Туристический поход радость без неприятностей конспект

Обновлено: 07.07.2024

1. Закреплять основные правила безопасного поведения человека в лесу и у водоёмов.

2. Продолжать развивать ловкость, быстроту, внимание.

3. Воспитывать желание прийти на помощь человеку, попавшему в беду.

Оформление зала: декорации –кусты, деревья,шалаш, передним костёр, изображения речки, надувная лодка.

В зал, напевая входит турист.

Турист : И день убить не жалко у ружья!

Охота и рыбалка – страсть моя! (2раза)

Здравствуйте, ребята! Я сегодня отправляюсь на рыбалку, хотите со мной?

В зал вбегает Рассеянный, очень тепло одетый!

Рассеянный: Я тоже хочу на рыбалку!

Турист : Кого я вижу! Рассеянный с улицы Бассейнной! Ты как всегда всё забыл. Даже забыл поздороваться.

Рассеянный: И, правда, забыл. Здравствуйте ребята!

Турист : Здравствуйте, Рассеянный! Что с тобой?

Рассеянный: А что такое?

Турист : Как-то ты странно одет. Настоящие туристы никогда не оденутся, как ты

Рассеянный: А кто такие туристы?

Турист : Туристы - это люди, которые любят путешествовать. Отправляясь в поход, они надевают удобную одежду.

Рассеянный: Чем тебе не нравится моя одежда? Я шубу одел, чтоб ночью не замерзнуть, теплые сапоги, чтобы наш ноги не промокли. Голову прикрыл сковородой. А то вдруг что – нибудь на голову мне упадёт.

Турист : Ребята, можно так одеваться для похода?

Сейчас тепло. И достаточно надеть куртку, брюки, кроссовки, а на голову бейсболку.

Рассеянный: Сейчас всё лишние сниму, и стану настоящим туристом. Ну как? Уже можно идти?

Турист : Подожди немножко. Я вижу, что ты всё вещи сложил в чемодан. В поход ходят не с чемоданом, а с чем? Подскажите, ребята?

Дети: С рюкзаком.

Турист : Открывай свой чемодан, покажи, что ты взял с собой. Ну, Рассеянный, ты взял много лишних вещей. Сейчас ребята тебе помогут выбрать вещи, которые пригодятся в походе.

Турист : Чтобы рюкзак было удобно нести, его надо правильно уложить.

Рассеянный: Давайте попробуем собрать рюкзак правильно.

Турист и Рассеянный проверяют, правильно ли дети уложили вещи.

Рассеянный: Ребята! Я понял, почему в поход не ходят с чемоданом. Если нести рюкзак за спиной, то руки будут свободны!

Турист : Я ещё возьму с собой нитки, иголку. Вдруг в походе зацепишься за сучок, порвёшь одежду. А ещё заверну в целлофан спички, чтобы они не отсырели. И, конечно возьму с собой компас. Он нам нужен для того, чтобы не заблудиться.

Рассеянный: Мой рюкзак всегда со мной.

Дом походный за спиной.

Турист : Отправляемся мы в путь

Приключения нас ждут.

Рассеянный: До чего же кругом всё чудесно!

Нам по свету бродить интересно.

Турист : И не будет нам страшно нигде.

Мы друг другу поможем в беде.

Пора нам делать привал. Ребята, посмотрите, какие в лесу растут деревья.

Дети называют по картинкам.

Турист обращает внимание детей на то, что над деревьями изображено неодинаковое количество молний.

Турист : Подумайте, глядя на картинки, не далеко от какого дерева мы можем разбить свой лагерь. В какое дерево реже ударяет молния? А в какое чаще?

Дети отвечают, обосновывая свой ответ.

Запомните: если будет гроза, под деревьями лучше не прятаться. А самое лучшее – заранее разбить палатку.

Рассеянный: Вот о привале мы позаботились теперь можно позагорать. Сейчас разденусь, и весь день буду загорать на солнце у реки.

Турист : Что ты, Рассеянный! Солнце может тебя сжечь. На солнце можно так обгореть, что даже можешь потерять сознание или будешь мучиться от головной боли.

Рассеянный: Ну ладно, пожалуй не буду сейчас загорать.

Пойду- ка я лучше порыбачу. Только, чур, я буду ловить рыбу с лодки!

Турист : Ну, я устроюсь рыбачить на берегу.

Рассеянный: Ура! Какой у меня большой улов (Пляшет в лодке).

Турист : Не раскачивай лодку! Она может перевернуться!

Рассеянный: Ничего не случится!

Рассеянный, пляшет в лодке. Лодка переворачивается. Рассеянный, падает в воду.

Рассеянный: Тону! Спасите! Помогите!

Турист бросает Рассеянному спасательный круг.

Правила поведения на воде.

Дети рассматривают картинки, изображающие опасные ситуации на воде, и называют правила поведения на воде.

1. Учись плавать.

2. Если плавать не умеешь, купайся только с надувными игрушками, рядом с берегом, под наблюдением взрослых.

3. Не уплывай далеко от берега.

5. Не прыгай в воду без разрешения взрослых.

6. Не бросай вводу опасные предметы, стеклянные бутылки.

Рассеянный: Я весь мокрый! Я замёрз! Пойду переоденусь.

Рассеянный уходит переодеваться.

Турист : Пока Рассеянный переодевается, мы с вами вспомним какие бывают опасные ситуации в лесу.

Опасные ситуации в лесу.

1. Если вы поранили руку или ногу.

2. Если вас укусила пчела.

3. Что нужно сделать, чтобы вас не укусили клещи?

4. Что делать,если увидишь змею?

Турист : Надеюсь, ребята, что вам удастся избежать опасностей в лесу.

Рассеянный: Я насобирал грибов. Сейчас будем обед готовить.

Будет у нас на первое –уха, а на второе – грибы с картошкой.

Турист : Ну-ка, посмотрим, что за грибы ты насобирал.

Рассеянный: Сейчас я достану. А вы, ребята, посмотрите все ли грибы съедобные.

Турист : Стой, Рассеянный. Ребята, разве можно употреблять в пищу мухоморы!

Турист : Давай-ка, Рассеянный, мы поможем тебе собрать грибы только съедобные.

Игра собери съедобные грибы в корзину.

Турист : Помните: никогда не собирайте незнакомые грибы и не рви неизвестные вам ягоды. Они могут оказаться ядовитыми, Ну, а сейчас пора нам подкрепиться, Пора уху варить. Надо разжечь костёр. Ребята, может для костра дерево срубим? Дети отвечают.

Конечно, нет! Нужно собрать сломанные сучья, обломленные ветки. Разводить костёр может только взрослый. А когда мы пойдём домой, костёр нужно обязательно потушить.

Ребё нок: От горящей спички летом

Если ты забудешь это,

Не спасут и чудеса!

Коль увидишь на полянке

Не потушенный костёр,

А вокруг бутылки, склянки

(Загореться может бор)

Заливай костёр водою,

Засыпай его песком,

Склянки, что грозят бедою,

Спрячь от солнца под кустом.

Турист : Завершаем наш поход,

Песня нас домой зовёт.

1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. -М. :ТЦ Сфера, 2008.

2. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. -М. : ТЦ Сфера, 2004

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширение знаний детей о туристическом походе.

Формировать знания детей о видах туризма, типах костров, правильном подборе необходимых предметов для похода и правилах поведения на природе;

Развивать интерес к изучению туризма.

Воспитывать желания участвовать в совместной деятельности наравне со всеми, умения договариваться, желания помогать друг другу, бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия:

· проявлять познавательную инициативу;

· самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

· допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

· учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

· владеть монологической и диалогической формой речи;

Познавательные универсальные учебные действия

· высказываться в устной и письменной форме;

· проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

Направление в/д.: общекультурное

Вид в/д.: туристско-краеведческий

Уровень воспитательных результатов: II

Методы организации деятельности: словесные, наглядные, практические.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Средства (оборудование): компьютер, проектор, презентация, иллюстративный материал.

Этапы занятия и формы организации

Организация начала занятия.

Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Тут затеи, и загадки,

Игры, шутки, всё для вас!

Пожелаем всем удачи -

За работу, в добрый час!

Приветствие, подготовка рабочих мест

Психологический настрой уч-ся на работу

Регулятивные:

планировать свои действия.

- Ребята, вы любите отгадывать загадки?

Слушайте внимательно мою загадку:

На себе он тяжесть носит,

А устанет – наземь бросит,

По лесам и по полям

Тащит больше, чем весит сам.

Правильно, это турист

-Дайте определение, кто такой, по– вашему, турист?

- Сформулируйте тему и цели нашего занятия

Ребята какими качествами должен обладать турист?

Чтобы туристу стать сильным и выносливым, надо заниматься физкультурой и спортом, ежедневно по утрам делать зарядку, много гулять на свежем воздухе и играть в подвижные игры, закаляться.

Отвечают на вопросы.

* ТУРИСТ – человек, занимающийся туризмом, путешествующий для отдыха, развлечения и удовлетворения своей любознательности.

* ТУРИСТ – человек, который занимается туризмом, совершает туристические путешествия.

* ТУРИСТ – тот, кто занимается туризмом; участник похода.

-сильным, выносливым, быть здоровым.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Основной этап

- Сегодня мы с вами отправимся в виртуальный поход. На занятии обобщим ваши туристические и экологические знания.

Есть у туристов свой закон:

Не плачь, крепись, терпи

И друга поддержи плечом

Надежным будь всегда в пути!

- Важно ли в походе иметь настоящего друга? Почему?

- Какие песни о дружбе знаете?

Каждый турист всегда должен помнить о том, что от его поведения в походе, зависит сохранность главного богатства нашей страны - природы. Каждый, кто собирается в поход, должен знать и выполнять правила туристов.

Давайте поработаем в группах: сформулировать правила туристов. (на доске экологические знаки, которые помогут вам, сформулировать правила).

Большое значение в походе имеет снаряжение. Оно должно быть надежным, прочным, удобным, легким. Отгадайте мою загадку:

Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине.

Коль в поход идешь со мной,

Я повисну за спиной

- Как правильно собрать рюкзак?

Самое важное для туриста - собрать рюкзак, надо ничего не забыть и желательно, не брать лишнего, а ведь все вещи надо еще и правильно уложить. Нужно правильно соединить правую и левую части.

Спальный мешок, одежда

Основные правила укладки рюкзака.

- рюкзак укладывается накануне похода - вечером, а не утром за час до отхода; собирать вещи нужно обязательно по списку, который составляется за день-два до похода;

- к спине располагаются мягкие вещи;

- тяжелые вещи класть вниз, а не сверху и ближе к спине;

- не бойтесь туго набивать рюкзак, неплотно уложенные вещи при ходьбе начинают смещаться;

- укладывая рюкзак, учитывайте, какие из вещей понадобятся в первую очередь, тогда нет смысла убирать их далеко в глубь рюкзака;

- наружные карманы рюкзака используются как для мелких вещей, так и вещей, которые понадобятся в пути;

Вывод: Так как необходимо укладывать вещи в рюкзак?

На какие виды делится снаряжение? - Какое снаряжение должна взять группа?

Он в походе всем нам нужен,

Он с кострами очень дружен,

Можно в нем уху сварить.

Чай душистый вскипятить

Это глаз – особый глаз,

Быстро глянет он на вас.

И появится на свет

Самый точный ваш портрет

В деревянном домике

Уж такие добряки

Раздают всем огоньки

На ладонь он ляжет весь.

Не часы, а стрелки есть,

Он в дороге пригодится

С ним нигде не заблудиться

Стукнешь о стенку –

Бросишь на землю –

Я никак не хочу

- Какое снаряжение должен взять каждый турист? Отгадаем загадки:

Салаты, кашу и пирог,

Супы и с сыром гренки

Чтобы все это съесть ты смог

На брюшке – ушко

Ложка, кружка и тарелка – это посуда, ведь если турист ее не возьмет, то ему не из чего будет есть.

Без чего не обойдешься ты в походе и с ночевкой, что в объятьях засыпать и на замок их закрывать.

А для чего нужен туристу спальный мешок?

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я,

Дело ясное вполне:

Пусть помоет руки мне.

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит.

Вафельное и полосатое,

Гладкое и лохматое,

Всегда под рукою —

Вывод: Что возьмет каждый турист? Что возьмет группа? Какие виды снаряжения бывают?

В походе очень важна первая помощь, вдруг случится непредвиденное.

- в группах: собрать аптечку туриста

Аптечка туриста

Собираясь в поход, особенно длительный, позаботьтесь о том, чтобы в вашем рюкзаке был минимальный набор лекарственных и перевязочных средств.

В походной аптечке должны быть валидол, нитроглицерин, таблетки ацетилсалициловой кислоты (аспирин), амидопирина с анальгином. На случай расстройства кишечника нужно иметь бевисал.

Для оказания первой медицинской помощи при обморочном состоянии приобретите нашатырный спирт.

Возьмите с собой настойку йода и перекись водорода - они необходимы для обработки небольших ссадин, царапин, порезов, которые затем надо закрыть бактерицидным лейкопластырем.

Из перевязочных средств необходимы стерильные вата и бинт. Желательно захватить с собой и бинт эластичный, применяемый при растяжениях мышц, связок.

Все перечисленные средства можно приобрести в аптеке.

Лекарства сложите в полиэтиленовый мешочек. Не вскрывайте их раньше времени. Пузырьки переложите мягкой бумагой. Берегите лекарства от воздействия влаги, света и тепла.

- Ребята, для того быть здоровым, нужно делать зарядку, давайте и мы немного разомнемся.

Все ребята дружно встали Выпрямится.
И на месте зашагали.
Ходьба на месте.
На носочках потянулись,
Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись.
Прогнуться назад, руки положить за голову.
Как пружинки мы присели
Присесть.
И тихонько разом сели.

А теперь поговорим, где же мы остановимся в походе?

Выбор места базирования должен начинаться с оценки безопасности рассматриваемых вариантов.

- Как правильно выбрать место базирования, т.е там, где мы сделаем привал? (ответы учащихся)

В первую очередь необходимо оценить природные источники опасности – наличие диких зверей, змей, опасных участков местности: болот, камнепадов, лавин и т.д.

Отдельно стоящие деревья также не подходят для проведения ночевок и дневок. В случае грозы они будут первыми мишенями для мощных электрических разрядов.

Мы на привале и нам необходимо развести костер. Типы костров бывают разные.

Какие типы костров знаете?

Правила разведения костра. Как вы их знаете, я сейчас проверю. Я буду задавать вам вопросы, а вы поднимайте руки, если считаете, что это правильно.

- Итак, найти старое кострище

- костер разводит только ребенок;

- разжечь костер в ветреную погоду

- разжечь костер на сухой траве, вблизи хвойных деревьев

- снять верхний слой почвы по кругу и сложить в сторону

- для дров спилить молодое дерево

- для костра берут сухие ветки, лежащие на земле

- сесть очень близко к костру

- перед уходом засыпать костер конфетами

- перед уходом заливают костер водой, закрывают снятым слоем почвы.

Вывод: Итак, как правильно разводить костер ?

- А без чего еще мы не сможем обойтись в походе? Ну, конечно же, без продуктов питания.

Можно брать: хлеб, консервы, крупы, сахар, чай, соль, картофель.

Нельзя брать с собой: мясные продукты, яйца, молоко, пирожное

- После привала, мы снова отправляемся в путь. В пути нам встречается много растений, ягод и грибов. А вот какие из них будут нам полезны, а какие даже опасны, мы сейчас и узнаем.

Полезные растения: крапива, подорожник, одуванчик, малина, ежевика, земляника, черёмуха, мята, ромашка, грибы: маслята, опята, белый гриб, подосиновик, груздь…

Ядовитые: паслён чёрный, волчье лыко , борщевик, вороний глаз, лютик, болиголов, вех ядовитый, крокусы, мухомор, бледная поганка.

1. Это растение - хорошее кровоостанавливающее средство. При соприкосновении с этим растением на коже появляются волдыри. (Крапива)

2. Это дикорастущее растение. Оно используется для лечения порезов, ранок, ссадин, укусов насекомых. Растет оно около тропинок, проселочных дорог. (Подорожник)

3. Это растение хорошо вам знакомо. Оно служит для понижения температуры, как желчегонное и слабительное средство. Лепестки этого растения используют при варке варенья, а молодые листья - для салатов.

Чистотел – сок этой травы ядовит, но его применяют вместо йода для заживления ран.

Все эти растения помогают людям в лесу, их еще называют зеленой аптекой.

- Чем опасны ядовитые растения? (ответы учащихся)

-Ребята, по – моему, пока мы собирали ягоды и грибы, сбились с пути. Заблудились.

Это сигнал бедствия. Представьте себе, что вы заблудились. Самое главное в такой ситуации – не волноваться, не паниковать, не впадать в уныние, нужно сесть, расслабиться, обдумать ситуацию. Есть много простых и верных способов ориентироваться на незнакомой местности.

- Какие способы ориентирования в незнакомой местности знакомы вам?

- На каких уроках мы встречались с этой темой?

Без компаса можно ориентироваться по ряду предметов:

- На березах кора с южной стороны светлее, чем с северной.

- Ягоды и плоды начинают краснеть с южной, солнечной стороны.

- Муравьи устраивают свои жилища к югу от ближайших деревьев или кустов и делают южный склон муравейника более пологим, чем северный.

- Весной на поляне трава гуще с севера.

Учитель. Как-то раз высоко в небе на волшебном облаке встретились Север, Юг, Запад и Восток, чтобы решить, кто из них важнее и главнее.

Север. Я холодными ветрами управляю, льдами да снегами. Я самый важный и самый главный! Я всех заморозить могу!

Юг. А вот и не всех. Меня ты не заморозишь – такой я тёплый. Я твои льды своими тёплыми ветрами растопить могу. Я –самый важный, я тёплыми морями владею, у меня много вкусных фруктов.

Восток. Откуда тепло восходит? От Солнца. А где оно встаёт? На востоке. Выходит, что самый главный из вас –я.

Запад. Встаёт –то оно на востоке, да вот потом, на закате, ко мне на запад уходит. Значит, больше ему там нравиться. Поэтому самый важный – я.

- Как вы считаете, кто прав?

Но тут Солнце, которое за их спором с неба следило, улыбнулось и говорит: Глупые вы, глупые. Вы одинаково хороши и важны – вы людям правильный путь находить помогаете.

Автор: Карязова Наталия Владимировна, инструктор по физической культуре, МКДОУ Аннинский д/с ОРВ " Росток".
Данный материал может быть полезен инструкторам по физической культуре, воспитателям старших групп.


Физинструктор: Кто устал?
Все: Не унывай!
Физинструктор: Кто идти захочет с нами –
Все: Песню нашу запевай!
Дети поют походную песню.
Дети отвечают на вопросы инструктора.
1.Какие виды туризма вы знаете? (велосипедный, пеший, лыжный, горный, автомобильный).
2.Какие части света вы знаете? (Север, юг, запад, восток).
3.Где восходит солнце? (На востоке).
4.Где заходит солнце? (На западе).
5.Какие вы знаете съедобные грибы? (Подберезовики, подосиновики, грузди, лисички, опята).
6.А несъедобные? (Поганки, мухоморы, ложные опята, ложные лисички).
7.Какие лесные ягоды можно есть? (Малину, землянику, ежевику, рябину).
8.А какие нельзя? (Волчью ягоду, вороний глаз, бузину).
9.Каких зверей надо опасаться в лесу? (Волка, кабана, медведя, лося).
10.Можно ли пить воду из рек, озер, из других источников? (Нельзя, воду можно пить только после фильтрации и кипячения, кипятить не менее 10 минут).
11.В чем несут все необходимое, когда идут в поход? (В рюкзаке).
12.Где спят туристы? (В палатке).
13.В чем готовят еду? (В котелке).
14.Над чем висит котелок, когда готовят еду? (Над костром).
15.Из какого дерева лучше разжигать костер? (Из ели).
16.Что является постелью в походе? (Спальный мешок).
17.Как называется предмет, с помощью которого мы узнаем части света? (Компас).

Ребята, сейчас какое время года?( Осень). Предлагаю вам поиграть с осенними листочками.
Раз, два, три вокруг себя повернись и в листочек превратись. Подул ветер и поднял все листочки вверх, листики полетели, закружились. Ветер стих, и листочки опустились на землю. Опять подул ветерок – листочки полетели.
В это время инструктор переодевается в старичка-лесовичка.
Воспитатель: Ой. Кто это? На поляну выходит лесовик.
Лесовик. Это я - седой старик,
Называюсь Лесовик.
Этот лес я сторожу.
За порядком здесь слежу.
Воспитатели, дети и родители. Здравствуй, Старичок-Лесовичок!
Лесовик. Здравствуйте, дети. Зачем пожаловали?
Дети. Мы, дедушка, в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой.
Лесовик. Знаю я, как вы гуляете, отдыхаете !Муравейники разоряете, цветы топчете, насекомых, зверей обижаете. Не пущу вас в лес!
Воспитатель. Лесовичок, наши дети лес любят и уважают, пословицы про него знают.
Дети.
"Лес - богатство и краса береги свои леса";
"Лес и вода родные брат и сестра,
"Враг природы тот, кто лес не бережет",
"Лесная сторона не одного волка, а и мужика досыта кормит",
"Для города каждое дерево дорого",
"Срубить дерево - пять минут, вырастить - много лет",
"Кто с дерева кору снимает, тот его убивает",
"Одна искра целый лес сжигает",
"Не мудрено срубить, мудрено вырастить",
Воспитатель. Ребята знают, как вести себя в лесу.
Лесовик: сейчас проверим ,как вы знаете правила поведения в лесу. (Показывает детям и родителям картинки, с изображением знаков разрешающих и запрещающих то или иное действие в лесу. Дети отвечают.



Он в походе очень нужен,
Он с кастрюлей очень дружен.
Можно в нем уху варить,
Чай душистый кипятить.
(Котелок).

На привале нам помог,
Суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош,
А вот в группу, не возьмешь.
(Костер).
Весной одевается, осенью раздевается. (Лес, парк)
Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)
Ее всегда в лесу найдешь – пойдем гулять и встретим:
Стоит, колючая, как еж, зимою в платье летнем. (Ель, сосна).
5.Прыжки в парах в обруче.
6. эстафета " Самый ловкий". Необходимо пролезть в обруч и не задеть его.


Лесовик подводит итоги соревнований и объявляет победителя.
Лесовик. Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы и умные, и смелые, и ловкие , умелые! За то, что вы хорошо себя в моем лесу ведете вот вам от меня подарочек, дары леса.( отдает корзинку яблок). Мне было с вами очень интересно и весело, но пора дальше охранять лес. До свидания!
Воспитатель: И нам понравилось в лесу, правда, ребята. Мы скоро к тебе опять придём! Придём, ребята?
Дети: Да!
Дети: До свидания, дедушка лесовичок
Инструктор: А теперь ребята, все подойдите ко мне и давайте помоем тщательно руки, пришло время подкрепиться!

Родители в это время накрывают самодельный стол, наливают детям чай из термосов. Делятся впечатлениями. После того как все поели, дети самостоятельно организовывают игры по желанию (забрасывание мяча в кольцо, прыжки на скакалке, футбол).

Инструктор: Наш поход подходит к концу. Перед тем, как уйти, необходимо проверить не оставили ли вы после себя мусор.
Возвращение в детский сад тем же маршрутом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дятьковичская основная общеобразовательная школа

Конспект урока для школьников с использованием мультимедийных технологий

Предметная область: основы безопасности жизнедеятельности

Подготовила: Дмитриева Юлия Сергеевна,

МБОУ Дятьковичской ООШ

Цель урока: сформировать осознанное отношение учащихся к необходимости обеспечения безопасности в туристских походах.

Задачи урока:

– расширить представления о значении активных видов и форм туризма для здорового образа жизни;

– расширить и углубить представления учащихся о естественных препятствиях, встречающихся в туристских походах;

– развить способности правильно оценивать (характеризовать) естественные препятствия, и выбирать безопасный способ их преодоления.

Методы урока: словесно-иллюстративный; частично-поисковый; демонстрационный.

Структура урока:

I. Мотивационный этап.

II. Этап актуализации знаний.

III. Изучение нового материала.

IV. Закрепление изученного материала.

V. Включение в систему знаний и умений.

VI. Рефлексия, оценивание работы учащихся.

VII. Домашнее задание.

Тема урока: Обеспечение безопасности в туристических походах

Цель урока: сформировать осознанное отношение учащихся к необходимости обеспечения безопасности в туристских походах.

Задачи урока:

– расширить представления о значении активных видов и форм туризма для здорового образа жизни;

– расширить и углубить представления учащихся о естественных препятствиях, встречающихся в туристских походах;

– развить способности правильно оценивать (характеризовать) естественные препятствия, и выбирать безопасный способ их преодоления.

Планируемые результаты:

Личностные: готовность выражать свои мысли, воспринимать и обсуждать мнение одноклассников.

Метапредметные: развитие умения предвидеть опасные ситуации и умения их предотвращать или преодолевать.

Предметные: Базовый: получить понятие о безопасном туризме.

Повышенный: понимание источников опасности в разных видах туризма, осознание важности этапа подготовки к туристическому походу, умение справляться с нестандартными ситуациями в походе.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Методы урока: словесно-иллюстративный; частично-поисковый; демонстрационный.

Метапредметные связи: география.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная.

Оборудование: компьютер, учебник, тетради, таблички с изображением разных видов туризма,

Структура урока:

I. Мотивационный этап.

II. Этап актуализации знаний.

III. Изучение нового материала.

IV. Закрепление изученного материала.

V. Включение в систему знаний и умений.

VI. Рефлексия, оценивание работы учащихся.

VII. Домашнее задание.

Мотивационный этап.

На доске вывешены картинки с изображением разных видов туризма

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами переходим к изучению новой темы. Чтобы понять, о чем сегодня мы с вами будем говорить, предлагаю обратиться к иллюстрационному материалу на доске. Что объединяет все эти картинки?

Учитель: Но если вспомнить, как называется наш предмет, то, как Вы думаете, о какой стороне туризма мы с вами будем говорить?

Ученики: Безопасность туризма

Учитель: Совершенно верно.

II. Этап актуализации знаний.

Учитель: А как вы думаете, какие задачи будут поставлены перед нами на этом уроке? (Ответы учащихся)

III. Изучение нового материала

Учитель: Прежде чем мы приступим к изучению возможных опасностей на пути туристов, мы с вами посмотрим, какие же виды активного туризма вообще существуют [5].


Учитель: Дадим характеристику каждому виду активного туризма.

Учащиеся кратко по очереди характеризую разные виды туризма, опираясь на жизненный опыт и знания, полученные на занятиях кружка по туризму.

Учитель: Какие опасности могут подстерегать туристов в том или ином виде похода? Для ответа давайте обратимся к таблице в учебнике на стр. 155.

Учитель: Почему эти причины называются объективными?

Ответы учащихся.

Учитель: Какие могут быть субъективные причины?

Ответы учащихся.

Учитель: Скажите, а как же нам справится с такими трудностями в походе? Можем ли мы их предотвратить, преодолеть или может предупредить?

Предполагаемый ответ учащихся: Можно, если заранее правильно подготовиться к походу.

Учитель: А с чего начинается подготовка? (Подбор группы с соответствующими физическими способностями, распределение обязанностей, подбор снаряжения, составление маршрута, изучение местности по картам, эмоциональная готовность)

Учитель: Итак, группу собрали. Распределяем обязанности.

Учитель: Распределили обязанности. Теперь давайте собираться. Вспомним, какие вещи нам нужны будут в походе. (Групповое и личное снаряжение).

Учитель: Молодцы. Рюкзак упакован. К походу готовы. Трудности нам не страшны.

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель: Я буду называть трудности, с которыми могут столкнуться туристы в походе. А вы должны отгадать, к какой категории относится эта трудность. Если она объективная, то поднимаем желтый кружок, если субъективная, то красный. А также попробуйте предложить свой вариант преодоления данного препятствия.

- заросли труднопроходимого кустарника;

- недостаточный опыт руководителя;

- конфликт среди участников тургруппы;

- сильный боковой ветер;

- отсутствие навыков оказания первой доврачебной помощи при заболевании или травме;

- отсутствие в группе дисциплины;

- невыполнение команд руководителя;

- переправа через водоток вброд;

- недостаточная физическая и техническая подготовленность туристов [1].

V. Включение в систему знаний и умений

VI. Рефлексия, оценивание работы учащихся

Учитель: Спасибо за работу на уроке. Давайте подведем итоги.

VII. Домашнее задание

Читать параграф с. 152 – 158, составить таблицу полного туристического снаряжения группы в 10 человек (образец в учебнике на с. 157).

Список использованной литературы

3. Азбука туризма. Пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками, К.В. Бардин, – издательство Просвещение, 1981

Интернет-ресурсы:

Должностные обязанности участников группы в походе

Найдите соответствие

Описание должности

Он проводит закупку продуктов перед походом, пополняет их в походе, контролирует транспортировку и расходование продуктов в походе, если необходимо, консультирует дежурных по приготовлению пищи

На эту должность назначается один из самых опытных и авторитетных ребят, волевой, беспристрастный, требовательный к себе и окружающим. Все вопросы походной жизни находятся под его контролем.

Он работает в тесном контакте с руководителем. Он составляет список группового снаряжения, распределяет его среди участников похода, в походе следит за его состоянием, руководит его своевременным ремонтом, организует обработку снаряжения после похода и сдачу.

Он приобретает, хранит и пополняет аптечку, следит за выполнением санитарных правил, в случае необходимости оказывает первую помощь.

Он четко следит за временем движения группы на маршруте согласно графику, организует привалы по режиму движения и устанавливает время выхода группы с бивака.

Завпит (заведующий питанием)

Он ведет группу по маршруту, ориентируется по компасу и карте, устанавливает темп движения группы, т.к. идет первым. Эта должность не закрепляется за конкретным участником, а является переходящей каждый день к новому участнику группы.

Читайте также: