Веточка для козы лепка 1 младшая конспект
Обновлено: 06.07.2024
Одним из приоритетных видов изобразительной деятельности для воспитанников первой (1,5–3 года) и второй (3–4 года) младших групп является лепка. Этот вид творчества задействует рецепторы на кончиках пальцев, что, в свою очередь, стимулирует работу зрительного, мыслительного, речевого центров головного мозга. Это открывает широкий спектр возможностей для решения задач образовательного процесса.
Нюансы занятий лепкой с младшими дошкольниками
При составлении сценария урока по лепке очень важно, чтобы задания соответствовали уровню развития детей, их возможностям.
Таблица: значение занятий лепкой для детей 1,5–4 лет
Отличия лепки от пластилинографии и мозаики из пластилина
Лепка подразумеваем создание объёмных фигурок из пластилина, глины, теста или собственноручно приготовленных смесей. В младшем дошкольном возрасте этот вид изодеятельности предполагает создание трёхмерных фигурок. Пластилинография, то есть рисунок пластилином, и мозаика из пластичного материала являются техниками лепки на плоскости, то есть картинки получаются рельефными, но не объёмными. С пластилинографией малыши знакомятся со второго семестра второй младшей группы. И то, если дошколята освоили все необходимые для этого возраста приёмы. А к составлению мозаичных картин дети приобщаются начиная со средней группы.
Виды лепки для младших дошкольников
За два года дети осваивают все основные виды лепки.
Предметная лепка
В младшем дошкольном возрасте дети осваивают предметную лепку из цельного куска, которому схематично придаются нужные очертания
Сюжетная лепка
Декоративная лепка
Один из вариантов декоративной лепки — создание украшений на аппликацию-ёлочку
В младших группах дети осваивают также плоскостную лепку — прикрепление кусочков пластилина на горизонтальную подложку. Этот вид лепки является прообразом пластилинографии, но в отличие от последней пластичный материал заполняет не всё пространство композиции.
Форма работы на занятии лепкой
Коллективное выполнение поделок из пластичного материала обычно практикуется со второй младшей группы, когда у детей сильнее проявляется потребность в общении со сверстниками
Материалы для лепки
Основным материалом для лепки в детском саду является пластилин. Он податливый, не пачкает руки, легко очищается с твёрдой рабочей поверхности. Если композиция задумывается на бумажной или картонной подложке, то пластилин нужно выбирать нежирный, иначе на подложке останутся пятна.
Для лепки в младших группах достаточно комплекта пластилина из шести цветов
Ещё один подходящий для работы с малышами материал — солёное тесто. Экологически чистая смесь рекомендуется для работы с детьми раннего возраста.
Таблица: рецепты приготовления солёного теста для лепки
- полтора стакана муки;
- стакан поваренной соли;
- полстакана холодной воды.
- стакан поваренной соли;
- стакан муки;
- 5 столовых ложек подсолнечного масла;
- немного воды комнатной температуры.
- Муку смешать с солью.
- Добавить в получившуюся смесь масло и воду.
- Смешать.
- Для подкрашивания готового теста можно использовать морковный или свекольный сок (цвет пропадает через день-два), гуашь или разведённые пищевые красители (как для окрашивания пасхальных яиц).
- стакан поваренной соли;
- полстакана воды комнатной температуры;
- столовая ложка крема для рук или немного подсолнечного масла.
- Из муки, соли и воды вымесить тесто.
- Для придания полученной массе эластичности необходимо добавить крем или масло, размешать до однородного состояния.
Для лепки можно также использовать глину, но в младших группах это не частая практика, так как работа с глиной требует досконального знания и владения приёмами лепки, а также аккуратности и терпения — изделия сохнут довольно долго. Обычно ознакомление с лепкой из глины происходит под конец второго семестра второй младшей группы.
Самообразование по методике лепки
Самообразование является неотъемлемой частью профессионального становления педагога. Темы, связанные с изодеятельностью, открывают широкие перспективы для изучения возможностей конкретного вида творчества в контексте реализации целей и задач образовательного процесса, в частности лепка:
- представлена несколькими видами;
- осваивается с первых дней в детском саду;
- может использоваться на уроках любых учебно-воспитательных направлений;
- позволяет комплексно решать обучающие, развивающие и воспитательные задачи.
Рассмотрение темы по самообразованию предполагает:
- выбор темы, подбор полезной литературы по теме, то есть вводный;
- внедрение теории в практику, то есть основной;
Подготовительный этап на занятиях является важной частью составления отчёта по внедрению теории по самообразованию в практику
В качестве примеров тем по лепке для самообразования можно назвать:
Лепка в учебном процессе младшей группы
Что касается организации образовательного процесса, то лепка вписывается в три способа взаимодействия с малышами.
Занятие
Занятие — отрезок образовательного процесса, посвящённый лепке, имеет чёткий хронометраж. В первой младшей урок длится 10 минут, во второй — 15 минут, из которых 2/3 времени посвящены именно лепке.
Первые опыты по лепке лучше организовывать с детьми по очереди, чтобы в подгруппах было не более 5 человек.
Для начала в группе не должно быть больше пяти человек
Проект
Деятельность детей, направленная на глубокое изучения отдельных аспектов темы. В детском саду практикуются два вида проектов: долгосрочные, обычно приуроченные к праздникам, памятным событиям (Новый год, 8 Марта и пр.). Эти проекты готовятся в среднем около месяца, хотя могут растягиваться на целый семестр.
Для младших дошколят темы долгосрочных проектов могут быть такие:
Краткосрочный проект занимает меньше времени, до 2 недель, но обычно предполагает участие родителей в выполнении проектной задачи. Принципы составления тем такие же, как и для долгосрочных: посвящаем ближайшему событию или блоку тем:
Из-за несовершенства владения детьми приёмами лепки проект в младшей группе требует непосредственного участия взрослого
Тематика уроков по лепке в первой младшей группе
Поскольку та или иная проблема изучается на нескольких занятиях разных образовательных циклов, то эти темы можно сгруппировать в блоки.
Таблица: картотека тем по лепке для первой младшей группы
Фотогалерея: технологические карты выполнения поделок в первой младшей группе
Фотогалерея: примеры готовых работ детей 1,5–3 лет
Хронометраж занятия по лепке в первой младшей группе
Как отмечалось выше, урок в первой младшей группе длится 10 минут. В этот временной отрезок вписываются три этапа занятия:
- вводный, на котором педагог мотивирует малышей — до 2 минут;
- основной, включающий описание порядка работы, демонстрацию образца, выполнение поделки, а также выполнение пальчиковой гимнастики и/или физкультминутки – до 7 минут;
- заключительный — педагог хвалит малышей и благодарит их за работу — до 1 минуты.
Как организовать вводный этап занятия по лепке
От эффективности выбранных приёмов для мотивации зависит успешность освоения детьми лепки на занятии.
Таблица: варианты мотивации на занятии лепкой с детьми 1,5–3 лет
- Солнышко, солнышко. Красное всё кругом. Луч — сожму в руке. Я его не отпущу, Пусть ладонь мне греет. Выйди поскорее, Будь к нам подобрее! Твои детки плачут, По лужочку скачут, Соломку жгут — Тебя в гости ждут;
- Очень ярко светит солнце, Греет ласково и нежно. Рано утром мне в оконце Заглянуло важно. Прикоснулося лучом К розовой щеке. Осветило лето отыщу, Не всякий так сумеет.
Фотогалерея: образцы поделок, выполненных детьми 3–4 лет
Временной план занятия лепкой во второй младшей группе
Длительность занятия по лепке во второй младшей группе — 15 минут. Как и в первой младшей, это время распределяется между тремя этапами работы. При этом усложнение творческой задачи требует увеличения времени на сам процесс выполнения поделки. Таким образом, хронометраж урока будет следующим:
- вводная часть — до 2 минут;
- основная — до 10 минут (также с обязательной пальчиковой гимнастикой и/или физкультминуткой);
- заключительная — до 3 минут (педагог хвалит малышей и спрашивает, понравилось ли детям делать поделку, то есть вводит элемент рефлексии).
Мотивационные приёмы для второй младшей группы
В сравнении с прошлым годом набор мотивационных приёмов для второй младшей группы немного расширяется. Так, на вводном этапе можно организовать отгадывание загадок.
Читайте также: