Электризация через влияние 8 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Электростатика — раздел физики, изучающий неподвижные заряды и не изменяющиеся во времени электрические поля.

Электрические явления известны человеку с давних времен. Это электризация тел при трении, молния. Систематическое изучение электрических явлений начато в XVIII в. В России этим занимались М. В. Ломоносов и Г. Рихман, в Америке — Б. Франклин. М. В. Ломоносов установил природу молнии, Б. Франклин — два рода электричества. Франклин предложил считать, что стекло, натертое кожей, заряжается положительно, а янтарь, натертый шерстью, — отрицательно. С точки зрения современной науки, отрицательно заряженное тело содержит избыток электронов. Если у тела забрать часть электронов, то оно заряжается положительно. Следовательно, отрицательный знак заряда электрона — условное понятие, связанное с произвольным выбором Б. Франклина.

Электризация тел

В наше время, в век господства синтетических материалов, мы повседневно сталкиваемся с проявлением статического электричества: трение одежды из синтетики о кожу человека сопровождается треском искр, видимых в темноте.

Чтобы обнаружить заряд какого-либо тела, нужно воспользоваться пробным зарядом — другим заряженным телом малых размеров (точечным зарядом). На пробный заряд со стороны нашего тела будет действовать сила. Если источник пробного заряда и тела один и тот же (янтарь или стекло), это будет отталкивающая сила, если же их источники разные (у одного янтарь, а у другого стекло), то пробный заряд будет притягиваться к нему.

Электризация тел

Тела, которые в результате трения приобретают способность притягивать другие тела, называют наэлектризованными или заряженными, а явление приобретения телами электрического заряда называют — электризация.


На этом уроке мы вспомним, что такое электризация тел. Сформулируем закон сохранения электрического заряда. Используя знания о строении атома объясним существование проводников и диэлектриков. А также разберёмся в механизме образования грозового разряда.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Объяснение электрических явлений"

Вы уже знаете, что тела являются заряженными или наэлектризованными, если в результате трения они приобрели свойство притягивать к себе лёгкие предметы. А явление, при котором телам сообщаются электрические заряды, называют электризацией. Теперь давайте с вами выясним причину этого явления.

На прошлых уроках мы с вами говорили, что, например, при трении стеклянной палочки о шёлк палочка получает положительный заряд. Как это может произойти? Ведь до начала опыта и палочка, и кусочек шёлка были нейтральны, в чём легко убедиться с помощью электроскопа…

Можно выдвинуть гипотезу о том, что в результате трения отрицательный заряд переходит со стеклянной палочки на шёлк, палочка становится положительно заряженной, а кусочек шёлка — отрицательно заряженным.

Как мы знаем, чтобы подтвердить или опровергнуть любую гипотезу, её надо проверить с помощью эксперимента. Проделаем такой опыт. Поднесём к подвешенной на нити стеклянной палочке кусочек шёлка, о который её предварительно потёрли.


Палочка к нему притягивается. Это подтверждает наше предположение о том, что палочка и шёлк получили заряды противоположного знака. Поскольку стеклянная палочка заряжена положительно, то можно сделать вывод, что шёлк заряжен отрицательно.

Будем считать, что одного эксперимента недостаточно, так как он может дать случайный результат. Проделаем другой опыт: к отрицательно заряженной эбонитовой палочке поднесём тот же кусочек шёлка


Палочка от него оттолкнулась. Значит, можно сделать тот же вывод: шёлк заряжен отрицательно.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Действительно, в результате электризации, в которой обязательно участвуют два тела, происходит перераспределение зарядов. При этом электризуются оба тела, приобретая заряды противоположных знаков.

Для того чтобы объяснить, почему при электризации тело становится заряженным, проделаем следующий опыт. Возьмём электрометр, на который сверху надет полый металлический шар. Наэлектризуем трением друг о друга две пластинки — эбонитовую и плексигласовую. Внесём сначала одну из них внутрь полого шара электрометра и убедимся, что он зарядился.


Затем внесём внутрь шара вторую пластинку. Результат будет таким же: стрелка электрометра отклонится на такой же угол. Это убеждает нас в том, что каждая из пластинок действительно заряжается при трении друг о друга.

Теперь внесём внутрь шара одновременно обе заряженные пластинки. Электрометр в этом случае не обнаруживает заряда — стрелка его не отклоняется.


Данный опыт позволяет ещё раз убедиться не только в том, что при электризации тела приобретают заряды противоположных знаков, но и в том, что эти заряды равны по модулю. Именно поэтому стрелка электрометра при внесении внутрь шара двух потёртых друг о друга пластин остаётся на нуле. Иначе говоря, алгебраическая сумма зарядов обеих пластинок и до, и после электризации равна нулю.

Мы уже знаем, что заряженное тело притягивает к себе другое заряженное тело, если их заряды разноимённые. Но почему к заряженному телу притягиваются незаряженные тела?

Первым почти верное объяснение данным явлениям дал Б. Франклин. Он считал, что в любом незаряженном теле положительное и отрицательное электричество присутствуют всегда, но в равных количествах, так что имеет место их компенсация.

Мы же с вами ответим на возникший вопрос, проведя такой опыт. Поднесём к шарику незаряженного электроскопа, не касаясь его, наэлектризованную палочку. Электроскоп фиксирует появление на листочках заряда.


Уберём палочку — листочки спадают. Значит, заряд от палочки к листочкам электроскопа не перешёл через воздух, а появился под влиянием заряженной палочки.

Зная, что заряд может перемещаться в теле, мы можем объяснить произошедшее. Итак, в любом незаряженном теле всегда имеются равные количества зарядов противоположных знаков, равномерно распределённых по всему телу.


Заряд на поднесённой к электроскопу палочке притягивает к себе разноимённый и отталкивает одноимённый заряд на стержне и листочках электроскопа, что и объясняет появление заряда на листочках.

Это можно подтвердить более наглядным опытом. Поднесём наэлектризованную палочку к одному из двух незаряженных электроскопов, соединённых проводящей перемычкой — оба прибора фиксируют появление заряда.


Почему это происходит? Дело в том, что два электроскопа и проводящая перемычка образуют сейчас один большой проводник, на ближайшей части которого распределён разноимённый заряд, а на дальней — одноименный. Отодвинем палочку — листочки электроскопов возвращаются в начальное положение.

Теперь при поднесённой палочке уберём соединительную перемычку — оба прибора останутся заряженными.


В том, что это равные разноимённые заряды, можно убедиться, вернув назад перемычку, соединяющую приборы — листочки в обоих приборах возвращаются в начальное положение.


Перераспределение зарядов в теле, вызываемое воздействием другого заряженного тела, называется электризацией через влияние или электростатической индукцией.

Электризация через влияние происходит чрезвычайно часто. Например, следствием электризации через влияние является молния (или грозовой разряд).

Происхождение молнии объясняется следующим образом. Облака, проносимые над Землёй ветром с большой скоростью, электризуются. Вокруг этих облаков возникает сильное электрическое поле. На ближайших к ним телах в результате электростатической индукции возникает электрический заряд противоположного знака. Такими телами являются другие облака, а также поверхность Земли с находящимися на ней высокими предметами.

Если два облака с электрическими зарядами противоположного знака приближаются друг к другу на достаточно близкое расстояние, то между ними происходит разряд — молния, которая сопровождается громом.


Если грозовая туча имеет, например, отрицательный электрический заряд, и проходит близко к поверхности Земли, то создаваемое этим электрическим зарядом поле возбуждает в предметах на Земле положительный электрический заряд.

Между тучей и заряженными предметами может произойти разряд.

Это же явление играет важную роль во многих технических устройствах, с которыми вы познакомитесь при последующем изучении физики. В кабинетах физики часто применяют изобретённую ещё в XIX в/ немецким физиком А. Тёплером электрофорную машину, в которой используется как электризация трением, так и электризация через влияние.


Это позволяет создать на шариках прибора значительные разноимённые электрические заряды.

На прошлом уроке мы с вами говорили о строении атома. И узнали, что атом — это довольно сложное образование: в центре атома находится положительно заряженное ядро, которое состоит из протонов и нейтронов, а вокруг ядра по замкнутым орбитам вращаются электроны.

Зная строение атома, можно объяснить, что происходит при электризации тел. Электроны, находящиеся вдали от ядра, сравнительно слабо удерживаются ядром. Отделившись от одного атома, эти электроны могут присоединиться к другому. Этим и объясняется, что на одном теле может образоваться избыток электронов, а на другом — недостаток. В первом случае тело становится отрицательно заряженным, во втором — положительно.

Этим же объясняется существование проводников и диэлектриков. Чем слабее притягиваются электроны к ядру, тем больше вероятность, что они могут покинуть своё место и начать двигаться между атомами. Такие электроны называют свободными. Те вещества, в которых есть свободные электроны, являются проводниками.


Если же свободных электронов в веществе нет (или их количество очень мало), то вещество является диэлектриком.


Ещё раз обращаем ваше внимание на то, что во всех рассмотренных нами опытах ни положительные, ни отрицательные заряды не создавались. Они существовали в телах уже до опыта. При этом положительный заряд каждого из тел был равен его отрицательному заряду. Поэтому тела изначально были электрически нейтральны. Таким образом, при электризации заряды в теле не создаются, а только перераспределяются.

Экспериментальным путём было установлено, что распределение заряда зависит от размеров взаимодействующих тел. Например, если заряд передают от заряженного шара незаряженному шару точно такого же размера, то заряд разделится пополам.


Однако, если незаряженный шар больше, то на него перейдёт больше половины заряда.


Поэтому, чем больше тело, которому передают заряд, тем большая часть заряда на него перейдёт.

Именно на этом факте основано заземление, то есть электрическое соединение предмета из проводящего материала с Землёй. Заземление применяется в тех случаях, когда необходимо сделать тело электрически нейтральным. Поскольку размеры Земли огромны по сравнению с размерами тел, находящимися на Земле, то можно считать, что тело передаёт Земле весь свой заряд. Например, это используется для создания громоотводов: при попадании в него молнии, громоотвод просто уводит заряд молнии в землю, не принося никакого вреда.

Кроме того, наведённый тучей на здание электрический заряд немедленно стекает с громоотвода в Землю, тем самым не только предохраняя здание от удара молнии, но и уменьшая вероятность её удара в данное здание.


Теперь можно сформулировать закон сохранения электрического заряда, в основу которого легла гипотеза Б. Франклина, выдвинутая им в 1747 г., и подтверждённая в 1843г. М. Фарадеем: алгебраическая сумма электрических зарядов тел остаётся постоянной.

Это один из самых важных законов природы (его называют фундаментальным).

Следует, однако, сразу же сделать одно очень важное уточнение: алгебраическая сумма зарядов сохраняется только в замкнутой системе. Замкнутая система представляет собой совокупность тел, изолированных от других объектов. Так, в рассмотренных опытах по электризации — это два тела: стеклянная палочка и кусок шёлка; эбонитовая палочка и кусок меха.

Закон сохранения электрического заряда имеет очень глубокий физический смысл. Если число зарядов не меняется, то выполнение этого закона очевидно. Однако в старших классах вы узнаете, что частицы могут рождаться и исчезать, образуя новые заряженные частицы, могут взаимно превращаться. Но самое главное, во всех этих сложных процессах закон сохранения электрического заряда выполняется всегда!

Тип урока:урок изучения новых знаний.

Цель урока: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации понятий электризация тел, два рода зарядов, взаимодействие заряженных тел; выявление теоретических основ электризации тел и построение обобщённых понятий.

Задачи урока:
  • организация усвоения основных понятий по теме, формирование умения распознавать электризацию тел, способы образования зарядов разных знаков, их поведение при взаимодействии, формирование умения анализировать увиденный эксперимент (предметный результат).
  • формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация. (метапредметный результат).
  • формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности

Порой то знание, что мы открываем на уроке, старо как мир. Но от этого оно не старее или хуже, потому что в этом знании отражен сам мир.

2. Изучение нового материала

  • Как вы думаете, чем она колется и что же у неё за иголки?
  • Так о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (выслушиваем предположения детей). Совершенно верно говорить будем об электризации предметов.
  • А как вы думаете, какова цель нашего урока, чему мы должны научиться? (узнать, что такое электризация, как можно наэлектризовать тела, все ли тела электризуются одинаково…).
  • Ребята, у кого-то может есть личная цель на уроке? /дату и тему записать на доске/

Опыт №1

Потрем пластмассовую линейку о бумагу, поднесем ее к мелким кусочкам бумаги, к мелким ватным предметам, к фольге.

  • Ребята, что вы заметили? (мелкие предметы притягиваются)
  • Ребята, а как вы думаете, а вода будет притягиваться? /выполняю я, если есть раковина/ Потрем пластмассовую линейку, поднесем ее к струйке воды.

Вывод: про тело, которое после натирания притягивает к себе другие тела, говорят, что оно наэлектризовано или что ему сообщен электрический заряд.

Опыт №2

Пластмассовую линейку натирают о резиновые перчатки. Подносим затем к мелким кусочкам бумаги последовательно линейку и резиновые перчатки.

  • Сколько тел участвовали в электризации?
  • Что нужно сделать, чтобы наэлектризовать оба тела?

Вывод: при трении наэлектризуются оба тела.

Вывод: тела из одинакового материала не электризуются.

Опыт №3

Натирание полосок целлофанового пакета трением о карандаш.

Положив полоски целлофанового пакета на стол параллельно друг другу и придерживая их двумя пальцами одной руки, натираем их карандашом (ладонью второй руки). После этого подносим полоски целлофанового пакета друг к другу.

Вывод: Существуют 2 рода зарядов. Заряд, полученный на стекле потертом о шелк (и на всех телах, где получается заряд такого же рода) называется положительным. Заряд, полученный на эбоните, потертом о мех (и на всех телах, где получается заряд такого же заряда) называется отрицательным.

Тела, имеющие одноименный заряд, отталкиваются; тела, имеющие разноименные заряды, притягивается.

Опыт №4

  • А можно ли другим способом зарядить тело, не прибегая к трению? (выслушиваем мнения детей). Проведем опыт. Коснемся наэлектризованной палочкой гильзы из фольги.
  • Что заметили? (гильза сначала притянулась, а затем отталкивается)
  • Почему такое поведение? (изначально гильза не заряжена, поэтому она притянулась, получив часть заряда от палочки, она стала заряжена так же как и палочка, а одноименные заряды отталкиваются)

3. Закрепление изученного материала.

  • Почему нити прилипают к гребням чесальных машин, применяющихся в текстильной промышленности, и при этом часто путаются и рвутся? Для борьбы с этим явлением в цехах искусственно создают повышенную влажность воздуха. Зачем это делают? (нити на гребнях машин электризуются и прилипают к ним. Повышенная же влажность препятствует электризации) [1].
  • Ребята, а какой современный прибор работает на явлении электризации? (ксерокс)
  • Работа с флеш – презентацией сайта Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Рисунок 1

Рисунок 2

4. Домашнее задание

§ 25, 26, приведите примеры электризации тел в жизни и быту, как полезной, так и вредной. /записать на доске/

5. Рефлексия

Спасибо за работу. Я очень довольна вами сегодня /оценки/. На столах у вас есть бланк телеграммы напишите мне, но помните, что каждое слово стоит денег. Будьте кратки.

Телеграмма
  • что было хорошего______
  • что было интересно________
  • что мешало работе_________
  • что взял бы с собой_________

Интерактивная лекция на уроке позволяет вовлечь всех учащихся в работу и никого из них не оставляет равнодушным.

Тип урока: лекция с элементами беседы.

Вид урока: комбинированный.

Цели урока: вспомнить виды электризации, выяснить механизм электризации в каждом случае, выяснить, в чем различие между проводниками и непроводниками.

  • Образовательные:
    • закрепление уже имеющихся знаний о электрическом заряде;
    • рассмотрение возможных механизмов электризации;
    • объяснение свойства проводников и непроводников с точки зрения внутреннего строения;
    • формирование умения объяснять процессы с точки зрения внутреннего строения вещества.
    • формирование коммуникативных качеств, культуры общения;
    • формирование интереса к изучаемому предмету;
    • стимулирование любознательности, активности на уроке;
    • развитие работоспособности.
    • развитие познавательного интереса;
    • развитие интеллектуальных способностей;
    • развитие умений выделять главное в изучаемом материале;
    • развитие умений обобщать изучаемые факты и понятия.

    Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

    План урока:

    1. Организационный момент.
    2. Повторение изученного материала.
    2.1. Тестирование.
    2.2. Проверка теста.
    2.3. Электрический заряд, его свойства.
    2.4. Электризация, ее виды.
    3. Определение темы урока.
    3.1. Запись темы урока в тетрадь.
    3.2. Постановка целей и задач урока.
    3.3. Незаряженные тела, отрицательно и положительно заряженные тела.
    4. Изучение новой темы:
    4.1. Электризация трением.
    4.2. Электризация через влияние.
    4.3. Электризация при соприкосновении.
    4.4. Проводники и непроводники.
    5. Закрепление изученного материала.
    6. Подведение итогов.
    7. Домашнее задание.

    1. Организационный момент.

    Примечание: смена слайдов в презентации производится вручную, так как у каждого учителя свой темп урока.

    Учитель сообщает ученикам, что на данном уроке они продолжат знакомиться с электрическими явлениями, но перед тем как узнать что-либо новое необходимо повторить старое.

    2. Повторение изученного материала

    Ответы к тесту

    Вопрос 1. На каком из рисунков легкие шарики, подвешенные на шелковых нитях, заряжены одноименными зарядами?


    Вопрос 2. Какая из перечисленных ниже частиц обладает отрицательным зарядом?

    Вопрос 3. В ядре атома лития содержится 7 частиц, и вокруг ядра движутся 3 электрона. Сколько в ядре этого атома протонов и нейтронов?

    А. 3 протона и 4 нейтрона
    Б. 4 протона и 3 нейтрона
    В. Только 7 протонов
    Г. Только 7 нейтронов

    Вопрос 4. Нейтральный атом гелия, потерявший один электрон называется…

    А. …молекулой
    Б. …ядром атома
    В. …положительным ионом
    Г. …отрицательным ионом

    Вопрос 5. Какое высказывание соответствует планетарной модели атома Резерфорда?
    1) ядро положительно заряжено
    2) размеры ядра много меньше размеров атома
    3) Масса ядра много больше массы всех электронов

    А. Только 1
    Б. Только 2
    В. Только 3
    Г. 1, 2 и 3

    На обдумывание каждого ответа учащимся выделяется 10 секунд. Когда работа над тестом закончена, ученики сдают учителю свои карточки с ответами.

    2.2. Проверка теста. (Слайды 8, 9, 10, 11, 12, 13)

    На доске снова появляются слайды с вопросами теста, но на этот раз ученики отвечают на эти вопросы вслух (предварительно подняв руку), после чего правильный ответ выделяется на экране.

    Ответы: А Б А В Г

    2.3. Электрический заряд, его свойства

    Вопрос: Что называется электрическим зарядом?
    Ответ: Электрический заряд – это свойство тел, которое проявляется при из взаимодействии. Иногда электрическим зарядом называют заряженную частицу.

    Вопрос: Какие свойства электрического заряда вы знаете?
    Ответ: Свойства сохранения заряда, делимость заряда (существует элементарный неделимый заряд), при взаимодействии одноименные заряды отталкиваются, а разноименные притягиваются. (Слайд 15).

    Вопрос: Какие частицы входят в состав атома?
    Ответ: Протоны (положительные частицы), электроны (отрицательные частицы) и нейтроны (нейтральные частицы) Протоны и нейтроны образуют ядро атома, а электроны вращаются вокруг ядра. (Слайд 16).

    Вопрос: Какие виды электризации вы знаете?
    Ответ: Электризация при трении, электризация при соприкосновении, электризация через влияние. (Слайд 17).

    Учитель демонстрирует слайды 18 и 19.

    3. Определение темы урока (слайд 20)

    3.2. Постановка целей и задач урока

    Учитель сообщает классу, что на данном уроке они познакомятся с механизмом всех названных видов электризации тел, а так же выяснят, почему проводники проводят через себя электрический заряд, а непроводники – нет.

    3.3. Незаряженные тела, отрицательно и положительно заряженные тела.

    На экране слайд 21.

    Вопрос: Можно ли считать тело, изображенное на рисунке нейтральным? Положительным? Отрицательным?
    Ответ: Данное тело является нейтральным, так как число положительных зарядов в нем равно числу отрицательных зарядов.

    Запись в тетрадь: Сумма всех отрицательных зарядов в теле по абсолютному значению равна сумме всех положительных зарядов и тело в целом не имеет заряда. Оно электрически нейтрально.

    Вопрос: Что произойдет при электризации этого тела?
    Ответ: Равенство числа положительных и отрицательных зарядов нарушится: если больше будет положительных зарядов, то тело будет заряжено положительно, а если больше будет отрицательных зарядов, то тело будет заряжено отрицательно.

    Запись в тетрадь: (Слайд 22) При электризации происходит перераспределение зарядов.
    Если в теле имеется избыток положительных зарядов, то оно заряжено положительно, а если избыток отрицательных, то оно заряжено положительно.

    4. Изучение новой темы

    Каким же образом происходит перераспределение зарядов?

    Учитель просит учеников еще раз вспомнить, какие заряженные частицы входят в состав атома (протоны и электроны).

    Вопрос: Как вы думаете, какие именно частицы будут перемещаться? Протоны или электроны? А может быть и те и другие?
    Ожидаемый ответ: Перемещаются электроны, так как протоны входят в состав ядра атома и определяют химические свойства элемента. (В данном случае, если ученики не смогут дать правильный ответ, его дает сам учитель).

    4.1. Электризация трением. Слайды 23 и 24

    После демонстрации слайдов учитель комментирует их: при трении электроны переходят от одного тела к другому.

    Вопрос: Сколько тел электризуются при трении?
    Ответ: Электризуются всегда два тела.

    Вопрос: Какие заряды приобретают тела при электризации трением?
    Ответ: При электризации трением тела всегда приобретают разноименные заряды.

    4.2. Электризация через влияние

    Вопрос: Слайд 25. Как взаимодействуют нейтральное и отрицательно заряженное тело?
    Ответ: Они притягиваются.

    Вопрос: Почему же так происходит? Чтобы понять это явление просмотрим следующий слайд. (слайд 26).
    Ответ: Отрицательные заряды нейтрального тела смещаются в сторону противоположную той, с которой подносят отрицательно заряженное тело. Таким образом, со стороны отрицательно заряженного тела оказываются некомпенсированные положительные заряды, которые притягиваются к отрицательно заряженному телу.

    Вопрос: Почему же нескомпенсированный отрицательный заряд с другой стороны тела не отталкивается от отрицательно заряженного тела?
    Ответ. Отталкивается, но сила этого взаимодействия гораздо слабее, так как нескомпенсированный отрицательный заряд находится на большем расстоянии от отрицательно заряженного тела.

    Вопрос: (слайд 27) Как взаимодействуют нейтральное и положительно заряженное тела?
    Ответ: Притягиваются друг к другу.

    Вопрос: После просмотра слайда (слайд 28) ответьте, почему так происходит?
    Ответ: Отрицательные заряды нейтрального тела смещаются в сторону, с которой поднесли положительно заряженное тело. С этой стороны образуется нескомпенсированный отрицательный заряд, и тела притягиваются друг к другу.

    4.3. Электризация при соприкосновении. Слайд 29

    Вопрос: Слайд 30. Почему если поднести отрицательно заряженное тело к нейтральному телу, то нейтральное тело сначала притянется к отрицательному, а затем оттолкнется?
    Ответ: сначала имеет место электризация через влияние, а затем нейтральное тело тоже приобретает отрицательный заряд. А одноименно заряженные тела отталкиваются.

    Вопрос: после просмотра слайда, объясните, каким образом нейтральное тело приобретает отрицательный заряд? (слайды 30, 31).
    Ответ: Часть избыточного отрицательного заряда с отрицательно заряженного тела переходит на нейтральное тело.

    Вопрос: После просмотра слайдов, объясните, как взаимодействуют нейтральное тело с положительно заряженным телом. (Слайд 32).
    Ответ: Сначала притягивается, а затем отталкивается.

    Вопрос: После просмотра слайда, объясните, какие процессы при этом происходят? (слайд 33)
    Ответ: Сначала имеет место электризация через влияние, а затем часть отрицательного заряда с нейтрального тела переходит на положительное. Таким образом, оба тела приобретают положительный заряд и отталкиваются друг от друга.

    Вопрос: Всегда ли при электризации через соприкосновение заряд делится поровну между телами?
    Ответ: Нет, большее тело приобретает больший заряд.

    Запись в тетрадь: Чем больше тело, которому передают заряд, тем большая часть заряда на него перейдет.

    Вопрос: На каком же явлении основано заземление – передача заряда земле. (Слайды 34, 35).
    Ответ: Земля имеет слишком большие размеры по сравнению с другими телами и забирает почти весь заряд.

    4.4. Проводники и непроводники

    Вопрос: Вспомните, какие вещества называются проводниками? Слайд 36. Для каких целей используют проводники?
    Ответ: Проводники – это вещества, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному. Их используют для изготовления проводов, для передачи электроэнергии на большие расстояния.

    Вопрос: какие вещества называются непроводниками? Слайд 37. Как используют непроводники?
    Ответ: Непроводники – это вещества, через которые электрические заряды не могут переходить от заряженного тела к незаряженному. Их используют в том случае, если надо защититься от удара электрическим током.

    Вопрос: После просмотра слайдов (Слайды 38, 39) объясните, в чем различие во внутреннем строении проводников и непроводников?
    Ответ: В проводниках есть частицы, которые могут перенести заряд, а в непроводниках нет таких частиц.

    Запись в тетрадь: В проводниках есть свободные носители заряда – они перемещаются по проводнику и переносят заряд. В непроводниках нет свободных носителей заряда – заряд не переносится. В металлах свободными носителями заряда являются электроны, а в растворах солей и кислот – положительные и отрицательные ионы.

    5. Закрепление изученного материала

    Слайды 40, 41, 42, 43, 44, 45

    Вопрос: Как изменится масса тела, если ему сообщить отрицательный заряд?
    Ответ: Увеличится, так как тело приобретает избыточные электроны, а электроны обладают массой.

    Вопрос: Какой процесс является общим ля любых типов электризации?
    Ответ: Перераспределение зарядов.

    Вопрос: Почему при заземлении почти весь заряд с тела уходит в землю?
    Ответ: Чем больше тело, которому передают заряд, тем большая часть заряда на него перейдет. Земной шар очень велик по сравнению с телами, находящимися на нем.

    Вопрос: Почему во время грозы не рекомендуется прятаться под одиноко стоящими деревьями?
    Ответ: Чем меньше объем тела, тем больше концентрация заряда, молния с большей вероятностью ударит в тело с большей концентрацией заряда.

    Вопрос: Почему стержень электроскопа делается из металла?
    Ответ: Металлы являются проводниками.

    Вопрос: Почему можно легко наэлектризовать эбонитовую палочку трением ее о кусок шерсти, но нельзя наэлектризовать железный стержень тем же способом?
    Ответ: Эбонит – изолятор, заряды скапливаются на палочке и никуда не уходят. А железо – проводник, следовательно, появившиеся на железном стержне некомпенсированные заряды сразу же передаются другим телам, например – руке.

    6. Подведение итогов. Комментарии о выполнении задач урока, выставление оценок, благодарность отличившимся ученикам.

    7. Домашнее задание. (Слайд 46).

    Читайте также: