Веточка для козы лепка 1 младшая конспект

Обновлено: 06.07.2024

Мальчик сжимает кусок пластилина

Одним из приоритетных видов изобразительной деятельности для воспитанников первой (1,5–3 года) и второй (3–4 года) младших групп является лепка. Этот вид творчества задействует рецепторы на кончиках пальцев, что, в свою очередь, стимулирует работу зрительного, мыслительного, речевого центров головного мозга. Это открывает широкий спектр возможностей для решения задач образовательного процесса.

Нюансы занятий лепкой с младшими дошкольниками

При составлении сценария урока по лепке очень важно, чтобы задания соответствовали уровню развития детей, их возможностям.

Таблица: значение занятий лепкой для детей 1,5–4 лет

Отличия лепки от пластилинографии и мозаики из пластилина

Лепка подразумеваем создание объёмных фигурок из пластилина, глины, теста или собственноручно приготовленных смесей. В младшем дошкольном возрасте этот вид изодеятельности предполагает создание трёхмерных фигурок. Пластилинография, то есть рисунок пластилином, и мозаика из пластичного материала являются техниками лепки на плоскости, то есть картинки получаются рельефными, но не объёмными. С пластилинографией малыши знакомятся со второго семестра второй младшей группы. И то, если дошколята освоили все необходимые для этого возраста приёмы. А к составлению мозаичных картин дети приобщаются начиная со средней группы.

Виды лепки для младших дошкольников

За два года дети осваивают все основные виды лепки.

Предметная лепка

Мышки

В младшем дошкольном возрасте дети осваивают предметную лепку из цельного куска, которому схематично придаются нужные очертания

Сюжетная лепка

Заяц из бумаги и пластилиновые колобки

Декоративная лепка

Ёлочки с игрушками из пластилина

Один из вариантов декоративной лепки — создание украшений на аппликацию-ёлочку

В младших группах дети осваивают также плоскостную лепку — прикрепление кусочков пластилина на горизонтальную подложку. Этот вид лепки является прообразом пластилинографии, но в отличие от последней пластичный материал заполняет не всё пространство композиции.

Форма работы на занятии лепкой

Девочка лепит из пластилина

Коллективное выполнение поделок из пластичного материала обычно практикуется со второй младшей группы, когда у детей сильнее проявляется потребность в общении со сверстниками

Материалы для лепки

Основным материалом для лепки в детском саду является пластилин. Он податливый, не пачкает руки, легко очищается с твёрдой рабочей поверхности. Если композиция задумывается на бумажной или картонной подложке, то пластилин нужно выбирать нежирный, иначе на подложке останутся пятна.

Упаковка пластилина и стека

Для лепки в младших группах достаточно комплекта пластилина из шести цветов

Ещё один подходящий для работы с малышами материал — солёное тесто. Экологически чистая смесь рекомендуется для работы с детьми раннего возраста.

Таблица: рецепты приготовления солёного теста для лепки

  • полтора стакана муки;
  • стакан поваренной соли;
  • полстакана холодной воды.
  • стакан поваренной соли;
  • стакан муки;
  • 5 столовых ложек подсолнечного масла;
  • немного воды комнатной температуры.
  1. Муку смешать с солью.
  2. Добавить в получившуюся смесь масло и воду.
  3. Смешать.
  4. Для подкрашивания готового теста можно использовать морковный или свекольный сок (цвет пропадает через день-два), гуашь или разведённые пищевые красители (как для окрашивания пасхальных яиц).
  • стакан поваренной соли;
  • полстакана воды комнатной температуры;
  • столовая ложка крема для рук или немного подсолнечного масла.
  1. Из муки, соли и воды вымесить тесто.
  2. Для придания полученной массе эластичности необходимо добавить крем или масло, размешать до однородного состояния.

Для лепки можно также использовать глину, но в младших группах это не частая практика, так как работа с глиной требует досконального знания и владения приёмами лепки, а также аккуратности и терпения — изделия сохнут довольно долго. Обычно ознакомление с лепкой из глины происходит под конец второго семестра второй младшей группы.

Самообразование по методике лепки

Самообразование является неотъемлемой частью профессионального становления педагога. Темы, связанные с изодеятельностью, открывают широкие перспективы для изучения возможностей конкретного вида творчества в контексте реализации целей и задач образовательного процесса, в частности лепка:

  • представлена несколькими видами;
  • осваивается с первых дней в детском саду;
  • может использоваться на уроках любых учебно-воспитательных направлений;
  • позволяет комплексно решать обучающие, развивающие и воспитательные задачи.

Рассмотрение темы по самообразованию предполагает:

  • выбор темы, подбор полезной литературы по теме, то есть вводный;
  • внедрение теории в практику, то есть основной;

Педагог показывает детям картинки в книге

Подготовительный этап на занятиях является важной частью составления отчёта по внедрению теории по самообразованию в практику

В качестве примеров тем по лепке для самообразования можно назвать:

Лепка в учебном процессе младшей группы

Что касается организации образовательного процесса, то лепка вписывается в три способа взаимодействия с малышами.

Занятие

Занятие — отрезок образовательного процесса, посвящённый лепке, имеет чёткий хронометраж. В первой младшей урок длится 10 минут, во второй — 15 минут, из которых 2/3 времени посвящены именно лепке.

Первые опыты по лепке лучше организовывать с детьми по очереди, чтобы в подгруппах было не более 5 человек.

Дети лепят фигурки из серого пластилина

Для начала в группе не должно быть больше пяти человек

Проект

Деятельность детей, направленная на глубокое изучения отдельных аспектов темы. В детском саду практикуются два вида проектов: долгосрочные, обычно приуроченные к праздникам, памятным событиям (Новый год, 8 Марта и пр.). Эти проекты готовятся в среднем около месяца, хотя могут растягиваться на целый семестр.

Для младших дошколят темы долгосрочных проектов могут быть такие:

Краткосрочный проект занимает меньше времени, до 2 недель, но обычно предполагает участие родителей в выполнении проектной задачи. Принципы составления тем такие же, как и для долгосрочных: посвящаем ближайшему событию или блоку тем:

Зонтики из пластилина

Из-за несовершенства владения детьми приёмами лепки проект в младшей группе требует непосредственного участия взрослого

Тематика уроков по лепке в первой младшей группе

Поскольку та или иная проблема изучается на нескольких занятиях разных образовательных циклов, то эти темы можно сгруппировать в блоки.

Таблица: картотека тем по лепке для первой младшей группы

Фотогалерея: технологические карты выполнения поделок в первой младшей группе

Фотогалерея: примеры готовых работ детей 1,5–3 лет

Хронометраж занятия по лепке в первой младшей группе

Как отмечалось выше, урок в первой младшей группе длится 10 минут. В этот временной отрезок вписываются три этапа занятия:

  • вводный, на котором педагог мотивирует малышей — до 2 минут;
  • основной, включающий описание порядка работы, демонстрацию образца, выполнение поделки, а также выполнение пальчиковой гимнастики и/или физкультминутки – до 7 минут;
  • заключительный — педагог хвалит малышей и благодарит их за работу — до 1 минуты.

Как организовать вводный этап занятия по лепке

От эффективности выбранных приёмов для мотивации зависит успешность освоения детьми лепки на занятии.

Таблица: варианты мотивации на занятии лепкой с детьми 1,5–3 лет

  • Солнышко, солнышко. Красное всё кругом. Луч — сожму в руке. Я его не отпущу, Пусть ладонь мне греет. Выйди поскорее, Будь к нам подобрее! Твои детки плачут, По лужочку скачут, Соломку жгут — Тебя в гости ждут;
  • Очень ярко светит солнце, Греет ласково и нежно. Рано утром мне в оконце Заглянуло важно. Прикоснулося лучом К розовой щеке. Осветило лето отыщу, Не всякий так сумеет.

Фотогалерея: образцы поделок, выполненных детьми 3–4 лет

Временной план занятия лепкой во второй младшей группе

Длительность занятия по лепке во второй младшей группе — 15 минут. Как и в первой младшей, это время распределяется между тремя этапами работы. При этом усложнение творческой задачи требует увеличения времени на сам процесс выполнения поделки. Таким образом, хронометраж урока будет следующим:

  • вводная часть — до 2 минут;
  • основная — до 10 минут (также с обязательной пальчиковой гимнастикой и/или физкультминуткой);
  • заключительная — до 3 минут (педагог хвалит малышей и спрашивает, понравилось ли детям делать поделку, то есть вводит элемент рефлексии).

Мотивационные приёмы для второй младшей группы

В сравнении с прошлым годом набор мотивационных приёмов для второй младшей группы немного расширяется. Так, на вводном этапе можно организовать отгадывание загадок.

Читайте также: