Конспект теоретические основы дошкольного образования

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Рекун Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР Д/С №5
Населённый пункт: г. Дальнереченск
Наименование материала: Статья
Тема: Теоретические основы дошкольного образования
Раздел: дошкольное образование

Содержание
Введение Понятие дошкольной дидактики Характеристика процесса обучения в детском саду Становление предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста Дидактические принципы Заключение Список литературы

Введение
Исследования последних лет посвящены в большей степени разработке вопросов содержания дошкольного обучения, использования новых средств, в частности информационных технологий. Ведутся поиски новых форм организации обучения, дается их психологическое обоснование. Вместе с тем, ученые отмечают, что при высоких показателях умственного развития у современных детей обнаруживается расхождение между количеством и качеством знаний, часто знания детей несистемны, отрывочны, разрознены. Отсутствие четких упорядоченных и осмысленных знаний неизбежно ведет к новой проблеме – к низкому уровню обобщения и к плохо оформленным понятиям.

Характеристика процесса обучения в детском саду
Обучение как процесс представляет собой целенаправленное, организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм, активное обучающее взаимодействие взрослого и ребенка. Обучение в дошкольном возрасте – это систематиче ский, п л а н ом е р н ы й , целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, вооружение их системой элементарных знаний, формирование умений и навыков в объеме, предусмотренном программой воспитания в детском саду. Обучение представляет собой общение между теми кто обладает знаниями и о п р е д е л е н н ы м о п ы т о м , и т е м и к т о и х у с в а и в а е т . Процесс обучения имеет четкую структуру. Ее ведущим элементом является цель. Педагог как организатор учебного процесса всегда имеет в своем сознании идеальное представление о том результате, к которому он стремится в обучающем взаимодействии с ребенком. Психолого-педагогическое значение цели заключается в том, что она организует и мобилизует творческие силы воспитателя, повышает эффективность его обучающего взаимодействия с детьми, помогает отбирать и выбирать наиболее э ф ф е к т и в н ы е с о д е р ж а н и я , м е т о д ы и ф о р м ы р а б о т ы . Структурным элементом, вокруг которого развертывается педагогическое действие, взаимодействие всех участников обучения – является содержание обучения. Содержание определяется программой воспитания и развития детей дошкольного возраста. Существенным элементом структуры процесса обучения являются методы обучения. Они являются способами обучающего взаимодействия педагога и детей. Характер процесса обучения во многом зависит от индивидуальности воспитателя и возрастных особенностей детей. В педагогической практике огромную роль играет не столько потенциальная эффективность самих методов обучения, сколько индивидуальная методическая система педагога, сложившаяся система его взаимодействия с детьми. Методы обучения
являются способами работы не только воспитателя, но и дошкольников. Любой метод только тогда эффективен, когда объединяет в активном взаимодействии обе стороны, способствуют превращению методической системы воспитателя в способы познавательной деятельности детей. Процесс обучения немыслим без такого элемента как организационные формы. Ведущая форма обучения в детском саду – занятие. Многообразие видов и форм организации обучения в детском саду делает обучение максимально приближенным к потребностям и возможностям детей дошкольного возраста. Результаты обучения как завершающий компонент процесса предполагают не только усвоение детьми знаний, умений и навыков, но и развитие умственных сил и способностей, формирование отношения к окружающему. Отсюда процесс обучения включает деятельность обучающего – педагога (воспитателя) и активную деятельность обучающихся детей. Последняя протекает под непосредственным руководством воспитателя, под его организующим воздействием. Таким образом, обучение – это специально организованная взаимосвязанная деятельность тех кто обучает (преподавание) и кого обучают (учение). Согласно классификации С.Л. Рубинштейна первым видом учения, прямо и непосредственно направленным на овладение знаниями и умениями является учебная деятельность.

Становление предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного

развивающего

обучения
. Обучение должно вести за собой развитие. Суть заключается в том, что обучение не должно ориентироваться только на достигнутый уровень, а всегда опережать его, чтобы ребенок з а т р а ч и в а л у с и л и я д л я о в л а д е н и я н о в ы м м а т е р и а л о м .
Принцип

воспитывающего

обучения
. Обучение и воспитание неразрывные процессы, поэтому, когда воспитатель определяет содержание знаний, он намечает и воспитательные задачи, которые должны быть решены в процессе обучения.
Принцип доступности обучения
. По мнению ученых, обучение только тогда результативно, когда оно посильно и доступно детям. Доступным должно быть и содержание обучения, и его методы. Данный принцип лежит в основе содержания всех образовательных программ, дети должны, прежде всего, изучать те предметы и явления окружающего мира, которые им понятны и доступны.
Принцип системности и последовательности
. Новые знания всегда должны опираться на имеющиеся у ребенка, быть связанными с ними и способствовать упрочению и уточнению их. На основе последовательного накопления знаний об окружающем мире у детей формируется система знаний, обобщенные понятия.

сознательности

применении знаний.
Исследованиями ученых доказано, что знания прочны тогда, когда они осознанны и осмыслены. Освоение знаний происходит тем результативнее, чем активнее ребенок ими оперирует. Для развития активности детей в процессе обучения педагог использует различные приемы: вопросы, сравнения, проблемные ситуации, элементарные опыты, эвристические беседы и т.д.
Принцип наглядности
. Так как мышление дошкольника носит наглядно – действенный и наглядно – образный характер, то данный принцип имеет особое значение в обучении детей. Использование различных видов наглядности – наблюдение живых объектов, рассматривание предметов, картин, образцов, использование схем, моделей в процессе обучения и т.д. – способствует осознанному восприятию тех явлений и предметов, с которыми знакомит детей взрослый.
Принцип

индивидуального

детям
. Индивидуальные особенности развития детей диктуют необходимость их учета и в процессе обучения малышей. Дифференцированный подход в обучении требует от воспитателя определенной гибкости, все задания, которые получают дети, должны соответствовать их уровню ближайшего развития, поэтому и степень сложности заданий должна быть различной для каждого ребенка, так как дети могут развиваться по-разному.

Заключение
Анализ существующих проблем в области обучения современных дошкольников побуждает ученых и практиков к поискам новых форм организации обучения в детском саду. Рассматриваются возможности таких форм обучения, при которых стимулируется общение между детьми в процессе решения учебной задачи. Руководствуясь дидактическими принципами, воспитатель достигает лучших результатов в обучении детей. Таким образом, умственное воспитание в процессе обучения и учения – процесс длительный и сложный. Содержание, методы умственной деятельности оказывают воспитывающее и развивающее воздействие на все стороны личности ребенка.

Список литературы
1. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. 2009 г. 2. История педагогики: Учебное пособие для студентов пединститутов. Шабаева М.Ф. 2001 г. 3. Макаренко А.С. О воспитании /Сост. и автора вст.статьи Хелемендик В.С.- М.1988. 4. О трудовом воспитании: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пединститутов. Аксенов Д.М. 2002 г. 5. История педагогики. Пискунов М.И. 2008 г.

2. Особенности планирования и анализ воспитательно-образовательной работы ДОУ.

1. Социальная значимость профессии педагога.

Характеристика педагогической деятельности.

Первым соц. институтом в жизни ребенка является семья. Именно из общения с близкими взрослыми ребенок получает свои первые знания. Вторым соц. институтом в жизни ребенка является д/с. Когда ребенок приходит в д/с у него возникает представления о новом мире соц. отношений, где царят др. нормы, чем в близком окружении. В этот момент наступает начало подготовки к будущей взрослой (соц.) жизни. Основная функция д/с, как соц. -образов. учреждения, оказывать пед. помощь и поддержку семьям своих воспитанников, а также компенсирование проблемы в их поведении и развитии. Такая помощь возможна при доверии, сотрудничестве и взаимодействии родителей и сотрудников д/с. Одной из осн. задач д/с - вовлечь ребенка в процесс обучения в д/с, подготовить его к школе. Он общается с др. детьми, учиться, с ними взаимодействовать, усваивает правила общения. В этом плане д/с играет незаменимую роль. Воспитатель д/с занимается организацией всестороннего развития ребёнка, уделяя внимание в равной мере физической, психолог. и нравств. стороне становления личности.

Функция совр. педагога - помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся соц. ситуации совр. общества. Воспитатель д/с ежедневно является свидетелем и участником процесса формирования людей будущего. Так построена наша жизнь, что дети большую часть светового времени проводят не с собственными родителями, а с работниками д/с, воспитателями. Этот факт подтверждает высокую соц. значимость профессии педагога. Сегодня функция присмотра за детьми в обществ. воспитат. заведениях – одна из важнейших для общества, чтобы в ДОУ осуществлялся полноценный воспитат. -образов. процесс.

Характеристика педагогической деятельности

Педагогическая деятельность – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.

В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми – педагогами.

Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.

Цель педагогической деятельности – создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.

Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.

В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним – доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность.

Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность, ТСО.

Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.

2. Особенности планирования и анализ воспитательно-образовательной работы ДОУ.

Вопрос планирования постоянно интересует педагогов-дошкольников. Ведь планирование педагогического процесса в группе — дело довольно сложное, требующее от воспитателя соответствующей подготовки, знания закономерностей психофизиологического развития детей, программы воспитания и обучения в детском саду, методов и приемов общения и воспитания.

Эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования. Попробуем разобраться, какие планы сегодня существуют, как бороться с недостатками в осуществлении планирования и какой все-таки план нужен сегодня дошкольному образовательному учреждению?

Планирование — основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль. Планирование связано с предупреждением ошибок — с одной стороны, и с необходимостью использования всех возможностей — с другой.

План — это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития.

План — это прежде всего целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.

Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу. План — не просто отчетный документ, главное в нем — рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.

Совершенствование планирования образовательного процесса необходимо в современном детском саду.

План — это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.

Успешно спланировать работу воспитателю помогут также методические пособия, рекомендации, полученные на педсовете, методическом объединении, курсах и прочее.

Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.

Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.

Как показывает педагогическая практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а процесс планирования, к сожалению, ограничивается рамками составления и написания плана. При таком подходе план, несомненно, носит формальный характер и не может быть ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой деятельности во многом зависят от того, насколько грамотно эта деятельность планируется. При грамотной организации планирования план станет не формальной бумагой, а документом, способным защитить педагога от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации педагогического процесса. Поэтому, прежде всего, необходимо относиться к плану как к своему рабочему документу, который нужен самому педагогу, а не администрации, чтобы действовать не хаотично, а в соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями к педагогическому процессу.

Планирование эффективно при соблюдении главных условий:

знание педагогами уровня усвоения программы дошкольниками;

четкое представление об уровне, на котором должны находиться дети к концу планируемого периода;

выбор оптимальных путей и средств достижения поставленных задач.

Анализ работ К. Ю. Белой, Л. В. Поздняк и А. Н. Троян показал, что проблема содержания планирования образовательного процесса не являлась до настоящего времени объектом специального исследования.

Актуальность выявления особенностей планирования в специализированных группах очевидна: в настоящее время единых требований к оформлению планирования образовательной работы в таких группах в литературе нет, в то время как количество детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специализированной помощи, неуклонно увеличивается.

1. Белая К. Ю. Руководство ДОУ: Контрольно- диагностическая функция. М. : 2004.

2. Белая К. Ю. Планирование работы ДОУ по результатам на год. //Управление ДОУ. 2002

4. Васильева А. И., Бахтурина Л. А., Кибитина И. И. Старший воспитатель детского сада. – М. : Просвещение, 1990.

6. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. – М. : Айрис –Дидактика, 2007.

7. Голицына Н. С. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях. –М. : Скрипторий, 2008.

8. Денякина Л. М. Новые подходы к управленческой деятельности ДОУ. М. : Новая школа, 2008.

10. Фалюшина Л. И. Управление дошкольным образовательным учреждением. Современный аспект: Пособие для руководителей ДОУ. М. : педагогическое общество России, 2004.

Мастер-класс. Теоретические основы Проводимые реформы образования в настоящее время, направленные на повышение эффективности обучения дошкольников, предъявляют новые требования.

Теоретические основы коррекционно-развивающей работы с детьми Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному.

Теоретические основы использования дидактических игр в решении задач коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста Нарушение речи - это отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального.

Теоретические основы ознакомления с фольклором детей дошкольного возраста Теоретические основы ознакомления с фольклором детей дошкольного возраста Ознакомление с фольклором основывается на закономерностях развития.

Теоретические основы профессионально-значимых качеств в трудах отечественных и зарубежных психологов Профессия педагога относится к профессиям типа " Человек—Человек". По мнению Е. А. Климова, такой тип профессий характеризуется следующими.

Теоретические основы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста Введение На современном этапе развития нашего общества обострилась потребность в инициативных и коммуникабельных людях, которые могут активно.

Теоретические основы развития интереса к занятиям у детей раннего возраста Раннее детство признано основополагающим этапом в развитии личности ребенка (Б. Г Ананьев, Л. С Выготский, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский.

Теоретические основы развития интереса к занятиям у детей раннего возраста Раннее детство признано основополагающим этапом в развитии личности ребенка (Б. Г Ананьев, Л. С Выготский, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский.

Теоретические основы воспитания у старших дошкольников культуры поведения в общественных местах Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. Все наши действия, наши взаимоотношения отражены в поведении. Оно же, в свою очередь,.

Теоретические основы воспитания у старших дошкольников культуры поведения в общественных местах Средства и методы воспитания культуры поведения у старших дошкольников в общественных местах. Для воспитания у детей культуры поведения.

Знакомство с принципы построения педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Особенности программы "От рождения до школы". Анализ системы занятий по физическому воспитанию для дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 22.12.2014
Размер файла 43,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

"Теоретические основы дошкольного образования"

1. Опишите принципы построения педагогического процесса в ДОУ

Можно выделить несколько принципов построения педагогического процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС:

— поддержка разнообразия детства;

— сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

— личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

— уважение личности ребенка;

— реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в формах творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

— 1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

— 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

— 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

— 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

— 5) сотрудничество Организации с семьёй;

— 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

— 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

— 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

— 9)учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эль- конин и др.).

В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Главный критерий отбора программного материала -- его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной -- как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина,

Н.А. Ветлугина, Н.С. Карпинская).

* соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей стремятся сделать счастливым детство каждого ребенка.

2. Охарактеризуйте содержание педагогического процесса в ДОУ

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов -- как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Основные цели и задачи:

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.

Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.

Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

Содержание психологопедагогической работы.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.

Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.

Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы.

Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания.

Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни.

Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения.

Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Продолжать развивать разнообразные виды движений. Учить детей ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног. Приучать действовать совместно. Учить строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях.

Учить энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места; в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15-20 см.

Закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании. Продолжать учить ловить мяч двумя руками одновременно.

Обучать хвату за перекладину во время лазанья. Закреплять умение ползать.

Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии.

Учить кататься на санках, садиться на трехколесный велосипед, кататься на нем и слезать с него.

Учить детей надевать и снимать лыжи, ходить на них, ставить лыжи на место.

Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.

Подвижные игры. Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. Организовывать игры с правилами.

Поощрять самостоятельные игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами, шарами. Развивать навыки лазанья, ползания; ловкость, выразительность и красоту движений. Вводить в игры более сложные правила со сменой видов движений.

Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной), во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

Распространение в нашей стране процесса интеграции (инклюзии) детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с Законом об образовании.

Инклюзия способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании.

Основная цель -- совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей и в семье, и в дошкольном учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех видов детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В режиме должны быть предусмотрены занятия физкультурой, игры и развлечения на воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.

Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи. Основная задача --стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:

формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;

изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;

развитие речи посредством движения;

формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;

управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.

В работу включаются физические упражнения: построение в шеренгу (вдоль линии), в колонну друг за другом, в круг; ходьба; бег, прыжки; лазанье; ползание; метание; общеразвивающие упражнения на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, на координацию движений, на формирование правильной осанки, на развитие равновесия. Рекомендуется проведение подвижных игр, направленных на совершенствование двигательных умений, формирование положительных форм взаимодействия между детьми.

В настоящее время в систему занятий по физическому развитию для детей с ОВЗ включается адаптивная физическая культура (АФК) -- комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Адаптивная физкультура обеспечивает лечебный, общеукрепляющий, реабилитационный, профилактический и другие эффекты. Основные задачи, которые стоят перед адаптивной физической культурой:

формировать у ребенка осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами здоровых сверстников;

развивать способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

формировать компенсаторные навыки, умение использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

развивать способность к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе;

формировать потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни; стремление к повышению умственной и физической работоспособности;

формировать осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;

формировать желание улучшать свои личностные качества.

АФК объединяет все виды физической активности и спорта, которые соответствуют интересам детей с проблемами в развитии и способствуют расширению их возможностей. Цель АФК -- улучшение качества жизни детей с ОВЗ посредством физической активности и спорта. Основной задачей является решение конкретных психомоторных проблем, как путем изменения самого ребенка, так и изменения окружающей среды, по возможности устраняя в ней барьеры к более здоровому, активному образу жизни, к равным со своими здоровыми сверстниками возможностям заниматься спортом.

Система занятий по физическому воспитанию для дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) разрабатывается индивидуально (совместно с инструктором ЛФК). На первичном приеме ребенка присутствует воспитатель по физической культуре. Он анализирует медицинскую документацию совместно с инструктором ЛФК (выписки из истории болезни, рекомендации ортопеда, невролога, врачей из стационаров и др.), беседует с родителями, наблюдает за ребенком в свободной деятельности. Совместно с инструктором ЛФК определяется двигательный статус в соответствии с ведущим неврологическим синдромом: состояние моторной функции, рук, наличие тонических рефлексов. Затем заполняется первичный протокол обследования ребенка, в котором подробно описывается двигательный статус ребенка. На втором этапе организуется комплексное обследование, результаты которого заносятся в карту. Исходя из этого, разрабатывается индивидуальная программа по формированию двигательных умений и навыков для каждого ребенка.

В программе определяется двигательный и ортопедический режим (использование различных ортопедических приспособлений для ходьбы, коррекции положения рук и пальцев, для удержания головы), дозирование нагрузок, указываются противопоказания к применению тех или иных приемов. В ходе работы по физическому воспитанию учитываются рекомендации всех специалистов. Для ребенка с ДЦП важно соблюдать общий двигательный режим. Он не должен более 20 минут находиться в одной и той же позе. Для каждого ребенка индивидуально подбираются наиболее адекватные позы. В процессе работы с детьми используются физкультминутки, физкультпаузы. В свободное время дети принимают участие в физкультурно-массовых мероприятиях, интеграционных спортивных праздниках, досугах. Все мероприятия, которые будут проводиться с ребенком, обсуждаются на консилиуме специалистов. Целью физического воспитания детей, страдающих церебральным параличом, является создание при помощи коррекционных физических упражнений и специальных двигательных режимов предпосылок для успешной бытовой, учебной и социальной адаптации к реальным условиям жизни, их интеграции в обществе. При разработке программы по физическому развитию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата следует опираться на работы Р. Д. Бабенковой, М. В. Ипполитовой, В. В. Кудряшова, И. Ю. Левченко, Е.М. Мастюковой, О. Г. Приходько и др.

2. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Управление образовательным процессом в ДОУ. - М: Айрис Пресс Айрис Дидактика, 2006.

3. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. - М.: Айрис -Дидактика, 2007.

Гост

ГОСТ

Принципы организации педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении

Дошкольное образование – это система организованной работы по воспитанию, обучению и развитию детей раннего и дошкольного возраста, включающая присмотр и уход за детьми в течение дня.

Дошкольное образование реализуется специальными образовательными организациями – детскими садами, предшколами, реализующими свою деятельность на основании лицензии и в соответствии с законодательными нормами и требованиями федеральных образовательных стандартов.

Педагогический процесс дошкольной образовательной организации имеет свои особенности организации. Они обусловлены целевым назначением работы ДОУ: всесторонне развитие ребенка дошкольного возраста, интеллектуальное, нравственное, физическое, эстетическое и социальное становление личности дошкольника.

Педагогический процесс ДОУ строится на основании соблюдения требований ФГОС, что определяет основные принципы его организации:

  • Принцип ориентации на разнообразие детства. Он означает, что в ДОУ используются различные методы воспитания и формы деятельности детей, создается обширная предметно-развивающее среда и игровое пространство, ориентированное на разнообразную игровую, учебную и иные виды деятельности дошкольников.
  • Принцип сохранения исключительности и самоценности детства. Это означает, что период детства должен пониматься, как важный этап развития ребенка, что детство ценно само по себе, независимо от условий его прохождения. Детство значимо теми событиями, которые происходят в данный временной момент, независимо от того, к чему все это приведет в конечном итоге. Поэтому, в педагогическом процессе требуется осознание важности детства и стремлении создать все условия для его продуктивного протекания.
  • Принцип личностно-направленного подхода и построения личностно-развивающей системы взаимодействия между педагогами и детьми.
  • Принцип уважения прав и свобод ребенка, как полноценной личности. Следуют учитывать требования, потребности и интересы ребенка, его мнения, наличие у него собственного взгляда и собственной точки зрения.
  • Принцип реализации образовательной программы на основе применения форм, методов и средств, актуальных для конкретного возраста. В ДОУ, как правило, применяются игровые формы обучения, в ходе которых дети познают мир, приобретают какие-то умения и навыки. Детство строится на основе индивидуальной направленности работы, по отношению к личностным характеристикам ребенка, развитию инициативы детей в разнообразных видах деятельности. в расчет берется этнокультурная обстановка развития ребенка и делается упор на формирование познавательной заинтересованности ребенка.
  • Принцип научной обоснованности и практического использования образовательных программ.

Готовые работы на аналогичную тему

Планирование образовательного процесса ДОУ

Планирование образовательной работы с разными возрастными группами дошкольников является достаточно сложным и многофакторным процессом. Он требует от педагогов знания закономерностей психофизиологического развития детей, приемов и методов обучения, которые можно применять в образовании детей.

Чтобы эффективно организовать образовательный процесс в ДОУ, его необходимо тщательно спланировать.

Планирование образовательной работы ДОУ – это процесс определения плана действий и воспитательных мероприятий, реализуемых в ДОУ.

Планирование образовательного процесса способствует:

  1. Равномерному распределению программного материала в течение конкретного временного промежутка.
  2. Избеганию перегрузки детей.
  3. Предварительному выбору методов и приемов обучения, наиболее подходящих для конкретного возраста.
  4. Внесению ясности в деятельность педагога.
  5. Предугадыванию сложностей работы, которые могут возникнуть и их профилактике.
  6. Выбору оптимальных форм работы с детьми.
  7. Правильному распределению временных ресурсов педагога и нагрузки на учащихся.

Процесс планирование в дошкольной организации осуществляется на основе знания образовательной программы, а также, тщательного изучения каждого воспитанника, его особенностей развития и специфических потребностей.

Существуют специальные методики планирования образовательной работы дошкольной организации. Они содержат перечень требований и условий эффективности плановой работы. К ним относятся следующие:

Читайте также: