение

2. Исследовательская деятельность

Закреплять свойства снега.

Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, речь детей.

- Ребята, вот уже на дворе весна, солнышко ярко светит.

- Что происходит со снегом? (Дети отвечают).

- Во что снег превращается? (Дети отвечают).

- Правильно, снег превращается в воду.

- Снег одинаково тает или нет? (Дети отвечают).

- Правильно, не одинаково. В одних местах снег уже растаял, в других еще лежит, а где – то видны маленькие черные островки. Что это такое? (Дети отвечают, высказывают предположения).

- Правильно, это земля. А называются такие островки – проталинами. Почему так называется? Послушайте - проталины. (Воспитатель медленно произносит слово) . Похоже на слово таять, протаять, растаять. Ребята, я предлагаю вам найти проталины на нашем участке. Ребята, где появились проталины? (выслушать ответы детей) Проталины появились там, где светит солнце т.к. там теплее, чем в тени. Давайте ребята это проверим. я вам предлагаю положить немного снега на асфальт где светит солнце и на асфальт где тень и в конце прогулке посмотрим, что случится со снегом. И посмотрим, правда ли на солнце снег тает быстрее, чем в тени.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, дети выкладывают снег на асфальт, наблюдают что из этого получится.

У детей з акрепляются свойства снега.

Развиваются наблюдательность, внимание, логическое мышление, речь детей.

3 Трудовая деятельность.

Задача: Формировать экологическую культуру.

Заготовка талой воды для поливки комнатных растений.

Ребята, посмотрите у меня есть вот такое ведёрко. Я предлагаю в него нашими лопатками набрать снега. Когда мы занесём ведро в группу, как вы думаете, что случится со снегом? Правильно, а когда он растает мы польём наши цветы в группе этой водой.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, набирают снег.

У детей формируется экологическая культура

Развивать умение ориентироваться в пространстве, и двигаться, не наталкиваясь друг на друга.

Объяснение, художественное слово

Воспитатель объясняет правила и играет с детьми в игру.

-Ребята, а что у нас летает по небу? (птицы, насекомые, вертолёты, самолёты) Правильно.

-Тогда послушайте правила: Давайте, ребята представим, что вы лётчики.

И на землю не хотят

В небе весело несутся,

Но друг с другом не столкнуться.

Вдруг летит большая туча

Стало темно вокруг

(строятся в круг самолеты)

Молодцы, как быстро летали у нас самолеты.

Дети слушают правила и играют в игру

У детей продолжает развиваться умение ориентироваться в пространстве, и двигаться, не наталкиваясь друг на друга.

5.Подведение итогов.

Задачи: Актуализировать полученные знания; формировать у детей навык самоконтроля, саморегуляции, самооценки

Воспитатель беседует с детьми о полученных знаниях.

-Ребята, а вы сегодня узнали что то новое?

-Что вы наблюдали сегодня?

-В какую игру мы с вами играли?

-С какими трудностями вы столкнулись?

-Как их преодолели?

Дети слушают воспитателя, делают вывод по занятию.

У детей актуализированы полученные знания; у детей формируется навык самоконтроля, саморегуляции, самооценки

Цель: продолжать описывать увиденные явления природы, выделять в наблюдаемых объектах характерные признаки.

- формировать умение рассуждать; учить устанавливать причинно-следственную связь (дует ветер – облака плывут);

- развивать наблюдательность, творческое воображение;

- воспитывать интерес к неживой природе.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, трудовая.

Выйдя на улицу, дети становятся в круг.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

А может бегемот,

А может просто ватка

Над нами вдаль плывет. Ответы детей .

- Правильно, это облака. Ребята, полюбуйтесь на облака, они хорошо заметны весной. В это время года облака ярко-белого цвета, крупные, с четкими очертаниями. А теперь посмотрите внимательно на облака и скажите на что они похожи? Ответы детей .

Цель: развивать наблюдательность, воображение.

Ход игры: для этой игры нужно заранее подготовить картонки с видами облаков с прорезями посередине. Дети смотрят на облака через отверстие в картонке.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам раздам ловушку облаков. Видите, здесь есть окошко, в которое помещается ваше облако. Ну, что, начнем.

Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на небо, что делают облака? Ответы детей.

- А как же они плывут? Ответы детей.

- От чего это зависит? Ответы детей.

- Правильно. Если ветер сильный, то облака плывут быстро, но а если ветер не сильный, то облака плывут медленно.

Воспитатель: Ребята, смотрите, что у меня в руках? Это облако!

Цель: учить детей выполнять действия в соответствии с сигналом.

Воспитатель: Молодцы! Облачку очень понравилось с вами играть.

- Ребята, а что такое облако?

Дети изображают капли воды. Вода жидкая – дети крепко держатся за руки. Двигаются ручейком. Вода испаряется – дети отпускают руки, бегают врассыпную.

Воспитатель: Эта вода поможет нам узнать, откуда берутся облака. Мы наливаем горячую воду в банку, а сверху на неё поставим железную чашечку, наполненную льдом. Что вы видите, что происходит с водой? (образуется пар). Пар поднимается вверх банки или опускаются вниз? (поднимаются вверх). Что вы видите на стенках банки? (капли воды). Смотрите внимательно, воздух с капельками воды внутри банки поднимается вверх, охлаждается о чашечку со льдом. Наверху капелькам становиться холоднее, они жмутся друг к другу, образуя облачко. А на небе облака, встречаясь, друг с другом увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, облако и туча – это одно и тоже? Я вам сейчас прочитаю, а вы потом скажите, что такое облако и туча, чем они отличаются.

Почему бывают тучи?

И бывают облака?

Потому что тучи – круче,

Облака летят, пушинки,

Тучи грозные висят,

Там, ведь мокрые дождинки

Нас водой облить хотят.

Если взять и выжать тучи

И немного подсушить,

Облака, тогда получим,

И не будет дождик лить.

- Понравилось стихотворение? (Да)

- Про что это стихотворение? (Про облако, про тучу)

- И чем же они отличаются? (Облака мягкие, пушистые, белые, тучи густые, грозные, дождевые).

Цель: учить детей выполнять действия в соответствии с сигналом; развивать наблюдательность и внимание.

Цель: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

- Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

Цель: приучать работать в коллективе, оказывать помощь взрослым; прививать любовь к труду.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, много мусора у нас на участке? Ответы детей.

- Конечно, это наш дворник. Давайте мы ему поможем, очистим наш участок от мусора, а он при встрече скажет нам спасибо.

Цель: развивать умение в прыжках на двух ногах (с одного обруча на другого).

Рисование на асфальте

Цель: развивать фантазию с помощью изобразительных средств.

По окончании прогулки, дети рисуют мелками на асфальте облака в виде разнообразных фигур. Каждый ребёнок объясняет, что за фигурка его облако.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня узнали много нового и интересного. В завершении нашей прогулки хочу вам предложить нарисовать облака, которые вы сегодня поймали.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие; физическое развитие

Формы образовательной деятельности: совместная деятельность взрослого и ребёнка

Цель : пополнение знаний о явлениях неживой природы

Образовательные : закреплять знания о небе и явлениях неживой природы

Развивающие: развивать чувство красоты по отношению к неживой природе

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе
Предварительная работа: чтение художественной литературы

Материал и оборудование: цветные мелки, мяч

Содержание ООД: подготовительная часть, основная часть, заключительная часть

Предложить детям понаблюдать за облаками, рассказать, что облака состоят из капелек воды. Облака бывают слоистые , перистые и кучевые. Перистые и слоистые появляются в хорошую погоду, кучевые – перед дождем. Предложить каждому ребёнку

выбрать наиболее понравившееся облако и проследить, куда оно плывет, быстро двигается или медленно. Пусть каждый ребенок даст своему облаку имя.

Я сегодня видел сам:

Слон гулял по небесам!

Не в тропических лесах,

А у нас, над нашей сушей

Слон слонялся в небесах.

В синеве он важно плыл

Даже солнце заслонил. (Владимир Лифшиц)

Художественное слово

Искупались в речке.

Ой! Промокли все бока,

Плыли, плыли облака,

Прицепились на крючок:

— Доставай нас, рыбачок!

Плыл по небу пароход,

Превращаясь в самолет,

А потом в медведя

На маленьком мопеде.

Через несколько минут

Это был уже салют.

Таял в небе он пока

Я смотрела на облака.

Всё пространство захватили,

Дождевой водой залили.

Ярко молния сверкает,

Гром раскатистый пугает.

Бродят в поле в беспорядке

То овечки, то лошадки.

От порывов ветерка

Вид меняют… (Облака)

Ходят по небу барашки

Целый день за солнцем бродят.

Под лучами хороводят.

Тучные свои бока

Греют нежась… (Облака)


Без крыльев летят,

Без паруса плывут… (Облака)

Цели. Продолжать учить подпрыгивать на двух ногах, сгибая ноги в коленях; совершенствовать навыки перепрыгивания.

Труд. Сбор веточек на участке.

Цель. Приучать соблюдать порядок на участке детского сада.

Самостоятельная деятельность детей: игры детей с выносными игрушками

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Конспект НОД на прогулке в средней группе.

Наблюдение за облаками.

Педагогическая цель: Формировать у детей умение видеть красоту неба, вызвать желание фантазировать, глядя на небо, развивать творческое воображение, развивать познавательные интересы, устойчивое внимание, наблюдательность.

Целевые ориентиры образования: проявлять интерес к природным объектам, инициативность в беседе, отвечать на вопросы воспитателя, внимательно слушать взрослого, Эмоционально откликаться на красоту окружающего мира. Активно принимать участие в играх, развивать трудолюбие в работе на участке.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, трудовая, познавательная, коммуникативная.

Выносной материал: детские ведерки, совки, грабельки, атрибуты для игр.

Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:

Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое, (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок, (покачивают руками над головой)

Здравствуй маленький цветок, (присели)

Здравствуй утро, здравствуй день (встали)Нам здороваться не лень.

Ход наблюдения:

Воспитатель: Послушайте, ребята, загадку и отгадайте, о чё м я с вами хочу сегодня поговорить:

Белоснежные бока? Проплывают (облака)

Воспитатель: Правильно молодцы – это облака! И сегодня мы будем наблюдать за облаками.

Давайте посмотрим на небо и пофантазируем на что похожи облака?

Дети: на лошадку, собачку, замок, рыбку и т. д.

-А где находятся облака?

Воспитатель: посмотрите, как движутся облака?

Дети: плывут медленно, а иногда быстро- быстро.

Воспитатель: от чего зависит движение облаков?

Дети: если тихая погода, то облака движутся медленно, а если ветреная, то они плывут быстро.

Воспитатель: это ветер гонит облака.

Воспитатель: какое сегодня небо?

Дети: голубое, а облака белые.

Воспитатель: облака бывают белыми, а бывают прозрачными, если ветер соберет облака в темные тучи, то пойдет дождь.

Послушайте приметы про облака :

1. Облака плывут высоко- к хорошей погоде, низко- к ненастью.

2. В матре облака плывут быстро и высоко- к хорошей погоде.

3. Утром небо без облаков- к ясному весеннему дню.

4. Синие облака на небе- к теплу и дождю.

Непоседы-облака

«Жур-жур-жур, — журчит река, —

Мимо, мимо, мимо, мимо

Проплывают облака.

А они: «Когда? Когда?

Гонит ветер нас лихой.

Беседа по вопросам:

- Какие бывают облака?

-Какого цвета небо весной?

- На что похожи облака?

-Солнечный или пасмурный сегодня день?

Уборка сухих веточек, камешков, сбор песка вокруг песочницы (для труда дать ведерки, совки, грабельки)

• Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

Подвижная игра "Ветерок и облака"

По сигналу "Ветер!" дети - "облака" - бегают по площадке в разных направлениях("облака летят по небу"). По сигналу "Нет ветра!" - останавливаются и занимают какую-либо позу, а воспитатель выбирает наиболее интересные фигуры и говорит, на что похоже "то или иное облако " (на дерево, птицу и т. д.).

Правила: 1) бегать, не наталкиваясь, уступать дорогу друг другу;

2) действовать по сигналу

По небу плыли облака,

А я на них смотрела.

И два похожих облачка

Найти я захотела.

Вот облачко веселое

- Зачем ты щуришь глазки так?

Какая ты смешная!

Я тоже рассмеялась с ним:

- Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку

Махала вслед рукой.

А вот другое облачко

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унес.

И стало грустно-грустно так,

А вовсе не смешно.

Наблюдение за облаками в старшей группе в зимний период Наблюдение за облаками в старшей группе в зимний период Воспитатель: Разуваева Наталья Олеговна Сальникова Надежда Николаевна Цель: Формировать.

Ход прогулки

Наблюдение

В облачный день спросить у детей, что они видят на небе. Заметить, что облака движутся, иногда они плывут медленно, иногда быстро. Какие они? Если на небе есть облака, они закрывают собой солнце, тогда на улице уже не так жарко.

С детьми можно вспомнить, что облака бывают перистые и кучевые. Определить, какие облака на небе в день прогулки.

Художественное слово

Видишь: облако летит;

Слышишь: с нами говорит:

«В ясном небе я лечу,

Подрасти скорей хочу.

Стану тучей, а потом

Всех порадую дождем.

Буду грядки поливать,

Буду травку умывать,

Буду в синие озера

Что вы мчитесь без оглядки?

Загадки

Глаз нет, а плачет. (Туча)

Белые лошадки на синем поле. (Облака на небе)

Дидактическая игра

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

Есть у любого два кулачка. Показывают кулачки.

Хлопнул один по другому слегка. Одним кулачком стукнуть по другому.

Ну а ладошки не отстают, Хлопают в ладоши.

Следом за ними весело бьют.

Кулачки быстрее бьют,

До чего стараются.

А ладошки тут как тут,

Так и рассыпаются.

Кулачки давай сердиться,

Громко хлопать стали,

Тоже не отстали.

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А. Сбор крупного мусора на участке.

Б. Спрыгивание с крыльца на двух ногах.

Подвижная игра

Читайте также: