Конспект урока по теме птицы 2 класс

Обновлено: 27.06.2024

4. Проследить с помощью иллюстраций в учебнике взаимосвязи внешнего вида птицы со способом добывания пищи.

Ресурсы: учебник по окружающему миру, презентация.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД

1). Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Нина Константиновна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Итак, друзья внимание, ведь прозвенел звонок, садитесь по удобнее, начнем скорей урок!

- Дети готовятся к уроку.

Чтобы узнать какая будет тема урока, давайте отгадаем загадку.

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Прилетит - плохи дела!

А кого паук боится?

А значит, какая тема нашего урока будет сегодня?

А какую цель мы перед собой поставим?

- птица

- познакомится с разными птицами

3). Открытие новых знаний.

Дети, что вы знаете о птицах?

Рассмотрите рисунок на стр. 21, какие животные здесь изображены?

Что общего у всех этих животных?

Можно ли их отнести к одной группе?

А какое животное мы отнесем к птицам?

Но ведь пингвин не летает, а его ученые-орнитологи (учёные, которые изучают птиц, наблюдают за их жизнью, повадками) относят к группе птиц. Значит, наличие крыльев и умение летать - не самый главный признак птиц?

Тогда что? Найдите общий признак всех птиц.

Давайте прочитаем в словарике учебника на странице 126 определение птицы.

Посмотрите на слайд и рассмотрите птицу. Какую птицу вы узнали?

Рассмотрите тело птицы. Из каких частей состоит тело голубя?

Что интересного знаете о голубях?

Голубей бывает около 300 видов. Они бывают черные, белые, розовые, голубые. Голуби воспринимают за секунду 75 кадров, а человек 24. Самцы голубей, умнее самок.

Как вы думаете, зачем птицам перья?

Перья у птиц разные. Одни перья защищают птиц от холода, другие помогают летать.

А как вы думаете, зачем птицам клюв?

С помощью клюва птицы добывают пищу, приводят свои перья в порядок, вьют гнезда, ухаживают за птенцами, подают сигналы.

Рассмотрите рисунок на странице 22.

Какой вывод о перьях можно сделать?

Прочитайте про покровные перья.

Дети, пуховые перья защищают птиц от охлаждения и перегрева.

Прочитайте про маховые и рулевые перья и скажите, в чем они помогают птице?

Дети, а как человек использует перья птиц?

Знаете ли вы, что много лет назад не было ручек, и люди писали гусиными перьями?

Дети, все птицы питаются по- разному. Бывают птицы зерноядные, насекомоядные и хищные. Давайте прочитаем о них в учебнике на странице 23.

А, что помогает птицам добывать пищу? (слайд 3).

Назовите птиц на странице 23 учебника.

Всех ли их можно увидеть зимой?

На какие две группы мы можем разделить птиц, которые здесь изображены?

Почему их так называют?

Посмотрите на слайд и прочитайте, какие птицы являются перелетными и какие зимующие.

Каких птиц вы видели у нас в Вологодской области зимой?

Сейчас у нас зима. Не забывайте, что нашим пернатым друзьям в это время приходится особенно тяжело. Чаще всего птица погибает не от холода, а голода. Обязательно сделайте кормушку и не забывайте насыпать птичкам корм.

- Лебедь, летучая мышь, бабочка, пингвин.

- они умеют летать

- пингвин и лебедь

Птицы – животные, тело которых покрыто перьями. Передние конечности превращены в крылья. Температура тела не зависит от окружающей среды.

- голова, шея, клюв, туловище, крылья, ноги, хвост.

- перья бывают разные

- Покровные перья образуют обтекаемую поверхность, облегчая полет птицы. Под покровными перьями располагаются мягкие и пушистые пуховые перья.

- они помогают при полете.

- для изготовления одежды, подушек, одеял, украшения

- дятел, утка, ястреб, синица.

- перелетные и зимующие.

- перелетные улетают в теплые страны, а зимующие остаются

- воробей, синица, ворона, сорока, глухарь.

4). Физкультминутка. Если я назову перелётную птицу – хлопайте в ладоши, если зимующую – топайте.

Синица, ласточка, скворец, снегирь, грач, воробей, кукушка, дятел, лебедь.

5). Первичное закрепление знаний. Сейчас мы с вами применим изученный материал на практике.

На столах у вас лежит лист с тестовыми заданиями. Выберите правильный вариант ответа.

1. Клюв птицам необходим потому, что:

а) для птиц он является носом, ртом и руками

б) добывать пищу, строить гнёзда, кормить птенцов, чистить пёрышки и защищаться

в) он служи маскировкой и привлекает внимание самочек

2. Перья птицам необходимы для того, чтобы:

а) высматривать добычу на земле и добираться до тёплых мест.

б) защищаться от перегрева, холода и ушибов

в) летать, маскироваться, привлекать самочек и оставаться сухими в воде.

3. Птицы необходимы в природе и человеку для того, чтобы:

а) украшать природу, помогать в борьбе с вредителями, участвовать в расселении растений, выполнять поручения людей и помогать им отдыхать

б) выполнять поручения людей и помогать им отдыхать.

Расскажите, как у вас получилось?

Кто выполнил по-другому?

У вас на столе лежат альбомные листы, нарисуйте, пожалуйста птицу, которая является перелетной.

Каких животных, можно назвать птицами?

Что вы для себя открыли?

О чем вы задумались?

Что вам больше всего понравилось? Ответы детей.

5). Итог урока -Итог урока мы будем подводить по ладошке. Если вам было всё понятно, то показывайте верхний уровень ладошки. Если было не всё понятно, то показывайте середину ладошки. Если было всё не понятно, то показывайте нижний уровень ладошки.

Прикреплённые файлы:

Цель: создать условия для формирования у обучающихся представления о птицах как о животных, тело которых покрыто перьями.

  • способствовать формированию знаний обучающихся о многообразии птиц, местах их обитания, способах питания, важности перьевого покрова;
  • усилить мотивацию обучающихся к познанию окружающего мира;
  • развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, выстраивать коммуникации при работе в паре;
  • содействовать развитию бережного отношения к птицам, любви к природе.

Оборудование и основные источники информации: учебник и ТПО (О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов); демонстрационный материал - ноутбук, проектор, экран, пища птиц (семена подсолнечника, орехи, шишки, ягоды; раздаточный материал – конверты с пазлами, перья, лупы, ножницы, стакан с водой (на каждую группу детей), карточки с изображением птиц и мест их обитания (на каждую пару детей), картинки с изображением клювов, изображение ладошки (на каждого ребенка).

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!
Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас!

II. Актуализация знаний.

Я предлагаю вам вспомнить группы животных, отгадать кроссворд:

1. У этих животных 3 пары ног. (насекомые)

2. Эти животные живут на земле и в воде. (земноводные)

3. Животные, у которых тело покрыто шерстью? (звери).

4. Водные животные, тело покрыто чешуёй, в виде колючек, есть плавники?

5. Как назвать одним словом: змей, ящериц, черепах? (пресмыкающиеся)

- Определите, какая группа животных спряталась в оставшихся клетках? (ПТИЦЫ).

- Какова будет тема урока? (Птицы) (2 слайд)

- Какую цель мы поставим перед собой? (Научиться отличать птиц от других групп животных). (2 слайд - щелчок)

  • Как отличают птиц от других животных?
  • Бывают ли нелетающие птицы?
  • Чем питаются птицы?
  • Где живут птицы?
  • Какие птицы живут в нашей местности?

IV. Работа по теме урока.

1. Работа в группах.

Мы с вами сегодня поработаем учёными, которые изучают птиц. Таких ученых называют - орнитологи.

И вот вам первое задание, выполнить которое вам нужно будет, работая в группах.

Задание для групп: собрать пазлы и, получив картинку, рассказать, что известно про животного, изображённого на ней (пингвин, летучая мышь, бабочка, страус, белка-летяга). (4 слайд)

Вывод: пингвин и страус - птицы, но они не летают. Белка - летяга, бабочка, летучая мышь - летают, но они не птицы. Значит, умение летать – не главный отличительный признак птиц.

2. Работа над определением- кто такие птицы.

Как вы считаете, какой же признак поможет нам отличить птиц от других животных? (перья)

Так кто же такие птицы?

Вывод: Птицы - это животные, тело которых покрыто перьями.

Работа по учебнику.

Где мы можем проверить правильность нашего вывода? (Посмотреть в словаре в конце учебника.)

Давайте проверим. (Дети читают статью в словаре, стр. 126).

Что ещё вы узнали? (Передние конечности превращены в крылья, температура тела не зависит от температуры окружающей среды.)

3. Изучение перьев.

  • Все ли перья у птиц одинаковые?
  • Где мы можем получить ответ на наш вопрос? (в учебнике, Интернете, спросить у другого, в энциклопедии.)

Откройте учебник на странице 22 и прочитайте о том, какими бывают перья.

  • Какие виды перьев вы узнали? (Покровные, пуховые, маховые, рулевые).
  • Зачем нужны маховые и рулевые перья? (Играют главную роль при полёте).
  • Между пуховыми перьями содержится много воздуха. Чем это полезно птицам?

Работа в группах с перьями.

Ребята, рассмотрите внимательно перья. Какие виды перьев перед вами? (Покровные и пуховые)

Все перья имеют стержень, найдите его. Тяжёлое ли перо? Почему? Что внутри? Посмотрим и убедимся (разрезают перо ножницами).

Обмакните сначала покровное перо в стакан с водой, а затем пуховое. Какое перо намокло, а какое - нет? Почему?

Птицы смазывают покровные перья специальным жиром. Зачем?

Вывод: покровные перья защищают от воды и сырости.

Работа в ТПО, стр.16 №22

(взаимопроверка в парах)

У некоторых птиц нет рулевых и маховых перьев. Как вы думаете, у каких?

(У тех, которые не летают)

Не могут летать не только страус и пингвин, таких птиц очень много. Давайте посмотрим на некоторых из них них. (Киви, казуар, какапо или совиный попугай, тристанский пастушок.

5. Изучение клюва птиц.

Учитель показывает семена подсолнечника, орех, ягоды, шишку.

- Как вы думаете, для чего я вам это всё показала, как это связано с птицами?

(Этим птицы питаются)

Как бы мы, люди, добыли семечко из шелухи, орех из скорлупы, ягоду из компота, семечко из шишки? (руками)

Как это сделает птица? (с помощью клюва).

Самостоятельная работа с картинами клювов птиц. (Приложение 2)

Что делает птица клювом в плане добывания пищи?

Давайте найдем пару клюву из второго столбика. (11 слайд)

Проверка по слайду 11 (4 щелчка постепенно )

Зависит ли форма клюва от вида работы(от способа питания)? (да)

Работа по учебнику, стр. 23.

  • Зерноядные
  • Насекомоядные
  • Хищные
  • Всеядные

А для чего ещё нужен клюв? (С помощью клюва приводят в порядок свои перья, вьют гнёзда, ухаживают за птенцами).

Так, с чем же мы можем сравнить клюв?

Вывод: клюв для птицы, как руки для человека.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки - плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем -
Крылья сложили назад

6. Места обитания птиц.

Рассмотрите рисунки птиц и укажите стрелками, где они живут. (Приложение 3)

Курица, синица, пеликан, дятел, утка, индюк.

  • Какие птицы живут у воды? (Пеликан, утка)
  • Что подсказало вам, что птицы живут у воды? (Перепонки на ногах)
  • Назовите домашних птиц. (Курица, гусь). (12 слайд-щелчок)
  • Остались птицы, которые живут в лесу. Это . (дятел, синица) (12 слайд-щелчок)
  • Какие из этих птиц обитают у нас в Архангельской области?
  • Курица, синица, чайка, дятел, кукушка, гусь.
  • Каких птиц, живущих у нас, вы ещё знаете?

7. Красная книга Архангельской области.

А что за книга у меня в руках? (Красная книга). Что написано в этой книге?

  • ДЕЛЕБЬ (лебедь) (13 слайд-щелчок)
  • ИНИЛФ (филин) (13 слайд-щелчок)
  • ГАРАГА (гагара) (13 слайд-щелчок)
  • АКАЙЧ (чайка) (13 слайд-щелчок)
  • ЛЁРО (орёл) (13 слайд-щелчок)

Давайте посмотрим, какие птицы ещё занесены в Красную книгу Архангельской области. (Выпь, атлантическая чёрная казарка, пискулька, скопа. (1 4-17 слайд)

Как мы с вами должны вести себя, чтобы в Красной книге не появлялись птицы и, вообще, животные.

Дети называют правила поведения в природе.

8. Игра “Почему их так назвали”

V. Итог урока и выставление отметок.

Наш урок подходит к концу, и пришла пора подвести его итог.

  • Как отличают птиц от других животных?
  • Бывают ли нелетающие птицы?
  • Чем питаются птицы?
  • Где живут птицы?
  • Какие птицы живут в нашей местности?

Дети отвечают на вопросы.

Достигли мы цели нашего урока? (Да)

VI. Рефлексия

У каждого ребёнка на парте лежит ладошка.

Ребята, постарайтесь на большом пальце написать, что вам сегодня было интересно, на указательном- что вы получили для себя на будущее, на среднем- что было трудно, на безымянном - как вы оцениваете свою работу и на мизинце - что вам сегодня было недостаточно.

Цель урока: Знакомство с птицами как представителями животного мира.

  • Предметные: сформировать у детей представление о птицах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных.
  • Личностные: позитивно настраиваться на работу на уроке, проявлять к собеседнику внимание, терпение, использовать вежливые слова в общении, проявлять ценностное отношение к природному миру.

Тип урока: изучение новых знаний.

  • Для учителя: Окружающий мир. Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов

Этапы урока Методы и приемы

Нам радостно, нам весело,
Смеёмся мы с утра.
Но вот пришло мгновение
Серьёзней быть пора.
Ну-ка проверяй, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадки?
Соберись и улыбкой поделись!

Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.

2. Проверка домашнего задания

Выступления с выученным правилом и рисунком к нему

- Давайте вспомним темы предыдущих уроков. С какими группами животных мы познакомились? Я проведу тест.

1) Муравей, пчела, стрекоза – насекомые. (Да)

2) У насекомых три пары ног. (Да)

3) Акула – речная рыба. (Нет

4) Рыбы живут в воде. (Да)

5) Паук – это насекомое. (Нет)

6) Тело у всех рыб покрыто чешуёй. (Нет)

7) У каких рыб тело не покрыто чешуёй? (сом, налим, акула)

-Кто лишний? Почему? (насекомые)

-Как называют этих животных? (изображение рыб)

К: Участвуют в учебном диалоге; формулируютответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

3. Открытие нового знания

- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

-Какие учебные задачи мы ставим перед собой?

Птицы. Что вы о них знаете?

Видео ( От слона до муравья)

- Рассмотрите рисунок на стр.21. Какие животные здесь изображены? (Летучая мышь, бабочка, лебедь, пингвин)

- Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать)

- Можно ли их отнести к одной группе?(Нет) А какое животное мы отнесем к птицам? (лебедь, пингвин)

-Но ведь пингвин не летает , а его ученые-орнитологи(учёные, которые изучают птиц, наблюдают за их жизнью, повадками)относят к группе птиц. Значит, наличие крыльев и умение летать - не самый главный признак птиц? Тогда что? Найдите общий признак всех птиц. (Это перья.)

-Давайте посмотрим, какие бывают птицы.

Обобщение: Так какие животные называются птицами? (Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями).

  1. Знакомство со строением птицы.
  2. -Чем похоже птица и самолет?

- Рассмотрите птицу . Какую птицу вы узнали? (Это голубь.)

- Рассмотрите тело птицы. Из каких частей состоит тело голубя? (Учащиеся называют, учитель показывает)

– Что интересного знаете о голубях?

-Как вы думаете, зачем птицам перья?

-Перья у птиц разные. Одни перья защищают птиц от холода, другие помогают летать. С помощью клюва птицы добывают пищу, приводят свои перья, вьют гнезда, ухаживают за птенцами, подают сигналы.

-Рассмотрите рисунок в учебнике стр.22

-Перья, расположенные на туловище, крыльях и хвосте птицы- разные. Маховые перья крыльев и рулевые перья хвоста играют важную роль при полете птицы. Перья, покрывающие все тело птицы, называют покровными. Покровные перья образуют обтекаемую поверхность, облегчая полет птицы. Под покровными перьями располагаются мягкие и пушистые пуховые перья. Между ними находится много воздуха, который плохо проводит тепло. Пуховые перья защищают птиц от охлаждения и перегрева.

-Расскажите, чем отличаются по внешнему виду маховые перья от рулевых, покровные перья от рулевых. Обратите внимание на размер перьев, ширину опахала птичьего пера.

-А как человек использует перья? (Для изготовления одежды, подушек, одеял, украшения)

-Знаете ли вы, что много лет назад не было ручек, и люди писали гусиными перьями?

3)-Чем питаются птицы? На какие группы по способу питания делятся птицы?(зерноядные, насекомоядные, хищные)

-А что помогает им добывать пищу?(клюв и когти)(слайд)

- Назовите птиц на странице 23 учебника. (Ястреб, утка, синица, дятел)

-Всех ли их можно увидеть зимой?

- На какие две группы мы можем разделить птиц, которые здесь изображены? (Перелетные и зимующие)

- Почему их так называют?

Перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать.

Зимующие – не боятся холода и остаются здесь.(слайд)

Перелетные – утки, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки.

Зимующие – воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока.

-Каких птиц вы видели у нас в Кемеровской области?

-Сейчас у нас зима. Не забывайте, что нашим пернатым друзьям в это время приходится особенно тяжело. Чаще всего птица погибает не от холода, а голода. Обязательно сделайте кормушку и не забывайте насыпать птичкам корм.

-Рассмотрите рисунки птиц, укажите стрелками, где они живут.

Что вам подсказало, какие птицы живут у воды?

-Назовите домашних птиц?

О чём заставляет задуматься это стихотворение? Какие важные вопросы затрагивает?

Как вы можете помочь птицам?

Сделаем доброе дело. Дома, вместе с родителями, сделайте кормушку и принесите в школу. С приходом холодов мы развесим их на территории школы и будем вместе заботиться о братьях наших меньших.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: создать условия для формирования у обучающихся представления о птицах как о животных, тело которых покрыто перьями.

  • способствовать формированию знаний обучающихся о многообразии птиц, способах питания, важности перьевого покрова;
  • усилить мотивацию учащихся к познанию окружающего мира;
  • развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, выстраивать коммуникации при работе в паре;
  • содействовать развитию бережного отношения к птицам, любви к природе.

Методы и формы обучения : Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная.

Вид деятельности : Работа в группах.

Оборудование и основные источники информации: учебник (Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов); карточки с изображением птиц и мест их обитания, картинки с изображением клювов, изображение птички (на каждого ребенка).

1. Организационный момент (1-2 мин.)


- Здравствуйте, ребята!
Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас!

- Покажите, с каким настроением вы будете сегодня работать? ( Здорово.

2. Проверка домашнего задания

- Скажите, какое домашнее задание у вас было?

Итак, у вас на партах лежат листочки. Я говорю утверждение, а вы ставите да/нет.

1. Тело пресмыкающихся покрыто перьями. Нет

2. У ужа по бокам два жёлтых пятна. Да

3. Змеи не имеют конечностей. Да

4. Ящерицы и змеи – растительноядные животные. Нет

5. Уж, гадюка, ящерица – это пресмыкающиеся. Да

- Теперь поменяйтесь листочками, возьмите простой карандаш и проверим, как вы справились с заданием – взаимопроверка.

3. Актуализация знаний (3 мин)

- Тогда я думаю, вы справитесь и со следующим заданием. Я предлагаю вам вспомнить группы животных, отгадать кроссворд:

По горизонтали:

1. У этих животных 3 пары ног. (насекомые)

2. Эти животные живут на земле и в воде. (земноводные)

По вертикали:

3. Животные, у которых тело покрыто шерстью? (звери).

4. Водные животные, тело покрыто чешуёй, в виде колючек, есть плавники? (рыбы).

5. Как назвать одним словом: змей, ящериц, черепах? (пресмыкающиеся)

- Определить, какая группа животных спряталась в оставшихся клетках, нам поможет загадка:

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это -. .. ПТИЦЫ

- Чему вы бы хотели научиться на уроке?

· Узнать, каких животных называют птицами.

· Научиться различать птиц от других животных.

· Познакомиться с ролью птиц в природе.

4.1 Работа по учебнику.

- Для этого откроем учебник на стр.92 и посмотрим на изображение птиц.

- Знаете ли вы этих птиц. высказывания детей

- Что общего можно выделить у всех птиц? Заполним наш кластер.

У птиц есть:

· Высиживают птенцов

· Откладывают яйца

· Перья

Вывод : пингвин и страус - птицы, но они не летают. Значит, умение летать – не главный отличительный признак птиц.

- Как вы считаете, какой же главный признак поможет нам отличить птиц от других животных? Найдите общий признак для всех птиц? (перья)

Так кто же такие птицы?

Вывод : Птицы - это животные, тело которых покрыто перьями.

- Как ещё называют птиц? (пернатые)

Физкультминутка

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки - плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем -
Крылья сложили назад.

Работа по учебнику стр.93-94

- Давайте проверим правильность нашего вывода в учебнике стр.93. Дальше прочитайте самостоятельно и ответьте на вопрос:

- Каково строение птицы ?

- А для чего служат крылья? Зачитайте.

- Для чего нужны ноги?

- Для чего нужен клюв? Стр.94

- Чем питаются птицы.

- Зависит ли форма клюва от способа питания? (да)

- На какие группы по способу питания мы можем разделить птиц?

Птицы по способу питания:

· Растительноядные

- Как вы думаете, все ли птицы важны. Представьте, что стало бы, если они исчезнут….

Роль птиц в природе весьма значительна. Все они поедают большое количество растительной и животной пищи, оказывая этим существенное влияние на живую природу. Особенно велико значение птиц в регулировании численности насекомых и мелких грызунов. Подчас птицы сами служат пищей другим животным. Велико значение птиц в распространении семян. Склевывая сочные плоды рябины, бузины, брусники, черемухи, черники и многих других растений, они перелетают с места на место и выбрасывают вместе с пометом неповрежденные семена. Именно благодаря деятельности птиц тяжелые плоды дуба - желуди - оказываются вдали от дерева, на котором они выросли. Сойки и другие птицы, питающиеся желудями, уносят их на большое расстояние и часто теряют.

Птиц можно прикармливать не только в сельской местности, но и в городе, если вблизи дома есть кустарники или деревья. В поисках скудной зимней добычи синицы, а иногда и снегири и свиристели залетают на людные улицы города, обследуют каждое дерево и куст, очень быстро замечают выставленные для них кормушки на подоконниках или в палисадниках.

Птиц нужно любить и беречь не только потому, что они приносят пользу человеку, но и потому, что они веселы, красивы и одним своим бодрым видом и поведением украшают и оживляют природу. Кроме того, многие из них прекрасно поют и приводят человека в хорошее, радостное настроение.

Давайте беречь и защищать наших пернатых друзей и помощников!

5. Подведение итогов. Рефлексия

- Наш урок подходит к завершению, и мне хотелось бы узнать у вас: получили вы все ответы на вопросы, которые мы задавали в начале урока?

- Ещё раз вспомним, каких животных мы называем птицами?

У вас на партах лежат птицы, которые мы сделали на уроке трудового обучения.

· Если вы открыли на уроке для себя что-то новое, интересное, тогда прикрепите её на веточку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок.создать условия для повторения отличительных признаков птиц; рассказать о важности перьевого покрова в жизни птиц; способствовать расширению знаний о питании птиц; проследить с помощью иллюстраций в учебнике взаимосвязи внешнего вида птицы со способом добывания пищи.

Урок окружающего мира во 2 классе по теме

Задачи деятельности учителя: создать условия для повторения отличительных признаков птиц; рассказать о важности перьевого покрова в жизни птиц; способствовать расширению знаний о питании птиц; проследить с помощью иллюстраций в учебнике взаимосвязи внешнего вида птицы со способом добывания пищи.

Планируемые результаты образования.

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: проявляют готовность и способность к саморазвитию, ценностное отношение к природному миру.

– Разгадайте кроссворд и прочитайте ключевое слово. (Птица.)

1. На болоте обитает

И лягушек поедает.

2. Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

3. Зимою краснеют

На голых ветвях.

4. На шесте дворец,

Во дворце певец.

5. Непоседа пёстрая,

(Сорока.) (Слайды 1-7)

- Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке?

-Как вы думаете, что нам предстоит узнать о птицах?

- Расскажите, каких птиц вы наблюдали в лесу, у реки, в зоопарке, во дворе.

II. Совместное открытие нового знания.

– Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 21.

Кого вы видите? (Летучую мышь, бабочку, гуся, пингвина.)

Кто из них является птицей?

Как вы отличаете птиц от других животных? Как еще по-другому называют птиц? (Главное отличие птиц от других животных – наличие перьевого покрова тела. Поэтому их еще называютпернатыми.) На доске вывешивается опорная карточка ПЕРЬЕВОЙ ПОКРОВ.

– Какова особенность внешнего строения птиц? (Наличие двух ног и пары крыльев.) На доске вывешивается опорная карточка ПАРА КРЫЛЬЕВ.

– Можно ли назвать всех летающих животных птицами? (Нельзя. Могут летать насекомые (бабочки) и звери (рыжая вечерница).)

– А плавают ли птицы? (Да. Например, гусь и пингвин.)

– Бывают ли нелетающие птицы? (Да. Например, страус, пингвин, киви.)

Слайд 11 с волнистым попугайчиком.

- Кто это перед нами?

- Докажите, что это птица.

- Приходилось ли вам наблюдать за волнистым попугайчиком?

- Все ли перья у него одинаковые? Только ли цветом они различаются?

Проверьте свои наблюдения по рисунку. (Слайд 12)

– Как вы думаете, зачем птицам перья и клюв?

Перья у птиц разные. Одни перья защищают птиц от холода, другие помогают летать. С помощью клюва птицы добывают пищу, приводят в порядок свои перья, вьют гнезда, ухаживают за птенцами, подают сигналы.

Перья, расположенные на туловище, крыльях и хвосте птицы, – разные. Маховые перья крыльев и рулевые перья хвоста играют важную роль при полете птицы. Перья, покрывающие все тело птицы, как чешуя тело рыбы, называют покровными. Покровные перья образуют обтекаемую поверхность, облегчая полет птицы. Под покровными перьями располагаются мягкие и пушистыепуховые перья. Между ними находится много воздуха, который плохо проводит тепло. Пуховые перья защищают птиц от охлаждения и перегрева.

– Расскажите, чем отличаются по внешнему виду маховые перья от рулевых, покровные перья от рулевых. Обратите внимание на размер перьев, ширину опахала птичьего пера.

- Почему воробей нахохлился? Чем это полезно птице? (Между пуховыми перьями содержится много воздуха; воздух плохо проводит тепло.)

Вывод. Для чего птице нужны пуховые перья? Для каких птиц это особенно важно? (Для зимующих.) Слайд 15

- Почему некоторые птицы улетают осенью на юг?

- Как мы называем этих птиц? (Перелётные.)

ФИЗМИНУТКА. Если я назову перелётную птицу – хлопайте в ладоши, если зимующую – топайте.

Синица, ласточка, скворец, снегирь, грач, воробей, кукушка, дятел, лебедь.

Представьте, что вы птицы. Покажите, как они летают. (Слайд 17)

– Чем питаются птицы?

- Ребята, по способу питания птиц можно разделить на группы. Названия этих групп вы узнаете, прочитав текст на с. 23.

- На какие группы по способу питания делятся птицы? (Зерноядные, насекомоядные, хищные.) Слайд 18

- Как называется группа птиц, которые имеют короткий и крепкий клюв? (Зерноядные.)

- Как называется группа птиц, у которых тонкий и острый клюв? (Насекомоядные.)

- Как называется группа птиц с крючковатым клювом и мощными ногами с острыми когтями? (Хищные птицы.)

– Назовите зерноядных, насекомоядных, хищных птиц родного края.

– Что помогает им добывать пищу? (Клюв, когти.)

III. Применение знаний.

- Ребята, к нам прилетел почтовый голубь. Для чего использовали его в старину?

- Маша и Миша отправили вам задания. Попробуйте выполнить их правильно. (Приложение 1)

Взаимопроверка по образцу. Слайд 20

- Поменяйтесь карточками и проверьте по образцу.

Если всё правильно, закрасьте кружок зеленым цветом, если есть ошибка, красным.

- Поднимите руку те, кто выполнил всё правильно. Молодцы!

IV. Домашнее задание.

- Я желаю тем ребятам, которые ошиблись, внимательно поработать дома по этой теме. Остальных ребят попрошу приготовить доклад о любимой птице.

V. Итог урока.

Решили мы задачи, поставленные в начале урока?

– Назовите признаки птиц.

– Перечислите группы птиц по способу питания.

Определи, о каких перьях идёт речь. Впиши пропущенные слова.

______________________ перья покрывают всё тело птицы.

______________________ перья находятся под покровными перьями и защищают тело от холода.

_____________________ перья - прочные длинные перья, которые составляют хвост птицы и предназначены для поворотов в полёте.

_____________________ перья – это длинные перья, предназначенные для полёта.

Определи, о какой группе птиц по способу питания идёт речь. Впиши пропущенные слова.

У _____________________ птиц клюв короткий и крепкий. Им они разбивают твёрдые семена.

У _____________________ птиц клюв тонкий и острый. Им удобно доставать насекомых из трещин. Ноги у них с острыми цепкими когтями.

У ___________________ птиц крючковатый клюв, мощные ноги с острыми когтями.

Читайте также: