Конспект урока пришвин остров спасения 5 класс

Обновлено: 04.07.2024

Урок №1. Эпитет как изобразительно-выразительное средство языка. 5-6 классы.
Урок №2. Метафора, олицетворение, сравнение как изобразительно-выразительные средства языка. 5-6 классы.

ВложениеРазмер
ukhvanova_g.v.doc 51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ухванова Галина Валериевна;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сценарии уроков на материале произведений М.М. Пришвина. 5-6 классы

Тема: Эпитет как изобразительно-выразительное средство языка

(на материале произведений М.М. Пришвина)

2) развивающая: активизировать умение обучающихся работать с художественным текстом, сформировать умение находить эпитеты в тексте;

1. Знакомство с новым материалом

В замечательных произведениях М.М. Пришвина много разнообразных изобразительно-выразительных средств. Изобразительно-выразительные средства – это то, с помощью чего наша речь становится выразительной, эмоциональной. Одно из таких средств – эпитет.

Эпитет – это художественное определение, которое подчёркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Читая сказки, вы уже встречали одну из разновидностей этого изобразительно-выразительного средства – постоянные эпитеты: добрый молодец, красна девица, синее море, чистое поле и другие.

В произведениях М.М. Пришвина встречается множество разнообразных эпитетов. Например: золотой луг, лисичкин хлеб, молодой дуб.

В лесу тепло. Зеленеет трава: такая яркая среди серых кустов! Какие тропинки! Какая задумчивость, тишина!

Кукушка начала первого мая и теперь осмелела. Бормочет тетерев и на вечерней заре.

Звёзды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках. В темноте белеют берёзки. Растут сморчки. Осины выбросили червяки свои серые.

Весенний ручей запоздал, не успел совсем сбежать и теперь струится по зелёной траве, и в ручей капает сок из поломанной ветки берёзы

Учитель. Итак, какие же эпитеты вы нашли в этом тексте?

Ученик. Трава яркая , серых кустов, вечерняя заря, прозрачные облака, серые червячки, весенний ручей

Учитель. Почти все эти эпитеты можно отнести к цветовым, а такие, как вечерняя заря и весенний ручей можно объединить по временному признаку.

Ученики записывают эпитеты в тетрадь.

Учитель. Приведите свои примеры эпитетов.

Ученик. Золотая осень, хмурый день, радостное солнце и другие.

2. Работа у доски. Один ученик записывает предложения на доске, все остальные выполняют задание в своих тетрадях.

Задание: записать предложения, подчеркнуть главные и второстепенные члены, найти эпитеты

Ученик. Эпитет есть в словосочетании молодые грачи.

Ученик. Горячих лучей в данном предложении является эпитетом.

Учитель. Сейчас я прочитаю предложения, а вы должны внимательно их прослушать и выписать в тетрадь эпитеты.

Учитель. Какое яркое определение вы нашли в первом предложении?

Ученик. Блестящие (листья).

Учитель. Во втором?

Ученик. Весенний (хлам).

Учитель. В третьем?

Ученик. Яркое (солнце), проливной (дождь).

3. Творческая работа

Учитель. Прослушайте миниатюру М.М. Пришвина и подумайте, какое название ей можно дать

Как рожь на полях, так в лугах тоже зацвели все злаки, и когда злачинку покачивало насекомое, она окутывалась пыльцой, как золотым облаком.

Все травы цветут, и даже подорожник. Какая трава подорожник, – а тоже весь в белых бусинках. Раковые шейки, медуницы, всякие колосочки, пуговки, шишечки на тонких стебельках приветствуют нас.

Сколько их прошло, пока мы столько лет жили, и не узнать: кажется, всё те же шейки, колосочки, старые друзья.

Учитель. Каковы ваши варианты заглавия?

Учитель. А попробуйте дать такое название, в котором был бы эпитет.

Учитель. С каким понятием вы познакомились на сегодняшнем уроке?

Ученик. Эпитет – это яркое, красочное, образное определение.

Учитель. Для чего нужны эпитеты в нашей речи?

Ученик. Они нужны для того, чтобы делать нашу речь более яркой, эмоциональной, выразительной.

Учитель. Именно так. Не случайно для изучения этого тропа мы выбрали произведения Михаила Михайловича Пришвина. Его миниатюры, посвящённые родной природе, показывают необходимость использования в речи эпитетов, которые красочно описывают всё, что происходит в природе.

5. Домашнее задание.

Тема: Метафора, олицетворение и сравнение как изобразительно-выразительные средства языка

(на материале произведений М.М. Пришвина)

2) развивающая: сформировать умение находить в тексте изобразительно-выразительные средства;

3) воспитательная: воспитывать любовь к родной природе, уважение к мастерам слова

1. Повторение изученного

Учитель. На прошлом уроке мы начали знакомство с изобразительно-выразительными средствами языка. Что мы о них узнали?

Ученик. Изобразительно-выразительные средства делают нашу речь богаче, ярче, выразительнее. Они помогают заменять повседневные слова более красочными, давать собственную оценку увиденному.

Учитель. Произведения какого писателя помогли нам в изучении эпитетов?

Ученик. В изучении эпитетов нам помогли произведения М.М. Пришвина.

Учитель. Какова основная тема произведений Пришвина?

Ученик. Основная тема произведений М.М. Пришвина – человек и природа. Он очень любил природу и поэтому не мыслил своей жизни без неё.

2. Изучение нового материала

Учитель. Сегодня мы продолжим изучение изобразительно-выразительных средств языка и поговорим о метафоре, олицетворении и сравнении. В качестве материала мы опять обратимся к произведениям Михаила Михайловича Пришвина.

. Ветер тёплый, и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками…

Учитель. Что в этом описании вам показалось необычным?

Ученик. Необычно то, что деревья разговаривают.

Учитель. Верно. И такой изобразительный приём называется олицетворением.

Олицетворение – это наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, речью. Какие же олицетворения вам встретились в тексте?

Ученик. Начинают шептаться деревья; берёза с берёзкой перекликаются; осинка вышла и зовёт, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку.

Учащиеся записывают примеры олицетворения в свои тетради.

Учитель. На доске записано предложение. Вам необходимо вставить пропущенные буквы и найти в нём олицетворение. (Один ученик работает у доски, все остальные записывают предложение в тетради.)

Ученик. В этом предложении олицетворением являются ветер перебирает, листики болтают, ветки кивают.

Учитель. В произведениях М.М. Пришвина встречается и большое количество метафор. Метафора – это слово или оборот речи, употреблённые в переносном значении на основе какого-либо сходства. Например: стена ёлок, стадо пузырей, небо кругом горело.

В основу метафоры может быть положено сходство самых различных признаков предметов. Например, сходство предметов по цвету: и ещё бывает осенью, когда берёзки , перед тем как скрыться, прощаются своим золотом ; сходство формы: Каждый прошлогодний стебелёк стоит в снежном стаканчике ; сходство внешнего вида: По утрам множество грачей разгуливает на тонких своих ножках в густых широких штанишках и другие.

Найдите в предложении метафору.

Ведь чем тише сам, тем больше замечаешь и ценишь движение жизни .

Учитель. На основе какого сходства она построена?

Ученик. На основе сходства действия.

Учитель. Запишите предложение, подчеркните метафору, найдите слова, одинаковые по морфемному составу. (К доске выходит один ученик и выполняет задание.)

Ученик. Промёрзли и подсохли – слова, одинаковые по морфемному составу: приставка, корень, суффикс, окончание.

Учитель. Сравнение, как олицетворение и метафора, относится к изобразительно-выразительным средствам языка, потому что не только изображает, но и пробуждает в нас чувства к изображённому. Сравнение – это сопоставление одного явления с другим. Сравнение легко обнаруживается в предложении. В роли сравнения писатель часто употребляет слова с переносным значением.

Запишите предложение и подчеркните, что с чем сравнивается.

Мысли мои старые все разбежались, как лёд на реке, – есть сок в берёзе.

Ученик. Мысли разбежались, как лёд.

Учитель. Прослушайте предложение и найдите сравнение.

Гуляя сегодня с Зиночкой по лесу, мы набрели на старый пень, весь покрытый, как швейцарский сыр, дырочками.

Ученик. Старый пень, покрытый, как швейцарский сыр, дырочками.

Самостоятельная работа. Учащиеся получают карточки с заданием: найти в предложениях изобразительно-выразительные средства языка.

1. Ель, как дама в концертном платье до самой земли, а вокруг молоденькие ёлочки-голоножки. 2. Вечер зацвёл на закате голубыми снегами, розовым лесом, а небо кругом горело. 3. Вчера был солнечный день. 4. Видел, как в лесу сосны спорили с ветром

1. Все летние птички пели, и всё пахло. 2. Тонет нога в земле, как в снегу, – есть сок в берёзе. 3. Знакомый поток вошёл в лес и заговорил. 4. Сучья шатром ложились на землю под тяжестью хвои.

  1. Сравнение и эпитет
  2. Метафора и эпитеты
  3. Эпитет
  4. Олицетворение
  1. Эпитет
  2. Сравнение
  3. Олицетворение
  4. Сравнение и метафора

5. Домашнее задание

Выписать из художественных текстов М.М. Пришвина по 2 примера каждого изобразительного средства.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


урок по произведению М.М.Пришвина "Кладовая солнца"


Урок-путешествие по произведению М.М. Пришвина "Кладовая солнца"

Урок литературы в 6 классе "Трудный путь человека к правде".

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют, какие трудности пришлось испытать героям.

Урок-мастерская по произведению М.М.Пришвина "Кладовая солнца"

Разработка урока-мастерской по произведению М.М.Пришвина "Кладовая солнца".




Цель: научить раскрывать характеры героев через их поступки, излагать свою точку зрения, убедительно её доказывать, формировать умение читать, комментировать, анализировать и.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

СКО, Тайыншинский р-он

Учитель начальных классов

Бочковская Вера Романовна

План урока по литературному чтению

Ожидаемые результаты:

предметные: должны уметь воспринимать на слух художественное произведение; пересказывать текст подробно; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков;

личностные: создать условия для проявления нравственного облика учащихся (доброты, чуткости, внимания);

системно-деятельностные: формирование операции переноса ранее полученных знаний на новые объекты (новые литературные произведения).

Тип урока: урок формирования навыков и умений.

Материальное обеспечение: портрет писателя, карточки с заданиями.

«В повестях, рассказах и географических очерках

1) Организационный момент.

Сегодня мы с вами будем работать на уроке в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.

2) Мотивация.

- Ребята, посмотрите вокруг, что нас окружает?

- Нас окружают дома, деревья, птицы, собаки бегают, небо, снег, люди.

- Да, все это составные части природы.

- Что такое природа, что ее составляет?

А как вы думаете, взаимосвязаны ли эти части природы, или они существуют раздельно?

- Ребята, какие произведения вы читали, где идет взаимосвязь человека и природы?

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом уже известного нам автора М. Пришвина.

-Итак, попробуйте прочитать название произведения, которое мы будем читать.

- Давайте определим тему урока.
(Тема сегодняшнего урока – Взаимосвязь человека и природы в рассказах М.М.Пришвина.

Какую цель мы должны поставить перед собой?

- Ребята обратите внимание на доску. Что здесь записано?

- Это эпиграф урока. (Чтение с выражением.)
- Как вы понимаете эти слова?

- Найдите ключевые слова.

- В конце урока мы определим правильно ли выбран эпиграф ?

3) Актуализация опорных знаний.

1)Давайте вспомним, что мы знаем о М. Пришвине?

ЗАДАНИЕ №1 ( работа по карточкам)

- Кто такой Пришвин?__________________________________ (писатель)

- Что он писал? ____________________________ (рассказы, повести)

- О чем писал? ______________________(о детях, природе и Родине)

- Что больше всего любил Пришвин?___________________путешествовать

-Какие произведения Пришвина ты знаешь?____

2) Что такое остров? Как вы понимаете название рассказа? Сейчас мы узнаем, что это за остров и кто там спасался.

4) Работа с произведением.

1.Чтение рассказа (Прием «Чтение с остановками)

Первичное закрепление

Кто спасался на этом острове?

2.Работа в группах. ЗАДАНИЕ №2

1) Найти художественные средства в тексте? (Уменьшительно-ласкательные суффиксы (заюшки, горностаюшки, хвостик)

2. Развивать память и внимание детей; умение анализировать и оценивать поступки героев; развивать речь учащихся.

3. Воспитывать бережное и внимательное отношение к окружающему миру.

«В повестях, рассказах и географических очерках

Пришвина все объединено человеком.

1) Организационный момент.

- Ребята, посмотрите вокруг, что нас окружает?

- Нас окружают дома, деревья, птицы, собаки бегают, небо, снег, люди.

- Да, все это составные части природы.

- Что такое природа, что ее составляет?

- Почему любовь к человеку порождает любовь к природе?

- Ребята, какие произведения вы читали, где идет взаимосвязь человека и природы?

- Итак, попробуйте определить тему урока.

(Тема сегодняшнего урока - Взаимосвязь человека и природы в рассказах М.М.Пришвина.

- Запишите тему и эпиграф урока. Какую цель мы должны поставить перед собой?

- Для чего мы будем анализировать?.

- Ребята обратите внимание на доску. Что здесь записано?

- Это эпиграф урока. (Чтение с выражением.)

- Как вы понимаете эти слова?

- Найдите ключевые слова.

4) Работа с произведением.

1. Определение темы;

3. Характеристика героя;

5. сделать иллюстраций, рисунков;

Найдите художественные средства в тексте?

Автор использует в этом рассказе уменьшительно-ласкательные суффиксы (заюшки, горностаюшки, хвостик) метафору ушки - остров спасения для насекомых.

Вывод: Стремление познать природу. Природа преподносит все новое, интересное и дает урок - ушки - это остров спасения для маленьких животных, то есть насекомых. Нужно помогать друг другу в беде.

- Итак, давайте подведем итог урока и обратимся к эпиграфу урока.

- Все люди, звери, растения - это цепи одной цепи, все вместе - это единство. Но чтобы было единство, человек должен быть думающим, внимательным, любящим, с открытой душой.

7) Домашнее задание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 3-4

Познакомить с историей возникновения бумаги, с развитием бумажного производства в разных странах мира;

Развивать логически стройную речь, память;

Воспитывать доброту, уважительное отношение друг к другу, к окружающим; познавательный интерес, любознательность;

Тип урока: урок –путешествие

Оборудование:карта, проектор, книги, тетради, карточки

Ход урока

1. Орг. момент

Здравствуйте,
Слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
-Здравствуйте!
Скажем мы новому дню!
-Здравствуйте скажем мы нашим гостям!
Здоровья желаем всем и всему!

3. Опрос дом.задания.

Посмотрите теперь на доску, перед вами карта. Она нам и поможет узнать историю бумаги…. И начнём мы наше путешествие со страны под названием Египет! (слайд№1)

Ребята, появление бумаги обусловлено появлением письменности,людям нужно было на чём-то писать. Конечно люди и писали на чём придётся, это были камни, дощечки и прочие материалы, но они были неудобны!Поэтому первым материалом на котором можно было писать был папирус, около 3,5 тыс.лет назад его начали изготавливать в Египте. Папирус делали из стеблей тростника,причём использовали только сердцевину этого растения. И требовалось большое количество воды…( слайд №2)кстате, напомните мне 3 класс, а с какими животными мы познакомились на прошлом уроке,которые тоже очень любят,когда их окружает вода, в большом количестве? (Морские львы)

(дети называют название произведения, автора, дом.задание. На проекторе слайд №3 План пересказа)

- Даша, а ведь ты тоже читала на прошлом уроке произведение, связанное с водой, напомни мне его? (Называет произведение, дом.работу)

3 класс работает устно.

4 класс самостоятельно, по карточке.

Работа по карточке (4 класс)

Задание: восстанови последовательность событий.

Низкое солнце ослепительно било в глаза.Море под ним во всю ширину горело, как магний.Степь обрывалась сразу.

Ботинки стесняли мальчика. Подметки скользили. Ноги бежали сами с собой. Их невозможно было остановить.

Он полого, почти незаметно сходил в воду.

Петя первым делом стал присматриваться к следам. У него был опытный, проницательный глаз искателя приключений.

Петя решил на прощанье наскоро выкупаться.

Сперва переплыв прибрежную глубину, Петя добрался до первой мели.Он взошёл на неё и стал прогуливаться по колено в воде, разглядывая сквозь прозрачную толщу отчётливую чешую песчаного дна.

Среди корней, рогами расставив страшные клешни, проворно пробирался боком большой старый краб.

Гораздо интереснее казались морские коньки.Как раз небольшая их стайка появилась среди водорослей.

Петя вынырнул на поверхность, чтобы набрать побольше воздуха и поскорее начать охоту. Но вдруг он увидел отца.

Голос отца вернул Петю к горькому чувству разлуки, с которым он встал сегодня.

Петя быстро надел костюм прямо на мокрое тело- что,надо признаться, было очень приятно- и стал взбираться наверх.

Пересказ по плану ( 3 класс)

2.Первый урок Лео.

3. Успех тренировки. (слайд №4)

4. Вводная беседа.

Смотрим на карту: следующая страна, которая внесла огромный вклад в развитие бумажной индустрии Китай! 105 год нашей эры принято считать временем появления бумаги похожей по внешнему признаку на современную бумагу. Делали её из крапивы, шелковицы и наконец, древесины. Именно в Китае появились первые бумажные деньги!(Слайд №5)

3 класс А зачем деньги нужны? (Чтобы расплачиваться за работу с людьми)

- А где вы хотели бы работать? (ПеречисляЮТ)

- а как вы думаете, люди каких профессий занимаются над изготовлением бумаги?

(В производстве целлюлозы трудятся рабочие следующих спе­циальностей:
кислотчики, варщики целлюлозы, промывщики.
В производстве бумаги: клеевары, краскосоставители, рольщи­ки, машинисты
БДМ, прессовщики, сушильщики, накатчики, резчики, каланд­ровщики, упаковщики)

Мы сейчас прочитаем про мальчика, который себе тоже выбирал профессию. И что из этого вышло …

Посмотрите на портрет писателя, с произведением которого мы познакомимся. Самостоятельно изучите биографию.

(На партах биография писателя и портрет)

Александр Раскин 3 класс

- Даша, скажи, а что купить нельзя за деньги? (Любовь, здоровье, жизнь)Правильно.

Но прежде познакомьтесь с писателем.

-3 класс –где родился писатель?

- какие произведения написал? С какими мы уже знакомы?

4 класс аналогичная работа.

5. Физминутка.Зрительная гимнастика.

Смотрим на карту… следующая страна Испания. Бумагу стали изготавливать в Европе. Здесь же, в Испании, появились первые бумажные мельницы. А что такое мельница? (Изобретение, для измельчения, переработки) Как вы поняли, работа изготовления бумаги немного упростилась…У людей появилось больше времени для отдыха…. Я вам предлагаю тоже отдохнуть. (слайд №6)

6. Словарная работа

В тексте вам могут встретиться слова:

3 класс колотушка- приспособление из скреплённых дощечек, которым в старину во время обхода своего участка постукивали ночные сторожа. Отпугивали воров.

Юнга- Подросток на судне, обучающийся морскому делу и готовящийся стать моряком.
2. Младший матрос во флотах некоторых стран.

4 класс

Ошалелая- Потерявший способность соображать;

Гуси-гуменники- крупная птица буровато-серой окраски, напоминающий серого гуся.

7. Чтение произведения.

3 класс самостоятельно читает.

4 класс (Даша читает 1 часть произведения)

8. Анализ произведения.

Примерно прошло 100 лет и бумажное ремесло пришло во Францию. ( Посм. На карту. Слайд №7)

Именно во Франции появились первые машины по изготовлению бумаги, придумал которые француз Николя Луи Робер . (Слайд №8)

- какой это был человек, как вы думаете? ( очень умный, сообразительный)

Умел конструировать и анализировать…. мы тоже сейчас займёмся анализом произведений.

3 класс устно

- какой вопрос часто задавали папе?

- что отвечал папа? Почему он хотел быть сторожем?

-почему хотел стать продавцом мороженого?

-как относились к его выбору родители?

-кем ещё решил стать мальчик? Почему?

-сумел ли мальчик выбрать из этих перечисленных специальностей?

-а кем потом ещё хотел стать мальчик?

- в один прекрасный день, кем решил стать папа? Кто к нему обратился с вопросом?

-что спросил военный?

Смог ли мальчик сразу ответить на этот вопрос? Почему мальчику стало стыдно?

- что потом ответил мальчик своим родителям на вопрос кем хочешь быть?

- почему никто не смеялся?

- чему произведение учит? (неважно кем ты будешь по профессии, главное, чтобы был порядочным, добрым человеком)

- РЕБЯТА, ДАША ВОТ СЕЙЧАС БЫЛА В РОЛИ ПИСАТЕЛЬНИЦЫ, ДАВАЙТЕ МЫ ЕЁ ПОСЛУШАЕМ.

- А КАК БЫ ТЫ ПРОДОЛЖИЛА РАССКАЗ?

9. Итог урока. Выставление оценок. Дом. работа

Последняя страна на нашей карте, это Казахстан…

В 21 веке производство бумаги уже отработанная схема производства, достигшая совершенства. В Казахстане действуют фабрики по производству бумаги (в Алмате, Павлодаре, Астане…. И др.городах). Благодаря кому как вы думаете? (благодаря людям, которые любят свой труд, стараются для общего блага человечества).

Я хочу напоследок у вас спросить, а чему хотели научить нас писатели, с которыми мы сегодня познакомились?7

Трудолюбию, доброте, взаимопомощи….

Лист самооценки

Что меня удивило……………….

Что меня огорчило………………

Приложения 1

Александр Борисович Раскин

(1914-1971)

Умер в возрасте 56 лет в городе Москве, в 1971 году.

Михаи?л Миха?йлович При?швин

(1873—1954)

Русский советский писатель, прозаик, публицист. Родился 23 января в Липецкой области в фамильном имении Хрущёво-Лёвшино, которое в своё время было куплено дедом, преуспевавшим елецким купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным. В семье было пятеро детей (Александр, Николай, Сергей, Лидия и Михаил).

Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка.

Умер писатель 16 января 1954 года от рака желудка, похоронен на Введенском кладбище в Москве.

Приложение 2

Работа по карточке (4 класс)

Задание: восстанови последовательность событий.

Низкое солнце ослепительно било в глаза.Море под ним во всю ширину горело, как магний.Степь обрывалась сразу.

Ботинки стесняли мальчика. Подметки скользили. Ноги бежали сами с собой. Их невозможно было остановить.

Он полого, почти незаметно сходил в воду.

Сперва переплыв прибрежную глубину, Петя добрался до первой мели.Он взошёл на неё и стал прогуливаться по колено в воде, разглядывая сквозь прозрачную толщу отчётливую чешую песчаного дна.

Петя первым делом стал присматриваться к следам. У него был опытный, проницательный глаз искателя приключений.

Гораздо интереснее казались морские коньки.Как раз небольшая их стайка появилась среди водорослей.

Петя решил на прощанье наскоро выкупаться.

Петя вынырнул на поверхность, чтобы набрать побольше воздуха и поскорее начать охоту. Но вдруг он увидел отца.

Петя быстро надел костюм прямо на мокрое тело- что,надо признаться, было очень приятно- и стал взбираться наверх.

Среди корней, рогами расставив страшные клешни, проворно пробирался боком большой старый краб.

Голос отца вернул Петю к горькому чувству разлуки, с которым он встал сегодня.

Приложение 3

Кроссворд.

По горизонтали:

2..Дайте характеристику крысе, какая она?

3. Кто являлся сушей для букашек, паучков?

По вертикале:

1. На разливе какой реки виднелись островки?

3. С кем началась война у крысы не на жизнь, а на смерть?

Дата: 28.01.16г.

Урок: литературное чтение

Познакомить с историей возникновения бумаги, с развитием бумажного производства в разных странах мира;

Развивать логически стройную речь, память;

Воспитывать доброту, уважительное отношение друг к другу, к окружающим; познавательный интерес, любознательность;

Тип урока: урок –путешествие

Оборудование:карта, проектор, книги, тетради, карточки

1. Орг. момент

Здравствуйте,
Слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
-Здравствуйте!
Скажем мы новому дню!
-Здравствуйте скажем мы нашим гостям!
Здоровья желаем всем и всему!

3. Опрос дом.задания.

Посмотрите теперь на доску, перед вами карта. Она нам и поможет узнать историю бумаги…. И начнём мы наше путешествие со страны под названием Египет! (слайд№1)

Ребята, появление бумаги обусловлено появлением письменности,людям нужно было на чём-то писать. Конечно люди и писали на чём придётся, это были камни, дощечки и прочие материалы, но они были неудобны!Поэтому первым материалом на котором можно было писать был папирус, около 3,5 тыс.лет назад его начали изготавливать в Египте. Папирус делали из стеблей тростника,причём использовали только сердцевину этого растения. И требовалось большое количество воды…( слайд №2)кстате, напомните мне 3 класс, а с какими животными мы познакомились на прошлом уроке ,которые тоже очень любят ,когда их окружает вода, в большом количестве? (Морские львы)

(дети называют название произведения, автора, дом.задание. На проекторе слайд №3 План пересказа)

- Даша , а ведь ты тоже читала на прошлом уроке произведение , связанное с водой, напомни мне его? (Называет произведение , дом.работу)

3 класс работает устно.

4 класс самостоятельно , по карточке.

Работа по карточке (4 класс)

Задание: восстанови последовательность событий.

Низкое солнце ослепительно било в глаза.Море под ним во всю ширину горело , как магний.Степь обрывалась сразу.

Ботинки стесняли мальчика. Подметки скользили. Ноги бежали сами с собой. Их невозможно было остановить.

Он полого, почти незаметно сходил в воду.

Петя первым делом стал присматриваться к следам. У него был опытный, проницательный глаз искателя приключений.

Петя решил на прощанье наскоро выкупаться.

Сперва переплыв прибрежную глубину, Петя добрался до первой мели.Он взошёл на неё и стал прогуливаться по колено в воде, разглядывая сквозь прозрачную толщу отчётливую чешую песчаного дна.

Среди корней , рогами расставив страшные клешни, проворно пробирался боком большой старый краб.

Гораздо интереснее казались морские коньки .Как раз небольшая их стайка появилась среди водорослей.

Петя вынырнул на поверхность, чтобы набрать побольше воздуха и поскорее начать охоту. Но вдруг он увидел отца.

Голос отца вернул Петю к горькому чувству разлуки, с которым он встал сегодня.

Петя быстро надел костюм прямо на мокрое тело- что ,надо признаться, было очень приятно- и стал взбираться наверх.

Пересказ по плану ( 3 класс)

2.Первый урок Лео.

3. Успех тренировки. (слайд №4)

4. Вводная беседа.

Смотрим на карту: следующая страна , которая внесла огромный вклад в развитие бумажной индустрии Китай! 105 год нашей эры принято считать временем появления бумаги похожей по внешнему признаку на современную бумагу. Делали её из крапивы, шелковицы и наконец, древесины. Именно в Китае появились первые бумажные деньги. (Слайд №5)

3 класс А зачем деньги нужны? (Чтобы расплачиваться за работу с людьми)

- А где вы хотели бы работать? (ПеречисляЮТ)

- а как вы думаете , люди каких профессий занимаются над изготовлением бумаги?

(В производстве целлюлозы трудятся рабочие следующих спе­циальностей:
кислотчики, варщики целлюлозы, промывщики.
В производстве бумаги: клеевары, краскосоставители, рольщи­ки, машинисты
БДМ, прессовщики, сушильщики, накатчики, резчики, каланд­ровщики, упаковщики)

Мы сейчас прочитаем про мальчика, который себе тоже выбирал профессию. И что из этого вышло …

Посмотрите на портрет писателя , с произведением которого мы познакомимся. Самостоятельно изучите биографию.

(На партах биография писателя и портрет)

Александр Раскин 3 класс

- Даша, скажи , а что купить нельзя за деньги? (Любовь, здоровье, жизнь)Правильно.

Но прежде познакомьтесь с писателем.

-3 класс –где родился писатель?

- какие произведения написал? С какими мы уже знакомы?

4 класс аналогичная работа.

5. Физминутка.Зрительная гимнастика.

Смотрим на карту… следующая страна Испания. Бумагу стали изготавливать в Европе. Здесь же , в Испании, появились первые бумажные мельницы. А что такое мельница? (Изобретение , для измельчения, переработки) Как вы поняли, работа изготовления бумаги немного упростилась…У людей появилось больше времени для отдыха…. Я вам предлагаю тоже отдохнуть. (слайд №6)

6. Словарная работа

В тексте вам могут встретиться слова:

3 класс колотушка- приспособление из скреплённых дощечек, которым в старину во время обхода своего участка постукивали ночные сторожа. Отпугивали воров.

Юнга- Подросток на судне, обучающийся морскому делу и готовящийся стать моряком.
2. Младший матрос во флотах некоторых стран.

Ошалелая- Потерявший способность соображать;

Гуси-гуменники- крупная птица буровато-серой окраски, напоминающий серого гуся.

7. Чтение произведения.

3 класс самостоятельно читает.

4 класс (Даша читает 1 часть произведения)

8. Анализ произведения.

Примерно прошло 100 лет и бумажное ремесло пришло во Францию. ( Посм. На карту. Слайд №7)

Именно во Франции появились первые машины по изготовлению бумаги, придумал которые француз Николя Луи Робер . (Слайд №8)

- какой это был человек, как вы думаете? ( очень умный, сообразительный)

Умел конструировать и анализировать….. мы тоже сейчас займёмся анализом произведений.

3 класс устно

- какой вопрос часто задавали папе?

- что отвечал папа? Почему он хотел быть сторожем?

-почему хотел стать продавцом мороженого?

-как относились к его выбору родители?

-кем ещё решил стать мальчик? Почему?

-сумел ли мальчик выбрать из этих перечисленных специальностей?

-а кем потом ещё хотел стать мальчик?

- в один прекрасный день, кем решил стать папа? Кто к нему обратился с вопросом?

-что спросил военный?

Смог ли мальчик сразу ответить на этот вопрос? Почему мальчику стало стыдно?

- что потом ответил мальчик своим родителям на вопрос кем хочешь быть?

- почему никто не смеялся?

- чему произведение учит? (неважно кем ты будешь по профессии, главное, чтобы был порядочным, добрым человеком)

- РЕБЯТА, ДАША ВОТ СЕЙЧАС БЫЛА В РОЛИ ПИСАТЕЛЬНИЦЫ , ДАВАЙТЕ МЫ ЕЁ ПОСЛУШАЕМ.

- А КАК БЫ ТЫ ПРОДОЛЖИЛА РАССКАЗ?

9. Итог урока. Выставление оценок. Дом. работа

Последняя страна на нашей карте, это Казахстан…

В 21 веке производство бумаги уже отработанная схема производства, достигшая совершенства. В Казахстане действуют фабрики по производству бумаги (в Алмате, Павлодаре, Астане…. И др.городах). Благодаря кому как вы думаете? (благодаря людям, которые любят свой труд, стараются для общего блага человечества) .

Я хочу напоследок у вас спросить, а чему хотели научить нас писатели, с которыми мы сегодня познакомились. 7

Трудолюбию, доброте, взаимопомощи…..

Лист самооценки

Что меня удивило……………….

Что меня огорчило………………

Приложения 1

Александр Борисович Раскин


Умер в возрасте 56 лет в городе Москве, в 1971 году.

Михаи́л Миха́йлович При́швин

(1873—1954)


Русский советский писатель, прозаик, публицист. Родился 23 января в Липецкой области в фамильном имении Хрущёво-Лёвшино, которое в своё время было куплено дедом, преуспевавшим елецким купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным. В семье было пятеро детей (Александр, Николай, Сергей, Лидия и Михаил).

Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка.

Умер писатель 16 января 1954 года от рака желудка, похоронен на Введенском кладбище в Москве.

Читайте также: