Свободный диктант конспект урока 3 класс

Обновлено: 30.06.2024

Главная цель урока - развитие умения пользоваться ориентировочной основой действий при написании слухового диктанта и проверке написанного, что позволяет снизить нервно-эмоциональное напряжение в условиях интенсивной умственной работы.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Честнокова Татьяна Павловна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ.

  • Развивать умение пользоваться ориентировочной основой действий при написании слухового диктанта; при проверке написанного.
  • Создать условия для развития умений делового сотрудничества.
  • Обеспечить снижение общего нервно-эмоционального напряжения в условиях интенсивной умственной работы.

Выяснение предпочтений учащихся на уроках русского языка, отношения к такому виду работы, как диктант. Учащиеся повторяют, какие универсальные учебные и предметные умения они приобретают при написании диктанта. Уточняются цели работы на уроке /общие и индивидуальные/.

2. Работа с текстом диктанта до написания.

Заранее подготовленный ученик читает самостоятельно составленный им текст диктанта по этим словам (1 часть).

Солнышко проснулось. Лучики отправились всех будить. Первый луч заглянул в гнездышко. Второй посветил на пушистую белочку. А третий побежал с зайчиком наперегонки!

- Чьи мысли о своей работе ты бы хотел услышать? /отзывы одноклассников/

- Какую словообразовательную работу провел наш юный автор с ключевыми словами? /В соответствии с темой прошлых уроков по словообразованию имен существительных использовал суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением./ Для чего он это сделал? /Чтобы удачно раскрыть тему текста./

3. Написание 1 части диктанта с опорой на алгоритм действий.

А) Повторное прослушивание 1 части текста .

Выявление особых по цели высказывания и интонации предложений, имен собственных. Уточнение гипотез в паре постоянного состава. /Учащиеся делают соответствующие пометки на полях в тетради./

Б) Восприятие первого предложения .

Определение вида предложения, наличия предлогов и союзов. Уточнение гипотез в паре постоянного состава.

В) Восприятие части предложения .

Определение грамматических связей между словами. Запись каждого слова после обдумывания и решения орфографической задачи.

Аналогичная работа с каждым следующим предложением .

4. Упражнение в проверке написанного с опорой на алгоритм действий:

А)Чтение учителем текста целиком. Проверка пунктуации: учащиеся уточняют границы предложений, расстановку знаков препинания.

Б) Проверка грамматических отношений между словами: особое внимание к окончаниям, предлогам и союзам.

5. Свободный диктант по 2 части текста.

А) Учитель читает вторую часть текста:

Рассыпались лучики по мягкой травке. Росинки на шляпках грибов заиграли в прятки. Ласково улыбнулось солнышко маленькой речке. Всех разбудили добрые лучи?

Б) Учащиеся работают в группах:

- уточняют тему текста,

- определяют примерное количество предложений,

- при необходимости обращаются за консультацией в другие группы.

В) Индивидуальная запись текста.

Г) Зачитываются варианты текстов, воспроизведенные учащимися.

Д) Самостоятельная проверка с опорой на алгоритм действий. Взаимопроверка в парах подвижного состава.

6. Подведение итогов. Домашнее задание.

- Чьи добрые лучи знаний вам сегодня помогли? Кого поблагодарите в конце урока?

- Что у вас стало лучше получаться при написании и проверке диктанта?

- Нужно ли еще тренироваться писать диктанты?

Домашнее задание: составить текст для нового диктанта по предложенным опорным словам.

  1. Мисаренко, Г.Г. Технология проведения орфографического диктанта / Г.Г. Мисаренко // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - №11. - С. 29-33.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый мультимедиа урок русского языка в 3 б классе "Обобщение: что мы знаем об именах существительных"

Открытый мультимедиа урок русского языка в 3 б классе "Обобщение: что мы знаем об именах существительных" Цели:Исследовать имя существительное как часть речи.Выделить грамматичес.

Урок русского языка в 4 классе по теме " Родительный падеж множественного числа имен существительных" (конспект с презентацией)

Урок русского языка в 4 классе по теме " Родительный падеж множественного числа имен существительных" (конспект с презентацией). Программа "Школа России".

Урок русского языка в 3 классе по теме "Определение рода и числа имен существительных"

Цель урока: Обеспечить в ходе урока закрепление умения определять род и число имени существительного. На данном уроке используется прием работы в группах.

Урок русского языка в 4 классе (компенсирующего обучения) по теме "Правописание окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа.Закрепление"

Конспект рабочего урока для слабоуспевающих детей с игровыми и развивающими элементами.

Данный урок совершенствует развитие орфографической зоркости, внимания. Используемые мной приемы способствуют активизации познавательной активности учащихся, воспитывают умение чувствовать, пони.


Урок русского языка в 4 классе (Школа 2100) Тема: Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числах.

Урок дан с использованием электронного тренажера ("Русский язык 4 класс" - рабочая тетрадь и CD-диск, составитель Баркалова Н.М.). Электронный тренажер помогает обучающимся 4 класса в формировании осн.


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: обобщить и уточнить знания детей о структурных частях текста; формировать умения выделять части в тексте, находить и употреблять слова в речи для точного и правильного выражения мысли; развивать связную речь, память, логическое мышление, умение строить предложения, орфографическую зоркость, фонематический слух, устную связную речь, память, логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к занятиям; воспитывать умение слушать учителя и своих одноклассников при ответе; познавательный интерес к русскому языку, веру в свои силы, самоконтроль.

Оборудование: иллюстрации с изображением ромашек, васильков, колокольчиков.

I . Организационный момент

- Посмотрите на иллюстрации. Сможете ли вы назвать эти цветы? Где они растут? Какую пользу приносят?

- Они сегодня и будут главными героями нашего урока.

- На уроке мы с вами продолжим учиться писать изложение, вспомним, из каких частей состоит текст, как правильно выделять их при записи. Кто помнит, что такое изложение?

- Да. Изложение – письменный пересказ текста, который мы восприняли на слух или прочли.

- Какие задачи поставлены перед нами? (Уметь высказывать свое мнение, правильно передать содержание текста, правильно оформлять предложения, постараться написать без ошибок.)

III . Изучение нового материала

1. Ознакомление с текстом.

Бывшие беспризорники

У дороги вырос голубой колокольчик. Такой хилый, такой чумазый. Листья, как серые тряпочки.

Учитель Сергей Степанович выкопал этот колокольчик и перенес в школьный сад. Там он уже много таких беспризорников посадил. Вот ромашки, а вот васильки. Сергей Степанович ухаживает за ними, поливает, подкармливает.

И тогда происходят чудеса. Мелкие ромашки крупными делаются, глазастыми. Васильки как в голубых коронах стоят. А на колокольчиках столько цветков, что на целый букет хватит.

Любуются ими люди. И невдомёк им, что это бывшие беспризорники.

2. Определение темы и главной мысли текста. Лексический анализ.

- О чем этот рассказ? (О том, как учитель ухаживал за цветами.)

- Историю какого цветка описывает автор?

- Как автор называет изменения, которые произошли с цветами? (Чудесами.)

- Какие же чудеса происходят? Как их описывает автор? (Использует слова – антонимы: мелкие – крупные, сравнение: как в голубых коронах.)

- Почему важно использовать в тексте эти слова? (Они помогают показать разницу между тем, какими цветы были и какими стали.)

- Почему они стали такими? (Учитель ухаживал за ними.)

- Как учитель заботился о цветах? Прочтите предложения, в которых описываются действия учителя. (4-е и 7-е предложения)

- Чем интересны эти предложения? (Действия перечисляются.)

- В чем хотел убедить нас автор? (Эти чудесные превращения произошли только благодаря заботе человека о цветах.)

- Что мы определили, отвечая на вопрос: о чем этот рассказ и в чем автор хотел убедить читателей? (Тему и главную мысль.)

- Почему это важно сделать при подготовке к изложению? (Это нужно для того, чтобы раскрыть их в изложении.)

- Как автор назвал свой рассказ? Что он отразил в заголовке? (Главную мысль.)

3. Анализ структуры текста.

- Вспомните, из каких частей состоит текст.

- Прочтите вводную часть текста – зачин. Сколько в ней предложений?

- Можно ли начать рассказ сразу со второй части текста? Почему?

- Что узнали из зачина? (Где вырос колокольчик, и какой он был.)

- Для чего нужна эта вводная часть? (Из нее мы узнали, о чем пойдет речь в рассказе.)

- Почему эта часть называется вводной? (Автор вводит читателя в тему текста.)

На доске вывешивается запись: Вводная часть (зачин).

- Расскажите, что произошло с колокольчиком и другими такими же цветами? (Учитель ухаживал за цветами, и они стали красивыми.)

- Как назвать часть текста, из которой мы об этом узнали? (Основная часть.)

На доске появляется запись: Основная часть.

- Эта часть текста самая большая. Она может делиться на более мелкие части. Из скольких более мелких частей состоит основная часть нашего текста? (Из двух.)

- Почему? (Сначала мы узнаем о том, как учитель ухаживал за цветами, а потом – о том, какими они стали.)

- Прочтите последнюю часть текста. Зачем она нужна? (Делает текст законченным. Подчеркивает главную мысль.)

- Как называется эта часть? (Заключительная часть или концовка.)

На доске: Заключительная часть (концовка).

4. Орфографическая подготовка.

На доске вынесены слова: беспризорники, чудеса, невдомек, ромашки, васильки, колокольчики.

- Какие орфограммы встречаются в тексте? (Безударные гласные, написание имен собственных, разделительный мягкий знак, сомнительные согласные.)

5. Запись текста в форме свободного диктанта.

Перед записью каждой части необходимо напомнить детям о необходимости её выделять. А так же перед тем как начать писать следующую часть, ученикам необходимо предложить прочесть предыдущую, чтобы части были связаны при передаче содержания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: проверить, насколько прочно сформирован навык правописания слов с разделительным мягким знаком, удвоенными согласными, звонкими и глухими согласными в корне слова, безударными гласными.

Объем диктанта: 44-50 слов.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Тема: Диктант «

1.Самоопределение к деятельности.

Я тетрадь свою открою,
Под наклоном положу,
И от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

2.Постановка темы урока.

Запись числа, заголовка.

3. Знакомство с текстом диктанта.

(Учитель читает текст, весь текст прочитывается выразительно, медленно. Учащиеся слушают, уясняя содержание)

Цель работы: проверить, насколько прочно сформирован навык правописания слов с разделительным мягким знаком, удвоенными согласными, звонкими и глухими согласными в корне слова, безударными гласными.

Объем диктанта: 44-50 слов.

Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковёр из пёстрых листьев. Ласточки, соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Звери спрятались в тепло. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи. (48 слов)

4. Написание текста диктанта. Текст читается отдельными предложениями. Ребенок приступает к записи предложения после того, как оно будет прочитано до конца. Физкультминутка

5. Самопроверка.

Когда весь текст записан, учитель читает текст целиком. Учащиеся выполняют самопроверку.

6. Грамматические задания:

(Задания выдаются на отдельных листочках, либо записаны на доске)

Задание: 1. Подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком. 2. В 4 предложении подчеркнуть грам. Основу. 3. Выписать слова и подобрать проверочные слова: а) безударная гласная, парная согласная, удвоенная согласная.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: проверить, насколько прочно сформирован навык правописания слов с разделительным мягким знаком, удвоенными согласными, звонкими и глухими согласными в корне слова, безударными гласными.

Объем диктанта: 44-50 слов.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Тема: Диктант «

1.Самоопределение к деятельности.

Я тетрадь свою открою,
Под наклоном положу,
И от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

2.Постановка темы урока.

Запись числа, заголовка.

3. Знакомство с текстом диктанта.

(Учитель читает текст, весь текст прочитывается выразительно, медленно. Учащиеся слушают, уясняя содержание)

Цель работы: проверить, насколько прочно сформирован навык правописания слов с разделительным мягким знаком, удвоенными согласными, звонкими и глухими согласными в корне слова, безударными гласными.

Объем диктанта: 44-50 слов.

Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковёр из пёстрых листьев. Ласточки, соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Звери спрятались в тепло. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи. (48 слов)

4. Написание текста диктанта. Текст читается отдельными предложениями. Ребенок приступает к записи предложения после того, как оно будет прочитано до конца. Физкультминутка

5. Самопроверка.

Когда весь текст записан, учитель читает текст целиком. Учащиеся выполняют самопроверку.

6. Грамматические задания:

(Задания выдаются на отдельных листочках, либо записаны на доске)

Задание: 1. Подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком. 2. В 4 предложении подчеркнуть грам. Основу. 3. Выписать слова и подобрать проверочные слова: а) безударная гласная, парная согласная, удвоенная согласная.

Читайте также: