Конспект урока рки тема семья

Обновлено: 05.07.2024

Цели: Учить детей составлять рассказ-описание; закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; формировать умение внимательно слушать вопрос и отвечать на него.

Словарная работа: заботливый, трудолюбивый, вязать, гладить, стирать.

Оборудование: мяч; картинки с изображением членов семьи

деятельности Действия воспитателя Действия детей

Мама – мамочка, папа, брат, сестра, дочь, сын, внук, внучка. Называют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

- Добрый, добрая, добрые;

- Заботливая, заботливый, заботливые;

- Веселый, веселая, веселые.

- Что может делать мама? (стирать, гладить, варить, читать, играть, гулять и т. п.);

- Бабушка? Дедушка? Сын? Дочь?

- Мама (какая) - ласковая, добрая, красивая, трудолюбивая и т. п. ;

- Папа – сильный, большой, заботливый, веселый;

- Дедушка – старенький, молодой, веселый, добрый;

- Бабушка – ласковая, седая.

Раздаются предметы: бусы, фартук, газета, инструменты.

Рука сжата в кулак, пальцы поочередно отгибаются:

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья!

Составить рассказ о своей семье. Подбирают существительные к прилагательным, согласовывая их в роде и числе

Подбирают глаголы к существительным

Подбирают прилагательные согласовывая их с существительными

Берут предмет и рассказывают кто я и что делаю.

рассказывают о семье

Понимать: знать членов своей семьи

Применять: образовывать притяжательные прилагательные

Воспроизводить:согласовывать части речи в роде и числе

Семья - Материалы

Лексика по теме "Семья"; упражнения на закрепление использования названий членов семьи; конструкуии " У меня есть", "у меня нет"; вопросы.

Семья Ивана Петрова - Материалы

Рассказ о семье десятилетнего мальчика, на основе которого ученики могут составить аналогичный рассказ о себе и своей семье.

Семья - Материалы

Множественное число. Родственники. - Материалы

Отрабатываются слова по теме "Семья", имеющие нестандартную форму множественного числа. В упражнениях постаралась собрать цитаты, частичн.

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

Главная | Для учителей и преподавателей Русского Языка как Иностранного (РКИ, билингвизм) | Преподавание лексики на начальном этапе изучения русского языка как иностранного (Тема: “Я и моя семья”)

кандидат филологических наук, доцент кафедры риторики, межкультурной коммуникации и русского языка как иностранного, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург).

Каждый преподаватель РКИ знает, что практически не существует универсального учебника, который был бы ориентирован на любого изучающего русский язык как неродной и отвечал всем требованиям определенного педагога.

Мои материалы рассчитаны на студентов из Китая, изучающих русский язык на элементарном уровне.

2. Рассказать о правилах склонения притяжательного местоимения МОЙ (грамматический минимум).

3. Проверить понимание новых слов.

4. Закрепить лексический материал путем многократного повторения новых слов в коммуникативных ситуациях (7-10 повторений).

5. Научить студентов использовать новую лексику в рассказе о себе и своей семье.

Организационный момент.

Приветствие. Запись даты и темы занятия на доске. Проверка готовности к занятию.

Изучение и закрепление нового материала

Лексика по теме вводится частями, после каждой части — первичное закрепление материала.

Все новые слова, представленные в раздаточном материале студентов, преподаватель записывает на доске, читает, четко артикулируя, студенты вместе повторяют слова за преподавателем.

При необходимости делается транскрипция слов. На усмотрение преподавателя для объяснения значения слов можно использовать язык-посредник, родной язык слушателей, словарь.


. Немного грамматики: местоимения МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ

Мою маму зовут… Моего папу зовут… Моего дедушку зовут… Мою бабушку зовут… Мои бабушка и дедушка живут в Китае. Моё имя Чжан Хунлэй

Задание 1. Прочитайте предложения (первый раз читает преподаватель).

1) Меня зовут Наташа Петрова. В нашей семье три человека. Я, мама и папа. Мою маму зовут Светлана Ивановна. Моего папу зовут Андрей Николаевич. У меня нет брата и сестры. У меня нет бабушки и дедушки.
2) Меня зовут Иван Смирнов. Моя семья большая и дружная: я, мама, папа, бабушка, дедушка, брат и сестра. Мою маму зовут Ирина Александровна. Моего папу зовут Максим Петрович. Мою бабушку зовут Галина Николаевна. Моего дедушку зовут Пётр Васильевич. Моего старшего брата зовут Антон. Мою младшую сестру зовут Катя.

Задание 2. Ответьте на вопросы:

1) Как зовут ваших родителей? 2) У вас есть бабушка? Как её зовут? 3) У вас есть дедушка? Как его зовут? 4) У вас есть брат или сестра? Как их зовут? 5) У вас есть тётя? Как её зовут? 6) У вас есть дядя? Как его зовут? 7) У вас есть двоюродные брат и сестра? 8) У вас есть домашние животные.


Задание 3. Прочитайте диалоги.

1) – Мне 18 лет. А сколько лет тебе?

2) – Мне 23 года, а моей старшей сестре 28 лет. У тебя есть сестра?

– Нет. У меня нет сестры. У меня есть младший брат.

– Сколько ему лет?

– Ему 10 лет, а мне 16 лет.

Задание 4. Прочитайте предложения и вставьте слова: год / года / лет.

1) Мне 22 ________ .

2) Моей маме 48 ________ .

3) Моему папе 50 __________.

4) Моей младшей сестре 18 __________ .

5) Моему старшему брату 24 __________.

6) Моей бабушке 70 ___________.

7) Моему дедушке 71___________.

8) Моей тёте 43 ___________.

9) Моему дяде 45__________.

10) У меня есть собака. Её зовут Шарик. Моей собаке 7 _________ .

Задание 5. Вставьте слова МОЙ, МОЯ, ГОД, ЛЕТ, ГОД.

Например: Моему брату 19 лет. ______________папе 47____________. ______________маме 43____________. ______________двоюродной сестре 23____________. ______________двоюродному брату 24___________.
______________дочери 5___________. ______________сыну 3 ____________. ______________кошке 8___________.

Задание 6. Прочитайте предложения.

1. Я школьник, \ и она школьница. 2. Он повар, \ и она повар. 3. Мой папа — врач, \ и мама — врач.

1. Я школьник, \ а моя сестра — студентка. 2. Мой папа музыкант, \ а мама — переводчик. 3. Его отец — бизнесмен, \ а мать — домохозяйка.

Задание 7. Прочитайте вопросы и ответьте на них по модели.

— Твой друг студент?

— Да, \ я студентка, \ и мой друг — студент.

— Твой друг музыкант?

— Нет, \ я музыкант, \ а мой друг — переводчик.

1. Твой брат — школьник? 2. Его друг — врач? 3. Её мама — повар? 4. Ваша сестра — учитель? 5. Ваш друг Сергей — водитель? 6. Твоя подруга Нина — продавец? 7. Их мама — домохозяйка?

Задание 8. Скажите, кто по профессии ваши мама и папа, дедушка и бабушка, братья и сестры, кто по профессии ваши друзья и знакомые. Используйте союзы И или А.

После введения новых слов по теме и первичного закрепления материала студентам предлагается работа с текстом. Данный вид деятельности позволяет углубить представления студентов о значении новых слов и их использовании в контексте, а в дальнейшем — перейти к созданию обучающимися собственного текста по теме и использованию изученной лексики в различных коммуникативных ситуациях.

Задание 9. Прочитайте текст (первый раз читает преподаватель).

Давайте познакомимся. Меня зовут Фёдор. Мне 21 год. Я — музыкант. У меня большая и дружная семья. Мои родители — Анна Михайловна и Пётр Сергеевич. Мой отец — врач. Он работает в больнице. Моему папе 49 лет. Моя мама не работает. Она домохозяйка. Маме 47 лет. У меня есть две сестры — старшая и младшая. Мою старшую сестру зовут Алиса. Она уже не студентка. Ей 24 года. Алиса работает архитектором. Мою младшую сестру зовут Софья. Софье 19 лет. Она студентка. Она учится в Уральском государственном педагогическом университете. Софья не замужем. Моя старшая сестра Алиса замужем. Её мужа зовут Иван. Ивану 28 лет. Иван тоже архитектор. Алиса и Иван работают вместе. Ещё у меня есть бабушка и дедушка. Они пенсионеры. У моей мамы есть сестра Наталья. Это моя тётя. У тёти Наташи есть сын и дочь. Это мои двоюродные брат и сестра. В нашей семье есть кот. Его зовут Мурзик. Ему уже 10 лет. Мы все его очень любим.

Ответьте на вопросы:

1) Как зовут отца Фёдора? Сколько ему лет? Кто он? Где он работает?

2) Как зовут маму Фёдора? Сколько ей лет? Кто она? Где она работает?

3) Сколько сестёр у Фёдора?

4) Как зовут старшую сестру? Сколько ей лет? Кто она?

5) Как зовут мужа Алисы? Сколько ему лет? Кто он?

6) Как зовут младшую сестру Фёдора? Сколько ей лет? Кто она? Где она учится?

7) Кто бабушка и дедушка Фёдора?

8) Наталья — это сестра мамы или папы Фёдора?

9) Как называются дети тёти Фёдора?

10) Кто ещё есть в семье Фёдора?

Если позволяет время, то в конце занятия преподаватель вместе со студентами ещё раз вслух читает слова, вызвавшие особые затруднения при произношении, слушатели повторяют. Педагог отвечает на вопросы обучающихся, определяет перспективы на следующее занятие, благодарит за внимание.

1. Учить ВСЕ новые слова по теме.

2. Прочитайте текст.

Познакомьтесь, это семья Александра. Александр — музыкант. Его родители — Пётр и Анна. Его отец — журналист. Он работает на телевидении. Его мама не работает. Она домохозяйка. У него две сестры — старшая и младшая. Его старшую сестру зовут Ирина. Она уже не студентка. Его младшую сестру зовут Мария. Она студентка. Она учится в университете в Екатеринбурге. Мария не замужем. Ещё у него есть старший брат. Его зовут Иван. Он работает в большой фирме. Он служащий. Иван не женат. Старшая сестра Александра Ирина замужем.
Её мужа зовут Виктор. Они женаты уже три года. Раньше Ирина работала в школе. Она учительница. Сейчас Ирина не работает, потому что у них недавно родился ребёнок.

Ответьте на вопросы:

1) Как зовут отца Александра? Где он работает? 2) Как зовут маму Александра? Кто она? 3) Как зовут старшую сестру Александра? Чем она занимается? 4) Как зовут младшую сестру Александра? Кто она? 5) Как зовут старшего брата Александра? Чем она занимается? 6) Кто замужем, Ирина или Мария? 7) Кто муж сестры Александра? 8) Почему старшая сестра Александра не работает?

1) Как Вас зовут? Кто Вы? Сколько Вам лет? 2) Как зовут Ваших родителей? Сколько им лет? Кто они? 3) У Вас есть братья и сёстры? Сколько им лет? Кто они? 4) У Вас есть бабушка и дедушка? Сколько им лет? Кто они? 5) У Вас есть тётя и дядя? Сколько им лет? Кто они? 6) У Вас есть двоюродные братья и сёстры? Кто они? 7) У Вас есть домашние животные?

Открытое занятие по теме "Моя семья" для воспитателей по обучению детей русскому языку в национальном детском саду.

ВложениеРазмер
nod_moya_semya.doc 49 КБ

Предварительный просмотр:

по русскому языку

22 ноября 2017г.

Цели:- Формирование и развитие умений и навыков аудирования и говорения в известных и новых учебно-игровых ситуациях по теме.

- Обогащение словаря детей существительными, обозначающими членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, девочка, мальчик, сестра, брат, дочка. сын), предметов мебели, глаголами, обозначающими действия (стирает, играет, вяжет, поливает, рисует, стоит, живет и т.д. ).

- Закрепление и активизация усвоенных ранее глаголов.

- Формирование умения понимать предложения с вопросительными словами, отвечать на вопросы у кого?, чья? Что делает? какой? Какая? Где?

- Закрепление умений и навыков правильного произношения русских звуков и их сочетаний.

- Воспитание любви и бережного отношения к членам своей семьи, предметам быта.

- Развитие мелкой моторики рук.

1.Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Как у вас дела? Как настроение? Давайте, мы с вами поприветствуем и улыбнемся друг другу.

( дети встают в круг)

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2.Воспитатель: Сейчас мы вспомним про цветок семьи. Назовите мне, пожалуйста, членов семьи.

Дети: Папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра.

Воспитатель: Правильно, молодцы. А сейчас мы с вами сделаем семейный цветок. Вы назовите членов большой семьи, я буду прикреплять лепестки

(дети называют: папа, мама, бабушка, дедушка, я, старшая сестра, старший брат, младшая сестра, младший брат) .

Ребята, - сколько человек в этой семье?

3. Воспитатель: А теперь, покажите мне ваши ручки. В какую игру мы с вами сейчас поиграем?

Пальчиковая игра. Моя семья!

Разгибают из кулака пальцы и

сопровождают движения текстом.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я!

Вот и вся моя семья!

4.Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел Филя с волшебной коробкой. Вы хотите узнать, что в ней? Для того, чтобы коробка открылась, надо рассказать стихотворение.

Дети: (дети по - своему выбору рассказывают стихотворение)

Филя с волшебной коробкой, здоровается с детьми (в коробке предметные картинки: очки, фартук, тюбетейка, бантик, кукла, машина, платок и т.д.), на доске предметные картинки с изображением членов семьи .

Воспитатель: Что это?

Дети: Это очки (фартук, тюбетейка, бантик, кукла, машина, платок, молоток и т.д.).

Воспитатель: Очки кому дадим?

Дети: Очки дадим бабушке и т.д

5.Воспитатель: Я принесла вам сегодня веселый кубик. Давайте вместе поиграем.

На гранях кубика картинки: папы, мамы, бабушки, дедушки, мальчика, девочки в действиях. Ребёнок бросает кубик, называет кто это и отвечает на вопрос:

-Что делает папа? - Папа идёт.

-Что делает мама? - Моет посуду.

-Что делает сын? - Рисует.

- Что делает бабушка? - Сидит.

- Что делает дедушка? - Смотрит телевизор .

6.Воспитатель: А сейчас пришло время отдохнуть.

7. Воспитатель: Попрыгали, отдохнули. А теперь поиграем с мячиком.

Воспитатель дает мяч кому-нибудь из детей и говорит:

- Кто работает? - Мама (папа ).

- Кто ходит в магазин (варит суп, моет посуду, играет, стирает, читает, строит дом)

Ребёнок должен договорить: папа, мама, бабушка, дедушка, мальчик, девочка, я.

8. Воспитатель: - Ребята, посмотрите и скажите, пожалуйста. Можно ли сказать, что на этих картинках изображена семья? Почему?

Дети: Да, (Ответы детей)

Рассматривание иллюстраций: петух, курица с цыплятами; кошка с котятами;

Воспитатель: Кошке хорошо рядом с котятами?

Дети: Да, (Ответы детей. Можно на родном языке).

Воспитатель: Сосчитаем, сколько у кошки котят.

Воспитатель: Хорошо ли цыплятам рядом с курицей и петушком?

Воспитатель: Сколько куриц?

Дети: Одна курица.

Воспитатель: Сколько петушков?

Дети: Один петушок.

Воспитатель: Сколько цыплят?

Дети: Шесть цыплят.

Воспитатель: - Да, ребята всем животным и птицам хорошо в своей семье. Курица - мама, петух - папа радуются, когда цыплята здоровые. Они их защищают.

9. Воспитатель: Мне сегодня утром почтальон принес большой конверт. Хотите узнать, что в нем?

Воспитатель приносит большой конверт. На конверте загадка.

Воспитатель: Ребята, если мы угадаем загадку, то можем открыть и посмотреть что в конверте.

Возле леса на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три чашки

Три кровати, три подсказки:

Кто герои этой сказки?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, что здесь нарисовано?

Воспитатель: Да, это семья медведей. Вот мама вяжет шарф для Мишутки. А папа что делает?

Дети: Он играет с маленьким Мишуткой.

Воспитатель: А где живет семья медведей?

Дети: В лесу, в домике

Воспитатель: А дом у них какой, большой или маленький?

Воспитатель: А вот гномики живут в каком домике?

Дети: В маленьком .

Воспитатель: Давайте, покажем в каком домике живут гномики.

В расчудесном домике.

Папа-гном дрова рубил,

Гном-сынок их в дом носил,

Мама-гном суп варила,

Дочка-гном его солила,

Дед-окошко открывал, всех знакомых в гости звал.

11.Воспитатель: А сейчас, давайте откроем наши рабочие тетради на странице 15.

Посмотрите на рисунок, кого вы видите?

Дети: Собака, курица, кошка, цыплята, котята, щенята.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все сегодня очень старались. А теперь нам пришло время прощаться. До свидания, ребята!

Дети: До свидания!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем.


Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид.


План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель: создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: .


Тема беседы старшей группы: "Коли семья вместе, так и душа на месте". Цель: Формировать ценностное отношение к семье, как нравственной основы воспитания. Задачи: ⦁ Систематизировать и углублять знания детей о семье и внутрисемейных отношениях.
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья".

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка.

Читайте также: