Конспект по теме библия

Обновлено: 05.07.2024

1.2. Богодухновенность Библии.

4) Наконец, существует различие между некоторыми принципами Ветхого и Нового Завета. Оно столь очевидно, что в древности даже были особые еретики, считавшие, что в ВЗ, в отличие от Евангелия, с людьми говорил другой, злой бог. Сие заблуждение также связано с непониманием двузначности Библии. Бог во все времена один и тот же. И — в пику крайним протестантам — цели и намерения в отношении человека у Него во времена обоих Заветов тоже одинаковы: спасение и вечная жизнь. Но сам человек проходит в историческом бытии огромный путь, который можно обозначить схематически: рай — отпадение от Бога — язычество (и даже сатанизм) — воспитательная дисциплина ВЗ Закона — спасительная свобода в НЗ любви Божией. Так что меняется не Откровение, а уровень его постижения человеком. Можно сказать и по другому: Бог открывает человеку знание о Себе настолько, насколько человек может вместить.

1.3. Понятие о Предании.

Каковы же условия правильного восприятия Священного Писания? Среди них необходимо выделить религиозные и научные принципы.

Истолкование Писания в свете Предания означает несколько важных положений. Во-первых, каждую книгу ВЗ и НЗ нельзя рассматривать в отрыве от главной идеи Библии, касающейся нашего спасения и от целокупного библейского видения взаимоотношений Бога и человека.

Буквальное толкование, естественно, связано с прямым восприятием библейского текста. Удобнее всего на этом уровне рассматривать нравственные заповеди и советы, а также конкретные исторические события.

Духовное толкование текста относится либо к нравственному размышлению относительно человечества в целом, своего народа, истории своей страны, либо к личному молитвенному и покаянному деланию. В любом случае духовное осмысление текста становится важным уроком в оценке прошлого и для созидания будущего.

Немаловажное значение имеет также проблема авторства различных книг, входящих в Библию. По большому счету, из понятия богодухновенности следует, что для спасения не имеет принципиального значения, кто именно написал ту или иную книгу Библии, когда известно, что Автор откровения — Сам Бог. До эпохи научно-критического исследования библейского текста большинство толкователей настаивало на том, что несомненный автор книги указан в заголовке: Пятикнижие Моисеево написал Моисей, Премудрость Соломона — Соломон и т. д. В настоящее время серьезная библейская наука, развивавшаяся последние десятилетия в основном на Западе, в любой книге ВЗ может выделить множество временных и стилистических наслоений и смысловых несоответствий. В отношении Пятикнижия самое простое соображение звучит так: как мог Моисей быть единственным автором, если в конце Второзакония сообщается о его смерти? (Иногда, правда, можно услышать, что он предвидел свою смерть и описал ее (!)). Хотя в том же Пятикнижии есть множество постановлений, совсем не относящихся в историческом смысле ко времени странствования иудеев по пустыне. Книга пророка Исайи не только в историческом, но и в богословском смысле разделена на две части, одна из которых относится к эпохе задолго до пленения, а другая — к концу 70-летнего Вавилонского плена. Книга Иова написана примерно в V в. до Р. Х., а описывает жизнь праведника, жившего примерно за 500 лет до написания книги. Книга пророка Даниила написана во II в. до Р. Х., а сам Даниил жил, по преданию, в эпоху царя Навуходоносора. Примеры можно продолжать.

Кроме этого, нужно иметь в виду, что в древности существовал обычай, в корне противоположный современному представлению об авторских правах. Часто священный писатель, одухотворенный человек, в силу того смиренного представления, что его имя ничего не значит рядом с величием открывшейся Истины, а может быть и потому еще, чтобы придать книге больший авторитет, привлечь к ней внимание, надписывал свое творение именем известного библейского праведника: Еноха и Ноя, Моисея и Соломона, как бы беря их в свидетели своего права возвещать Божие слово (правда, этим могли пользоваться и недобросовестные еретики, особенно в новозаветное время, так что Церкви приходилось вырабатывать критерии, объясняющие, почему, например, образ Христа искажен во всевозможных евангелиях от Петра и Фомы).

Наконец, реабилитировать практику соотнесения той или иной книги Библии с определенным лицом может тот факт, что в древности сакральные тексты запрещалось записывать, и потому весьма возможно, что ядро повествования действительно восходит к данному лицу, а исторические несостыковки возникли в ходе редактирования текста.

Т. о., если мы видим в заглавии книги имя автора, то это может означать следующее:

— книга действительно написана этим человеком;

— книга в основании своем имеет откровение, учение, принципы, открытые упомянутым человеком, но в течение длительного периода подверглась обработке;

— книга написана в духе мудрости данного человека и посвящена ему, она — как бы продолжение его мыслей;

— сей человек является не автором, а героем книги.

1.4. Структура Книги. История переводов.

Цель : осмысление учащимися значения для христиан книг Ветхого и Нового Заветов.

- знакомство обучающихся с Библией и главными книгами, её составляющих (Евангелие как часть Священного Писания Нового Завета);

-формирование представления о духовно-нравственных ценностях Библии для христиан;

- развитие речи, живого образного мышления, умения находить нужную информацию в тексте, работать в группе.

УУД: Познавательные : иметь представления о терминах и понятиях: Библия, Священное Предание, Священное Писание, Евангелие, евангелисты, христиане;

Регулят:ивные :овладевать умением работы с карточками по определению и классификации новых терминов и понятий; уметь находить в текстах произведений библейские сюжеты.

Личностные: стремление к пониманию и осознанию важности православной веры в повседневной жизни наших предков;

Опорные понятия урока.

Библия, Евангелие, Священное Писание, Ветхий Завет, Новый Завет, христианин, пророк, апостол, откровение.

Стихотворение читает ученик .

В минуту жизни трудную,

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

С души как бремя скатится,

И верится и плачется,

И так легко, легко

( Обучающиеся указывают номер вопроса и букву ответа)

1).Что такое молитва ?

А) требование у Бога исполнения своих желаний;

Б) обращение человека к Богу;

В) обращение Бога к человеку.

2). Христиане молятся, чтобы

А) стать ближе к Богу;

Б) показать свою уникальность;

В) чтобы Бог даровал земные блага.

А) потому что Бог любит людей как Отец;

Б) потому что считают, что Бог, как Отец, обязан помогать каждому человеку;

В) потому что хотят подчеркнуть, что являясь детьми Бога, они лучше других.

А) облако; Г) космос;

Б) рассвет; Д) ангел;

В) Царство Божие; Е) галактика

А) её даровал людям Господь Иисус Христос;

Б) в ней говорится о Боге;

В) она обращена к Господу.

Проверка тестового задания.

- Знаете ли вы значение слов, определяющих тему сегодняшнего урока?

- Кто по вашему мнению является христианином? (размышления обучающихся)

4. Работа с текстом учебника.

(с. 16) и запишите определение понятий в рабочих тетрадях.

Священное Писание – записи, сделанные пророками

Время Ветхого Завета – время ожидания прихода Христа.

- Кто такой пророк? Каких пророков вызнаете?

Дополнительный материал, подготовленный обучающимися.

Пророки — люди, избранные Богом. Они имеют особый дар – слышать, что говорит им Бог. Пророки совершали чудеса, писали священные книги, воспитывали в народе благочестие и веру, призывали к покаянию, предсказывали грядущие события.

Ветхозаветный пророк Исайя предсказал рождение Спасителя и страдания Иисуса Христа. С именем пророка Ильи связаны такие явления природы, как гроза и молния. Считается, что в это время Илья Пророк едет по небу в своей колеснице. Такое представление о нём связано с преданием о том, что Господь взял его живым на небо, прислав за ним колесницу, запряжённую огненными конями. Ветхий Завет повествует о делах многих пророков, но древние евреи особо почитали пророка Моисея.

27 книг – Священное писание Нового Завета. Составляют 4 книги Евангелия и книги, написанные апостолами.

Священное писание – записи, сделанные апостолами.

Апостолы – первые ученики Иисуса Христа (посланники).

Евангелие – добрая весть.

Время Нового Завета – описание жизни, учения и дел Иисуса Христа.

Откуда мы знаем о Жизни Спасителя Иисуса Христа и об основах Его вероучения? Они изложены в четырёх Евангелиях: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Именно эти книги были признаны священными, а также книги Апостол (Деяния святых Апостолов) и Псалтирь. Книги, составленные на основании Священного Писания и Священного Предания отцами и учителями Церкви, называются церковно-богослужебными.

В состав Евангелия входят также Соборные послания, Послания апостола Павла и Откровение Иоанна Богослова. Несмотря на их малый объём, творения эти неистощимо богаты по обилию передаваемых ими фактов и речей. Иисус Христос ничего не скрывал от Своих учеников и был открыт им. Они слышали Его слова, были свидетелями неодолимой божественной силы Его, поняли скрытую причину Его страданий и скорбей, видели Его славу в Воскресении, признали в нём Бога и все эти знания передали нам.

5. Работа с учебником.

- Узнайте на страницах учебника, какие знаки изображены на каждом из четырёх Евангелиях и что повествуют апостолы на этих страницах?

У Матфея изображён человек, и его книга раскрывает образ Иисуса Христа, подчёркивая его человеческие страдания.

У Марка – лев. В Евангелие говорится о чудесах Христа, о Его высшей царской власти.

У Луки – телец. В книге подчёркивается жертвенность Иисуса Христа.

У Иоанна – орёл, который является символом высоты мысли.

- Узнайте в тексте, что такое откровение и как Бог может открываться людям?

6. Работа с притчей.

Притча – бытовая, житейская история, в которой заложен очень важный для человека нравственный урок.

Работа в группах.

Знакомство с притчей «Суд царя Соломона.

- Назовите героев притчи?

- С какой просьбой обратились женщины к царю?

- Как и какие слова произносили женщины в ответ на предложение Соломона?

- В чём заключается мудрость разрешения спора?

Чтение текста притчи по ролям.

Выполнение иллюстраций к притче.

Один из мыслителей и писателей придумал список вопросов, который определял самые ценные для опрашиваемых по этому списку вещей. Один из вопросов звучит так: какие книги вы бы взяли с собой на необитаемый остров? Подумайте, какую книгу чаще других называли опрашиваемые люди (среди них были величайшие учёные, поэты, философы)? (Ответ: Библия)

Почему именно эту Книгу выбирали опрашиваемые?

- Что нового и полезного вы сегодня узнали на уроке?

- Какими сведениями вам хотелось бы поделиться дома со своими близкими?

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Слышали ли вы раньше слова Библия? Евангелие? Что такое Библия? Что такое Евангелие?

Загадка Подбери родственные слова слову откровение : откровенный открыть открытка открутить окоротить отрок открытие отречение покров открыться короткий

Откровением называют такие моменты, когда что-то очень важное находит нас и становится очевидным. Иногда красота природы открывается людям. Иногда люди открываются друг другу. Христиане же говорят об откровении Бога через Библию.

Христиане – люди, которые верят в Иисуса Христа

Библия Новый Завет Ветхий Завет

Ветхий Завет Как Бог сотворил мир Адам и Ева (их дети: Каин и Авель) Ной и его ковчег, всемирный потоп Вавилонская башня Авраам Исаак Исав и Иаков братья и Иосиф Иосиф в Египте (Жена Потифара, темница, разгадка снов фараона, израильтяне в Египте, рабство) Моисей,

Объяснительная записка к конспектам по Священной Библейской Истории Нового Завета

“Бог избрал нас прежде создания мира, определил к получению

спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа”

Библейская история Ветхого Завета заканчивается всеобщим ожиданием пришествия Мессии.

Главной темой Священного Библейской истории Нового Завета является спасение человечества Мессией. Евреи, пережившие целый ряд чужеземных пленений и находившиеся под игом Рима, надеялись видеть в Мессии своего национального царя-завоевателя, который соберет рассеянные колена Израилевы, покорит все народы, прекратит войну на земле и избавит людей от всех бедствий. Так же и язычники: греки, римляне, персы и другие народы мира были полны ожидания явления в мир некоего Избавителя, который устроит на земле мир и торжество справедливости. Эти народы, знакомые с иудейскими чаяниями о Мессии, ожидали, что из Иудеи выйдет царь, который покорит весь мир и осуществит на земле тот золотой век, о котором мечтали и писали их философы.

И вот, когда наступило определенное Богом время, Он послал Сына Своего Единородного, Который родился от Девы, принял человеческое естество и пришел к людям для их спасения.

Пришествие предуказывали многие события ветхозаветного времени. Исполнились древние пророчества: три царства – Вавилонское, Персидское и Греческое уступили место, по толкованию пророка Даниила об истукане, царству железному – Римскому ( Дан. 2, 4 ). Отошел скипетр от Иуды и царствование перешло к идумеянину Ироду. Первосвященники ставились не из рода Аарона, а назначались римской властью.

Так же в жизни и деятельности Христа Спасителя почти с буквальной точностью стали исполняться ветхозаветные пророчества о Самом Мессии и о многих обстоятельствах Его земной жизни и Его служении роду человеческому.

Так, еще прежде явления в мир Христа, прежде зачатия и рождения Спасителя, об этом событии было предсказано в Ветхом Завете. В этих предсказаниях пророчески было предуказано: Кто, и Кем будет Мессия Христос, указывалось пророчески время и место его рождения и обстоятельно изображалась Его просветительная и спасительная для людей деятельность; Его учение, чудеса и, наконец, подробно и обстоятельно описывался Его искупительный подвиг – крестные страдания, смерть, Воскресение и Вознесение на небо. Об исполнении этих пророчеств и пойдет разговор в курсе Священной Библейской истории Нового Завета.

По верованию Церкви и в полном согласии с Евангельской историей, Иисус Христос – второе лицо Святой Троицы, по предвечному Божественному совету “воплотившийся от Святого Духа и Марии Девы и вочеловечивыйся” 344 , в предусмотренный божественным промыслом исторический момент явился на землю, как человек.

Событие это можно рассматривать с двух сторон. Оно стало явлением в мир Богочеловека Христа через таинственное воплощение от Святого Духа и чудесное рождение от Пречистой Девы Марии. Оно непостижимо для человеческого разума и воспринимается нами только верою. Но само рождение Иисуса Христа во плоти от Девы в определенный момент времени и в определенном на нашей земле месте – есть исторический факт, и как таковой доступен нашему пониманию и изучению; тем более, что событие – пришествие в мир Христа Спасителя произошло при обстоятельствах, хотя и чудесных, но вполне реальных и в согласии с действительностью, засвидетельствованной как исторический факт.

Одною из наиболее характерных особенностей свидетельства Иисуса Христа о Себе является Его учение о Себе, как о Лице, на Котором и через Которого были исполнены все ветхозаветные Обетования и пророчества о Нем, как о Спасителе мира. Таким свидетельством Он ставит Ветхий Завет в прямую связь с Новозаветным временем, которое открылось со времени пришествия Его в мир; следовательно, эту связь двух Заветов можно рассматривать, как начало и продолжение одного исторического целого, которое состояло в том, что в Ветхом Завете Промыслом Божиим человечество подготовлялось к пришествию Мессии, о чем выразительно говорили пророки, а в Новом Завете действием того же Промысла пришло осуществление того, о чем сказано у пророков, и, прежде всего о том, что Иисус Христос есть Обетованный Мессия – Спаситель человечества.

Не все Евангелисты повествуют о жизни Господа Иисуса Христа одно и то же с одинаковыми подробностями: у одних есть то, чего нет у других; одни говорят более подробно и обстоятельно о том, о чем другие упоминают лишь в немногих словах, как бы вскользь; да и в самой передаче событий и речей Господа встречаются иногда разности, в некоторых случаях даже как будто несогласия и противоречия, которые особенно любят находить и подчеркивать так называемая “отрицательная критика”.

Вот почему уже с самых первых времен христианства стали делаться попытки свести содержание всех четырех Евангелий воедино, то есть свод всего материала, заключающегося в четырех Евангелиях, в одной общей связной последовательности, установить более вероятный хронологический порядок евангельских событий, так, как если бы Евангелие было одно.

Первая известная попытка подобного рода была предпринята апологетом Тацианом, учеником Иустина-философа, составившим в середине второго века по Р. Х. Такой свод всех четырех Евангелий, получивший широкое распространение под названием “диатессарона”. Второй труд такого же рода принадлежал, по свидетельству блаженного Иеронима, Феофилу, Епископу Антиохийскому, жившему во второй половине того же второго века, который написал и “Комментарий на Евангелие”, то есть опыт письменного его истолкования.

Такие опыты свести повествования 4-х Евангелий воедино продолжались и дальше, вплоть до самого нашего времени. В наше время известен, например, труд Б. И. Гладкова, составившего “Толкование Евангелия”. Лучшим сводом всех 4-х Евангелий признается труд Епископа Феофана (Вышенского Затворника) под названием: “Евангельская История о Боге-Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложения словами Св. Евангелистов”.

Значение трудов состоит в том, что они дают нам полную, связную, цельную картину всего течения земной жизни нашего Господа и Спасителя.

Мы и будем вести последовательный обзор всего евангельского повествования, по руководству этих трудов, устанавливая, насколько возможно, хронологическую последовательность событий, останавливаясь на разностях в изложении у каждого из 4-х Евангелистов и изъясняя важнейшие места в согласии с авторитетными толкованиями святых отцов Церкви.

Вся Евангельская история естественно распадается на четыре главных отдела:

1. Пришествие в мир Господа Иисуса Христа.

2. Общественное служение Господа Иисуса Христа.

3. Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа.

4. Воскресение Господа нашего Иисуса Христа.

Эти четыре отдела Евангельской истории и положим в основание изложения событий Священной истории Нового Завета.

КОНСПЕКТЫ

Тема Нового Завета – исполнение Обетования Бога и ветхозаветных пророчеств о пришествии в мир Мессии – Спасителя мира.

Земная жизнь Спасителя, Его дела, Его Благая весть людям и дело спасения каждого человека будут темой нашего разговора.

Источник: Руководство к изучению Священной библейской истории Ветхого и Нового Завета / Сост. священник Вадим Маркин. – М., 2004. – 331 с.

Бог, создав человека как существо разумное, свободное и бессмертное, благоволил открыть ему все, что относится к его жизни и спасению. Это откровение, данное Самим Богом, называется сверхъестественным, его сподоблялись уже первые люди, как до так и после грехопадения. В дальнейшем оно передавалось богоизбранными мужами, жившими до пришествия Спасителя — пророками. В полной мере оно раскрыто Господом Иисусом Христом, Который чрез апостолов поведал Свое учение всему миру.

Для сохранения Божественного Откровения в сознании человечества пророки и апостолы не только устно передавали его ( Священное Предание ), но и написали книги, которые называются Священным Писанием .

Главным предметом Священного Писания является дело спасения человечества, совершенное воплотившимся Сыном Божиим. В Ветхом Завете дело человеческого спасения раскрывается как событие будущего в прообразованиях и пророчествах; в Новом Завете изображается самое событие нашего спасения через пришествие Господа и Его искупительный подвиг.

Значение Ветхого Завета и необходимость его изучения ясна уже потому, что он, как и Новый Завет, является Божественным Откровением, переданным на человеческом языке, применительно к человеческому разумению. Ветхий Завет предуготовляет к Новому и органически, тесно с ним связан. Христианство при своей небесной первооснове явилось в мире не отдельно от исторической жизни. Ветхий, древний Завет Бога с человеком, проходивший чрез всю Библейскую историю, вел к Новому Завету, приуготовлял человечество к явлению Спасителя.

блаженый Феофилакт Болгарский

С вятитель Василий Великий говорит:

блаженый Феофилакт Болгарский

Ветхий Завет есть как бы первая глава книги Откровения, а Новый — её вторая глава, и как нельзя понимать книгу, начиная чтение её второй главы, так невозможно получить полное христианское знание без изучения Ветхого Завета. Читая Ветхий Завет, мы убеждаемся, что есть единый, живой, всемогущий, всеблагий, святейший Бог: мы узнаем, что человечество есть единая нравственная семья, произошедшая от одного родоначальника — Адама, и что есть единая мироправящая воля Божия, в исполнении которой заключается спасение для человека. Читая затем Новый Завет, мы видим, что эти же истины Ветхого Завета, только углубленные и освященные явлением Бога во плоти и совершенным Им делом спасения, лежат в основе и Нового Завета, который представляет продолжение, дополнение, раскрытие и завершение Ветхого Завета. Об этом учит Господь наш Иисус Христос, апостолы и отцы Церкви.

Нравственное учение Христа Спасителя предъявляет к человеку большие требования, чем закон, данный через Моисея, но противоположности между тем и другим нет; сущность их одна — любовь к Богу и человеку. Различие заключается лишь в степени нравственных требований и оно объясняется тем, что Ветхий Завет имел дело с душами, не возрожденными Христовою благодатью, сердцами грубыми и неразделенными словом Божиим. Если бы в самом начале истории нас встречала полная чистота, непорочность и совершенство, тогда не было бы и надобности в длинном процессе божественного воспитания, поправления духовного исцеления человечества. Библейские сказания повествуют как о добродетельных, так и о порочных лицах. Беспристрастное указание священных писателей на темные стороны жизни библейско-исторических деятелей служит доказательством того, что библейские сказания — не произведение человеческого гения, но написаны под вдохновением Духа Божия. А поскольку это так, то изучение Ветхого Завета имеет и нравственно-воспитательное, спасительное значение. О Моисее, писателе первых пяти библейских книг, святой Иоанн Златоуст говорит, что он излагает историю мужей великих, совершавших добрые дела, чтобы повествование об их жизни служило для потомков добрым наставлением. Он же представляет не только совершивших добрые дела, но и согрешивших, чтобы мы одним подражали, а других избегали, и чрез то преуспевали в добродетели и усердии.

По времени своего написания Священные книги разделяются на ветхозаветные и новозаветные . Первые написаны богодухновенными и богопросвященными мужами до пришествия Христа Спасителя (за время с XIII по I век до Р.Х.) , а вторые написаны богодухновенными евангелистами и апостолами после рождения Христа и совершенного Им дела искупления (в течение I века после Р.Х.) .

Число книг по заглавиям: ветхозаветных— 50 , новозаветных — 27 .

По своему содержанию книги Священного Писания Ветхого Завета разделяются на четыре отдела: законоположительные , исторические , учительные и пророческие .

Законоположительными книгами Ветхого Завета называются книги, в которых заключаются основные законы нравственной и религиозной жизни ветхозаветного Израиля, как в церковно-религиозном, так и гражданско-политическом отношении. Таковыми являются пять книг Моисея :
Бытие
Исход
Левит
Числа
Второзаконие .

Исторические книги Ветхого Завета заключают в себе историю политической и, главным образом, церковно-религиозной жизни ветхозаветного Израиля.
Таких книг 19:
Иисуса Навина
Судей
Руфи
четыре книги Царств
две книги Паралипоменон
первая книга Ездры
Неемии
вторая книга Ездры
Товита
Иудифь
Есфирь
три книги Маккавейские
третья книга Ездры

Учительные книги содержат в себе учение ветхозаветной Церкви о предметах веры и нравственности.
Этих книг 7:
книга Иова
Псалтирь
Притчей Соломоновых
Екклезиаст
Песнь Песней
Премудрости Соломона
Премудрости Иисуса сына Сирахова .

Пророческие книги содержат предсказания о судьбах человечества, в особенности о Спасителе — Мессии, Его Церкви и тайне искупления. Этих книг 19:
книги четырех великих пророков :
Исаии
Иеремии (с прибавлением — Плач Иеремии, послание Иеремии, книга пророка Варуха)
Иезекииля
Даниила
и книги двенадцати малых пророков :
Осии
Иоиля
Амоса
Авдея
Ионы
Михея
Наума
Аввакума
Софонии
Аггея
Захарии
Малахии

В Ветхом Завете канонических книг по заглавиям существует 39, но при каноническом счислении, из уважения к традиции, идущей от ветхозаветной Церкви, некоторые книги соединяются с другими и каноническими книгами считаются 22.
Книги эти следующие:
Бытие
Исход
Левит
Числа
Второзаконие
Книга Иисуса Навина
Книга Судей и книга Руфь
Первая и Вторая книга Царств
Третья и Четвертая книга Царств
Первая и Вторая книга Паралипоменон
Первая книга Ездры и книга Неемии
Книга Есфирь
Книга Иова
Псалтирь
Книга Притчей Соломоновых
Книга Екклезиаста
Книга Песнь Песней
Книга пророка Исаии
Книга пророка Иеремии с книгою Плач Иеремии
Книга Пророка Иезекииля
Книга пророка Даниила
Книга двенадцати малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии

Неканонических книг Ветхого Завета, принятых христианской Церковью и помещаемых в полной православной Библии, одиннадцать:
Вторая книга Ездры
Книга Товита
Книга Иудифь
Книга Премудрости Соломона
Книга премудрости Иисуса сына Сирахова
Послание Иеремии
Книга пророка Варуха
Первая книга Маккавейская
Вторая книга Маккавейская
Третья книга Маккавейская
Третья книга Ездры

Новозаветных канонических книг — 27:
Четыре Евангелия
Деяния Святых Апостолов
7 Соборных Посланий
14 Посланий апостола Павла
Апокалипсис
Неканонических книг в Новом Завете нет.

Древнейшие рукописи неканонических книг сохранились лишь на греческом языке, но предполагают, что и их оригиналы были написаны на еврейском языке, за исключением книги Премудрости Соломона и Второй книги Маккавейской , которые и сначала были написаны на греческом языке. Книги Нового Завета были написаны на распространенном около времени пришествия Христа греческом языке, хотя их писатели и были природные евреи. Только Евангелие от Матфея было написано первоначально на еврейском языке, но в апостольское время и оно было переведено на греческий язык (еврейский текст этого Евангелия не сохранился и о нем имеются лишь свидетельства древних отцов).

Смысл Священного Писания, то есть те мысли, которые священные писатели, вдохновляемые Духом Святым, излагали в письменах, выражается двояко: непосредственно чрез слова и посредственно — чрез лица, вещи, события и действия, описываемые словами. Различаются два главные вида смысла Священного Писания:
словесный или буквальный
предметный или таинственный, духовный

Так как лица, вещи, действия, события, описываемые для передачи таинственного смысла, берутся священными писателями из разных областей, ставятся в неодинаковые отношения между собой и к выраженным понятиям, то таинственный смысл Писания подразделяется на следующие виды:
прообраз
притча
аполог
видение
символ

Несмотря на то, что книги Священного Писания, как произведения Духа Истины, содержат одну только чистую истину, она бывает нередко прикровенна . Для того, чтобы не уподобиться невеждам и неутвержденным в слове Божием, о которых говорит апостол Петр (2 Петр. 3, 16) , следует иметь при чтении Священного Писания основное руководительное начало. Этим началом служит:
во-первых, само слово Божие в ясных и положительно определенных местах своих, так что всякое толкование, несогласованное с этими местами, должно признаваться ложным и ошибочным
во-вторых, необходимо руководствоваться Священным Преданием , заключенным и выраженным в древних символах веры, в правилах вселенских и поместных соборов и в творениях святых и богомудрых отцов и учителей Церкви.

Помня свою слабость во всем, мы обязательно должны знать, что без помощи Божией познание слова Его невозможно .

Читайте также: