Синяя борода конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

В 1440 году в Нанте, столице герцогства Бретонского, шел процесс над Жилем де Ре, которого мы знаем под именем Синяя Борода. Он был одним из самых известных людей XV века, богатейшим человеком Бретани, бароном и маршалом Франции, принимал участие в Столетней войне. Обвиняли его в занятиях алхимией и колдовством, в том, что он заключил договор с дьяволом, и в многочисленных убийствах мальчиков.

Ордалия могла выглядеть как очистительная клятва в том, что он невиновен, принесенная на Библии. Если по каким-то причинам обвиняемый не мог принести такую клятву, он мог предложить так называемую одностороннюю ордалию, которая проводилась при помощи каленого железа (человек держал в руке раскаленный брусок железа), холодной воды (человек должен был выпить определенное количество холодной воды и не захлебнуться), так называемого плаванья (человека бросали в воду и смотрели, утонет он или нет) и так далее. Кроме того, существовала двусторонняя ордалия, когда обвиняемый вызывал своего обвинителя на судебный поединок либо они оба выдвигали своих представителей.


Причин, по которым начали происходить изменения в судебной сфере, несколько: это рост населения, в результате которого возникала необходимость в мощных судебных органах, изменение позиции правителя, низкая раскрываемость преступлений при обвинительной процедуре. Кроме того, к XII веку в Западной Европе образовалось огромное количество еретических сект, с членами которых бороться с помощью обвинительной процедуры было невозможно. Наконец, в XI–XII веках в Западной Европе активно стали вспоминать о римском праве, из которого в результате и была заимствована новая процедура.

Она называлась инквизиционной. Теперь судья мог возбуждать дело, основываясь на собственных подозрениях, и, таким образом, становился главным оппонентом обвиняемого: он мог провести допрос и применить пытку.


Этот переход от обвинительной к инквизиционной процедуре в современной истории права называют инквизиционной революцией.

Конечно, далеко не все считали, что новая процедура хороша: для многих высшим судией все равно оставался Христос. Именно такую позицию занимал Жиль де Ре, предложивший провести ордалию каленым железом. Но для его судей новая процедура была уже нормой. Этот казус демонстрирует, насколько живучими были старые правовые нормы, несмотря на то что уже была официально введена новая процедура.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

№ 1. Какими богатствами владел Синяя Борода?

- У Синей бороды было «множество всякого добра: прекрасные дома в городе и за городом, золотая и серебряная посуда, шитые кресла и позолоченные кареты.

№ 2. Почему мужчина получил такое прозвище – Синяя Борода?

- Мужчина получил прозвище Синяя Борода, потому что его борода была синего цвета.

№ 3. Почему соседские дочери не хотели выходить замуж за Синюю Бороду?

№ 4. Что сделал Синяя Борода, чтобы понравиться хотя бы одной из соседских дочерей?

- Чтобы понравиться хотя бы одной из соседских дочерей, Синяя Борода пригласил их в гости в свой загородный дом, где они развлекались целую неделю. В конце концов, младшая сестра решила выйти замуж за Синюю Бороду.

№ 5. Какой запрет жене наложил Синяя Борода перед своим отъездом?

- Перед своим отъездом Синяя Борода передал своей молодой жене ключи от всех комнат, а одну комнату – каморку в самом конце главной галереи – запретил открывать, иначе жена потом не избежит гнева своего мужа.

№ 6. Что увидела девушка в запретной комнате?

- В запретной комнате девушка увидела нескольких убитых женщин – бывших жен Синей Бороды.

№ 7. Как Синяя Борода догадался, что его молодая супруга открывала тайную каморку?

- Синяя Борода понял, что его молодая супруга открывала каморку, потому, что в запретной комнате девушка с испугу обронила ключ. Он запачкался в крови и никак не отчищался, как она его ни терла. Так Синяя Борода и понял, что жена нарушила его запрет.

№ 8. Как Синяя Борода решил наказать свою супругу за нарушение запрета?

- За нарушение запрета Синяя Борода решил убить жену и спрятать ее тело в каморке среди других трупов.

№ 9. Кто спас молодую жену Синей Бороды?

- Молодую жену Синей Бороды спасли два ее родных брата: они успели прискакать в замок и прокололи Синюю бороду своими шпагами.

№ 10. Как вдова Синей Бороды распорядилась полученным после мужа наследством?

1. Какими богатствами владел Синяя Борода? 2. Почему мужчина получил такое прозвище – Синяя Борода? 3. Почему соседские дочери не хотели выходить замуж за Синюю Бороду? 4. Что сделал Синяя Борода, чтобы понравиться хотя бы одной из соседских дочерей? 5. Какой запрет жене наложил Синяя Борода перед своим отъездом? 6. Что увидела девушка в запретной комнате? 7. Как Синяя Борода догадался, что его молодая супруга открывала тайную каморку? 8. Как Синяя Борода решил наказать свою супругу за нарушение запрета? 9. Кто спас молодую жену Синей Бороды? 10. Как вдова Синей Бороды распорядилась полученным после мужа наследством?

Цели: познакомить детей с творчеством Ш. Перро; закрепить понятие о народных и литературных сказках; учить различать положительных и отрицательных героев сказки, работать с сюжетом сказки, выделять особенности сказки; развивать умения анализировать произведение, определять главную мысль, переводить зрительную информацию в словесную, память, внимание, воображение; воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к ближнему; совершенствовать связную речь, навыки беглого выразительного чтения; обогащать словарный запас обучающихся; учить ориентироваться в тексте.

Планируемые результаты: предметные: прогнозирование урока, достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— размышление о нравственных ценностях (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок зарубежных писателей, оперирование понятиями: литературная сказка, авторская сказка (предисловие, зачин, особая структура сказки, характеристика героев сказки), текст повествовательного характера (определение главной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка подробного и выборочного пересказа, создание собственного текста по аналогии с прочитанными произведениями),

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте скороговорку жужжащим способом, научитесь читать ее быстро.

Котя, котенька, коток,

Котя — крохотный клубок,

III. Работа по теме урока

— В каких сказках встречается персонаж кот?

(Дети перечисляют сказки.)

(Знакомство с автором.)

— Какие произведения этого автора вы читали?

— Рассмотрите иллюстрации на с. 21. О чем они рассказывают?

— Современные ли города изображены на них?

— Кому поставлен памятник?

— Прежде чем мы войдем в волшебный мир сказок, поговорим об авторе книг, представленных на выставке.

(Дети рассказывают о Ш. Перро.)

— Прочитайте материал на с. 20 учебника.

— Что нового вы узнали?

Не правда ль, есть особая приятность

В бесспорность превращать невероятность?

С такими строчками стихотворного посвящения вышло в 1697 г. первое издание сказок Перро. Правда, не обошлось без загадок: автором книги значился Пьер д'Арманкур, так звали одиннадцатилетнего сына Шарля Перро. Ведь считалось, что заниматься столь несерьезным делом, как сочинение сказок, недостойно не только государственного человека, но и просто человека. Однако истина восторжествовала. В третьем издании авторство было возвращено досточтимому Шарлю Перро, а его сказки стали гордостью французской литературы, своеобразной энциклопедией жизни былых времен и памятником национальной культуры.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа

— Рассмотрите иллюстрации к сказкам на с. 22 — 23.

— Соотнесите иллюстрации и текст.

— Как называются эти сказки?

— Кто их главные герои?

— Какие необыкновенные предметы действуют в сказках?

— В каждой сказке определите основной смысл, ту мудрость, которую хотел передать вам автор.

— Составьте небольшие тексты о каждой сказке, не пересказывая сюжеты.

2. Викторина по сказкам Ш. Перро

— А сейчас проверим, хорошая ли у вас память и достаточно ли вы внимательны во время чтения.

— Сколько фей преподнесли принцессе свои дары? (7.)

— Принцесса уколола руку иголкой, веретеном, спицей? (Веретеном.)

— Первые слова, которые произнесла принцесса, увидев принца. (Это вы, принц?)

— В корзинке у Красной Шапочки были галеты и бутылка лимонада, или пирожок и горшочек масла, или пирожок и горшочек сметаны? (Пирожок и горшочек масла.)

— Что Волк кричит Красной Шапочке, когда она хочет открыть дверь? (Дерни за веревочку, дверь и откроется.)

— Герой сначала хотел съесть Кота, выбросить или продать? (Продать.)

— Кот назвал своего хозяина маркизом де Карабасом, маркизом де Карабосом или маркизом де Бакарасом? (Маркизом де Карабасом.)

— В какого зверя превратился людоед сначала? (Вольва.)

— Догадайтесь, о ком идет речь, ответьте на вопросы.

VI. Рефлексия

- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

- За что похвалили бы себя?

- Что особенно хорошо получилось?

VII. Подведение итогов урока

- Ребята, каких героев любит Шарль Перро? (Добрых, красивых, трудолюбивых. Еще умных и ловких.)

Домашнее задание

Читать сказки Шарля Перро.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

- Прочитайте самостоятельно и отгадайте загадку.

По следам от крошек

Не выбраться из леса.

Но малыш не унывает,

Братьев снова он спасает!

Ростом с палец лишь всего.

Как же все зовут его? (Мальчик-с-пальчик.)

- Попробуйте выучить за 1 мин. (Читают наизусть несколько человек.)

- Понравилась вам загадка?

- О ком это стихотворение?

III. Работа по теме урока

- Что вы узнали о Мальчике-с-пальчике и его братьях? Как они жили?

- Когда и почему случилась с мальчиком беда?

- Сравните, как вели себя братья, оказавшись в лесу?

— Что помогло мальчикам вернуться домой?

— Какие качества проявил Мальчик-с-пальчик? (Смелость, находчивость, сообразительность, хитрость.)

— Почему испытанный способ спасения не помог?

— Как Мальчик-с-пальчик во второй раз вышел из трудного положения?

— Какие качества помогли ему не растеряться и спасти себя и братьев?

— Какой конец у сказки?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Перечислите героев сказки.

— Разделите их на группы: положительные, отрицательные. (Работа в группе.)

— Распределитесь по группам и подготовьте характеристику одного из героев.

VI. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VII. Подведение итогов урока

— Кому вы больше всего сочувствовали?

— За кого переживали? Почему?

— Хорошо ли поступил главный герой с Людоедом и его дочерьми? (Мальчик-с-пальчик очень хотел спасти своих братьев и вернуться с ними домой. У него не было другого выхода, иначе Людоед съел бы их всех.)

— А как бы вы поступили на его месте? Какой совет могли бы дать герою?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение сказки.

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте скороговорку жужжащим способом, научитесь читать ее быстро.

Кот молоко лакал, а Потап в молоко булку макал.

Кота Потап по лапке хлопал, и от Потапа кот утопал.

III. Работа по теме урока

- На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы?

- Вы прочитали название сказки. Знакома ли она вам?

- Как вы думаете, о чем эта сказка?

(Прогнозирование содержания сказки. Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися.)

- Какое впечатление произвела на вас эта сказка? Какие чувства вы испытали при чтении?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

- К какому виду сказок можно отнести ее? (К волшебной.)

- Вспомните признаки волшебной сказки. Убедитесь, есть ли они в зарубежной сказке. (Есть признаки сказки: зачин (начало) сказки, концовка, троекратный повтор, волшебные герои и события, добро побеждает зло, есть мудрость.) (Работа с пословицами.)

- Прочитайте пословицы и поговорки. Подберите подходящий к ним по смыслу отрывок из сказки.

• Глупо просто горевать — надо выхода искать.

• Знай, кому добро творишь и кого за что даришь.

• Каков дар, таков и поклон.

• Видит око далеко, ум — еще дальше.

• И сила перед разумом поклоняется.

• Мудрец отличен от глупца тем, что мыслит до конца.

VI. Рефлексия

- Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VII. Подведение итогов урока

- Понравилась вам сказка? Чем?

- Чему учит нас эта сказка?

Домашнее задание

Ход урока 4

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Речевая разминка

Как бы мне хотелось жить в волшебном доме,

Где хранятся сказки, как стихи в альбоме,

Где старушки-стены сплетничают ночью

Обо всем, что в сказках видели воочию,

Где огонь в камине создает уют

И на книжной полке чудеса живут,

Где в старинном кресле, чуть скрипя пером,

Сочиняет сказки друг мой — Шарль Перро.

IV. Работа по теме урока

— Понравилось вам стихотворение?

— Как вы поняли его смысл?

(Несколько человек пересказывают сказку.)

— Попробуйте описать спящую принцессу.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Как вы понимаете значение слов достоинство и добродетель!

Достоинство — совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

Добродетель — положительное нравственное качество, высокая нравственность.

— Найдите в сказке строки, которые пояснят их значение.

— Какими добродетелями наградили маленькую принцессу добрые феи?

— Обсудите с друзьями, почему злая фея наказала принцессу- Была ли принцесса виновата?

— Проследите, как обида злой феи превратилась в зло: обида — досада — угроза — мщение — зло. Что победило: зло или добро? Как вы это объясните?

- Что увидел принц в старом замке? Попробуйте разыграть с друзьями сценки.

• Спящий замок, где в разных позах застыли герои сказки. Кто там был? Изобразите их.

• Спящий замок ожил и зашумел.

- Что предсказала старая фея принцессе? (Смерть от веретена.)

- Что сделала фея, чтобы через 100 лет принцесса не чувствовала себя одинокой? (Фея усыпила всех во дворце, кроме короля и королевы.)

- Сколько лет было принцессе, когда она уснула? (16.)

- Кто проснулся сразу после принцессы? (Собачка Пуфф.)

- Почему замок казался неприступным? (Вокруг вырос густой лес.)

- Какой указ издал король для своих подданных? (Запретить под страхом смертной казни прясть и хранить в доме веретена и прялки.)

Интересно, что добрая фея, которая прикасалась ко всему, что окружало девушку, чтобы тоже подвергнуть в сон, не прикоснулась к королю и королеве. Фея хотела, чтобы в момент пробуждения принцесса увидела рядом знакомые лица и не гак испугалась. Волшебница знала, что девушку ждет уже совсем другая жизнь в будущем, и потому не отправила к ней ее родителей.

Одежда и манеры поведения героев сказки полностью соответствуют времени, в котором жил Шарль Перро. Даже принц, пробудивший Спящую красавицу, замечает, что она одета старомодно, но, как истинный джентльмен, не подает вида.

VII. Рефлексия

- Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VIII. Подведение итогов урока

Над какой сказкой работали на уроке? Чему учит нас эта сказка?

Домашнее задание

Читать сказки Г.-Х. Андерсена. Подготовить выставку книг этого автора к уроку.

Цель: создать условия для осознанного восприятия содержания текста учащимися.

- учить детей умению анализировать, составлять характеристики героев;

- воспитывать толерантное отношение к внешности других людей,

- расширить свой кругозор, узнав о том, какое представление о красоте есть у разных народов.

Предметные знания, предметные действия: владеть умениями находить ответы на вопросы в тексте; определять авторскую точку зрения.

Регулятивные: соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; давать оценку результатам своей работы.

Познавательные: сравнивать, осуществлять анализ, самостоятельно делать выводы, отвечать на вопросы, находить необходимую информацию в тексте.

Коммуникативные: умение работать в группе; умение договариваться, находить общее решение; уважать мнение собеседника; участвовать в диалоге на уроке.

Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Мотивация и психологический настрой

-Эпиграфом к нашему уроку я взяла следующие слова:

Красивым быть - не значит им родиться.

Ведь красоте мы можем научиться.

Когда красив душою человек-

Какая внешность может с ней сравниться?

- Кто догадался, почему эти слова будут началом урока?

- Предлагаю литературную разминку.

Устно ответь на вопросы:
1. Назовите имя писателя произведения "Синяя звезда"?
2. Как звали первого короля нового государства?
3. Как назвали свою страну жители? Почему?
4.Чему научил король эрнотерранов?
5. На кого была похожа принцесса Эрна?
6. Что было уничтожено в королевстве после её рождения?
7. Сколько лет было принцессе, когда она узнала о своём уродстве?

- Какая цель урока?

- Давайте спланируем нашу работу. Какие учебные действия необходимо совершить, чтобы прийти к цели?

- План готов, приступаем к работе.

- Работа по тексту произведения 1 части.
- Где находится эта страна?
- Чем занимались эрнотерраны?
- Какие законы установил Эрн Великий?
- Как зажила страна под мудрой властью короля?
- Какие были люди в этой стране?

ВЫВОД: В Эрнотерре не было ни войн, ни преступлений. Люди - трудолюбивые, добрые, мирные.
Расскажите о семье Эрна 23.

- Найдите во 2 части его описание, зачитайте.

- Составьте портрет принцессы Эрны.

Найдите описание Эрны в сказке.
- Духовные качества Эрны: в 3 годика. (зачитайте из текста)
ВЫВОД: Душевных качеств в ней больше, чем внешней красоты.

Переходим к 3и 4 частям.

- Зачитайте, куда отправилась Эрна?

- Что нашла в ларце?

-Какой семейный секрет узнала от кормилицы?

-Почему родители скрывали?

Прочитай начало 4 части.

-Что произошло дальше?

-Кем оказался путник?

- Какое предсказание Нострадамуса сбылось?

-Как Шарль называл Эрну?

- Какую тайну открыл Шарль?

- Чем похожи герои - Эрн, Эрна, Шарль?

Что вы можете сказать о внешности и качествах наших героев?

- Какая красота самая важная?

- Какую связь можно установить между характером героев и их делами?

- Как появляется эта красота внутри человека?

выбрать нужные слова и заполнить таблицы: воспитанность, доброта, нежность, оптимистичность, щедрость, простота, любовь к своему народу, терпение, скромность, внимание к окружающим, любовь, радость, мудрость.

Читайте также: