Священные сооружения презентация 4 класс презентация и конспект

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Священные сооружения(конспект урока).doc

Конспект урока по предмету ОРКСЭ.

Модуль: Основы мировых религиозных культур.

Тема: Священные сооружения.

Чиликина Екатерина Алексеевна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

"Школа с углубленным изучением английского языка № 1375"

Модуль: Основы мировых религиозных культур.

Учебник: Беглов А.Л., Саплина Е.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. – М: Просвещение, 2012.

Электронное приложение к учебному пособию Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. – М: Просвещение, 2012.

Тип урока: изучение нового материала

Технологическая карта изучения темы

Обучающие задачи: знакомить с различными видами религиозных сооружений, их архитектурными особенностями, давать знания об истинном предназначении данных сооружений, учить соотносить конкретное сооружение с религиозной культурой, учить выделять и находить характерные особенности сооружений: буддийский храм, мечеть, синагога, православная церковь, учить ведению диалога и монолога, через умение аргументировать высказывания, уточнять знания о мировых религиях: буддизме, иудаизме, христианстве и исламе.

Воспитательные задачи: воспитывать толерантное и бережное отношение к священным сооружениям разных религий, как к культурным памятникам архитектуры.

Развивающие задачи: развивать навыки устной речи, развивать навыки сравнения различных религиозных явлений. Развивать творческие способности и воображение.

Личностные: толерантность как социальная и личностная ценность.

Познавательные: навык работы с информацией, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупности операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Регулятивные: умение определять цель на уроке с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга.

Основные понятия и термины

Священное сооружение, синагога, менора, христианский храм, алтарь, икона, фрески, мечеть, минарет, ступа, пагода

Окружающий мир (достопримечательности)

Оборудование урока, ресурсы

Основное- компьютер, интерактивная доска, проектор, учебник, электронное приложение

Дополнительное – ножницы, клей

- беседа по презентации;

- групповая работа с печатными материалами;

- работа с электронным приложением на интерактивной доске;

- индивидуальная работа с таблицами и тестовыми материалами.

Деятельность

Организационный момент, самоопределение к деятельноcти

- Друзья, уверена, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения, положительные эмоции и радость познания! Посмотрите на слайд (слайд 2)

-Какие слова вам знакомы? Выделите из данного набора слов названия мировых религий. ( христианство, буддизм, ислам, иудаизм)

Проверка домашнего задания, актуализация знаний

- Сейчас мы разделимся на 4 группы по названию религий и попробуем систематизировать те знания, которые у нас есть. Каждая группа получает таблицу для заполнения. см Приложение 1.(1 группа заполняет таблицу по буддизму, 2- христианство, 3- ислам, 4 – иудаизм)

Рассмотрите названия столбиков таблицы и заполните, отвечая на мои вопросы.

Слайд 3.- таблица

Каждая группа получает карточки для самостоятельного прочтения и заполнения таблицы.

4. Религия одного народа, национальная религия евреев называется .. (Иудаизм)

Книга, в которой записано всё, во что верят иудеи, стала их Священным писанием. Они считают, что в нем сам Бог открыл людям истину. Своё Священное писание иудеи называют …(Танах)

-Давайте озвучим, что записали в таблицы и сравним с записью на доске. (слайд 4)

ВложениеРазмер
urok_po_teme_svyashchennye_sooruzheniya_4_klass.docx 32.66 КБ

Предварительный просмотр:

Возраст учащихся: 4 класс

Место проведения: классный кабинет

Оборудование: учебник, ПК, раздаточный материал, мультимедиа, иллюстрации.

  1. Сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий – церковь, синагога, ступа, пагода, мечеть.
  2. Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.
  3. Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.
  4. Воспитание толерантности.
  5. Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.
  6. Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Проверка усвоения материала прошлых уроков и домашнего задания.
  3. Введение в тему. Постановка проблемы.
  4. Объяснение нового материала.
  5. Закрепление материала.
  6. Домашнее задание.
  7. Подведение итогов.

2) Проверка усвоения материала прошлых уроков и домашнего задания

А) На прошлых уроках мы с вами говорили о том, как возникла религия, какие бывают религии и кто является основоположником тех или иных религий.

- Назовите, какие мировые религии вам известны и расположите их на ленте времени по мере их возникновения.

Иудаизм буддизм христианство ислам

- Вспомните, кто считается основателями мировых религий.

(Каждому экипажу даётся кроссворд)

По вертикали: 1. Сборник священных писаний индуизма.

2. Священное писание мусульман.

4. Священная книга буддизма.

По горизонтали: 3. Священное писание иудаизма.

Священное писание христиан.

6. Собрание священных книг зороастрических божеств.

Угадайте ключевое слово!

Чей экипаж быстрее, вам даётся право расставить карточки, которые вы видите на доске, по порядку.

Проверяем, как вы разгадали кроссворд. Подсчитываем баллы (за правильный ответ 1 б.)

- Согласны ли вы, что карточки нужно было расставить в таком порядке? Объясните почему?

- Кто может назвать тему сегодняшнего урока?

- Как вы думаете, если существуют священные книги. Хранители преданий религий, таинства в каждой из религий, то должны ли существовать священные сооружения?

3) Введение в тему.

Совместные ритуальные действия верующие выполняют в специальных сооружениях, я предлагаю посмотреть как же они выглядят и чем отличаются друг от друга.

(Выставка фотографий различных свящённых сооружений)

- Посмотрите, какие они красивые и какие разные. Давайте попробуем предположить, догадаться к какой из религиозных культур – исламу, христианству, иудаизму, буддизму – они относятся и обоснуем наши ответы. ( ответы-предположения детей, каждое предположение должно обосновываться ). Сложная задача? Но мы с вами предполагали, а ведь нам нужно знать это точно. Я предлагаю вам посмотреть презентацию, которая поможет нам.

4) Объяснение нового материала.

( 5 ,6,7слайды) Священные здания иудаизма

-В середине 10 века до н.э. был построен Иерусалимский храм. Он стал центром религиозной жизни еврейского народа. В Храме находились священные предметы, например Ковчег со скрижалями. Но захватчики захватили Иерусалим и разрушили Храм. Его смоли восстановить только через 70 лет. Но и этот Храм был разрушен. Уцелела лишь часть стены. Она считается святыней. Паломники оплакивают разрушенный Храм, поэтому стена называется Стеной Плача. Иудеи считают, что Храм единого Бога может быть только один и верят, что он когда-нибудь будет восстановлен. А пока верующие молятся в специальных сооружениях – синагогах (это не храм, а лишь помещение для молитвы).Во внутреннем устройстве синагоги есть обязательные элементы- арон кодеш(шкаф, для хранения Торы), менора (светильник).

(9 – 12 слайды) Священные здания христианства.

Первые христиане не строили СПЕЦИАЛЬНЫХ ХРАМОВ, они собирались в жилых домах. Во времена преследования христиане были вынуждены скрываться, и они собирались на молитвы в катакомбах. А позднее появились церкви Они разные, но есть общие черты. Здание храма венчает купол с установленным на нём крестом. Посмотрите на форму купола. Понять, почему купол именно такой формы, нам поможет небольшой эксперимент. ( зажигается свеча ). Форма купола символизирует пламя горящей свечи.

Символично количество куполов:

один купол знаменует единство Бога , совершенство творения;

два купола соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа, двум областям творения; три купола знаменуют Святую Троицу ;

четыре купола — Четвероевангелие , четыре стороны света пять куполов (самое распространенное число), где средний возвышается над четырьмя другими, означают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов ; семь куполов знаменуют семь таинств Церкви.

Стены храма расписаны фресками. Самое священное место в храме – алтарь. Священник молится именно там, и без его благословения никто не может туда входить. Это не секретная комната, просто человек должен понимать, что не всё ему позволено. Часто алтарь отделён от остальной части храма преградой – иконостасом. В центре иконостаса находятся Царские врата.

(13 – 16 слайды) Священные здания мусульман называются мечети. Купол мечети имеет полукруглую форму и увенчан полумесяцем. Рядом с мечетью находится минарет. Внутри мечети нет изображений живых существ, они украшены лишь специальными надписями и орнаментами..В мечеть входят без обуви, пол заслан коврами. Женщины не молятся рядом с мужчинами.

( 13 -15 слайды) Буддийские священные сооружения. Как, вы уже знает, тело Будды было сожжено на погребальном костре, а его прах ученики поместили в ступы (первоначально их было 8). - На что похожа ступа?

5) Закрепление материала.

- Со священными сооружениями, каких мировых религий мы познакомились? Я думаю, теперь вы легко сможете определить, какие священные сооружения находятся перед нами.

- В чём особенность каждого из сооружений?

- А сейчас возьмите листочки, которые лежат у вас на парте. В паре заполните таблицу. Если кто-то затрудняется, то вы можете открыть учебник на странице 30 – 33.

(Двое человек работают у доски, чтобы можно было потом сверить работу ребят)

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Автор: Баранова Оксана Геннадиевна

Место работы: ГБОУ Школа № 1362

Год создания: 2014

Место создания: ГБОУ Школа № 428

Парфенон в Древней Греции

Храм Христа Спасителя

Мечеть – Мечеть – молитвенное здание мусульман

Мечеть Кул - Шириф

Перед иконой молятся о духовном прозрении, при разных немощах, при онкологической болезни, о помощи при родах и кормлении молоком, о детях. Молятся, когда не знают как поступить, о чём спросить, в растерянности и недоумении.


Материал формирует представления школьников о культурном наследии, знакомит с особенностями священных сооружений, способствует воспитанию глубокого уважения к культурному наследию.

Описание разработки

Цель урока:

Освоение учащимися первичных представлений о священных сооружениях религий мира. Развивать доверие и уважение к истории и культуре всех народов.

Задачи урока:

- формировать представления школьников о культурном наследии;

- познакомить с особенностями священных сооружений;

- способствовать воспитанию глубокого уважения к культурному наследию;

- воспитывать устойчивый интерес к получению новых знаний;

- вырабатывать умения работать с любыми источниками информации;

- развивать эстетический вкус.

Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом в мире, и в нашей стране в частности.

Зная религиозно - культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки, у человека формируется уважительное отношение к традиционным религиям и их представителям.

Основные термины и понятия: Церковь. Алтарь. Икона. Фреска. Витраж. Синагога.

Ожидаемые результаты урока:

Учащиеся узнают: какими бывают священные сооружения и для чего они предназначены; что такое синагога и как молятся иудеи; что является основным в христианских храмах.

Учащиеся научатся: использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи.

Межпредметные связи: чтение, русский язык, пропедевтика истории и обществознания.

Основные средства наглядности: презентация, видео, иллюстрации из учебника.

Ход урока:

Проверка усвоения материала прошлого урока и домашнего задания.

Прослушивание рассказов учащихся (по их желанию) и их обсуждение.

Беседа с учащимися по вопросам:

Какие священные предметы разных религий вам известны? Какие традиции разных религий?

Работа над новой темой.

- Как вы думаете, если существуют священные книги, хранители преданий религий, таинства в каждой из религий, то должны ли существовать священные сооружения?

- Перед вами словарь новых слов на этот урок. Посмотрите на

(Приложение 1) (оно на каждой парте), там есть слова, которые вы может и знаете (церковь, собор, храм, синагога, иконостас, фреска, витраж, алтарь), есть и новые слова. Вам – любознательным – наверное очень хочется узнать о них.

Объяснения детей. (Приложение 2)

- Мир, который окружает нас, бесконечен и многообразен. Человек в зависимости от состояния своего внутреннего мира может радоваться или беспокоиться.

Ты живешь не один. Тебя окружают люди. В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они нередко говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России. Есть в России и евреи, и мусульмане, и индусы, и многие другие народы. У каждого своя вера.

Итак, что же такое священные сооружения?

Священное сооружение – специально оборудованное место для совершения религиозных обрядов.

Презентация Священные сооружения

Уже в далёкой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам и для этих целей они сооружали определённые строения. Остатки некоторых из них дошли до наших дней. Стоунхендж, возвышающийся в гордом уединении над травянистой равниной Сейлсбери в Южной Англии, - наверное, самый известный в мире доисторический монумент.

Для чего нужны священные сооружения?

Посмотрите на эти сооружения: храмы, соборы, буддийские храмы, синагоги, мечети. Что их объединяет? Назначение у них одно – совместное участие в ритуалах. В этих сооружениях проходят ритуальные действия верующих, которые их связывают, соединяют. Посмотрите, одинаковые ли они по внешнему виду? (Нет). Сегодня мы рассмотрим священные сооружения у иудеев и православных. На следующем уроке побываем в мечети и буддийском храме.

Священые сооружения иудеев

В середине 10 века до н. э. , на месте, где был распят, погребен, а затем воскрес Господь Иисус Христос, был построен Иерусалимский храм. Он стал центром религиозной жизни еврейского народа. В Храме находились священные предметы, например Ковчег со скрижалями. Но захватчики захватили Иерусалим и разрушили Храм. Его смогли восстановить только через 70 лет. Но и этот Храм был разрушен.

Уцелела лишь часть стены. Она считается святыней. Паломники оплакивают разрушенный Храм, поэтому стена называется Стеной Плача. Иудеи считают, что Храм единого Бога может быть только один и верят, что он когда - нибудь будет восстановлен.

Синагога имеет обычно прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения (это может быть балкон, боковой или задний придел). У входа помещается раковина, где где священнослужители омывали руки и ноги перед началом службы, и жертвенник для жертвоприношения животных. Туда могли входить только священнослужители. В глубине Святилища, скрытая особым занавесом (парохет), находилась Святая святых. Там стоял Ковчег Завета , содержавший Скрижали Завета с высеченными на них Десятью Заповедями.

Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращён к Израилю, по возможности, к Иерусалиму, где стоял Храм (для европейских синагог это означает ориентацию на восток). Во всяком случае, стена, у которой стоит арон кодеш (шкаф, в котором хранятся свитки Торы), всегда направлена в сторону Иерусалима, и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом к нему. По правилам необходимо стремиться к тому, чтобы синагога располагалась на самом высоком месте в городе.

Весь материал - смотрите архив.


-75%

Читайте также: