Роль значение и проблемы тэк конспект урока 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Ключевые слова:
Состав, структура и значение ТЭК в хозяйстве. Запасы, добыча, использование, транспортировка природного газа. Газовая промышленность.
Запасы, добыча нефти. Система нефтепроводов. География нефтепереработки. Влияние нефтяной промышленности на окружающую среду. Перспективы раз вития нефтяной промышленности. Запасы и добыча угля. Использование угля и его значение в хозяйстве России. Способы добычи и стоимость угля. Воздействие угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития угольной промышленности.

Пояснения:
Теоретической частью урока является объясняющий видеоролик учителя, основная задача которого познакомить обучающихся с составом, структурой и значением ТЭК в хозяйстве, провести обобщение, систематизацию знаний о ТЭК страны.

- В.П. Дронов, Л.Е. Савельева География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс: учеб. для общеобразовательных организаций – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2017.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок составлен по учебнику Ром, Дронов и др., рассматривается состав ТЭКа, место и значения. Ребята работают по иллюстрациям, картам, в конце урока предполагается закрепление материала. Урок сопровождается презентацией

Конспект традиционного урока в 9 классе по географии.

Тема урока: Топливно- энергетический комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Современные проблемы ТЭК.

Цели и задачи урока:

1.Сформировать представление о составе и значение топливно-энергетического комплекса в развитии хозяйства; связь с другими комплексами; об топливно-энергетическом балансе. О современных проблемах ТЭК; о ТЭКе и охране окружающей среды.

1.Продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения посредством раскрытия вопросов о важнейшей отрасли как ТЭК и его современных проблемах.

2. Способствовать экономическому воспитанию при раскрытии вопроса о значении ТЭКа для хозяйства России.

3. Способствовать экологическому воспитанию при раскрытии проблемы ТЭКа.

1.Способствовать развитию логического мышления на основе использования приемов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выводов.

2.Совершенствовать умения анализировать экономические карты и статистические данные

Методы и приемы: беседа с элементами объяснения, беседа, рассказ, работа со статистическими данными, схемами, картами

Тип урока: изучение нового материала

Структура урока:

Оргмомент -2 мин.

Изучение нового материала – 25 мин.

Закрепление нового материала – 10 мин.

Задание на дом -3 мин.

Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии.6-11 классы/Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко.-М.:Эксмо, 2009.-592 с.

Контрольно-измерительные материалы. География:9класс/Сост. Е.А. Жижина.-М.:ВАКО, 2012. -112 с.

Интернет-ресурсы:

Конспект урока:

I .Оргмомент:

Выявление готовности учащихся к занятию.

II . Изучение новой темы:

-Постановка познавательной задачи (беседа)

Учитель: Ребята, Вы знаете из 8 класса, что в хозяйстве любой страны выделяются три сектора. Каких? Приведите примеры отраслей, которые входят в данные сектора

Учащиеся: 1 сектор –отрасли, деятельность которых связана с эксплуатацией природы (примеры, добыча полезных ископаемых, сельское и лесное хозяйство, рыболовство); 2 сектор – отрасли перерабатывающие сырье, получаемое 1 сектором (примеры, металлургия, химическая, легкая промышленность); 3 сектор –сфера услуг (транспорт, связь, наука, образование и др.)

-Далее учащиеся открывают учебник стр. 7 и проверяют, правильно ли они ответили на вопросы учителя (работа по учебнику)

Учащиеся: открывают тетради и записывают число и тему урока.

Учитель: Ребята, скажите, глядя на тему урока, что именно мы должны с Вами узнать о ТЭКе?

Учащиеся: Что такое ТЭК? О его составе, месте в хозяйстве РФ, какое значение для хозяйства страны имеет? Узнать о современных проблемах ТЭК.

Учитель: Хорошо! Но прежде чем узнать, что такое ТЭК и дать точное определение, необходимо узнать о составе комплекса. Давайте заполним блок-схему, которая находится на следующем слайде (Слайд № 3), используя учебник на стр.8, рис.1. Даю время -5 минут на работу, затем проверяем.

Учащиеся: Самостоятельно выполняют работу с помощью учебника.

-Учитель проходит по рядам и просматривает работы учащихся. Затем по истечению времени учитель открывает следующий слайд (слайд № 4) и учащиеся проверяют самостоятельно задание в тетради, исправляют ошибки

Учитель: Ребята, сделаем вывод, какие отрасли входят в топливно-энергетический комплекс?

Учащиеся: В состав ТЭК входят: отрасли добывающей промышленности (нефтяная, газовая, сланцевая, угольная, торфяная); электроэнергетика, которая представлена ГЭС, ТЭС, ТЭЦ, АЭС и нетрадиционными видами энергии (ветровые, солнечные,приливные и т.д.); отрасли транспорта топлива и тепла (ЛЭП, ЕЭС, газопроводы и нефтепроводы).

Учитель: Ребята, а теперь глядя на данную схему, попробуйте дать мне определение, что такое ТЭК?(беседа)

Учащиеся: ТЭК –это совокупность отраслей, связанных с добычей, производством и распределением энергии в ее различных формах.

Учитель: итак, проверим, правильно ли мы с Вами сформировали определение? (учитель открывает слайд № 5 и учащиеся проверяют праильность определения ТЭКа

Учитель: запишите определение в тетрадь.

Учащиеся: записывают определение в тетрадь.

Учитель: Скажите мне пожалуйста, зная, что такое ТЭК и его состав, каково место и значение ТЭК для нашей страны?(беседа)

Учащиеся: Ни одно предприятие да и сам человек не может обходится без затрат энергии, поэтому от развития ТЭК зависит все наше хозяйство страны. Еще Россия по природным показателям является самой холодной страной мира, зимы на большей части РФ продолжительны и суровы. В связи с этим затраты энергии в России выше, чем в большинстве других стран. Поэтому ТЭК занимает самое важное место в хозяйстве страны и имеет огромное значение для развития экономики.

Учитель: Таким образом, подведем итоги из вышесказанного (слайд № 6)

ТЭК – ведущий межотраслевой комплекс России он обеспечивает 30% ВВП.
Продукция ТЭК является основной статьей экспорта России (около 40% ) и обеспечивает значительную часть валютных поступлений. Кроме того, ТЭК обеспечивает развитие других отраслей хозяйства страны, обеспечивая их топливом и энергией (беседа с элементами объяснения)

Учащиеся: анализируя карту, видно, что распределение запасов угля неравномерное, новые месторождения располагаются в малообжитых районах с суровыми природными условиями. Во-вторых, постоянно растут затраты на транспортировку топлива.

Учитель: Ребята, скажите, какие мы можем сделать выводы о проблемах ТЭК в нашей стране, зная о составе ТЭК, значении и место в хозяйстве страны. Почему необходимо экономить энергию (не зря правительство хочет ввести норму потребления энергии) (беседа)

Учащиеся: Энергию необходимо экономить потому что, добыча топлива и производство энергии в Росиии становятся более дорогими, так новые месторождения располагаются в малообжитых районах с суровыми условиями. Также растут затраты на транспортировку топлива и энергии. Рост энергетики оказывают отрицательное влияние на окружающую среду. В России энергосберегающие технологии пока не получили должного применения.

Учитель: проверим, правильно ли мы с Вами охарактеризовали проблемы ТЭК (слайд № 8) (дискуссия)

III . Закрепление нового материала.

Учитель предлагает за 8 минут выполнить задание, а затем проверить, насколько ребята поняли данную тему (слайд № 9).

Самостоятельная работа на закрепление нового материала.

Задание: выпишите номера неверных предложений (не говорить, сколько должно быть неверных предложений)

Газ и нефть имеют наибольший тепловой коэффициент.

Соотношение добычи разных видов топлива и выработанной энергии и их использования в хозяйстве называется условным топливом.

В состав ТЭКа входят: угольная промышленность, электроэнергетика и ЛЭП

Добыча полезных ископаемых входит во второй сектор экономики.

Одной из проблем ТЭКа является , то что новые месторождения располагаются в малообжитых районах с суровыми условиями

-После окончания работы обучающимися, учитель показывает правильные ответы и систему оценивания (слайд № 10). Обучающиеся оценивают свои знания, полученные за урок.

Приемы рефлексии содержания учебного материала (слайд № 11)

Учитель и учащиеся подводят итоги, кто справился с заданием, кто не справился с заданием, в чем испытывали затруднения.

VI . Задание на дом (слайд № 12)

1)Прочитать параграф 1,из параграфа знать определения ТЭК, ТЭБ, состав, значение, проблемы ТЭК

2) Принести контурную карту РФ для практической работы.

-Сланцевая промышленность РФ.

-Торфяная промышленность РФ.

Спасибо за урок! (слайд № 13)

Урок географии в 9 классе В хозяйстве любой страны выделяются три сектора

Урок географии в 9 классе

В хозяйстве любой страны выделяются три сектора


Тема урока Топливно- энергетический комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Современные проблемы ТЭК.

Тема урока Топливно- энергетический комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Современные проблемы ТЭК.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Топливно-энергетический комплекс. Урок соответствует ФГОС.

Предмет: география

Класс: 9 класс

Тип урока: освоения новых знаний

образовательные: показать значение ТЭК, сформировать представление о размещении месторождений нефти, угля и газа. Познакомить с проблемами ТЭК

развивающие: развивать умение работать с экономическими, контурными картами, со статистическим материалом.

воспитательные: воспитание патриотизма, бережного отношения к окружающей нас природе. Экономное отношение к природным ресурсам.

Планируемый результат

ТЭК, топливно-энергетический баланс, нефтяная промышленность, газ, угольная промышленность.

- наносить на контурную карту крупнейшие месторождение угля, нефти и газа ;

- составлять и анализировать схему ТЭК;

- определять по карте географическое положение и крупнейших происхождения угля, нефти и газа;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

- приобретение экологического воспитания, эмоциально- ценностного отношения к окружающей среде.

Метапредметные

- умение работать с различными источниками информации;

- умение работать в группе;

- умение определять понятия;

- развивать умения анализировать, обобщать;

- умение устанавливать умозаключения и делать выводы;

Основные понятия

ТЭК,ТЭБ, нефтяная промышленность, газ, угольная промышленность.

Межпредметные связи

- дополнительные

Физическая карта мира, учебник А.А. Лобжанидзе 9 класс, географический атлас, презентация;

Компьютер, мультимедийный просмотр, карточки для групповой работы.

Организация пространства

Деятельность

Деятельность

I. Проблематизация, актуализация, мотивация

Цель: Подведение учеников к цели урока, мотивация "Включение" в учебную деятельность

Ребята, посмотрите на картинки.

(Ручка, пуговица, полиэтиленовый пакет, железная ложка)

- Как вы думаете- что объединяет эти предметы? Из чего они сделаны?(это продукция, сделанная в результате переработки нефти, газа, угля.)

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с межотраслевыми комплексами и отраслями, их составляющими. У комплекса, который будем изучать сегодня, особая роль. Без этого комплекса не могут функционировать ни одна отрасль производства. И обеспечивая взаимосвязь всех хозяйственных объектов, его дальнейшее развитие жизненно необходимо каждому человеку. Комплекс, который мы будем изучать сегодня – топливно-энергетический комплекс(ТЭК). Мы рассмотрим состав комплекса, особенности размещения его отраслей.

Слушают, отвечают на заданные вопросы.

2. Освоение нового материала

Первичное ознакомление.

Цель: "Включение" в целенаправленное действие

Давайте рассмотрим что такое топливно-энергетический комплекс , сформулируйте, какова основная задача ТЭК(Задача ТЭК –добыча топлива, производство электроэнергии и передача их потребителю.) , топливно – энергетический баланс. Чем занимается топливная промышленность (Топливная промышленность - занимается добычей топлива: угля, газа, нефти, сланцев, торфа.)

, рассмотрим состав ТЭК.

В состав комплекса входят три крупных взаимосвязанных звена. Каждая из звеньев выполняет свою определенную функцию. Найдите звенья ТЭК на рисунке и объясните функцию каждого из них? (1звено – это предприятия по добыче и переработке топлива:

А) угольная промышленность; Б) нефтяная промышленность;В) газовая промышленность; Г) сланцевая, торфяная промышленности. Вывод: Функция 1звена - добыча топлива.

2звено – электроэнергетика, т.е. производство электроэнергии.

А) ТЭС и ТЭЦ, которые работают за счет топлива топливной промышленности.Б) ГЭС, работают за счет энергии воды.

В) АЭС, работают за счет добычи и подготовки ядерного топлива

Г) ветровые, солнечные, приливные и другие ЭС, которые работают за счет использования нетрадиционных видов энергии.

Вывод:Функция 2 звена – производство электроэнергии.

3звено– это транспортная система, которая доводит до потребителя топливо и тепло, а также электроэнергию

Вывод: в состав ТЭК входят: предприятия по переработке топлива, предприятия по производству электроэнергии, а так же предприятия по транспортировке топлива и электроэнергии.)

Откройте в атласах карту топливной промышленности и назовите известные вам виды топлива и где они расположены(10 стр).

Давайте поделимся на 3 группы ,каждая из которой получает задание ,которое выполним с помощью книг и доп. литературы.

Карточки с заданием №1.(угольная промышленность)

1.1.Что такое топливно-энергетический комплекс? Из каких отраслей он состоит?

1.2.Каковы общие запасы угля в России?

1.3.Сколько млн составляет добыча угля в России и основные районы ?

1.4.Дайте характеристику трех основных угольных баз страны?

2. Отметить условными знаками и подписать крупнейшие месторождения газа, угля и нефти.

Карточки с заданием №2.(нефтяной промышленность )

1.1Что такое топливно-энергетический баланс?

1.2.Какова ежегодная и планируемая добыча нефти в России.

1.3.Почему за последние годы снизилась добыча нефти в России?

1.4.Назовите основные нефтяные базы России?

2. Отметить условными знаками и подписать крупнейшие месторождения газа, угля и нефти.

Карточки с заданием №3.(газовой промышленность )

1.1Почему важно экономить электроэнергию?

1.2.Что создана для транспортировки газа к потребителям в России?

1.3.Какой район является главным по добычи газа в России?

1.4.Назовите крупнейшие месторождения газа ?

2. Отметить условными знаками и подписать крупнейшие месторождения газа, угля и нефти.

Ответьте на 1 вопрос(устно или письменно) для подготовки вам дается 5-7 минут. После проделанной работы в группах, один ученик из группы дает ответы, члены группы дополняют.

Далее у вас у всех есть контурные карты и атласы .Используя атласы и контурные карты, отметьте условными знаками и подпишите крупнейшие месторождения угля, газа, нефти.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Записывают в тетради определения:ТЭК.ТЭБ. Рассматривают состав ТЭК, отвечают на вопросы.

Познавательные УУД(поиск необходимой информации)

Физкультминутка

3. Отработка и закрепление

Цель: "Включение" в тренировочную деятельность

Я сейчас вам раздам текст и таблицу с заданием. Вам необходимо охарактеризовать каждую промышленность. После проделанной работы один ученик выступает .(со своей промышленностью)

Газовая промышленность

Начало и место освоения

В конце XIX века - в Донбассе.

Начало XX в.- на территории Азербайджана, затем-Грозный.

После Великой Отечественной войны – Ставрополь, Республика Коми.

Фонтанный и насосный

По железной дороге в вагонах

Западная Сибирь- Кузбасс, Канско- Ачинский

Западная Сибирь- Самоотлор, Мегион

Западная Сибирь- Уренгой, Ямбург

Выполняют практические задания на основе изученной информации. Работают в группах.

4. Обобщение, систематизация, применение

Цель: "Включение" в продуктивную деятельность

Сформулируйте по три вопроса по своей теме.

(1 группа угольная промышленность,2 группа нефтяное промышленность , 3 группа –газовой промышленность)

Слушают своих одноклассников, делятся впечатлениями.

5. Обратная связь: диагностика, контроль, само- и взаимооценка, формирующая оценка, рефлексия

проблемы отрасли. Изучить размещение угольной промышленности.

Оборудование: Карта топливной промышленности, коллекция угля: антрацит, бу рый

1) Что такое топливно - энергетический комплекс (ТЭК) и каково его значение в хозяйстве

3) Что называется топливно - энергетическим балансом?

Уголь был главным видом топлива в первой половине 20 века, поскольку запасы угля

больше запасов нефти и газа. В настоящее время он уступил лидерство нефти и газу.

Добыча угля дороже, поэтому доля угля в топливном балансе страны сократилась с 59% (в

Уголь используется как топливо на тепловых электростанциях и в промышленности

(75%). А коксующийся у голь (высокого качества) - напри мер, антрацит (учитель

демонстрирует образец у гля) использ у ется как сырье в черной металлургии и химической

Глубина залегания определяет способ добычи у гля: подземный (в шахтах) или открытый

Доля добычи угля открытым способом составляет около 60%. Однако такой способ

ухудшает качество окру жающей среды, т. к. при добыче угля в карьерах образ у ются

породы). Ветер разносит с насыпных терриконов у гольную пыль, а дождь уносит потоки

Важнейшие угольные базы России Ку знецкий, Канско - Ачинский и Печорский.

Кузнецкий (Кузбасс) - на долю которого приходиться 40% общероссийский добычи.

Площадь бассейна составляет 70 тыс. кв. км, бала нсовые запасы - 600 млрд. т, мощн ость

пласта - от 6 до 14 м, а на отдельных участках - 20 - 25 м. угли Кузбасса отличаются

небольшой зольностью и высокой калорийностью. Добыча веде тся шах тным и открытым

способом. Потребители базы металлургические Урала и Центра России.

Самым мощным по запасам является Канско - Ачинский , образ у ющий вмести с системой

тепловых электростанций единый топливно - энергетический комплекс - КАТЭК. Бассейн

вытянут на 800 км вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали. Запасы

составляют от 610 млрд. ( до глубины 600 м) до 1200 млрд. ( до глубины 1200 м). Добыча

ведется открытым способом. Мощность пластов до 100 м. Качество углей низкое имеют

низкую зольность и низку ю теплотворную способность. В местах добычи построены ТЭС

(Березовская, Назаровская ), а вырабатываемая энергия транспортируется в другие

Печорский угольный бассейн (Печбасс) расположен на Европейском Севере страны.

Общая площадь составляет 100 тыс.кв. км, балансовый запасы 210 млрд.т. Угли бассейна

отличаются высоким качеством и теплотворной способностью, около 50% из них

коксующих. Глу бина залегания 470 м, добыча ведётся шахтным способом. Основные

потребители Северный и Северо - Западный районы страны.

Южно - Якутский угольный бассейн ( ЮЯбасс) расположен в республика Саха.

Балансовые запасы составляют 40 млрд т, глубина залегания - 300 м, мощность - 25 - 30 м,

добыча ведется открытым способом. Угли высокого качества, в основном коксу ющиеся,

характеризуются низким содержа нием фосфора и серы.

Угольные районы - это регионы с очень острыми экологическими проблема ми. При

сжигании очень сильно загрязняет атмосферу. Помимо экологических проблем возникают

сложности и с добычей угля в бассейнах, расположенных на севе ре России, за полярным

Найдите и покажите на карте мес торождения каменного угля в России.

Охарактеризуйте один из у гольных бассейно в России.

Дайте его хозяйственную оценку по сле дующему плану:

1. Географическое положение бассе йна (регион России и пр.).

Для выполнения работы предлагает ознакомиться с таблицей и использовать ее данные,

Читайте также: