Конспект занятия по заучиванию стихотворения с использованием мнемотаблицы в старшей группе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Шматкова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад присмотра и оздоровления №173"
Населённый пункт: город Кемерово Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Занятие по развитию речи в старшей группе"Заучивание стихотворения с использованием мнемотаблицы"
Раздел: дошкольное образование

Занятие по развитию речи в старшей группе

1. Развивать связную речь детей через разучивание стихотворения наизусть, используя

2. Развивать умение детей отвечать на вопросы по содержанию стихотворения,

используя слова и выражения из текста.

3. Упражнять детей в образовании однокоренных слов (снег - снежинка- снегирь-

снегурочка – снежный - снеговик- снегопад- снежок) .

4. Развивать фонематический слух

5. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при

чтении стихотворений (эмоциональность, интонационная выразительность речи)

Ход занятия:

1 часть Вводная

Какое сейчас время года? Какие зимние месяцы вы знаете*

- А любите ли вы зиму и почему?

Я тоже очень люблю зиму, потому что можно и на санках и на лыжах покататься и

снега много- много. А ещё я люблю зиму, потому что зимой самый любимый праздник

– Новый год. Что это за праздник? Вы готовитесь к нему? Давайте с вами разучим

стихотворение для деда мороза , а о ком это стихотворение вы узнаете , если соберете

правильно фигуру. (дети собирают из кругов снеговика)

2 часть основная

Давай дружок, давай, дружок,

Кати по снегу свой снежок –

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком,

Его улыбка так светла!

Два глаза…шляпа…нос…метла…

Но солнце припечет слегка-

Увы! – и нет снеговика.

1.Как позвали друзей?

2.Как будем лепить снеговика?

3.Во что превратится снежок?

4.Кем станет ком?

5.Какая у него улыбка?

6.Что есть у снеговика?

7.Что припечет снеговика?

Ну как, понравилось стихотворение?

- Сегодня, мы ещё раз попробуем выучить его с помощью рисунков-помощников. А вы

Заучивание при помощи мнемотаблицы

Давайте отдохнём и поиграем со снежинками

-Представьте, что вы снежинки, подул ветер и закружил их.

-Ой, смотрите, снежинки и на вашей руке, сдуйте их.

-Таня, вдох носом, выдох через рот.

- поднимите снежинку вверх, вниз, положите на плечо, спрчьте за спину…

А грустно, (произносят) молодцы. А теперь удивленно. А Кирилл как удивлённо

скажет. Молодец. А громко(произносят) – ай молодцы, и тихо (произносят)–

– Я кидаю вам снежок с обычным словом, а вы мне возвращаете ласковое.

- замерзшая вода (лед);

- падает снег (снегопад);

- сильная метель (вьюга);

- снег прилип к деревьям (иней).

предложение:

-ночью ветер в трубах…воет, завывает

-из снеговой тучи снежинки…падают, кружатся, летят

-в лесу зимой голодный волк…воет

-зимой медведь в берлоге…спит

-мороз щеки и носы…щиплет

-зимой вода в реке…замерзает

-зимой снег все вокруг…накрывает

-под снегом травка зимой…греется

-зимой мы на санках…катаемся.

Игра «найди различия «

Снег (какой?) – белый, мягкий, пушистый, легкий, липкий, искристый и т. д.

Лед (какой?) – твердый, толстый, прозрачный, гладкий, холодный, хрупкий и т. д.

Возрастная группа : старшая группа.

Цель: Познакомить детей с новым стихотворением.

1. Формировать умение заучивать стихи с помощью мнемотаблицы.

2. Развивать внимание, память, связную речь у детей путем заучивания стихотворения наизусть, используя приемы мнемотехники.

3. Содействовать в восприятии детьми поэтического текста, понимать и воспроизводить образный язык рифмы и содержание литературного текста, вызвать эмоциональный отклик от него.

4. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Ребята, у нас сегодня необычное занятие, к нам пришли гости. При встрече люди дарят друг другу одно замечательное слово. Какое? (Здравствуйте) А если дарят подарок, то дарить его нужно как? (С улыбкой). Ребята, давайте подарим это доброе слово нашим гостям. Каждый новый день надо начинать с хорошего настроения. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. (Дети закрывают глаза). Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку приходит доброта. А теперь откройте глазки и посмотрите, какая искорка зажглась от тепла наших рук. (Горит свеча).

Стало всем тепло и уютно, настроение у всех радостное. Давайте возьмем эту искорку и отправимся на наше необычное занятие.

-Какое сейчас время года?

-Назовите мне осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

Давайте повторим их все вместе.

-Скажите, пожалуйста, какая бывает погода осенью?

(Пасмурная, грустная, золотая, ветреная, дождливая, сырая, солнечная, холодная).

Тогда я сейчас произнесу волшебные слова, а вы выполняйте движения, которые я вам покажу и мы окажемся в осеннем лесу.

1,2,3,4,5 (хлопаем в ладоши)

В осенний лес пойдем гулять (ходьба на месте)

Влево, вправо наклонись

Вокруг себя обернись (покружились)

В лесу осеннем окажись!

Вот мы и оказались в осеннем лесу!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Какой воздух в лесу?

Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчение.

Посмотрите, какую волшебную корзину нам оставила осень. Что здесь? (Листья).

Дети садятся на стульчики.

-Ребята, а теперь посмотрите на экран. Какие красивые здесь картинки! Как вы думаете, какое время года изображено на этих картинках? (Осень)

-А на всех ли картинках осень изображена одинаково?

-У осени есть три периода. Какие? (Ранняя, золотая, поздняя).

Выставляется отдельно картинка с изображением ранней осени.

-Ребята, как вы думайте, какая осень изображена на этой картине?

-Как вы догадались, что это ранняя осень? (Ответы детей)

- А какая осень изображена на этой картине? (Золотая осень)

-Почему вы так думаете? А на что похожа осень? (Золото, солнце).

-А какой период осени изображен на этой картине? (Поздняя осень).

-Молодцы, ребята! Все приметы осени вы знаете.

Но прежде, давайте мы немножко отдохнем и разомнемся.

Мы листики осенние, на ветках мы сидим. (Покачивание руками над головой).

Дунул ветер - полетели, мы летели, мы летели

И на землю тихо сели (присели).

Ветер снова набежал и листочки все поднял (покачивание руками над головой).

Закружились, полетели и на стулья тихо сели!

Ребята, посмотрите! Вот он мишка, который просил нас помочь!

-Что делает мишка?

-А почему мишка спит?

Ребята, сегодня последний месяц осени, после осени придет к нам? (Зима)

-Правильно зимой медведи впадают в спячку. А что служит медведю одеялом в осеннем лесу? (Листья, веточки, травка).

-А как называется жилище медведя?

Посмотрите, нашему медведю холодно, он не может уснуть!

Давайте мы с вами позовем ветерок, чтоб он потрусил листья с деревьев и укрыл нашего мишку. Тогда он уснет крепко-крепко.

Чтение стихотворения :

Ветер по лесу гулял,

Ветер листики считал,

Вот дубовый, вот кленовый

Вот рябиновый резной,

Вот с березы золотой

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку!

-Ребята, вам понравилось это стихотворения? О чем оно?

(Ответы детей)

-Что делал ветер?

-Какие листочки считал ветер?

-Что произошло в конце стихотворения?

-Ребята, а вы хотите выучить это стихотворение?

Воспитатель: Но прежде чем мы начнем учить это стихотворение, давайте мы подготовим наши язычки.

Ли-ли-ли листья падают в дали

До-до-до дождь идет уже давно

Ру-ру-ру по ветру давно иду.

Воспитатель: Теперь, я думаю, мы готовы!

Для того чтобы легче запомнить стихотворение, нам помогут картинки – помощники, из которых мы составим волшебную мнемотаблицу!

Чтение стихотворения по отдельным картинкам.

А сейчас мы с вами поиграем.

Я всем вам раздам строчку из стихотворения и вы должны правильно соединить их. Если вы с задачей справитесь, то на экране должна появиться наша волшебная мнемотаблица, при помощи которой наше стихотворение сможем прочитать не только мы, но и наши гости.

Заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы.

-Молодцы, ребята! Посмотрите наш мишка очень довольный. Ветер обсыпал нашего мишку листочками и он крепко уснул на всю зиму. Его еще притрусило первым снежком. А сейчас давайте отправляться обратно в детский сад.

В лес ходили мы гулять.

Влево, вправо наклонись,

Вокруг себя обернись

В детском садике окажись!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект НОД по заучиванию стихотворения Е. Ранневой

Разработала: воспитатель группы компенсирующей направленности МБДОУ детский сад № 11 Каменских И. В.

Цель: Создать условия для развития у детей навыков сотрудничества (умение договариваться друг с другом, распределять деятельность, согласовывать действия с партнёром) в процессе заучивания стихотворения в паре с помощью мнемотаблиц.

Развивать интерес детей к художественной литературе в процессе совместной деятельности по заучиванию стихотворения и отгадыванию загадок.

Способствовать формированию умений внимательно слушать стихотворение,

поддерживать беседу по содержанию, заучивать стихотворения с опорой на мнемотаблицы.

Способствовать развитию интонационной выразительности речи, слухового внимания и памяти в процессе разучивания и декламации стихотворения.

Оборудование:

Экран, ноутбук, картинки, таблицы на каждую строку стихотворения, карандаши, микрофон.

Предшествующая работа:

В книжном уголке выставка книг о маме. Рассматривание иллюстраций разных художников с изображением мам за работой (стиркой, уборкой, и т.д.)

Обеспечение развития детей в образовательных областях по ФГОС ДО:

Использование современных образовательных технологий: личностно – ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационныетехнологии.

Воспитатель:

Ребята, сегодня я просматривала литературу и нашла такое чудесное стихотворение. А хотите его услышать и узнать о ком этот стихотворение? Нет, я вам не скажу об этом, вы сами догадайтесь. Послушайте загадку:

Дети: - Мама.

Воспитатель: - Правильно, ребята, конечно, мама. Самое первое слово у ребёнка, это конечно "мама". Потому что, для ребёнка это самый добрый, самый ласковый, самый любимый человек! Как можно ласково назвать мамочку.

Наша мама выполняет много домашней работы. Как назовём маму…

Наши мамы самые трудолюбивые! Мамы постоянно трудятся.

Дети: моют полы…

Несмотря на то, что мамы работают - кто в больнице, кто в аптеке, кто в школе, кто в библиотеке, кто в магазине. Они также справляются с множеством домашних дел. Мамы очень устают, и вы должны помогать им.

Воспитатель: - А как вы дома помогаете мамам?

Дети: - убираем за собой игрушки, поливаем цветы, ухаживаем за животными.

Федя: - Я помогаю маме пылесосить, протирать пыль.

Маша: - Я мою посуду, потом протираю её.

Даша: - Я помогаю маме нести домой покупки.

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Старайтесь не огорчать маму, как можно чаще радовать её своим вниманием, заботой. Разве мама бы без вас справилась? Воспитатель: - Если бы она всё делала сама и у мамы не было таких помощников, чтобы произошло с мамой, как вы думаете?

Дети: - Она бы заболела, .

Воспитатель: - Как нужно относиться к маме?

Дети: - Надо маме помогать и беречь.

Воспитатель: - И мамины глаза будут сиять от радости. Я предлагаю вам послушать стихотворение.

Стихотворение называется "Берегите маму " написала его Е. Ранневой

Послушайте, какое предложение очень часто повторяется.

Выразительно читаю стихотворение.

Стихотворение Е. Ранневой "Берегите маму "

Если мамы дома нет,
Очень, очень грустно.
Если мамы долго нет,
То обед невкусный.
Если мамы рядом нет
Холодно в квартире,

Если мамы близко нет,
Плохо в целом мире.
Если мама далеко,
Очень детям нелегко.
Я скажу вам прямо:
– Берегите маму!

Воспитатель: - Ребята, вам понравилось стихотворение? Дети : - Да. Воспитатель: - Как оно называется?

Воспитатель: - О ком это стихотворение? Дети: О маме.

Воспитатель: - какое предложение часто повторяется?

Когда мамы дома нет, как мы себя чувствуем?

Почему обед невкусный? (потому что не мама готовила и грустно без мамы)

Почему в квартире холодно без мамы? Мама согревает нас своим теплом.

Воспитатель: - Правильно, дети, молодцы.

Задаю вопросы на запоминание последовательности текста стихотворения - в вопрос включаем слова из стихотворения, побуждаем при ответе применять авторские слова.

Далее задаю вопросы на понимание и запоминание отдельных слов или фраз.

Далее обговариваются средства выразительности.

Воспитатель: Что значит всем детям плохо без мамы?

Воспитатель: - Каким голосом надо читать начало стихотворения.

Дети: - Тихим сочувствующим голосом.

Воспитатель: - Каким голосом берегите маму:

Дети: - Громким, призывать всех…беречь.

Воспитатель: А теперь вместе со мной импровизируем, повторяем..

Воспитатель: - А чтобы нам было легко запомнить стихотворение, я предлагаю вам рассмотреть таблицу и дополнить её иллюстрациями.

Справа подсказки, будем работать в парах, (распределимся на пары, договоритесь) выкладывать иллюстрации последовательно по ходу содержания сверху вниз.

(Делю стихотворение на 6 блоков, к каждому блоку иллюстрацию).

Читаю повторно стихотворение с установкой на запоминание и показом иллюстрации к каждому блоку .

Воспитатель: - Послушайте стихотворение ещё раз, постарайтесь его запомнить. Будем проговаривать вам стихотворение вместе со мной, а вы находите соответствующую иллюстрацию. Тем самым они вам помогут быстро запомнить стихотворение.

Читаю стихотворение, показываю к каждому предложению соответствующую иллюстрацию.

Дети в парах читают стихотворение с использованием таблицы с места, договариваются, кто начинает, а кто продолжает.

Воспитатель: - Молодцы ребята, запомнили стихотворение и очень хорошо прочитали. А как считаете, чья пара лучше запомнила?

Самые лучшие выходят и читают в микрофон.

Предлагаю детям отдохнуть и провести

физкультминутку "Дружно маме помогаем":

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)

По тексту данного стихотворения.

Воспитатель: - Ребята, вы такие молодцы, очень внимательно слушали и отвечали на вопросы, работали со схемами, дружно в парах. Я вами очень довольна.

Как называется стихотворение которое мы разучивали?

Воспитатель: - Теперь вы сможете прочитать наизусть стихотворение своим мамам, я думаю, они очень обрадуются. А давайте попробуем нарисовать сами схематично картинки к разучиванию этому стихотворению, расскажем и покажем маме, как мы работали в группе, им будет очень интересно узнать об этом.

Автор: Пестова Наталия Николаевна
Конспект будет полезен для воспитателей ДОУ.
Цель: Закреплять умение детей пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотворений.
Задачи:
Развивающие:
• развивать память;
• зрительное внимание,
• образное мышление,
• связную речь.

Образовательные:
• продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение;
• отвечать на вопросы взрослого;
• самостоятельно задавать вопросы;
• закреплять умение запоминать стихотворение с помощью мнемотаблиц
Образовательные:
• продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение;
• отвечать на вопросы взрослого;
• самостоятельно задавать вопросы;
• закреплять умение запоминать стихотворение с помощью мнемотаблиц.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к художественным произведениям;
• учить работать в команде;
• воспитывать желание помочь тем, кто испытывает трудность.
Виды детской деятельности:
• коммуникативная;
• познавательная;
• художественная.
Методические приемы:
• беседа-диалог;
• чтение стихотворения;
• рассказывание стихотворения с использование мнемотехники ;
• продуктивная деятельность;
• физкультминутка;
• анализ, подведение итогов.
Раздаточный материал:
• мнемотаблицы (готовые)
• бумага, фломастеры


Мишка, мишка! Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
Потому что снег и лед,
Не малина и не мед. (Р.Орлов)
- О ком это стихотворение? (о медведе)
- Что у него спрашивают? (Почему ты спишь зимой?)
- А почему он спит? (Потому что снег и лед, не малина и не мед)
- Давайте теперь зашифруем это стихотворение.
- У всех получилось? Молодцы.
- Кто хочет сейчас с помощью своей мнемотаблицы рассказать стихотворение?
Может кто-то из гостей хочет прочитать это стихотворение с помощью вашей таблицы?
- Вам понравилось?
- Что мы сегодня с вами делали?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что было сложным?
- Если вам все понравилось и было интересно – возьмите красный цветочек, если надо еще над чем то поработать – зеленый, если ни чего не понравилось – синий.
Наша литературная гостиная закрывается. До новой встречи.

Читайте также: