Конспект урока по русскому языку 8 класс чужая речь

Обновлено: 03.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был проведен как открытый в рамках методического дня "Современные образовательные технологиии".

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 г. Тайшета

Методический день

«Современные педагогические технологии

как необходимое условие эффективности

Открытый урок русского языка

Подготовил и провел: учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории Яйцова И.Л.

Предмет: русский язык

Дата проведения: 24.04.2018г.

Учитель: Яйцова И.Л.

Тема: Чужая речь. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть (п.65, 66)

познакомить учащихся со способами передачи чужой речи (прямая и косвенная), структурой предложения с чужой речью (часть, передающая чужую речь, и комментирующая часть);

2) научить интонационно правильно (с интонацией предупреждения или пояснения) произносить предложения с чужой речью, разграничивать глаголы разной семантики в комментирующей части;

3) научить обнаруживать предложения с косвенной речью, объяснять их текстообразующую роль, заменять прямую речь косвенной, разграничивать предложения с прямой и косвенной речью.

Деятельность учителя и учащихся

Организационный момент. Установка на сотрудничество

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Снова сесть за парты рады.
Приступать к учебе надо.

- Ребята, прежде чем мы приступим к изучению новой темы, я бы хотела предложить вашему вниманию притчу. «Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море.
Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды.
Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

(Сэмюэль Джонсон, 1709-1784, английский писатель и мыслитель).

- Ребята, а что же такое притча?

(Притча-небольшой рассказ философского нравоучительного характера)

- Ответьте, пожалуйста, о чем повествует данная притча?

(На пути к большому успеху человек преодолевает множество испытаний. Любое большое дело начинается с малого. Знания своего рода – большая звезда, и чтобы достать эту звезду, нужно приложить немало усилий).

- Прочитайте предложения (записаны на доске)

М. Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать.

(М.Горький в своем выражении призывает нас к чтению книг с целью усовершенствования своих знаний в области русского языка).

- Итак, ребята, в чем структурное различие данных предложений?

( Во втором предложении есть прямая речь. Слова переданы дословно, точно от имени писателя.)

- Ребята, что такое прямая речь?

(Прямая речь - речь, переданная без изменения, от лица говорящего)

- Что вы можете сказать о первом предложении?

(В первом предложении повествование ведется от третьего лица, речь передана с помощью СПП).

- Как вы думаете, каковы цели сегодняшнего урока?

(Узнать, что такое чужая речь и комментирующая часть, научится строить предложения с чужой речи и оформлять их на письме)

Заранее подготовленные ученики читают притчу по ролям (Приложение 1)

Самостоятельное изучение нового материала

- Чужая речь это речь собеседника, третьего лица или собственная речь говорящего, произнесенная ранее. Чужой речью называют и то, о чем человек думает, что он пишет. В беседе, рассказе о чем-либо иногда бывает необходимо передать то, что говорили или писали другие без сохранения всех подробностей. Для этого можно воспользоваться одним из способов. А что это за способы, вы узнаете, изучив дополнительный материал (учитель раздает детям дидактический материал, приложение 2)

Чужая речь. Способы передачи чужой речи

Чужая речь — это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование. Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора или авторскими словами.

Способы передачи чужой речи

Для передачи чужой речи существуют следующие способы:

1) предложения с прямой речью для передачи её без изменений.

2) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями.

Например: Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу.

3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи.

Например: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил. (Н. Некрасов.)

Например: Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский.)

Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.

- Используя данную текстовую информацию, преобразуйте ее в табличный вариант.



Тема урока Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.



Что такое чужая речь? Чужая речь - это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование.


Способы передачи чужой речи: 1. Прямая речь 2. Косвенная речь


Что такое прямая речь? Прямая речь – это точная передача чужого высказывания.




Задание категории С Найдите предложения с прямой речью. Выпишите их, расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. 1. А ведь ш..нель-то моя сказал один из них гр..мовым голосом. 2. Пожар по словам Леонтьева шел стороной. 3. Люди говорили что если бы одеть его в новый жупан то заткнул бы он за пояс всех парубков. 4. И ты смел меня обманывать ск..зал он ему 5. Я пр..рвал его реч(?) вопросом сколько у меня всего-навсего денег



Задание категории В Расставьте знаки препинания в предложениях, вставьте пропущенные буквы. 1). Что это мой батюшка сказала ему жена кушанье давным-давно подано а тебя не дозовеш(?)ся 2) Я слышал сказал я довольно некстати что на вашу крепость соб..раются напасть башкирцы. 3) Ты бледна Маша заметил ей отец тебя п..р..пугали




Косвенная речь Косвенная речь – это передача чужого высказывания от лица говорящего. Пример: Он рассказывал, будто видел в лесу живого медведя.


Предложения с косвенной речью – это сложные (сложноподчинённые) предложения, в которых первая часть – это слова автора (главное предложение), а вторая – косвенная (чужая) речь (придаточное предложение). Простые предложения в составе предложений с косвенной речью соединяются при помощи союзов и союзных слов ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО, КТО, КОТОРЫЙ, ГДЕ, ОТКУДА и др., частицей ЛИ в роли союза.




Подведем итоги Что вспомнили? Что узнали нового? Что показалось трудным? Как оцениваете свою работу?

Чужая речь — это речь собеседника, третьего лица или собственная речь говорящего, произнесённая ранее. Чужая речь передаётся на письме разными способами:

  • в виде предложений с прямой речью,
  • косвенной речью,
  • простым предложением.

Способы передачи чужой речи

Для передачи чужой речи от лица автора, а не того, кто на самом деле её произнёс, служат предложения с косвенной речью. Например: Он сказал, что записался в ополчение, и спросил, кому передать дела .

Замена прямой речи косвенной

При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения (а также личные формы глаголов) указывают на автора, рассказчика, а не на то лицо, чья речь передаётся.

Если прямая речь выражена повествовательным предложением, то при замене косвенной она передается изъяснительным придаточным предложением с союзом что .

Если прямая речь выражена побудительным предложением, то при замене косвенной она передаётся придаточным изъяснительным предложением с союзом чтобы .

Прямая речь, в которой сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении, может быть передана и простым предложением с дополнением — инфинитивом.

Если прямая речь является вопросительным предложением, то при замене косвенной она передаётся косвенным вопросом (с частицей ли или без неё посредством союзных слов который, какой, что и др.). При косвенном вопросе вопросительный знак не ставится.

Косвенная речь менее выразительна, менее эмоциональна, чем прямая. Имеющиеся в прямой речи обращения, междометия, частицы при замене её косвенной опускаются. Иногда их значения передаются другими словами, более или менее близкими по смыслу, и получается приблизительный пересказ прямой речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 8 классе с использованием технологии взаимообучения по теме "Прямая и косвенная речь" позволяет обучающимся самостоятельно познакомиться с приёмами замены прямой речи косвенной и научить друг друга.

Яна Георгиевна Судакова

Урок русского языка в 8 классе по теме

дать понятие прямой и косвенной речи;

совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки при работе с предложениями с прямой и косвенной речью; научиться заменять прямую речь косвенной, учитывая особенность предложений по цели высказывания;

воспитывать чувство языка.

Этап мотивации

Работа с высказыванием о русском языке К.Г. Паустовского:

Определение темы урока, постановка целей.

1) Посмотрите на схемы и скажите, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке и зачем это нужно изучать.

2) Спишите схемы. Оформите высказывание К.Г. Паустовского о русском языке в предложения с прямой речью, соответствующие данным схемам.

Пунктуационный минимум

Я знаю проговорила она вас не убедишь.

Гроза будет сказал Федя посматривая на облака.

Он и спрашивает что ж мы теперь Пантелей делать станем?

IV. Организация проблемной ситуации

- Всё ли верно звучит в этом предложении?

Чехов говорил, что он не верит в прекрасные слова, в абстрактные понятия, а верит в определённых людей, в конкретные личности, разбросанные по всей России.

- В первом предложении прямая речь, а во втором – косвенная.

V. Исследование предложений с косвенной речью и взаимообучение

Обучающиеся получают карточки с теоретическим материалом: I вариант – карточку №1 – с примерами замены прямой речи косвенной, II вариант – карточку №2 – с правилами оформления предложений с косвенной речью. Ученикам даётся 4 минуты на внимательное изучение материала. Затем их задача – рассказать соседям по парте то, что они поняли из своей карточки.

VI. Закрепление материала.

Замени прямую речь косвенной.

Проведите обратную замену, преобразовав предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью.

Кирилла Петрович спросил у Маши, где она была.

Я заметил, глядя на светлое небо, что погода славная будет.

Отец крикнул Феде. Чтобы он держал правее.

Дубровский спросил, все ли здесь и не осталось ли кого в доме.

Сергей спросил тихо, почему она ушла.

Обрати внимание на возможные варианты.

Рассмотри схемы предложений и проиллюстрируй каждую из них предложениями из предложенных.

Зачем откладывать спросил меня Швабрин за нами не смотрят.

Помилуй батюшка Пётр Андреич сказал Савельич Зачем ему твой заячий тулуп.

Батюшка Пётр Андреич произнёс он дрожащим голосом не умори меня с печали.

Что же ты стоишь закричал я сердито.

Я отвернулся и сказал ему Поди вон Савельич я чаю не хочу.

Исправь ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Объясни, чем вызваны эти ошибки.

Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.

Меня спросили, где я раньше работал?

Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.

Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.

Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.

IX. Подведение итогов. Рефлексия

Карточка № 1

1. Предложение с косвенной речью состоит из двух частей: одна часть, как и в предложении с прямой речью, представляет собой слова автора. Другая часть выражает содержание чужой речи (косвенную речь). Она присоединяется к первой союзами (что, будто, чтобы), местоимениями и наречиями (кто, что, как, какой, где, когда, почему) или частицей ли. Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю. (Сравни с прямой речью: Мать просила: "Не опаздывайте к чаю!")

В предложении с косвенной речью кавычки не ставятся:

Тренер сказал, что он уверен в нашей победе.

Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от неё запятой.

После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится:

Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Москву.

При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения (а также личные формы глаголов) передаются от лица автора, рассказчика, а не от того лица, чья речь передается.

Я поинтересовался, можно ли мне остаться на ночь.

Предложения с косвенной речью по форме представляют собой СПП (сложноподчинённое предложение): главное предложение содержит слова автора, а придаточное – чужую речь (косвенную).

Прямую речь можно заменить косвенной, используя подчинительные союзы (что, будто) или частицу ли.

Карточка № 1

1. Предложение с косвенной речью состоит из двух частей: одна часть, как и в предложении с прямой речью, представляет собой слова автора. Другая часть выражает содержание чужой речи (косвенную речь). Она присоединяется к первой союзами (что, будто, чтобы), местоимениями и наречиями (кто, что, как, какой, где, когда, почему) или частицей ли. Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю. (Сравни с прямой речью: Мать просила: "Не опаздывайте к чаю!")

2. В предложении с косвенной речью кавычки не ставятся:

Тренер сказал, что он уверен в нашей победе.

3. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от неё запятой.

4. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится:

Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Москву.

5. При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения (а также личные формы глаголов) передаются от лица автора, рассказчика, а не от того лица, чья речь передается.

Я поинтересовался, можно ли мне остаться на ночь.

6. Предложения с косвенной речью по форме представляют собой СПП (сложноподчинённое предложение): главное предложение содержит слова автора, а придаточное – чужую речь (косвенную).

7. Прямую речь можно заменить косвенной, используя подчинительные союзы (что, будто) или частицу ли.

Карточка № 2

Рассмотри предложенные примеры, разберись, как происходит замена прямой речи косвенной. Обрати внимание на выделенные слова в прямой речи и на то, как они заменяются в речи косвенной.

Предложения с прямой речью

Предложения с косвенной речью

Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.

Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество.

Командир приказал, чтобы открыли огонь.

Врач спросил, какая у меня была температура.

Я спросил, который час.

Карточка № 2

Рассмотри предложенные примеры, разберись, как происходит замена прямой речи косвенной. Обрати внимание на выделенные слова в прямой речи и на то, как они заменяются в речи косвенной.

Предложения с прямой речью

Предложения с косвенной речью

Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.

Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество.

Командир приказал, чтобы открыли огонь.

Врач спросил, какая у меня была температура.

Я спросил, который час.

Карточка № 2

Рассмотри предложенные примеры, разберись, как происходит замена прямой речи косвенной. Обрати внимание на выделенные слова в прямой речи и на то, как они заменяются в речи косвенной.

Читайте также: