Конспект урока 5 класс простейшие

Обновлено: 05.07.2024

План-конспект открытого урока по биологии в 5 классе на тему "Три среды обитания живых организмов".

Содержимое разработки

МБОУ Воронцовская ОШ

Учитель биологии Пеперева З.А.

План-конспект урока биологии в соответствии с требованиями ФГОС.

Тема урока: Три среды обитания живых организмов.

Тип урока: урок изучения нового материала (формирование новых знаний).

Вид урока: урок – исследование; постановка и решение учебной задачи.

Формы работы: индивидуальная (в классе одна ученица).

Методы: словесный, наглядный, проблемного обучения, преобразования информации.

Технология: проблемного обучения, развивающего обучения, здоровьесбережения.

Дидактическая цель: формирование новых умений и знаний о средах жизни и их обитателях, создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Задачи урока:

Обучающие: сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах, познакомится с факторами среды, закрепить знания о многообразии живых организмов. С помощью проблемных вопросов повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.

Развивающие: учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, развивать воображение учащейся; развивать поисково-информационные умения, развивать мышление через совершенствование умений анализировать, обобщать; формировать умение работать в паре с учителем.

Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету; способствовать формированию экологического мышления; развивать убеждения в необходимости бережного отношения к природе, воспитывать у школьницы положительные личностные качества, любовь к природе, самостоятельность, дисциплинированность.

Здоровьесберегающие: создать условия для снятия усталости, переключая виды деятельности.

Учебные задачи:

1. Познакомить обучающуюся с понятием среда обитания, с различными средами обитания организмов.

2. Выявить особенности каждой среды обитания.

3. Выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания.

4. Определить уровень усвоения школьницей учебного материала по теме урока.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: осознание единства и целостности окружающего мира; формирование коммуникативной компетентности в общении с учителем в процессе учебно-исследовательской деятельности; знание правил отношения к живой природе и основ здоровьесбережения, формирование экологического мышления и культуры.

Метапредметные:

1. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу) с выделением существенных характеристик объекта.

3. Коммуникативные УУД: уметь работать индивидуально и в паре с учителем; организовывать учебное сотрудничество (определять общие цели и уметь договариваться друг с другом).

Предметные: характеризовать и выделять существенные особенности условий сред обитания; распознавать по фото, чучелам, коллекциям и рисункам учебника черты приспособленности живых организмов к различным средам жизни, описывать их; приводить примеры обитателей различных сред жизни.

Оборудование к уроку:

3. Чучела птиц, коллекции насекомых, фото животных (стрекоза, ворона, гепард, дельфин, щука, стриж, окунь, кит, крот, медведка, страус, кенгуру, летучая мышь).

4. Индивидуальные карточки (с текстом, тестовые).

5.Карточки с названиями животных.

5. Таблицы с изображением различных видов природы, животных и человека.

1.Организационный момент (приветствие).

Учитель: Добрый день, Лера. Я рада тебя видеть, и так начнём наш урок.

2. Актуализация знаний.

Учитель читает стихотворение.

У осла и соловья,
У лисы и журавля,
У стрекоз и муравья
Жизнь у каждого своя.
Каждый соблюдает точно
Свой режим и дня, и ночи,
И у каждого свое
Облюбовано жилье.

Выбирает привереда
Лишь свое меню обеда,
А в дороге изберут
Каждый собственный
Маршрут –
У букашки и у птички.
Тем-то каждый и хорош,
Что на прочих не похож.

Учитель: Лера, о чём это стихотворение? (о разнообразии живых организмов).

Учитель: Мир живых организмов многообразен.

ГРАЧ, ТИГР, СТРЕКОЗА, ЗМЕЯ  окружает воздух

КИТ, КАРАСЬ, ПИЯВКА, ВОДОРОСЛИ  окружает вода (живут в воде)

КРОТ, КОРНИ РАСТЕНИЙ, ЛИЧИНКА ЖУКА, ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ  живут в почве (окружает почва).

3. Установление темы и целей урока (постановка проблемного вопроса).

На слайдах представлены фотографии животных из разных сред обитания (презентация – слайды 1-3).

Ученица выдвигает предположение и называет тему урока – Три среды обитания живых организмов.

Записывают тему в тетради.

Учитель: хорошо, давай определим цели нашего занятия.

Учащаяся: сама ставит цели по аналогии с прошлой темой.

1.Узнать, какие среды обитания организмов выделяют учёные.

2.Познакомиться с особенностями разных сред обитания организмов.

3. Выяснить, как живые организмы приспособились к жизни в разных средах обитания.

4. Изучения нового материала.

Далее просмотр презентации слайды (4-6).

У тебя на столе лежит информационный лист, с тремя текстами, возьми лист с текстами и поработай над следующим заданием:

Прочитай первый абзац каждого текста, выдели основную информацию о средах обитания и характерных для них условиях, закончи заполнение таблицы в тетради.

Учащаяся: читает текст, анализирует его, оценивает свойства сред обитания (наличие кислорода, количество воды (влаги) и света и пр.), преобразует текст в таблицу:

Не всегда достаточно

Изменения температуры

Значительные

Вывод: среды обитания отличаются своими свойствами.

Учитель: проводит проверку выполнения задания, поэтапно открывает готовую схему в презентации (слайды 7, 8,10, 11, 14, 15,17).

-Скажите, а условия жизни в каждой среде одинаковы? (Нет, в одной много воды, в другой мало, в одной достаточно света, в другой света. Учащаяся перечисляет особенности каждой среды, после чего все выше перечисленное мы объединяем в экологические понятия факторы среды или экологические факторы).

- Как ты считаешь, живые организмы связаны со своей средой обитания? (Да)

- А связаны они друг с другом? (Да)

Взаимосвязь организмов друг с другом и со средой обитания изучает наука экология (слайд 18).

Условия среды, которые оказывают воздействие на организм, называют факторами среды или экологическими факторами.

5. Первичная проверка понимания.

Ученица называют животное и его среду обитания.

6. Физкультминутка. (Цель: предупреждение утомления, активизация внимания обучающейся).

7. Продолжение изучения нового материала.

Изучив характеристику среды обитания логично перейти к пониманию того, как разные организмы приспособились жить в ней.

Проблема - выяснить приспособления живых организмов к средам обитания.

Учитель: Лера, мы выяснили, что условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение и поведение живых организмов.

Я предлагаю тебе выполнить следующее задание: Найди в предложенных текстах информационного листа (второй абзац текстов или в тексте §23 учебника) примеры приспособлений живых организмов к средам обитания (по 1-2 примера) и занеси их в свою таблицу. Можешь предложить свои примеры.

Ученица находит нужную информацию и заносит её в таблицу своей тетради.

ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ЖИВОТНЫХ К СРЕДЕ ОБИТАНИЯ

Приспособление к обитанию в данной среде

Показ слайдов презентации (9, 12, 13, 16).

8. Информация о домашнем задании:

Параграф 23 – работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Творческое задание: придумать и нарисовать фантастическое животное, которое может обитать во всех средах жизни. Подумать, как оно приспособилось к условиям обитания? Составить мини-рассказ.

9. Минутка экологической культуры.

Мы выяснили, что на живые организмы влияют такие условия как свет, вода (влага), количество кислорода, а как вы думаете, человек может влиять на другие живые организмы? Каким образом?

Ученица приводит примеры воздействия человека, высказывает своё мнение и отношение к этому.

Учитель зачитывает стихотворение:

Любите родную природу:

Озера, леса и моря,

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Давайте же, люди все вместе

Мы к ней относится добрей.

Вывод: Уважай и береги всё то, что тебя окружает – родную природу.

10. Обобщение и систематизация материала.

Учитель: Лера, какова тема нашего урока? Как ты считаешь, мы достигли поставленных целей? Что нового ты сегодня узнала?

Ученица и учитель обобщают и оценивают полученные знания. Делают выводы.

11. Закрепление и контроль усвоения нового материала.

Учащаяся выполняет тест.

1.Различают две среды обитания: наземно-воздушную и водную.

2.Чтобы легче передвигаться в толще воды, большинство рыб имеет обтекаемую форму.

3.Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 метров. Это помогает им лучше схватывать пищу.

4.Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живёт это животное в воздушной среде.

5.Дельфины, как и водные жуки поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и опять ныряют.

12. Рефлексия.

Учитель: Лера, сегодня на уроке мы хорошо поработали, узнали много нового.

Оцени, пожалуйста, наше занятие с помощью карточек разного цвета:

Красная – я узнала много нового, мне было интересно.

Жёлтая – я не всё поняла, мне было трудно.

Зелёная – я ничего не узнала, мне было не интересно.

Спасибо, урок окончен.

Информационный лист по теме: Среды жизни на планете Земля.

Наземно-воздушная среда жизни

Организмы, обитающие в наземно-воздушной среде, называют аэробионтами. По экологическим условиям она самая сложная и разнообразная. Наземно-воздушная среда характеризуется следующими условиями: а) достаточное количество света, б) высокое содержание кислорода, в) недостаток влаги, г) значительные колебания температуры.

Приспособления к наземно-воздушной среде у животных разнообразны – они активно передвигаются, в зависимости от способа передвижения имеют разные виды конечностей (ноги, крылья), покровы тела (перья, шерсть), приспособления для экономного расходования влаги, приспособления для опыления растений.

Водная среда жизни

Организмы, живущие в водной среде, называются гидробионтами. Условия жизни организмов, водной среде характеризуются следующими чертами: а) большая плотность, б) неравномерное распределение света, в) низкое содержание кислорода, г) сглаженные перепады температуры, д) избыток воды, е) наличие растворённых солей и газов.

Приспособление к водной среде обитания у животных: обтекаемая форма тела, наличие слизи на теле. Передвигаются с помощью плавников, ласт, имеют подкожный слой жира, защищающий организм от переохлаждения.

Почвенная среда жизни

Организмы, населяющие почву, называют эдафобионтами. Почва имеет очень плотную структуру, поэтому в неё не проникает свет. Для почвы, как среды жизни, характерны следующие условия: а) низкое содержание кислорода, б) отсутствие света, в)неравномерное распределение воды, г) сглаженные перепады температуры, д) значительное сопротивление при движении.

Приспособления у животных к почвенной среде обитания: роющие конечности, мощные передние зубы – для рытья и перекусывания корней, слаборазвитые глаза и ушные раковины, компактное тело (у крота овальное тело с короткой шеей и коротким хвостом – для удобного передвижения по подземным ходам, короткий мех – для меньшего трения с повой). Выделение слизи на теле у дождевых червей способствует лучшему передвижению в почве.


Одноклеточные

ПРОСТЕЙШИЕ. Одноклеточные

Простейшие — это полифилетическая группа. Хотя ранее им часто придавали ранг подцарства или типа, в XXI-ом веке систематики относят простейших (ресничных, жгутиковых, саркодовых и Apicomplexa) к животноподобным протистам, не придавая этой группе таксономического значения и ранга.

Протисты (царство Протисты) — парафилетическая группа, к которой относят всех эукариотов, не являющихся грибами, растениями или животными.

Известно около 50 000 видов простейших, которых в природе можно обнаружить повсюду, где есть вода. Каждое простейшее представляет собой самостоятельный организм, способный выполнять все необходимые для жизни функции.

Общая характеристика Простейших:

  • одноклеточные и колониальные эукариотические организмы
  • от 40 000 до 70 000 видов
  • размеры от 2—4 мкм до 1000 мкм
  • движение за счёт ложноножек или специальных органоидов
  • свободноживущие — аэробы, паразитические — анаэробы
  • в основном гетеротрофы (исключение: эвглена зелёная имеет хлоропласты)
  • поддержание гомеостаза
  • размножение бесполым и половым путём
  • реакция на воздействие окружающей среды

Подавляющее большинство простейших обладает аэробным типом обмена. Для дыхания они используют кислород, растворенный в воде. Окисление происходит в митохондриях.

Простейшие. одноклеточные

Саркодовые

Саркодовые (лат. Sarcodina ) — группа одноклеточных организмов, ранее рассматривавшаяся в качестве класса или подтипа.

Амеба — представитель Саркодовых. Обитает в небольших мелких прудах или проточных канавах с илистым дном. Тело амебы достигает 0,1 мм и ограничено тончайшей плазматической мембраной. Ядро в клетке регулирует процессы метаболизма и деления клеток, не занимает определенного положения. Цитоплазма содержит пищеварительные вакуоли, формирующиеся в разных участках клетки вокруг пищевых комочков, путем выделения пищеварительного сока из цитоплазмы. Пищей для нее служат одноклеточные водоросли, жгутиковые, инфузории.

амеба обыкновенная

Сократительная вакуоль, периодически сокращаясь, выделяет наружу избыток воды с растворенными ненужными веществами в любой точке тела амебы. Кислород поступает через всю поверхность тела амебы. Форма тела амебы постоянно меняется из-за образующихся цитоплазматических выростов — псевдоподий (ложноножек), служащих для захвата пищи (фагоцитоза) и передвижения. Некоторые виды при неблагоприятных условиях образуют цисту (защитную оболочку).

Жгутиконосцы (Жгутиковые)

эвглена зеленая

Эвглена зелёная — представитель Жгутиконосцев. Строение: веретеновидная клетка, имеет жгутик, цитоплазму, ядро, сократительную вакуоль, светочувствительный глазок (стигму), хлоропласты и бесцветные пластиды. Форма тела постоянна. Передвигается с помощью жгутика. Способна к миксотрофному питанию. Размножается исключительно продольным делением надвое. Некоторые виды жгутиконосцев при неблагоприятных условиях образуют цисту. Для паразитических жгутиконосцев характерны сложные жизненные циклы с чередованием поколений и сменой хозяев.

Инфузории (ресничные)

инфузория

Инфузория-туфелька. Строение: тело покрыто ресничками, имеет плотную наружную оболочку, два ядра (большое отвечает за жизнедеятельность клетки, малое — за половое размножение), цитоплазму, сократительные вакуоли (две с приводящими канальцами), пищеварительные вакуоли. У инфузории есть клеточный рот, ведущий в клеточную глотку, от которой отшнуровываются пищеварительные вакуоли. Они движутся к постоянному месту удаления остатков непереваренной пищи (порошице). Размножение бесполое (поперечное деление) и половое (конъюгация).

Значение Простейших

Значение простейших:

  • источник питания для обитателей водоёма
  • обогащение водоёма кислородом
  • образование раковинными простейшими осадочных пород
  • участие в почвообразовании
  • улучшение переваривания пищи у животных
  • индикатор чистоты водоёма
  • паразиты, вызывающие опасные заболевания (дизентерийная амёба паразитирует в толстом кишечнике, лямблии — в тонком кишечнике и жёлчных протоках, малярийный паразит вызывает малярию)

простейшие таблица

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект составлен по ФГОС, содержит работы в парах, группах.

Урок русского языка в 5 классе на тему:

Образовательные:

выработать умение различать их в тексте;

познакомить с делением сложных предложений по средствам связи на союзные и бессоюзные;

2. Развивающие:

развивать у учащихся устную речь, внимание, творческое мышление;

совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;

закрепить навык постановки запятой в простом осложненном предложении и в сложном предложении;

3. Воспитательные:

прививать любовь к русскому языку;

воспитывать культуру общения на уроке, ответственное отношение к учебе;

Задачи урока.

В конце урока ученик должен:

знать определение сложного предложения, правила постановки знаков препинания в нем;

уметь определять виды сложных предложений, расставлять знаки препинания в сложном предложении, отличать простые предложения с однородными членами, связанными союзом И, от сложных предложений

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок развивающего обучения

Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный, репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая

Оборудование и техническое оснащение: учебник, тетрадь, компьютерная презентация, словарь, карточки с упражнениями и тестами.

Технологии: общепедагогические, системно-деятельные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные.

Этапы урока:

Формулирование темы и цели урока.

Изучение нового материала.

Закрепление изученного материала.

Подведение итогов. Рефлексия.

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Надеюсь, сегодня у нас в очередной раз получится интересный и увлекательный урок. Желаю вам удачи и хороших оценок!

Начинаем урок с четверостишия, которое нам поможет настроиться на работу. Я начинаю, а вы, ребята, все дружно продолжаете.

На уроке не скучай,

Смело руку – поднимай.

Быстро, чётко – отвечай,

Время даром – не теряй.

II. Развитие речи

III. Актуализация знаний

Фронтальный опрос:

- О каких разделах науки о языке мы с вами говорим вот уже немалое количество уроков?

- Что такое синтаксис?

- Что такое пунктуация?

- Дайте определение единицам синтаксиса: словосочетание, предложение.

- Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные).

- По интонации? (Восклицательные, невосклицательные).

- По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные)

- Что такое однородные члены предложения?

- Что такое грамматическая основа предложения?

2. Синтаксическая пятиминутка

Пока ребята дают устные ответы, у доски работают двое учеников:

*первый разбирает словосочетания, при этом необходимо вставить пропущенные буквы: х..лодная ноч(?), сле. ть с крыши, (он) катает(?)ся на коньках.

*второй разбирает предложение, в котором нужно расставить знаки препинания: К доктору приходили все и ворона и лисица и жучок и червячок и медведица.

(В конце синтаксического разбора ученик должен показать схематически однородные члены и обобщающее слово.)

После окончания фронтального опроса учащиеся открывают тетради, записывают число, классная работа и тоже разбирают словосочетания и предложение.

IV. Формулировка темы, цели и задач урока.

1.Работа в парах

Учащимся раздаются тексты с заданием.

Распределите предложения по двум группам: в первую отнесите предложения с одной грамматической основой, а во вторую – с двумя и более.

Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это, вытащил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, и я посадил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.

2, 4 и 5,6 предложения - это простые предложения, осложненные однородными сказуемыми.

1, 3, 7 - сложные предложения.
Озаглавьте текст, определите тему, стиль, тип речи.

(Случай с бобрятами. Текст о происшествии с бобрами. Художественный стиль, тип речи - повествование)

Учитель. Чему учит нас этот текст? (Любить и охранять природу).

2. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Какие предложения вы назвали простыми, а какие — сложными?

Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений.
На доске записывается тема урока.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.

1) Познакомиться с . и . ;
2) учиться различать . и . ;
3) учиться ставить .

Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.

V. Изучение нового материала

Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными.

Учитель. Прочитайте простые предложения, входящие в состав сложных.

1.На небе появились тучи, и пошел сильный дождь.

2.На небе появились тучи, пошел сильный дождь.

Скажите, имеют ли они интонацию конца предложения? Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми предложениями?
(Первые предложения, входящие в состав сложного, не имеют интонации конца предложения и связаны со вторыми простыми предложениями по смыслу).

Учитель. Обобщите наши рассуждения. Скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
(Простые предложения, входящие в состав сложного, связаны между собой по смыслу и интонационно).

Учитель. Посмотрите на первое сложное предложение. Скажите, чем, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного (учитель обводит кружочком союз и).
(Кроме смысла и интонации, простые предложения, входящие в состав сложного, могут соединяться между собой с помощью союза).

Учитель. Сложные предложения могут быть союзными – простые предложения соединяются с помощью союзов, а могут быть бессоюзными – части соединяются при помощи смысла и интонации.

Учитель. С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного (учитель выделяет запятые).
(Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми).

Учитель. Обобщите наши рассуждения по плану:

1. Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?
2. Из чего состоит сложное предложение?
3. Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
4. Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?
5. Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?

Учитель. Прочитайте материал по учебнику.

Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

VI. Закрепление изученного материала.

Работа с учебником (Упр.238)

Пришла долгожданная весна.

Пригрело солнышко, и на деревьях набухли почки.

Появились первые клейкие листочки.

Лесные певцы вернулись из теплых стран, и лес наполнился веселыми голосами.

Выбирается из берлоги медведь.

Скоро весь лес покроется молодыми листочками, зазвенят птичьи голоса.

Работа в группах

Следующие задания вы будете выполнять в группах.

Задание№1. Карточка на парте. Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите схемы. Кто догадался? Какое задание надо выполнить? (Ответы учащихся)

(Надо написать предложения в соответствии со схемами). Задание выполняйте на карточке.

Листья опадают с деревьев, и в воздухе протянулась паутина.
Наступила осень. Когда веют холодные ветры, ветви деревьев качаются.
Лес обнажился, часто идут нудные дожди.
Птицы улетают в теплые края.

Учитель: Давайте проверим. (Ученик выразительно читает). Есть варианты? Ответ на Слайде. Самооценка отвечающего.

Можно назвать эти предложения текстом? Озаглавьте текст, определите тему. (Осень. Текст об осени.) Каким чувством проникнут текст? (чувством грусти, печали) Благодаря каким предложениям получился такой текст? (простым и сложным).

- Ребята, перед вами наборы слов из детских песен. Ваша задача – собрать эти слова в одно предложение. Будьте внимательны, возможно, попадутся слова, которые по смыслу не будут связаны с вашим предложением. А подсказкой для вас послужит музыкальное сопровождение.

Звучат мелодии тех песен, из которых взяты слова.

- Проверим вашу работу.

Никогда он не ворчал,
Не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал,
Строго ссоры запрещал.

Голубой вагон бежит качается,
Скорый поезд набирает ход,
Ах, зачем же этот день кончается,
Лучше б он тянулся целый год.

Если вдруг грянет гром
В середине лета,
Неприятность эту
Мы переживем.

Из лишних слов каждой группы получилось предложение:

Прилетит вдруг волшебник

В голубом вертолете
И бесплатно покажет кино.

Учитель. Ребята, сегодня мы очень хорошо поработали, пришло время проверить, чему научились. Вам предложены задания, выполните их.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель. Сегодня вы очень хорошо работали , у нас получился, на мой взгляд, очень увлекательный урок. А что думаете вы? Давайте подведем итог!

-Чему мы научились сегодня на уроке?

-Что больше всего понравилось на уроке?

-Какое предложение называют сложным? Какое предложение называют простым?

-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?

-Какую роль может играть союз “и” в предложении?

-Для чего нужно обязательно определить, что соединяет союз “и”, прежде чем ставить запятую?


Одноклеточные

ПРОСТЕЙШИЕ. Одноклеточные

Простейшие — это полифилетическая группа. Хотя ранее им часто придавали ранг подцарства или типа, в XXI-ом веке систематики относят простейших (ресничных, жгутиковых, саркодовых и Apicomplexa) к животноподобным протистам, не придавая этой группе таксономического значения и ранга.

Протисты (царство Протисты) — парафилетическая группа, к которой относят всех эукариотов, не являющихся грибами, растениями или животными.

Известно около 50 000 видов простейших, которых в природе можно обнаружить повсюду, где есть вода. Каждое простейшее представляет собой самостоятельный организм, способный выполнять все необходимые для жизни функции.

Общая характеристика Простейших:

  • одноклеточные и колониальные эукариотические организмы
  • от 40 000 до 70 000 видов
  • размеры от 2—4 мкм до 1000 мкм
  • движение за счёт ложноножек или специальных органоидов
  • свободноживущие — аэробы, паразитические — анаэробы
  • в основном гетеротрофы (исключение: эвглена зелёная имеет хлоропласты)
  • поддержание гомеостаза
  • размножение бесполым и половым путём
  • реакция на воздействие окружающей среды

Подавляющее большинство простейших обладает аэробным типом обмена. Для дыхания они используют кислород, растворенный в воде. Окисление происходит в митохондриях.

Простейшие. одноклеточные

Саркодовые

Саркодовые (лат. Sarcodina ) — группа одноклеточных организмов, ранее рассматривавшаяся в качестве класса или подтипа.

Амеба — представитель Саркодовых. Обитает в небольших мелких прудах или проточных канавах с илистым дном. Тело амебы достигает 0,1 мм и ограничено тончайшей плазматической мембраной. Ядро в клетке регулирует процессы метаболизма и деления клеток, не занимает определенного положения. Цитоплазма содержит пищеварительные вакуоли, формирующиеся в разных участках клетки вокруг пищевых комочков, путем выделения пищеварительного сока из цитоплазмы. Пищей для нее служат одноклеточные водоросли, жгутиковые, инфузории.

амеба обыкновенная

Сократительная вакуоль, периодически сокращаясь, выделяет наружу избыток воды с растворенными ненужными веществами в любой точке тела амебы. Кислород поступает через всю поверхность тела амебы. Форма тела амебы постоянно меняется из-за образующихся цитоплазматических выростов — псевдоподий (ложноножек), служащих для захвата пищи (фагоцитоза) и передвижения. Некоторые виды при неблагоприятных условиях образуют цисту (защитную оболочку).

Жгутиконосцы (Жгутиковые)

эвглена зеленая

Эвглена зелёная — представитель Жгутиконосцев. Строение: веретеновидная клетка, имеет жгутик, цитоплазму, ядро, сократительную вакуоль, светочувствительный глазок (стигму), хлоропласты и бесцветные пластиды. Форма тела постоянна. Передвигается с помощью жгутика. Способна к миксотрофному питанию. Размножается исключительно продольным делением надвое. Некоторые виды жгутиконосцев при неблагоприятных условиях образуют цисту. Для паразитических жгутиконосцев характерны сложные жизненные циклы с чередованием поколений и сменой хозяев.

Инфузории (ресничные)

инфузория

Инфузория-туфелька. Строение: тело покрыто ресничками, имеет плотную наружную оболочку, два ядра (большое отвечает за жизнедеятельность клетки, малое — за половое размножение), цитоплазму, сократительные вакуоли (две с приводящими канальцами), пищеварительные вакуоли. У инфузории есть клеточный рот, ведущий в клеточную глотку, от которой отшнуровываются пищеварительные вакуоли. Они движутся к постоянному месту удаления остатков непереваренной пищи (порошице). Размножение бесполое (поперечное деление) и половое (конъюгация).

Значение Простейших

Значение простейших:

  • источник питания для обитателей водоёма
  • обогащение водоёма кислородом
  • образование раковинными простейшими осадочных пород
  • участие в почвообразовании
  • улучшение переваривания пищи у животных
  • индикатор чистоты водоёма
  • паразиты, вызывающие опасные заболевания (дизентерийная амёба паразитирует в толстом кишечнике, лямблии — в тонком кишечнике и жёлчных протоках, малярийный паразит вызывает малярию)

простейшие таблица

Читайте также: