Конспект урока петровские преобразования

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО (полностью)

Карпенко Светлана Сергеевна

Место работы

Заместитель директора школы, учитель истории

Эпоха Петра I

Базовый учебник

А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. История России.

Цель и задачи урока

Цель: раскрыть характерные особенности личности Петра I как человека и государственного деятеля, создать условия для осознанного изучения нового материала и включение знаний учащихся в процесс познания.

Задачи:

образовательные сформировать у учащихся представление о деятельности Петра I , определить главные преобразования в стране при Петре I .

развивающие продолжить работу над развитием внимания, мышления и речи учащихся, совершенствовать навыки самостоятельной работы с историческими документами и понятиями.

воспитательные воспитывать чувство ответственности за свои поступки; воспитание уважения к своим соотечественникам, независимо от той эпохи, в которой они жили.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальный опрос, восприятие нового материала и запись опорного конспекта, самостоятельная работа с информационным модулем.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор.

Структура и ход урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Актуализация знаний учащихся

Практический ЭОР № 1

1.Расскажите о детских годах Петра I , его воспитании, образовании и учителях.

2. Основные занятия Петра I .

Работа с ЭОР П-типа

Учитель: обобщает ответы учащихся и делает вывод о предпосылках Петровских преобразований; наметившихся еще в годы предшественников. Обращает внимание на роль войн со Швецией, Польшей и Турцией для осознания необходимости реформирования армии и создания военного флота.

Ответы у ченик ов :

1.Петр был младшим сыном царя Алексея Михайловича. Родился Петр 30 мая 1672 г. в Москве. Он рос жизнерадостным, здоровым мальчиком. Петра с 5 лет стали обучать грамоте. Самым первым учителем и наставником Петра был дьяк Никита Зотов. Зотов научил Петра читать, писать, с его помощью маленький Петр прочел свои первые книги – церковные книги, начал писать. Планировалось начать обучение разным наукам: философии, риторике, иностранным языкам, истории. Как только Петру исполнилось 10 лет, умирает Федор Алексеевич, и сразу же систематическое обучение Петра закончилось. А при любознательности и уме Петра это явилось настоящей трагедией.





Вся территория страны была поделена на 8 губерний.
Как вы, думаете, кто стоял во главе губернии? (Губернатор)
Губернаторов лично назначал император.
Определите по схеме, на что делились губернии? (Уезды)
Во главе уездов стояли воеводы.
Петр I провел также реформу городского управления.
Определите, какой орган занимался всеми городскими делами? (Городской магистрат)
Рассказ учителя:
Во время правления Петра I стали развиваться мануфактуры.



Мануфактурами назывались предприятия, где производилась промышленная продукция. Они производили оружие, ткани, металл, краску, посуду. Одни мануфактуры принадлежали государству, а другие – частным владельцам.
Как вы думаете, на каких мануфактурах работали – крепостные крестьяне, а на каких государственные крестьяне? (На государственных мануфактурах работали государственные крестьяне, на частных мануфактурах – крепостные крестьяне).
Были созданы и ремесленные цехи. Это были объединения ремесленников одной профессии.
Подумайте, и скажите, чем занимались ремесленники? (Делали украшения из золота и серебра, посуду, замки, ножи, мебель, одежду, обувь, свечи и мыло).
Все, что производилось на мануфактурах и в ремесленных цехах, продавалось на российских ярмарках или за границу.



Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Разработка урока по истории на тему

Цель: создать условия для рассмотрения и оценки деятельности Петра I .

Планируемые результаты:

Личностные –осознавать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.

Метапредметные – развитие умений ставить цели, планировать свою деятельность, анализировать изученный материал, формулировать проблемы, предлагать пути решения проблем, уметь работать с документами, источниками, вести диалог с учителем, сверстниками.

Предметные – закрепление знаний о реформах Петра I и их значении, закрепление понятий: модернизация, значение реформ.

Формы работы обучающихся : групповая, индивидуальная, самостоятельная работа.

Необходимое техническое оборудование : компьютер, проектор, презентация, источники, учебник по истории России, раздаточный материал

I. Организационный момент (1 мин). Создать благоприятный психологический настрой на работу.

II . Целеполагание и мотивация (2 мин) Сформулировать тему урока, определить задачи урока, планирование урока. Создание проблемной ситуации. На слайде высказывание М. Волошина «Великий Петр был первый большевик, задумавший Россию перестроить, склонениям и нравам вопреки, за сотни лет к ее грядущим далям.

- Почему поэт называет Петра первым большевиком?

- Каким образом он задумал перестроить Россию?

- Что значит нравам вопреки?

Как вы думаете, как звучит тема урока?

- Как вы считаете, какие задачи будем решать?

III. Постановка проблемы (2 мин)

С конца 19 века идет спор о необходимости петровских преобразований: Карамзин считал, что Петр подключил русских к мировой цивилизации, но подражательство Западу привело Россию к обезьянничеству, а это, в свою очередь, к одичанию.

А.И. Герцен считал заслугой Петра I осознание варварской бесперспективности Московской Руси, но осуждал методы Петра: "Кнутом и татарами нас держали в невежестве, топором и немцами нас просвещали, и в обоих случаях рвали нам ноздри и клеймили железом".

Определить значение петровских реформ для России. Как же нужно оценивать деятельность Петра I ?

IV. Усвоение новых знаний и способов усвоения (5 мин + 15 мин)

Физминутка (3 мин)

1. Работа с 1 пунктом учебника. Определить характер петровских реформ:

1) Петр I провел масштабные преобразования, затронувшие все сферы общественной жизни. При нем не просто вводились новшества – менялись сложившиеся веками образ жизни и система представлений людей.

2) Царь утверждал светский характер государства и представление о силе человеческого разума и науки, о возможности и необходимости менять окружающий мир.

3) Государство в понимании Петра было воплощением общего блага, для достижения которого был обязан трудиться и каждый подданный, и он сам.

2. Прочитайте пункт 2 § 12 на с. 75 – 78 и заполните таблицу

Успехи и неудачи преобразований

Прочитайте п.3 пар 12 (с.78 - 79). В схему впишите факты, подтверждающие укрепление международного авторитета России при Петре 1.


Изучаем документ ( c . 80 учебника)

1. Определите, опираясь на цитаты, отношение автора к герою его воспоминаний.

2. Выберите из текста примеры, показывающие доверие императора к своим подданным.

3. Оцените общую достоверность документа. Свое мнение аргументируйте.

Документ вполне достоверен, когда касается собственных впечатлений автора – солдата о Петре 1: во что был одет, как вел себя с прохожими.

V. Подведение итогов урока (5 мин)

Итак, подведём итог: Результаты петровских реформ имеют двоякое последствие

Положительный эффект

1. Создание регулярной армии и флота

2. Создание отечественной промышленности

3. Выход к Балтийскому морю, строительство каналов

4. Попытка ликвидировать неграмотность, открытие школ, музея, театра, газет, введение европейских обычаев

Отрицательный эффект

1. 25 лет службы, крестьян отрывали от земли

2. Рост феодального гнёта, крестьян приписывали к заводам

3. Огромные человеческие жертвы при строительстве портов и каналов

Реализация реформ обернулась дополнительным бременем для подданых (налоги, подати).

Петр I- противоречивая личность, это и повлияло на всю эпоху его правления - благородные цели достигались неблагородными, насильственными методами.

Каковы итоги реформ Петра I?

1.Превращение России в империю с мощной армией и флотом. Улучшение международного положения

2.Консервация феодально-крепостнических отношений;

3.Ускорение темпов социально-экономического и культурного развития России;

4.Становление абсолютной монархии;

5.Подчинение церкви государству;

6.Активное вмешательство государства в социально-экономические отношения;

7.Подавление личности государством.

Мы рассмотрели реформы, проведенные Петром I, а теперь поговорим об их значении:

• Возрос авторитет России на международной арене;

• Усовершенствование системы государственного и местного управления;

• Церковь была подчинена государству;

• Усиление центральной власти и оформление абсолютизма;

• Новые налоги, повинности и тяготы для населения;

• Разрушение традиционных устоев русского общества.

Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока

Как же нужно оценивать реформаторскую деятельность Петра I?

Учитель: Мы увидели, что историки не пришли к единому мнению в оценке личности и деятельности Петра I. По мнению одних, Петр I- великий государь, решительно изменивший судьбу России, сумевший превратить ее в мощную европейскую державу. В то же время для других историков Петр I – правитель, который не считался с российскими традициями, пренебрегавший интересами народа. Кто прав в этом споре? Высказать свою позицию по отношению к реформаторской деятельности Петра I .

Наверное, единственного ответа не будет. Пусть примером здесь будет А.С.Пушкин. Петр его – и благородный победитель в Полтавской битве, и жесткий правитель.

Учитель подводит итоги, обращаясь к картине В.А.Серова (она на экране).

Учитель: Есть лишь одна вещь, объединившая всех, писавших о величии личности царя, грандиозность его замыслов. На этой картине Петр I решительно шагает вперед. Да, он прошел уверенными шагами по нашей земле. За ним трудно было поспеть. Царь обогнал свое время, торопясь в будущее. Своей мощью наша великая держава обязана ее первому императору.

Реформы Петра I и сейчас приносят плоды. В настоящее время популярность Петра I в России остается необычайно большой. Пример этого поистине великого человека до сих пор вдохновляет лидеров Российского государства.

То, что создано было Петром, осталось на благо Отечества. Отпевавший Петра I в Петропавловском соборе архиепископ хорошо выразил эту мысль в своем надгробном слове:

«Каковую он Россию свою сделал, такова и будет:

сделал добрым любимую, любимая и будет,

сделал врагам страшную, страшная и будет,

Этот царь (князь, правитель) провел многие преобразования ___. Назову наиболее важные из них.

• Событие (явление, процесс) № 1 + итог.

• Событие (явление, процесс) № 2 + итог.

• Рассмотрим, какие существуют причинно-следственные связи между данными событиями (явлениями, процессами) в период правления ___. Оба события — ___ и ___ — были продиктованы общими причинами: ___.

• Результатами этих событий (то есть их следствием) стали ___, ___, ___.

• ___ правил в течение продолжительного времени — ___ лет. Его правление нельзя оценить однозначно.

• С одной стороны, ___.

• Но, с другой стороны, ___.

• Сама фигура ___ также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности. Образ ___ в историографии довольно противоречив.

• Эпоха правления ___ в целом стала периодом ___.

VII. Рефлексия (5 мин)

Инициировать интеллектуальную рефлексию

Работа в группах Подведем итоги по формуле ПОПС .

( позиция, обоснование, пример, следствие)

- П – я считаю, что Петр 1 был великим государственным деятелем.

- О – потому что при нем резко поднялся международный авторитет России.

Читайте также: