Конспект урока культура донбасса

Обновлено: 02.07.2024

Тема: Историко-культурное наследие нашего края.

Образовательная: продолжить знакомство учеников с сохранившимися культурно-историческим наследием нашего государства.

Развивающая: познакомить учеников с особенностями природы родного края. Расширить кругозор школьников в окружающем мире.

Воспитательная: воспитать бережное отношение к природе, любознательность, чувство патриотизма за родной край.

Оборудование: тетради, видеопрезентация (Экскурсия) .

Тип урока: комбинированный.

1. Организационный момент.

В разных частях земного шара природа имеет свои характерные черты. Даже на территории одной страны могут быть отличия. Поэтому родная природа для каждого человека – своя.

Например, для одних людей, природа родного края – это горы, красивые отвесные скалы, склоны, покрытые травой или лесами, загадочные камни, растения, характерные только для этих мест. Для других – родной край – это холодное северное море, седые волны, косяки рыб, за которыми отправляются рыболовные сейнера. А для третьих – это море южное, теплое, с песчаными или галечными пляжами, с жарким солнцем над ними, с виноградниками, которые растут по всему побережью.

Есть родная природа – простой лесок, обычная зеленая лужайка, привычные птицы, простые знакомые цветы. Тому, кто здесь живет, такая природа покажется слишком незамысловатой. А тому, кто раньше такого не видел, наоборот, очень романтичной, необыкновенной.

3. Изучение нового материала.

Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Объект культурного наследия – место, сооружение (творение), комплекс (ансамбль), их части, связанные с ними территории или водные объекты, другие естественные, естественно антропогенные или созданные человеком объекты независимо от состояния сохранности, которые донесли до нашего времени ценность с антропологической, археологической, эстетичной, этнографической, исторической, научной или художественной точки зрения и сохранили свою подлинность.

Виды объектов культурного наследия

Археологические – городища, курганы, остатки древних поселений, стоянок, укреплений, военных лагерей, производств, ирригационных сооружений, путей, могильщики, культовые места и сооружения, мегалиты, наскальные изображения, участки исторического культурного слоя, поля давних битв, остатки жизнедеятельности первобытных и древних людей;

Исторические – дома, сооружения, их комплексы (ансамбли), отдельные захоронения и некрополи, выдающиеся места, связанные с важными историческими событиями, с жизнью и деятельностью известных лиц, культурой и бытом народов;

Монументального искусства – произведения изобразительного искусства, как самостоятельные (отдельные), так и те, которые связаны с архитектурными, археологическими или другими достопримечательностями или с образуемыми ими комплексами (ансамблями);

Архитектуры и градостроительства – исторические центры, улицы, кварталы, площади, архитектурные ансамбли, остатки давнего планирования и застройки, отдельные архитектурные сооружения, а также связанные с ними произведения монументального, декоративного и изобразительного искусства;

Садово-паркового искусства – сочетания паркового строительства с естественными или созданными человеком ландшафтами;

Ландшафтные – естественные территории, которые имеют историческую ценность.

Историко-культурные памятники Донбасса (археологические и архитектурные памятники, достижения истории и культуры прошлого и современные архитектурные и техногенные шедевры; инфраструктурные, представленные территорией, которая сама является ресурсом (ее протяженность, конфигурация, географическое положение), населением с его традиционной этнической культурой (одежда, еда и напитки, жилье, промыслы и ремесла, традиционные приемы хозяйствования, верования, бытовые привычки и традиции, праздники и обряды, благодаря которым можно ознакомиться с фольклором, песнями, танцами населения данной страны и т. п.), воплощенной как в традиционную, так и в современную систему хозяйствования, обеспечивающей функционирование рекреационной отрасли в составе общественно-географического комплекса территории путем развития производственной и социальной инфраструктуры, например, целенаправленно создавая места отдыха как специализированные территориальные рекреационные комплексы.

Общественно-исторические ресурсы являются базой для развития развлекательного, культурно-познавательного, ностальгического (этнического), религиозного (сакрального), учебного, фестивального (событийного или хепининг-туризма) и некоторых других видов туризма. Для них важное значение имеет насыщенность территории культурно-историческими объектами, в частности историческими (памятники истории, здания, сооружения, связанные с историческими событиями, с местами знаменательных сражений, с развитием науки и техники и т. д.), биосоциальными (места, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей), археологическими (стоянки древнего человека и городища, античные курганы, валы и укрепления, раннефеодальные городища и т. д.), архитектурными и памятниками градостроительства, ячейками традиционной культуры разных народов (сохранены народные обычаи, праздничные обряды и гуляния, песни и танцы, народная архитектура, промыслы и т. п.), памятниками искусства (произведения монументального, изобразительного (картины, иконы), декоративно-прикладного (вышивка, ювелирные изделия) и других видов искусств), документальными (письменные и графические документы, кино- и фотодокументы и звукозаписи, древние рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания). Способствует организации этого вида туризма также наличие на территории музеев, библиотек, кинотеатров, театров и других учреждений культуры.

Культурно-исторические рекреационные ресурсы (культурное наследие) Донецкой области является составной частью общего культурного достояния Украины. Она состоит из 4145 памятников, из которых 16 имеют национальное значение и 1 претендует на статус всемирного значения.

Археологические памятники занимают первое место среди культурно-исторических рекреационных ресурсов области. Они включают 1956 объектов, находящихся на государственном учете, в т. ч. 11 имеют статус национального значения Амвросиевское кострище (г. Амвросиевка), Святогорск и Таплинське городища (Славянский район, с. Богородичное), Цареве городище, Маяцкого городище и могильник (Славянский район, с. Маяки), Большое Сидоровская и Малое СИДОРОВСКИЙ городища (Славянский район, с. Сидорово), Курганский могильник (Старобешевский район, пос Колоски), Курганский могильник Могила Черная (Старобешевский район, с. Петровское), Курганский могильник (Старобешевский район, с. Гранитное), Курган Могила Черная (Старобешевский район, с. Федоровка) [29].

Донецкую область связывают с такими деятелями, как И. Бережной, Л. Быков, И. Дзюба, Г. Костоправ, А. Куинджи, С. Прокофьев, Г. Седов, В. Сосюра и другие.

Памятники монументального искусства в Донецкой области представлено 32 объектами. Из них только памятник Артему (Ф. А. Сергееву), который расположен в г. Святогорске, имеет национальный статус.

Наибольший общественный интерес представляют памятники архитектуры и градостроительства , которые по количеству среди других культурно-исторических памятников Донецкой области занимают третье место. Всего на территории Донецкой области насчитывается 148 памятников архитектуры и градостроительства, из которых только 2 имеют национальное признание: Свято-Николаевская церковь (1898 – 1900 гг., г. Дружковка), и Святогорский Государственный историко-архитектурный заповедник, в состав которого входят 2 памятника истории и 25 памятников архитектуры. Он построен в XVII-XIX вв. и является претендентом по внесению во всемирное наследие ЮНЕСКО.

На сегодняшний день в Донецкой области сложилась разветвленная сеть музеев, которая насчитывает 157 учреждений, в т. ч. 25 государственных и 132 общественных, из них 44 музеев имеют звание народного. Среди государственных музеев по профилю выделяют 9 исторических, 4 художественных, 1 литературный, 1 природный, 2 искусствоведческих и 8 комплексных.

Памятники природы общегосударственного значения по административно-территориальными единицами Донецкой области по состоянию на 1. 01. 2012

Краткая характеристика

Амвросиевский район

Ботанический памятник природы.

На территории растет эремурус величественный.

Распоряжение РМ УССР № 780-р от 14. 10. 1975 г.

Константиновский район

Вблизи г. Дружковка.

Геологический памятник природы общегосударственного значения.

Оголение окаменевших деревьев диаметром 1 м в разрезе.

Распоряжение РМ УССР № 780-р от 14. 10. 1975 г.

Часть левого склона Клебан-Бикского водохранилища.

Геологический памятник природы общегосударственного значения.

Единственное наиболее полное оголенно нижнепермских отложений у Кальмиус-Торецкой ложбине.

Распоряжение РМ УССР № 780-р от 14.10.1975 г.

Восточная окраина с. Иванополье.

Геологический памятник природы общегосударственного значения.

Оголение араукаритов свиты верхнекаменноугольных отложений с разрывными нарушениями, четко видными на поверхности.

Распоряжение РМ УССР № 780-р от 14.10.1975 г.

Славянский район

Ботанический памятник природы общегосударственного значения.

Дубовые насаждения, где встречается граб обыкновенный.

Распоряжение РМ УССР № 780-р. от 14.10.1975 г.

Старобешевский район

Геологический памятник природы общегосудорственного значения.

Разрез отложений верхнего девона и карбонатной толщи нижнего карбона.

Распоряжение РМ УССР № 780-р от 14.10.1975 г.

Вблизи с. Новокатериновка.

Геологический памятник природы общегосударственного значения.

Оголение трех горизонтов рифового известняка мощностью от

Распоряжение РМ УССР № 780-р от 14.10.1975 р.

Шахтерский район

Ботанический памятник природы общегосударственного значения.

Дубово-ясеневые насаждения с добавкой природного произрастания граба обыкновенного.

Распоряжение РМ УССР № 780-р от 14.10.1975 г., решение Облисполкома № 310 от 21.06.1972 г.

Гидрологический памятник природы общегосударственного значения.

Озеро карстового происхождения.

Распоряжение РМ УССР № 780-р от 14.10.1975 г.

Гидрологический памятник природы общегосударственного значения.

Озеро карстового происхождения.

Распоряжение РМ УССР № 780-р от 14.10.1975 г.

4. Закрепление изученных знаний

Виртуальная экскурсия

Протяженность: 165 км.

Продолжительность экскурсии: 14 часов.

Цель экскурсии: сформировать у экскурсантов представление о современном состоянии природно-заповедного фонда Донетчины.

Ознакомить с объектами экскурсионного маршрута;

Сформировать представление о современном состоянии природно-заповедного фонда Донецкой;

Содействовать экологическому воспитанию экскурсантов.

(посещение заповедных объектов Донетчины)

Объекты показа

Целесообразность и актуальность маршрута

Экскурсия в Донецкий областной краеведческий музей и Донецкого ботанического сада НАН Украины - один из крупнейших ботанических садов Европы.

Посещение геологического памятника природы Стыльское обнажения.

Ознакомление с шахтерской столицей края – Донецком.

Знакомство с историей и современной жизнью Донецка.

Знакомство с объектами города.

Посещение главного центра краеведения Донбасса

Обзор остатков девонского вулкана МАФ-Хая.

Во время посещения объекта можно ознакомиться с удивительной природой побережья и искупаться в теплых водах Азовского моря.

Контрольный текст экскурсии

Организационная часть

Основная часть

Обзорная экскурсия шахтерским сердцем Донбасса – Донецком.

Остановка 1. Площадь Ленина – главная площадь Донецка. Находится в Ворошиловском районе. Ограниченная с севера проспектом Гурова, с запада – улицей Артема, с юга – Комсомольским проспектом, с востока - улицей Постышева.

Образовалась на месте Сенного рынка, который находился на окраине Юзовки. Архитектурный ансамбль площади в основном формировался с 1927 по 1967 гг. До начала работ по формированию современного архитектурного облика площадь была окружена одноэтажной жилой и промышленной застройкой.

Большинство ландшафтных композиций парка открыты в сторону водного пространства прудов. Период становления парка как главного места отдыха жителей города приходится на 60 – 70-е годы прошлого века. Именно в это время прошла реконструкция территории парка, высажена основная масса деревьев ценных пород деревьев и декоративных кустарников, высажены розы и другие виды флоры.

За период с 1979 по 1999 годы проводилась значительная работа по благоустройству зеленого массива, строительства малых архитектурных форм, замены устаревшего оборудования на современное. Появились новые аттракционы, новые плавсредства на лодочной станции, спортивные площадки и тому подобное.

Остановка 5. Донецкий областной краеведческий музей . Музеи имеет большую экспозицию, представленную в 24 залах, насчитывающий 120 тыс. экспонатов. Среди них останки ископаемых животных, отпечатки ископаемых растений, образцы каменных деревьев, большая археологическая коллекция орудий труда, оружия, посуды, украшений и амулетов, нумизматическая коллекция (медные и серебряные монеты XV – XVIII вв.), Этнографическая коллекция. Наибольшую ценность представляют редкие старопечатные книги, среди которых географический и ботанический атласы XVII века [26; 27; 28].

Остановка 7. Донецкий ботанический сад НАН Украины – один из крупнейших ботанических садов Европы. За период существования ботанический сад стал рукотворной зеленой сокровищницей промышленного Донбасса. Одним из главных результатов научной и практической деятельности ученых является создание богатейших коллекций растений открытого и защищенного грунта, демонстрирующих разнообразие растительного мира различных регионов земного шара. Они насчитывают 6789 видов и форм и 2098 сортов, представленных более 8 тысячами образцами. Научная ценность и уникальность коллекций обусловлена оригинальностью видового и формового разнообразия, которое направлено на выживание растений в экстремальных условиях засушливой степи и техногенного загрязнения. Коллекционный фонд живых растений играет важную роль в деле охраны окружающей среды, а также служат источником пополнения ассортимента пищевых и декоративных культур растениями мировой флоры. Живые растения на январь 2010 насчитывают 7610 таксонов (4615 видов, разновидностей, форм и 1252 сортов, 9168 образцов), в том числе:

• растения природной флоры – 576 таксонов, из них 562 видов;

• тропические и субтропические растения – 2653 таксонов, из них 2094 видов, 349 культиваров;

• древесные и кустарниковые растения – 1004 таксонов, из них 631 видов и 305 сортов;

• цветочно-декоративные растения – 2172 таксонов, из них 988 видов и 1211 сортов;

• редкие пищевые и другие полезные растения – 584 таксонива, из них 341 видов, 134 сортов;

• новые и малораспространенные кормовые растения – 586 таксонов, из них 494 видов, 75 сортов;

• декоративные растения для интерьеров и садово-паркового строительства лаборатории ускоренных методов размножения – 525 таксонов, из них 338 видов, 240 сортов.

Остановка 8. Зуевский ландшафтный региональный парк.

Парк, созданный 9 ноября 2000 общей площадью 3952,2 га, представляет собой типичные природные ландшафты Донецкого кряжа – донецкий лесостепь. Ландшафт Донецкого кряжа – степь, чередуется с массивами искусственных насаждений и байрачных лесов. Такая форма ландшафта обусловлена более прохладным и влажным, чем в степи, климатом. На территории ландшафтного парка растет более 500 видов растений. Среди них много эндемиков, которые занесены в Красную книгу Украины. Фауна ландшафтного парка разнообразна: встречаются лоси, кабаны, косули, заяц-русак, лисица, волк, различные виды птиц. На территории регионального ландшафтного парка расположен курган Саур – Могила – одна из самых высоких точек Донецкого кряжа (277,9 м). На вершине кургана находились сторожевой казацкий пост, укрепления Миус – фронта. После Великой Отечественной войны на Саур – Могиле был создан мемориальный комплекс.

Остановка 10. Геологический памятник общегосударственного значения Стильское оголение.

Памятник очень живописный и представлен остатками девонского вулкана МАФ-Хая. Здесь очень хорошо представлены контакт нижней части карбонатного толще Донбасса каменноугольного периода с толщей бурых и зеленых туфопищаникив и туфа девона. В туфопищаниках и туфах в большом количестве наблюдаются вулканические бомбы.

5. Итог урока.

6. Домашнее задание.

формирование представлений об Еврейской культуре, иудейской культуре, чувство уважения к духовным памятникам.

ВложениеРазмер
evreyskaya_kultura_i_iskusstvo_v_donbasse.docx 17.64 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Тема : Еврейская культура и искусство в Донбассе

Цель: формирование представлений об Еврейской культуре , иудейской культуре, чувство уважения к духовным памятникам.

Музыкальный материал: Максимилиан Штейнберг

Еврейская культура — международная культура евреев , сформировавшаяся в библейские времена. Традиционно подразделяется на религиозную и светскую , хотя имеет место и их синтез. Важно отметить, что иудаизм очень подробно регулирует практическую жизнь верующих, поэтому его иногда называют даже не религией, но ортопраксией . Из-за различий с пережившей Просвещение культурой Запада, еврейская содержит в себе в числе прочих и явления, которые нельзя уверенно отнести только к религиозной или светской традиции.

Примерно со времен Средневековья начинается интенсивное проникновение еврейских тем в христианскую музыку (например, в произведениях Шютца, да Палестрины или ди Лассо ). В то же время, в традиционной синагогальной музыке появляются произведения, написанные в европейской манере ( С. Росси ).

23 и 24 марта Донецкой Народной Республики отмечается еврейский весенний праздник Пурим. История его основания связана со спасением большой части еврейского народа от неминуемой гибели в персидском плену. Благодаря изобретательности еврейского лидера Мордехая и самопожертвованию красавицы Есфирь иудейский народ избежал страшной кровавой расправы. С тех пор ежегодно, в течение уже около 2500 лет, еврейский народ празднует свое чудесное спасение.

Празднование включает в себя четыре незыблемых традиции:

1. Торжество начинается с чтения свитка Эстер (Есфирь) – книги, где подробно описаны события, ставшие прологом Пурима.

3. Обязательной частью праздника являются подарки близким и знакомым в виде угощений. Одновременно дарители поздравляют своих близких и знакомых с Пуримом и желают им счастливого праздника. Кроме того, всеми членами общины обязательно оказывается помощь малоимущим.

4. Карнавал. В разных общинах эта традиция имеет совершенно разное проявление. Например, в России обычно ограничиваются небольшой театрализованной постановкой. В европейских странах существовала традиция уличных спектаклей, на которые продавали билеты.

В остальном может быть проявлена полная свобода, так как это еще и самый демократичный еврейский праздник, в котором главная заповедь – это веселье и радость. Все участники торжества поют песни, танцуют и наслаждаются праздником.

Конспект урокаИсторическое и культурное наследие Донбасса

Тема 4 . Историческое и культурное наследие нашего края

Тип урока: конференция, экскурсия.

Цели и задачи урока: продолжить знакомство обучающихся с культурно-историческим наследием нашего государства.

Формируемые УУД:

- создать ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

- формировать установки на творческую деятельность, развивать мотивации дальнейшего творческого роста;

- формировать положительные моральные и нравственные качества личности;

- в приобретении навыков рефлексии, формировать у обучающихся умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями

- формировать жизненные идеалы, стимулировать стремление к самосовершенствованию.

Регулятивные:

- умение ставить учебную задачу;

- правильно оформить и вести записи в тетради;

- понимать последовательность действий;

- сравнивать полученные результаты с учебной задачей;

- оценивать деятельность свою и одноклассников.

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск необходимой информации (работать с учебником, памятками по выполнению заданий по предметам, дополнительной литературой, использовать компьютерные средства поиска информации);

- владеть различными видами пересказа (устно и письменно);

- составлять на основе текста таблицы, схемы, графики, конспект текста, выступления.

- сравнивать факты и явления по заданным критериям;

- владеть навыками синтеза и анализа.

Коммуникативные:

- задавать уточняющие вопросы;

- слушать друг друга, вести диалог;

- кратко формулировать свои мысли;

- умение донести свое мнение до других.

Планируемые методы. Приемы, технологии:

- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов);

- интерактивные формы и методы.

Ключевые дефиниции: русский мир

I. Организационный этап

II. Проверка домашнего задания

Интеллектуальная разминка ( выбрать правильное утверждение):

1. Памятник – это …..

1)-памятник – всё, что сделано для облегчения памяти, для того, чтобы помнить, не забыть что-либо;

2)- памятник-это произведение искусства, созданное для запечатления памяти о событиях и людях;

3)- памятник-это объект, составляющий часть культурного наследия народа, страны;

4)- все утверждения верны.

2. В каком году в нашем городе был открыт памятник П.А. Горлову

3.Назовите где находится и кому именно посвящен 1-й в мире памятник конкретному рабочему? (Н. Изотову, в Горловке)

- Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о культурном и историческом наследии нашей Родины, об их значении для жизни граждан, просмотрели презентацию о исторических памятниках Донецка и вы получили задание – подготовить презентацию о культурном и историческом наследии нашего города. И сейчас каждая группа познакомит нас со своей презентацией, но прежде, мне хочется вам напомнить, что на каждом из нас лежит общая историческая ответственность: знать и беречь бесценное наследие, завещанное нам предками – сохранить наше Отечество, приумножить его духовный и экономический потенциал.

В 1967 году музей истории города Горловка переехал в помещение по улице Пушкинской

В музее насчитывается свыше 30 тысяч экспонатов:

Перечень экспозиционных стендов в музее православной истории города Горловки:

§ - коллекция каменных статуй,

§ изделия декоративно-прикладного искусства,

§ знаки и награды,

§ документы, характеризующие историю города, жизнь и быт его жителей от появления первого человека на территории современной Горловки до настоящего крупного промышленного города Донбасса.

Слайды 5, 6. Экспозиция, посвященная П.Н. Горлову.

Слайд 9. Этнографическая экспозиция национальной культуры наших предков.

Слайды 10,11,12. Шахтерский труд

Слайд 13. Экспозиция , посвященная ВОВ.

В городе в самом начале проспекта имени Ленина находится площадь, которая названа в честь известного забойщика тридцатых годов 20 века Никиты Алексеевича Изотова. В мае месяце 1968 года на площади Никите Алексеевичу Изотову был установлен памятник. Авторы памятника: архитектор Яковлев Н. К.; скульптор Костин В. М.

На пересечении улицы Первомайской и проспекта Победы в 1999 году был установлен памятник Горлову Петру Николаевичу - русскому инженеру-геологу, общественному деятелю, основателю города Горловка (скульптор Антып Петр Иванович).

В нашем городе немало мест, которые связаны с событиями ВОВ. Тысячи жителей Горловки защищали Родину в тылу врага и на передовой. Двадцать два жителя города стали Героями Советского Союза, 8 – полные кавалеры ордена Славы. В память о людях, кто сражался за независимость и свободу Родины, в городе установлены памятники, на братских могилах воинов установлены двадцать два памятника.

Братская могила советских военнопленных расположена на железнодорожной станции Горловка, в пятидесяти метрах от здания горловского железнодорожного вокзала.

Памятник на братской могиле советских воинов расположен в парке имени М. Горького. Из 11 похороненных воинов, были установлены фамилии восьми человек. 7 мая 1965 года на братский могиле был установлен памятник в честь погибших освободителей города.

Памятник-танк на братской могиле расположен в сквере возле центральной автостанции г. Горловка.

Могила командира саперного батальона 271-й стрелковой дивизии Баранова Ивана Федоровича расположена находится в сквере Советской Армии рядом с центральным автовокзалом Горловки.

26 августа 2009 года в поселке Кондратьевка города Горловка состоялось открытие и освящение памятника погибшим шахтерам.

К 25-ой годовщине Чернобыльской трагедии в Горловке, на бульваре Димитрова, был открыт памятный знак горловчанам, участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

4 сентября, в Горловке, в Сквере Героев состоялось открытие памятника-постамента с боевой машиной пехоты (БМП-1) в честь защитников Донбасса, отдавших свои жизни за свободу и независимость нашей Республики.

Предметом особой гордости горловчан является бесценная коллекция произведений художника Николая Рериха из 28 работ в Художественном музее и коллекция из 7 тысяч экземпляров миниатюрных книг на 102 языках из 59 стран в музее миниатюрной книги имени В.А. Разумова.

Наш город – наша гордость, а его история – частица нашей общей судьбы, частица нашей Родины.

При подготовке презентаций для виртуальных экскурсий были использованы Интернет-ресурсы.

Традиции для л юбого нар ода – это те правила, кот орым следу ют все на

протяжении веков и тысячелети й, их передают от отца к сыну по наследству,

гордятся ими и берегу т. Это наши корни, история, к оторую необходимо

помнить и чтить, чт обы не потер ять свою индивиду альность , уникальность и

куль туру. Вырви эти корни, за будь традиции – и народ перестанет

существовать, поэтому основная зад ача — сохранить и пере дать потомкам

наши традици и, обычаи, ку льту рное наследие Слайд 2.

Донецкий край ст ал родиной для многих вы дающихся деят елей куль туры,

спорта, медиц ины. Среди них; велик ий композит ор Сергей Прокофьев,

художник Архип Ку инджи, п олярный исслед ователь Георги й Седов,

основатель российского кин о Александр Ханж онков, поэты Владимир

Сосюра и Васили й Сту с, писатели П. Байдебу ра и И. Костыря, « золотой

Писарев, спортс мен Сергей Бу бка, онколог Григори й Бондарь и мн ого других

Донецкая обла сть известна ме ждународным и профессион альными

фестивалями и к онкурсами: "Звезд ы мировог о балета", "Гра н Па",

Международн ый конкурс балета име ни Сержа Лифар я, который в 2 011 году

впервые прошел н а Донецкой с цене театра опе ры и балета, "Проко фьевская

весна", "Золот ые голоса Укра ины", меж дународный фест иваль оперног о

искусства "Золота я корона", фестиваль у краинской форт епианной му зыки

Кроме того, действу ет достаточно развитая сеть б иблиотек, домов ку льту ры,

клубов, му зеев, театров и д р. В области есть фила рмония, 5

профессиональ ных театров: те атр оперы и балет а, музыкаль но -

драматический т еатр, театр ку кол в г. Донецк, До нецкий обл астной русский

драматический т еатр в г. Мариу поле, Донецк ий областно й русский театр

юного зрителя в г. Макеевке. Есть 23 му зея (из них 6 госу дарственных), 703

Историко - кул ьтурный потенциал области составляет 2 399 памятников

истории, археол огии, градостро ительства и ар хитектуры, м онументальн ого

Донецкий област ной краеведчески й музей, в состав кот орого входят:

Музей Великоа надольского леса в Волновахск ом р - не,

Музей С. С. Прокофьева в Красноармейском р - н, с. Красное,

Мемориальный му зей В. И. Немировича - Данченк о в Великоновоселк овском

р - н, с. Нескучн ое, Донецкий о бластной художеств енный му зей ,

Музей народно й архитектуры и творчес тва в Славянском р - не, с. Прелестно е;

Донецкий респу бликанский к раеведческий музей Сл айд 7

В 2004 году, который был объявлен годом духовности, Донецкому

областному краеведческому музею (ДОКМ) исполнилось 80 ле т. ДОКМ

хранит сегодня уже более 120 тысяч музейн ых предметов. В его собрании —

палеонтолог ические, этнографические коллекции, редкие печатные издания,

документы, фотографии, об разцы продукции донецких пре дприятий, л ичные

История музея тесно связана с непростой историей нашего края.

Неоднократно менялись его названия, местонахожден ие, проводились

Донецкий респу бликанский ху дожественны му зей Слайд 8

Музей был основ ан основан в городе Сталино 2 3 сентя бря 1939 года, к ак

Музей изобраз ительного иску сства. С 1941 г. о н прекратил су ществование в

связи с началом Вел икой Отече ственной войны, с 1958 г. - отдел

изобразительног о искусства Стал инского краеве дческого му зея, с 1960 г. -

Сталинская карт инная галерея, с 19 65 г. - Донецкий ху дожественный му зей.

Музей истори и и развития Донецкой желез ной дороги Сл айд 9

Открыт 4 авгу ста 2000 г. к 130 - летию о бразования Донец кой железной

дороги Создатель коллекции, положив шей основу музея и его

Более 2000 эксп онатов представл ены доку ментами, наградами,

железнодорожн ой униформой, желез нодорож ным обору дованием и

инструментом, ст арыми фот ографиями и другими колл екционными

материалами. В кол лекции му зея хранятся: книга 1909 года , посвящённая

25 - летию Е катерининск ой железной дороги , ф орменная о дежда

железнодорожн иков 1936 го да, телеграфные аппар аты Морзе, жезловый

аппарат, знак об окончании ш колы средне го начсостава им ени Рудзу така.

Экспозиция му зея расположена в бывшем здани и д еп о станции Юзово. Всег о

в музее — 25 е диниц раритетн ого подвижног о состава. Ста рейший из них

вагон - салон В орошилова 1898 года вы пуска. В му зее хранится пар овоз Ь -

он находилс я в городском парке и едва не стал жертво й сборщиков

металлолома. Это е динственн ый сохранивш ийся экспонат в СНГ.

В коллекциях донецкого б отанического сада произрастает 71 вид растений,

охраняемых на м еждународ ном уровне ; 97 видов растений, занесённ ых в

Красную книгу Украины; 8 8 видов растени й, охраняемых на региональн ом

1957 г. считается г одом основ ания Музея ист ории города Горловка, ког да на

потребность г осподству ющей тогда идеологии была с оздана выставка,

которая располо жилась в комнате - му зея Дворца ку льтуры шахт ы

"Кочегарка". О на была посвящена 40 - летию Октябрьских с обытий 19 17 г.

Как указывалось в пу теводителе автора Ф. Самохвал ова: "Н еобходимо было

построить более или мен ее ц ел остную картину, которая б ы отражала ж изнь и

борьбу тру дящихся города за п оследние девян осто лет, и те м самым

предоставить возможность мол одежи у знать о прошлом св оего города . " Т ак

было положен о начало му зею истории города Г орловка. В 196 7 г. музей

истории перее хал в помеще ние по улиц е Пушкинской, а в 1968 г.

постановлением К оллегии М инистерства ку льтуры СССР от 16.05.68 г. ему

присвоено поч етное звание "На родный". В 1979 г. приобрел

административ ный стату с отдела Донец кого областного к раеведческог о

музея, стал называться - Горловский и сторико - революци онный музей.

Обладатель у никальных ка ртин Н.Рерих а и ценнейших колл екций у

искусства. Н аграждён медалью им. П.Горлова за значитель ный вклад в

развитие горо да. Собрание музея сост оит из ряда цен нейших коллекц ий.

Значительное м есто сре ди них занимаю т уникальные п роизведения русского

философа, у ченого, общественн ого деятеля, ху дожника Н. К. Рериха. В музее

творчества. Мону ментальн ая и станк овая живопись, графи ка, театральная


Цель: расширить знания учащихся об истории Донецкого региона, крупнейших городах края, исторических памятниках, воспитывать чувство любви к родной земле, уважение к людям, проживающим на этой территории. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Воспитать чувство ответственности за судьбу малой родины, интерес к её истории, патриотизм, а также прославившим Донбасс своим трудом и активной жизненной позицией; прививать патриотические чувства, укреплять чувства гордости за свой к


Содержимое разработки

Тема урока. Люблю тебя, родной Донбасс

Цель: расширить знания учащихся об истории Донецкого региона, крупнейших городах края, исторических памятниках, воспитывать чувство любви к родной земле, уважение к людям, проживающим на этой территории. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Воспитать чувство ответственности за судьбу малой родины, интерес к её истории, патриотизм, а также прославившим Донбасс своим трудом и активной жизненной позицией; прививать патриотические чувства, укреплять чувства гордости за свой край.

Оборудование: фото и иллюстрации по теме, физическая карта Донецкой области, индивидуальные карточки со сведениями о Донбассе, портреты выдающихся людей, музыкальная фонограмма.

Тип урока: урок-путешествие

Данный урок направлен на воспитание чувства ответственности каждого человека за сохранение мира.

Жизнь общества сегодня ставит серьёзнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, смелые, инициативные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости встать на его защиту. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств.

События последних месяцев подчеркнули, что подрастающее поколение Донецкой Народной Республики проявляет высокий уровень патриотического самосознания, осознает свой гражданский долг и идентифицирует себя с молодой Республикой, понимает свою ответственность за ее судьбу. В данном контексте особую актуальность приобретают продолжение сложившихся позитивных традиций в системе патриотического воспитания республики, реализация основных идей Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР, ориентированных на формирование четкой гражданской позиции обучаемых.

Организационный момент ( звучит фонограмма)

- Придумано кем-то, просто и мудро,

- Доброе утро солнцу и птицам!

- Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

Учитель: Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

Эпиграф урока:

Мой друг, что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая,

Прохладней легкий ветерок,

Душистее цветы,

Там холмы зеленее,

Там сладостней звучит поток,

Там соловей поет звучнее.

Николай Языков

- Дорогие ребята! Красочная осень встречает вас замечательным праздником 1 СЕНТЯБРЯ и первым уроком. Мы на пороге в увлекательную страну знаний. Я поздравляю вас с началом учебного года! И очень рада вас видеть.

Тема первого урока – на доске (чтение хором названия темы)

- Родина! Великое слово. Для каждого человека оно начинается с того места, где он родился и вырос. Для нас с вами – это Донбасс. Каждая страна гордится своей историей, традициями, и мы тоже не равнодушны к этому.

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по нашему региону.

Донецкая область была заселена в глубокой древности, начиная с эпохи палеолита. Ручное рубило с древней стоянки человека, найденное вблизи города Амвросиевка, было обтесано десятки тысяч лет назад.

После таяния ледников (14-12 тыс. лет назад) климат здешних мест приблизился к современному. Приазовские степи с их богатым разнотравьем были особенно привлекательны для разведения скота. В бронзовом веке донецкие степи заселили кочевники. Первыми из кочевых племен были киммерийцы. В IV веке из Азии в Приазовье пришли кочевники-скотоводы гунны. Восточно-славянские племена “руссы” (так называли людей с реки Рось) появились в донецкой степи в IX веке. В IX-XII веках по этим землям кочевали племена хазаров, торков, печенегов и половцев.

После нашествия монголо-татарских племен в XIII веке, территория края обезлюдела. Приазовье, донецкие и донские степи надолго стали именоваться Диким полем.

В XIV веке территория края входила в состав Крымского ханства, веком позже здесь возникли первые крепости Московского государства - Святогорская крепость (г. Святогорск) и Бахмутская сторожа (г. Краматорск). В 1645 году торжественный звон колоколов в Москве возвестил о рождении новой крепости Тор (г. Славянск), считавшейся сильным военным укреплением того времени.

Большую роль в заселении и защите донецких степей сыграли запорожские и донские казаки, основав здесь свои поселения - “зимовники” и “хутора”. Из таких поселений выросли многие города, в том числе Дружковка, Авдеевка, Макеевка.

Интенсивное хозяйственное освоение края началось в XVIII веке в связи с началом промышленной добычи угля, который был найден в 1721 году.

Во время Азовского похода царь Петр I отметил: “Сей минерал если не нам, то нашим потомкам полезен будет”. С именем Петра I и связывают начало развития промышленности Донецкого региона и исследования недр Донбасса.

После отмены крепостного права началось массовое переселение в эти края жителей густонаселенных аграрных регионов Украины и России и развитие промышленности.

Первое название города – Юзовка ( в честь Джона Юза). Годом основания Юзовки принято считать 1869. Именно тогда был заключен договор между Джоном Юзом и царским правивтельством на строительство завода по производству рельс. Металлургический завод, построенный Юзом и дал жизнь поселку, названного Юзовкой, который со временем разросся и стал миллионным Донецком.

- Хотя чаще Донецк связывается в нашем представлении с углем и металлом, но в последние годы все чаще это город интересен своими уникальными памятниками истории и современной архитектуры. Некоторые памятники являются подарком Донецку от других городов.

* Так, Москва подарила копию Царь- пушки (Царь- пушка, установленная в Донецке на площади перед горсоветом - точная копия знаменитой московской Царь- пушки, самого большого по калибру орудия в мире. Лафет весит 20 тонн, а ствол - 44!,

* Бохум – копию колокола, установленного в Ворошиловском районе у здания администрации Донецкого городского совета.
Донецкая копия в десять раз меньше оригинала, Памятник подарен обер-бургомистром города Бохума Эрнстом-Отто Штюбером в честь 10-летия официальной дружбы между шахтерскими городами 31 августа 1997 г.

* Киев подарил оригинал скульптуры Архангел Михаила, Донецк взамен подарил Киеву копию Пальмы Мерцалова, копию которой можно увидеть, прогуливаясь по бульвару Пушкина.

Остановка. Культура Донбасса

- Познакомимся на примере нашего города.

Донецк также славится своими театрами: Драматическим, Театром оперы и балета, Театром кукол.

А какие вы знаете у нас в Горловке театры?

Донецкий республиканский театр кукол - один из старейших. Сначала он был передвижным. Актёры самостоятельно учились лепить, шить, мастерить кукол и костюмы. Ездили телегами на шахты, заводы. А в выходные дни ставили полотняную ширму, сделанную своими руками просто на сцене и показывали замечательные спектакли. Каждый из маленьких зрителей прорывался за ширму, чтобы увидеть кукол. Спектакли Донецкого театра кукол знают не только в Донбассе, но и в других странах.

Учитель:

В Республиканской библиотеке им. Крупской есть много ценных, редких изданий книг и журналов, большой выбор детской литературы. Там проводятся выставки современных художников. Библиотека имеет свой сайт об истории Донецка и его современной жизни.

Выступление чтецов

На свете много мест чудесных!

Прекрасна вся наша Земля!

Но мне роднее и милее,

Донбасс – там, где родился я!

Где люди уголь добывают, руду

и делают металл,

Мой край растёт и процветает!

Он красивее и лучше стал!

Я хочу, чтобы люди спокойно

Чтобы песни о счастье

С утра не смолкали,

Чтобы люди все жили

В любви и согласье.

Я голосую за мир

И за светлое счастье.

4 Я родился в Донбассе,

В крае угля и стали,

Где мерцают ночами

Луч звезды на копре,

Где пшеница как море,

Розовата в заре.

5 Когда засыпают грачи, успокоясь,

И воздух от сумерек влажен и чист,

С проверенной скоростью угольный поезд

Выводит донецкий седой машинист.

В раскрытую степь, в голубые просторы,

По переплетам упрямых мостов

И мимо зеленых огней семафоров

Протянется уголь донецких пластов…

6 Богат наш край,

Но разве только углем?

Донецкий край – ведь это целый мир,

Неповторимый и многоэтажный!

Песня

- Называем города Донецкой области на букву:

«С – Селидово, Славянск, Старобешево, Соледар

Учитель: Наша край - это крупный научный промышленный регион - А что добывают и производят в нашем крае?

(Каменный уголь, каменная соль, известняки, графит, калийная соль и другое)

Изготовляют: в Соледаре - соль, В Славянске – карандаши, в Константиновке выращивают в теплицах овощи, в частности огурцы

Ученик 3: Наш край - это богатая природа, развитая промышленность, но главное - открытые и талантливые люди. Здесь родились, трудятся и приумножают славу своего родного края композиторы, художники, певцы и танцоры, актеры и писатели, политики, педагоги и врачи, и вообще трудолюбивые люди.

Учитель: Посмотрите и узнайте выдающихся людей, родившихся в Донецкой области.

2. Анатолий Борисович Соловьяненко - Герой Украины (звание присвоено в 2008 г. посмертно), всемирно известный украинский певец (тенор) и выдающийся общественный деятель. Родился в г. Донецке.

3. Иосиф Давыдович Кобзон - советский эстрадный певец (баритон), российский политик, народный артист Украины. Иосиф Кобзон занесен в "Книгу рекордов России" — певец признан самым титулованным артистом страны. Иосиф Кобзон родился в городе Часов Яр Донецкой области 11 сентября 1937 года.

5. Сергей Назарович Бубка, родился 4 декабря 1963г. в Луганске, советский и украинский спортсмен-легкоатлет по прыжкам с шестом, первый в мире человек, прыгнувший выше шести метров. Он Заслуженный мастер спорта СССР, чемпион Олимпийских игр, мира, Европы, СССР. Победитель Кубков мира и Европы в прыжках с шестом. С детства занимался спортом под руководством известного тренера В. Петрова, который основной своей задачей считал гармоничное развитие в воспитаннике силы, скорости и техники.

Учитель: Природа щедро одарила Донецкую область. Южная ее территория омывается теплым Азовским морем. Здесь расположены многочисленные базы отдыха, санатории, детские оздоровительные центры.

Привлекательной зоной отдыха является также долина реки Северский Донец. На ее берегах уникальное место - Святогорье. Жемчужиной края стал Святогорский монастырь. Он был построен в меловых горах.

Любимым местом отдыха являются также: Славянский курорт с солеными озерами, меловые горы в Белокузьминовке, соляные шахты Соледара. Естественную красоту всего этого трудно передать словами, её нужно только видеть.

4. Ты нас взрастила, на ноги подняла.

Любимая Донецкая земля.

По жизни ты нам колыбелью стала.

Твоя любовь в сердцах живёт всегда.

5. И нет тебя прекраснее родная.

Чудесная Донецкая земля.

Для нас ты в жизни оберегом стала.

В тебя мы верим, как в самих себя.

Заключительное слово учителя.

- Обо всем, что мы сейчас имеем, должен знать каждый житель региона, дорожить им. Прошлое ушло в область предания и хранится только в памяти людской.

- На этом уроке мы с вами открыли для себя удивительный мир нашего края, отметили яркие черты характера нашего народа и приблизились к главной цели сегодняшней встречи. И все же главное богатство нашего города – это его жители – люди самых разных профессий. Благодаря им наш любимый город и республика живет, благоустраивается, трудится, так было и так будет всегда.

Помните, что вы должны интересоваться историей города, его современной жизнью, принимать участие в различных мероприятиях по благоустройству нашего региона.

- Ребята, вот и закончилось наше заочное путешествие. Где мы побывали? Что узнали? Продолжите предложения.

Читайте также: