Для чего нужны суффиксы 3 класс родной язык конспект

Обновлено: 16.05.2024

Оборудование: опорные рисунки схемы на состав слова, рисунки-домики с суффиксами, предметные картинки, орфографические словари, атлас растений.

I. Оргмомент.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

II. Мобилизующий этап.

- Прежде, чем приступать к работе на уроке, давайте вспомним 5 “золотых” правил грамматики.

Дети сообщают правила.

III. Минутка чистописания.

Бумага гиря ряд

- Прочитайте написанные на доске слова.

Определите букву, которую мы будем писать. Она обозначает звонкий парный мягкий согласный звук. Какая это буква? В корне, какого слова она находится?

п./о Мы будем писать букву г. В корне слова гиря она обозначает звонкий парный мягкий согласный звук.

Определите порядок следования букв в данной строчке. Продолжите данную цепочку в определенной последовательности.

III. Словарно-орфографическая работа.

- Слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если найдете прямоугольник с его первой буквой и установите последовательность соединения остальных букв искомого слова.

- Какое слово вы прочитали? Каким образом вы его нашли?
- Что такое малина? /это ягоды/
- Верно, но малиной называют не только ягоды. Вспомните, как они растут?
- Скажите полностью, что такое малина?

п/о Малина – это сладкие красные ягоды и кустарник, на котором они растут.

- По поводу происхождения названия этой ягоды существуют две точки зрения. Одни считают, что название связано с цветом. Другие обращают внимание на ее форму. Ягодка малины состоит из маленьких частей, как бы сцепленных между собой. Видимо, слова: маленький, малый определяет название ягоды.

- Найдите слово малина в орфографическом словаре. Вспомним “секрет” словаря. (все буквы в словаре располагаются по алфавиту)
- Напишите его, поставьте ударение. Что можете сказать о его правописании?
- Какое слово из моего рассказа о названии малины поможет ее запомнить? (маленький)

Малuна – мaлый = “состоящий из маленьких частей”

IV. Работа с фразеологизмами.

Прочитайте фразы, написанные на доске.

Не жизнь, а малина; малиновый звон.

Что они обозначают? Образование новых слов.

V. Как можно назвать маленькую ягоду малины? (малинка).

- Как называются участок земли, где растут кусты малины? (малинник).
- Запишите эти слова. Выделите известные составные части.
- Какие части слова вы знаете? (опора на схему).

Что такое суффикс? Для чего он служит?

- Докажите, что это однокоренные слова.
- При помощи какой части слова образовали однокоренное слово?
- Сформулируйте тему и цель урока.

Сегодня на уроке мы будем повторять, что мы знаем о суффиксе и образовывать слова с помощью суффикса.

VI. Работа по теме урока.

- Суффиксов в русском языке много. Каждый из суффиксов обладает волшебной силой. Вот здесь под крышей первого домика живут суффиксы, которые придают словам увеличительное значение. Прочитайте эти суффиксы. (-ин, -ищ-).Стоит им дотронуться до предметов и явлений, как они становятся большими и могущественными, и мы их называем не дом, а домище, не ветер, а ветрище.

А под крышей этого домика живут суффиксы, которые вносят в слово уменьшительно-ласкательное значение. Прочитайте эти суффиксы. (- к; -ик-, -инк-, -ок-, очк, ошк, -ушк -, -онк-, чик)

Коснутся эти суффиксы предметов и явлений, и предметы станут поменьше, а характером добрее и ласковее. Давайте подберем эти слова.

2. Запись слов с данными суффиксами.

VII. Физкультминутка.

На доске написаны слова:

гора – горка
поле – полюшко
внук – внучек
город – городок
сом – сомище

- Если я покажу на слово, в котором нет суффикса, вы хлопаете в ладоши над головой. Если в слове есть суффикс - хлопаете перед собой.
- Назовите суффиксы из этих слов, которые вы запомнили.

VIII. Прочитайте.

Исключите лишние слова. Выделите суффиксы. Ответ обоснуйте.

Рыбка, дубок, горка, норка, хвостище, глазоньки, усище, когтище.

IX. Дифференцированное задание по трем уровням (работа по карточкам).

1 уровень. Базовый.

Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.

Столбик, грибок, огонек, садик, уголек, листок, стебелек, голосок, топорик, холодок, денек, мостик, шарфик, колосок, котик, городок, конек, пенек.

Определите значение выделенных в словах суффиксов.

2 уровень. Повышенной сложности.

От каждого слова образуйте новое с помощью одного, из данных суффиксов.

Суффиксы: -ник,-ышк,-ик, -очк, -н, -ечк.-ок, -ек,-ек, -еньк.-к, -ушк, -ист, -ов, -ин, -чик, -ищ.
Слова: звезда, еж, путь, слово, мед, зима, окунь, замок, белый, игра, рябина, журавль, жара, береза, груз, баян.

Образованные слова напишите. Выделите в них суффиксы. Какие суффиксы вы запомнили?

3 уровень. Творческий.

Выберите из слов каждого столбика ту его часть, которая указана в таблице, и образуйте новые слова.

2. Учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.

ВложениеРазмер
Конспект урока 42 КБ
Презентация 805.8 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся по цепочке читают слова, называют суффиксы.)

- Что такое суффикс? Для чего он служит?

- Что такое приставка? Для чего она служит?

III. Актуализация знаний

1. Фронтальная работа

- Подберите к прилагательным однокоренные существительные и запишите их. Выделите в словах суффиксы.

Толстый, болтливый сильный, храбрый, дикий.

- Как найти в слове суффикс?

2. Словарный диктант

Обед, ужин, столица, компьютер, петрушка, овощи, горох, огурец, помидор, огород, вторник, трактор.

IV. Самоопределение к деятельности

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-

Суффиксы - ик-, -ишк-, -ищ - жили за корнем, как и все остальные суффиксы, - ик - был очень ласковый, - ишк - обо всех говорил с насмешкой. - ищ - был очень маленький, и ему всё казалось большим.

Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова.

Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.

В это время суффикс - щик - рядом с ними образовывал слово бетонщик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс - щик -, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы - ик-, -ишк-, -ищ-, -щик - были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.

Дома их всех ждал вкусный торт.

- Тортик! - закричал - ик -.

- Тортишко, усмехнулся -иш к -,

- Тортище, - сказал - ищ -.

- Тортильщик, - сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.

- Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Наблюдения над ролью суффиксов в словах

Лисица, лисичка, лисонька, лиса.

- Что общего у этих слов? Чем они отличаются?

- Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? ( Суффикс .)

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом - домик - домишко - домина; брат - браток - братец - братишка. Одни звучат ласково, другие - пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других - отрицательная (деваха, старикан, старикашка).

Суффиксы - ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь - всегда говорят о мужском роде.

Суффиксы - ость-, -изн-, -от - указывают на принадлежность слова к женскому роду.

Суффиксы - арь-, -ист-, -щик - указывают на профессию, - ищ - - суффикс места.

Суффиксы - ик - (голубика, черника, клубника), - ин - (баранина, свинина, телятина).

Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать.

2. Работа по учебнику

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

- Какое значение словам придают эти суффиксы?

3. Анализ смысловых значений суффиксов

- Выясним, с помощью какой части слова передаётся в речи ласковое отношение.

(Учитель записывает слова на доске, а учащиеся - в тетрадях.)

Братец, сестрица, Алёнушка, Иванушка.

- С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Выделите их.

- Запишите ещё три слова с суффиксом -ушк-.

4. Работа по учебнику

- Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.

- Прочитайте суффиксы в рамочке.

- Найдите данные суффиксы в словах.

- Какое значение придают словам данные суффиксы? ( Обозначают слова-названия людей по роду их занятий .)

- Какого суффикса нет словах? (-тель- .)

- Назовите слова с таким суффиксом.

- Выполните письменные задания к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

- Найдите однокоренные слова. Назовите слово, от которого образовались слова каждой группы.

- Выполните письменные задания к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)

- Назовите суффиксы, которые образуют слова-названия детёнышей.

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)

- Какое значение придают эти суффиксы словам?

- Прочитайте. Почему скороговорка имеет такое название?

- Объясните лексическое значение каждого слова.

- С помощью каких суффиксов образованы эти слова?

- Выполните письменные задания к упражнению.

- Какие слова употребил автор с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Почему?

- А кто помнит мораль басни? Расскажите.

- Выполните письменные задания к упражнению.

- Назовите имена существительные и суффиксы, с помощью которых они образованы.

- Назовите глаголы и приставки, с помощью которых они образованы.

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

- Назовите слова с непроверяемыми орфограммами.

- Прочитайте предложения, которые вы составили.

1. Упражнение в образовании слов с помощью суффиксов

- От данных слов образуйте новые слова с помощью суффикса -тель- и запишите их. Суффикс выделите.

Учить, читать, строить, водить, воспитывать.

- Чем сходны по смыслу эти слова? (Обозначают слова-названия людей по роду их занятий.)

- Какую часть слова вы использовали, чтобы образовать новые слова? ( Суффикс .)

-Как большой дом превратить в маленький? ( Добавить суффикс -ик- .)

- Можно ли рыбу превратить в человека? ( Можно, добавив суффикс -ак- .)

- Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? ( Суффикс -ист- .)

- Кате значения могут придавать суффиксы словам? Приведите примеры.

- Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

- Что общего между суффиксом и приставкой?

Жил-был суффикс - ёр -. Работал он в театре и был мастером на все руки, несколько профессий имел.

Когда - ёр - надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра.

И актёр из него превосходный получился, и гримёр. Нужен суфлёр — зовут суффикс - ёр -, дублёр понадобился — а - ёр - уже тут как тут.

Был он и билетёром, да только пропускал в театр всех детей. Хотели его больше на место билетёра не пускать, но куда там: какой же билетёр без суффикса - ёр -?

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок русского языка 12 ноября 2013 года 1

Толстый, болтливый сильный, храбрый, дикий. Дв е на д цатое н о ября. 2

Толстый толстяк, болтливый болтун, сильный силач, храбрый храбрец, дикий дикарь. Дв е на д цатое н о ября. 3

..бед , уж.. н , ст..лица , к.. мпьют .. р , п.. трушка , ов ..щи , г.. рох , .. гурец , п..м.. дор , ..г..род , вторн ..к , тракт..р . Дв е на д цатое н о ября. 4

Суффикс – это маленькое слово. Суффикс - это часть слова. Дв е на д цатое н о ября. 5

Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении. Дв е на д цатое н о ября. 6

Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня. Дв е на д цатое н о ября. 7

Дв е на д цатое н о ября. 8

Уважайте мнение друг друга. Говорите по очереди. Не согласен – предлагай! Дв е на д цатое н о ября. 9

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку русского языка 4 класс "Времена глаголов"

Конспект урока содержит много интересных и развивающих упражнений для данной темы. Они способствуют быстрому восприятию нового материала и закреплению изученного.


презентация к уроку русского языка "Суффикс. Образование новых слов"

презентация к уроку русского языка "Суффикс. Образование новых слов." 2 класс. УМК "Начальная школа 21 век".

конспект и презентация к уроку русского языка 3 класс "сложные слова"

конспект урока и презентация к уроку русского языка в 3 классе "Сложные слова"Цель: обобщить и систематизировать знания о сложных словах.Задачи: Обучающие: повторение значимых частей слова.


Презентация к уроку русского языка "Суффиксы -ик, -ек"

Урок - путешествие с героями советских мультфильмов.


Конспект и презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Образование имён прилагательных".

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Образование прилагательных". Цели: Образовательные:- познакомить с образованием имён прилагательных от основ имён существительных;- .



Знать, что такое суффикс, находить суффикс в слове, приводить примеры слов с разными суффиксами, объяснять смысл суффиксов, различать суффиксы с различным смысловым значением.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Суффикс, корень, образование слов.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

  • находить суффиксы,
  • различать суффиксы с разным смысловым значением;
  • объяснять, на что указывает тот или иной суффикс.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим рисунки. Люди каких профессий здесь изображены? Как образовались эти слова?

На этой иллюстрации изображены люди разных профессий. Рассмотрим, как образовались некоторые профессии:

  • архитектура – архитектор,
  • космос – космонавт;
  • двор – дворник;
  • строить – строитель и т.д.

В каждом из этих слов можно найти разную часть слова после корня, разные суффиксы, но все они указывают на принадлежность к определённой профессии.

На этом уроке

  • находить суффиксы,
  • различать суффиксы с разным смысловым значением;
  • объяснять, на что указывает тот или иной суффикс.

Вспомним, суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, лес – лесок, лесной, лесник, лесистый.

Суффиксы могут много рассказать нам о слове. По суффиксам можно определить часть речи.

Суффиксы –тель- , -ик-, -ник-,-чик-, -арь- могут иметь только существительные (учитель, печник, аптекарь).

Суффиксы – лив-, -ск -, -и-, -чив- могут иметь только прилагательные (дождливый, заманчивый).

Какое смысловое значение могут иметь суффиксы?

Суффиксы –ист-, -арь-, -чик-, -щик-, -ник- указывают на профессию людей, или на занимаемую должность (радист, связист, пекарь, вратарь, каменщик, барабанщик, бетонщик, печник).

Слова с суффиксами –ость- (-есть-, -от-, -изн- ) обозначают свойство, качество (нежность, белизна, голубизна, свежесть).

Слова с суффиксом –ищ- называют место: пожарище, убежище.

Суффикс –ство- указывает на совокупность лиц по какому-нибудь признаку: студенчество, учительство.

Слова, имеющие суффикс –ит-, обычно называют драгоценные камни: лазурит, александрит, селенит.

Есть суффиксы ягод – ик-: черника, голубика, земляника.

Суффикс –ин- обозначает мясо: баранина, свинина, говядина.

Суффиксы –ушк-, -ишк-, юшк-, -оньк-, -еньк- называют уменьшительно – ласкательными (Наденька, Витенька, зайчишка, волчишка).

Разбор заданий

Укажите наиболее полное и правильное определение суффикса.

  1. Суффикс – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
  2. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
  3. Суффикс – это значимая часть слова.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

На данном уроке были поставлены цели: Дальнейшее овладение родным языком на основе освоения значений суффиксов, развитие умений находить суффикс в слове, определять его значение и роль в слове.

Они полностью соотносятся с содержанием, структурой и выбранной образовательной технологией проблемного диалога. Была создана проблемная ситуация (Работа в парах. Нахождение суффикса в словах РОЗОЧКА и БАБОЧКА. Задание было одно, а разные варианты. Почему?).

Поиск решения проблемы и открытие новых знаний; применение знаний и развитие умений. Система заданий, которые реализуют принцип минимакса (разноуровневые задания) – учитывались возрастные особенности детей и класса в целом.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: Актуализировать знания обучающихся о роли суффиксов в нашей речи; развивать умения разбирать слова по составу. Организовать деятельность по формированию умения находить суффикс и определять его значение.

Задачи:

  • вывести алгоритм нахождения суффикса в слове;
  • систематизировать знания детей о суффиксе, как части слова, его основных признаках: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; значениях суффиксов;
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе.
  1. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  2. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  3. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
  4. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Находить в словах суффикс.
  • Различать суффикс как часть слова, образующую новые слова.
  • Определять значение суффикса.

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
  • Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Цель, задачи, планируемые результаты этапа

1. Самоопределение деятельности.

Проговаривают девиз урока:

Каждая проблема имеет решение.

Единственная трудность его найти.

Цели: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Задачи: создать рабочую атмосферу, положительный эмоциональный настрой на работу.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Создание проблемной ситуации (с затруднением)

4. Открытие новых знаний.

– Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие по городу, где живут части слова.

Давайте вспомним, у каких частей слова мы побывали в гостях?

– Отгадайте загадку и узнаете, к кому в гости мы отправимся сегодня.

После корня он стоит

Перед окончанием

Его я, если заменю,

Другое слово получу.

Обозначаю уголком

– Сформулируйте тему урока.

Тема: Суффикс и его роль в слове

Работа в парах на нахождение суффикса в словах розочка и бабочка. Выслушиваются все мнения учащихся.

  • Задание было одно?
  • Как вы его выполнили?
  • Почему получились разные варианты?
  • Что мы не знаем? Не знаем как находить суффикс в словах.

Организует постановку цели урока детьми.

Какую цель вы поставите перед собой?

– Парная работа по выведению алгоритма нахождению суффикса в словах.

1. Прочитай слово.
2. Измени форму слова.
3. Найди и обозначь окончание.
4. Обозначь основу слова.
5. Подбери однокоренные (родственные) слова.
6. Найди и обозначь корень.
7. Найди и обозначь суффикс (часть слова между корнем и окончанием).

Разбор слов розочка и бабочка по данному алгоритму.

Какое значение имеют суффиксы –очк– ? –к–? Что мы ещё не знаем?

Суффиксы имеют значение.

Работа в группах.

Наблюдают над значением суффиксов.

Создают таблицу значений суффиксов.

1 группа. Задание. Образуйте новые слова с помощью суффиксов: – тель– , – ник– , ист–

строи __ плот __ арт __
учи __ двор __ машин ___

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

– Данные суффиксы указывают на род занятий или профессию человека.

2 группа. Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов – очк– , – ечк– , – оньк– , – еньк– .

Женя – Женечка Миша – Мишенька
Аня – … Алёша – …
Света – … Федя – …
Дима – … Люба – …

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы. Имена звучат ласково.

– С какими новыми суффиксами познакомились, выполняя эти задания.

3 группа. Превращает слова в названия маленьких предметов.

Кот – котик дом – … глаз – … пёс – …
Нос– … хвост – … мёд – … день – …

– С помощью каких суффиксов образовали новые слова?

– Какой оттенок вносят эти суффиксы в значение новых слов? Превращает слова в маленькие предметы.

4 группа. Превратите слова кот, слон, дом, хвост в очень большие предметы.

– С помощью какого суффикса образовали новые слова?

– Какой смысл вносит этот суффикс в значение нового слова? Увеличивает предметы.

5 группа. Образуйте отчества от следующих имён и выделите суффиксы:– евич– , – ович– , – ич– , – ичн– , – евн– , – овн–

Андрей – Андре евич , Андре евн а.
Роман –
Кузьма –
Александр –

Самопроверка по эталону.

Цель: выявить уровень необходимых знаний учащихся.

Активизировать ранее полученные знания учащихся.

Цель: Создать проблемную ситуацию с затруднением.

Задачи:

– Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия.

– Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Планируемый результат: фиксировать затруднение. Отличать новое от уже известного (Познавательные УУД)

Цель: Фиксирование целей.

Задачи: поставить цели.

Планируемый результат: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Цель: организовать учащихся по исследованию проблемной ситуации.

– Вывести алгоритм нахождения суффиксов в словах.

– Провести наблюдение над значением суффиксов.

– Создать таблицу значений суффиксов.

Планируемые результаты:

  • уметь составлять план решения проблемы совместно с учителем;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
  • уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других;
  • на основании наблюдений делать умозаключения;
  • сотрудничать в совместном решении проблемы;
  • высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
  • уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться.

5. Развитие умений – применение знания.

1 уровень. Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом

Столик – гвоздик,
сынок – ____________ ,
диванчик – __________,
учитель – ___________ ,
маленький – _________ ,
осенний – ___________ ,
медвежонок – _________,
стульчик – ___________,
котище – ___________ ,
доброта – ___________ .

2 уровень. Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.

Выходной, лесник, дома, бежит, длинная, подберёзовик, снега, снежки, заморозки, ходит.

3 уровень. Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс.

  1. Сладенький, вкусненький, тортик.
  2. Бежала, смотрели, писала.
  3. Пленник, мостик, странник
  4. Каменщик, бурильщик, учитель.
  5. Берёзка, лопатка, палка.

Цели: Проверить уровень усвоения материала, использование полученных знаний в практической деятельности.

Задачи:

– организовать выполнение учащимися самостоятельной работы по выбору;

– организовать самопроверку по эталону, самоанализ и самооценку.

Задачи:

– Выбрать посильный уровень сложности самостоятельной работы и объем.

– Выполнить самостоятельную работу.

– Сравнить свою работу с эталоном.

6. Рефлексия

Дополнение предложений:

Сегодня на уроке:

1. Я узнал…
2. Я понял…
3. Мне понравилось…
4. Было трудно…
5. Для меня было открытием, что…
6. Могу порадоваться успехам…

Заполняют листы достижений:

  • Копилка моих достижений
  • Работа в паре
  • Моя работа
  • Работа в группе.

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Задачи:

– Ответить на вопросы, поставленные в начале урока – организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

– отметить эмоциональное состояние на уроке.

Планируемые результаты:

  1. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
  2. Рефлексия (Познавательные УУД)
  3. Уметь оценивать правильность выполнения действия. (Регулятивные УУД).
  4. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Приложение №1.

Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.

Столбик, грибок, огонёк, садик, уголёк, листок, стебелёк, голосок, топорик, холодок, денёк, мостик.

Прочитайте. Исключите из цепочек лишние слова. Обоснуйте. Суффиксы выделите:

  1. рыбка, дубок, горка, норка;
  2. тракторист, пианист, танкист, печник;
  3. полюшко, солнышко, шуточка, зёрнышко;
  4. хвостище, глазоньки, усище, когтище;
  5. шахтёр, барабанщик, лифтёр, боксёр;
  6. толстущий, хитрющий, горьковатый, кислющий.

От каждого слова образуйте новое с помощью одного из данных суффиксов.

Образец: ёж– ёжик

Суффиксы: – ник, – ушк, – ёк, – еньк, – к, – ок, – ов, – ик.

Путь, зима, мёд, окунь, белый, игра, берёза, журавль, рябина, мяч

Образованные слова запишите, выделите в них суффиксы.

Приложение №2

1 группа

Задание. Образуйте новые слова с помощью суффиксов: – тель– , – ник– , ист–

строи _____ плот ______ арт _______

учи ______ двор ______ машин ____

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

2 группа

Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов – очк– , – ечк– , – оньк– , – еньк–

Женя – Женечка Миша – Мишенька

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

3 группа

Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов – очк– , – ечк– , – оньк– , – еньк–

Женя – Женечка Миша – Мишенька

Аня – Анечка Алёша – Алёшенька

Света – Светочка Федя – Феденька

Дима – Димочка Люба – Любочка

4группа

Задание. Образуйте новые слова с помощью суффиксов: – тель– , – ник– , ист–

строитель плотник артист

учитель дворник машинист

  • Решетова Людмила Анатольевна
  • 13 октября 2016
  • 14295
  • 2

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии ( 2 )

Нагорная Мария 11.12.2016 в 19:34 +1

Уважаемая Людмила Анатольевна! Мне понравился Ваш урок. Отлично разработана технологическая карта, матерал разделён на уровни, задания распределены по подгруппам детей. Думаю, ученикам на таком уроке некогда было скучать: интересно, познавательно, насыщенно. Оценка 5!

Яковлева Надежда Ивановна 04.02.2017 в 08:31 +1

Уважаемая Людмила Анатольевна! Очень интересный, познавательный, насыщенный урок!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 4 города Данкова

Урок русского языка в 3 классе


познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове, образовывать с помощью суффиксов новые слова;

актуализировать знания о составе слова и роли морфем;

определять роль суффикса в слове;

обогащать и расширять словарный запас учащихся;

активизировать познавательную деятельность;

развивать внимание, зрительную память, логическое мышление на основе упражнений; учиться обобщать и делать выводы;

Планируемые результаты (предметные): познакомятся с новой значимой частью слова – суффиксом, научатся находить его в слове, наблюдать над ролью и значением суффикса в русском языке.

Познавательные УУД

Общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

понимать и преобразовывать информацию; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; обосновывать выбор собственного решения; подводить итог своей деятельности;

Формирование УУД (метапредметных):

регулятивные – определяют и формулируют цель; принимают и сохраняют учебную задачу,; организовывают и контролируют свою работу, в паре; оформляют свои мысли в устной и письменной форме; прогнозируют результат собственной деятельности; целеполагание и планирование своей деятельности; контролируют и оценивают свои действия ;

коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умеют слушать и вступать в диалог; умеют продуктивно взаимодействовать со сверстниками; умеют договариваться и приходить к общему мнению;

личностные – осознают свои возможности в учении;

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, тесты, таблица разбора слова по составу.

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Я хотела начать урок с приветствия, но оно рассыпалось. Помогите мне?

- Как вы понимаете эти слова?

Пусть сегодня для вас всех,
На урок придёт успех!
Я желаю вам удачи,
И успешности в придачу!

II. Элементы чистописания.

Вспомним правила посадки при письме.

Прочитать предложение, определить, что записано и объяснить смысл.

Мир освещается солнцем, а человек — знанием.

Определить букву, которую будут писать на минутке чистописания.

Показывает образец письма на доске: н Н Нн

-Сравните с образцами и оцените свою работу.

2.) 2 строка: находка, навесной, написать.

Кто скорее всех узнает,

что слова объединяет?

Их внимательно прочтите, что в них общего, найдите. Назовите слово, где букв больше, чем звуков.

Записать пословицу в тетрадь, подчеркнуть грамматическую основу, разобрать предложение по частям речи и охарактеризовать его.

III . Актуализация знаний . 1. Фронтальная работа

Что является значимой частью в слове?

Часть слова, известная всем. Не быть его может совсем, Оно может быть звуковое, А может быть и нулевое.

Меня в окошко обозначат. Для связи слова я служу. Какой смысл в каждом предложении, Я всем и сразу расскажу.(Окончание)

Я и часть, я и предлог. Без меня никто не смог. Я и слово, и добавка, Называюсь я… (приставка)

Часть я очень главная, В слове я живу. Без меня нет смысла Ни розе, ни ежу. (Корень)

Без окончания, часть слова. Называюсь я… (основа)

Слова объяснение Словарь зовет.

Если корень выделяем, Окончанье обведем. Наши действия — не вздор, По составу то. ( разбор)

2. Словарная работа. Отгадать загадки, записать отгадки, обозначить непроверяемые орфограммы. Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза)

Все в покое, замер ветер
И деревья все молчат.
Нет, не все еще - у этих
Листья тихо шелестят.

Очень густо он растет,
Незаметно он цветет,
А когда проходит лето,
Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, детки, зубки!

Стоит чудо-дерево,
На дереве – мячики:
Летом – зеленые,
Осенью – румяные.
( Яблоня)

Самопроверка: Береза, осина, рябина, орех, яблоня. IV. Самоопределение к деятельности.

Почему рябина названа именно так?

Прочитайте текст и дайте ответ.

Почему же рябина названа именно так?

Найти однокоренные слова в тексте.

Рябина, рябые, рябь, рябчики.

Цветения, соцветия, цветы.

Разобрать слова первой строки по составу: Рябина, рябые, рябь, рябчики.

Что заметили? ( В словах рябина, рябчики после корня и перед окончанием есть еще несколько букв)

Кто знает, как называется часть слова, которая стоит после корня перед окончанием?

После корня он стоит

Если я его сменю

Другое слово получу.

- О какой части слова мы будем сегодня говорить?

- Что вы хотите узнать о суффиксе?( Что такое суффикс?

Где находится суффикс? Для чего служит суффикс?)

- Какие задачи мы поставим на уроке? Постановка проблемы. Мы должны понять :

2.Формулировка правила: - Давайте попробуем сформулировать правило о суффиксе.

-Какая это часть слова ? ( Значимая, изменяющаяся)

После чего стоит? После корня.

Перед чем стоит? Перед окончанием.

Для чего служит? Для образования новых слов.

Полностью повторим все, что сейчас говорили о суффиксе.

Работа по учебнику. Откройте учебник на стр.46. Проверим, правильно ли мы сформулировали правило?

Верное правило получилось у нас?.

Работа в группах. Ответить на вопросы и создать эталон.

Ответьте на вопросы:

Что такое суффикс?

Где стоит суффикс?

Для чего он служит?

2). Сказка о суффиксах: -ик, -ишк, -ищ, -щик.
Жили-были суффиксы -ик, -ишк, -ищ. Жили они за корнем, как и все остальные суффиксы. -Ик был очень ласковый. -Ишк всегда говорил обо всех с насмешкой. –Ищ был очень маленьким, поэтому ему все казалось большим. Однажды они работали в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано – дом.
Домик - писал – Ик. Домище - писал –Ищ. Домишко написал – Ишк. Но тут они призадумались. На следующей строчке нужно было одним словом назвать человека, который работает с камнем. Тут они позвали на помощь суффикс –Щик, и тот написал слово Каменщик. Веселые и довольные они все вместе пошли домой. Дома их ждал вкусный торт.
- Тортик! – закричал –Ик.
- Тортишко, - промолвил – Ишк.
- Тортище – сказал - Ищ.
- Тортильщик, - произнес –Щик и все засмеялись, потому что это было неправильно.

Какую роль играют суффиксы в речи ? Какой оттенок вносит суффикс ИК в слова? Какой оттенок вносит суффикс ИЩ в слова? Какой оттенок вносит суффикс ИШК в слова?

3.) История о суффиксе – Чик.
Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твердостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были ключи, колокола, огурцы и так далее. Но вот появился суффикс – Чик. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же становились такими, как и он сам.
У суффикса– Чик была еще одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо огромного ключа получался маленький ключик. Даже большой зеленый огурец превращался в изящный огурчик. Прошли десятки лет и суффикс – Чик приобрел большой опыт. Он стал не только уменьшать слова, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня лет – Чик образовал слово летчик, из слова груз – грузчик. Сейчас суффикс – Чик уже не молодой. Но он по-прежнему хорошо работает и верно служит людям.
Что делает со значением слов суффикс ЧИК?

4.) История о суффиксе – Ёр.
Жил-был суффикс – Ёр, и работал он в театре. Был он мастер на все руки. Когда надевал черный фрак, то превращался в важного дирижера. Был он и ловким жонглером. Ему подчинялись мячи, гири, обручи. Благодаря прекрасной памяти он запоминал все роли в спектакле. И был то актером, то суфлером. А когда он вставал на место билетера, то всех детей в театр пропускал бесплатно. Вот какой суффикс – Ёр.

Физкультминутка

4. Работа в парах Прочитайте слова. Найдите и выделите в них суффикс. Голосок, лисица, солнышко, стульчики, котёнка, хвостиком, школьники. Проверьте свою работу по эталону.

5. Самостоятельная работа разноуровневая.

1 уровень

Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом.

Столик – гвоздик, сынок – ____________ ,

диванчик – _____________ , учитель – ___________ ,

маленький – ___________ , осенний – ___________ ,

медвежонок – __________, стульчик – ___________,

2 уровень

Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.

Выходной, лесник, дома, бежит, сынок, берёзовый, снега, снежки, заморозки, ходит.

3 уровень

Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс.

Сладенький, вкусненький, тортик.

Бежала, смотрели, писала.

Пленник, мостик, странник

Каменщик, бурильщик, учитель.

Самопроверка 6. Работа в группах.

Составить алгоритм нахождения суффикса в слове.( С помощью карточки)

Составьте алгоритм.

Подобрать _________________ слова.

Найти ________, ___________.

Часть слова, которая стоит после корня и будет __________.

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале.( Оценка)

Корень с дорогой роднится

В сборе приставка таится,

Суффикс, как в слове дневник

Целым же в космос проник .(Спутник)

VI . Рефлексия.

Стульчик, огород, рябинка, охотник, перелет, прицеп.

- Разделите их на две группы. (1) Стульчик, рябинка, охотник; 2) огород, перелёт, прицеп.)

- По какому признаку вы разделили слова? (В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй - с помощью приставок.)

- Что такое приставка? Для чего она служит?

- Что такое суффикс? Для чего он служит?

- Какая часть слова так о себе рассказывает:

Найди правильный ответ и обведи буквы. Из них получится слово. Успехов!

Суффикс – это

Суффикс служит

М – для связи слов в предложении,

О – для образования новых слов.

Суффикс стоит

О – перед корнем,

Суффикс – это

О – изменяемая часть слова,

М – неизменяемая часть слова.

Чтобы найти суффикс в слове, надо:

О – изменить форму слова,

Д – подобрать однокоренные слова.

В каких из этих слов есть суффикс:

- Оцените свою работу на уроке.

VIII. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

VII . Задание на дом.

По выбору на карточках:

1.Замени словосочетание одним словом, однокоренным выделенному, запиши его. Выдели суффиксы.

Маленькая гора - ______Житель гор – ______ Детеныш льва – _____Самка льва - ________

2.Подбери однокоренное слово, походящее к схеме:

Море –_____Вьюга – ___Хлопок –___Окно -______

Читайте также: