Конспект разделительный твердый знак

Обновлено: 06.07.2024

узнать правило правописания слов с разделительным твёрдым знаком;

научиться находить орфограмму и намечать способы проверки орфограмм.

Приставка - часть слова, морфема, стоящая перед корнем.

Корень - морфема, несущая лексическое значение слова.

Орфограмма - правильное написание по соответствующему правилу.

Разделительный твёрдый знак после приставки перед гласными е, ё, ю, я.

Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласной перед гласными е, ё, и, ю, я.

Список литературы

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

  • Орфограмму «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком;
  • определять опознавательные признаки орфограммы;
  • находить орфограмму и намечать способы проверки орфограмм.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим картинки. Прочитаем подписи. Сравним написание слов.



Обратим внимание, что на рисунках изображён подъём человека вверх по лестнице и листья. Сравним написание этих двух слов.

В слове подъём после приставки пишется разделительный твёрдый знак, в слове листья – в корне пишется разделительный мягкий знак.

На этом уроке мы

  • орфограмму «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком;
  • определять опознавательные признаки орфограммы;
  • находить орфограмму и намечать способы проверки орфограмм.

Прочитаем слова. Определим место разделительного твёрдого знака в слове.

Как видно, во всех словах пишется разделительный твёрдый знак после приставки перед гласными е, ё, ю, я.

Прочитаем слова. Определим место разделительного мягкого знака в слове.

Как видно, во всех словах разделительный мягкий знак пишется в корне после согласной перед гласными е, ё, и, ю, я.

Сравним. Данные сравнения представим в таблице:

Место (часть слова)

После каких букв

После букв, обозначающих согласный звук.

После букв, обозначающих согласный звук.

Перед какими буквами

Перед гласными е, ё, ю, я

Перед гласными е, ё, ю, я, и

Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, которые оканчиваются согласным звуком, перед буквами е, ё, ю, я.

Разделительные твёрдый и мягкий знаки указывают, что следующая за ними буква (е, ё, ю, я) обозначает два звука: звук [й'] и последующий гласный звук. Бель[й'о] – бельё; подъ[й'о]м – подъём.

Опознавательные признаки орфограмм

Поднимался, бежал, подберёзовик

Конец слова, стечение согласных

Дуб, пруд, шапка, грудка.

Сердце, грустный, звёздный

Звук [й'] после согласных, перед гласными е, ё, и, ю, я.

Съёмка, семья.

Таким образом, главная задача состоит в том, чтобы определить место [й']: после приставки или в корне. Следовательно, если после приставки – пишем ъ; если в корне или после корня – ь.

Разбор заданий

Укажите верное продолжение правила: Разделительный твёрдый знак пишется перед буквами ________________ , которые обозначают два звука.

Разделительный твёрдый знак пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я, которые обозначают два звука.

Цель: Познакомить учащихся с новой буквой твёрдый знак.

Задачи:

  1. Определить, совместно с учащимися, когда в словах ставится буква твёрдый знак. Учить различать слова с твёрдым и мягким знаками. Ввести определение разделительный твёрдый знак.
  2. Развивать мышление, речь, внимание, память.
  3. Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, чувство патриотизма.

План

  1. Мобилизующее начало
  2. Тема и цели урока
  3. Знакомство с новой буквой
  4. Физкультминутка
  5. Чтение слов с новой буквой
  6. Чтение текста с новой буквой
  7. Итог урока

Содержание

1. Мобилизующее начало

2. Тема и цели урока

На доске запись:

- Прочитайте пары слов. Скажите, чем они отличаются между собой?

- Назовите букву, которая изменила значение слов левого столбика, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Отталкиваясь от темы урока и опираясь на данную запись, сформулируйте цель нашего урока.

Запись на доске:

Узнать, какую работу …

3. Знакомство с новой буквой

- На что похожа буква твёрдый знак?

Откроем второй конверт.

- Произнесите слово съел, составьте его звуковую схему. (Работа в тетрадях. Один ученик у доски).

- Обобщите, что вы узнали о твёрдом знаке, когда составляли звуковую схему слова съел.

- Пора открыть третий конверт. В нём слова. Прочитайте. (Слова записаны в тетрадках).

- Скажите, после каких букв (гласных или согласных) стоит твёрдый знак?

- Перед какими буквами стоит твёрдый знак? (е, ё, ю, я)

- Прочитайте написанные слова ещё раз и скажите, сливаются при чтении или разделяются согласные и гласные, если между ними есть твёрдый знак?

- Если твёрдый знак разделяет согласные и гласные, то как его можно назвать?

- Разделительным бывает не только твёрдый знак, но и мягкий. Прочитайте слова

- Какие буквы разделяет мягкий знак?

- Перед какими гласными пишется мягкий знак?

- Имеется ли разница в произношении согласных, после которых стоят мягкий и твёрдый знаки?

4. Физкультминутка

- Я буду произносить слова. Когда будет произнесено слово с твёрдым разделительным знаком, вы сядете. Если слово с разделительным мягким знаком, вы встанете.

Съезд, счастье, отъезд, льётся, съел, перья, подъезд, листья, подъел, въехал, колья, отъехал.

5. Чтение слов с новой буквой

- Возьмём следующий конвертик (4). В нём листок, на котором записаны столбиками слова. Прочитайте слова обоих столбиков и сформулируйте с ними своё задание.

- Прочитайте слова и сформулируйте с ними своё задание.

Работа в парах. Проверка.

- На какие две группы можно разделить пары слов?

6. Чтение текста с новой буквой

- Откройте учебники. Найдите текст, прочитайте его и сформулируйте к нему задание, связанное с темой урока.

- Задайте по тексту вопросы.

- Последний конверт. Проверьте себя. Если в слове твёрдый знак хлопните в ладоши один раз, если мягкий знак – топните ногой.

- Конвертики на столе кончились. Значит, урок подошел к концу.

7. Итог урока

Твёрдый знак - не пустяк,
Не пустяк и мягкий знак,
Несмотря на то, что оба
Не читаются никак.
Твёрдый знак суров, сердит –
Буквы он разъединит.
С твёрдым знаком зверя нет –
Обойди хоть целый свет.
Воробей боялся кошек,
Съел в подъезде мало крошек.

- С какой буквой мы сегодня познакомились?

- Что разделяет твердый знак?

- Перед какими гласными пишется твёрдый знак?

Черный ящик.

Байтерек – монумент столицы Казахстана в Астане. Одна из достопримечательностей города. Расположен на высоте 97 метров, символизирует собой 1997 год. Год провозглашения Астаны – новой столицы государства. 16 декабря мы будем праздновать День Независимости нашей республики.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка

Цель и задачи урока

Цель урока: Сформировать умение писать слова с разделительным твёрдым знаком.

Личностные:

Формировать нравственные качества в ходе работы с малыми фольклорными жанрами, пробуждать интерес и любовь к родному языку, желание совершать добрые поступки.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать тему и цели урока .

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: извлекать нужную информацию сравнивать и группировать.

Коммуникативные УУД:

Развивать умения работать в паре, группе, правильно оформлять свои мысли.

Развивать навыки совместной работы с одноклассниками ,учиться не создавать конфликтов ,умения слышать и слушать друг друга.

Ожидаемый учебный результат

Предметные:

· Различать слова с разделительными ъ и ь.

· Находить слова с разделительным ъ, выделять в них приставки.

· Объяснять, после каких приставок и перед какими буквами пишется разделительный ъ.

Личностные:

Желание совершать добрые поступки.

Коммуникативные:

Уметь ясно и четко излагать свое мнение, участвовать в диалоге, задавать уточняющие вопросы.

Познавательные:

Проявлять интерес к изучению родного языка.

Термины и понятия

Орфограмма, однокоренные слова, корень слова, приставка слова, разделительный твёрдый знак, словосочетания.

Оборудование и материалы

2. Презентация о правописании разделительного ъ.

3. Распечатки текста.

4.Распечатка карточек с приставками , гласными буквами е, ё, ю, я и ъ.

5. Школьная доска, мел.

Методы и формы обучения

Парная, индивидуальная, фронтальная, групповая работа.

Работа устная и письменная (в тетради, на маркерных досках, на карточках.)

1. Организационный момент. Психологический настрой.

Долгожданный дан звонок

Начинаем мы урок.

Будем правильно писать

И все четко отвечать

2. Повторение, постановка целей урока,

- Отгадайте загадку: Знак я очень твердый,

Оттого и гордый.

Буквы в слове разделяю,

Только жаль, меня теряют!

- Какая буква будет у нас главным героем сегодняшнего урока?

- Что мы знаем о ъ? Зачем он нам нужен?

3. Работа в тетради.

А) запись числа

Б) минутка чистописания

Колесо и спичка,

- Половину строки с верхним соединением, остальную часть - с нижним.

В) словарная работа: пальто, метель, листья, объектив, тетрадь, вьюга.

Как лебёдушка кружится,
По дорожке стелется,
След собою заметает
Снежная …
(Метелица)

Кружит снег она вдоль улиц,
Словно перья белых куриц.
Зимушки-зимы подруга,
Северная гостья…
(Вьюга)

Из ткани плотной очень,
Сшита накидка прочно.
Пуговицы красивые,
И будет тепло в зиму мне.
В нем так комфортно и легко,
Надену я в мороз …
(Пальто)

Строчки, точки, запятые,

Этот глаз - особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.

Под ногами лежат,

(Осенние листья)

- Какое слово лишнее? Почему?

4. Новая тема.

А) Анализ предложений:

Я сел кашу. Мальчик сел на стул.

- Все ли правильно написано?

- Почему вы так считаете?

- Что нового узнаем на уроке?

- А для чего нужно знать правописание слов с разделительным Ъ? (постановка целей урока детьми).

http://festival.1september.ru/articles/560310/img2.jpg


Б) Работа с новой темой.

На доске слово: ЕЗДИТЬ. Выделите в нем корень.

- С помощью приставок: ВЫ-, ЗА-, -, ПО- образуйте и запишите в столбик от этого корня новые слова, обозначающие предметы: ВЫЕЗД,
ЗАЕЗД, ПОЕЗД

- Выделите приставку и корень.

- От этого же корня устно образуйте новые слова, обозначающие предметы, но с другими приставками: ПОД-, В- , ОБ-.

- Негромко произнесите каждое слово.

- Как в этих словах произносится приставка и корень? (раздельно.)

- Как произносится согласный звук на конце приставки? (твердо.)

- А как обозначим на письме такое произношение корня и приставки? (Ъ.)

- Запишем получившиеся слова во второй столбик: ПОДЪЕЗД,
ВЪЕЗД, ОБЪЕЗД

- Выделим приставки и корень.

- После какой части слова пишется разделительный Ъ? (после приставки.)

- На какую букву заканчиваются приставки? (на согласную.)

- На какую букву начинается корень? (на гласную.)

- А перед какими гласными? (приведите примеры.) (е,ё, я,ю.)

- Итак, где пишется разделительный Ъ? (После приставок, которые оканчиваются на согласную букву и перед гласными е,ё,ю,я.)

- Составьте схему выведенного правила.

http://festival.1september.ru/articles/560310/img6.jpg

В) Работа по учебнику.

- А теперь давайте прочитаем правило в учебнике. Правильно ли определи, где пишется разделительный Ъ. (учебник)

5. Физминутка.

- Отдохнём и подумаем. Я называю слова. (Дети подпрыгивают, если слово с разделительным твёрдым знаком, или стоят на месте, если твёрдого знака нет).

Вьюн, объявление, свинья, разъярённый, ненастье, объезд, семья, соловьи, съёмка, предъявить, ручьи, подъем, воробьи, объяснение.

- Кто был самый внимательный?

- Кто услышал слово с разделительным Ъ?

6. Закрепление изученного материала.

А) Работа в парах.

- Применим на практике свои знания, поработав в парах.

(карточка, соединяем со столбиками)

ПРИ…ЕЗД, ПОД…ЁМ, ОБ…ЯВЛЕНИЕ, ЗА…ЯВЛЕНИЕ, ВЫ…ЕХАЛ, ОБ…ЯСНЕНИЕ. ( разделить слова на две группы: слова с Ъ, слова без Ъ)

- Какие знания и умения вам необходимы при выполнении этого задания?

Проверка (у доски одна пара учащихся: один объясняет столбик с Ъ, другой - столбик без Ъ ).

Б) Составление предложения с одним из слов. Разбор по членам предложения.

- Где пишется разделительный твердый знак?

В) выборочный диктант.

Утром мышонок Мыша сел на трехколёсный велосипед и поехал в магазин за сыром.

Только отъехал от дома, смотрит – кот на дороге разлегся и спит.

Объехал его Мыша тихонечко и дальше поехал. Съехал с горки, подъехал к магазину, сыру купил и обратно поехал.

Только въехал на горку, видит – кот проснулся. Потягивается.

Сел и отъел кусочек.

Потом еще отъел и еще.

Так весь кусок вокруг и объел. Остался малюсенький кусочек.

- Эх! Только сел, а уже все съел… Но уж лучше я сыр съем, чем меня кот вместе с сыром.

Самопроверка (9 слов – 5, 7-8 слов – 4, 5-6 слов – 3, 4 слова - 2)

Ответ: от ъ ехал, об ъ ехал, с ъ ехал, под ъ ехал, в ъ ехал, от ъ ел, с ъ ем, об ъ ел, с ъ ел.

- На какие 2 группы можно разделить записанные слова? Докажите.

7. Обобщение изученного.

Ну а вы, ученики
Правила не забывайте,
Разделительные знаки
Правильно употребляйте.

Запомните! Проще простого!
Пишите меня в корне слова.
Пишите без опаски,
Но только лишь после согласной.
И перед гласными, друзья:
Е, Ё, а также и Ю, Я

С приставкой на согласную
Дружу я с давних пор,
После меня лишь гласные
Стоят как на подбор.
Вот эти гласные, друзья: Е, Ё, Ю, Я.

- После какой части слова пишется разделительный Ъ? (после приставки.)

- На какую букву заканчиваются приставки? (на согласную.)

- На какую букву начинается корень? (на гласную.)

- А перед какими гласными? (приведите примеры.) (е, ё, я, ю.)

8. Рефлексия урока.

- Проанализируйте свою работу на уроке, воспользовавшись фразами:

Сегодня на уроке я:

  • научился.
  • было интересно.
  • было трудно.
  • больше всего понравились задания.
  • мне показалось важным.
  • я понял, что.

9. Домашнее задание.

ПРИ…ЕЗД, ПОД…ЁМ, ОБ…ЯВЛЕНИЕ, ЗА…ЯВЛЕНИЕ, ВЫ…ЕХАЛ, ОБ…ЯСНЕНИЕ.

Слова без ъ

ПРИ…ЕЗД, ПОД…ЁМ, ОБ…ЯВЛЕНИЕ, ЗА…ЯВЛЕНИЕ, ВЫ…ЕХАЛ, ОБ…ЯСНЕНИЕ.

Слова без ъ

Утром мышонок Мыша сел на трехколёсный велосипед и поехал в магазин за сыром.

Только отъехал от дома, смотрит – кот на дороге разлегся и спит.

Объехал его Мыша тихонечко и дальше поехал. Съехал с горки, подъехал к магазину, сыру купил и обратно поехал.

Только въехал на горку, видит – кот проснулся. Потягивается.

Сел и отъел кусочек.

Потом еще отъел и еще.

Так весь кусок вокруг и объел. Остался малюсенький кусочек.

- Эх! Только сел, а уже все съел… Но уж лучше я сыр съем, чем меня кот вместе с сыром.

Утром мышонок Мыша сел на трехколёсный велосипед и поехал в магазин за сыром.

Только отъехал от дома, смотрит – кот на дороге разлегся и спит.

Объехал его Мыша тихонечко и дальше поехал. Съехал с горки, подъехал к магазину, сыру купил и обратно поехал.

Только въехал на горку, видит – кот проснулся. Потягивается.

Сел и отъел кусочек.

Потом еще отъел и еще.

Так весь кусок вокруг и объел. Остался малюсенький кусочек.

- Эх! Только сел, а уже все съел… Но уж лучше я сыр съем, чем меня кот вместе с сыром.

Краткое описание документа:

Конспект урока разработан для учителей, работающих по программе "Планета знаний"

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 777 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 20.04.2021 415
  • DOCX 71.5 кбайт
  • 8 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ильина Наталья Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: разделительный твёрдый знак (ъ)

Целевые установки урока

1) формирование умения печатать букву ъ для закрепления образа печатной буквы;

2) учиться писать строчную букву ъ и слова с ней; анализировать их графическую форму;

3) самостоятельно писать слова с новой буквой; дописывать и составлять предложение, знать правописание имён собственных;

4) списывать с печатного текста; проводить самопроверку;

5) различать значение и звучание слова;

6) работать в паре, используя правила общения с собеседником.

Планируемые результаты

Метапредметные:

Познавательные:

- совершенствование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения;

- построение рассуждений в форме связи простых суждений; рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные:

-слушать собеседника, обосновывать и доказывать собственное мнение.

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (распределение ролей при парной работе);

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Регулятивные:

- контролировать свою деятельность; адекватно принимать оценку взрослого и сверстников;

- формировать целеустремлённость, настойчивость в достижении цели;

- принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Предметные умения

- печатать букву твёрдый знак на рабочей строке для закрепления образа печатной буквы;

- различать значение и звучание слова.

- учиться писать букву твёрдый знак (ъ) и слова с твёрдым знаком, анализировать их графическую форму.

- используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

- высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Мотивация к учебной деятельности

-К уроку письма я приготовила вот такой твёрдый знак?


- Что он вам напоминает?

- Почему я выбрала такую форму? Что можно открывать ключом? А в школе? (Знания, тайны, секреты языка).

На сегодняшнем уроке мы постараемся открыть некоторые секреты про эту букву.

Фронтальная - высказывают свои суждения, обмениваются мнениям, определяют цели урока

II.Актуализация знаний

- С какой новой буквой познакомились на уроке чтения?

- Что можете рассказать про эту букву?

- Чему будем учиться на уроке?

- Сегодня мы будем учиться писать букву ъ, слова и предложения с ней.

Фронтальная – отвечают на вопросы, с помощью учителя формулируют тему и задачи урока

IV. Физминутка

V. Первичное закрепление

V. Физминутка

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

VII. Рефлексия

1.Печатание буквы ъ (закрепление её графического образа), самооценка.

- Откройте пропись с. 57. Будем учиться печатать новую букву.

- Найдите печатную букву на рабочей строке.

- Смотрим на экран и учимся, как правильно печатать эту букву. Следим за рукой и в воздухе повторяем движения (СD к УМК).

- А теперь обведите образец печатной буквы на рабочей строке, ориентируясь на стрелки и точки. Напечатайте целую строку буквы. Контролируйте себя по образцу в прописи.

- Какие из напечатанных букв вам показались самыми красивыми? Подчеркните их.

2.Самостоятельное письмо строчной буквы ъ в вертикальной полосе; предварительное словесное описание элементов строчной буквы (маленькая чёрточка с петелькой и прямая линия с маленьким овалом).

- Рассмотрите новую букву в вертикальной полосе.

- На какую изученную букву она похожа? А ещё?

Внимательно смотрите на экран и обводите букву в воздухе. Напишите букву на ладошке пальчиком, а теперь самостоятельно в вертикальной полосе.

3. Письмо элементов строчной буквы ъ на рабочей строке и буквосочетания с ней.

- Найдите твёрдый знак на рабочей строке. Напишите целую строку. Следите за посадкой при письме.

- Обменяйтесь тетрадями, подчеркните карандашом самую красивую букву, сравните с образцом, исправьте ошибки.

4.Сравнение двух вариантов написания твёрдого знака: для соединения с другими буквами (маленькая чёрточка с петелькой и прямая линия с незаконченным овалом и петелькой).

- Рассмотрите букву на следующей рабочей строке. - Чем она отличается от предыдущей буквы? (Эта буква предназначена для соединения с другими буквами)

- Прочитайте буквы, которые записаны на доске: А ю м ъ С Т а с М Ю.

- Как вы думаете, какой вопрос я хотела вам задать? Осудите в парах.

- Почему нет заглавной буквы твёрдый знак?

- Какой ещё секрет открыли про эту букву (Нет заглавной буквы).

Мы писали и устали. Дружно все мы тихо встали.

Ручками похлопали, раз-два-три.

Ножками потопали, раз-два-три.

И еще потопали и дружней похлопали.

Сели, встали, и друг друга не задели,

Мы немножко отдохнем и опять писать начнем.

1.Сравнение написания слов сел-съел.

-Прочитайте пару слов. Сравните.

- Напишите слово СЪЕЛ по образцу, затем один раз самостоятельно.

2. Работа над предложением. (Карточки с правилами написания предложения на партах)

- Прочитайте запись на 3 строчке. Что это?

- Докажите, что это предложение. ( Начало предложения пиши с большой буквы, в конце ставь точку, между словами оставляй пробел).

- Каким, словом дополните предложение?

- Проверьте посадку при письме. Запишите предложение самостоятельно с проговариванием каждого слова.

- Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки простым карандашом.

Проверка: Вася сел и все пироги съел. ПРОВОКАЦИЯ: (ъ не обозначает звука, далее следует е – указывает на мягкость согласного). Обведите в мешочек слова, обозначающие действие предмета. Прочитайте.

Пришло время отдохнуть.

Повторить 5–8 раз.

- Рассмотрите картинку вверху слева.

- Почему Ъ и эта картинка? Почему буква ъ серого цвета? Прочитайте слова.

-Что можете сказать о них.

- Меняется ли смысл слов? ( Эти слова близкие по значению, имеют общую часть)

- Как называются такие слова? (Родственные)

- Определите место ъ знака в каждом слове.

Посмотрите на рисунок внизу: Лисёнок тоже любит кататься на велосипеде. Запишите слова прописными буквами в том порядке, в котором Лисёнок выполняет движение.

- Проверим, что у вас получилось. Прочитайте слова.

- Какое слово не подошло? А какое надо написать? Взаимопроверка. Сравним с образцом вверху. Обсудите результат работы. У кого было затруднение. Как вышли из затруднения?

– Какую букву учились писать? Что можете сказать про эту букву?

Какие тайны – секреты русского языка открыли сегодня на уроке этим ключом?

Фронтальная – проверяют правила посадки при письме

Индивидуальная – печатают букву ъ и сравнивают с образцом, исправляют ошибки

Индивидуальная, работа в паре – контроль и самостоятельная оценка работы: подчёркивание букв, написанных красиво. Принятие учащимися правил сотрудничества

Фронтальная – высказывают свои предположения

Коллективная – вывод: нет заглавной буквы твёрдый знак.

Коллективная - выводы: буква ъ не обозначает никакого звука – показатель твёрдости согласной,

стоит между согласной и гласной, приставки в однокоренных словах указывают на различные направления движения.

Читайте также: