Информационная модель объекта конспект

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: изучение нового материала.

План урока:

  • Орг. момент (1 мин).
  • Актуализация знаний (8 мин).
  • Объяснение нового материала (10 мин).
  • Решение задач на закрепление (7 мин.)
  • Работа с компьютером (15 мин).
  • Подведение итогов, постановка домашнего задания (4 мин).
ВложениеРазмер
7_klass_informatika_1.doc 213 КБ

Предварительный просмотр:

  • Формирование представлений учащихся о моделях и моделировании;
  • Знакомство с классификацией информационных моделей по способу представления;
  • Развитие практических умений и навыков создания информационных моделей различных видов.

Тип урока: изучение нового материала.

  • Орг. момент (1 мин).
  • Актуализация знаний (8 мин).
  • Объяснение нового материала (10 мин).
  • Решение задач на закрепление (7 мин.)
  • Работа с компьютером (15 мин).
  • Подведение итогов, постановка домашнего задания (4 мин).

1. Орг. момент
- приветствие; проверка отсутствующих.

2. Актуализация знаний

3. Объяснение нового материала
Сегодня на уроке мы поговорим об информационных моделях и рассмотрим их виды.
Давайте разберем такую жизненную ситуацию: вам необходимо приобрести дачу. При покупке на что вы обращаете внимание в первую очередь ( внешний вид )?
В таблице, приведен пример информационной модели дачного дома — карточка из каталога, по которому вы можете выбрать подходящий дом. Каждая карточка в каталоге содержит названия свойств дома (слева) и значения этих свойств (справа). Это полная информация об объекте? ( нет ). На что ещё вы обращаете внимание при покупке дачи? ( стоимость, район, … )

По способу представления различают следующие виды информационных моделей:

  • Образные модели (рисунки, фотографии и др.) представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото- и кинопленке и др.).
  • Рисуете ли вы чертежи на уроках черчения?
  • На каких предметах вы пользуетесь рисунками? (иллюстрации в учебниках ботаники, географии)
  • Какую информацию можно получить из фотографии со спутников поверхности Земли? (Изображения со спутников также были использованы для построения подробных карт, необходимых при строительстве дорог, прокладке железнодорожных путей и ирригационных каналов. Появилась возможность составлять карты подводного рельефа, например коралловых рифов, представляющих потенциальную опасность для мореплавания.)
  • Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем). Словесные описания – это письменное или устное представление информационной модели средствами естественного языка.
  • информация в учебниках
  • произведения художественной литературы
  • тексты, описывающие алгоритмы
  • текстовое описание объектов и процессов

Формула - выраженный условными знаками ряд математических величин в их функциональных зависимостях (в математике).
Примеры моделей:

  • модель прямолинейного перемещения тела
  • математическая модель периода колебаний пружинного маятника
  • Во многих моделях сочетаются образные и знаковые элементы. Такие модели называют смешанными. Примерами смешанных информационных моделей могут служить таблицы, графики, диаграммы, схемы (географические карты, блок-схемы, графы) и пр. Во всех этих моделях используются одновременно и графические элементы, и символьный язык.

4. Решение задач на закрепление . (Файл Информационное моделирование.swf, раздел задания)
№1. Укажите информационные модели.

  • физическая карта
  • глобус
  • график зависимости расстояния от времени
  • макет здания
  • схема узора для вязания крючком
  • муляж яблока
  • манекен
  • схема метро
  • компьютер — процессор
  • слякоть — насморк
  • автомобиль — техническое описание автомобиля
  • город — путеводитель по городу
  • самолет — радиоуправляемая модель самолета
  • человек — манекен
  • Новосибирск — город

№3. Заполните схему информационных моделей. Впишите справа термины, в соответствующие прямоугольники.

№4. Приведите примеры:
а) образной информационной модели _________________________________________________

б) знаковой информационной модели _________________________________________________

в) смешанной информационной модели________________________________________________

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 10 класс_14 урок_Информационные модели.doc

Тема. Информационные модели (4 ч)

Понятие информационной модели. Назначение информационных моделей .

Структурирование информации с использованием информационных моделей.

Цель: дать представление о структурировании информации.

Учащиеся должны знать: понятие информационной модели.

Урок1 Понятие информационной модели. Назначение информационных моделей.

Дидактический материал урока: Презентация Informatsionnye_modely.ppt,
Раздаточный материал _1 урок .docx с упражнениями урока

1.1. Понятие модели. Виды моделей.

Давайте вспомним, как мы решаем, например, задачи из физики.

Вначале формулируется сама задача. То есть исходные условия и необходимые числовые данные. Также каждая задача становится задачей тогда, когда в ней появляется вопрос (запрос о поиске неизвестной величины)

Прочитав любую задачу, человек рисует в голове мысленные образы, представляя описанную в задаче ситуацию, то есть моделирует её.

Модель – объект, который рассматривается вместо другого объекта в каких-то целях. Моделирование – это процесс создания и использования моделей.

1.2. Классификация моделей

Все модели разделяются на два больших класса:

Предметные или материальные . Это те модели, которые имеют объём, которые можно осязать, потрогать.

И нформационные , которые представлены в виде описания моделируемого объекта с помощью образных знаков.

Пример 1.
Игрушечный медведь – это модель предметная.

фотография этой же игрушки – информационная модель

Любой объект можно по-разному описывать. Причём, в каждой отрасли знаний один и тот же объект описывается по-своему.

Пример 2.

О писание воды в физике

При комнатных условиях вода представляет собой жидкость без цвета, вкуса и запаха. Вода очень плохо проводит электрический ток. При температуре 100  С вода закипает, а при температуре ниже 0  С – замерзает. У воды высокая теплоёмкость, поэтому она медленно нагревается и медленно остывает. Единственное на Земле вещество, которое существует в трёх агрегатных состояниях: газообразном, жидком, твёрдом.

Пример 3.

Описание воды в химии

При обычных условиях вода является достаточно активным веществом по отношению к другим веществам. Это означает, что со многими из них она вступает в химические реакции. Вода реагирует с кислотными и основными оксидами, активными металлами.

При взаимодействии воды с большинством кислотных оксидов образуются соответствующие кислоты. Некоторые основные оксиды при реакции с водой образуют растворимые основания.

Химическая формула воды:
Н 2 О

Описание воды в литературе

hello_html_1156740b.jpg

Никто в природе так не затаивается, как вода, и только перед большой и радостной зарёй бывает так и на сердце человека: притаишься, соберёшься, и как будто сумел, достал себя из той глубины, где есть проток в мир всеобщего родства, зачерпнул там живой воды и вернулся в наш человеческий мир, - и тут навстречу тебе лучезарная тишь воды, широкой, цветистой, большой.

hello_html_m2d5bb505.jpg

Весна воды собирает родственные звуки; бывает, долго не можешь понять, что это: вода булькает, или тетерева бормочут, или лягушки урчат. Все вместе сливается в одну большую песню воды, и над ней согласно всему блеет бекас божьим баранчиком, в согласии с водой вальдшнеп хрипит и таинственно ухает выпь: всё это странное пение птиц вышло из песни весенней воды.

Нажмите, чтобы узнать подробности

развитие логического мышления, умений анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать.

Тип учебного занятия [2]: учебное занятие усвоения новых знаний.

Учащиеся должны знать [2]: понятие информационной модели.

Ход учебного занятия:

Объяснение нового материала;

Модель – это объект, используемый вместо другого объекта.

Исследуемый объект, по отношению к которому изготавливается модель, называется оригиналом [3].

Модель несет информацию о свойствах объекта-оригинала. Каждый объект имеет большое количество различных свойств. В процессе построения модели выделяются главные, наиболее существенные для проводимого исследования свойства [3].

Информационная модель – совокупность информации, характеризующая существенные свойства и состояния объекта или процесса [3].

Классификация моделей [3]


Материальные (предметные) модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме и являются предметами (глобус, анатомические муляжи, модели кристаллических решеток, макеты зданий и сооружения и др.).

Информационные модели представляют собой описание объектов и процессов в виде образов и знаков, а также в форме таблиц, блок-схем, графов и т.д.

Образные модели представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото- и кинопленке и др.). Примером образных информационных моделей являются рисунки, фотографии, учебные плакаты по различным предметам.

Знаковые информационные модели строятся с использованием знаковых систем. Знаковая информационная модель может быть представлена в формате текста (например, текст литературного произведения, программа на языке программирования), формулы (например, периодическая таблица элементов F=ma), таблицы (например, периодическая таблица элементов Д. И. Менделеева), нот и т.д.

Иногда при построении знаковых информационных моделей используются одновременно несколько различных знаковых систем. Примерами таких моделей могут служить географические карты, графики, диаграммы и т.д.

Вербальные модели – информационные модели в мысленной и словесной форме. Это модели, полученные в результате раздумий, умозаключений. Они могут так и остаться мысленными или могут быть описание поведения при переходе улицы. Человек анализирует ситуацию на дороге (что показывает светофор, как далеко находятся машины, с какой скоростью они движутся и т.п.) и вырабатывает свою модель поведения.

Компьютерная модель – модель, реализованная компьютерными средствами [3].


Выполнение практических заданий;

Задание 1. Определите, какие из представленных моделей являются информационными, а какие материальными [3].

Описание битвы на Немиге в учебнике истории;

Рельефный макет горной цепи;

Текст программы на языке Паскаль;

Памятник Якубу Коласу;

Химическая формула воды;

Объёмная модель атома.

Информационные модели: а, б, в, е, з, и

Материальные модели: г, д, ж, к

Задание 2. Определите, какие из информационных моделей представлены в форме словесного описания, а какие являются графическими информационными моделями [3].

Инструкция по технике безопасности;

Табель успеваемости за четверть;

Схема размещения учащихся за партами;

Схема строения компьютера

Физическая карта мира;

Описание туристического маршрута;

Словесное описание: б, г, з, к

Графические информационные модели: а, в, д, е, ж, и

Задание 3. Составьте информационные модели углекислого газа и серной кислоты как химических веществ, используя описание на формальном языке химии [3].

Модель углекислого газа: СО2

Модель серной кислоты: H2SO4

Домашнее задание: §7.

Использованная литература:

Заборовский, Г. А. Информатика : учеб. пособие для 10 кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Г. А. Заборовский, А. Е. Пупцев. Минск : Изд.центр БГУ, 2011.

Заборовский, Г. А. Информатика в 10 классе : учеб.-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Г. А. Заборовский, О. Н. Лапко. Минск, 2013.

Овчинникова, Л. Г. Информатика. Рабочая тетрадь для 10 класса : пособие для учащихся учреждений общ. сред. образования с рус. (белорус.) яз. обучения / Л. Г. Овчинникова. Минск : Аверсэв, 2016.

Заборовский, Г.А. Информатика: учеб.пособие для 9кл.учреждений общ.сред.образования / Г.А. Заборовский, А.И. Лаппо, А.Е. Пупцев. Минск: Нар.асвета, 2009.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иметь представление о моделировании как методе познания.

Перечислять факторы, влияющие на построение любой модели

Объяснять причины использования моделей

Уметь отбирать существенные свойства объекта моделирования

Перечислить типы моделей

Давать определение информационной модели

Задачи урока:

Образовательные:

изучить на примерах понятие модели.

познакомится с ролью моделирования в практических исследованиях

Воспитательная:

формирование самостоятельности и ответственности при изучении нового материала

Развивающая:

развитие внимания и аналитического мышления

Средства обучения:

План урока:

Повторение пройденного материала

Объяснение новой темы

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих в классе.

2. Повторение пройденного материала.

1) Что мы изучали на прошлом уроке?

2) Что такое объект?

3) Приведите примеры объектов.

4) Признаками объектов являются

5) Признаками объектов могут быть

3. Объяснение нового материала.

Учитель обращает внимание учащихся на стол, где лежат предметы и ставит серию проблемных вопросов: Что вы видите? Что они заменяют? Для чего человек создал эти предметы?

Да, действительно, это модели.

Сегодня на уроке мы с вами должны выяснить:

Что такое модель?

Иметь представление о моделях, их разнообразии

Иметь представление о моделировании

Перечислять факторы, влияющие на построение любой модели

Объяснять причины использования моделей

Уметь отбирать существенные свойства объекта моделирования

Учитель обращает внимание учащихся на модель машины и на то, есть ли руль у модели и поворачивается ли он? (Ответ: нет). Действительно наличие руля и поворачивается он или нет – не главные свойства с точки зрения создателя данной модели. Т.е. это упрощенный предмет модели.

Приведем несколько примеров, поясняющих, что такое модель.

Истоки моделирования обнаруживаются в далеком прошлом человечества, наскальные рисунки охоты на животных можно рассматривать как модель удачной охоты.

Архитектор готовится построить здание, но прежде чем воздвигнуть его, он сооружает макет этого здания, чтобы посмотреть, как оно будет выглядеть Это модель.

(5слайд) Для того, чтобы объяснить внутреннее строение человека или животного учитель демонстрирует модель или плакат, на котором наглядно можно продемонстрировать строение внутренних органов. Это модель.

Прежде чем построить новый корабль, кораблестроители сначала строят маленький деревянный кораблик и испытывают его в бассейне. Это модель корабля

На стене висят картины, изображающие пейзаж природы. Это модель. Глобус - это модель земного шара. Манекен в магазине - модель человека

В роли модели могут выступать самые разнообразные объекты, в том числе условные и мысленные (изображения, описания, схемы, карты, математические формулы, компьютерные программы и т.д.)

Перечислять примеры моделей можно сколь угодно долго.

Вводится понятие модели. (определение ученики записывают в тетрадь).

«Модель – это упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении.

(записать в тетрадь)

Моделирование – метод познания окружающего мира, состоящий в создании
и исследовании моделей реальных объектов

(записать в тетрадь)

Ребята, а почему создают модели? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на экран и попробуем определить.

Планеты солнечной системы - Объект очень большой

Молекулы и атомы -Объект очень маленький

Работа двигателя в машине – Процесс протекает очень быстро

Формирование земной коры - Процесс протекает очень медленно

Теперь можно определить свойства моделей:

Модель отражает только часть свойств, отношений и особенностей поведения оригинала

(Записать в тетрадь)

Модель вулкана отражает:

отдельные происходящие процессы

Не отражает:

многие происходящие процессы



(слайд 16)

Информационная модель - набор признаков, содержащий всю необходимую информацию об исследуемом объекте. (начертить в тетрадь)



(слайд 17)

Образные модели

(слайд 18)

Знаковые модели

(слайд 19)

Смешанные модели

(слайд 20-21)

Теперь скажите, от чего будет зависеть результат моделирования? То есть от чего будет зависеть, какую модель мы получим? (От того, что мы моделируем)

Абсолютно верно и очевидно. Модель машины будет совершенно точно отличаться от модели корабля.

4. Задание №1

1. Однако, это еще не все – на прошлом уроке мы рисовали светофор. Мальчики рисовали для иллюстрации правил дорожного движения, а девочки – для иллюстрации детской сказки

Давайте сравним результаты. Смотрите, два рисунка – это модели светофора. Значит, моделировали мы один и тот же предмет. Почему мы получили разные результаты. ( Разные цели)

В основе каждой модели лежит конкретная цель.

Задание 2. Также вы работали за компьютерами. Вам необходимо было в графическом редакторе Paint при помощи графических примитивов нарисовать светофор. Теперь сравним. Моделировали мы один и тот же объект. Более того, цель также совпадала. Почему же тогда модели получились разные?

Можно сделать вывод, что авторское видение приносит свой вклад в получение модели.

Читайте также: