Конспект значение листа в жизни растений

Обновлено: 07.07.2024

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: сформировать представление о функциях листьев, рас­крыть их значение для растения в целом; продолжить формирова­ние знаний о процессе фотосинтеза; познакомить с различными видоизменениями листьев как результатом приспособленности к различным условиям обитания.

Ключевые слова и понятия: фотосинтез, испарение воды, запасающая роль листа, листопад, выделение вредных веществ, отделительный слой, пробковый слой, защитная функция ли­ста, колючки, приспособления для уменьшения испарения, волоски, прикрепление к опоре, усики, органы для ловли на­секомых.

Актуализация знаний

Фронтальный опрос

Что такое ткань?

Какими тканями образована листовая пластинка?

Какой тканью является кожица листа?

Какова ее основная функция?

Почему клетки кожицы листа прозрачны?

Какой в этом биологический смысл?

Какими тканями представлена мякоть листа?

Какую форму имеют клетки столбчатой ткани?

Какова их основная функция?

Какую форму имеют клетки губчатой ткани?

Какова их основная функция?

Что такое устьица?

За счет каких клеток они открываются и закрываются?

Какова функция устьиц?

Что такое сосуды?

Какими клетками они представлены?

Какова их функция?

Что такое ситовидные трубки?

Какими клетками они представлены?

Какова их функция?

Что такое фотосинтез?

При каких условиях возможно протекание процесса фото­синтеза?

Что выделяется и что поглощается в процессе фотосинтеза?

При каких условиях растения дышат?

Что выделяется и что поглощается в процессе дыхания?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

На предыдущих уроках мы с вами неоднократно говорили о фотосинтезе.

Вспомните, что это такое.

Фотосинтез — основная функция зеленого листа. Это процесс производства растением органических веществ из неорганических с использованием энергии солнечного света. В процессе фото­синтеза в зеленых листьях из углекислого газа и воды образуются органические вещества (в основном углеводы) и кислород.


Откуда растение берет углекислый газ?

Каким образом вода от корней попадает к листьям?

Куда расходуются органические вещества, образовавшиеся в листьях в процессе фотосинтеза?

Куда девается кислород?

Все дело в том, что кислород является как бы побочным про­дуктом фотосинтеза и, соответственно, удаляется из листа. Но не­обходимо помнить, что в темноте растение дышит, поглощая кис­лород и выделяя углекислый газ.

Убедиться в том, что растения на свету поглощают угле­кислый газ и выделяют кислород, а ночью дышат, поглощая кислород, можно, основываясь на результатах эксперимента. Для этого под стеклянный колпак, находящийся на стеклянной поверхности, ставят зеленое растение в горшке и помещают живую мышь. Место соприкосновения стеклянного колпака со стеклянной поверхностью замазывают вазелином, чтобы полностью исключить проникновение воздуха из внешней среды. Колпак ставят в освещенное место. Через сутки мышь была жива. Мы знаем, что животные (в том числе и мыши) при дыхании поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Под колпаком было ограниченное количество кислорода. Так отку­да же он взялся? Это в процессе фотосинтеза растение погло­тило углекислый газ и выделило кислород, необходимый для дыхания животного.

Если же в данном опыте изменить всего лишь одно условие — поставить колпак не в освещенное место, а в темноту, животное погибнет. Это доказывает, что растения в темноте дышат, т. е. поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.

Еще одной функцией листа является испарение воды. Основное значение испарения заключается в охлаждении растения. Это осо­бенно важно для растений жаркого и сухого климата. Помимо это­го, за счет испарения поддерживается постоянный приток воды от корней с растворенными в ней необходимыми веществами. Если бы не было испарения, не было бы и постоянного притока воды к листьям.


Кроме того, многие листья выполняют запасающую роль.

Вспомните строение луковицы.

Какова основная функция луковицы?

В какой части луковицы происходит запас питательных ве­ществ?

Питательные вещества запасаются в мясистых видоизменен­ных листьях луковицы. Таким образом многие растения засуш­ливых областей запасают воду, как, например, некоторые виды очитков, алоэ и агава.

Листья могут накапливать в себе отработанные вещества — шлаки, а потом удалять их из растения в процессе листопада. Эту функцию листа можно охарактеризовать как выделение вредных веществ. Листья сначала желтеют или краснеют.

Как вы думаете, за счет чего изменяется цвет листьев? (От­веты учащихся.)

Хлоропласты разрушаются, и становятся видны другие пла­стиды — хромопласты. Потом между черешком листа и стеблем образуется особый отделительный слой, клетки которого начи­нают отделяться друг от друга за счет ослизнения межклетни­ков. На стебле в месте прикрепления листа образуется пробковый слой, поэтому после опадения листа на стебле не остается ранки.

Видоизмененные листья некоторых растений помогают стеб­лю прикрепляться, цепляться за опору.

Как вы думаете, о каких растениях идет речь? (Помогают цепляться за опору видоизмененные листья гороха, чины, усики)

Листья некоторых растений видоизменены в колючки, как, например, у барбариса.

Как вы думаете, какую функцию выполняют эти листья? (Они выполняют защитную функцию.)

А колючки и волоски кактусов необходимы для приспособле­ния листьев к уменьшению испарения.

Кроме того, листья некоторых растений превратились в осо­бые органы для ловли насекомых.

Знаете ли вы такие растения? (Ответы учащихся.)

Это, например, венерина мухоловка и росянка. Видоизменен­ные листья этих растений выделяют капельки сока, привлекающе­го мелких насекомых, а когда насекомое садится, лист закрыва­ется или сворачивается и насекомое оказывается в ловушке. Лист выделяет пищеварительные соки, а потом поглощает питательные вещества, которые содержались в насекомом.

Помимо перечисленных функций, листья некоторых растений могут также участвовать в вегетативном размножении.

Приведите примеры таких растений. (Например, бегония, комнатная фиалка.)

Закрепление знаний и умений

Пользуясь текстом учебника, а также дополнительной ли­тературой, заполнить таблицу.

Функции видоизменен­ных листьев

Творческое задание. Нарисовать рисунок-схему, отображаю­щую все процессы, происходящие в листьях на свету и в темноте.

Задание для учеников, интересующихся биологией. В дополни­тельной литературе найти сведения о том, что является сигналом к листопаду у растений средней полосы.

Открытый урок на тему: "Значение листа в жизни растения"

Лист- часть побега. Значение листа для растения.AVI

Работа устьиц листа растения

Транспирация

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Биология, 7 класс

Тема урока: Значение листьев в жизни растений.

обучающие : создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о значении листа для растений;
развивающие: содействовать развитию умений анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать познавательный интерес;

р азвивать память, речь, мышление.
воспитательные: прививать любовь к окружающему миру ;

формировать у обучающихся культуру речи, бережное отношение к растениям как живым существам и источникам кислорода.

Формируемые понятия: Фотосинтез. Хлорофилл. Органические вещества.

Организационный момент.

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.

Громко прозвенел звонок – начинается урок.

Наши ушки на макушке, глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем, ни минутки не теряем.

Актуализация знаний.

Ребята, на предыдущих уроках мы с вами изучили строения листьев растений и выяснили, что у каждого растения листья индивидуальны, но в чем то, они и схожи.

- Что пересекает листовые пластины у растений во всех направлениях? Жилки.

- Как называется расположение жилок на листовой пластине? Жилкование листьев.

- Какие типы жилкования мы изучили? Дуговое, параллельное и сетчатое.

- У разных растений одинаковое или различное жилкование листьев? у однодольных – параллельное и дуговое, у двудольных – сетчатое.

- А по каким внешним признакам ещё листья отличаются друг от друга?

по форме листовой пластины (простые и сложные), по способу прикрепления к стеблю (черешковый и сидячие листья).

В 18 веке в 1771 году английский химик Джозеф Пристли проделал следующий опыт: он поместил двух мышей под стеклянный колпак, но под один из колпаков поставил комнатное растение. Посмотрите на иллюстрацию и скажите, что произошло с мышью, где не было комнатного растения.

Подумайте, как можно объяснить тот факт, что мышь под вторым колпаком, куда было помещено комнатное растение, осталась живой?

-О каком свойстве живого мы будем сегодня на уроке говорить?

- Вы хотите ответить на этот вопрос?

3. Изучение нового материала.

- Если мышь, которая была под колпаком с растением осталась жить, значит, причина кроется в чём? в растении

- Рассмотрим зелёный лист растения.

- У листьев есть мельчайшие отверстия поры, по которым в лист поступает углекислый газ. По сосудам из стебля в лист поступает вода и растворённые минеральные вещества. На лист падают лучи солнечного света. И в результате этого процесса зелёные листья выделяют кислород.

Верно. Вот мы и ответили на вопрос, почему мышка осталась жить. Комнатное растение выделяло кислород, а мышь использовала его для дыхания.

Но и это ещё не всё. В результате этого процесса в листьях, кроме кислорода образуются органические вещества.

Этот сложный процесс образования органических веществ и кислорода из углекислого газа и воды происходит в мельчайших зёрнах зелёного цвета, которые находятся в листьях и которые придают ему этот цвет. Вещество это называется – Хлорофилл.

Образование органических веществ на свету с помощью хлорофилла называют фотосинтезом.

Запомните, в отличие от других живых организмов растения не поглощают органические вещества, они синтезируют их сами.

4. Физкультминутка.

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

5. Значение процесса фотосинтеза .

Какой газ поглощают зелёные листья растений? Углекислый.

Какое вещество поступает по сосудам стебля в листья? Вода.

Какое важное условие необходимо? Солнечный свет.

Какой газ выделяют зелёные листья растений? Кислород.

Какие сложные вещества образуются в листьях. Органические вещества. ( Органические вещества, которые образуются в процессе фотосинтеза человек использует в пище )

Дайте название этому процессу. Фотосинтез.

Как называется вещество, в котором происходит процесс фотосинтеза.

Запись в тетрадь схемы фотосинтеза .

6. Закрепление полученных знаний.

Ребята, сегодня на уроке вы узнали много нового, интересного.

Ответьте на вопросы:

1.Какой процесс называют фотосинтезом?

2.При помощи какого вещества в листьях происходит процесс фотосинтеза?

3. Из чего в зелёных листьях образуются органические вещества?

4. Какой газ выделяется из зелёных листьев на свету? Каково его значение для живых организмов?

5 . Какие условия необходимы для процесса фотосинтеза?

Карточка :

Вставьте пропущенные слова

1. Растения при дыхании поглощают……….

2. Растения при дыхании выделяют……….

3. Органические вещества при дыхании…………

4. Растения дышат в …… время суток

5. Дышат …… органы растения. При фотосинтезе кислорода……… больше, чем …… при дыхании.

Самая важная функция листа — это образование органических веществ. Его плоская и большая листовая пластина хорошо улавливает солнечный свет. В клетках основной ткани листьев (в мякоти листа) содержится много хлоропластов, в которых протекает фотосинтез, в процессе которого образуются органические вещества.

С помощью листьев растение испаряет воду. Вода в листья поступает по проводящей системе от корней. Внутри листа вода перемещается к устьицам по стенкам клеток и межклетникам. Через устьица листьев вода испаряется. Испарение обеспечивает связь корней и листьев. Так обеспечивается поток минеральных веществ.

Растение может регулировать интенсивность испарения, открывая и закрывая устьица. Когда надо избежать лишней потери воды, устьица закрываются. Такое случается, когда воздух слишком сухой, мало воды, яркий свет и высокая температура. Ряд растений открывает устьица только вечером и ночью. Однако большинство интенсивно испаряют днем (например, злаки).

Также с помощью листьев осуществляется газообмен между воздухом и растением. Через устьица поступают кислород и углекислый газ. Поступающий кислород используется для дыхания, а поступающий углекислый газ — для синтеза органических веществ.

Через те же устьица в атмосферу выделяется кислород и углекислый газ. Однако выделяющийся кислород образовался в процессе фотосинтеза, а выделяющийся углекислый газ образовался в процессе дыхания.

Фотосинтез в растении осуществляется только на свету, дыхание же — всегда.

У большинства деревьев и кустарников ежегодно наблюдается такое явление как листопад. Осенью из листьев происходит отток питательных веществ, хлорофилл разрушаются, листья становятся желтыми или красными из-за других пигментов. В тканях листа накапливаются ненужные растению вещества. Таким образом состарившись, листья опадают.

Значение листопада в удалении ненужных веществ и сокращении поверхности надземных органов растения в неблагоприятный период. После листопада растение меньше испаряет воды, крона деревьев меньше будет накапливать снега и, следовательно, не ломаться.

Кроме перечисленных основных функций (фотосинтез, испарение, газообмен, листопад) листья некоторых растений выполняют разные специфические функции. Так у некоторых растений в листьях откладываются запасные питательные вещества (алоэ, кочанная капуста, лук). Ряд растений вегетативно размножаются с помощью листьев.

Листья со специфическими функциями обычно видоизменяются и становятся непохожи на обычные листья. Листья, в которых накапливаются питательные вещества приобретают мясистую чешуевидную форму. Листья, которыми растения цепляются за опору, чтобы подниматься выше, становятся похожи на усики (горох). Растения, которые защищаются от поедания животными, имеют листья в виде колючек и игл (верблюжья колючка, барбарис, кактусы). Почечные чешуи также ни что иное как видоизмененные листья, защищающие зачаток побега.

Для чего растениям нужны листы — какую функцию выполняют

Лист – это боковой, преимущественно плоский орган побега, который отличается ограниченным ростом и нарастает основой, а не верхушкой.

Структурно любой лист состоит из:

  • листовой пластинки;
  • черешка (помогает растениям ориентироваться относительно солнечных лучей);
  • основы.

Листовая пластина также состоит из:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • основы;
  • средней жилки;
  • боковых жилок;
  • края листовой пластинки;
  • верхушки листовой пластинки.

Также многие листья имеют прилистники – парные боковые наросты. К примеру, прилистники имеет крапива, однако липа их лишена.

Схема строение простого листа

Основная и дополнительная роль

Первостепенная роль листа – это выполнить фотосинтез.

Фотосинтез – это процесс переработки клетками световой энергии на энергию химических связей.

В большинстве случаев он осуществляется фотоавтотрофами – зелеными растениями и некоторыми бактериями.

Фотосинтез осуществляется с помощью ряда пигментов. Существует 3 основных класса пигментов:

  • хлорофиллы (основные пигменты фотосинтеза, зеленого цвета);
  • каротиноиды (желтые или оранжевые пигменты);
  • фикобилины (пигменты цианобактерий и красных водорослей).

Значение фотосинтеза, с точки зрения биологии:

Кроме этого, лист выполняет целый ряд жизненно важных функций всего растения:

  • транспирацию;
  • газообмен;
  • вегетативное размножение;
  • опорную функцию (усики);
  • защитную функцию (колючки);
  • питательную функцию (у насекомоядных растений);
  • удаление отдельных продуктов метаболизма (во время листопада).

Виды листьев растений

Классификация листьев отличается своей сложностью и многообразием критериев. Их различают по таким главным особенностям:

  • количеству листовых пластин (простые и сложные);
  • очертаниям пластины;
  • форме целостной пластины;
  • форме основы;
  • форме верхушки;
  • форме черешка;
  • типу жилкования;
  • схеме прикрепления листка ко стеблю.

Простые и сложные разновидности

Листовые пластинки делятся по разновидности на:

  • простые: имеют одну пластинку;
  • сложные: имеют две и больше пластинок.

Простые

В простых листьях пластинка может быть настолько глубоко рассеченной, что создается впечатление большого количества пластинок (полынь, петрушка). Зачастую пластинка отпадает вместе с черешком или отмирает вместе со стеблями у таких листьев.

Наибольшее количество листьев относятся к простым, часто довольно примитивной формы, что свидетельствует о древности их происхождения.

Простые листья разделяют на:

  • целостные (липа);
  • расчлененные (клен, дуб).

Простые листья

Степень и характер расчленения простых листов

Степень расчленения – это глубина надреза или выемок листовой пластины. По степени расчленения различают такие формы:

  • лопастные – надрез от 1/3 до 1/2 полупластинки;
  • раздельные – надрез от 1/2 до 2/3 полупластинки;
  • рассеченные – более 2/3 полупластинки.

По характеру расчленения выделяют такие разновидности:

  • тройчатая;
  • пальчатая;
  • перистая.

Степень расчленения листовой пластинки

Сложные

В сложных листьях помимо общего черешка (рахиса), к которому крепятся две, три или несколько пластинок, у каждой пластинки существует свой собственный черешок. Каждый листик рахиса отпадает самостоятельно. Различают следующие формы сложных листьев по размещению листиков на рахисе:

  • тройчатосложные (ежевика, земляника);
  • пальчатосложные (конский каштан, люпин);
  • непарноперистые (рябина, роза, белая акация);
  • парноперистые (горох, желтая акация).

Сложные листья

Разнообразие листьев по внешнему строению

По очертанию пластинки

По внешнему очертанию пластинки (его края) выделяют такие общие разновидности:

  • цельнокрайний;
  • зубчатый;
  • пильчатый;
  • городчатый;
  • ресничный;
  • выемчатый;
  • струговидный;
  • волнистый.

Форма края листовой пластинки

По форме целостной пластины

В общем плане обращают внимание на такие особенности:

  • соотношение ширины и длинны пластинки;
  • как располагается наиболее широкая часть (посредине, выше или ниже средины).

Схема форм листьев

Выделяют такие классы (соответствующие номера и буквы отображаются на картинке ниже):

  • плоская пластинка:
    • (а) симметричные верхняя и нижняя часть листа (круглый - 1, эллиптический - 2, продолговатый -3, ланцетный - 5, заостренный - 4);
    • (б) боковые стороны симметричны (яйцевидный - 6, треугольный - 7, лопатообразный - 8, линейный - 9);
    • (в) боковые стороны не симметричны (трапециобразный - 10, косой - 11);
    • (г) листья более-менее жесткие, длинна больше ширины (иглообразный - 12, шилообразный - 13);
    • (д) листья мясистые, сочные, форма разнообразна (трубчатый - 14).

    Пластинки листа

    По форме основы:

    • округлая;
    • сердцеобразная;
    • стрелообразная;
    • копьеобразная;
    • клинообразная;
    • неравносторонняя.

    По форме верхушки:

    • тупой;
    • острый;
    • заостренный;
    • остроконечный;
    • выемчатая;
    • усообразная.

    По форме черешка

    • цилиндрический;
    • полуцилиндрический;
    • ребристый;
    • плоский;
    • крылатый;
    • желобчатый.

    Морфологические характеристики листа

    По типу жилкования

    Жилка – это сосудисто-волокнистый пучок, который соединяет листок со стеблем.

    Жилы важны для перемещения воды, минеральных и органических веществ по растению, а также придания ему устойчивости и опоры. Размещение жилок на листке называют жилкованием. Бывают такие типы жилкования:

    • дуговое – жилки размещены бочкообразно, а возле основания и на верхушке листа они сближены (тюльпан, подорожник);
    • параллельное – жилки размещены параллельно по длине листа (злаки);
    • сетчатое (в т.ч. пальчатое, сетчато-пальчатое и перистое) – от центральной жилки выходят более мелкие, боковые, создавая сетку (яблоня, крапива, клен);
    • вильчатое (дихотомичное)– раздвоенное деление жилок;
    • веерное (или перистодуговидное) – жилки отходят от общего основания.

    Параллельное и дуговое характерно для однодольных растений, сетчатое – для двудольных. Также существует целый ряд смешанных (переходных) типов.

    Типы жилкования листьев

    По схеме прикрепления листка ко стеблю

    Существуют такие способы крепления листка:

    • длинным черешком;
    • коротким черешком;
    • сидячий;
    • пронзенный;
    • сросшимися основаниями противоположных листьев;
    • низбегающий;
    • влагалищный.

    Крепления листка

    Виды листорасположения

    Листорасположение – это способ расположения листьев на побеге путем их закрепления на стеблевых узлах.

    Существуют 4 основных типа листорасположения:

    • поочередное или спиральное – от узла растет один листок (пшеница, яблоня, береза), самое распространенное жилкование;
    • супротивное – от узла растут два расположенных противоположно листа (мята, шалфей, калина, сирень);
    • мутовчатое или кольчатое –от узла растет три или больше листов (олеандр);
    • собраны в розетку – существует пучок листьев относительно общего центра.

    Виды листорасположения

    Транспирация листьев и её виды

    Транспирация – это физиологический процесс, при котором происходит испарение воды растением.

    Биология рассматривает транспирацию как жизненно необходимый процесс для растения, поскольку он обеспечивает:

    • постоянное движение воды через корни, стебли и листья;
    • регуляцию температурного и водного режима растения;
    • предотвращение перегревание растения;
    • разгрузку проводной системы растения от переизбытка воды.

    Транспирационный коэффициент – это эффективность использования воды растением, которое измеряется количеством воды (в граммах), использованной для построения 1 г сухого вещества.

    Кукуруза имеет коэффициент 250–400, просо – 200-300, рожь – 500–800.

    Около 90% воды, которую потребляют корни, в форме водяного пара попадает в атмосферу. Процесс транспирации происходит преимущественно в устьицах. Интенсивность транспирации зависит от открывания и закрывания устьиц растением. Водяная пара через межклеточники губчатого мезофилла растения попадает к устьицам и через щели устьиц испаряется в атмосферу.

    Интенсивность транспирации немало зависит от интенсивности фотосинтеза, а также от факторов, среди которых:

    Читайте также: