Виды наказаний за нарушения в работе конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Тема урока: П равонарушение и ю ридическая ответствен ность.

1. Образовательная: с формировать и разъ яснить знания, дать представл ение и

понятие у чащимся о правонару шении и юридическ ой ответственност и

2. Развивательная: развивать развития м ышления, логики, у мения анализи ровать,

делать выводы, умения слу шать, оценивать, давать о тветы на во просы,

развитие у мения речи, форми рование спосо бности давать о ценку фактам

3. Воспитательная : воспитывать п равовую культу ру учащихся

Оборудовани е: карточки, схемы, та блицы, наглядн ости, рисунки

I. Организационн ый момент. Подг отовка учащихся к уроку.

7. Назовите условия г ражданско - правов ой ответственност и.

9. Какие гарантии преду смотрены законом в случае нарушен ия гражданских

Правонарушение – это виновное п ротивоправн ое общес твенно

Проступок – это правонарушение которое отл ичается малой степе нью

Преступление – это правонарушен ие, которое отличается вы сокой

Поведение чел овека регулиру ется социальными н ормами. Обществ о может

существовать норма льно, если абсолю тное большинство г раждан

соблюдает зако ны и выполняет их положения. Каж дому надо знать

правомерное поведение, к оторое выраж ается в следующих моментах:

• использование гра жданами прав и свобод пре доставленных им

• соблюдение г ражданами треб ований, установле нных законами;

Юридическая о тветственнос ть – это ответственнос ть за

совершенное п равонарушение, т.е. э то ответственнос ть

Граждане с 1 4 - летнего возраста привле каются к уголовной

• нанесение теле сных повреждени й, приведших к у худшению

К 14 годам подр остки уже должны понимать, что нельзя совершать

Несовершенн олетние по дости жении 16 лет привлекаются к у головной

ответственност и за соверше ние любого пре ступления.

К несовершенн олетним приме няются следу ющие виды нак азания:

• лишение права за ниматься опред еленной деятельн остью;

Суд должен с вни манием относ иться к рассмотре нию дел о

преступления х лиц, не достигш их 18 - летнего возраста. Зако н

предусматр ивает возможность осв обождения несове ршеннолетних

правонарушителе й от наказания, есл и суд признает д остаточным

V . Подведение и тогов: комментирован ие и выставление оценок за урок

VI . Домашнее зада ние: параграф 24 ( пересказ), написать реферат.

Образовате льная: углубить и закреп ить знания у чащихся по ист ории

Казахстана; с пособствовать фо рмированию кл ючевых компе тенций

Развивательная : с пособствовать разв итию понятий ного аппарата,

монологической речи у чащихся, творческих сп особностей, умений

сопоставлять дату с событием, р аботать с доп олнительными источниками

информации, к оммуникативны х способностей, навыков у стной речи, умени й

Воспитательная: в оспитание чу вства патриотизма, л юбви к Родине,

гордости за ист орическое прошлое, наст оящее и светлое бу дущее народов

Метод урока: сл овесный (беседа, к онсультация), наглядный практ ический

(творческие за дания, кроссворды), проблемный; эс се, авторский сту л.

Оборудовани е: интерактивное оборудование, карта Каза хстана, магнит ные

листы с задания ми, портреты исторически х персоналий, иллюстрации

казахстанских памя тников, раздаточ ный материал (кроссв орды), оцено чные

листы с критерия ми, номера г рупп, небольшие призы, г рамоты.

Древний филос оф Казтуган - жырау когд а - то произнес сокр овенные слова:

и просторна. Раск инулись ее огром ные просторы от Иртыша – на востоке до

Каспия – на за паде. Самолету, чтоб ы пролететь Каза хстан с запада на в осток,

потребу ется десять часов. Почти вс я территор ия Европы может разместиться

на карте наше й страны. Не менее вели чественна и наша многовек овая

Сегодня мы с вам и собрались на к онкурсе знато ков истори и Казахстана. Мы

вспомним, какие э тапы в своем разв итии прошел Казахстан, и попро буем

В качестве жюр и конкурса приглашен ы у чителя - предметники

В конкурсе п ринимают у частие 2 команды, представит ели 9 классов.

Визитная каточка с остоит из 3 эта пов: название коман д, девиз, символ

Капитаны кома нд, предлагаю вам выбрать назван ие для своей к оманды

Задание команда м: придумать свой боевой клич с оответственно н азванию

Задание команда м: командам пре длагается изобраз ить тамгу своей

Каждая команд а получает венге рский кроссво рд, в котором зашифрованы

слова. На задани е дается 5 мину т. За каждый правиль ный ответ гру ппа

получает 1 балл (максималь но за кроссворд – 3 балла).

2 группа. Рел игиозные представле ния первобытных людей.

1. Великие личн ости казахског о народа и достоприм ечательности.

Каждая команд а получает свое за дание в конве рте. (В конве рте лежат 4

Иллюстрации: Б айтерек, мавзолей Ахм ета Яссауи, А булхаир, Космод ром

Этот памятник посвящен древней каза хской легенде о ми ровом древе и

волшебной пти це Самрук. Его высота – 91 метр, символ ична. Он является

шедевром совреме нной архитекту ры и украшает нынешню ю столицу.

Это величествен ное здание с XV века так и осталось н едостроенным. Он о

поражает св оими размерами – выс ота его почти с 1 2 - этажный дом, толщ ина

стен доходит д о трех метров. О но – святыня казахск ого народа, но строить

его приказал не каза хский правитель . Чтобы пр икоснуться к святости, многие

казахские ханы приказывали хор онить себя у э того здания. Зде сь покоится

прах Есим - хана, Аб ылай - хана, Казыбе к бия и др. Этот памятник включен в

К этому казахск ому хану глава Джу нгарского ханства Гал дан Церен два жды

обращался с тем, чт обы хан в ыдал свою дочь за наследника джу нгарского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Правонарушения и юридическая ответственность.

Цель: Расширить представления учащихся о нормах российского законодательства, через работу с юридическими источниками и рассмотрение правовых ситуаций.

Задачи урока: Образовательные: сформировать знания и представления о правонарушении и видах юридической ответственности; Развивающие: развивать умения и навыки учащихся работать в группе, работать с документом, с текстом учебника, получения и анализа информации, делать выводы, умения применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач; Воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся правового самосознания, уважения к правовым нормам.

Планируемые результаты: Учащиеся должны знать: основные термины по теме, распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения, характерные черты и признаки правонарушений. Уметь: различать виды правонарушений и юридической ответственности, оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, осуществлять поиск социальной информации по теме урока, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Понятия: правонарушение, проступок, преступление, юридическая ответственность

Используемые на уроке образовательные технологии : технология проблемного обучения, информационно-коммуникативная технология, технология критического мышления, личностно-ориентированное обучение, работа в группах, метод кластера.

Тип урока: урок изучения нового материала

Постановка проблемного вопроса: варианты учащихся, с помощью учителя – формулировка: «Древнеримское юридическое изречение гласит: “Где есть правонарушение, там есть и возмездие”. К концу урока нам нужно ответить на следующий вопрос: почему именно государство устанавливает наказание за совершение правонарушения? Слайд 2.

3.Изучение нового материала

План изучения нового материала: слайд 3 1) Правонарушение и его признаки. 2) Виды правонарушений. 3) Юридическая ответственность. 4) Виды юридической ответственности. 5) Презумпция невиновности.

А). Противоправное поведение (деяния) человека, которое выражается в действии или бездействии. Как вы понимаете противоправное поведение? (Не может быть правонарушения, если не нарушены правовые нормы). Так, если в законе нет нормы, обязывающей людей здороваться при встрече, то несоблюдение этого правила, хотя и будет невежливостью, правонарушением не считается. Приведите примеры действия и бездействия, нарушающие нормы права. Примерные ответы: Примером действия может служить: -превышение скорости автомобиля, которое привело к аварии; - нанесение телесных повреждений. Бездействие- это тоже деяние, это неисполнение к.-л. действия, например,- неуплата налогов; - неуплата за проезд в общественном транспорте.

Б). Общественная опасность (вредность). Совершение правонарушения причиняет вред другим людям или всему обществу.

В). Виновность, т.е. деяние, предполагающее наличие вины. Вина- это психическое отношение правонарушителя к собственному поведению и его результатам. Вина связана с тем, есть ли у человека желание совершить правонарушение или нет, осознанно ли он совершал деяние, как он относится к наступившим последствиям. Рассмотрим ситуации и определим виновность человека: Гражданин Ревякин В., ограбил прохожего. Туристы оставили костер в лесу, в результате которого случился пожар.

Определите можно ли граждан, совершавших деяния считать виновными?

В первом случае гражданин Ревякин явно хотел наступления отрицательных последствий своего деяния, а во втором - нет. Таким образом, вина может быть выражена в различных формах: (запись в тетрадь). Формы вины: а) умысел, б) неосторожность.

Учитель формулирует определения понятия : Правонарушение – это виновное противоправное общественно опасное деяние дееспособного лица. Слайд 6. Теперь запишем данное определение.

2) Виды правонарушений. По степени общественной опасности правонарушения можно разделить на виды: преступление и проступок. Слайд 6.

3). Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение противоправного деяния. Слайд 12. Как вы думаете, от чего зависит строгость наказания? Ответы учащихся. 4). Виды юридической ответственности. Поскольку наказание бывает разным, значит и ответственность делится на несколько видов.

Работа в группах. Учащиеся делятся на пять групп, каждой из которых будет дано задание – рассмотреть на основе текста (раздаточный материал 1) определённый вид юридической ответственности. Результаты своей деятельности члены групп должны представить в виде таблицы, шаблон которой лежит у каждой группы на парте (раздаточный материал 2). Слайд 13. В шаблоне таблицы они отмечают название вида ответственности, характеристику и наказание, устанавливаемое в соответствии с данным видом ответственности. Каждая группа в течение пяти минут изучает текст и заполняет таблицу по своему виду юридической ответственности, а также выбирает эксперта, который ознакомит членов других групп с результатами их работы. В процессе выступления эксперта из одной группы учащиеся, члены других групп, заполняют общую таблицу на основе информации, даваемой экспертом. Задача эксперта – дать ответ строго на основе плана, чтобы информация могла быть сразу записана в таблицу.

Сравнение учениками данных своих таблиц с таблицей учителя ( приложение 2). Слайд 14.

Таким образом, уголовная ответственность наступает за совершение не любого правонарушения, а только преступления. Частично уголовная ответственность наступает с 14 лет, в полном объеме – с 16 лет. Административная – с 16 лет, дисциплинарная – с 14 – 16 лет, гражданская – с 14-16 лет частичная, с 18 лет – полная ( приложение 3).

5). Презумпция невиновности. Работа с текстом учебника ( стр. 86.). Слайд 15.

4. Закрепление изученного материала.

Выполнение задания №2 рубрики в классе и дома (устно, стр. 86-87 учебника).

Решение проблемного вопроса: Давайте теперь попробуем ответить на вопрос, вынесенный в начале урока. О какой роли государства говорит она? Что представляет собой правонарушения для общества? Слайд 16

5. Рефлексия. Подведение итогов. Слайд 17 Сейчас по желанию высказываемся о нашем сегодняшнем уроке одним предложением выбирая фразы:

Сегодня я узнал… Было интересно… Меня удивило… Теперь я могу…

Выставление учителем оценок за работу на уроке.

6. Домашнее задание: параграф 10, прочитать и проработать, знать значение терминов по теме. Слайд 18.


Планируемые результаты:

Личностные: продолжат формировать правовое сознание.

Метапредметные: продолжат формировать умение осуществлять контроль за своими действиями, умение находить информацию, необходимую для решения задач, связанных с темой урока; продолжат развивать умения работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, использовать знания для решения практических заданий; организовывать работу в паре, группе, вырабатывать совместные решения.

Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, учебно-поисковой, словесный.

Основные термины: правонарушение, противоправность, вина, проступок, юридическая ответственность, презумпция невиновности.

Тип урока: изучение нового материала

1. Признаки правонарушения.

2. Виды правонарушений.

3. Преступление и проступок.

4. Виды юридической ответственности.

Организационный момент (1 мин)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Вижу, у вас сегодня хорошее настроение – и это прекрасно. Мы потихоньку приближаемся к Новому Году, поэтому необходимо создавать себе приподнятое настроение. Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово для того чтобы начать нашу плодотворную работу? Да? Тогда мы можем на такой позитивной ноте начинать наше занятия.

Проверка домашнего задания(1 мин)

Переход к изучению новой темы (5 мин)

Учитель: Сегодня мы изучим достаточно актуальную и интересную тему, с которой, я думаю, каждый из нас сталкивался. Возможно, кто-то из вас был лишь наблюдателем того, о чём мы сегодня поговорим, а кто-то был непосредственным участником. Посмотрите, пожалуйста, на картинки и определите, какую тему мы сегодня будем изучать.

Работа с презентацией (слайд 1, слайд 2, слайд 3)


Предполагаемый ответ учащихся: Тема урока связана с нарушением закона. Скорее всего о правонарушениях или преступлениях.

Изучение нового материала (25 мин)

Учитель: Действительно, сегодня мы поговорим о правонарушениях и юридической ответственности, которая наступит, если человек совершил это деяние. Ребята, давайте запишем, что такое правонарушение.

Правонарушение – виновно совершенное антиобщественное противоправное деяние, за которое предусмотрено наказание, определенное законом.

Учитель: Все успели зафиксировать определение в свои тетрадки? Молодцы! Теперь давайте попытаемся из определения выделить основные признаки правонарушения.

Учитель: Как вы думаете, какие признаки характерны для правонарушения?

Предполагаемый ответ учащихся:

2. Деяние (действие или бездействие);

3. Причинение вреда;

4. Наличие вины (неосторожность и умысел);

Учитель: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. Теперь запишите названные признаки правонарушения в тетрадь. Кто не запомнил, какие признаки мы выделили, может обратиться к презентации.

Презентация:

Учитель: Сейчас давайте подумаем и запишем, какие существуют виды правонарушений.

1. Преступление – виновно-совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

2. Проступок – отличается меньшей степенью вреда.


елиговор, знания по понятиямить правоохранительные органы, с которыми вы знакомились ранее.ступление.
Учитель: Ребята, теперь я предлагаю вам подробнее познакомиться с особенностями этих правонарушений.

Работа с презентацией: учитель диктует и комментирует особенности правонарушений.


Учитель: Если человек совершил правонарушение, на него должно быть наложено наказание. Но пока виновность человека в совершении того или иного деяния не доказана, человека принято считать невиновным, т.е. действует презумпция невиновности, которая гарантируется Конституцией РФ.


Учитель: Ребята, приведите, пожалуйста, примеры проступков, которые вы наблюдали в жизни.

Предполагаемый ответ учащихся: проезд без билета в автобусе; прогул уроков в школе; создание шума после 23:00; употребление спиртных напитков в общественных местах и др.

Учитель: Молодцы! Действительно, ваши примеры являются проступками. Но мы понимаем, что это далеко не все примеры. Давайте посмотрим на слайд и зафиксируем, какие ещё существуют виды проступков.


Предполагаемый ответ учащихся: речь идет об ответственности за правонарушения.

Учитель: Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность. Ребята, давайте запишем, что такое юридическая ответственность.



Учитель задает вопрос: а как вы думаете, с какого возраста человек несет ответственность за свои поступки?

Предполагаемый ответ учащихся: Уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за особо тяжкие преступления уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Учитель: Давайте обратимся к раздаточному материалу , к ст.20 Уголовного кодекса РФ, и посмотрим, правильно ли вы ответили на вопрос.

Учитель: Как вы думаете, вы правильно ответили на вопрос?

Ответ учащихся: Да, мы оказались правы.

Учитель: Давайте подумаем, какие категории преступлений можно выделить из ст.20 УК РФ.

Предполагаемый ответ учащихся: Выделяют преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие преступления, особо тяжкие преступления.


У читель: Молодцы, вы правильно ответили на вопрос. Давайте обратим внимание на слайд, и посмотрим, какое наказание ждёт человека, совершившего названные вами преступления.

Учитель задает вопрос: Как вы думаете, от чего зависит строгость наказания?

Предполагаемый ответ учащихся: Строгость наказания зависит от характера правонарушения.

Учитель: Наказание бывает разным, значит и ответственность делится виды.

Учитель: Ребята, давайте зафиксируем в своих тетрадях виды юридической ответственности.

Виды юридической ответственности:

Уголовная ответственность за преступление, УК РФ, осуществляется только по приговору суда: лишение свободы, конфискация имущества. Причем, уголовная ответственность наступает не только за совершение преступления, но и за приготовление к преступлению, покушение на преступление, соучастие в преступлении.

Административная ответственность (наступает за проступок, регулируется Кодексом Административных Правонарушений РФ: штраф, лишение специальных прав)

Дисциплинарная ответственность (наступает за проступок, регулируется Трудовым Кодексом РФ: замечание, выговор, увольнение)

Материальная ответственность (наступает за проступок, возмещение ущерба)

Гражданская ответственность (наступает за проступок, регулируется Гражданским Кодексом РФ: компенсационный характер наказания – возмещение вреда, восстановление нарушенных имущественных и личных неимущественных прав)


Учитель задает вопрос: Ребята, как вы думаете, какие виды наказаний существуют за правонарушения?

Предполагаемый ответ учащихся: штраф, арест, исправительные работы, конфискация имущества и др.

Учитель: Молодцы! Вы назвали большую часть наказаний. Посмотрите на слайд и запишите себе в тетрадь недостающие виды наказаний.


Первичное закрепление материала ( 3 мин)

Учитель: Ребята, сейчас я предлагаю вам закрепить полученные знания и выполнить задание. Вам необходимо классифицировать указанные противоправные деяния на проступки и преступления.

Задание № 1: Классифицируйте перечисленные противоправные деяния на проступки и преступления.

торговля с рук в неустановленных местах;

невыполнение договора;

неоплаченный проезд в транспорте;

вымогательство;

повреждение телефона-автомата;

мошенничество;

Предполагаемый ответ учащихся:

К проступкам относятся: торговля с рук в неустановленных местах; невыполнение договора; неоплаченный проезд в транспорте; повреждение телефона-автомата. К преступлениям относятся: грабеж, кража, вымогательство, мошенничество.

Систематизация и обобщение знаний(5 мин)

Учитель: Молодцы! Вы справились с заданием. Теперь я предлагаю вам выполнить еще одно задание. Но для начала вам нужно поделиться по парам. Делиться будем очень просто: с кем сидим, с тем и выполняем задание. А вот какие именно ситуации вы будете разрешать, зависит только от вас. Сейчас вы сами вытянете себе задание. Вам необходимо определить вид правонарушения и ответственность за него. На задание вам отводится 3 мин. После выполнение, вам необходимо ответить на 2 вопроса и аргументировать, почему вы ответили именно так.

Задание № 2. Определите, к каким видам правонарушений относится деяние и какая ответственность последует.

1. Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора (административный проступок; штраф).

2. Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова (административные проступок; штраф).

3. Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья (гражданский проступок, возмещение причиненного вреда ).

4. Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (уголовное преступление; ограничение свободы - арест).

5. Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей (административный проступок, лишение права быть присяжным заседателем).

Организация домашнего задания (1 мин)

Учитель: Вы большие молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Дома вам необходимо заполнить таблицу виды правонарушений, опираясь на материал учебника со стр. 120-121. Это задание поможет вам еще больше разобраться с сегодняшней темой, подготовив вас к следующему уроку.

Подведение итогов(2 мин)

Учитель: Мы познакомились с темой, которая касается правонарушений и юридической ответственности. Надеюсь, знания, которые вы сегодня получили, будут для вас полезными. Теперь вы грамотные люди ещё и в сфере юриспруденции. Вы можете спокойно классифицировать деяния по направленности, вынести меру наказания за то или иное деяние. Своей работой вы меня сегодня порадовали. Есть ли у вас вопросы по нашей теме? (если есть, ответить на них). Всем спасибо за урок.


-75%


Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение — понятия, которым посвящен раздел VIII ТК РФ. В нашей публикации мы рассмотрим их подробнее.

Определение дисциплины труда по ТК РФ

Дисциплина труда, согласно ст. 189 ТК РФ, это обязанность работника подчиняться правилам поведения, действующим у конкретного работодателя. В частности, в них включаются правила, установленные:

  • Трудовым кодексом, связанные с основными правами и обязанностями сторон трудового договора;
  • внутренними актами, определяющими общие правила внутреннего трудового распорядка;
  • коллективным договором, регулирующим ряд вопросов взаимодействия администрации и коллектива;
  • должностными инструкциями, определяющими круг функций работников, занимающих определенные должности;
  • инструкциями по иным вопросам, отражающим правила поведения на рабочем месте;
  • трудовыми договорами, индивидуально заключаемыми с каждым работником.

Комплекс этих правил определяет дисциплину труда, которой присущи как общие для всех работников моменты, так и относящиеся конкретно к отдельным индивидам.

Нарушение трудовой дисциплины чревато для работника дисциплинарным взысканием. Согласно ст. 192 ТК РФ его можно применить, если по вине работника должностные (трудовые) обязанности не исполнены им или исполнены недолжным образом. То есть последствия в виде наказания могут наступить для работника за проступок, связанный не только с нарушением им трудового законодательства или распорядка, установленного работодателем, но и в связи с ненадлежащим выполнением своих основных трудовых функций. Причем в силу уникальности набора обязанностей для определенных должностей подход к определению факта наличия дисциплинарного проступка индивидуален. И может случиться так, что событие, считающееся нарушением для одного работника, не будет таковым для другого.

Примерами нарушения дисциплины труда могут быть:

  • длительное немотивированное отсутствие на рабочем месте;
  • необоснованный отказ от прохождения обязательных осмотров или инструктажей, без которых невозможен допуск к работе;
  • необоснованный отказ от заключения договора о полной материальной ответственности в случае, если должность работника обязывает к оформлению этого договора.

Можно ли привлечь работника к дисциплинарной ответственности за отказ носить маску в период распространения коронавирусной инфекции? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.

Виды взысканий за нарушение дисциплины работником

В качестве наказания за нарушения дисциплинарного характера к работнику можно применить следующие виды воздействия (ст. 192 ТК РФ):

За какие нарушения можно применить дисциплинарное взыскание в виде увольнения, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Эти наказания допустимы к применению любыми работодателями. Но могут использоваться и другие их виды, если для определенной категории работников они предусмотрены законодательством.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Применять в качестве дисциплинарного взыскания денежный штраф нельзя. За это работодатель сам может получить штраф от трудинспекции. А если оштрафованный обратится в суд, работодателя обяжут возместить ему удержанное, выплатить проценты за просрочку по ст. 236 ТК РФ, а возможно и компенсировать моральный вред. Можно ли за проступки лишать работников премии, узнайте здесь.

За один проступок наказание может быть только одно (ст. 193 ТК РФ). Но если нарушение не пресечено наказанием (продолжает длиться), если оно периодически повторяется или совершается новый вид проступка, то к этим нарушениям взыскание будет применяться заново. То есть один работник может в течение какого-то времени получить несколько наказаний.

Если в результате дисциплинарного проступка, совершенного работником, работодателю причинен материальный ущерб, то он вправе применить к нарушителю двойную ответственность (ст. 248 ТК РФ): и дисциплинарную, и материальную.

Когда проступок сотрудника не влечет за собой серьезных последствий, то наказание имеет воспитательную цель и выражается в оформлении замечания или выговора. К увольнению прибегают как к крайней мере в случае грубых нарушений дисциплины.

Особый вид взыскания — увольнение

К грубым проступкам, при которых допустимо увольнение, относят:

Увольнение не является обязательной мерой. Руководитель, принимающий решение о виде наказания за проступок, может, учитывая все обстоятельства нарушения, избрать более мягкий вид взыскания.

Требования к порядку оформления нарушения

Чтобы наказание имело юридическую силу и не было оспорено работником (особенно в случае увольнения), необходимо соблюсти ряд требований к срокам и порядку оформления документов, связанных с нарушением:

  • Факт знакомства работника с правилами дисциплины труда должен быть документально подтвержден.
  • Должна присутствовать явная вина работника в выявленном нарушении.
  • Факт нарушения должен быть незамедлительно при его выявлении задокументирован.
  • Работник до вынесения решения о наложении взыскания должен получить возможность письменно оправдаться. Если он отказался делать это, то необходимо составить акт об отказе от объяснений. На объяснения работнику дают 2 рабочих дня.
  • Решение о взыскании может быть вынесено не позже 1 месяца со дня выявления проступка и не позже 6 месяцев (а применительно к финансовым нарушениям — 2 лет) со дня его совершения с учетом того, что в это время не входят периоды, в течение которых сотрудник может отсутствовать на работе (ст. 193 ТК РФ).
  • С приказом о наказании работника не позже 3 рабочих дней надо ознакомить под расписку, а если он откажется его подписать, то отразить этот факт в акте.

Любое из нарушений, допущенных в процедуре оформления наказания, может привести к признанию его вынесенным незаконно.

Какие риски возможны при несоблюдении порядка увольнения за нарушение трудовой дисциплины, узнайте в КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Как можно снять взыскание?

Взыскания, наложенные в виде замечания или выговора, могут быть сняты одним из двух способов (ст. 194 ТК РФ):

  1. Взыскание снимается автоматически без специальных на то решений, когда истекает срок его действия (1 год со дня вынесения), если за этот период не произошло новых нарушений.
  2. До истечения 1 года при наличии чьей-либо инициативы, поддержанной решением руководства. Инициативу может проявить сам работник, его непосредственный начальник или трудовой коллектив.

Отметка о снятии взыскания так же, как и о наложении его, заносится в личную карточку работника.

Итоги

Несоблюдение работником дисциплины труда позволяет работодателю реализовать право на его наказание, выбрав для этого меру в диапазоне от воспитательной до радикальной. Однако вся процедура оформления наказания должна строго соответствовать законодательству.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: