Конспект урока по русскому языку с использованием икт 7 класс

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Учитель: Миронова Н.В.

Тема урока: Употребление деепричастий в речи.

Вид урока: урок – фантазия.

Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.

Цель: рассмотреть выразительные возможности деепричастий.

Знать: морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте; о выразительных возможностях деепричастий.

Уметь: находить деепричастия, образовывать от глаголов, определять вид деепричастия, правильно использовать в речи деепричастия, правильно выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты, конструировать предложения с деепричастными оборотами.

Оборудование: карточки, проектор, экран.

1. Вступительное слово учителя.

Цель: объяснить учащимся цель урока.

Учитель. Ребята, сегодня мы рассмотрим выразительные возможности деепричастий. Мы попробуем определить роль деепричастий в поэтическом тексте, попытаемся использовать деепричастия для создания текста по картине, продолжим работу по обнаружению и исправлению грамматически ошибок, связанных с неправильным употреблением деепричастий, и пронаблюдаем, как меняется пунктуационная ситуация в предложениях с деепричастными оборотами (слайд № 2).

2. Создание мотивации обучения.

Цель: показать возможности деепричастия как средства выразительности.

Учитель. Одним из чудес природы являются водопа­ды. Каждое мгновение меняется картина падающей воды, ни на миг не замолкает водная симфония. Трудно оторваться от созерцания этого яркого и шумного праздника природы. Вода, падая с большой высоты, разбивается о каменное ложе, поднимая облако водяной пыли, в котором под лу­чами солнца может образоваться радуга. Капли воды, под­ хваченные ветром, разносятся по округе, орошая всё вокруг мелким дождём (слайд № 3).

Учитель: Давайте познакомимся со стихотворением Роберта Саути «Лодорский водопад и попробуем определить, с какой целью использовал деепричастие автор (слайд № 4).

1. Прочитаем текст.

2. Сколько предложений в этом тексте?

3. С какой целью используются в этом тексте деепричастии?

Задание. Расставьте знаки препинания, выделите суффиксы деепричастий (работа по карточкам, на которых напечатан текст стихотворения, после выполнения задания – взаимопроверка по ключу).

3. Работа с текстом по картине И.К. Айвазовского.

Цель: научить использовать деепричастия и деепричастные обороты для создания текста.

(Беседа с учащимися по картине).

Проверка (слайд № 8).

Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий и деепричастных оборотов; учить перестраивать предложения в соответствии со схемой, видеть изменения пунктуационной ситуации в предложении.

Учитель. Конечно, интересно самому попытаться описать картину с помощью деепричастий и деепричастных оборотов, но, к сожалению, иногда это сопровождается грамматическими ошибками. Что нужно соблюдать при употреблении деепричастий и деепричастных оборотов в речи? (слайд № 9).

Учитель. Ребята, перестройте предложение Волны играют друг с другом, клокочут, спорят с ветром в соответствии со схемами (слайд № 16).

Проверка (слайды 17-19).

5. Работа с разноуровневым заданиями.

Цель: учить определять пунктуационную ситуацию в предложении.

Учащиеся уровня А расставляют знаки препинания в предложениях, где уже обозначен деепричастный оборот. Учащиеся уровня В и С расставляют знаки препинания, подчёркивают деепричастные обороты.

Проверка (слайд № 20).

6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Учитель. Хорошо, когда, радуя глаз, светит солнце, когда, перегоняя друг друга, плывут по чистому небу облака. Восхищаясь природой, человек создаёт удивительные стихотворения. Сегодня мы обратили внимание на то, какую роль играет деепричастие в создании образных картин мира. Мы увидели, насколько велики выразительные возможности деепричастий. Мы попытались описать картину И. К. Айвазовского при помощи деепричастных оборотов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится в 7 классе по теме "Предлог" на обобщающем занятии. Одной из целей урока является отработка навыков правописания производных предлогов и правильное употребление предлогов в речи. На уроке используется интерактивная доска и компьютерная презентация

Образовательные: систематизировать имеющиеся знания обучающихся по данной теме; отрабатывать навыки правописания производных предлогов, различения производных предлогов от других частей речи; Развивающие: развивать умения систематизировать, классифицировать, анализировать языковой материал; развитие устной и письменной речи обучающихся; Воспитательные: умение работать в коллективе, группе, строить отношения , основанные на уважении, взаимопомощи, доброжелательности.

А начнем мы наш урок с загадки (слайд №2)

Они неделимы и целы, Корней и приставок в них нет. Нельзя отыскать в них морфемы, И в этом их главный секрет

- О чем пойдет речь на уроке? Почему вы так решили? Какова будет цель нашего урока? (Дети ставят цель урока)

Актуализация знаний о предлоге.

(слайд №3) Предлог- это а) самостоятельная часть речи б) служебная часть речи в) морфема Докажите, что это служебная часть речи . Какими признаками обладает предлог? ( слайд №4) Предлоги делятся на а) простые б)сложные в) составные г) производные д) односоставные е) непроизводные

(Дети объясняют классификацию предлогов , приводят примеры)

(слайд №5) Производные и непроизводные предлоги. Приводят примеры, доказывают вид предлога. (Работа на интерактивной доске)

-Какая проблема возникает при написании производных предлогов ?

3. Совершенствование навыков правописания предлогов. (слайд №6) 1) (В) течении.. многих дней продолжался сильный дождь. 2) (В) течении.. этой реки встречается много опасных мест. -Как правильно написать данные слова? От чего это зависит? Какое правило необходимо вспомнить?

Работа по карточкам. Карточка №1 (Раскрыть скобки, доказать правописание производных предлогов) Взаимопроверка, оценивают друг друга, обсуждают результаты в паре.

Физминутка. Производный предлог – руки вверх, непроизводный- руки в стороны.

Загадки на смекалку:а) Из каких двух непроизводных предлогов можно составить название домашнего животного? (к-от) б) Название какого дерева состоит из четырех предлогов? (с-о-с-на)

в) восстанови фразеологизм (зарубить, нос; обвести, палец). Объяснить значение полученных фразеологизмов.

4. Грамматические нормы употребления предлогов. В предложении на службе. С падежом всегда он в дружбе. О каком признаке предлога идет речь? (слайд №7) Употребление предлогов. Найди ошибку и объясни правильное употребление нужного предлога а) Поезд ушел согласно расписания. б)Поступить по окончанию школы. в)Пришел домой со школы

Работа по карточке №2 Коллективная проверка. Самооценка.

(Проверка с помощью интерактивной доски). Самооценка.

7. Рефлексия ( слайд №8) Я вспомнил Я узнал Я научился

Список литературы и Интернет- ресурсы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приветствие учителя Здравствуйте, ребята. Звонок возвестил о начале нашего урока. Давайте порадуем друг друга тесным сотрудничеством, новыми открытиями и новыми успехами Записать число, классная работа

Знакомство с новыми словами

Начнем с орфоэпической разминки. Произнесите слова в соответствии с орфоэпическими нормами:

каталог, сливовый, шарфы, звонят, красивее, вы правы, понял, поняла, ржаветь, Ильинична, что.

А теперь познакомимся с новыми словами, произношение которых нужно запомнить.

Какие две группы слов у вас образовались?

По какому принципу вы объединили эти слова?

Почему слово пахота не вошло ни в одну группу?

Ученики по цепочке произносят слова. Если допускается ошибка, записывают с пометами произношения

Слушают запись, выписывают слова дремота, зевота, ломота, рвота, икота, НО пахота, тошнота, хрипота.

1 группа с ударением на суффиксе; 2 группа с ударением на окончании. Слово пахота обозначает действие, трудовой процесс, а не физическое состояние человека

К какой части речи принадлежат слова?

Чем они отличаются от той части речи, которую мы изучаем?

Это имена существительные. Они являются, в отличие от союзов, самостоятельной частью речи. Значит, к ней можно задать вопрос, определить морфологические признаки и роль в предложении.

ответы :

а) Карточка

Задание: расставить знаки препинания, построить схемы предложений, отразив функции союзов.

1) Серов не заметил как дошёл до леса.

2) Лейтенант смотрел на карту и пилотка потихоньку сползала ему на глаза.

3) Я вернусь когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

4) Татьяна Ивановна была строгая но очень добрая.

5) Славка не хотел чтобы его жалели.

Б)Задание с использованием ЭОР

Объединитесь в группы по рядам

1 гр. Дайте определение союза. Назовите основные группы союзов.

2гр. Расскажите о сочинительных союзах

3 гр. О подчинительных союзах

4 гр. О простых и составных союзах

Создание проблемной ситуации

Запишите тему урока

Читая сочинение ученика, я встретила такое предложение: Что бы мне такое подарить маме, чтобы её порадовать?

Что вы заметили? (Щелчок)

Какая проблема встает перед нами?

?Не является ли ошибочным написание выделенных слов?

Одинаково звучащие слова пишутся по-разному

Как различать выделенные слова ?

Встречались ли мы ранее с таким явлением, когда написание слов зависело от того, к какой части речи они принадлежат?

Актуально ли различать части речи для данного случая? Следовательно, чтобы выбирать правильное написание, нужно определить часть речи.

Какова же наша цель?

Да. Наречия -прилагательные. Причастия –наречия. Наречия - существительные Предлоги - существительные. Предлоги -деепричастия. Предлоги - наречия. Действительно, эти омонимичные слова принадлежат к разным частям речи.

Отличать союзы от других частей речи.

Итак, у нас есть проблема, есть цель. По какому же пути мы пойдём?

Каким образом мы действовали, чтобы выбрать правильное написание?

Определяли часть речи: Определяли, к какому слову относится.

Определяли синтаксическую роль.

Пробовали заменить другим словом аналогичной части речи.

Применение имеющихся знаний

Какой частью речи являются выделенные слова?

В первом случае это местоимение (что?-рисунок, поделку). Во втором –это подчинительный союз цели.

Сужение зоны поиска

Применим ли этот способ относительно союзов?

45. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато.mp4

Составление и демонстрация алгоритма

Итак, мы выдвигали гипотезу: чтобы правильно написать слово, необходимо знать, к какой части речи она принадлежит. Подтвердили мы её в ходе исследования?

Сделайте вывод о написании союзов и омонимичных слов.

Проверим нашу гипотезу примерами.

Анализ предложений с союзами и омонимичными им словами.

1.Я то (же) внук погибшего солдата.

2) Это было то (же) самое место.

3) Мы делаем все, что(бы) огонь памяти не погас.

4) Что(бы) мы помнили о тех героях, написано много книг.

5) Молодые сыны Отечества то(же) стоят на страже Родины.

6) Он умел постоять за себя так(же), как и мой отец.

7) Он долго тренировался, что(бы) переплыть реку.

8)Работа была выполнена так(же) хорошо, как и в прошлый раз.

Союзы пишутся слитно, омонимичные слова – раздельно.

Пользуясь подсказкой, выбирают верное написание

1) Я тоже внук погибшего солдата.

2) Это было то же самое место.

3) Мы сделаем все, чтобы огонь памяти не погас.

4) Чтобы мы помнили о тех героях, написано много книг .

5) Молодые сыны Отечества тоже стоят на страже Родины.

6) Он умел постоять за себя так же, как и мой отец.

7) Он долго тренировался, чтобы переплыть реку.

8) Работа была выполнена так же хорошо, как и в прошлый раз.

Закрепление материала. Дифференцированное задание

Сгруппируйте данные предложения, чтобы они соответствовали примеру 5 = 4 +1

1. Они привыкли к тому, что(бы) всё выполнялось в срок.

2. Что(бы) ни говорили, я выполню это задание.

3. Он остановился для того, что(бы) подождать меня.

4. Мы выезжали в город редко, за(то) ездили с удовольствием.

5. Летние туманы то(же) связаны с особенностями озера.

Выпишите № предложений, в которых выделенные слова пишутся раздельно.

1. Что(бы) мне подарить подруге?

2. Важно, что(бы) дети приучились к работе.

3. Незнакомец свернул за(то) здание.

4. Моряки то(же) ушли в море.

5. Крики птиц смолкли, за(то) над прудом запел соловей

5=1,3,4,5+2 Включение нового материала в систему знаний (Резерв)








- Значит, смех может быть злым? (Наверно)

- Надо сказать, что М.Е. Салтыков-Щедрин свою жизнь посвятил родной литературе, и прежде всего такой трудной ее области, как сатира. Сатира – дело людей пытливых и мужественных. В том, что почти всем вокруг кажется еще разумным, она усматривает вызов здравому смыслу. В привычном и обыденном различает диковинное и безобразное. В укоренившемся зовет разглядеть отступления от норм человеческого общежития.

-Обратите внимание на слово ОБЛИЧАЮЩИЙ. Оно вам знакомо? (Нет)

- Даю справку: ОБЛИЧАЮЩИЙ – показывающий, раскрывающий пороки. А пороки это …. ? (Недостатки)

- Значит, поэтому генералы недовольны. Их показали не в лучшем свете. И сделал это Салтыков – Щедрин с помощью различных приёмов сатиры, с которыми мы сегодня познакомимся.

- Познакомимся с понятием: ирония – это тонкая, скрытая насмешка. Запишите в тетрадь.

- Подберите из текста сказки цитату, иллюстрирующую его.

- Познакомимся с понятием: сарказм – это едкая и ядовитая ирония. Запишите в тетрадь.

- Подберите из текста сказки цитату, иллюстрирующую его.

- Познакомимся с понятием: гипербола – сильное преувеличение. Запишите в тетрадь.

- Подберите из текста сказки цитату, иллюстрирующую его.

- Вспомним понятие: гротеск - это комическое изображение, основанное на резких контрастах и преувеличениях реального и фантастического. Запишите в тетрадь.

- Подберите из текста сказки цитату, иллюстрирующую его.

- Подберите из текста сказки цитату, иллюстрирующую его.

- Остановимся на последнем понятии почему, как вы думаете, Салтыков – Щедрин использовал иносказательный язык для своих произведений? (. )

- Обратимся к истории. Внутренняя политика России в начале 80-х годов ХIХ века - это сложная политическая ситуация: нравственный террор, полицейское преследование интеллигенции за инакомыслие и свободомыслие. Это период правления Александра III. Пора свирепой правительственной реакции и жесточайшей цензуры.

- А теперь как вы ответите на вопрос: почему Салтыков – Щедрин использовал иносказательный язык для своих произведений? (Писатель был вынужден при таком царском строе выражать свою мысль иносказательно, чтобы избежать запрета цензуры и преследования правительственной власти.)

- Верно. И написал им великолепные сатирические сказки.

- Верно. И написал таким языком великолепные сатирические сказки.

- По вашим ответам я поняла, что обличительную силу смеха вы тоже ощутили. Заметил её и один из цензоров, Лебедев, и написал следующее заключение.

- Как видите, он высказал сомнение по поводу жанра произведений. Чтобы убедить Лебедева и самим понять природу жанра изучаемого сегодня произведения, вы выполните следующее домашнее задание.

2. Выучить основные термины урока, обратившись к конспекту (см. тетрадь) Задание выполняется устно.

3. Творческое задание (по желанию или для сильных учащихся):

Читайте также: