Конспект урока по технологии 2 класс дымковская игрушка из пластилина конь
Обновлено: 03.07.2024
Задачи обучения изобразительной деятельности (пластилиновой живописи) :
- учить создавать выразительный образ игрушки в работе с данным материалом;
- развивать у детей чувство композиции, мелкую моторику.
Задачи на развитие у детей познавательных способностей и связной речи:
- расширять знания детей о народном декоративно-прикладном творчестве;
- познакомить детей с историей дымковского промысла, закрепить знания элементов дымковской росписи;
- приобщать детей к истокам русской народной культуры;
- закрепить знания о дымковской игрушке и её орнаменте;
- учить детей различать цвета и геометрические формы, используемые в росписи готового изделия, расположение элементов;
- активизировать употребление в речи названия элементов дымковской росписи, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины;
- воспитывать на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство неразрывно от народной музыки, народного творчества;
- воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу;
- вызвать у детей интерес к работе, создать положительный эмоциональный настрой; прививать эстетический вкус.
Материал и оборудование:
Игрушки с дымковской росписью; силуэты игрушек, выполненных в декоративной росписи – Дымка; нарисованные трафареты игрушек - лошадок для росписи; набор пластилина, стека, доска, салфетка для рук для каждого ребёнка.
Ход занятия.
Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди….
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
(Пальцы разомкнуты. Поочередно загибаются все пальцы, начиная с большого. Пальцы крепко сжаты в кулак, затем кулак энергично разжимается, пальцы разомкнуты.)
Воспитатель: Вот и собрались мы все в нашем детском садике. Ребята, посмотрите, что я вам принесла (показ дымковских игрушек). Как вы думаете, что это? (ответы детей) Правильно, это игрушки. А вы любите игрушки? Эти игрушки необыкновенные и они называются дымковскими. Посмотрите, ребята, внимательно на эти игрушки. Все они сделаны из глины и раскрашены яркими красками
В любой порядочной избушке,
Есть место дымковской игрушке!
Какие чудные зверюшки!
Лошадки, курочки, индюшки!
Воспитатель: А сейчас я вам расскажу о том, как появились дымковские игрушки.
Было это очень давно. В одном селе жили себе, поживали обыкновенные люди, такие, как мы с вами. Когда на улице было холодно, стоял трескучий мороз, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши. Да, так сильно, что за этим дымом ничего не было видно. Вот люди и прозвали это село Дымково. Трудились взрослые в том селе с раннего утра до позднего вечера: сеяли и убирали хлеб, готовили еду, пасли домашних животных. А дети в это время рядом с ними на полянке играли, песни пели. Не было у детей в те времена таких игрушек, как у вас сейчас. И задумались взрослые, чем же детишек порадовать, как их развлечь? Долго думали они и решили, что нужны малым ребятушкам игрушки. Да бедно люди жили в то время, не было у них денег на игрушки, на еду и то не хватало. Решили сделать игрушки сами. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. На берегу реки нашли глину, стали лепить из неё разные забавные игрушки. А чтобы игрушки были крепкими и не ломались, обжигали их люди в горячих печах, потом покрывали мелом и расписывали красками. Так появились дымковские знаменитые игрушки : барыни, козлики, лошадки и многие другие. Игрушки были яркие, весёлые, задорные – очень они нравились ребятишкам.
Такой игрушки как дымковская больше нет, она одна такая. Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли.
Ребята, сейчас мы с вами рассмотрим игрушки, и я вам прочту про них стихи.
Воспитатель: Вот перед нами дымковские игрушки.
Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного что серости серей.
В ней что – то есть от радуги, от капелек росы.
В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы!
А это девица краса…
Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Воспитатель: Очень любят дымковские мастера птиц расписывать. И такие они у них красивые получаются! Посмотрите на игрушку – индюка.
Вот Индюк нарядный!
Весь такой он ладный!
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил!
Воспитатель: Да и животные все у них получаются сказочными, яркими.
Заплелись густые травы,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
И нарядны, и новы:
Медведь с гармошкой,
Козёл – золотые рожки,
Да, куколка в серёжках!
Воспитатель: Вы, наверно, устали немножко? Нам поможет физкультминутка.
Раз, два, три, четыре,
Круг по уже, круг по шире.
На носочек и на пятку,
А потом пляши присядку!
Влево, вправо повернись,
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на узоры дымковской игрушки. Какие элементы применяют в росписи мастера? (ответы детей) Правильно, это - кружки, кольца, полоски, змейки.
Для яркости и красоты в дымковской игрушке используют красный цвет, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и совсем немножко коричневый и черный.
Ребята, а вы знаете, что круг у славян – это Солнце, волнистые и ломаные линии – вода, волны, а клетка – это богатые поля нашей Родины - России. Каждое изображение, используемое в дымке это передача природы, окружающая человека.
У дымковской игрушки есть свои цвета, есть свой орнамент, своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки.
А вы, ребята, хотите стать мастерами – волшебниками? Давайте мы с вами раскрасим наших чудо – коней. Нам не нужны краски и кисти потому, что расписывать мы будем пластилином. Какие приемы пластилиновой живописи нам известны? Давайте вспомним, потому что они нам помогут передать красивый узор на наши игрушки.
- Дети, в росписи игрушек традиционно используются яркие цвета: синий, красный, оранжевый, желтый, малиновый, голубой, изумрудный, зеленый и в очень небольшом количестве коричневый и чёрный и, поэтому, мы будем брать именно такие цвета пластилина.
Вот мы с вами рассмотрели элементы дымковской росписи, вспомнили знакомые приемы пластилиновой живописи и теперь можем приступить к работе. Давайте подготовим наши пальчики.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папенька,
Этот пальчик – маменька,
Этот пальчик наш малыш
Зовут его – Ванюша!
(Дети садятся за столы и выполняют задание).
- А теперь давайте рассмотрим ваших лошадок. Вот какие красивые яркие получились они у вас.
Молодцы, все постарались и создали свои новые дымковские узоры. Спасибо вам за такую красоту.
1.Знакомство детей с народной дымковской игрушкой, воспитывая эстетическое отношение к предметам.
2.Обучение передавать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковского коня; развитие умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: лепить ноги и туловище животного из одного куска, голову и шею из другого, мелкие детали лепить налепами.
Воспитание детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.
Тема: Лепка коня по мотивам дымковской игрушки.
Задачи: Познакомить детей с народной дымковской игрушкой, воспитывая эстетическое отношение к предметам.
Учить передавать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковского коня; развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: лепить ноги и туловище животного из одного куска, голову и шею из другого, мелкие детали лепить налепами.
Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.
Оборудование: дымковская игрушка, мультимедиа, глина.
-А теперь поиграем в очень интересную игру. Вы будете рассматривать игрушки в мультимедиа, и примечать, чем их расписывали, какими элементами. Кто больше приметит, тот самый внимательный.
-По окончании просмотра вы все должны будете нарисовать на вашем листе как можно больше узоров с дымковских игрушек. (Коллективная работа)
( Просматриваем мультимедиа)
-Начинаем игру. Учитываться будут аккуратность, точность, количество элементов и с какой любовью все нарисовано. (Дети садятся, рисуют.)
Подводятся итоги игры. Учитель собирает листы с парт и вывешивает на доску. Определяет победителя.
-Посмотрите на разнообразие узоров.
По форме узоры просты и незамысловаты. Кружочки, клеточки, полоски, точки, волнистые полоски и т.д. Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особый таинственный смысл.
Круги означали солнце;
Волнистые линии – вода;
Маленькие кружочки – семена;
Также представленные узоры означали росточки, засеянное поле и др.
Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.
И коня мы сегодня для лепки выбрали не случайно. В древности считалось, что фигурка коня оберегает людей от таинственных злых сил. Их и сейчас прикрепляют на дома. Могучие кони
8.Поведение итогов.
Спасибо вам, ребята, за ваше старанье, терпенье.
Что вам особенно понравилось, что нового вы узнали?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока по лепке.
Тема урока: Лепка дымковского коня.
Калмина Надежда Игоревна
Занятие: лепка
Количество учебных часов: 1
Тема: Лепка дымковского коня.
Формирование представлений учащихся о народной игрушке, приемах ее лепки;
Развитие фантазии, воображения, укрепление мелких мышц руки, развитие навыков лепки по частям и из цельного куска, развитие чувства пропорции, ритма, пространственного мышления, фантазии, чувства меры;
Воспитание интереса к декоративно-прикладному творчеству народных умельцев, воспитание культуры труда.
Обучение лепке фигурки игрушки из целого куска глины, передавая особенности формы, пропорций и деталей;
Развитие навыка самостоятельности анализа действий учащихся;
Привитие умения вести работу аккуратно и самостоятельно, воспитание чувства уважения и сопереживания к работе одноклассников.
Оборудование:
наглядный ряд: постановка из дымковских игрушек на столике; таблицы с крупным изображением игрушек, музыкальный ряд: детская песенка о лошадках;
Инструменты и материалы: глина, деревянные стеки, губки для уборки рабочих мест; бумажные подставки.
Оформление классной доски:
Тема: Лепка дымковского коня.
Таблицы с крупным изображением игрушек
Структура занятия:
I . Организационный момент (2 мин.);
III . Изложение нового материала - (10 мин.);
IV . Практическая работа – (20мин.);
V . Подведение итогов - (3 мин.);
VI . Анализ работ учащихся – (2 мин.);
ИТОГО: 40 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент.
Подготовка рабочих мест и материалов к работе.
Посмотри сюда, дружок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом.
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали и село большое
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки,
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как березки.
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы, узор
Отвести не в силах взор.
И пошла о дымке слава,
Заслужив на это право.
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
О древней дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
– Сегодня у нас необыкновенный урок, мы будем создавать небольшую скульптуру маленького чудо-коня. Работать будем внимательно и аккуратно, чтобы он получился действительно сказочным.
- Посмотрите: какие инструменты нам подходят для работы? Особенно будьте осторожны с деревянными и пластмассовыми стеками и ножичками; нельзя взмахивать рукой с инструментом – это может нанести травму соседу. Посмотрите, как дружно мы сидим, - у нас скульптурная мастерская.
- А сейчас, когда мы уже готовы к лепке, я расскажу вам сказку о том, откуда взялся и откуда прискакал к нам вот этот конек.
Изложение нового материала.
В руках у учителя игрушка – дымковский конь. Звучит музыка, детская песенка о лошадках.
(Включается музыка, можно организовать хоровод вокруг стола, в центре которого игрушки.)
- Все это символизировало приход весны и общую радость людей. Многоцветная роспись соответствовала духу праздника, бурлящему веселью взрослых людей.
(Все садятся, и учитель продолжает свой рассказ)
Народные игрушки поражают простотой и выразительностью формы, которая передает самое характерное, самое значительное. Посмотрите на игрушечного конька; он изящен, ножки упругие, тело подобранное, стройное, головка гордо сидит на шейке, хвостик колечками поднят ближе к спине. А сказочность ему придают яркие плоскости; круги с рюшками; ленты, вплетенные в гриву.
Практическая часть
Приступаем к работе в нашей скульптурной мастерской.
-Берем кусок глины, тщательно разминаем его, скатываем колбаску. следующий этап: выполняем специальной палочкой глубокий надрез вдоль на 3,4 и поперек 1,2.
следующий этап: 1,4 не прорезанную часть загибаем в верх.
следующий этап: 4 части получившиеся после деления вытягиваем на себя( 4 ноги).
следующий этап: Верхнюю часть плавно и осторожно вытягиваем и формируем голову, морду, уши. При этом внимательно изучаем представленные таблицы, игрушки. Пытаемся уловить характер, осанку. Сравниваем коня с другими животными, ищем отличия и сходства.
следующий этап: Из получившейся общей массы при помощи методов вытягивания и отглаживания выполняем игрушку дымковского коня.
следующий этап: для завершения раскатываем длинные колбаски (жгуты ), скручиваем их. Примазываем получившиеся детали к коню (хвост и грива).
Разглаживаем. Конь готов.
Подведение итогов.
Преподаватель проводит фронтальный опрос, с целью выявления уровня сформированности теоретических и практических знаний учащихся на занятии.
- Ребята, что нового вы сегодня узнали?
- К какому народному промыслу относится игрушка, которую вы сегодня слепили?
- Каковы отличительные черты дымковского коня?
- Какие приемы вы использовали в процессе лепки игрушки?
Проводится выставка работ учащихся.
- Давайте посмотрим что получилось у наших мастеров. Учащиеся демонстрируют свои работы, рассказывают о своих замыслах и их воплощении.
- На следующем занятии я покажу вам, как превратить наши игрушки в расписных чудо-коней. И тогда они действительно оживут по-настоящему!
План-конспект урока технологии 2 класс. Тема "Народные промыслы.Дымковская игрушка". Лепка коня.
Урок 9. Народные промыслы. Дымка.
Работа с пластичными материалами (пластилин). Дымковская игрушка
Подготовила и провела учитель начальных классов Пиманова Наталья Анатольевна
Цели
деятельности
педагога
Познакомить учащихся с основными элементами дымковской росписи; закреплять навыки и приемы лепки, знания о свойствах пластилина; с помощью практической работы по созданию дымковской игрушки воспитывать любовь и бережное отношение к предметам народного творчества, любовь и интерес к искусству
Постановка и решение учебной задачи
Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия и термины
Дымковская игрушка
Образовательные ресурсы
Наглядно-демонстрационный материал
Образцы дымковских изделий, схема последовательности лепки дымковских игрушек
Оборудование
Учебник, пластилин, стека, нитка для разрезания пластилина, подкладной лист, картон – основа для игрушки
Планируемые
образовательные результаты
Личностные: сориентированы на бережное отношение к изделиям декоративно-прикладного искусства, любовь
и интерес к искусству, уважительное отношение к личности народного мастера – носителя традиций национальной культуры.
Предметные: научатся различать хохломскую, городецкую и дымковскую роспись; освоят лепку мелких деталей изделия приемом вытягивания и соединение деталей из пластилина.
Метапредметные:
регулятивные – овладеют способностью самостоятельно планировать свою деятельность, контролировать и корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями, адекватно оценивать результаты своего труда;
познавательные – научатся наблюдать и выделять особенности создания дымковской игрушки, анализировать образец, выявлять элементы декора;
коммуникативные – научатся обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы об особенностях дымковской росписи игрушек, использовать образную речь при описании орнаментов
Организационная структура урока
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения
Формы организации
совзаимодействия
на уроке
Универсальные
учебные действия
I. Актуализация
опорных знаний
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся
к усвоению изучаемого материала
Девиз урока: Каждый день, всегда, везде
На уроке и в игре
Верно, четко говорим
Никогда мы не спешим.
– На прошлых уроках вы познакомились
с двумя народными промыслами. Какими? Что расписывают народные мастера? Чаще всего они расписывают предметы домашней утвари, посуды. Но сегодня наш урок будет посвящен промыслу, мастера которого делают и расписывают игрушки
о применении выполненной
на прошлом уроке поделки. Слушают учителя
Личностные: имеют мотивацию
к учебной и творческой деятельности, положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельностью; понимают личную ответственность за будущий результат.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
II. Освоение нового материала
Словесно-иллюстративный рассказ об истории дымковского промысла.
Работа с учебником (с. 28).
Чтобы узнать как называется народный промысел, нужно восстановить слово, в котором буквы перепутались.
- Составь словосочетание ДЫМКОСКАЯ (роспись)
Переверните карточки и рассмотрите игрушки.
Какая тема и цель урока?
Слушают учителя, рассматривают картинки; анализируют информацию, отвечают на вопросы; восстанавливают слово ДЫМКОВСКАЯ
в коллективном обсуждении, формулируют вывод
Сегодня мы познакомимся с дымковской игрушкой и научимся лепить ее из пластилина и украшать разноцветным пластилином.
Познавательные: умеют понимать заданный вопрос, в соответствии
с ним строить ответ в устной форме, под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации.
Регулятивные: умеют принимать
и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Читайте также: