Конспект урока дому нужен хозяин

Обновлено: 05.07.2024

Учитель: Ребята, сегодня у нас не совсем обычный классный час. Мы совершим небольшое путешествие в :квартиры. Да-да, я не ошиблась! Именно в ваши квартиры. У меня даже есть карта путешествия.

Слайд 1: План-схема квартиры

Учитель: Посмотрим, как хорошо вы знаете свой дом? Настоящие ли вы хозяева в доме? Мы живем в благоустроенных квартирах, с комфортом, всю тяжёлую работу делают машины. Какие это машины? (Пылесос, стиральная машина, электрическая плита, фен: )

Слайд 2: Бытовая техника

Учитель: Благодаря чему они совершают свою работу, вы узнаете из загадки:

К дальним сёлам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это. (электричество)

- А откуда же оно берётся? Об этом вам расскажут Знатоки.

1. Днём и ночью бежит по проводам электрический ток. Он необходим на заводе и на животноводческой ферме, в поезде, в квартире, на телефонной станции, в магазине. Везде вы встретите электродвигатели, электроприборы или просто электрическую лампочку.

Откуда же берётся электрическая энергия? Её вырабатывают на электростанциях специальные машины - генераторы электрического тока. Генераторы бывают разные. И очень маленькие, энергии которых хватает только для освещения небольшой комнаты, и генераторы-гиганты, которые могут дать электроэнергию большому городу.

2. Если турбину вращает струя воды, то такая турбина называется гидравлической, а электростанция, на которой установлены такие турбины - гидроэлектростанцией (ГЭС). Эти станции строятся на больших полноводных реках, таких как Енисей, Волга, Днепр.

Если турбину вращает пар, то такая электростанция называется тепловой электростанцией (ТЭС). Теплоэлектростанцию можно построить везде, но для неё постоянно требуется большое количество топлива, чтобы нагревать воду и получать пар.

Есть атомные электростанции, топлива им требуется очень мало. Но это особое топливо. Всего 10 граммов атомного топлива заменяет целый вагон угля. Внутри атомного реактора происходят как бы небольшие атомные взрывы. Тепло, которое выделяется при этих взрывах, используется для выработки пара.

Учитель: Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Как вы себе представляете, что такое энергия? (Ответы детей) Энергия - это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что-то поднять, нагреть, осветить. Посмотрите на слайд: на какие цели расходуется электроэнергия дома.

Слайд 3: На какие цели расходуется электроэнергия дома.

Давайте представим, что городская квартира осталась без энергии, которую она получает в виде газа, электричества и горячей воды. Что мы будем делать? (Ответы детей) Будем "SOS" кричать! Нам так хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьезная проблема. Но практически из любой проблемы можно найти выход. Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь энергию.

Слайд 4: Экономия энергии. Что мы в состоянии сделать?

Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей) Энергосбережение - это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля. И одно из таких решений - это научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно.Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии? В этом нам поможет всезнающий человечек Электроша и конечно вы, ребята.

Электроша: Энергосбережение в квартирах достигается меньшими нормами расхода воды и электричества.

Учитель: Итак, путешествие по дому мы начнем с ванной комнаты.

Слайд 5: Вода, текущая из крана и душа.

Воду, водицу, водичку мы любим,
Кран повернём - и литрами губим.
Знай, экономя водицу-сестрицу,
Ты дашь возможность потомкам напиться.

Электроша: Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды! А ведь экономия воды - это всего лишь дело привычки.

Учитель: Как мы можем экономить воду? (Ответы детей). Давайте попробуем сформулировать правила хорошего хозяина:

Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.

Мойте посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.

А главное - не забывайте выключать воду!

Электроша: Три простых правила - и за год сможете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. Кроме этого, вы экономите химикаты, которые используются для очистки воды, и энергию, которая используется на ее нагрев и перекачку.

Учитель: Из ванной комнаты мы отправимся на кухню. Здесь очень много вещей, требующих нашего внимания.

Полюбуйся, посмотри-
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лёд,
Там сама зима живет. (Холодильник)

Слайд 6: По щелчку появляются изображения электроприборов

Для чего нам нужен холодильник? (Ответы детей)

Холодильник рассердился,
Взял, да сам и отключился.
"Работать трудно, - говорит, -
Если толстый лёд висит".

Учитель: Как мы с вами можем помочь холодильнику? (Ответы детей). Послушайте, что нам расскажет Электроша.

Электроша: Оптимальным местом для холодильника на кухне является самое прохладное место. При наружной температуре 20 градусов холодильник расходует на 6% меньше энергии. Так что, не стоит ставить холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая "шуба" в морозильнике. Поэтому помогите взрослым, не поленитесь его лишний раз оттаять. От этого он будет экономичней.

Учитель: Ну а эта вещь на кухне просто незаменима. Кто в доме хозяин и умеет экономно пользоваться плитой? (Ответы детей)

Предложу один секрет -
Экономный дам рецепт:
Печь включи. Закипит -
Отключи и чуть-чуть
Повремени.
Медленно еда кипит,
Электричество хранит.

Электроша: На одной кухонной утвари можно сэкономить сотни киловатт-часов энергии. Достаточно лишь, чтобы кастрюля чуть перекрывала конфорку электроплиты и плотно прилегала к ней. Кастрюли с выпуклым или вогнутым дном, а также кастрюли с толстым слоем накипи расточают 50% электричества, а заодно примерно столько же времени.

Учитель: А вот еще два жителя кухни.

Из горячего колодца
Через нос водица льётся. (Чайник)

Кто любит пить чай? Значит, чайником пользоваться умеете. (Ответы детей) Тогда для чего на кухне используют термос? В походе понятно: нет рядом плиты, электрического чайника и костер не всегда возможно развести. (Ответы детей)

Термос нас не удивит,
Он водичку нам хранит.
Горячую, холодную,
Ко всему пригодную.

Учитель: Сколько раз за день вы кипятите воду в чайнике? А сколько из вскипяченной воды используете? (Ответы детей) Наверняка, стакана 2 - 3, а остальная вода остывает себе в чайнике. А что, если эту воду взять и залить в термос? Тогда не придется тратить время на кипячение каждый раз, когда захочешь выпить чаю, да еще и сэкономишь энергию.

Учитель: Продолжим путешествие. Но что такое, по пути мы встречаем еще одну вещь, необходимую в доме.

Кто помогает дома родителем гладить белье? Расскажите, как вы это делаете. (Ответы детей)

И сказали утюги:
Мы хозяйкам не враги!
Как погладишь пиджачок,
Отключи свой утюжок,
А остатками тепла
Мы отутюжим все шелка.

Электроша: Экономить электроэнергию можно даже при глажении. Для этого надо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит, и больше расход энергии. И еще одна "мелочь": утюг можно выключать за несколько минут до конца работы; на это время вполне хватит остаточного тепла.

Учитель: Пока мы путешествовали, стало смеркаться.

Слайд 7: Солнце - лучший источник света

Слайд 8: Длительность светового дня

Однако длительность дня ограничена. Обратите внимание, на диаграмме представлена длительность дня и ночи в разное время года. Сейчас конец ноября. Длительность дня 8 часов, а темное время суток составляет уже :? (Ответы детей - 16 часов) И мы вынуждены применять искусственные источники света. Об искусственных источниках света нам опять расскажут Знатоки.

Слайд 9: Лампа накаливания

До изобретения электролампочек ночь была временем мерцающих костров, дымящихся свечей, дурно пахнущих керосиновых и шипящих газовых ламп. Сейчас мы можем превратить ночь в день, всего лишь щёлкнув выключателем. Американский инженер Томас Эдисон изобрёл множество приборов, но самым ярким его изобретением была электрическая лампочка в 1880 году. Очень долго Эдисон искал материал для нити накаливания, он перепробовал сотни вариантов - от платиновой проволоки до волокна стеблей бамбука. Первым успехом была нить из специально обработанного хлопка: она продержалась 13 с половиной часов. В 1882 году в Америке произвели 100 тысяч лампочек, а в 1900 году (всего через 18 лет) их число достигло 35 миллионов. Тьма отступила.

Современная лампа накаливания состоит из стеклянной колбы и металлического цоколя. Стеклянная колба наполнена инертным газом, препятствующим сгоранию нити накаливания. Нить накаливания создаёт сопротивление текущему через неё электричеству. Преодолевая его, электрический ток нагревает нить выше 3 000 градусов. Нить (обычно сделанная из вольфрама) накаляется даже не докрасна, а добела, и светит. Её хватает почти на тысячу часов.

Слайды 10-11: Энергосберегающая люминесцентная лампа и сравнение ламп накаливания и ЭСЛЛ

Колба современной энергосберегающей лампы изнутри покрыта особым веществом - люминофором. Внутри колбы - смесь газов. Ток проходит через газы, в частности, через ртуть, находящуюся в парообразном состоянии. При этом газ начинает выделять невидимое ультрафиолетовое излучение. Люминофор преобразует это излучение в видимый свет. Преимущества такой лампы прежде всего в экономии электроэнергии. Известно, что лампы накаливания лишь 10% энергии преобразуют в свет, остальные 90% превращаются в тепло, а энергосберегающая лампа преобразует в свет 70% электроэнергии. А вот срок службы у неё больше - не 1000 часов, а 8000.

Лампа сутки погорит -
Сто кило угля спалит!
Если светит зря она,
Где ж экономия сырья?

Учитель: А сейчас давайте посмотрим мультфильм "Однажды вечером"

- Поделитесь своими впечатлениями. Какие советы вы можете дать герою этого мультфильма?

Сегодня на классном часе мы поняли главное: мы должны экономить энергию, не только дома, но и в школе, чтобы сэкономить домашний бюджет и чтобы сохранить природу. Вы теперь знаете ответы на вопросы: Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии?

Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. Судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов! А от Кузбасского центра энергосбережения вам на память вручаются памятки. Изучите их и дайте прочесть своим родителям и знакомым.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Каким должен быть хозяин дома"

Хороший хозяин должен обладь определённым набором качеств, таких как трудолюбие, работоспособность, ответственность, хозяйственность, бережливость и другими.



Однажды поздней осенью встретились два грибника.


– Повезло тебе в этом году, – сказал один. – Смотрю, разбогател ты: и дом справил, и хозяйство, и дочь замуж выдал. А мне не везёт: сколько ни ходил в лес – приходил обратно с пустой корзиной.

– Да, в этом году грибы не уродились, – ответил другой. – А я вышел в лес, посмотрел: ягод видимо-невидимо. Поменял корзину на вёдра и стал ягодником.

– Как ты мог! – возмутился первый. – Ведь мы не какие-то ягодники, а потомственные грибники!

– Ну и что? – удивился второй. – В следующем году будет хороший урожай орехов. Давай пойдём вместе за орехами!

Но упрямый грибник уже уходил, нервно помахивая пустой корзиной.

Конечно же, хозяин в доме – это, прежде всего, семейный лидер, то есть самый авторитетный член семьи.

Согласитесь, что без лидера невозможно представить себе ни страны, ни спортивной команды, ни учреждения. Как и в государстве, спортивной команде или учреждении, так и в каждой семье есть свой лидер.

Но кто может стать этим самым лидером в семье (хозяином дома)?

Кто в доме хозяин, глава, лидер – это личное дело каждой семьи. Это могут быть мама или папа, а если семья состоит из нескольких поколений, то и бабушка или дедушка.

Жили-были муж и жена. Муж уходил в поле работать, а жена оставалась дома и занималась хозяйством. Так время и шло. Но вот однажды муж, рассердившись на жену из-за пустяка, сказал:

– Я работаю в поле, хожу весь день за плугом и возвращаюсь усталым. А ты целый день сидишь дома и ничего не делаешь! Это нечестно!


На это жена ему ответила:

– Ну что же, если ты так думаешь, то давай поменяемся: я буду делать твою работу, а ты мою. Вот мы и проверим, чья работа тяжелее.

Мужу понравилось это предложение.

– Хорошо, – ответил он, смеясь. – Попробуй-ка выполни мою работу! Иди, поработай в поле, испытай-ка на себе, как это тяжело!

– Я согласна, – ответила жена. – А ты сделай за меня домашнюю работу. Из всех моих домашних дел для тебя будет достаточно и одного! Утром, когда рассветёт, ты встань, принеси воды, подмети дом, подои корову, выгони овец пастись. А в шесть часов приготовь еду и принеси в поле, где я буду работать.

Договорившись таким образом, утром каждый принялся за свою новую работу. Жена взяла плуг и лошадь, впрягла её и принялась пахать.

А муж взялся за домашнюю работу: пошёл к колодцу и принёс из него воды, взял метлу и подмёл пол в доме, потом пошёл в хлев и подоил корову. Но уходя, он забыл закрыть калитку, и все животные начали с радостью хозяйничать в огороде.

А хозяин тем временем сидел дома и варил ужин. Вдруг он увидел, что весь скот вышел из хлева и пасётся в саду и в огороде. Он выскочил во двор и начал загонять животных обратно в хлев. Но, к сожалению, пока он наводил порядок во дворе, всё, что было приготовлено для жены, сгорело на плите – ужин был окончательно испорчен.

Хозяин так расстроился из-за всего произошедшего, что у него уже не было ни сил, ни желания начать всю работу заново. Поэтому он просто лёг на диван и стал ждать свою жену.

Приходит хозяйка домой и спрашивает:

– Почему ты лежишь на диване сложа руки? Почему не принёс мне в поле еды и что ты ел сам?

– Ты права, – ответил муж. – Твоя работа не такая простая, как я думал.

На следующий день муж, как и прежде, отправился работать в поле, а жена принялась за домашнее хозяйство. С этого дня они стали помогать друг другу в работе. И так во взаимной любви и согласии прожили свою жизнь.

И действительно, многие семьи, выясняя, кто же в доме хозяин, зачастую забывают о том, что хозяин в доме – это не просто человек, который всеми командует как заправский генерал, и ему все подчиняются, или тот, кто считает, что его работа важнее и труднее, а, прежде всего, это человек, на которого возложены максимум ответственности и масса обязанностей по ведению домашнего хозяйства.

Для того, чтобы ваш дом можно было описать такими словами, как доброжелательный, уютный, комфортный, тёплый и тому подобными, в будущем вам необходимо стать хорошим хозяевами.

Цели: формирование компетентности в сфере самопознания, самооценки, определения своих жизненных перспектив, формирование потребности в знаниях о здоровом образе жизни, формирование адекватного полу поведения в социуме.

Ребята давайте представим как бы вы расставили мебель в своем доме в каждой комнате. Каждый участник группы может предложить свои вариант в любой цветовой гамме.

Делимся на две команды:

Воспитатель: Чтобы понять все тонкости домашнего хозяйства, нужно ох как много знать! Давайте проверим ваши знания.

Вопросы командам (по 1 баллу за ответ)

- Как узнать испёкся ли пирог? ( проткнуть деревянной палочкой: если к палочке тесто не прилипло, значит, пирог готов)

- Назовите демисезонную обувь и одежду (плащ, резиновые сапоги, куртка, шапка)

- Как почистить лук, чтобы не текли слезы? (нужно почаще опускать нож под холодную воду)

- Назовите продукты для приготовления манной каши? (манка, молоко, соль, сахар, масло сливочное, вода)

- Назовите обязанности детей в семье? (помогать по хозяйству, присматривать за младшими детьми)

- Назовите адрес нашей школы? (ул. школьная 5)

- Назовите медицинские учреждения? (амбулатория, госпиталь, поликлиника)

- Перечислите родственников? (брат, тетя, сын, дедушка, свекровь, дядя, мама, племянник, сват)

- Что нужно сделать, чтобы яйцо при варке не лопнуло? (добавить в воду соль)

- Для чего нужен пылесос? (для сухой и влажной уборки помещения)

- Что нужно сделать, чтобы свекла при варке не потеряла цвет? (добавить в воду немного уксуса)

- Назовите предметы личной гигиены? (полотенце, зубная щетка, носовой платок, мочалка, расческа)

- Вы замечательно справились с этим заданием!

Воспитатель: - Кто быстрее угадает, что спрятано. Вам будет дано определение. Дети должны попытаться отгадать, что лежит в волшебном мешочке. Если не могут угадать даются подсказки.

1.- Она бывает разного цвета.

- Она бывает с ручкой и без неё.

- Она есть у каждой девочки и даже у некоторых мальчиков.

- Без неё нельзя начинать день.

- Она бывает деревянной, пластмассовой, железной.

- У неё бывает 20, 40, 100 зубов.

- Использовать для волос. (Расчёска)

2. -У меня она красная, а у Оли зелёная.

- Она состоит из 2 частей.

- У неё один хозяин.

- Я ею пользуюсь 2 раза в день.

- Нужна тому, кто зубы бережет. (Зубная щётка)

3.- Может быть белым, а может - цветным.

- Бывает бумажный, бывает из ткани.

- У воспитанного человека он всегда с собой.

-Это предмет личной гигиены.

- Лежит в кармане. (Платок)

4.- Оно бывает разного цвета и запаха.

-Используется для чистоты тела.

- Им пользуются все члены семьи.

- Оно бывает твёрдое и жидкое, туалетное и хозяйственное. (Мыло)

Как можно назвать все эти предметы? Все это предметы личной гигиены.

На этом ребята все. Подсчитываем балы награждаем победителей медалью!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по прредметам СБО + физкультура. Для учащихся с 5 по 9 класс.

Оборудование: картинки с изображением ингредиентов, необходимых для приготовления борща, предметы личной гигиены, пелёнки, куклы, одежда для младенца, расчёски, резинки для волос, картофель, нож, кастрюли, спортивный инвентарь.
Форма проведения: интегрированный урок, конкурс – игра.
В игре принимают участие 2 команды по 6 человек.
Ход мероприятия.
Ведущие:
-Добрый день!

- Всем вам известен этот урок. Давайте расшифруем его название, что означает каждая буква?
С - "социально". Наша роль в жизни общества.
Б - "бытовая". Уклад в повседневной жизни.
О - "ориентировка". Различные способы изучения нашей жизни.

- Чему мы учимся на этих уроках?
На этих уроках мы с вами учимся правильному поведению, учимся вести здоровый образ жизни, готовить различные блюда, оказывать первую помощь больному, обустраивать наш дом, соблюдать правила личной гигиены, вести домашнее хозяйство.
Почти на каждом уроке мы касаемся культуры поведения, ведь без этого никуда!
Сейчас мы узнаем, какие вежливые слова вы знаете. Отвечаем хором.
Разминка.
- Растает ледяная глыба от слова теплого (спасибо)
- Зазеленеет даже пень, когда услышит (добрый день)
- Когда бранят за шалости, мы говорим прости (пожалуйста)
- И во Франции, и в Дании на прощание говорят (до свидания)
- Если очень вкусно было, скажем маме мы (спасибо)
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте)
- Молодцы!


В ресторане их найду я -
Эти люди в колпаках
Над кастрюлями колдуют
С поварешками в руках..


На столах разложены карточки с изображением продуктов (одинаковые для каждой команды). Первый участник эстафеты берет карточку с нужным ингредиентом для борща, бежит обратно и кладет её в кастрюлю. Затем следующий участник делает то же самое. Победителем считается команда, которая первой правильно соберет все продукты для борща.
- Какие молодцы! Все команды справились с заданием.

Начинается семья
С мамы, папы и меня,
Из домашней суеты,
Из стоянья у плиты,
Из прогулок в выходной,
Из дураченья со мной,
Из любви счастливых глаз
И из снимков, что про нас…
- Вы все, когда – то будете мамами и папами, у вас появятся дети. У новорожденного ребёнка еще не совсем скоординированы движения. Ребенок часто пугается от спонтанного движения своих ручек и ножек. Поэтому ребёнку требуется ощущать поверхность рядом со своим телом. Поэтому ребёнка пеленают. И сейчас мы проверим, кто умеет пеленать ребёнка.

Оценивается качество и правильность пеленания ребенка. Для этого конкурса нужны капитаны команд.
- Здорово! Были небольшие недочеты, но в целом участники показали неплохие навыки пеленания.

И снова мы предоставляем слово нашему жюри для подведения промежуточных итогов.

4.- Оно бывает разного цвета и запаха.

-Используется для чистоты тела.

- Им пользуются все члены семьи.

- Оно бывает твёрдое и жидкое, туалетное и хозяйственное. ( Мыло)
Как можно назвать все эти предметы? Все это предметы личной гигиены.
- И зрители тоже молодцы! Всё угадали! А мы продолжаем.

Для конкурса нужны 2 человека из болельщиков. Конкурс на одевание! Каждому человеку из команды нужно добежать до корзины, выбрать одежду, одеть на участника- модника, вернуться назад.

Ваша задача: мальчики делают прическу девочке. Оценивается аккуратность и оригинальность.

- Куда бы вы пошли с такой причёской?

Ведущий:
- Наша конкурсная программа подошла к концу. Пока жюри подводит итоги, прошу участников дать интервью:
-Какой конкурс вам больше всего понравился?
-Какой конкурс был для вас наиболее трудным?
-Что нового вы сегодня узнали?
Слово предоставляется жюри (объявляет итоги всех конкурсов и победителей).
Награждение команд.
Ведущий:
- Сегодня мы смеялись, веселились. Но наше мероприятие требует серьёзного отношения, хороших знаний, умения применять эти знания в повседневной жизни. Мы учимся не для школы, а для жизни!
Спасибо всем за участие, до новых встреч.

Читайте также: