Конспект урока по русскому языку сочинение по картине царевна лебедь

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка

Дата: 25.02.19 Учитель: Бушуева А.С.

Цель: развитие умения обуч-ся описывать картину.

- научить составлять художественное описание картины;

- развивать умение определять основную мысль сочинения; выбирать точные слова в устной и письменной речи для описания картины;

-воспитывать чувство прекрасного.

Планируемые результаты:

- осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;

- владеют умением проверять написанное

- развитие учебной самостоятельности.

- Воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства;

- Развивать чувство прекрасного.

Тип урока: открытие нового знаний

1.Организационный момент.

-Прозвенел звонок, начался урок!

2.Актуализация опорных знаний.

- Какую часть речи мы изучаем?

-Расскажите об имени прил.

-Какую роль прилагательные выполняют в тексте?

3.Постановка темы урока.

- Из какого произв. эти строки?

За морем царевна есть.

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама – то величава,

Выплывает, будто пава;

Сладку речь – то говорит,

Будто реченька журчит.

-Назовите автора сказки?

-Каким вы представляете облик царевны – Лебеди?

-Сегодня мы познакомимся с образом Царевны-Лебедя художника Михаила Александровича Врубеля.

-Как мы будем работать по картине? (Б удем писать сочинение; составим план текста описания; познакомимся с автором картины.)

4.Работа по теме урока.

– Кто из вас слышал о художнике?

– Знакомы ли вы с его картинами?

А)Знакомство с биографией М.А.Врубеля.

Выдающийся русский художник Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в Омске. Мать мальчика умерла, когда ему было только 3 года. Отец, Александр Михайлович, — поляк, офицер, был человеком образованным, нежно любившим своих детей. Именно он занимался их воспитанием. Также у Врубеля была сестра Анна, теплые отношения с которой сохранились у Михаила до конца жизни.

Михаил Врубель рано начал рисовать. С восьми лет он посещал рисовальные классы Общества поощрения художников. Потом мальчик обучался рисованию у частного педагога и посещал рисовальную школу. Юноша получил прекрасное образование.

В связи с частыми переездами, Врубель учился в разных школах. В Одессе он закончил гимназию, в Петербурге ходил в рисовальный класс, в Саратове ходил к частному педагогу по рисованию. Затем была снова рисовальная школа в Одессе. В 1874 году Михаил поступает в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет.

Весь период учений Врубель увлекался рисованием, у него была очень хорошая зрительная память. Ему нравилось копировать различные гравюры с журналов.

В 1880 году Врубель начал ходить в вечерний класс Академии художеств П. П. Чистякова. Эта школа дала многое художнику, здесь у него появилась собственная манера письма: картины напоминали мозаику, предметы как будто бы состояли из множества кристаллов.

Рассмотрите некоторые его работы.

Премьера оперы, лежащей в основе картины, состоялась в Частной опере С. И. Мамонтова 21 декабря 1900 года. Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Н. И. Забела-Врубель. Сохранились её фотографии в роли царевны, по которым видно, что художник достаточно далеко ушёл от натуры при создании своего произведения. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города.

-Сравните образ героини в опере с образом лебедя в сказке Пушкина.

В)Знакомство с картиной.

- Какой сказочный герой изображён на картине? (На картине изображена сказочная, очень красивая царевна).

- Рассмотрите внимательно лицо героини (глаза, брови, губы, общее выражение лица). (У царевны бледное грустное лицо, большие печальные синие глаза. Их можно сравнить с драгоценными камнями или с цветом вечернего неба. Её лицо полно задушевности и грусти. У неё чёрные длинные ресницы и густые брови. Её чёрная коса опускается ниже пояса).

- Рассмотрите головной убор и платье царевны. (На голове царевны серебряный кокошник с синими и зелёными драгоценными камнями. Они переливаются и светятся. На лоб спускается сетка из жемчуга. На кокошник наброшена прозрачная, из тонкой ткани фата. На царевне воздушное, белое с розовыми и сиреневыми переливами платье. Платье уже начало превращаться в крылья лебедя).

- Почему художник показал нам вечер? (Царевна превращается в лебедя не днём, а вечером, потому что вечером всё кажется необычным, сказочным, волшебным).

-Где происходит событие, изображённое на картине? (Событие происходит в море, вдали виден остров).

-Какие краски использовал художник для передачи сказочного образа царевны, а какие для изображения природы? (Для изображения сказочной царевны художник выбрал нежные, светлые краски (белую, голубую, розовую, сиреневую), потому что сама царевна добрая и нежная. А природу изобразил тёмными, густыми красками: синими, тёмно-красными, серыми и сиреневыми).

-Какое настроение создаёт картина? Что хотел сказать живописец картиной? (Выбор красок помог художнику сделать картину более сказочной, таинственной. Картина создаёт грустное тревожное настроение).

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

-Лебеди летят,
Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)
Прогнулись над водой,
Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)
Прямо и гордо умеют держаться,
Тихо-тихо на воду садятся (приседания)

5.Продолжение работы по теме урока.

А)Работа над подбором синонимов. Работа в паре.

живописец, мастер кисти;

пишет (но не описывает и не рисует);

полотно, репродукция, холст;

искрится, сияет, сверкает;

удивляет, изумляет (богатство тонов).

- Проверим, как справились.

- Для чего нам нужно уметь подбирать синонимы?

- Дополнительно подберём синонимы для слов к сочинению. (На экране)

Б)Составление плана сочинения.

- Подготовимся писать отзыв.

-Сколько обычно частей в тексте?

2. Героиня картины:

в) Одежда Царевны

4. Настроение картины.

5. Мое отношение к картине.

-Найдите в тексте упр. и подчеркните 5 словосочетаний, которые вам понравились и вы хотели бы использовать в своём отзыве.

-Так же я подготовила для вас слова-помощники. Они лежат на столах. Прочтите их внимательно.

О Врубеле : художник, живописец, творец, создатель картины .

О картине : полотно, холст, произведение живописи, произведение искусства, художественное произведение , художественное творение, гармония высокой поэзии, сказочная атмосфера.

О процессе создания картины : написать, создать, изобразить (на), выразить (в), отразить (в).

О впечатлении от картины : пленять, восхищать, привлекать, вдохновлять, волшебное очарование.

красавица-царевна, сказочный образ, пленительный образ, чудесный образ, волшебная муза;

белоснежные воздушные крылья, полувоздушное оперение, жемчужное ожерелье, узорчатый кокошник, серебряное кружево фаты, мерцание драгоценных камней;

величавая красота, широко открытые чарующие очи, удивленные и печальные собольи брови, тонкие черты бледного лица, печальные добрые очи, прекрасное и загадочное лицо.

В)Написание отзыва.

-Попробуем составить устный рассказ.

-Кто хочет попробовать рассказать 1-ую часть? И т.д.

-В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, но не спешите писать первое попавшееся. Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности, красочности в описании, грамотного письма. Конечно, ваши сочинения будут разными.

Планировать необходимые действия, операции, действовать по плану; контроль в форме сличения.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; адекватно используют речевые высказывания для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения

Сочинение. Текст-описание картины, текст-отзыв о картине

Коллективная, фронтальная, индивидуальная

Учебник Русский язык 3 класс, часть 2, В.П.Канакина , Школа России.

Содержание (ход урока)

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Анатольевна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Давайте проверим, все ли готовы к уроку? На партах у вас должны лежать: учебник, тетрадь, конверт, письменные принадлежности. Отложите все на край парты. Сели ровненько. Спинку прямо. Начинаем урок.

II. Основная часть

1)Актуализация знаний учащихся

2) Знакомство с художником и его творчеством

3) Анализ картины

4) Словарная работа

5) План сочинения

6) Написание сочинения

Ребята, послушайте отрывок и скажите, из какого он произведения.
Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

А кто автор этой сказки?

Какие персонажи главные в этом произведении? Ребята, посмотрите на доску.

Какие вы видите образы?

Давайте посмотрим на иллюстрацию Царевны-Лебеди. Какая она?

Родился 17 марта 1856 г. в Омске, в семье военного юриста. Рисовать начал примерно в пятилетнем возрасте и время от времени брал уроки живописи.

Многие наиболее яркие впечатления Врубель черпал в музыке, под влиянием которой родилось немало его работ.

14 апреля 1910 г. он скончался в Петербурге.

-Какой эпизод из сказки изобразил художник? Расскажите о нем.

Прочитайте отрывок из сказки на слайде.
Тут она, взмахнув крылами,

Полетела над волнами

И на берег с высоты

Опустилася в кусты,

И царевной обернулась:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

На главном фоне картины Михаила Александровича Врубеля мы видим Царевну-Лебедь.

Посмотрите на задний план картины. Какое время суток вы видите?

Как вы догадались, что изображен вечер?

Как вы думаете, почему автор решил изобразить именно это время суток?

А теперь посмотрите внимательно на море. Спокойное ли оно? Почему?

Теперь посмотрите на главную героиню картину – Царевну-Лебедь. Что именно сразу привлекает ваше внимание в ее образе?

А теперь обратите внимание на головной убор царевны. Знаете ли вы что это? Кокошник – это старинный русский головной убор, похожий на полумесяц.

На серебряном кокошнике царевны мерцают, то есть светят слабым мигающим светом, бирюзовые, голубые, изумрудные камни. Бирюза – непрозрачный драгоценный камень голубого или бледно-зелёного цвета, отсюда и значение слова бирюзовый: нежно-голубой или нежно-зеленый. А слово изумрудный образовано от слова изумруд – это драгоценный прозрачный камень ярко-зелёного цвета.

А что за тонкая ткань, наброшенная на кокошник царевны и придерживаемая ее рукой? Фата – это тонкая тканевая накидка, которую надевает невеста в день свадьбы. А почему царевна придерживает ее рукой?

Обратите внимание на наряд Царевны-Лебеди. Какой он?

Какие цвета художник использовал для изображения Царевны?

Автор картины использовал нежные цвета, такие как перламутровый, жемчужный. Перламутровый, то есть переливчатый, серебристо-розовый цвет. Жемчуг – драгоценное перламутровое вещество в форме зёрен белого, желтоватого, розоватого цвета.

Как вы думаете, почему художник использовал именно эти цвета?

А какие цвета Михаил Александрович использовал для изображения природы? Почему такие цвета использовал художник?

Какое общее впечатление, какие эмоции вызывает у вас эта картина?

Теперь нам с вами предстоит написать небольшое сочинение. У вас у каждого на парте лежит вот такая табличка, сейчас мы все вместе будем ее заполнять.

Давайте начнем заполнять табличку, первая колонка у нас объект. Посмотрите, о ком же мы будем писать в нашем сочинении?

Итак, главным героем сочинения будет Царевна-Лебедь, ее образ и природа, которая ее окружает.

Какое небо мы видим на картине?

Следующий объект –это море. Какие слова мы подберем, при описании моря?.

Теперь мы переходим к образу Царевны-Лебеди, а точнее к ее лицу. Какие слова или словосочетания мы используем для описания лица царевны?

Какую букву вставим в слово собольи? Почему?

А сейчас переходим к наряду Царевны-Лебедя.

Найдите слова, которые описывали бы кокошник с фатой. Обратите внимание на написание слов кокошник, бирюзовые и фата

Наклейте слова-описания во второй столбик.

А что скажите о самом наряде Царевны?

Какие цвета использовал художник в описании наряда Царевны-Лебедя? Обратите внимание на написание слова перламутровый.

Теперь мы будем заполнять третью колонку. Это будут слова глаголы, которые мы будем использовать в сочинении.

Что делает море на картине?

Напишите это слово в третью колонку, напротив моря.

Как излучают свет драгоценные камни на кокошнике?

А что происходит с фатой?

Напишите эти фразы в третью колонку.

Последняя колонка: Начало фраз. Какие фразы вы хотели бы использовать в своем сочинении? Напишите их в таблицу.

Давайте перейдем к плану сочинения. Для текста важен порядок следования его частей. Основная мысль части и будет ее заголовком. В нашем сочинении будет три части, первая часть вступление, о чем мы напишем в первой части?

После вступления переходим к основной части. Сначала мы опишем место действия, что происходит в природе, какие цвета использовал художник. Как мы можем озаглавить эту часть текста?

Сумерки на море
Затем мы перейдем к описанию главной героини картины. Как мы озаглавим этот пункт плана?
Царевна-Лебедь

В этой части мы опишем Царевну-Лебедь: ее лицо, ее наряд, цвета, которые использовал художник в ее изображении.
Также в основной части можно описать настроение картины.
Настроение картины
Вот мы и подошли к заключительной части. В ней вы можете выразить свое отношение к этой картине, понравилась ли она вам, и чем понравилась. Как мы назовем третью часть плана?
Мое отношение к картине.
Молодцы!

Теперь нам с вами предстоит написать небольшое сочинение. У вас у каждого на парте лежит открытка, на обложке картина по которой мы и будем писать сочинение. Откройте открытку посмотрите, это и будет место, где вы будете писать само сочинение.


Прочитайте ещё раз план и опорные слова. Всем ли понятно о чём надо писать? Что надо помнить, записывая части текста?

Самостоятельно озаглавьте текст.

Во время написания сочинения будьте внимательны. Когда напишите сочинение, перечитайте его, подумайте, нет ли ошибок.
Открываем нашу открытку. На первой строке записываем число, сегодня у нас 2 апреля.
На следующей пишем-сочинение.

А теперь давайте послушаем некоторые сочинения ваших одноклассников, кто хочет прочитать свое сочинение?

Мне понравилось, как вы работали.

Я сегодня узнал…

Мне интересно, как же вы оцениваете свои действия.

-Оцените свою работу на уроке тучкой или солнышком.

Спасибо за урок, до свидания.


Материал знакомит с жизнью и творчеством М.А.Врубеля, учит писать отзыв по картине, прививает любовь к искусству.

Описание разработки

Цели: познакомить с жизнью и творчеством М.А.Врубеля; учить писать отзыв по картине; прививать любовь к искусству;

развивать умение составлять текст на заданную тему, устанавливать связь между его частями, соблюдая структуру текста.

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

II. Проверка домашнего задания.

- Скажите происхождение названия к аких цветов вы запомнили?

III. Подготовка к основному этапу урока. Слайд 2.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама – то величава,

Выступает будто пава.

Сладку речь – то говорит,

Будто реченька журчит.

- Кто автор сказки ?(А.С.Пушкин)

- Как А.С.Пушкин представил в сказке Царевну – Лебедь?(Расскажите)

IV. Работа по теме урока.

Работа с текстом .Упр.122 с.70.

- Он вам понравился? Что особенно понравилось?

Рассказ о жизни М.А.Врубеля. Слайд 3 - 4.

Михаил Александрович Врубель родился в1856г. в городе Омске в семье офицера. Семья часто переезжала, и Врубель учился в разных школах, но где бы не забрасывала его судьба, всегда находилось время для занятия рисованием.

Беседа по картине. Слайд5- 6.

- Какой сказочный герой изображен на картине?

- Рассмотрите внимательно лицо героини (глаза, ресницы, брови,губы,общее выражение лица).

- Рассмотрите головной убор и платье царевны

- Почему художник изобразил вечер?

- Где происходит событие, изображенное на картине?

- Какие краски использовал художник для передачи сказочного образа царевны, а какие для изображения природы?

- Какое настроение создает картина?

V. Физкультминутка. Слайд7.

Прогнулись над водой,

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

VI. Продолжение работы по теме урока.

1.Орфографическая подготовка. Слайд 8.

1.Царевна сказочная, очень красивая.

2. Лицо бледное грустное.

Глаза большие, печальные, синие-синие.

- Назовите антоним, синоним к слову печальные.

Брови соболиные чуть – чуть приподняты.

3. Опишите головное украшение царевны.

(Это кокошник – старинный головной убор девушек Древней Руси, украшающийся вышивкой и драгоценными камнями)

- красивый серебряный кокошник с синими камнями, на лоб царевны опускается сетка из жемчуга.

- на кокошник наброшена прозрачная, из тонкой ткани фата. Обычно фату надевают на голову невесты в день свадьбы.

4. Цвет Царевны - Лебедь. Слайд 9.

- для изображения царевны выбрал нежные, светлые краски (белую, голубую, розовую), так как сама царевна добрая и нежная…

- изобразил темными, густыми красками: синими, темно-красными, серыми – все это помогло художнику сделать картину более сказочной, таинственной.

У зрителя создается такое впечатление, будто он заглядывает в сказочный мир.

2.Составление плана. Слайд 10.

1. Впечатление о картине.

2. Что особенного запомнилось.

3. Мое отношение к картине.

3. Работа над отзывом.

Учащиеся пишут отзыв по плану. Проверка.

- Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока.

Вот и кончился урок,

И подводим мы итог!

-Чьи отзывы вам понравились больше всего? Слайд11.

IX. Домашнее задание.

Урок русского языка Отзыв по картине М.А.Врубеля Царевна – лебедь

Весь материал – смотрите архив.


-75%

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Петропавловского района Алтайского края

Конспект урока
по развитию речи

Сочинение

по картине М.А. Врубеля

учитель начальных классов

Прокопьева Людмила Николаевна

Учить детей описывать картину;

Формировать умение составлять художественное описание картины;

Уметь определять основную мысль сочинения;

Выбирать точные слова в устной и письменной речи для описания картины;

Воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства;

Развивать чувство прекрасного.

I . Подготовка к восприятию картины.

– Найдите и зачитайте отрывок из сказки, где описывается чудесная

За морем царевна есть.

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама – то величава,

Выплывает, будто пава;

Сладку речь – то говорит,

Будто реченька журчит.

– Каким вы представляете облик царевны – Лебеди?

Вступительное слово учителя.

Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье военного юриста. Он учился в Санкт-Петербургской Рисовальной школе для вольноприходящих при Обществе поощрения художников, в Рисовальной школе Общества изящных искусств в Одессе, позднее состоял вольнослушателем Академии художеств.

В 1884 году художник уезжает в Киев. Там он участвовал в реставрации Кирилловской церкви XII века, для которой написал несколько самостоятельных композиций. Реставрировал росписи в куполе собора святой Софии. Он совершил поездку в Венецию для изучения техники рисования старых мастеров.

Михаил Александрович Врубель начал работать как художник в конце XIX начале XX века. Он был очень разносторонним живописцем: писал портреты, иконы, создавал иллюстрации к произведениям Пушкина, Лермонтова, Толстого, декорации к оперным спектаклям, скульптуры. Врубель был другом художников Васнецова и Серова, известного певца Шаляпина. Живя в Москве Врубель сблизился с Саввой Ивановичем Мамонтовым, принимал участие в начинаниях его художественного кружка – работал в Абрамцевской гончарной мастерской.

Сравните образ героини в опере с образом лебедя в сказке Пушкина.

III . Рассматривание репродукции картины М.А.Врубеля.

Какой сказочный герой изображён на картине? (На картине изображена сказочная, очень красивая царевна).

Рассмотрите внимательно лицо героини (глаза, брови, губы, общее выражение лица). (У царевны бледное грустное лицо, большие печальные синие глаза. Их можно сравнить с драгоценными камнями или с цветом вечернего неба. Её лицо полно задушевности и грусти. У неё чёрные длинные ресницы и густые брови. Её чёрная коса опускается ниже пояса).

Рассмотрите головной убор и платье царевны. (На голове царевны серебряный кокошник с синими и зелёными драгоценными камнями. Они переливаются и светятся. На лоб спускается сетка из жемчуга. На кокошник наброшена прозрачная, из тонкой ткани фата. На царевне воздушное, белое с розовыми и сиреневыми переливами платье. Платье уже начало превращаться в крылья лебедя).

Почему художник показал нам вечер? (Царевна превращается в лебедя не днём, а вечером, потому что вечером всё кажется необычным, сказочным, волшебным).

Где происходит событие, изображённое на картине? (Событие происходит в море, вдали виден остров).

Какие краски использовал художник для передачи сказочного образа царевны, а какие для изображения природы? (Для изображения сказочной царевны художник выбрал нежные, светлые краски (белую, голубую, розовую, сиреневую), потому что сама царевна добрая и нежная. А природу изобразил тёмными, густыми красками: синими, тёмно-красными, серыми и сиреневыми).

Какое настроение создаёт картина? Что хотел сказать живописец картиной? (Выбор красок помог художнику сделать картину более сказочной, таинственной. Картина создаёт грустное тревожное настроение).

IV . Речевая подготовка.

– Подберите синонимы к словам:

Художник – живописец, мастер кисти;

Создаёт – пишет (но не описывает и не рисует);

Картина – полотно, репродукция, холст;

Блестит – искрится, сияет, сверкает;

Поражает – удивляет, изумляет (богатство тонов).

– Следует избегать неоправданных повторов (тавтологии).

V . Составление и запись плана.

Превращение в лебедя.

Мольба о помощи.

VI . Написание сочинения.

– В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, но не спешите писать первое попавшееся. Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности, красочности в описании, грамотного письма. Конечно, ваши сочинения будут разными.

VII . Домашнее задание.

– Отредактировать написанное в классе. Написать окончательный вариант сочинения.

Читайте также: