Конспект урока правописание корней 11 класс

Обновлено: 02.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 10 классе ( урок повторительно-обобщающий ).

Правописание гласных в корнях слов

- знать условия выбора проверяемых гласных в в корне слова;

- Знать обязательный минимум слов с непроверяемыми безударными гласными;

- знать классификацию чередующихся корней и условия выбора гласных в них4

- Уметь различать проверяемые и чередующиеся гласные в корне слова;

- уметь правильно писать слова с орфограммами в корне;

- воспитывать любовь к родному языку;

- развивать речь, мышление, логику.

Оборудование: презентация, учебник, карточки.

Организационный момент. ( проверка готовности к уроку и приветствие).

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Урок русского языка.

Жизнь пронесётся, как одно мгновенье,
Её цени, в ней черпай наслажденье.
Как проведёшь её, так и пройдёт.
Не забывай: она твоё творенье.

2. Возникновение мотивации.

- Сегодняшний урок мне хочется начать с чтения притчи. В ней содержится народная мудрость. Давайте её прочтём..

Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.

- Расскажите об отношении каждого рабочего к своему труду и о том, как каждый из них чувствует себя в жизни.

(Первый рабочий несчастен, т.к. для него труд – каторга; второй – спокоен, т.к. он трудится ради своей семьи (в его ответе – спокойное достоинство);

третий горд и счастлив, т.к. служит прекрасной цели.)

3. Актуализация знаний.

- Прочитайте эпиграф и подумайте, к чему призывает Омар Хайям

-Каким образом связана притча и высказывание? (без труда в жизни ничего не добиться)

- Всё в жизни зависит от нас, от нашего трудолюбия, от того, как мы достигаем поставленных целей

Я очень надеюсь, что сегодня мы будем работать в полную силу и наш совместный труд принесёт нам новые знания. Тему нашего урока попробуем определить после орфографической работы.

Работать вы будете в индивидуальных рабочих картах, в которых прописаны все этапы нашей работы и критерии оценивания каждого этапа. Подпишите листы. Также на столах находятся карточки, если вы быстро будите выполнять все задания, вы работаете в них, а в конце урока сдаёте вместе с картами.

Запишем небольшой орфографический диктант.

Пленительный, заря , слагаемое, равнина, согрешить, очарование, канонада, загореть, аромат, забирать, касательная, оптимист

Выделите корни, поставьте ударение

4. Определение темы и целей урока.

- Какие орфограммы встретились у нас в тесте?

- Как проверить безударную гласную в корне слова?

- Каково правописание непроверяемых гласных?

- Как верно написать слова с чередующейся гласной в корне?

- Попробуйте определить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-Какова наша тема? Запишем ее в тетради. (Правописание гласных в корнях слов).

5. Решение проблемы

- Определим план нашей работы, для этого составьте опорную схему, которая может нам помочь при рассмотрении данной орфограммы?

Безударные гласные в корне

– Можно ли найти общий принцип написания букв в корнях? (вывод делают уч-ся)

6. Безударные гласные корня

-Начнём повторение с безударных проверяемых гласных в корне слова.

-Одной чертой подчеркните слова с проверяемой безударной гласной в корне слова Пленительный (плен), согрешить (грех), очарование (чары)

- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании безударной гласной в корне слова?

Безударные гласные корня проверяются ударением, т.е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова.

-Закрепим данную орфограмму, выполнив тест

1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

прил..гать прик..снуться к..ламбур

2.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

изб..рательный пер..одический предпол..гать

3.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

забл..стал р..стение скр..пучий

4. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

оз..рило водор..сли зап..раются

5. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

выт..раться р..шение бл..стеть

Проверим тестовую работу. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Максимальное количество 5 б. Занесли в шкалу оценок. Мы систематизировали наши знания о правописании проверяемых безударных гласных . НО

7. Непроверяемые безударные гласные корня

В русском языке существует много слов, корневые гласные у которых нельзя проверить ударением. Написание таких слов определяется по орфографическому словарю.
Сюда включаются как исконно русские, так и заимствованные слова. Вот некоторые из них: Абориген, антагонизм, бадминтон, бифштекс, бриолин, вестибюль, винегрет, волынка, диапазон, деликатес, дирижабль, демагог, иждивение, инициатива, кабала, криминология, кобура, макулатура, наваждение, обаяние, оказия, оптимизм, панорама, привилегия, палисадник, смятение, туннель

-Попробуйте проверить безударную гласную в корне слова. Значение всех слов вам понятны

-Запишите 5 слов, значение которых вам непонятны. Домашнее задание: из толкового словаря выписать в свой словарик значение этих слов.

-В нашей работе найдите слова , правописание которых надо запомнить, подчеркните волнистой линией.

8. Корни с чередующимися гласными.

-Какие слова у вас остались не подчеркнутыми. заря, слагаемое, равнина, загореть, забирать, касательная

9. Создание проблемной ситуации.

Воспользуйтесь отработанным алгоритмом проверки безударных гласных ударением:

И проверим гласную в корне заря

Отработанный прием не дает результатов: на заданный вопрос получается два ответа. -----Какой же выход найти? (надо знать правило)

- Вспомним правописание корней с чередованием

Оцените свою работу до 5 баллов

-От чего может зависеть правописание корней с чередованием.

- Как появились корни с чередованием в русском языке, расскажет Алина

Откроем учебник п.20 стр 65 , прочитаем теорию, дополним таблицу корнями с чередованием, которые не встретились в орфографическом диктанте. Работаем в парах, можете обсудить спорные моменты. Слова- исключения также заносим в таблицу.

Выбор гласной зависит от ударения

Выбор гласной зависит от последующих букв и сочетаний букв

Выбор гласной зависит от суффикса А, стоящего за корнем

Выбор гласной зависит от значения корня

-ГОР- - -ГАР-, в безуд. положении О. Искл.: выгарки, изгарь, пригарь.

-ЛАГ- - ЛОЖ-, перед Г – А, перед Ж-О. Искл.: полог.

-БЕР- - БИР-, -ДЕР- - -ДИР,

-ЧЕТ- - -ЧИТ-, в корне пишется И, если за корнем стоит суффикс А. Искл . : сочетать, сочетание.

-МАК- - «погружать в жидкость.

- КЛОН- - -КЛАН-, в безуд. положении О.

-РАСТ_ - РАЩ- - РОС-, перед СТ-А, перед Щ-А, перед С-О. Искл.: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

-КОС- - -КАС-, в корне пишется А, если после корня стоит суффикс А.

-ТВОР- - -ТВАР-, в безуд. положении О. Искл. : утварь.

- СКАК- _ -СКОЧ-_, перед К-А, перед Ч-О. Искл.: скачок, скачу.

-ПЛОВ- - только в словах пловец, пловчиха,

-ПЛЫВ-, только в слове плывуны. В остальных слу-чаях пишется А.

-ЗОР- - -ЗАР-, в безуд. положении А. Искл.: зоревать.

Расскажите о правописании корней с чередованием, которые нам сегодня не встречались.

10. Закрепление повторенного материала.

Закрепим данный материал, выполнив графический диктант

Я читаю слова и словосочетания, ваша задача определить слово в котором находится корень с чередующейся гласной и вписать в лист ответа только гласные буквы: а/о, е/и.

замирать от счастья

маленький росточек

поравняться с прохожим

постелить скатерть

непромокаемый плащ

написать изложение

слегка прикасаться

Благотворительный

10. заниматься в секции

- Возьмите работу соседа. Выполним взаимопроверку. За каждый правильный ответ 1 б – максимально-10 баллов

Отметим получившийся результат в листе самоанализа.

11. Рефлексия учебной деятельности

– Какие затруднения мы испытали? Правописание слов с ошибками, объясните своему соседу.

-Мы обобщили и систематизировали знания о правописании корней. Давайте вернёмся к притче , которую читали в начале урока.

- Найдите слова с орфограммами, которые мы повторили на уроке. Докажите свою точку зрения. Объясните расстановку знаков препинания.

Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.

12 Домашнее задание. Параграф 19-20, упр.104, выучить таблицу, записать из толкового словаря значение 5 слов


· отработка навыков правописания корней, повышение качества знаний при индивидуальной и коллективной работе учащихся; активизация познавательной деятельности учащихся.

· развивающие: развитие умственной деятельности учащихся; умения применения полученных знаний

· воспитательные: воспитание интереса, уважения к русскому языку; формирование навыков сотрудничества, воспитание навыков самоконтроля, стремления к самосовершенствованию.

Ход урока

I. Организационный этап.

ЧТО-ТО СТРАННОЕ ПРОИСХОДИЛО ВОКРУГ: ВЕТЕР ТО НАЛЕТАЛ НА ПРОХОЖИХ, ТО СЛЕГКА КАСАЛСЯ ЛИСТЬЕВ ДЕРЕВЬЕВ, ТО ЗАМИРАЛ НА НЕСКОЛЬКО МГНОВЕНИЙ.

Психологический настрой обучающихся

3. Словарная работа.

Толерантность - терпение к чужому мнению, культуре, религии; снисхождение.

Приведи пример. В арабском языке толерантность определяется как прощение, мягкость, милосердие, благосклонность, расположенность к другим.

Булат Шалвович Окуджава(1924-1997)

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не надо опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты -

Ведь это все любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно

То вместе, то поврозь, а то попеременно.

Не нужно придавать значения злословью -

Повторение орфографии. Правописание корней (разработка урока)

Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить, во всем другу потакая, -

1. лестное замечание в адрес кого-либо, похвала;

2. традиционный поклон артиста в ответ на вызов зрителей.

Приведи пример. Давайте говорить друг другу комплименты.

4. Орфоэпический диктант (орфоэпический минимум для ЕГЭ):

аэропОрты, бАнты, дефИс, включИт, граждАнство, обеспЕчение, позвонИт,

призЫв, Отрочество, слИвовый, тОрты, чЕрпать, экспЕрт, срЕдства, донЕльзя.

Словарный объяснительный диктант (по цепочке объяснение)

Холодок, поседеть от горя, абажур, винегрет, галерея, привилегия, жюри, шЁпот, шЁл, чЁлка, шоколод, шофЁр, цИрк, панцирь, вестибюль вычитать, загорелый, положить, вырастить, касаться, запереть.

-Какие орфограммы встретились в работе? Каковы цели и задачи нашего урока?

Кто сформулирует тему урока?

(ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ ОРФОГРАФИИ--ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ)

ЧТО ИЗУЧАЕТ ОРФОГАФИЯ-

(РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ, в котором излагается СИСТЕМА ПРАВИЛ НАПИСАНИЯ СЛОВ. СТРОГОЕ СОБЛЮДЕНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ)

Для чего это нам нужно? Ответы учащихся (Для сдачи экзаменов , чтобы быть просто грамотным)

III. Повторение и систематизация знаний

1. Актуализация знаний.

а) Что нужно знать о правописании безударных гласных, в корне?

ОБРАТИМСЯ К СХЕМАМ, ТАБЛИЦАМ (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ)

-а - (- я-)---им -, -ин - (сжимать, начинать, снимать, приминать)

-мак (о погружении в жидкость) - мок (становиться влажным)

- плав - плов - а - пишется всегда, кроме слов пловец, пловчиха

- клан-клон, твар - твор - под ударением может быть и а, и о, без ударения - только о

-равн (одинаковый) - ровн (гладкий, прямой)

- скак - скоч - в безударном положении а пишется перед к, а о перед ч

- зар - зор в безударном положении - а

- гар - гор в безударном положении – о

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕНОКОСНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД" РАЗДОЛЬНЕНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ПОВТОРЕНИЕ ОРФОГРАФИИ. ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ.

Урок русского языка в 11 классе

Урок подготовила

Старикова Галина Станиславовна,

учитель русского языка и литературы

Раздольненского района

Республики Крым

с.Сенокосное,2016г.

Урок № 125 Класс 11 Дата 10.03.16г.

ТЕМА. ПОВТОРЕНИЕ ОРФОГРАФИИ. ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ.

образовательные: систематизация и углубление знаний, умений по орфографии; формировать умение применять знания по орфографии при написании корней,

отработка навыков правописания корней , повышение качества знаний при индивидуальной и коллективной работе учащихся; активизация познавательной деятельности учащихся.

развивающие: развитие умственной деятельности учащихся; умения применения полученных знаний

воспитательные: воспитание интереса, уважения к русскому языку; формирование навыков сотрудничества, воспитание навыков самоконтроля, стремления к самосовершенствованию.

I. Организационный этап.

ЧТО-ТО СТРАННОЕ ПРОИСХОДИЛО ВОКРУГ: ВЕТЕР ТО НАЛЕТАЛ НА ПРОХОЖИХ, ТО СЛЕГКА КАСАЛСЯ ЛИСТЬЕВ ДЕРЕВЬЕВ,ТО ЗАМИРАЛ НА НЕСКОЛЬКО МГНОВЕНИЙ.

Психологический настрой обучающихся

3. Словарная работа.

Толерантность - терпение к чужому мнению, культуре, религии; снисхождение.

Приведи пример. В арабском языке толерантность определяется как прощение, мягкость, милосердие, благосклонность, расположенность к другим.

Булат Шалвович Окуджава(1924-1997)
Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты -
Ведь это все любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью -
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем другу потакая, -

Комплимент (франц.) -

лестное замечание в адрес кого-либо, похвала;

традиционный поклон артиста в ответ на вызов зрителей.

Приведи пример. Давайте говорить друг другу комплименты.

4.Орфоэпический диктант (орфоэпический минимум для ЕГЭ):

аэропОрты, бАнты, дефИс, включИт, граждАнство, обеспЕчение, позвонИт,

призЫв, Отрочество, слИвовый,тОрты,чЕрпать,экспЕрт, срЕдства, донЕльзя.

Словарный объяснительный диктант ( по цепочке объяснение)

Холодок, поседеть от горя, абажур, винегрет, галерея, привилегия, жюри, шЁпот, шЁл, чЁлка, шоколод, шофЁр, цИрк, панцирь, вестибюль вычитать, загорелый, положить, вырастить, касаться, запереть.

-Какие орфограммы встретились в работе? Каковы цели и задачи нашего урока?

Кто сформулирует тему урока?

(ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ ОРФОГРАФИИ--ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ)

ЧТО ИЗУЧАЕТ ОРФОГАФИЯ-

(РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ, в котором излагается СИСТЕМА ПРАВИЛ НАПИСАНИЯ СЛОВ. СТРОГОЕ СОБЛЮДЕНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ)

Для чего это нам нужно? Ответы учащихся (Для сдачи экзаменов ,чтобы быть просто грамотным)

III.Повторение и систематизация знаний

1.Актуализация знаний.

а) Что нужно знать о правописании безударных гласных, в корне?

ОБРАТИМСЯ К СХЕМАМ,ТАБЛИЦАМ (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ)

Теоретическая информация

-а - (- я-)---им -, -ин - (сжимать, начинать, снимать, приминать)

-мак (о погружении в жидкость) - мок (становиться влажным)

- плав - плов - а - пишется всегда, кроме слов пловец, пловчиха

- клан-клон, твар - твор - под ударением может быть и а, и о, без ударения - только о

-равн (одинаковый) - ровн (гладкий, прямой)

- скак - скоч - в безударном положении а пишется перед к, а о перед ч

- зар - зор в безударном положении - а

- гар - гор в безударном положении – о

(У КАЖДОГО НА ПАРТЕ папки с раздаточным материалом,ТАБЛИЦЫ НА ДОСКЕ)

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

IV.Закрепление материала.

1.НЕОБХОДИМО РАЗЛИЧАТЬ СОЧЕТАНИЯ С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ И БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА.

1.РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ. 2 учащихся работают у доски,остальные на месте.

2. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

Упражнение 560 страница377-378 (Учебник Бабайцевой В.В.)

3. РАБОТА В ПАРАХ.

Вставьте буквы, объясняя выбор, запишите:

Раздр…жать пов…дением, разр…дить руж…ё, ув…дать изд.…ли, ут..хать п…ст…пенно, разв…ваться н…рмально, бл…г…сл…влять на подвиг, уг…дить маме, прив…сти к общему знаменателю, оз…мь посеяли, щ…пать лучину, п…ры воздуха, об…яние личности, пок…рать врага, ч…столюбие, пос…деть в сквере, пол…скать щ…нка, отв…рить двери , прор…дить морковь на грядке, оп…лить гуся, спл…титься для общего дела, зат…ить обиду, призн…вать заслуги, про…вить м..лосердие.

А)ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Глазами нарисовать 8, написать своё имя.

в) Фонетическая зарядка

- Что любит панда?

Пальма (2 слога..4 согл)

- Самый густонаселённый город в мире.

Пекин (все согласные глухие)

- Какая птица спит в воздухе?

Стриж (в конце слова есть сомнительный согласный звук)

5.Какие орфограммы в корне слова

(БЕЗУДАРНЫЕ гласные провер.ударением, непроверяемые безуд.гласные, чередующиеся гласные)

ПО КАКОМУ ПРАВИЛУ ПИШУТСЯ КОРНИ С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ гласными?

(ПРАВОПИСАНИЕ ЗАВИСИТ от согласной в корне раст,ращ,рос;лаг-лож;от наличия\отсутствия ударениягор,клон,зар;от от суффикса А после корня; от лексического значения(Скак\скоч;мак\мок,пллав\плов, равн\ровн (подровнять-сделать гладким,ровным)

5.ЗАДАНИЕ Вставьте пропущенные буквы.Объясните о чего зависит выбор гласной в словах с чередованием в корне. Выберите нужное объяснение,поставьте знак+ в таблице.

Выбор гласной в словах с чередованием в корне зависит

от согласной в корне

от наличия/отсутствия ударения

от суффикса -а-после корня

от лексического значения

Упражнение 564 стр378 ,используя таблицу,схемы

ВЗАИМОПРОВЕРКА.

6.Дифференцированные задания

Вариант 1 ( для слабых:неосложненное списывание);

Задание Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения.

Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль. отраслевая промышленность, нарастающая скорость, обложной дождь, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, предположение отпадает, возложить к подножию памятника выращенные цветы, несчастье коснулось и его, подошел к зарослям камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, жук расположился на блестящем листе кувшинки, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение кости, растительный покров, слабый росточек.

Вариант : 2 Осложненное списывание

Задание . Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.

Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка.

7. Контроль знаний.

Задания из ЕГЭ 2015. Работа по вариантам: А15.

В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

абс…лютый, ост…лбенеть, зан…маться

авиак…мпания, ск…пившийся, пл…вец

автом…тизировать, обн…вляясь, стр…жайший

б…лагурить, приск…кать, сл…жившийся

соб…рутся, заг…релый, к…ммерсант

к…пошится, предв…рительный, скл…ниться

с…туация, ср…жаться, б…седующий

см…гчение, увл…кательный, упр…стить

вызв..лить, выр..стающий, предст..вительный

вл..стелин, пок..рать, укр..титель

пок..ряющий, з..ря, провозгл..шать

упл..тняя (бетон), к..саться, к..мпаньон

спец..алист, р..комендация, изб..рательный

кр..терий, употр..бить, г..сударственный

т..рритория, оп..раться, р…внение

мот..вировать, б..зироваться, произн..шение

1. В каких словах пишется буква а?

г) выр_стить; г,д

2. В каких словах пишется буква о?

б) выск_чка; б,д

д) подск_чить.

.3. В каких словах пишется буква а?

а) Предл_гать; а,в

в) прил_гательное;

4. В каких словах пишется буква о?

а) Прик_сновение; а,б

5. В каком слове пишется буква е?

а) Соб_раться (в экспедицию);

б) ст_ральный порошок; д

в) душеразд_рающий (крик);

д) прот_реть (глаза).

8. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Проведите работу по определению основной проблемы. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

…Чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам.

Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия.

Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что чувство это врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

(Д.Гранин). (МОЖНО ОБЪЯВИТЬ ДОМ.ЗАДАНИЕ)

IV. Подведение итогов урока

( Об умении применять знания при написании орфограмм).

- Какие цели мы ставили в начале урока? Что нового узнали? Достигли ли цели, которую намечали для себя?

Молодцы ,Спасибо за урок. Выставление оценок

V. Определение и разъяснение домашнего задания.

2.Упр.557.Составить 3 предложения. Объяснить значение незнакомых слов по словарю.

3.Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора текста.(Д.Гранин) Объясните, почему. Ответ аргументируйте, опираясь на свой читательский ОПЫТ.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

2) формировать навыки самостоятельной работы, самопроверки и самооценки учебного труда;
3) включить учащихся в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе.

Задачи:
1) уметь находить и объяснять орфограммы в корнях слов;
2) развивать умение видеть и находить в художественном тексте слова с изученной орфограммой;
3) формировать умение пользоваться изученным материалом на ЕГЭ при выполнении задания № 9.

Донельзя, завидно, премировать, обеспечение, облегчить, плодоносить, поутру, принудить, разогнутый, раскупорить, свекла, сливовый, согнутый, асимметрия, избаловать, блокировать, включит, газированный, гофрированный, дефис, дремота.

Повторение алгоритма выполнения задания № 9. ( устная работа)

Внимательно прочитайте задание, поймите, слова по какому правилу должны быть в ряду: проверяемые гласные в корне, непроверяемые гласные или чередующиеся.

Используйте метод исключения : если в ряду нашли слово по другому правилу, переходите к следующему ряду. Так вы значительно сократите время.

В ответе должно быть несколько цифр , поэтому внимательно рассматривайте слова каждого ряда, не пропустите верный ответ.

Если нужно найти ряды с чередующимися гласными , то вспомните эти корни, не перепутайте их с проверяемыми гласными (например, кас аться и кос нуться — это чередующиеся гласные в корне, а кос ить — это проверяемая — кОс ит).

Если нужно найти ряды с проверяемыми или непроверяемыми гласными в корне, то сначала найдите ВСЕ гласные в корне. Если хотя бы одна из них подходит по правилу, то данное слово будет правильным для ответа.

Работа с интерактивной доской.

Рассмотрим примеры.

1) расстилать, угореть, блистать

2) фестиваль, занимать, угрожать

3) прославлять, ростовщик, смородина

4) прикосновение, изложение, подравнять

5) точилка, фармацевт, выгореть

Найдём ряды, в которых «выпадают «слова, то есть в них нет чередующихся гласных.

1) расстилать, угореть, блистать

2) фестиваль (непровер.) , занимать, угрожать (угрОза)

3) прославлять (слАва) , ростовщик, смородина (непровер.)

4) прикосновение, изложение, подравнять

5) точилка (тОчит) , фармацевт (непровер.) , выгореть

1) фестиваль, вершина, обласкать

2) мотив, удивлять, акварель

3) провинциальный, вокзал, творец

4) скользить, экспрессивный, смирение

5) создавать, лекционный, замолчать

1) роскошный, минимальный, вариант

2) компьютер, процедура, симметрия

3) психология, диагностировать, амнистировать

4) профиль, таможенник, вальсировать

5) дефицит, легион, канонада

3.Закрепление. Выполнение тестов ( самопроверка, взаимопроверка)

1. документ, горизонтальный, аннотация
2. расстегнуть, смотритель, отказаться
3. патриот, гипербола, эксперимент
4. полагать, палисадник, очертания
5. костер, ресницы, ветеран

1. патриотический, выкосить, обмакнуть
2. вандализм, гористый, сожаление
3. реализм, осложнять, бахрома
4. примириться, обогащаться, измерять
5. очаровать, утварь, протереть

1. отмирающий, скачок, озарение
2. помириться, загорелый, водоросли
3. единение, абажур, смотритель
4. скакуны, блестящий, поплавок
5. поравняться, равнина, творение

1. полагать, эгоист, пловец
2. зачинатель, подровнять, вычитать
3. пригорел, гористый, приложение
4. наклонился, опирался, скакуны
5. зарница, вымочить, касательная

1. реализм, поплавок, фанатизм
2. соловей, веранда, карьерист
3. догоравший, расстелить, очаровать
4. реликвия, багряный, коварный
5. академия, комплимент, контраст

1. утварь, горизонт, перила
2. равнина, приложение, вычитание
3. доверительно, растворитель, вереница
4. протирать, ростовщик, принимающий
5. эклектизм, коридор, плавник

1. Консервировать, привязаться, обороняться
2. ворсистый, сетевая, раскаленный
3. неисчерпаемый, сомневаться, преклоняться
4. появились, дезертир, дилетант
5. возникновение, скрипучий, горизонтальный

1. выложен, скачок, отложения
2. клевета, гармония, вдалеке
3. непромокаемый, лаконичный, фантазия
4. собирательство, горелый, выращенный
5. раздерут, сминать, растение

1. успокоение, симпатичный, поросль
2. редколесье, оглавление, томительный
3. обрамление, потеплевший, умирающий
4. помолодел, сохранение, интересует
5. простейший, зеркальный, располагается

1. увлекаться, осложнять, единение
2. огорчения, покосившийся, идеалист
3. протереть, аккордеон, обжигание
4. специализация, прославляют, озаренный
5. тряслись, смотревший, напряженный

Чередующиеся гласные в корне одна из сложных тем для запоминания из-за большого количества корней слова. Но для большинства случаев достаточно воспользоваться следующей таблицей, в которой корни классифицированы по условиям, влияющим на чередование гласной:

Гласная в корне

1 группа. Корни с четко регламентируемым выбором
написания гласной в безударном положении

  • -ГАР-/-ГОР — (значение: температура) Правило: без ударения О . Пример: загорелый. Омонимы: огорчить, гора.
  • -КЛАН-/-КЛОН — Правило: без ударения О . Пример: поклониться.
  • -ТВАР-/-ТВОР- (значение: создать) Правило: без ударения О . Пример: творение. Исключение: утварь . Омонимы: отварить (яйцо), отворить/ затворить (дверь). Примечание: Этимологически (исторически) в этих омонимах корень -вор- (воръ = ворота, забор). С течением времени самостоятельное значение корня перестало осознаваться и произошло переразложение морфем.
  • -ЗАР-/-ЗОР- Правило:без ударения А . Пример: озарение.
  • -ПЛАВ-/-ПЛОВ- Правило:без ударения А . Пример: сплавлять. Исключение: пловец, пловчиха.

2 группа. Корни, написание которых определяется
наличием последующего суффикса —А-

  • -КАС-/-КОС- (значение: дотрагиваться) Правило: есть суффикс -а-, пиши А, нет суффикса -а-, пиши О . Примеры: касаться, коснуться. Омонимы: косой (взгляд), косить (траву).
  • -БЕР-/-БИР — (значение: брать) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: соберу — собирать. Исключение: побирушка . Омонимы: беречь
  • -ДЕР-/-ДИР- (значение: драть) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: раздеру — раздирать. Омонимы: держать.
  • -ПЕР-/-ПИР- (значение: нажимать) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: подпереть — запирать. Омонимы: перочинный.
  • -МЕР-/-МИР- (значение: исчезать) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: умереть — замирать. Омонимы: мерять, мирить.
  • -ТЕР-/ТИР- (значение: тереть) Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: вытереть — растирать. Омонимы: терять (ключ), терпеть (боль).
  • -БЛЕСТ-/-БЛИСТ — (значение: сверкать) Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: блестеть — блистать.
  • -ЖЕГ-/-ЖИГ — (значение: огонь) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: зажёг — зажигать.
  • -СТЕЛ-/-СТИЛ- (значение: стелить) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: застелить — расстилать.
  • -ЧЕТ-/-ЧИТ- (значение: числа) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: расчёт —рассчитывать. Корень -чит- (значение числа) всегда с приставкой с-. Исключение: сочетать, сочетание . Омоним: читать (книгу).
  • — А-(-Я-)/-ИН-(-ИМ-) Правило:Есть суффикс -а-, пиши ИМ или ИН. Примеры: поднять — поднимать.

3 группа. Корни с четко регламентируемым выбором
написания гласной в безударном положении

  • -ЛАГ-/-ЛОЖ- (значение: класть) Правило : перед Г пиши А, перед Ж пиши О . Примеры: излагать, изложить. Исключения: полог . Омонимы: наслаждение, ложный.
  • -РАСТ-/-РОС-/-РАЩ- (значение: увеличиваться) Правило:перед СТ и Щ пиши А, перед С пиши О . Примеры: растение, выращенный, выросли. Исключения: росток, на вырост, ростовщик, подростковый, отрасль . Омонимы: растаять, расстояние.
  • -СКАК-/-СКОЧ- правило: перед К пиши А, перед Ч пиши О . Примеры: скакать, выскочка. Исключения: скачок, скачу.

4 группа. Корни, в которых выбор гласной
зависит от значения слова в контексте

Пояснения и дополнения.

Иллюстративная таблица случаев чередования.

Чередующиеся гласные в корне

Читайте также: