Математическая грамотность 1 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Тип урока : комбинированный урок

Интеграция с ИКТ

Цели урока: познакомить учащихся с приемом вычитания на основе соответствующего примера на сложение; отработать ранее изученные приемы сложения и вычитания; готовить к знакомству с составными задачами.

Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; обрабатывать информацию.

оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Оборудование : математика магнитная, веер цифр, копилка примеров, солнышки и тучки, презентация к уроку, мобильный класс.

9 - - , используя взаимосвязь сложения и вычитания и знание состава чисел; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств, решать задачи изученных видов; наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке; выполнять задания творческого и поискового характера; искать в объекте требуемое значение признака

( игра ТРИЗ ); контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа на компьютере.

Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Все ль на месте, все ль в порядке?

Ноутбуки и тетрадки.

Будем думать и считать,

И внимательно решать!

Внимание. Когда все твои мысли направлены на что-нибудь очень важное. Внимательные люди больше других замечают – могут даже иголку в стоге сена найти.

Формирование регулятивных УУД. Уровень произвольного внимания.

II. Каллиграфическая минутка. Работа у доски ( 2 ученика пишут маркерами состав чисел 8 и 9) Кияк Карина и Никита Вершинин.

У этой цифры 2 кольца

Без начала и конца. ( С. Маршак). Это (хором ) цифра 8.

Отгадайте – ка, ребятки,

Что за цифра – акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на 3 меньше станет. ( девятка)

-Пропишите цифры. Помним о правильной посадке при письме. ( на доске)

Какие числа составят 2 цифры 8? А 2 цифры 9?

Проверим состав этих чисел. Откроем стр. учебника 32. Сверьте домики в учебнике с работой на доске. Прочитайте, чему будем учиться сегодня на уроке.

Покажите солнышко или тучку, если у ребят есть ошибки.

-Какое сейчас время года?

-Дерево с белой корой.

-На какой свет светофора не переходят улицу?

-К 5 прибавить 2.

Что значит уменьшить? Увеличить? Задание на слайде. Я показываю. а вы говорите пример и ответ.

-К какому числу надо прибавить 3, чтобы получилось 10?

-Кто первый тянул репку? (дедка)

-Шесть коробочек Андрей

Смастерил сестре своей.

Три коробочки сломалось.

Ну, а сколько их осталось? (3)

-На тарелочке семь слив,

Вид их очень уж красив,

Съел четыре сливы Павел

Сколько мальчик слив оставил? (3)

- В автобусе едут 5 мальчиков, а девочек на 2 больше. Сколько девочек едет в автобусе? - У Славы было 2 новых марки и 8 марок старых. Сколько всего марок было у Славы?

- Веревку разрезали на 3 части. Сколько сделано разрезов? (2) ( показ на доске).

- Молодцы! Показали на пальчиках число пересадок. Вернулись на свои места.

III. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Показ веером цифр.

2. Сколько останется , если:

из 8 вычесть 1? (7)

из 8 вычесть 3? (5)

3. Какое число получится , если:

9 уменьшить на 2?

9 уменьшить на 3?

IV. Изучение нового материала.

1. Знакомство с приемами вычитания на основе примера на сложение.

На д о с к е записаны разности:

– Что хотите сказать?

– Какие примеры на сложение помогут решить данные выражения?

( 8 = 2 + 6 8 = 3 + 5 8 = 7 + 1

9= 3 + 6 9 = 2 + 7 9 = 1 + 8 )

(по цепочке дети выходят и пишут на икт ответы маркером)

Учащиеся выполняют устно с комментированием компонентов задание 1 (с. 32 учебника, часть 2).

Посмотрите на примеры 4 столбика. На сколько увеличивается вычитаемое? А слагаемое?

Составьте по этой закономерности следующий пример.

10-5+4=9 Верно, молодцы.

Что нужно знать, чтобы выполнить вычитание из чисел 8,9?

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

На два счета поднялись,

На четыре – руки вниз. ( проводит Алиса)

V. Работа над задачами.

Какие части задачи вы знаете?

В одной книге 6 сказок, а в другой на сколько то отличается. Сколько сказок в другой книге? ( даю подсказку - если в ней их 4) Назовите решение.

Разбирается задача 2 из задания 3 (с. 32 учебника, часть 2).

Учитель читает текст из задания 2.

– Каким действием следует решать задачу? ( сложением)

– Почему? ( так как находим целое, всего)

– Запишите решение задачи. (6+4=10 (с.).)

– Ответьте на поставленный вопрос. (10 сказок в двух книгах.)

Получилась цепочка задач. С помощью первой задачи, мы решили вторую, подставив в условие 2 задачи, какое число? (4). Сколько задач спряталось в цепочке?

Выполняя задание 3, дети составляют задачи, опираясь на рисунки, затем решают задачи, предварительно выделив в них условие, вопрос, данные и искомое числа, составив схемы и аргументировав выбор знака действия.

(Наглядное оформление : математика магнитная)

VII. Работа над развитием мышления учащихся.

Возьмите карточки с примерами. Каждый из вас играет роль примера на карточке.

Мои друзья – все примеры с ответом 4. Идите, ко мне мои друзья. Докажите, что вы мои друзья. Что для этого надо сделать?

Мои друзья - примеры с уменьшаемым 8, 9. Покажите карточки.

VIII. Итог урока.

– Чему научил вас сегодняшний урок? (с. 32 цель урока)

- вычитать различные числа из 8,9.

– На уроке мне понравилось…?

Покажите солнышки, если у вас все получилось. И тучки, если, еще нужно закрепить эту тему.

Урок, окончен. Мы – молодцы!

Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко. Поурочные разработки по математике к УМК М. И. Моро и др

Г. П. Попова, В. И. Усачева. Занимательная математика.

Электронное приложение к учебнику М.И. Моро, С.В. Волковой, С.В. Степановой.

Математика. 1 класс.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по математике (1 класс)

Тема: Решение задач

Цель: формирование функциональной грамотности школьников с помощью умения решать задачи.

-Содействовать развитию умений выделять в задаче условие, вопрос, выбирать ход решения, формулировать ответ.

-Учить выделять главное, осуществлять самоконтроль и взаимопроверку.

-Развивать внимание, память, усидчивость.

Используемые технические средства обучения: карточки.

I. Организационный

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте готовность вашего рабочего места.

- Мы друг друга понимаем?

- Хорошо всегда считаем?

- Мы хороший дружный класс?

- Все получится у нас?

Приветствуют учителя, садятся на свои места. Проверяют готовность (убрано все лишнее со стола на перемене) на столах: учебник, тетрадь, пенал.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

- Ребята, приготовьтесь внимательно сейчас меня слушать и давайте с вами решим примеры. Тогда вы узнаете ключевое слово, которое и будет темой нашего урока. Попробуем расшифровать слово.

К доске пойдет ученик .Он будет записывать ответы.

Примеры для устного счета:

3+5 = 8 (з) 10-5 = 5 (а)

9-2 = 7 (а) 7-4 = 3 (ч)

- Расположите ответы в порядке убывания и получите тему урока.

Чему же посвятим наш урок? (Задачам)

-Как вы думаете, мы уже научились с вами решать задачи или нужно закрепить эти наши умения? (составлять и решать задачи). Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? - Правильно мы будем отрабатывать навыки.

– Мы приведём в систему наши знания о задачах, вспомним виды задач, которые изучили и способы их решения.

- Чем будем заниматься сегодня на уроке математики? Какова цель урока?

III. Актуализация знаний

- Кто помнит, из каких частей состоит задача?

- Выберите только те карточки, на которых описана задача.

-Предлагает ученикам прокомментировать все карточки.

- условие, вопрос, решение, ответ. Хорошо читающие ученики читают вслух карточки с задачами по очереди.

IV. Первичное закрепление

Задача из карточки номер 2: На грядке выросло 3 морковки, а через неделю еще 6 морковок. Сколько морковок выросло на грядке?

Предлагает …… выйти к доске. Хорошо читающий ученик читает текст задачи (. )

Остальные записывают решение в тетради.

-О чем говорится в задаче?

- Что нам известно?

- То, что нам известно, как называется?

- Каким цветом мы подчеркиваем условие задачи?

Предлагаю подчеркнуть условие зеленым маркером.

- Что надо узнать?

- Как это называется и каким цветом подчеркнем?

- Как узнать, сколько всего морковок выросло на грядке?

Предлагаю записать решение задачи и ответ.

Физминутка 2 мин.

Задача из карточки под номером 4 напечатана на индивидуальных карточках:

Мама купила в магазине яблоки. Катя пересчитала. Оказалось, что яблок 7. Мама испекла шарлотку и израсходовала 1 яблоко. Сколько яблок осталось?

Предлагает каждому в своей карточке подчеркнуть условие и вопрос соответствующими цветами, в тетради записать решение задачи, ответ.

Предлагает выполнить взаимопроверку – обменяться тетрадями с соседом по парте.

Оценить работу по критериям, используя шкалы:

правильность решения, правильность записи.

- В задаче говорится о том, что на грядке выросли морковки.

- Нам известно, что сначала выросло 3 морковки, а потом еще 6 морковок.

- Условие мы подчеркиваем зеленым цветом.

- Надо узнать, сколько всего морковок выросло на грядке.

- Нужно к 3 прибавить 6, получим 9 морковок.

Записывает решение и ответ в соответствии с требованиями учителя:

Ответ: 9 морковок.

Подчеркивают условие и вопрос каждый на карточке.

Записывают решение и ответ в тетради:

V.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Составить задачу по картинке и решить в тетради.

Изображение кролика с 5 морковками и белочки с 4 морковками. Знак вопроса.

Предлагает посоветоваться в паре, придумать задачу, записать решение и ответ в тетради.

Ответ: 9 морковок.

Совещаются в парах, придумывая задачу по сюжетной картинке.

Записывают решение задачи и ответ каждый в своей тетради.

1 ученик выходит к доске. Читает задачу, подчеркивает условие и вопрос соответствующими цветами. Объясняет, записывает решение и ответ.

Используя таблицу, запиши, сколько всего детей занимается плаванием?

Решение:_____________________

Ответ:____________

VI. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Ребята, чем мы занимались сегодня на уроке?

- что делали нового?

1.веселого (надпись: настроение хорошее, решать задачи легко!)

2.задумчивого (надпись: настроение хорошее, но надо еще поработать над задачами.)

3. печального (надпись: мне грустно, потому что было трудно).

Читает вслух надпись и показывает на солнышко. Предлагает поднять руки.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 037 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.02.2022 270
  • DOCX 18.9 кбайт
  • 20 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Репина Лейла Назим Кызы. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторения и закрепления знаний. В уроке использованы элементы современных педагогических тежнологий: игровая (урок построен в форме путешествия по зимнему парку), личностно-ориентированная, здоровьесберегающая (смена видов деятельности: физминутка, пальчиковая гимнастика), ИКТ ( использование слайдов презентации). на данном уроке прослеживаются межпредметные связи с чтением, музыкой и окружающим миром.

РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор МОУ «Средняя

учителей начальной школы __________Стадник Т.В. общеобразовательная

Муниципальное общеобразовательное учреждение

открытого урока по математике для 1 класса

Николаева Марина Викторовна,

учитель начальных классов

Тема урока: повторение и закрепление изученного материала

Тип урока: урок закрепления знаний

В уроке использованы элементы современных педагогических технологий

- игровая (урок построен в форме игры – путешествия;

- личностно – ориентированная - проблемное обучение (частично – поисковый);

- здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ. минутка, пальчиковая гимнастика);

- ИКТ использование слайдов презентации.

На данном уроке прослеживаются межпредметные связи с чтением, музыкой, окружающим миром

Принципы: наглядность, доступность, систематичность и последовательность

Ресурсы: Презентация, снеговик с кормушкой для птиц, картинки птиц, светофорчики (для оценивания), пазлы (кормушки для птиц).

Тема: повторение и закрепление изученного материала

Цель: обобщить знание нумерации чисел в пределах 10, состава чисел в пределах 10, закрепить вычислительные навыки с числами первого десятка, составлять решение простых задач, выделять признаки фигур (цвет, форма, размер).

Предметные: считать различные предметы, группы предметов; читать, записывать, сравнивать цифры первого десятка; понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание; выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10); решать задачи (в 1 действие); выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи; составлять задачу по рисунку; распознавать, называть геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник); находить сходство и различие геометрических фигур; определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.

Личностные действия: начальные представления о целостности окружающего мира; проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика; осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; Регулятивные действия: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи; принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; осознавать результат учебных действий; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Познавательные действия: проводить сравнение объектов с целью выделения их различий; различать существенные и несущественные признаки; определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания; иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: геометрическая фигура; находить и читать информацию, представленную разными способами; выделять из рисунка информацию, составлять по ней задачи с разными вопросами и решать их;

Коммуникативные действия: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь высказывать своё мнение; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Сегодня мы отправимся в математическое путешествие. А вот куда именно, вы узнаете позже.(1 слайд).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомление педагогов с опытом работы по формированию и оценке математической грамотности младших школьников.

План проведения мастер-класса.

2. Практическая часть

3.Подведение итогов работы.

Ход проведения мастер-класса:

Развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире, человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными

качествами, ключевыми компетенциями.

Содержание функциональной грамотности: грамотность в чтении и письме, в естественных науках, математическая, компьютерная, в вопросах семейной жизни, в вопросах здоровья, юридическая.

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
- понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни;

- потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях;

- способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать;

Наша задача сегодня через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной математической грамотности.

Ориентиром для нас является стандарт начального общего образования. В нем отмечено:

«Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

-использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценке их количественных и пространственных отношений;

Результаты обучения, отражающие отдельные позиции математической грамотности, могут быть конкретизированы, например:

• узнавание, называние (чтение), запись многозначного числа (в пределах миллиона);

• сравнение двух чисел (в пределах миллиона);

• ориентация в изученных величинах: единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час и др.);

• соотнесение (знание соотношения) между единицами измерения однородных величин (1 тонна = 1000 кг, 1 минута = 60 секунд и др.)…

Результаты обучения, отражающие отдельные позиции математической грамотности, могут быть более конкретизированы, например:

• выполнение письменных вычислений, связанных с бытовыми жизненными ситуациями, на основе изученных алгоритмов (сложение/вычитание многозначных чисел, умножение/деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);

• выполнение (устно) арифметических действий над числами в пределах сотни и с бόльшими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;

• использование свойств арифметических действий для выполнения устных вычислений, необходимых в практической деятельности и повседневной жизни;

• решение текстовых задач в 1-2 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)

Международные оценочные исследования функциональной грамотности: PISA, TIMSS, PIRLS

ЦЕЛЬ: оценивание не только степени усвоения учебного материала, но и способности использовать полученные навыки и знания для решения самых разных жизненных задач, то есть функциональной грамотности учащихся.

Проверяются три вида функциональной грамотности:

-ЧИТАТЕЛЬСКАЯ Способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества;

-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ способность определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

-ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНАЯ Способность использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут, исследованы и решены с помощью научных методов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

TIMSS — как в начальной и средней школе знают математику и естественные науки

Что проверяют. Основная цель исследования — сравнить между собой качество математического и естественнонаучного образования в начальной и средней школе.

Когда проходит. Каждые четыре года. Такая схема позволяет отслеживать, какие изменения происходят в образовании при переходе из начальной в основную школу и как они влияют на качество образования.

Как в TIMSS показывают себя школьники из России. Результаты у российских школьников достаточно высокие. В последнем исследовании 2015 года ученики 4-х классов заняли 7-е место по математике.

Задание для 4-х классов по математике:


Математическая функциональная грамотность – это комплекс трех компонентов:

-ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний;

-школьник способен устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы;

-ученик владеет математическим языком, применяет его, чтобы решить математические задачи, построить математические суждения, работать с математическими фактами.

Первый компонент

Примеры заданий, чтобы сформировать первый компонент математической функциональной грамотности

1. Сколько сдачи ты получишь с каждой покупки, если у тебя купюра 50 руб.,а ты купишь: один йогурт (32 руб. )? одно мороженое (26 руб. )?

2. Дима заметил, что упаковка сока стоила 36 руб. Через некоторое время его цену снизили на 8 руб. По какой цене стали продавать сок?

4.Москва – Владивосток – это самый протяженный железнодорожный пассажирский маршрут в мире. За 144 часа вы преодолеваете путь длиной в 9288 км. Выполни деление с остатком: вычисли скорость движения поезда по этому маршруту.

5.Определи время по часам. Запиши результаты по образцу.

13 ч 00 мин

Использование таких задач расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности.

Второй компонент

Чтобы его сформировать, давайте детям на уроках задания: сравнить предметы (фигуры) по их форме и размерам, сравнить числа; упорядочить данное множество чисел, сравнить разные способы вычисления, выбрать наиболее удобный; проанализировать структуру числового выражения, чтобы определить порядок выполнения арифметических действий.

Попросите учеников сравнить значения однородных величин (длина, площадь, периметр, масса, время, скорость, цена, стоимость), упорядочить заданные значения величин; установить зависимости между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач; моделировать зависимости, которые содержатся в тексте задачи; сравнить и обобщить информацию, которая представлена в таблицах, на диаграммах; перевести информацию из текстовой формы в табличную.

Чтобы успешно выполнить задания, у детей должны быть сформированы читательская грамотность и смысловое чтение текстов: информационно-содержательного, инструктивного, справочного, текста-обращения, текстовой задачи.

Примеры заданий, чтобы сформировать второй компонент математической функциональной грамотности.

2. Компонент.





Третий компонент

Чтобы сформировать третий компонент математической функциональной грамотности, применяйте задания: понять и применить математическую символику и терминологию, построить математические суждения (рассуждения). Полезно побуждать детей высказываться в ситуациях спора, дискуссии, которые вызваны противоречием.

В детский сад привезли 20 кг яблок и 8 пакетов винограда. На сколько килограммов больше привезли яблок, чем винограда? Учитель предлагает ответить на вопросы: Кто готов выполнить задание и знает, что получит правильный результат? Можно ли решить эту задачу? Почему нет? да? Все ли условия есть для ее решения? Что нам необходимо, чтобы получить требуемый результат?

3 .Комплекс заданий способствующих развитию

математической грамотности обучающихся.

Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями:

2) Прочитайте словесные формулировки числовых выражений. Запишите их с помощью цифр и знаков действий и найдите их значения.

К четырём прибавить два, а затем из суммы вычесть два.

К девяти прибавить один, а затем из суммы вычесть один.

Из семи вычесть четыре, а затем к разности прибавить четыре.

Из шести вычесть три, а затем к разности прибавить шесть.

Из одиннадцати вычесть девять.

Сумма чисел восьми и семи.

Первое слагаемое двенадцать второе слагаемое восемь.

Число пять увеличить на шесть.

Число шестнадцать уменьшить на семь.

Четыре увеличить на девять.

Двенадцать больше трёх на девять;

с восьми часов утра до пятнадцати часов того же дня прошло шесть часов;

сумма семи и восьми равна шестнадцать;

шестнадцать меньше семи.

5. На знание математических терминов, использовали следующий игровой момент:

1. Учитель или ученик называет часть слова (слага. ) и бросает мяч. Другой ученик должен поймать мяч и дополнить слово (. емое).

6. Противоположные слова

Назвать слова, противоположные по значению.

Ученикам предлагался комплект слов, в которых буквы перепутаны местами. Нужно восстановить типичный порядок слов.

8.На правильное применение математических терминов предлагались задания:

Озаглавьте каждый столбец


18

100



1. Линия, которую невозможно свернуть? (прямая)

2. Оценка плохого ученика? (два)

3. Часть прямой, но не луч. (отрезок)

4. Ребус: в букве О число 7. (восемь)

5. Единица измерения длины, равная 100 см (метр)

6. Прямоугольник, у которого все стороны равны. (квадрат)

7. В треугольнике их 3. (углы)

8. Инструмент школьника для измерения длины. (линейка)

9. Форма Солнца, часов …. (круг)

10. Результат сложения. (сумма)

Работая над математической грамотностью детей приходится задумываться о том, как и в какой форме донести до наших детей учебный материал.

Этот вопрос волнует не только меня, но и всех учителей начальных классов. Абсолютного и окончательного ответа на этот вопрос мы, наверное, не получим никогда, но это вовсе не означает, что поиски следует прекратить.

Практическая работа.

Отгадайте, пожалуйста, загадку:

Все мы там бываем.

Всё, что нужно покупаем.

Там есть множество витрин,

- Правильно. Сегодня мы с вами пойдем в магазин.

- С какой целью мы идём в магазин?

- Всякий раз, когда у вас возникает необходимость что-либо купить, что нужно иметь при себе?

Задания для групп. Время – 5 мин.

Играйте в группах по 4 человека. Запишите в таблицу свои имена. Каждый игрок выполняет свое действие. Выполняйте вычисления по порядку. Право следующего хода переходит к игроку по направлению стрелок. Записывайте результаты вычислений в таблицу. Проверяйте ответы друг друга. Один раунд игры завершается, когда каждый игрок делает по одному ходу. Итог одного раунда игры является началом следующего раунда.

Читайте также: