К паустовский прощание с летом конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

2. предметныеУУД: знание закличек, загадок; познакомиться с биографией Паустовского, умение читать быстро, находить ответы на вопросы, умение обобщать, сравнивать, расширять знания о природе.

3. познавательныеУУД: знакомство с произведениями Паустовского, дать понятие периодов осени - и их признаков, ввести понятие литературного приёма -контраст.

4. регулятивныеУУД - умение ставить цель и задачи урока, оценивать свою работу и работу других.

Оборудование : книги К.Паустовского, презентация о К Паустовском, проекты детей.

1. Психологический настрой - руки вверх ладошкой наружу, или руки сжаты в кулаках, или руки сложены на парте.

2. Речевая разминка : а) вдох-выдох д) идёт старичок по лестнице- ох

Б) нюхаем цветы е) бежит мальчик по лестнице-ах.

Г) задуваем свечку

3. Актуализация знаний. Эпиграфом нашего урока будут слова. Чьи они?

-А какую осень мы наблюдаем сейчас? Встаньте, посмотрите в окно. (позднюю)Докажите.

-А что интересного о лете и осени осталось в вашей памяти?

- Сформулируйте тему нашего урока, цель, задачи , используя слова:

-познакомимся……

-будем учиться…….

-будем воспитывать ……

5.Работа с текстом до чтения.

1.Рассказ Золотых А. биографии К.Паустовского.

2 Показ презентации. Мещёрская сторона.

3. Чтение заголовка рассказа.

-Что интересного в названии произведения?

- Можно ли предположить о чём пойдёт речь в рассказе?

6. Первичное восприятие рассказа.

1.Чтение рассказа подготовленными учениками.

-Какую осень изобразил Паустовский?

-Где происходит действие рассказа - в городе или в сельской местности?

- С каким настроением автор прощается с летом?

-А в конце такое же настроение? Как называется такой приём в литературе? (Контраст)

- Кто ведёт повествование рассказа?

- Какие слова непонятны?

-Первопуток? С кем сравнивает автор зиму?

7.Физминутка.

8.Работа с текстом на уровне содержания. Оценочные листы.

1 Белая шляпа: - Прочитайте и докажите, когда и во сколько происходили события в рассказе?

-Что значит заворожила стужа?

-Какие слова из текста могли бы стать строчками стихотворения?

2. Зелёная шляпа: -Какая осень описана в рассказе? Прочитайте начало рассказа об осеннем вечере в деревне.

3.Жёлтая шляпа: - Прочитайте , что понравилось в рассказе?

- Какое настроение принёс первый снег? Какая была земля? Прочитайте.

- Как бы вы по-другому озаглавили этот рассказ?

4.Красная шляпа:- Разделите текст на части. – Прочитайте начало 1, 2, 3 части. Докажите.

5.Чёрная шляпа:-Какое настроение навеял этот вечер? Прочитать.

- Какие бы вы краски взяли для рисования этой картины?

-А что изменило нашу картину?

- Что –то не понравилось в рассказе?

6. Синяя шляпа:

-Как, по-вашему мнению, относится автор к тому, о чём он рассказывает ? -Сделайте вывод, зачем автор написал этот рассказ?

-Как автор относится к зиме?

Оценивание работы в группах по оценочным листам .

9.Работа с текстом после чтения.

Работа в группах сменного творческого состава. Дети делятся по разноцветным прямоугольникам на партах:

( Столбцова Ю, Хлыстун А., КарачароваА.)

Защита проектов детей

10. Итог урока.

Данный материал поможет учителю начальных классов провести свой урок согласно новым требованиям ФГОС.

ВложениеРазмер
proshchanie_s_letom_urok_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пересичанская Светлана Витальевна,

учитель начальных классов

МОУ гимназии № 40, г.Калининграда

  1. Изучить творчество русских и советских поэтов и писателей, посвященное красоте и поэзии осенней природы, многообразию осенних красок.
  2. Создать условия для внимательного отношения к языку художественных произведений,понимания образных выражений, использованных в нем, умения представить картину, нарисованную автором.
  3. На произведениях К.Г. Паустовского воспитывать трепетное отношение к родному слову, учить детей вникать в суть слова, по-особому его слышать, чувствовать поэзию слова.
  4. Формировать у учащихся умения высказывать свои суждения.

1. Вхождение в урок.

Учитель: Прозвенел звонок, а это значит, что наша встреча началась. На ваших ладонях лежит цветок добра, чувствуете, как он согревает вас: ваши руки, тело, душу. Чувствуете, как добро входит в вас, заряжает энергией, придает бодрость, будит воображение. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок литературного чтения.

Без чего не может состояться урок литературного чтения?

Учитель: Без кого не может быть ни романа, ни басни?

Дети: Без автора.

Учитель: А для чего автор пишет?

Дети: Чтобы люди читали, узнавали то, что он знает.

Учитель: Без кого не может состояться урок литературного чтения?

Дети: Без читателей.

Учитель: Кем может быть на уроке читатель?

Дети: Слушателем, зрителем, актером, исследователем, критиком.

Учитель: Какие чувства могут возникнуть при чтении?
Дети: Радость, грусть, ирония, сожаление, сопереживание, восхищение.

Примечание: Слова написаны на карточках, прикреплены к доске.

Учитель: Какие слова остались?

Дети: Вдумчиво, внимательно.

Учитель: Что они характеризуют?

Дети: Качества, как должен поступать человек.

Учитель: Так надо читать произведение. Итак, друзья, взгляните на доску.

На доске прикреплён портрет писателя.

На доске - запись:

Эпиграф: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию,

Учитель: Прочитайте слова. Как вы их понимаете?

Дети: Русские слова особые, они напевны, поэтичны. Писатель сравнивает их с драгоценностями.

Учитель Какое оно, русское слово?

Дети: Простое, понятное, образное, емкое, живое, загадочное, точное, звонкое.

Учитель: Какое средство выразительной речи использует писатель?

Учитель: Какие произведения К.Г. Паустовского вы читали?

Учитель: Сегодня нам предстоит еще одна встреча с этим удивительным писателем. Прочитайте название произведения. Как вы думаете, о чем пойдет речь? Проверим.

Учитель: Я буду читать произведение, а те из вас, кто хочет быть слушателем, будут слушать, те, кто хочет быть читателем, будут читать глазками. Задание: Определить вид искусства, жанр и тему произведения.

Примечание: Чтение произведения учителем. Проверка задания.

Дети: Рассказ о природе.

Учитель: Я думаю, что каждому из вас захотелось прочитать этот рассказ. И это не случайно, ведь Паустовский не только владеет тайнами природы, но мастерски умеет рассказать об этом. Как вы понимаете, что значит мастерски?

Дети: Умело, со сноровкой, быстро и хорошо.

3. Чтение текста детьми по абзацам.

Учитель: Какие чувства возникли у вас?

Дети: Сначала - грусть, некоторая унылость, потом возникло светлое чувство, торжественность, праздничность.

Учитель: Какие слова и выражения вас поразили?

4. Физкультурная пауза под музыку.

5. Продолжение работы над темой.

Учитель: Сейчас мы будем с вами исследователями. Самостоятельная работа по рядам с карандашом в руках.

1 ряд. Подчеркните, какие краски можно увидеть.

2 ряд. Подчеркните, какие звуки можно услышать, если внимательно читать текст.

3 ряд. Подчеркните слова, значение которых надо объяснить.

Примечание: Проверка работы идёт в парах. Учитель отслеживает ход выполнения со стороны.

Учитель: Обратим внимание на слова и словосочетания. Давайте прочитаем их хором:

Учитель: Подберите к ним синонимы.

Дети: Тихо, часики, высотная, небоскребная, заоблачная, тишина, заколдовала, очаровала.

Учитель: Какие чувства испытывает автор?

Дети: Восхищение, радость, восторг, которые испытывают люди при виде первого снега.

Дети: Ему было непонятно, необъяснимо.

Дети: Исчезли абсолютно все звуки, как будто всё умерло за окном.

Учитель: Прочитайте отрывок так, чтобы мы почувствовали это.

Учитель: Какой прием использует автор?

Дети: Олицетворение.
Учитель: Прочитайте описание первого снега ночью. Какое средство выразительной речи использует писатель?

Учитель: С чем автор сравнивает первый снег?

Дети: Со стеклянным дождем.

Учитель: Отчего утром хрустело все вокруг?

Дети: Снег выпал и ударил лёгкий морозец, он сковал снежинки, и они хрустели под ногами.

Учитель: Прочитайте этот отрывок красиво, выразительно.

6. Дополнение текста зрительным рядом.

Учитель: Будем зрителями.

Звучит музыка П.И. Чайковского. Рассматривание картины.

Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.

Учитель: Посмотрите на репродукцию картины Аркадия Александровича Пластова. Как бы вы назвали эту картину?

Дети: Начало зимы. Сюрприз.

Дети: Нет сугробов, местами еще видна голая земля.

Учитель: Какое время суток изображено? Как вы догадались?

Дети: Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.

Учитель: Как первый снег изменил природу?

Дети: Украсил, принарядил, освежил.

Учитель: Кого изобразил художник на переднем плане?

Дети: Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, радуются первому снегу. Это деревенские ребята.

Учитель: Опишите их внешний вид.

Дети: Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.

Учитель: Вглядитесь в лица детей, что на них отражено?

Дети: Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник, ребятам нравится первый снег.

Учитель: Почему их удивляет первый снег?

Дети: Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.

Учитель: Художник пользовался красками. Попробуем выступить в роли писателей. Постарайтесь найти нужные, точные слова для того, чтобы описать снег, изображенный на картине. Подберите имена прилагательные.

Дети: Мягкий, робкий, добрый, тихий, пушистый, мохнатый и т.д.

Учитель: Подберите глаголы.

Дети: Идет, порхает, сыплется, падает, летит, кружится, танцует, опускается, укрывает.

Учитель: Поищем слова-сравнения.

Дети: Хлопьями, крупой, стеклянным дождем, пухом.

Учитель: Прочитайте строки из рассказа Паустовского, которыми можно озвучить эту картину.

Примечание: Дети читают.

Учитель: Что общего в рассказе Паустовского и картине Пластова?

Дети: И в рассказе, и на картине главное – первый снег, подчеркивается единство живой и неживой природы, природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.
Учитель: Взгляните с позиции темы и настроения. Русский композитор Петр Ильич Чайковский выразил свои чувства в музыке, и она нам помогла передать настроение картины. Приходилось ли вам наблюдать, как падал первый снег?

Дети: Да, это явление завораживает, очаровывает, заставляет наблюдать.
Учитель: Запомнился ли вам этот день? Расскажите о своих чувствах.

Учитель: Что вы можете сказать о человеке, который снял для нас этот фильм? Чем он хотел поделиться с нами?

Дети: Ему очень нравится зима, он наблюдательный человек, тонко чувствующий природу.

Учитель: С кем произошла встреча на уроке?

Дети: С писателем К.Г.Паустовским, художником А.А. Пластовым, композитором П.И. Чайковским.

Учитель: Что можно сказать об этих людях?

Дети: Эти люди очень любят природу, внимательные, чувствительные, творческие.

Дети: Пришвину, Паустовскому, Скребицкому, Бианки. Мы не знаем.

Учитель: Вы правы, каждый мог их сказать. Но они принадлежат русскому писателю Г. Скребицкому.

9. Домашнее задание.

Что сумеешь - нарисуй,

Если сможешь - объясни,

Что захочешь - заучи,

С добрым чувством прочитай!

видеофайл прилагается к конспекту, а музыкальный файл все могут скачать свободно и бесплатно по данной ссылке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка.

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку.

Урок №5 Тема урока: Добро и зло (урок первый).

Конспект урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс.


Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока: урок – проблема.Структура:1.

Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка

Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для развития внимания к собственным чувствам, вызванным литературным произведением, к точности слова, использованного писателем. Способствовать формированию умений сравнивать переживания писателей, выраженные в разных произведениях. Рассказывать об иллюстрациях к прочитанному произведению. Содействовать обучению создания рассказа по аналогии с прочитанным и его записи.

Планируемые результаты образования:

Предметные: выразительно читают текст; вычленяют фрагменты текста, нужные для ответа на вопрос; объясняют действия персонажей, определяют отношение автора к героям; определяют настроение, выраженное в произведении, передают его при чтении; определяют впечатление от прочитанного; выражают свое отношение к прочитанному, обосновываю его; придумывают иллюстрации к прочитанному произведению, рассказывают о них или рисуют; обозначают ритм стихотворения путем прохлопывания; объясняют переносное значение слов, фразеологизмы; сочиняют рассказы, записывают их.

Личностные: привлекают свой жизненный опыт, рассказывая о своем впечатлении.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.

Познавательные: рассказывают об опыте общения с природой; привлекают свой жизненный опыт, рассказывая о своем впечатлении.

Коммуникативные: получают нужную информацию, задавая вопросы старшим; воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения.

Создать условия для развития внимания к собственным чувствам, вызванным литературным произведением, к точности слова, использованного писателем. Способствовать формированию умений сравнивать переживания писателей, выраженные в разных произведениях. Рассказывать об иллюстрациях к прочитанному произведению. Содействовать обучению создания рассказа по аналогии с прочитанным и его записи.

Планируемые результаты образования:

Предметные: выразительно читают текст; вычленяют фрагменты текста, нужные для ответа на вопрос; объясняют действия персонажей, определяют отношение автора к героям; определяют настроение, выраженное в произведении, передают его при чтении; определяют впечатление от прочитанного; выражают свое отношение к прочитанному, обосновываю его; придумывают иллюстрации к прочитанному произведению, рассказывают о них или рисуют; обозначают ритм стихотворения путем прохлопывания; объясняют переносное значение слов, фразеологизмы; сочиняют рассказы, записывают их.

Личностные: привлекают свой жизненный опыт, рассказывая о своем впечатлении.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.

Познавательные: рассказывают об опыте общения с природой; привлекают свой жизненный опыт, рассказывая о своем впечатлении.

Коммуникативные: получают нужную информацию, задавая вопросы старшим; воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения.

1. Организационный момент.

– Звенит задорно колокольчик,

Пора урок нам начинать,

Всем нужно дружно поздороваться

И у столов красиво встать.

2 Проверка домашнего задания. Просмотр презентации.

3. Постановка темы и целей урока.

На экране вы видите портрет К. Г. Паустовского и даты его жизни. Вглядитесь в него и запомните (слайды презентации)

К.Г. Паустовский- известный русский писатель, который много произведений написал для детей. Рассмотрите обложки его книг. Назовите произведения. Быть может, среди них вам встретятся те, которые вы уже читали.(слайды)

Кто догадался, с произведением какого писателя мы будем сегодня работать?

– Выбрав подходящие слова и составив из них заголовок, вы узнаете название рассказа, с которым сегодня познакомимся.

Встреча, прощание, летом, осенью, зимой, с

– Сформулируйте тему и цели урока, используя опорные слова:

Познакомимся…
Будем учиться…
Будем воспитывать…

4. Работа с текстом до чтения.

– Что интересного в названии произведения?

– Можно ли предположить о чем пойдет речь в рассказе?

5. Первичное восприятие.

– Откройте учебник Э.Э. Кац с.18

Чтение рассказа подготовленными учениками.

– Какую осень изобразил Паустовский?

– Где происходит действие рассказа? (в сельской местности)

– С каким настроением автор прощался с осенью?

Мы листики осенние.
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.

6. Работа с текстом во время чтения на уровне содержания.

Нам встретились слова, которые употребляются только в сельской местности. Их значение нам неизвестно. Кто запомнил эти слова? (на доске) Попробуйте объяснить их значение.

А вот какое объяснение дает словарь Ожегова (находят и читают дети):

Стреха – нижний, свисающий край крыши деревянного дома, избы, а также сама крыша, кровля, обычно соломенная.

Уютное-удобное, приятное жилище.

Хлестать-бить , ударять.

– Кто помнит, как начинается рассказ?

– Почему автор назвал ноябрь грустным временем года? Читаем текст вслух, с попутными комментариями, запоминаем слова и выражения, значения которых непонятно.

Давайте возьмем карандаш, будем читать и подчеркивать отрывки-доказательства (работа с текстом, по ходу разбираем образные выражения: сбитый белок, самовар-инвалид и др.)

– Кто выберет и прочитает из текста небольшой отрывок об осеннем вечере в деревне.

– Какое настроение навеяли эти вечера? Какой краской вы бы нарисовали их? Почему? (выбор цвета настроения – серый – скука, грусть, печаль)

Сравнение настроения, выраженного двумя авторами, Пушкиным и Паустовским, в их произведениях об осени.

О каком осеннем месяце рассказывает каждый из писателей. Подтвердите свой ответ строками произведения.

Определение чувств писателя, выраженных в произведении.

-Но Паустовский не говорит, что ему тоскливо и страшно,- есть уют ярко освещённой комнаты, поющий самовар и спящий в кресле кот.

Активизация читательского опыта. Задание 6(б0.

-Расскажите, когда бывает особенно уютно в вашем доме, что вы чувствуете в это время?

Работа с иллюстрациями на с.18. Задание7.

Рассмотрите картинку на с.18 и расскажите об иллюстрации, которую хотели бы нарисовать к рассказу К. Паустовского.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

-Выполните задание 4 на с.14 в рабочей тетради 1 Проверьте правильность выполнения задания по образцу.(Слайд, картинка с правильным вариантом ответа).

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

-Выполните задание 3 на с.13-14 в рабочей тетради 1.

– Что Паустовский хотел сказать нам этой историей? (Каждое время года прекрасно по-своему).

7. Работа с заголовком рассказа.

– Придумайте свой заголовок к данному произведению (Выбор самого удачного варианта и сравнение с авторским)

– Что Паустовский хотел сказать нам этой историей? (Каждое время года прекрасно по-своему).

8. Итог урока.

– Ребята, кто открыл сегодня для себя что-то новое?

– Кому понравилось произведение?

– Кто помог нам глубже проникнуть в мир природы, увидеть ее красоту и гармонию?

Замечательный писатель-творец прекрасных слов об окружающем мире Константин Георгиевич Паустовский.

Когда-то Паустовский сказал прекрасные слова о другом человеке – композиторе Э. Григе (на доске портрет, слова):

“Спасибо! За Вашу щедрость, за то, что Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек”.

– Можем ли мы адресовать эти слова самому Константину Георгиевичу? Давайте прочитаем их вместе вслух.

9. Рефлексия.

Какую задачу ставили на урок?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Выберите и дополните одно из предложений:

Мне на уроке было…

Урок заставил меня задуматься о…

10. Домашнее задание.

– Выберите себе домашнее задание по желанию:

– Подготовить пересказ текста.

– Нарисуй иллюстрацию к произведению.

– Раздели рассказ на части по описанию осенних периодов.

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме:

Учитель начальных классов Алексеева Татьяна Александровна

Уж небо осенью дышало,

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало ,

Уж реже солнышко блистало ,

Короче становился день,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу:приближалась

Тянулся к югу:приближалась

Довольно скучная пора;

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Стоял ноябрь уж у двора.

КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ Презентация Алексеевой Т.А.

КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ

Презентация Алексеевой Т.А.

19 (31) мая 1892 в Москве Псков Вильно Киев

19 (31) мая 1892 в Москве

Учился: Паустовский учился в Киевской классической гимназии. По окончании гимназии в 1912 он поступил в Киевский университет , на историко-филологический факультет, затем перевелся в Московский университет , на юридический факультет.

Паустовский учился в Киевской классической гимназии.

По окончании гимназии в 1912 он поступил в Киевский университет , на историко-филологический факультет,

затем перевелся в Московский университет , на юридический факультет.


В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке

В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке

В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом на Южном Фронте и писал рассказы

В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом на Южном Фронте и писал рассказы

Нажмите, чтобы узнать подробности

- воспитывать любовь к русской литературе, бережное отношение к природе, нравственные качества личности.

Предметные УУД:

создать условия для формирования:

- понимать фактическое содержание текста,

- искать нужную информацию в художественном тексте,

- сопоставление словесного и зрительного образа, способов их создания,

- понимания замысла автора,

- отработка навыков выразительного чтения.

Метапредметные УУД:

личностные

создать условия для развития у обучающихся:

- эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженной в художественном произведении,

регулятивные –

создать условия для определения цели деятельности и соотнесение результата с целью и оценивание его.

познавательные –

создать условия для наблюдения, анализа, преобразования информации из одной формы в другую.

коммуникативные –

- донесение своей и понимание чужой позиции,

- умение общаться в парах,

Методы: словесный, иллюстративный, частично-поисковый

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование:

Мотивация к учебной деятельности

- Без чего не может состояться урок литературного чтения? (Без книги).

- Без кого не может быть стихотворения, рассказа, ни басни? (Без автора).

- А для чего автор пишет? (Чтобы люди читали, узнавали то, что он знает).

- Без кого не может состояться урок литературного чтения? (Без читателей, без учеников).

- Кем может быть на уроке читатель (ученик)? (Слушателем, зрителем, актером, исследователем, критиком).

- Какие чувства могут возникнуть при чтении? (Радость, грусть, ирония, сожаление, сопереживание, восхищение). (Слова написаны на карточках, прикреплены к доске).

- Как мы должны работать с произведением, чтобы понять его содержание?

(Вдумчиво, внимательно).

- Именно так мы будем работать с новым произведением.

Актуализация знаний

- Отгадайте загадку и вы узнаете, чему будет посвящен наш урок:

Кто знает верную примету, Высоко солнце, значит лето. А если холод, вьюга, тьма И солнце низко, то … (зима)

2) Сформулируйте цели урока, используя опорные слова (слайд2)

Познакомимся с ….. (новым произведением)

Будем учиться ….. (слушать, анализировать, делать выводы)

Будем воспитывать ….(интерес к литературному чтению, музыке, живописи)

Знакомство с текстом

- А можно ли в прозе нарисовать картину зимы?

Те из вас, кто хочет быть слушателем, будут слушать, те, кто хочет быть читателем, будут следить по учебнику. Будьте внимательны, т.к. вам нужно будет ответить на вопросы: Что понравилось и больше всего запомнилось?

4.Работа по содержанию произведения

1) Беседа по содержанию рассказа

- Итак, что вам понравилось и запомнилось больше всего?

- О каком времени года идет речь?

- Отчего проснулся автор? (Проснулся от странного ощущения. Ему показалось, что он оглох во сне от наступившей необыкновенной тишины)

- Когда выпал первый снег? (за два коротких часа необыкновенно изменилась земля)

- На кого была похожа земля? (на застенчивую невесту)

- Куда отправились люди в первый зимний день? (в лесах было торжественно, светло)

2) Работа над выразительными средствами языка

- Какие чувства испытывает автор при виде первого снега? (Восхищение, радость, восторг)

Работа в группах:

1 группа выписывает из рассказа эпитеты;

2 группа – олицетворения,

3 группа – сравнение.

Физкультминутка для глаз.

5. Дополнение текста зрительным и музыкальным рядом

- Кто еще, кроме поэтов и писателей, использует приемы и средства выразительности в своем творчестве (художники и композиторы)

- Сейчас мы с вами побудем зрителями и слушателями. Рассмотрим картины под музыку Петра Ильича Чайковского. Расслабьтесь, насладитесь увиденным и услышанным, постарайтесь увидеть первый снег, образ зимы так, как описывал ее К.Г. Паустовский, и выполните задание:

1 вариант. Запишите, какие цвета можно увидеть в тексте и на картине (белый свет наполнял комнату, переливался желтоватый круг, чернели стрелки ходиков, серая птица, черные стебли крапивы, серебряное корыто, серебряный кувшин, красная рябина, черная вода озера)

2 вариант. Запишите, какие звуки в тексте и в музыкальном произведении можно услышать (посапывает во сне кот, за стеклами было безмолвно, все хрустело, трещит огонь). (слайд 8).

Проверка (ответы детей)

- Какие впечатления произвели на вас картины и музыка?

- Как первый снег изменил природу? (Украсил, принарядил, освежил).

6. Закрепление.

7. Итог урока

- Что объединяет профессии писателя, художника и композитора? (Это творческие профессии, они умеют видеть прекрасное, чувствовать красоту и разными средствами создают один и тот же образ) (слайд 10 )

- Что хотел сказать нам К.Г. Паустовский? (в самом обычном можно найти что-то чудесное, радоваться приходу нового времени года – зиме) (слайд 11 )

Читайте также: