Конспект урока по технологии 2 класс дымковская игрушка из пластилина конь

Обновлено: 03.07.2024

Задачи обучения изобразительной деятельности (пластилиновой живописи) :

- учить создавать выразительный образ игрушки в работе с данным материалом;

- развивать у детей чувство композиции, мелкую моторику.

Задачи на развитие у детей познавательных способностей и связной речи:

- расширять знания детей о народном декоративно-прикладном творчестве;

- познакомить детей с историей дымковского промысла, закрепить знания элементов дымковской росписи;

- приобщать детей к истокам русской народной культуры;

- закрепить знания о дымковской игрушке и её орнаменте;

- учить детей различать цвета и геометрические формы, используемые в росписи готового изделия, расположение элементов;

- активизировать употребление в речи названия элементов дымковской росписи, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

- воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины;

- воспитывать на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство неразрывно от народной музыки, народного творчества;

- воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу;

- вызвать у детей интерес к работе, создать положительный эмоциональный настрой; прививать эстетический вкус.

Материал и оборудование:

Игрушки с дымковской росписью; силуэты игрушек, выполненных в декоративной росписи – Дымка; нарисованные трафареты игрушек - лошадок для росписи; набор пластилина, стека, доска, салфетка для рук для каждого ребёнка.

Ход занятия.

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди….

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

(Пальцы разомкнуты. Поочередно загибаются все пальцы, начиная с большого. Пальцы крепко сжаты в кулак, затем кулак энергично разжимается, пальцы разомкнуты.)

Воспитатель: Вот и собрались мы все в нашем детском садике. Ребята, посмотрите, что я вам принесла (показ дымковских игрушек). Как вы думаете, что это? (ответы детей) Правильно, это игрушки. А вы любите игрушки? Эти игрушки необыкновенные и они называются дымковскими. Посмотрите, ребята, внимательно на эти игрушки. Все они сделаны из глины и раскрашены яркими красками

В любой порядочной избушке,

Есть место дымковской игрушке!

Какие чудные зверюшки!

Лошадки, курочки, индюшки!

Воспитатель: А сейчас я вам расскажу о том, как появились дымковские игрушки.

Было это очень давно. В одном селе жили себе, поживали обыкновенные люди, такие, как мы с вами. Когда на улице было холодно, стоял трескучий мороз, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши. Да, так сильно, что за этим дымом ничего не было видно. Вот люди и прозвали это село Дымково. Трудились взрослые в том селе с раннего утра до позднего вечера: сеяли и убирали хлеб, готовили еду, пасли домашних животных. А дети в это время рядом с ними на полянке играли, песни пели. Не было у детей в те времена таких игрушек, как у вас сейчас. И задумались взрослые, чем же детишек порадовать, как их развлечь? Долго думали они и решили, что нужны малым ребятушкам игрушки. Да бедно люди жили в то время, не было у них денег на игрушки, на еду и то не хватало. Решили сделать игрушки сами. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. На берегу реки нашли глину, стали лепить из неё разные забавные игрушки. А чтобы игрушки были крепкими и не ломались, обжигали их люди в горячих печах, потом покрывали мелом и расписывали красками. Так появились дымковские знаменитые игрушки : барыни, козлики, лошадки и многие другие. Игрушки были яркие, весёлые, задорные – очень они нравились ребятишкам.

Такой игрушки как дымковская больше нет, она одна такая. Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли.

Ребята, сейчас мы с вами рассмотрим игрушки, и я вам прочту про них стихи.

Воспитатель: Вот перед нами дымковские игрушки.

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного что серости серей.

В ней что – то есть от радуги, от капелек росы.

В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы!

А это девица краса…

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Воспитатель: Очень любят дымковские мастера птиц расписывать. И такие они у них красивые получаются! Посмотрите на игрушку – индюка.

Вот Индюк нарядный!

Весь такой он ладный!

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил!

Воспитатель: Да и животные все у них получаются сказочными, яркими.

Заплелись густые травы,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога.

И нарядны, и новы:

Медведь с гармошкой,

Козёл – золотые рожки,

Да, куколка в серёжках!

Воспитатель: Вы, наверно, устали немножко? Нам поможет физкультминутка.

Раз, два, три, четыре,

Круг по уже, круг по шире.

На носочек и на пятку,

А потом пляши присядку!

Влево, вправо повернись,

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на узоры дымковской игрушки. Какие элементы применяют в росписи мастера? (ответы детей) Правильно, это - кружки, кольца, полоски, змейки.

Для яркости и красоты в дымковской игрушке используют красный цвет, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и совсем немножко коричневый и черный.

Ребята, а вы знаете, что круг у славян – это Солнце, волнистые и ломаные линии – вода, волны, а клетка – это богатые поля нашей Родины - России. Каждое изображение, используемое в дымке это передача природы, окружающая человека.

У дымковской игрушки есть свои цвета, есть свой орнамент, своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки.

А вы, ребята, хотите стать мастерами – волшебниками? Давайте мы с вами раскрасим наших чудо – коней. Нам не нужны краски и кисти потому, что расписывать мы будем пластилином. Какие приемы пластилиновой живописи нам известны? Давайте вспомним, потому что они нам помогут передать красивый узор на наши игрушки.

- Дети, в росписи игрушек традиционно используются яркие цвета: синий, красный, оранжевый, желтый, малиновый, голубой, изумрудный, зеленый и в очень небольшом количестве коричневый и чёрный и, поэтому, мы будем брать именно такие цвета пластилина.

Вот мы с вами рассмотрели элементы дымковской росписи, вспомнили знакомые приемы пластилиновой живописи и теперь можем приступить к работе. Давайте подготовим наши пальчики.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папенька,

Этот пальчик – маменька,

Этот пальчик наш малыш

Зовут его – Ванюша!

(Дети садятся за столы и выполняют задание).

- А теперь давайте рассмотрим ваших лошадок. Вот какие красивые яркие получились они у вас.

Молодцы, все постарались и создали свои новые дымковские узоры. Спасибо вам за такую красоту.













Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Знакомство детей с народной дымковской игрушкой, воспитывая эстетическое отношение к предметам.
2.Обучение передавать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковского коня; развитие умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: лепить ноги и туловище животного из одного куска, голову и шею из другого, мелкие детали лепить налепами.
Воспитание детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.

Тема: Лепка коня по мотивам дымковской игрушки.
Задачи: Познакомить детей с народной дымковской игрушкой, воспитывая эстетическое отношение к предметам.
Учить передавать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковского коня; развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: лепить ноги и туловище животного из одного куска, голову и шею из другого, мелкие детали лепить налепами.
Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.
Оборудование: дымковская игрушка, мультимедиа, глина.

-А теперь поиграем в очень интересную игру. Вы будете рассматривать игрушки в мультимедиа, и примечать, чем их расписывали, какими элементами. Кто больше приметит, тот самый внимательный.
-По окончании просмотра вы все должны будете нарисовать на вашем листе как можно больше узоров с дымковских игрушек. (Коллективная работа)
( Просматриваем мультимедиа)
-Начинаем игру. Учитываться будут аккуратность, точность, количество элементов и с какой любовью все нарисовано. (Дети садятся, рисуют.)
Подводятся итоги игры. Учитель собирает листы с парт и вывешивает на доску. Определяет победителя.
-Посмотрите на разнообразие узоров.
По форме узоры просты и незамысловаты. Кружочки, клеточки, полоски, точки, волнистые полоски и т.д. Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особый таинственный смысл.
Круги означали солнце;
Волнистые линии – вода;
Маленькие кружочки – семена;
Также представленные узоры означали росточки, засеянное поле и др.
Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.
И коня мы сегодня для лепки выбрали не случайно. В древности считалось, что фигурка коня оберегает людей от таинственных злых сил. Их и сейчас прикрепляют на дома. Могучие кони

8.Поведение итогов.
Спасибо вам, ребята, за ваше старанье, терпенье.
Что вам особенно понравилось, что нового вы узнали?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по лепке.

Тема урока: Лепка дымковского коня.

Калмина Надежда Игоревна

Занятие: лепка

Количество учебных часов: 1

Тема: Лепка дымковского коня.

Формирование представлений учащихся о народной игрушке, приемах ее лепки;

Развитие фантазии, воображения, укрепление мелких мышц руки, развитие навыков лепки по частям и из цельного куска, развитие чувства пропорции, ритма, пространственного мышления, фантазии, чувства меры;

Воспитание интереса к декоративно-прикладному творчеству народных умельцев, воспитание культуры труда.

Обучение лепке фигурки игрушки из целого куска глины, передавая особенности формы, пропорций и деталей;

Развитие навыка самостоятельности анализа действий учащихся;

Привитие умения вести работу аккуратно и самостоятельно, воспитание чувства уважения и сопереживания к работе одноклассников.

Оборудование:

наглядный ряд: постановка из дымковских игрушек на столике; таблицы с крупным изображением игрушек, музыкальный ряд: детская песенка о лошадках;

Инструменты и материалы: глина, деревянные стеки, губки для уборки рабочих мест; бумажные подставки.

Оформление классной доски:

Тема: Лепка дымковского коня.

hello_html_m733dd1e2.jpg

Таблицы с крупным изображением игрушек

Структура занятия:

I . Организационный момент (2 мин.);

III . Изложение нового материала - (10 мин.);

IV . Практическая работа – (20мин.);

V . Подведение итогов - (3 мин.);

VI . Анализ работ учащихся – (2 мин.);

ИТОГО: 40 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент.

Подготовка рабочих мест и материалов к работе.

Посмотри сюда, дружок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом.

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали и село большое

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как березки.

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы, узор

Отвести не в силах взор.

И пошла о дымке слава,

Заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду,

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

– Сегодня у нас необыкновенный урок, мы будем создавать небольшую скульптуру маленького чудо-коня. Работать будем внимательно и аккуратно, чтобы он получился действительно сказочным.

- Посмотрите: какие инструменты нам подходят для работы? Особенно будьте осторожны с деревянными и пластмассовыми стеками и ножичками; нельзя взмахивать рукой с инструментом – это может нанести травму соседу. Посмотрите, как дружно мы сидим, - у нас скульптурная мастерская.

- А сейчас, когда мы уже готовы к лепке, я расскажу вам сказку о том, откуда взялся и откуда прискакал к нам вот этот конек.

Изложение нового материала.

В руках у учителя игрушка – дымковский конь. Звучит музыка, детская песенка о лошадках.

(Включается музыка, можно организовать хоровод вокруг стола, в центре которого игрушки.)

- Все это символизировало приход весны и общую радость людей. Многоцветная роспись соответствовала духу праздника, бурлящему веселью взрослых людей.

(Все садятся, и учитель продолжает свой рассказ)

Народные игрушки поражают простотой и выразительностью формы, которая передает самое характерное, самое значительное. Посмотрите на игрушечного конька; он изящен, ножки упругие, тело подобранное, стройное, головка гордо сидит на шейке, хвостик колечками поднят ближе к спине. А сказочность ему придают яркие плоскости; круги с рюшками; ленты, вплетенные в гриву.

Практическая часть

Приступаем к работе в нашей скульптурной мастерской.

-Берем кусок глины, тщательно разминаем его, скатываем колбаску. следующий этап: выполняем специальной палочкой глубокий надрез вдоль на 3,4 и поперек 1,2.

следующий этап: 1,4 не прорезанную часть загибаем в верх.

следующий этап: 4 части получившиеся после деления вытягиваем на себя( 4 ноги).

следующий этап: Верхнюю часть плавно и осторожно вытягиваем и формируем голову, морду, уши. При этом внимательно изучаем представленные таблицы, игрушки. Пытаемся уловить характер, осанку. Сравниваем коня с другими животными, ищем отличия и сходства.

следующий этап: Из получившейся общей массы при помощи методов вытягивания и отглаживания выполняем игрушку дымковского коня.

следующий этап: для завершения раскатываем длинные колбаски (жгуты ), скручиваем их. Примазываем получившиеся детали к коню (хвост и грива).

Разглаживаем. Конь готов.

Подведение итогов.

Преподаватель проводит фронтальный опрос, с целью выявления уровня сформированности теоретических и практических знаний учащихся на занятии.

- Ребята, что нового вы сегодня узнали?

- К какому народному промыслу относится игрушка, которую вы сегодня слепили?

- Каковы отличительные черты дымковского коня?

- Какие приемы вы использовали в процессе лепки игрушки?

Проводится выставка работ учащихся.

- Давайте посмотрим что получилось у наших мастеров. Учащиеся демонстрируют свои работы, рассказывают о своих замыслах и их воплощении.

- На следующем занятии я покажу вам, как превратить наши игрушки в расписных чудо-коней. И тогда они действительно оживут по-настоящему!

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока технологии 2 класс. Тема "Народные промыслы.Дымковская игрушка". Лепка коня.

Урок 9. Народные промыслы. Дымка.
Работа с пластичными материалами (пластилин). Дымковская игрушка

Подготовила и провела учитель начальных классов Пиманова Наталья Анатольевна

Цели
деятельности
педагога

Познакомить учащихся с основными элементами дымковской росписи; закреплять навыки и приемы лепки, знания о свойствах пластилина; с помощью практической работы по созданию дымковской игрушки воспитывать любовь и бережное отношение к предметам народного творчества, любовь и интерес к искусству

Постановка и решение учебной задачи

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Дымковская игрушка

Образовательные ресурсы

Наглядно-демонстрационный материал

Образцы дымковских изделий, схема последовательности лепки дымковских игрушек

Оборудование

Учебник, пластилин, стека, нитка для разрезания пластилина, подкладной лист, картон – основа для игрушки

Планируемые
образовательные результаты

Личностные: сориентированы на бережное отношение к изделиям декоративно-прикладного искусства, любовь
и интерес к искусству, уважительное отношение к личности народного мастера – носителя традиций национальной культуры.

Предметные: научатся различать хохломскую, городецкую и дымковскую роспись; освоят лепку мелких деталей изделия приемом вытягивания и соединение деталей из пластилина.

Метапредметные:

регулятивные – овладеют способностью самостоятельно планировать свою деятельность, контролировать и корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями, адекватно оценивать результаты своего труда;

познавательные – научатся наблюдать и выделять особенности создания дымковской игрушки, анализировать образец, выявлять элементы декора;

коммуникативные – научатся обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы об особенностях дымковской росписи игрушек, использовать образную речь при описании орнаментов

Организационная структура урока

и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Формы организации
совзаимодействия
на уроке

Универсальные
учебные действия

I. Актуализация

опорных знаний

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся

к усвоению изучаемого материала

Девиз урока: Каждый день, всегда, везде

На уроке и в игре

Верно, четко говорим

Никогда мы не спешим.

– На прошлых уроках вы познакомились

с двумя народными промыслами. Какими? Что расписывают народные мастера? Чаще всего они расписывают предметы домашней утвари, посуды. Но сегодня наш урок будет посвящен промыслу, мастера которого делают и расписывают игрушки

о применении выполненной

на прошлом уроке поделки. Слушают учителя

Личностные: имеют мотивацию

к учебной и творческой деятельности, положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельностью; понимают личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

II. Освоение нового материала

Словесно-иллюстративный рассказ об истории дымковского промысла.

Работа с учебником (с. 28).

Чтобы узнать как называется народный промысел, нужно восстановить слово, в котором буквы перепутались.

- Составь словосочетание ДЫМКОСКАЯ (роспись)

Переверните карточки и рассмотрите игрушки.

Какая тема и цель урока?

Слушают учителя, рассматривают картинки; анализируют информацию, отвечают на вопросы; восстанавливают слово ДЫМКОВСКАЯ

в коллективном обсуждении, формулируют вывод

Сегодня мы познакомимся с дымковской игрушкой и научимся лепить ее из пластилина и украшать разноцветным пластилином.

Познавательные: умеют понимать заданный вопрос, в соответствии

с ним строить ответ в устной форме, под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации.

Регулятивные: умеют принимать

и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя

Читайте также: