Свободный диктант конспект урока 3 класс
Обновлено: 30.06.2024
Главная цель урока - развитие умения пользоваться ориентировочной основой действий при написании слухового диктанта и проверке написанного, что позволяет снизить нервно-эмоциональное напряжение в условиях интенсивной умственной работы.
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Честнокова Татьяна Павловна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ.
- Развивать умение пользоваться ориентировочной основой действий при написании слухового диктанта; при проверке написанного.
- Создать условия для развития умений делового сотрудничества.
- Обеспечить снижение общего нервно-эмоционального напряжения в условиях интенсивной умственной работы.
Выяснение предпочтений учащихся на уроках русского языка, отношения к такому виду работы, как диктант. Учащиеся повторяют, какие универсальные учебные и предметные умения они приобретают при написании диктанта. Уточняются цели работы на уроке /общие и индивидуальные/.
2. Работа с текстом диктанта до написания.
Заранее подготовленный ученик читает самостоятельно составленный им текст диктанта по этим словам (1 часть).
Солнышко проснулось. Лучики отправились всех будить. Первый луч заглянул в гнездышко. Второй посветил на пушистую белочку. А третий побежал с зайчиком наперегонки!
- Чьи мысли о своей работе ты бы хотел услышать? /отзывы одноклассников/
- Какую словообразовательную работу провел наш юный автор с ключевыми словами? /В соответствии с темой прошлых уроков по словообразованию имен существительных использовал суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением./ Для чего он это сделал? /Чтобы удачно раскрыть тему текста./
3. Написание 1 части диктанта с опорой на алгоритм действий.
А) Повторное прослушивание 1 части текста .
Выявление особых по цели высказывания и интонации предложений, имен собственных. Уточнение гипотез в паре постоянного состава. /Учащиеся делают соответствующие пометки на полях в тетради./
Б) Восприятие первого предложения .
Определение вида предложения, наличия предлогов и союзов. Уточнение гипотез в паре постоянного состава.
В) Восприятие части предложения .
Определение грамматических связей между словами. Запись каждого слова после обдумывания и решения орфографической задачи.
Аналогичная работа с каждым следующим предложением .
4. Упражнение в проверке написанного с опорой на алгоритм действий:
А)Чтение учителем текста целиком. Проверка пунктуации: учащиеся уточняют границы предложений, расстановку знаков препинания.
Б) Проверка грамматических отношений между словами: особое внимание к окончаниям, предлогам и союзам.
5. Свободный диктант по 2 части текста.
А) Учитель читает вторую часть текста:
Рассыпались лучики по мягкой травке. Росинки на шляпках грибов заиграли в прятки. Ласково улыбнулось солнышко маленькой речке. Всех разбудили добрые лучи?
Б) Учащиеся работают в группах:
- уточняют тему текста,
- определяют примерное количество предложений,
- при необходимости обращаются за консультацией в другие группы.
В) Индивидуальная запись текста.
Г) Зачитываются варианты текстов, воспроизведенные учащимися.
Д) Самостоятельная проверка с опорой на алгоритм действий. Взаимопроверка в парах подвижного состава.
6. Подведение итогов. Домашнее задание.
- Чьи добрые лучи знаний вам сегодня помогли? Кого поблагодарите в конце урока?
- Что у вас стало лучше получаться при написании и проверке диктанта?
- Нужно ли еще тренироваться писать диктанты?
Домашнее задание: составить текст для нового диктанта по предложенным опорным словам.
- Мисаренко, Г.Г. Технология проведения орфографического диктанта / Г.Г. Мисаренко // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - №11. - С. 29-33.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый мультимедиа урок русского языка в 3 б классе "Обобщение: что мы знаем об именах существительных"
Открытый мультимедиа урок русского языка в 3 б классе "Обобщение: что мы знаем об именах существительных" Цели:Исследовать имя существительное как часть речи.Выделить грамматичес.
Урок русского языка в 4 классе по теме " Родительный падеж множественного числа имен существительных" (конспект с презентацией)
Урок русского языка в 4 классе по теме " Родительный падеж множественного числа имен существительных" (конспект с презентацией). Программа "Школа России".
Урок русского языка в 3 классе по теме "Определение рода и числа имен существительных"
Цель урока: Обеспечить в ходе урока закрепление умения определять род и число имени существительного. На данном уроке используется прием работы в группах.
Урок русского языка в 4 классе (компенсирующего обучения) по теме "Правописание окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа.Закрепление"
Конспект рабочего урока для слабоуспевающих детей с игровыми и развивающими элементами.
Данный урок совершенствует развитие орфографической зоркости, внимания. Используемые мной приемы способствуют активизации познавательной активности учащихся, воспитывают умение чувствовать, пони.
Урок русского языка в 4 классе (Школа 2100) Тема: Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числах.
Урок дан с использованием электронного тренажера ("Русский язык 4 класс" - рабочая тетрадь и CD-диск, составитель Баркалова Н.М.). Электронный тренажер помогает обучающимся 4 класса в формировании осн.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цель: обобщить и уточнить знания детей о структурных частях текста; формировать умения выделять части в тексте, находить и употреблять слова в речи для точного и правильного выражения мысли; развивать связную речь, память, логическое мышление, умение строить предложения, орфографическую зоркость, фонематический слух, устную связную речь, память, логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к занятиям; воспитывать умение слушать учителя и своих одноклассников при ответе; познавательный интерес к русскому языку, веру в свои силы, самоконтроль.
Оборудование: иллюстрации с изображением ромашек, васильков, колокольчиков.
I . Организационный момент
- Посмотрите на иллюстрации. Сможете ли вы назвать эти цветы? Где они растут? Какую пользу приносят?
- Они сегодня и будут главными героями нашего урока.
- На уроке мы с вами продолжим учиться писать изложение, вспомним, из каких частей состоит текст, как правильно выделять их при записи. Кто помнит, что такое изложение?
- Да. Изложение – письменный пересказ текста, который мы восприняли на слух или прочли.
- Какие задачи поставлены перед нами? (Уметь высказывать свое мнение, правильно передать содержание текста, правильно оформлять предложения, постараться написать без ошибок.)
III . Изучение нового материала
1. Ознакомление с текстом.
Бывшие беспризорники
У дороги вырос голубой колокольчик. Такой хилый, такой чумазый. Листья, как серые тряпочки.
Учитель Сергей Степанович выкопал этот колокольчик и перенес в школьный сад. Там он уже много таких беспризорников посадил. Вот ромашки, а вот васильки. Сергей Степанович ухаживает за ними, поливает, подкармливает.
И тогда происходят чудеса. Мелкие ромашки крупными делаются, глазастыми. Васильки как в голубых коронах стоят. А на колокольчиках столько цветков, что на целый букет хватит.
Любуются ими люди. И невдомёк им, что это бывшие беспризорники.
2. Определение темы и главной мысли текста. Лексический анализ.
- О чем этот рассказ? (О том, как учитель ухаживал за цветами.)
- Историю какого цветка описывает автор?
- Как автор называет изменения, которые произошли с цветами? (Чудесами.)
- Какие же чудеса происходят? Как их описывает автор? (Использует слова – антонимы: мелкие – крупные, сравнение: как в голубых коронах.)
- Почему важно использовать в тексте эти слова? (Они помогают показать разницу между тем, какими цветы были и какими стали.)
- Почему они стали такими? (Учитель ухаживал за ними.)
- Как учитель заботился о цветах? Прочтите предложения, в которых описываются действия учителя. (4-е и 7-е предложения)
- Чем интересны эти предложения? (Действия перечисляются.)
- В чем хотел убедить нас автор? (Эти чудесные превращения произошли только благодаря заботе человека о цветах.)
- Что мы определили, отвечая на вопрос: о чем этот рассказ и в чем автор хотел убедить читателей? (Тему и главную мысль.)
- Почему это важно сделать при подготовке к изложению? (Это нужно для того, чтобы раскрыть их в изложении.)
- Как автор назвал свой рассказ? Что он отразил в заголовке? (Главную мысль.)
3. Анализ структуры текста.
- Вспомните, из каких частей состоит текст.
- Прочтите вводную часть текста – зачин. Сколько в ней предложений?
- Можно ли начать рассказ сразу со второй части текста? Почему?
- Что узнали из зачина? (Где вырос колокольчик, и какой он был.)
- Для чего нужна эта вводная часть? (Из нее мы узнали, о чем пойдет речь в рассказе.)
- Почему эта часть называется вводной? (Автор вводит читателя в тему текста.)
На доске вывешивается запись: Вводная часть (зачин).
- Расскажите, что произошло с колокольчиком и другими такими же цветами? (Учитель ухаживал за цветами, и они стали красивыми.)
- Как назвать часть текста, из которой мы об этом узнали? (Основная часть.)
На доске появляется запись: Основная часть.
- Эта часть текста самая большая. Она может делиться на более мелкие части. Из скольких более мелких частей состоит основная часть нашего текста? (Из двух.)
- Почему? (Сначала мы узнаем о том, как учитель ухаживал за цветами, а потом – о том, какими они стали.)
- Прочтите последнюю часть текста. Зачем она нужна? (Делает текст законченным. Подчеркивает главную мысль.)
- Как называется эта часть? (Заключительная часть или концовка.)
На доске: Заключительная часть (концовка).
4. Орфографическая подготовка.
На доске вынесены слова: беспризорники, чудеса, невдомек, ромашки, васильки, колокольчики.
- Какие орфограммы встречаются в тексте? (Безударные гласные, написание имен собственных, разделительный мягкий знак, сомнительные согласные.)
5. Запись текста в форме свободного диктанта.
Перед записью каждой части необходимо напомнить детям о необходимости её выделять. А так же перед тем как начать писать следующую часть, ученикам необходимо предложить прочесть предыдущую, чтобы части были связаны при передаче содержания.
Цель работы: проверить, насколько прочно сформирован навык правописания слов с разделительным мягким знаком, удвоенными согласными, звонкими и глухими согласными в корне слова, безударными гласными.
Объем диктанта: 44-50 слов.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Тема: Диктант «
1.Самоопределение к деятельности.
Я тетрадь свою открою,
Под наклоном положу,
И от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
2.Постановка темы урока.
Запись числа, заголовка.
3. Знакомство с текстом диктанта.
(Учитель читает текст, весь текст прочитывается выразительно, медленно. Учащиеся слушают, уясняя содержание)
Цель работы: проверить, насколько прочно сформирован навык правописания слов с разделительным мягким знаком, удвоенными согласными, звонкими и глухими согласными в корне слова, безударными гласными.
Объем диктанта: 44-50 слов.
Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковёр из пёстрых листьев. Ласточки, соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Звери спрятались в тепло. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи. (48 слов)
4. Написание текста диктанта. Текст читается отдельными предложениями. Ребенок приступает к записи предложения после того, как оно будет прочитано до конца. Физкультминутка
5. Самопроверка.
Когда весь текст записан, учитель читает текст целиком. Учащиеся выполняют самопроверку.
6. Грамматические задания:
(Задания выдаются на отдельных листочках, либо записаны на доске)
Задание: 1. Подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком. 2. В 4 предложении подчеркнуть грам. Основу. 3. Выписать слова и подобрать проверочные слова: а) безударная гласная, парная согласная, удвоенная согласная.
Цель работы: проверить, насколько прочно сформирован навык правописания слов с разделительным мягким знаком, удвоенными согласными, звонкими и глухими согласными в корне слова, безударными гласными.
Объем диктанта: 44-50 слов.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Тема: Диктант «
1.Самоопределение к деятельности.
Я тетрадь свою открою,
Под наклоном положу,
И от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
2.Постановка темы урока.
Запись числа, заголовка.
3. Знакомство с текстом диктанта.
(Учитель читает текст, весь текст прочитывается выразительно, медленно. Учащиеся слушают, уясняя содержание)
Цель работы: проверить, насколько прочно сформирован навык правописания слов с разделительным мягким знаком, удвоенными согласными, звонкими и глухими согласными в корне слова, безударными гласными.
Объем диктанта: 44-50 слов.
Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковёр из пёстрых листьев. Ласточки, соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Звери спрятались в тепло. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи. (48 слов)
4. Написание текста диктанта. Текст читается отдельными предложениями. Ребенок приступает к записи предложения после того, как оно будет прочитано до конца. Физкультминутка
5. Самопроверка.
Когда весь текст записан, учитель читает текст целиком. Учащиеся выполняют самопроверку.
6. Грамматические задания:
(Задания выдаются на отдельных листочках, либо записаны на доске)
Задание: 1. Подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком. 2. В 4 предложении подчеркнуть грам. Основу. 3. Выписать слова и подобрать проверочные слова: а) безударная гласная, парная согласная, удвоенная согласная.
Читайте также: