Роль пейзажа в повести ася конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Тема: Образ природы. Тема рока в повести. Подготовка к сочинению.
Цели: Выявление символического значения образа Рейна в повести как реки жизни и одновременно реки забвения; смысла роковых предзнаменований, художественной идеи произведения, проявляющейся в утверждении невозможности слияния гармонически уравновешенной культуры и тревожной красоты необузданной стихии, равнозначной самой природе, которая нежно люби т и убивает.
Формирование навыка исследовательской работы с текстом и с материалами учебника, выразительного чтения, развитие коммуникативных способностей учащихся.
Формирование нравственно-эстетических представлений в процессе выявления символического значения деталей и образов повести.

ØОбращение к д/з. Заполнение третьей части таблицы по ходу беседы.

ØЗаполнение таблицы по ходу беседы.

Урок литературы в 9 классе, который позволяет рассмотреть все функции пейзажа. Проводится текстологический анализ, поисковая работа по тексту, которая позволяет лучше понять авторскую позицию. на уроке осуществляется системно-деятельностный подход, проводятся разные формы работ (фронтальная, индивидуальная, в парах), используются современные методы.

Оценить 677 1

Цель: выявить роль пейзажа в повести

Задачи: - развивать умение анализировать текст;

воспитывать потребность наслаждаться процессом чтения;

совершенствовать операции словесно-логического мышления;

Д: Мы говорили об автобиографичности произведения, о системе образов, о характерах главных героев, о том, почему не состоялась любовь, о концепции любви вообще у Тургенева.

У: Сегодня мы завершим разговор об этом произведении Тургенева, в заключение поговорив … А вот о чем, догадайтесь сами. Решите головоломку:

У: Как вы думаете, что изображено на таблице. Ваши предположения. О каких данных идет речь?

Д: (предположения детей)

У: А что такое пейзаж? Поработайте со словарями.

Д: Пейзаж -это описание или изображение природы.

У: Кто может описать или изобразить природу?

Д: Писатель, музыкант, художник.

На первый взгляд, тема неинтересная. Кто тоже так считает, поднимите руку.

Д: (поднимают руки)

У: Ребята, а кто пропускает описания природы, когда читает книгу?

Д: Поднимают руки

У: Сегодня на уроке мне хочется доказать вам обратное, мы вместе будем проводить опыты и совершать открытия.

У: Как вы думаете, что будет являться целью урока, не торопитесь отвечать, подумайте, посмотрите на таблицу.

Д: почитать пейзаж и насладиться им, сравнить пейзажные зарисовки. . выявить роль или функцию пейзажа , то есть понять, зачем он нужен.

У: Молодцы, доп исывайте тему урока.

У: Давайте поговорим, не обращаясь к тексту, что такого в нашей теме? Нет ничего проще ответить, зачем нужен пейзаж в произведении? И зачем он нужен вам?Ваши ответы

Д? Для красоты, чтобы представить место действия, чтобы мы поняли, как герои относятся к пейзажу. Нам нужен для того, чтобы использовать это в сочинениях.

У: Сегодня нам нужно понять, какова роль пейзажа в повести Тургенева

Что для этого будем делать?

Д: Анализировать текст, погружаться в него.

У: Мы будем проводить опыты, погружаясь в текст, а результаты записывать в интеллект-карту. Вы помните, как ее рисовать. Судя по таблице, сколько кружков будет?

Д: 6 кругов: 1 -в центре, остальные вокруг него:

У: Откройте текст повести. Прочитайте описание пейзажа.

Д: Читают отрывки

У: О ком 1 глава? Почему пейзаж связан с этим героем?

Д: Он любил природу.

Д: Почему один? Почему бродит, на спит? Значит, у него нет семьи, что-то волнует , тревожит.

Д: Несчастная любовь

У: А искренне ли это чувство?

У: Почему Тургенев помещает описание природы в этой главе?

Д :оно помогает понять душевное состояние героя, вводит нас в обстановку, помогает представить место действия. Оно

очень красивое, природа как живая, Тургенев

У: Записываем в первый кружок.

У: Чем интересна эта глава?

Д: В ней сразу 3 описания природы

У: Как вы думаете, почему?

Д: Затрудняемся ответить

У : Нужен опыт, пойдем практическим путем. Вы будете в парах заполнять таблицу , а я рисовать на доске:

Таблица, которую заполняют учащиеся в парах по ходу чтения текста

Серебряный, между зелеными берегами, багряное золото заката, чистота и глубина неба, прозрачный воздух

Вечер, огнистый ,ясный, тихо таял и переливался в ночь, воздух мирный и кроткий

Все осветилось , потемнело , изменилось . Ветер упал, точно крылья сложил. Ночным, душистым теплом повеяло от земли

У: Пейзаж 2 главы сопровождает кого из героев и почему?

Д: Пейзаж сопровождает Асю, потомучто она тонко чувствует природу.

У: Как вам кажется, почему Тургенев показал изменения в природе? Для чего они ему были нужны?

Д: Может, чтобы мы сравнили Асю с природой, она такая же изменчивая и настоящая.

У: Правильно. Подчеркните в описаниях природы слова, которыми можно охарактеризовать и Асю.

У : возвращаемся к интеллект-карте, заполняем второй кружок.

Вот так выглядит запись во втором кружке

У: В этой главе короткое описание природы. Прочитаем его.

Как вы думаете, почему в 3 главе нет пейзажа, в 4 главе он короткий, а в 5и 6 его снова нет? Случайно ли это? Поставьте на инт-карте вопросительные знаки.

Д: Нет, наверное не случайно. Герой перестал обращать внимания на природу, значит его волнует что-то еще. Может, он влюбился?

У : Конечно, Ася владеет его мыслями. В 4 главе пейзаж характеризует местность, это долина, река, ручей и горы. Заполняем третий кружок

У: 7 глава очень интересна . Герой уходит на 3 дня в горы. Зачем?

Д: Он окончательно убедился, что Гагин и Ася не брат и сестра, и решил побыть наедине с природой, чтобы разобраться во всем.

Д: Затрудняются ответить

У: А здесь, ребята, можно услышать слова не господина Н.Н., а самого Тургенева. Это его размышления о том, как совершенен мир, как все гармонично устроено в природе, как природа может успокаивать человека, о том, что природа вечна. Можно сказать, что это авторские размышления. Такие размышления принято называть философскими. Мы с вами подошли к еще одной функции пейзажа. Итак , в пейзаже находят отражение философские размышления писателя.

Анализ 10 главы

У: мы с вами подошли к завершению. 10 глава полностью пейзажная. Почему? Нужно разобраться. Что изменилось в отношениях Н.Н с Асей?

Д:Теперь он знает ее историю.

У:Что же происходит с героем? Найдем ответ в 10 главе. Для этого прочитаем ее и обратим внимание на слова, которые характеризуют, что видит и чувствует герой.

Д: читают , а затем заполняют в группах таблицу. Она должна выглядеть так:

Приведены образцы создания уч-ся презентации по теме в результате работы над таблицей.

ВложениеРазмер
Таблица к повести Тургенева "Ася" 23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Функции пейзажа в литературном произведении

Глава 5. “Что за хамелеон эта девушка!” — невольно восклицает H.H.

Глава 4. Дорога к развалине вилась по скату узкой лесистой долины; на дне ее бежал ручей и шумно прядал через камни, как бы торопясь слиться с великой рекой, спокойно сиявшей за темной гранью круто рассеченных горных гребней.

  1. Выступает фоном, связанным с местом и временем действия

Глава 1. Городок этот мне понравился своим местоположением у подошвы двух высоких холмов, своими дряхлыми стенами и башнями, вековыми липами, крутым мостом над светлой речкой, впадавшей в Рейн, — а главное, своим хорошим вином.

  1. Является формой психологической характеристики, подчеркивает или оттеняет душевное состояние персонажей

Глава 10. Глядя кругом, слушая, вспоминая, я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце… поднял глаза к небу — но и в небе не было покоя: испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке… но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожали звезды; тревожное оживление мне чудилось повсюду — и тревога росла во мне самом.

  1. Является источником философских рассуждений писателя

Глава 2. Вы в лунный столб въехали, вы его разбили, — закричала мне Ася.

Я опустил глаза; вокруг лодки, чернея, колыхались волны.

Лодка причалила. Я вышел и оглянулся. Никого уж не было видно на противоположном берегу. Лунный столб опять тянулся золотым мостом через всю реку.

Лунный столб задает вертикальную ось мироздания — соединяет небо и землю и может быть истолкован как символ космической гармонии. В то же время он, как “золотой мост”, соединяет оба берега реки. Это — знак разрешения всех противоречий, вечного единения природного мира, куда, однако, человеку никогда не проникнуть, как не пройти по лунной дороге

  1. Является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются

Глава 7. Я отдал себя всего тихой игре случайности, набегавшим впечатлениям; неторопливо смеясь, протекали они по душе и оставили в ней, наконец, одно общее чувство, в котором слилось все, что я видел, ощутил, слышал в эти три дня, — все: тонкий запах смолы по лесам, крик и стук дятлов, немолчная болтовня светлых ручейков с пестрыми форелями на песчаном дне, не слишком смелые очертания гор, хмурые скалы, чистенькие деревеньки с почтенными старыми церквами и деревьями, аисты в лугах, уютные мельницы с проворно вертящимися колесами, радушные лица поселян, их синие камзолы и серые чулки

  1. Служит средством характеристики социальных условий жизни

Глава 1. Городок этот мне понравился своим местоположением у подошвы двух высоких холмов, своими дряхлыми стенами и башнями, вековыми липами, крутым мостом над светлой речкой, впадавшей в Рейн, — а главное, своим хорошим вином.

Глава 2. Гагин отворил ее и повел нас в гору по крутой тропинке. С обеих сторон, на уступах, рос виноград; солнце только что село, и алый тонкий свет лежал на зеленых лозах, на высоких тычинках, на сухой земле, усыпанной сплошь крупным и мелким плитняком, и на белой стене небольшого домика, с косыми черными перекладинами и четырьмя светлыми окошками, стоявшего на самом верху горы, по которой мы взбирались.

Вид был, точно, чудесный. Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелеными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката. Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы; широко разбегались холмы и поля. Внизу было хорошо, но наверху еще лучше: меня особенно поразил чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха. Свежий и легкий, он тихо колыхался и перекатывался волнами, словно и ему было раздольнее на высоте.

День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом ясный и алый, потом бледный и смутный, тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша все продолжалась, мирная и кроткая, как воздух, окружавший нас.

Глава 4. Дорога к развалине вилась по скату узкой лесистой долины; на дне ее бежал ручей и шумно прядал через камни, как бы торопясь слиться с великой рекой, спокойно сиявшей за темной гранью круто рассеченных горных гребней.

Глава 7. Я отдал себя всего тихой игре случайности, набегавшим впечатлениям; неторопливо смеясь, протекали они по душе и оставили в ней, наконец, одно общее чувство, в котором слилось все, что я видел, ощутил, слышал в эти три дня, — все: тонкий запах смолы по лесам, крик и стук дятлов, немолчная болтовня светлых ручейков с пестрыми форелями на песчаном дне, не слишком смелые очертания гор, хмурые скалы, чистенькие деревеньки с почтенными старыми церквами и деревьями, аисты в лугах, уютные мельницы с проворно вертящимися колесами, радушные лица поселян, их синие камзолы и серые чулки, скрипучие, медлительные возы, запряженные жирными лошадьми, а иногда коровами, молодые длинноволосые странники по чистым дорогам, обсаженным яблонями и грушами…

Глава 10. Глядя кругом, слушая, вспоминая, я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце… поднял глаза к небу — но и в небе не было покоя: испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке… но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожали звезды; тревожное оживление мне чудилось повсюду — и тревога росла во мне самом. Я облокотился на край лодки… Шепот ветра в моих ушах, тихое журчанье воды за кормою меня раздражали, и свежее дыханье волны не охлаждало меня; соловей запел на берегу и заразил меня сладким ядом своих звуков.

В небольшой комнате, куда я вошел, было довольно темно, и я не тотчас увидел Асю. Закутанная в длинную шаль, она сидела на стуле возле окна, отвернув и почти спрятав голову, как испуганная птичка. Она дышала быстро и вся дрожала. Мне стало несказанно жалко ее. Я подошел к ней. Она еще больше отвернула голову…

— Анна Николаевна, — сказал я.

Она вдруг вся выпрямилась, хотела взглянуть на меня — и не могла. Я схватил ее руку, она была холодна и лежала, как мертвая, на моей ладони.

— Я желала… — начала Ася, стараясь улыбнуться, но ее бледные губы не слушались ее, — я хотела… Нет, не могу, — проговорила она и умолкла. Действительно, голос ее прерывался на каждом слове.

Я сел подле нее.

— Анна Николаевна, — повторил я и тоже не мог ничего прибавить.

Настало молчание. Я продолжал держать ее руку и глядел на нее. Она по-прежнему вся сжималась, дышала с трудом и тихонько покусывала нижнюю губу, чтобы не заплакать, чтобы удержать накипавшие слезы… Я глядел на нее; было что-то трогательно-беспомощное в ее робкой неподвижности: точно она от усталости едва добралась до стула и так и упала на него. Сердце во мне растаяло…

— Ася, — сказал я чуть слышно…

Она медленно подняла на меня свои глаза… О, взгляд женщины, которая полюбила, — кто тебя опишет? Они молили, эти глаза, они доверялись, вопрошали, отдавались… Я не мог противиться их обаянию. Тонкий огонь пробежал по мне жгучими иглами, я нагнулся и приник к ее руке…

Послышался трепетный звук, похожий на прерывистый вздох, и я почувствовал на моих волосах прикосновение слабой, как лист дрожавшей руки. Я поднял голову и увидел ее лицо. Как оно вдруг преобразилось! Выражение страха исчезло с него, взор ушел куда-то далеко и увлекал меня за собою, губы слегка раскрылись, лоб побледнел как мрамор, и кудри отодвинулись назад, как будто ветер их откинул. Я забыл все, я потянул ее к себе — покорно повиновалась ее рука, все тело ее повлеклось вслед за рукою, шаль покатилась с плеч, и голова ее тихо легла на мою грудь, легла под мои загоревшиеся губы…

— Ваша… — прошептала она чуть слышно.

Уже руки мои скользили вокруг ее стана… Но вдруг воспоминание о Гагине, как молния, меня озарило.

— Что мы делаем. — воскликнул я и судорожно отодвинулся назад. — Ваш брат… ведь он все знает… Он знает, что я вижусь с вами.

Ася опустилась на стул.

— Да, — продолжал я, вставая и отходя в другой угол комнаты. — Ваш брат все знает… Я должен был ему все сказать.

— Должны? — проговорила она невнятно. Она, видимо, не могла еще прийти в себя и плохо меня понимала.

— Да, да, — повторил я с каким-то ожесточением, — и в этом вы одни виноваты, вы одни. Зачем вы сами выдали вашу тайну? Кто заставлял вас все высказать вашему брату? Он сегодня был сам у меня и передал мне ваш разговор с ним. — Я старался не глядеть на Асю и ходил большими шагами по комнате. — Теперь все пропало, все, все.

Ася поднялась было со стула.

— Останьтесь, — воскликнул я, — останьтесь, прошу вас. Вы имеете дело с честным человеком, — да, с честным человеком. Но, ради бога, что взволновало вас? Разве вы заметили во мне какую перемену? А я не мог скрываться перед вашим братом, когда он пришел сегодня ко мне.

— Я не звала брата, — послышался испуганный шепот Аси, — он пришел сам.

— Посмотрите же, что вы наделали, — продолжал я. — Теперь вы хотите уехать…

— Да, я должна уехать, — так же тихо проговорила она, — я и попросила вас сюда для того только, чтобы проститься с вами.

— И вы думаете, — возразил я, — мне будет легко с вами расстаться?

— Но зачем же вы сказали брату? — с недоумением повторила Ася.

— Я вам говорю — я не мог поступить иначе. Если бы вы сами не выдали себя…

— Я заперлась в моей комнате, — возразила она простодушно, — — я не знала, что у моей хозяйки был другой ключ…

Это невинное извинение, в ее устах, в такую минуту — меня тогда чуть не рассердило… а теперь я без умиления не могу его вспомнить. Бедное, честное, искреннее дитя!

— И вот теперь все кончено! — начал я снова. — Все. Теперь нам должно расстаться. — Я украдкой взглянул на Асю… лицо ее быстро краснело. Ей, я это чувствовал, и стыдно становилось и страшно. Я сам ходил и говорил как в лихорадке. — Вы не дали развиться чувству, которое начинало созревать, вы сами разорвали нашу связь, вы не имели ко мне доверия, вы усомнились во мне…

Пока я говорил, Ася все больше и больше наклонялась вперед — и вдруг упала на колени, уронила голову на руки и зарыдала. Я подбежал к ней, пытался поднять ее, но она мне не давалась. Я не выношу женских слез: при виде их я тотчас теряюсь.

— Анна Николаевна, Ася, — твердил я, — пожалуйста, умоляю вас, ради бога, перестаньте… — Я снова взял ее за руку…

Но, к величайшему моему изумлению, она вдруг вскочила — с быстротою молнии бросилась к двери и исчезла…

Когда несколько минут спустя фрау Луизе вошла в комнату — я все еще стоял по самой середине ее, уж точно как громом пораженный. Я не понимал, как могло это свидание так быстро, так глупо кончиться — кончиться, когда я и сотой доли не сказал того, что хотел, что должен был сказать, когда я еще сам не знал, чем оно разрешиться…

— Фрейлейн ушла? — спросила меня фрау Луизе, приподняв свои желтые брови до самой накладки.

Повесть И.С. Тургенева “Ася” посвящена любви. Любовь наиболее полно раскрывает человека. А показать внутреннее состояние человека помогает описание природы.

Описания природы занимают в повести очень большое место. Они не только настраивают читателя на тонкое сопереживание, но и сопровождают каждое настроение, каждое движение души его героев.

Действие повести происходит в Германии, на величественной и красивой реке Рейн. Это не случайно. Автор специально поместил героев в это место, чтобы создать романтическую обстановку.

“ Признаться сказать, рана моего сердца не очень была глубока…”

Напротив, описание вечернего городка наполнены искренностью, живостью, которая противопоставлена фальшивой любви героя.

Во второй главе НН встречает Асю. Описание Аси соседствует с описанием чудесного пейзажа Рейна. Это как бы подтверждает все сказанное об Асе.

Беседа НН с Асей и Гагиным, длившаяся целый вечер, тоже сопровождается романтическим пейзажем вечера, сначала раннего, потом постепенно переходящего в ночь.

Автор подчеркивает постоянную изменчивость природы, сравнивая ее с характером Аси.

Тургенев говорит, что и переменчивый характер Аси очень близок к природе.

Описания гор, долин, мощного течения рек помогает автору показать сильную, безудержную любовь героини.

К пятой главе герой влюбился в Асю. С этого момента всё его внимание переключается на Асю, и он уже не замечает природу. Поэтому описания природы отсутствуют, даже когда НН сопровождает Гагина на зарисовку пейзажей.

Это сравнение предвещает печальный конец повести.

Роль пейзажа в повести заключается в том, чтобы мы лучше поняли силу чувств героев, состояние их душ. Чтобы мы поняли, как сложны и непонятны бывают чувства людей, и надо учиться их понимать, чтобы стать счастливым.

Читайте также: