Конспект урока смешанные и широколиственные леса 4 класс

Обновлено: 16.05.2024

Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок окружающего мира. Сегодня на уроке мы будем говорить о природных зонах нашей страны.

2. Проверка домашнего задания.

Сейчас вам предстоит вспомнить особенности изученных природных зон и некоторых представителей их растительного и животного мира.

О какой природной зоне идет речь?

– Белый мох на скале, а в расщелине лед.
Старый снег залежался, не тает.
Ледяная пустыня на мили вокруг
А тепло здесь совсем не бывает. (Арктика)

– Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей страны. Зима ветреная, холодная, длится 8 – 9 месяцев. Короткое и прохладное лето наступает вместе с полярным днем. (Тундра)

– Назовите растение, которое встречается в зоне Арктики и в зоне тундры. (Мох)

– Полярная лисица. (Песец)

– Это хищное животное почти всю жизнь проводит в воде. Оно выходит на сушу только для сна и отдыха. В такие моменты можно слышать его голос, похожий на хриплый лай. Длина его тела достигает 2 метров. (Тюлень)

– Основной корм для оленей. (Ягель)

– Этот обитатель Крайнего Севера быстро передвигается по льду. Ловко плавает и ныряет. Питается главным образом тюленями и рыбой. (Белый медведь)

– Самый крупный зверь тундры. (Олень)

– Это растение – ближайший родственник малины, однако не кустарник, а однолетнее травянистое растение. (Морошка)

– Весь организм этой хищной птицы приспособлен к ночной охоте, у нее бесшумный полет, огромные глаза, которые дают возможность видеть в темноте, острый слух. Побеление оперения связано с усиленным выделением тепла. (Полярная сова)

– Одно из самых распространенных тундровых растений. Его плоды – синеватые, округлые ягоды с сизым налетом. (Голубика)

– О каком явлении идет речь:

Широкая дуга самых блестящих цветов сияла на небе, словно огромная радуга, и из нее то и дело вылетали вверх тысячи разноцветных лучей. (Полярное сияние)

3. Объявление темы урока.

Один поэт сказал о лесе:

“Здравствуй, лес, дремучий лес”. Что значит дремучий? (это значит темный, непроходимый).

Но ведь не все леса темные.

Какой лес изображен? (Светлый, веселый)

Мы будем исследовать природу лесной зоны. Что значит “исследовать”? (Подвергать научному изучению, тщательно рассматривать.)

Сегодня мы должны найти ответ на вопрос: Почему одни леса темные, а другие светлые.

3. Изучение новой темы.

Работа с картой “Природные зоны России”.

Вся лесная полоса состоит из 3 подзон. В северной части преобладают хвойные деревья, которые образуют труднопроходимые леса. Это и есть тот самый дремучий лес. Эту территорию называют тайгой.

Южнее тайги расположена зона смешанных лесов.

Еще южнее находятся широколиственные леса.

Где находится лесная полоса по сравнению с зоной тундры? (Южнее зоны тундры) Приложение 1. Слайд 3.

Верно, запишите это в тетрадь.

Солнце поднимается здесь выше, светит дольше.

Здесь ярко выражены все 4 времени года, зима холодная, а лето теплое.

Запишите в тетради, в какие погодные условия мы с вами попали в зоне лесов.

Итак, на какие подзоны делится зона лесов?

Сейчас каждая группа с помощью дополнительной литературы исследует растения одной из подзон и подготовит небольшой рассказ. При составлении рассказа пользуйтесь планом исследования.

1 группа исследует тайгу. Приложение 2.

2 группа исследует смешанные леса. Приложение 2.

3 группа исследует широколиственные леса. Приложение 2.

5 минут на подготовку, далее заслушиваем рассказы групп.

В процессе каждого рассказа меняются слайды в презентации в соответствии с темой рассказа. Приложение 1. Слайды 6-17.

В отличие от других зон, леса отличаются разнообразием животного мира. Это можно объяснить тем, что в лесу наиболее благоприятные для них условия. Лес – это жилище для зверей и птиц, их дом, убежище от врагов. Лес кормит всех обитателей.

Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы подумайте, о каком животном идет речь?

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. Медведь

Через поле напрямик
Скачет белый воротник. Заяц

Кто на своей голове лес носит? лось
Кто зимой холодной бродит злой, голодный? волк

Водяные мастера строят дом без топора.
Дом из хвороста и тины и плотину? бобры

С ветки на ветку, быстрый как мяч,
Прыгает по лесу, рыжий циркач. Белка

Днем спит, ночью летает? филин

Черный жилет, красный берет,
Нос как топор, хвост как упор. Дятел

5. Закрепление.

Блиц-турнир “Я знаю лес”.

  1. Какой лес называется тайгой?
  2. Назовите дерево: высокое, стройное, с желтовато-красной или бурой корой, ветви только на вершине, хвоинки длинные, расположены попарно, шишки маленькие, округлые.
  3. Какое особое отличие есть у лиственницы?
  4. Плодами какого дерева являются желуди?
  5. Какое дерево при цветении распространяет вокруг чудесный аромат?

6. Подведение итогов.

Итак, о какой природной зоне мы с вами говорили сегодня? На какие 3 подзоны делится зона лесов? Почему одни леса темные, а другие светлые?

Вы хорошо работали, молодцы.

7. Домашнее задание.

Домашнее задание: придумать вопросы для одноклассников по теме “Зона лесов”.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока окружающего мира в 4 классе

Учитель: Гончарова Елена Павловна

Тип урока: изучение нового материала

Цель: формировать у учащихся представление о лесной зоне

Задачи:

• формировать у обучающихся представление о зоне смешанных и широколиственных лесов;

• познакомить с географическим положением зоны лесов, с ярусами зоны лесов;

• познакомить с животным и растительным миром зоны лесов;

• учить выбирать из общего материала главное и приводить в систему полученные знания;

• формировать умение пользоваться учебной литературой;

• развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой, дополнительной литературой, компьютером;

• воспитывать любовь и бережное отношение к природе, любовь к Родине.

Формируемые УУД:

Познавательные: умение извлекать информацию, описывать, сравнивать классифицировать природные объекты.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.

Личностные: положительно относиться к учению, к познавательной деятельности.

I. Орг. момент (Слайд 1)

- Прочитайте фразу на слайде и дополните её.

Я ожидаю от сегодняшнего урока……….

Кто желает поделиться своими мыслями?

- А я ожидаю от сегодняшнего урока вашей активной, плодотворной работы! Давайте подарим друг другу хороший урок!

II. Проверка домашнего задания. (Слайд 2)

С какой природной зоной мы познакомились на предыдущем занятии? (Зона тундры.)

– Покажите на карте природных зон зону тундры.

– Выберите для себя один из вопросов на слайде:

Опишите климатические условия тундры.

Какие деревья растут в тайге?

Каких животных можно встретить в тайге?

Что ты знаешь о Пинежском заповеднике?

Расскажи об исследованиях Владимира Клавдиевича Арсеньева.

(По 2 представителя от группы отвечают на вопрос.)

Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём. (Лес)

(Мы отправимся в лесную зону.)

– Совершенно верно, сегодня мы ответим на эти вопросы. Ещё вы узнаете. Чем отличаются смешанные леса от широколиственных.

I V . Работа над новым материалом.

– Где находится зона лесов относительно зоны тундры? (Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте обозначена зеленым цветом.)

– В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса? (Зона лесов расположена в умеренном поясе. Значит, здесь ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето.)

– Какая поверхность у зоны лесов? (Зона лесов расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также Среднесибирском плоскогорье.)

– Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади. (Это самая большая природная зона. В зоне лесов три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и третья часть – широколиственные леса, еще светлее зеленый свет.)

– Между тундрой и зоной лесов есть промежуток, закрашенный темным цветом. Что это? Какую роль он выполняет? (Это лесотундра. Выполняет плавный переход от одной природной зоны к другой.)

Актуализация опорных знаний.

– Ребята, давайте вспомним, какие ярусы леса вы знаете. Какой ярус самый высокий? (Деревья) – Правильно. В лесу много деревьев. Давайте вспомним, какие деревья вы знаете. (Слайд 4)

Клейкие почки, зелёные листочки.

С белой корой растёт под горой. (Берёза)

С моего цветка берёт пчёлка самый вкусный мёд. (Липа)

Зимой и летом одним цветом. (Ель)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)

– Какой ярус следует за деревьями и находится ниже? (Кустарники) (Слайд 5)

– Спускаемся ещё на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников? (Травы)

– Давайте вспомним какие травы вы знаете. Отгадайте загадки. (Слайд 6)

Нам запах свежести лесной приносит позднею весной.

Цветок душистый, нежный, из кисти белоснежной. (Ландыш)

На припёке у пеньков много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк. (Земляника)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту, зовусь я…(Подосиновик)

– Скажите, всё ли правильно? (Подосиновик это не трава, а гриб. Но растёт он в ярусе трав)

– Давайте вернёмся в верхний ярус. Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. (Слайд 7) Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга – хвойный лес.

Далее к югу растут смешанные и широколиственные леса. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла.

(Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны (слайд картины тайги, непроходимой тайги) Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна (Слайд 7)

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольха. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет ни у одного дерева, размножающегося семенами.

Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.

Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик. (Слайд 8)

Ближе к югу зоны становится теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – темные орешки, сидящие по несколько штук под одним крылышком.

У клена большие резные листья, плоды – крылатки. (Слайд 9))

Учащиеся выполняют схему в тетради.

hello_html_779e9ca9.jpg

Физминутка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Зашумел листвою клен.

Учащиеся повторяют упражнения за учителем.

V. Закрепление изученного материала.

– Какие три лесные яруса мы изучали во 2 классе? (Деревья, кустарники, травы) Какие три части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес и широколиственный лес.)

– Используя иллюстрацию на с. 28 учебника, запишите 2–3 цепи питания, характерные для леса. (Слайд 12)

V I . Итог урока. Выставление оценок.

О животном мире леса можно говорить бесконечно. Очень много здесь разных видов животных!

– Мы сегодня познакомились с зоной лесов. На какие вопросы мы ответили на уроке?

– Что особенно понравилось?

Домашнее задание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебное заведение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №39 х.Трудобеликовского, Красноармейского района, Краснодарского края.

Цели:

-образовательные: познакомить учащихся с особенностями природных условий зоны смешанных и широколиственных лесов, растительностью, животным миром и хозяйственной деятельностью человека, познакомить с экологическими проблемами зоны;

-развивающие: проанализировать, как животные приспособились к климатическим условиям зоны смешанных и широколиственных лесов, сравнить сходства и различия природы тундры и природу арктических пустынь, работать с картой, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал и делать выводы;

-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с особенностями природных условий зоны смешанных и широколиственных лесов, растительностью, животным миром и хозяйственной деятельностью человека, познакомить с экологическими проблемами зоны.

Метапредметные: совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы;развивать познавательный интерес и творческую активность, речь;создать условия для формирования умения взаимодействовать со сверстниками в группах;

Личностные:формирование интереса и ценностного отношения к природе; формирование положительной мотивации к учению.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал для работы в группах.

Средства, используемые на уроке: Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2014.Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2015., карточки с названием.

 познакомить с географическим положением зоны лесов, с час тями зоны лесов:

 познакомить с животным и растительным миром зоны лесов;

 учить выбирать из общего материала главное и приводить в систему пол уч енные

 формировать умение пользоваться учебной литерату рой;

 развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой,

 воспитывать любовь и бережное отношение к природе, любовь к Родине;

 воспитывать культуру поведения, ум ение работать в гр у ппе

Оборудование : интерактивная доска, проектор, презентация, учебник « Окружающий

II . Проверка домашнего задания. Повторение и систематизация знаний о

8. Растения тайги низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями ( -)

- Над какой большой темой мы сейчас работаем? (природные зоны Рос сии)

- С какими природными зонами вы у же позн акомились? (зона арктиче ских пустынь,

- Как приспособлены птицы и звери к жизни в су ровых аркти ческих ус ловиях?

– Найдите и покажите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной

зоне, глядя на карту? Где находится? Каким цветом обозначена? Какие пространства

(Дети делают самостоятельные выводы, работая с картой, что зона смешанных и

широколиственных лесов находится южнее тайги, на карте она обозначе на голубым

3. Узна ем о животных, обитающих в смешанных и широколиственных лесах.

Цель: из у чить зон у смешанных и широколиственных лесов.

1. Узнать о климате зоны смешанных и широколиственных лесов.

2. Найти информацию о растениях этой природной зоны.

3. Выяснить, какие животные обитают в смешанных и широколиственных лесах.

- Из каких источников мы можем добыть интересу ющ у ю нас информацию? (интернет,

- На партах карточки с вопросами, на которые вы должны ответить.

- Объединяемся в группы. Первая гру ппа – метеорологи. Что вы должны выяснить? (какие

климатические условия в зоне смешанных и широколиственных лесов)

- Вторая группа – ботаники. Должны узнать о растениях изучае мой природной зоны.

(Собрав необходимый материал, представители от каждой группы рассказывают у дос ки,

что им удалось узнать, создаётся общее представление о природной зоне .)

- Зона смешанных и широколиственных лесов находится южнее тайги . В этой зоне тёплое

лето и довольно долгая холодная зима. Здесь летом солнце подолгу не зах одит за

- В этих лесах один - два яруса. Верхний древесный ярус занимают высокие сосны и ели.

Кроны деревьев смыкаются и не пропускают све та. Поэтому здесь нет мелких

кустарников и трав, лишь зелёные мхи и толстый ковер опавшей хвои покрывают почву .

- Яркими представителями животного мира смешанных и широколиственных лесов

являются: кабан, белка, зяблик, иволга, гагара, благородный олень, белый медведь.

Читайте также: