План конспект занятия с ребенком с ротацизмом
Обновлено: 06.07.2024
Занятие разработано с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей ребенка.
Цель занятия - развитие экспрессивной стороны речи. В ходе занятия решались коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные задачи.
Оценить 271 0
ПЛАН-КОНСПЕКТ
индивидуального занятия по развитию речи
с ребенком с системным недоразвитием речи первого уровня
Порядок проведения занятия
Оборудование
I . Организационный момент.
Логопед: Посмотри, кто к нам пришел? Это собака – Жучка. Поздоровайся с Жучкой.
Логопед: Жучка нам что-то принесла!
Мягкая игрушка Собака - Жучка
II . Развитие плавного длительного выдоха
Логопед: Давай посмотрим. Это солнышко! Спасибо Жучка. Повтори
Логопед: Солнышко закрыли тучки. Оно не может светит. Помоги солнышку, сдуй тучки.
Ребенок: Сдувает по очереди три тучки
Логопед: Молодец, солнышко снова светит и улыбается. Покажи, как солнышко улыбается.
Логопед: Жучка нам еще что-то принесла. Смотри, кто это.
Мультимедийная презентация с сюжетными картинками - анимациями:
Логопед: Как мишка громко поет?
Логопед: Как мишка тихо поет?
Тоже с картинками:
Сюжетные динамические картинки:
Логопед: А теперь давай походим по волшебной дорожке. Разверни её.
Ребенок: разворачивает дорожку
V . Пополнение и активизация словаря (односложные слова с закрытым слогом)
Логопед: Жучка нам принесла мешочек. В нем что-то лежит. Достань.
Ребенок: Достает и выкладывает на столе картинки
Волшебный мешочек и набор картинок: дом, сыр, лук, мяч, сок, мед
Логопед: Называет картинки. Затем предлагает: покажи где: дом, сыр, лук, мяч, сок, мед.
VI .Формирование фразы с прямым дополнением
Логопед: Я хочу мяч. Дай мне мяч.
Набор картинок: дом, сыр, лук, мяч, сок, мед
Логопед: Теперь ты попроси у меня мяч.
Ребенок: Я хочу мяч. Дай мне мяч.
Так обговаривается каждая картинка
VII . Физминутка
Логопед: Мы играем на гармошке. Громко хлопаем в ладошки. Головой слегка качая, кверху руки поднимаем. Наши ножки тот, топ. Наши ручки хлоп, хлоп. Вниз ладошки опускаем, отдыхаем, отдыхаем.
Ребенок: выполняет упражнение
VIII . Закрепление умения договаривать предложение и отвечать на вопросы
Логопед: Давай расскажем Жучке сказку. Посмотри какая сказка спрятались в крупе:
Ребенок: Достает из миски с крупой предметы и выкладывает их на столе.
Логопед: Кто это?
Ребенок: дед, баба и т.д. и т.п.
Логопед: Все достал? Какая это сказка?
Логопед: Ну что, начнем? Посадил дед…что?
Логопед: Выросла репка Какая.
Ребенок: большая пребольшая (показывает)
Логопед: Стал дед тянуть . Что?
Логопед: Тянет- потянет – тянет потянет (совместный показ), а вытянуть ….
Ребенок: Не может
Логопед: Позвал тогда дед кого? (показ)
И тд. по тексту до конца сказки
Логопед: Кто посадил репку?
Логопед: Кто помогал деду тянуть репку? (показ)
Ребенок: Баба, Маша, собака, кошка, мышка
Логопед: Молодец!
IX . Заключительная часть
Логопед: Кто к нам сегодня приходил в гости?
Логопед: Что нам жучка принесла? (показ)
Ребенок: отвечает, логопед помогает (солнышко, мишку, паровозик, самолет, мешочек)
Логопед: тебе понравились Жучкины задания?
Логопед: Какую сказку мы рассказали Жучке?
Логопед: Жучка! Тебе понравилась наша сказка?
Жучка: Очень понравилась. Спасибо.
X . Поощрение
Логопед: Ты хорошо сегодня позанимался и Жучка дарит тебе картинки. Дома обязательно расскажи эту сказку маме.
Логопед: А теперь мы пойдем с тобой в группу. Скажи всем до свидания.
Существует две разновидности дефекта фонем р и р’ : ротацизм (искажение) и пароротацизм (замена).
Фонема р может быть лишена собственной присущей ей артикуляции и заявлять о себе в речи путем удлинения смежного гласного . Часто фонема р выступает в виде горлового дрожащего звука .
Первый тип подобной артикуляции — это велярного р (velum — мягкое нёбо), при котором корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого нёба и образует с ним щель. Проходя через эту щель, выдыхаемый воздух вызывает мелкую, беспорядочную вибрацию мягкого нёба, в результате чего возникает шум, который, примешиваясь к тону голоса, сообщает фонеме р специфическое дефектное звучание.
Второй тип — увулярное р (uvula — язычок), при котором вибрирует только язычок. При этом вибрация носит гармонический характер и слышится отчетливый рокот.
Вместо р порой встречается носовой звукG ,как английское или немецкое ng, например, в словах long, long, образуемый путем смыкания корневой части языка с мягким нёбом при свободном проходе воздуха из глотки в нос.
Нередко встречается боковоер , при котором вместо вибрации переднего края языка взрывается смычка между его боковым краем и коренными зубами с переходом к артикуляции, присущей мягкой фонеме л . Получается звук, напоминающий сочетание рл .
Наконец, следует упомянуть о редком виде ротацизма, при котором резкое искажение звука обусловлено тем, что струя выдыхаемого воздуха проходит через щель, образуемую между боковым краем языка и верхними коренными зубами, приводя в колебание щеку. Это так называемое щечное р.
В некоторых случаях приходится сталкиваться с так называемым одноударным р , при котором передний край языка лишь один раз прикасается к альвеолам, вибрация отсутствует и слышится звук, напоминающий английское (альвеолярное) d .
В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охватывает как твердую фонему р , так и мягкую р’. Нередко, однако, при дефектном р отмечается нормальное р’. Иногда бывает и обратное, когда искажается р’ , а р остается нормальным.
Предрасполагающими к ротацизму анатомическими аномалиями могут служить короткая подъязычная связка , узкое и высокое нёбо , чрезмерно узкий или массивный, недостаточно пластичный язык .
Коррекция горлового произношения звука р
производитсяв несколько этапов.
К числу наиболее простых упражнений, подходящих для самостоятельной ежедневной речевой гимнастики, можно отнести следующие:
4.Сидя перед зеркалом, тянуть кончик языка к альвеолам.
Следующий этап – это этап постановки звука р.
6 способ постановки звука [Р] : Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым (чисто вымытым, с коротко остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук . (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.)
8 способ постановки звука [Р] : Постановка от звука [З]. Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуляции и не могут быть друг для друга опорными. Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р].
10 способ постановки звука [Р] : 1.В особо стойких случаях, когда классических приемов постановки [Р] недостаточно, использую следующие упражнения — слоги, которые надо произносить быстро и ритмично: дыдыдыдыдыды….адыдыадыды….тыдытыдытыды. дыдадыдадыда…адыдаадыда…тыдытыдытыды…. дыдодыдодыдо…адыдоадыдо…
2.Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повторения на одном выдохе звука д , артикулируемого особым образом — при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а несколько глубже, с деснами верхних резцов или даже с альвеолами, как при произнесении английской фонемы d . Упражнение может состоять сначала из двух-, трехкратного равномерного повторения звука (дд, дд, дд. ддд, ддд, ддд. ), затем из таких же серий, но с усилением последнего звука, а также и из многократного повторения звука как равномерного (дддддд. ), так и с ритмическим выделением, каждого третьего звука серии. Возможно также использование в качестве исходного звука т (тд, тд; тдд, тдд). Работать должен только язык, при спокойном положении нижней челюсти.В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука д , завершается гласными а или ы .
3.Полезным для выработки вибрации является произнесение д вместо фонемы р в словах с сочетаниями тр или др в начале ( тдава, тдамвай, тдусики, тдуба, ддова, ддозд, ддуг и т. п.)
4.Самостоятельной вибрации языка способствует сочетание альвеолярных т или д сфрикативным р (др. _____, др _______ ; дддр_____ , дддр ___; тр _____, тр_____ ; тттр______ , тттр_____ ).
11 способ постановки звука [Р] : Игры-упражнения для вызывания звука [р]. Упражнения очень просты и хорошо подходят для тренировки подъема языка к альвеолам, а заодно тренируется и мелкая моторика.
Произнеси твердо звуки [т-д].Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай,как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее. Дождик капнул на ладошку -т-д,т-д… (правой рукой изобрази падающие капельки дождя) На цветок —т-д,т-д…(левой рукой изобрази цветок) И на дорожку т-д,т-д….( из левой руки сделай дорожку) Застучал по крыше он- -т-д,т-д…. И раздался частый звон— т-д,т-д,т-д…(дождик пошел сильнее). Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть. Т-Д произносим утрированно (подчеркнуто). Исключаем работу челюсти.
Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню поем только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ,ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка. При закреплении звука [р] поем песенку на слог РА.
15 способ постановки звука [Р] : Постановка [Р] от звука [Ж]. Если ребенок правильно произносит верхние ш и ж ,то получить фрикативное р нетрудно. Достаточно предложить ему произнести протяжно фонему ж при несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка немного вперед, к деснам верхних резцов.Добившись цели, следует закреплять фрикативное р на материале слогов, слов, а затем и фраз, не дожидаясь усвоения вибрации.
Следующий способ: ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный [Р]. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.
17 способ постановки звука [Р] : Постановка [Р] при недостаточной воздушной струе. Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка.В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в полу лежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда.
Когда будет получен правильный звук р , его очень осторожно вводят в слова. Привыкнув к горловому произношению, ребенок не всегда может проконтролировать свою артикуляцию. Поэтому длительное время необходимы самоконтроль и контроль со стороны взрослого.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА РЬ
Мягкий звук Р’ отличается от твердого тем, что при его артикуляции средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу, кончик языка находится несколько ниже,чем при произнесении р, задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед.
1 .От слога ззи-зи-зи перейти на выдохе к ри; зе-зе-зе – к ре,зё-зё-зё–рё; ззя-зя-зя–ря; зю-зю-зю–рю. Говорить, сильно выдыхая воздух.Проверить перед зеркалом положение языка: передний край языка не у альвеол, а у шеек верхних резцов.Если вместо [р’] получается твердый звук [р], то сделать шире улыбку, перемещая язык вперёд,к верхним резцам.
2 . После автоматизации р, используя прием подражания, добиваются правильного произнесения рь. При необходимости можно потренироваться от верхнегозь, зь, зь, произнесенного многократно и затем на длительность. Длительный раскатистый р последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения рь в слогах, вводят слова и т. д.
3 .Заводим моторчики от звука де-де-де……
1 машина ррррррр-ри-ри-ри-ри-ри….
2 машина рррррр-ря-ря-ря-ря-ря……
3 машина рррррр-ре-ре-ре-ре-ре……
4 машина рррррр-рю-рю-рю-рю……
5 машина ррррррр-рё-рё-рё-рё…..
5. Предложить ребёнку потрещать подольше р-р-р-р, продвигая кончик языка поближе к верхним зубам и напрягая уголки губ.
Проговаривание слогов и слов: ри-ря-ре-рё-рю. Ринг, риск, рисунок, ритм, рифма, ребус, редька, рейд, реки, репа, рябчик, рябь, ряса, рябина, ряд, рёва, рюкзак, рюмка,рюш.
Звук [р] выступает в виде горлового дрожащего звука.
Второй тип — увулярное р (от греч.uvula — язычок), при котором вибрирует только язычок. При этом слышится отчетливый рокот.
Цель: Добиваться правильного произношения звука [р]. Тренировать умение правильного уклада речевого аппарата при произнесении этого звука.
- познакомить ребенка с правильным укладом произношения звука [р] ;
- развивать фонематические процессы
- тренировать выделять звук на фоне слова;
- развивать умение удерживать правильную позицию при произнесении звука.
1. Организационный момент.(30сек)
Заходим в кабинет, занимаем место у стены.
2. Выполняем фонематическую ритмику(2 мин) для звуков [И] и [У] (если необходимо, то поются дополнительно звуки [ы] и [э])
3.Артикуляционная гимнастика (4 мин 30 сек):
3. Дыхательная гимнастика (3 мин):
4.Объяснение правильной артикуляции речевого аппарата (1 мин).
Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно- теплая прерывистая струя. Аудиально- наличие рокочущего звука.
6. Постановка звука.(1 мин ) .
Упражнений направлен на выработку вибрации языка. Если ребенок правильно произносит верхние ш иж, получаем фрикативный р . Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между передним краем языка и деснами. Должен быть ясно слышен не только голос, но и шум воздуха, проходящего через щель. Без вибрации.
Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повторения на одном выдохе звука д, артикулируемого особым образом — при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а' несколько глубже — с деснами верхних резцов или даже с альвеолами.
Упражнение может состоять вначале из двухи трехкратного равномерного повторения звука д (дд, дд, дд. ддд, ддд, ддд. ), затем из тех же повторений, но с усилением последнего звука(дД, дД, дД, ддД, ддД, ддД. ) и далее из многократного повторения звукад как равномерного(ддддддд. ), так и с ритмическим выделением, допустим, каждого третьего звука серии(ддД, ддД, ддД, ддД). Работать должен только язык при неподвижном положении нижней челюсти.
В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука д завершается произношением гласного а илиы (дда, дда, дда. дды, дды, дды. ддда, ддда, ддды. ддды. )
7.Физминутка «Я-водитель). (2 мин).(таже , что и в первом случае)
«садиться за стол, берет машинку(среднюю). Упираясь на неё руками . вдохнув вздуха побольше на выдохе катит по столу ее вперед на неё опираясь, в конце открывает рот и говорит звуки [А] (или [Ы], или [Э]).
8.. Игра "Угадай звук"(1 мин 30 сек) -развитие слухового внимания.
9.Рефлексия (1 мин)
Чем мы сегодня занимались на уроке?
С какими звуком работали? Что тебе было сложно? А что получилось легко?
Д\з артикуляционная, фонем. ритмика, дыхательные гимнастик игры повторять дома.
Конспект индивидуального логопедического занятия для дошкольника с заключением ФФНР. Дислалия. (ротоцизм)
Тема. Постановка звука [Р].
Составила Четверикова В. Е
Описание дефекта: параротоцизм.
Звук [р] выступает в виде горлового дрожащего звука.
Второй тип — увулярное р (от греч.uvula — язычок), при котором вибрирует только язычок. При этом слышится отчетливый рокот.
Цель: Добиваться правильного произношения звука [р]. Тренировать умение правильного уклада речевого аппарата при произнесении этого звука.
познакомить ребенка с правильным укладом произношения звука [р] ;
развивать фонематические процессы
тренировать выделять звук на фоне слова;
развивать умение удерживать правильную позицию при произнесении звука.
1. Организационный момент.(30сек)
Заходим в кабинет, занимаем место у стены.
2. Выполняем фонематическую ритмику(2 мин) для звуков [И] и [У] (если необходимо, то поются дополнительно звуки [ы] и [э])
3.Артикуляционная гимнастика (4 мин 30 сек):
3. Дыхательная гимнастика (3 мин):
4.Объяснение правильной артикуляции речевого аппарата (1 мин).
Зубы раскрыты на ширину одного пальца твоей руки;
Под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать. Как флажок на ветру;
Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно- теплая прерывистая струя. Аудиально- наличие рокочущего звука.
6. Постановка звука.(1 мин ) .
Упражнений направлен на выработку вибрации языка. Если ребенок правильно произносит верхние ш иж, получаем фрикативный р . Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между передним краем языка и деснами. Должен быть ясно слышен не только голос, но и шум воздуха, проходящего через щель. Без вибрации.
Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повторения на одном выдохе звука д, артикулируемого особым образом — при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а' несколько глубже — с деснами верхних резцов или даже с альвеолами.
Упражнение может состоять вначале из двухи трехкратного равномерного повторения звука д (дд, дд, дд. ддд, ддд, ддд. ), затем из тех же повторений, но с усилением последнего звука(дД, дД, дД, ддД, ддД, ддД. ) и далее из многократного повторения звукад как равномерного(ддддддд. ), так и с ритмическим выделением, допустим, каждого третьего звука серии(ддД, ддД, ддД, ддД). Работать должен только язык при неподвижном положении нижней челюсти.
В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука д завершается произношением гласного а илиы (дда, дда, дда. дды, дды, дды. ддда, ддда, ддды. ддды. )
7.Физминутка «Я-водитель). (2 мин).(таже , что и в первом случае)
«садиться за стол, берет машинку(среднюю). Упираясь на неё руками . вдохнув вздуха побольше на выдохе катит по столу ее вперед на неё опираясь, в конце открывает рот и говорит звуки [А] (или [Ы], или [Э]).
8.. Игра "Угадай звук"(1 мин 30 сек) -развитие слухового внимания.
9.Рефлексия (1 мин)
Чем мы сегодня занимались на уроке?
С какими звуком работали? Что тебе было сложно? А что получилось легко?
Д\з артикуляционная, фонем. ритмика, дыхательные гимнастик игры повторять дома.
Цель занятия: развитие устойчивого зрительного контакта, развитие понимания обращенной речи, формирование самостоятельной фразовой речи ребенка.
образовательные: учить ребенка понимать простые фразы и выполнять инструкции, составлять предложения из двух слов (предмет и действие) по сюжетным картинкам, развивать умение самостоятельно использовать отработанные слова и фразы в экспрессивной речи.
коррекционные : развивать пространственно - временные представления, совершенствовать восприятие и навыки счета.
воспитательные: активизировать интерес к занятию, воспитывать самостоятельность при выполнении задания, активность при ответах на вопросы.
Ход занятия:
Здравствуй, как твои дела?
Как зовут твою маму?
Сегодня мы будем играть, смотреть картинки и петь песенки.
Рассматривание сюжетных картинок.
Составление простых фраз по образцу, по вопросам и самостоятельно.
1. Посмотри на картинки. Скажи, кто это.
2. Покажи, где мишка спит. мишка идет. и т.д.
Что делает? (картинки закрывает магнитами)
4. Посчитай магниты. Сколько всего? Дай красный. Какой это цвет?
Дай желтый. Какой это цвет?
Киска, киска, киска, брысь! (с движениями рук) – 2-3 раза.
Давай споем песенку про киску. Как она мяукает?
Это киса, мяу – мяу.
Возле печки, мяу – мяу.
Видит норку, мяу – мяу.
Ловит мышку, мяу – мяу.
Это киса, мяу – мяу.
Возле вазы, мяу – мяу.
Видит норку мышку, мяу – мяу.
Ловит мышку, мяу – мяу.
Это киса, мяу – мяу.
Возле шкафа, мяу – мяу.
Видит норку, мяу – мяу.
Ловит мышку, мяу – мяу.
Это киса, мяу – мяу.
Возле стула, мяу – мяу.
Видит норку, мяу – мяу.
Ловит мышку, мяу – мяу.
(рассматривание сюжетных картинок, показ киски и мышки, отработка звукоподражаний).
А теперь мы дружно встали,
Быстро руки вверх подняли,
Руки в стороны, в кулачок,
Разожмём и на бочок.
Руки вверх, в кулачёк,
Разожмём и на бочок.
Руки вперёд, в кулачок,
Разожмём и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разожмём и на бочок.
Повернулись вправо, влево(2 раза),
Тихо сели - и за дело.
- Бери картинку. Кто это? Что делает? Положи на место. (ребенок составляет предложение по картинке и находит ее место на карточке).
Читайте также: