Архитектура императорского рима 10 класс мхк конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Презентация на тему: " Архитектура Императорского Рима" — Транскрипт:

1 Архитектура Императорского Рима.

2 Применение новых архитектурных форм потребовало коренного изменения подпор: для поддержки тяжёлых арок, сводов и куполов уже не годились колонны, поэтому Римские зодчие почти прекращают их употребление для сказанной цели и прибегают к массивным стенам и пилястрам.колонныпилястрам Архитектурные ордера.

3 Что касается стиля колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой части: они взяли уже готовые греческие стили и только видоизменили их по своему вкусу. Таким образом, образовалось пять ордеров.ордеров

4 Римско-дорический ордер. Римско-дорический ордер не имеет почти ничего общего с греческим ордером. Он отличается прежде всего нарушением пропорций: колонна стала длиннее; её фуст утрачивает припухлость и представляет собой прямой, сухой ствол, суживающийся кверху.фуст

5 Ионический ордер. Что касается ионического ордера, то он утратил у римлян в значительной степени благородное изящество, каким отличался у греков: его колонна нередко остаётся без каннелюр, а если они и покрывают её, то тянутся снизу до самых волют, сокращая орнаментацию под ними в маленькую полоску.ионического ордера

6 Коринфский ордер. Римляне употребляли предпочтительно коринфский ордер, переделав его по- своему и сообщив ему большую роскошь. В капители коринфской колонны они увеличили число аканфовых листьев и придали им несколько иной вид, скруглив и закрутив их края; кроме того, для пущей нарядности, они примешивали к ним листья лавра и других растений, причём иногда отливали эти украшения капители из бронзы.коринфский ордер

8 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РИМСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ.

9 Первый период. Историю римской архитектуры можно разделить на четыре периода. Первый из них охватывает собой время от основания Рима, до середины II в. до н. э. Это время ещё бедно постройками, да и те, которые возникали тогда, имели чисто этрусский характер. Вид на Аппиеву дорогу Аппиеву дорогу

10 Второй период. Храм Весты Храм Весты. Полное своё развитие тип базилики получил во втором периоде римской архитектуры, в котором греческое влияние, ещё перед тем начавшее проникать в неё, отразилось на ней уже очень сильно. Этот период, продолжающийся с середины II в. до падения республиканского правления, ознаменован, кроме того, появлением в Риме первых мраморных храмов.

11 Римский храм этой и последующих эпох обыкновенно представлял собой одну целлу продолговато, четырёхугольной формы, стоявшую на высоком фундаменте, и к которой вела лестница только с одной, короткой, лицевой стороны. Поднявшись по этой лестнице, попадаешь в портик с колоннами, в глубине которого находится дверь, ведущая в целлу, получающую освещение только через эту дверь, когда она открыта.целлу Храм Портуна Храм Портуна.

12 Третий период. Пантеон. Третий, самый блестящий период истории Римского зодчества начинается со времени захвата Августом полно власти я над республикой и продолжается до смерти императора Адриана. В это время римляне начинают широко применять бетон. Появляются новые типы зданий, например базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, цирки, где происходили соревнования колесниц, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Августом Адрианабетон

13 Римское искусство уступало греческому искусству в изяществе пропорций, но не в техническом мастерстве. К этому периоду относится сооружение двух самых известных римских памятников: Колизея (самого большого амфитеатра античного мира) одного из многих грандиозных сооружений, воздвигнутых римлянами по всей империи, а также Пантеона, храма во имя всех богов. Колизея Пантеона Колизей.

14 Четвёртый период. Храм Антонина и Фаустины Храм Антонина и Фаустины. После Адриана римское зодчество быстро клонится к упадку, вдаётся в вычурность мотивов, излишество украшений, в смешение самых разнородных форм и в иррациональность их употребления. Наступает четвёртый, последний период истории римской архитектуры, продолжающийся до окончательной победы христианства над язычеством.

15 Развалины базилики Максенциябазилики Максенция Важнейшими постройками Константина Великого в старой столице его империи были триумфальные ворота, имеющие три пролёта и украшенные скульптурными рельефами, взятыми с ворот Траяна, и базилика, основание которой было, впрочем, положено ещё Максенцием, последний прекрасный памятник римской архитектуры, способный выдержать сравнение с наилучшими созданиями её цветущей поры.триумфальные ворота базилика Максенцием Триумфальная арка Константина

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Познакомить учащихся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, строительным материалом и нововведениями в строительстве.

2. Продолжать развивать познавательные способности учащихся, умение работать с источниками информации, выделять главное. Расширить кругозор.

3. Воспитывать интерес, чувство уважения и восхищения к древнеримской строительной технике и архитектуре, оказавшей большое влияние на западно-европейскую архитектуру.

Тип урока: урок-лекция.

Оформление: Презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, эмоциональный настрой на урок.

- Ребята, сегодня на уроке я вы узнаете много интересного и нового. С урока уйдете с пополненным багажом знаний.

П. Введение темы урока.

Мы на уроке познакомимся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, строительным материалом и нововведениями в архитектуре.

III. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Более 12 столетий насчитывает история Древнего Рима. Она оставила человечеству богатейшее культурное и художественное наследие: грандиозные архитектурные ансамбли, новые типы сооружений, поражающие совершенством инженерной техники, реалистические скульптурные портреты, замечательные фрески, мозаики, произведения декоративно-прикладного искусства и многое другое.

Покорение римлянами Греции в 1 в. до н. э. произвело колоссальный переворот в жизни Рима. Гордый и непреклонный Рим признал величие культурных традиций Эллады. Искусство Древнего Рима не только унаследовало, но и творчески развило лучшие достижения древнегреческих мастеров, создав собственный, оригинальный стиль и неповторимую индивидуальность.

В развитии художественной культуры Древнего Рима различают три основных периода:

1. Искусство этрусков (7-4 вв. до н.э.)

2. Искусство Римской республики (4-1 вв. до н. э.)

3 Искусство Римской империи (1- 4 вв. н. э.)

Ребята, мы с вами познакомимся с архитектурой Древнего Рима каждого периода, подробнее остановимся на великих памятниках римской архитектуры. По ходу всего изучения нового материала каждый из вас будет работать с таблицей, (слайд 2) заполняя ее.

К сожалению постройки первого периода не сохранились, они были разрушены или полуразрушены землятрясениями, стихиями природы или просто временем.

От республиканского периода истории Древнего Рима тоже сохранились лишь немногие архитектурные памятники. В строительстве в этот период применяли и архитектурные ордера – тосканский, дорический, ионический и коринфский. В этот период строили храмы прямоугольной формы, использовали портики как и греки, но в отличие от греческих они были грандиознее и воздвигались на высоких подиумах – прямоугольной платформе с лестницей. В строительстве использовали мягкий вулканический туф, позднее обозженный кирпич, мрамор. Во 2-м веке до н. э. римскими строителями изобретен новый материал – бетон, что вызвало повсеместное нововведение арочно-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру. В римском храмовом зодчестве вводится тип круглого храма – ротонды. Таким был один из древнейших римских храмов – храм богини Весты (домашнего очага), находившийся на форуме (слайд 4).

Разнообразные арки и арочные конструкции были характерным элементом римской архитектуры (слайд 5).

- Ребята, вспомните какой был главный элемент в греческой архитектуре? (колоннада). Но римляне не отказывались и от колонн, ими украшали общественные здания.

(Слайд 6) Театр в Помпеях на 1700 мест предназначался для проведения различных представлений. Он был первым театром в Риме, построенном из камня.

Строили римляне новые по тем временам инженерные сооружения: водопроводы (акведуки) и огромные каменные мосты (виадуки), внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Почти все города Рима получали техническую и питьевую воду, которая шла из горных источников с помощью акведуков (Слайд 7)

Специфическим римским типом сооружения была триумфальная арка? Как вы думаете, каково ее было назначение? (Прославить, увековечить военную и императорскую славу императора) (Слайд 8).

В середине 1 века до н. э. в Риме появляютсяпервые величественные мраморные постройки. Ю. Цезарь приказал построить в Риме новый форум. Там была сооружена базилика Цезаря – трехнефное здание прямоугольной формы, предназначенное для судебных заседаний, торговых операций и народных собраний.

Замечательным достижением римской строительной техники 3-го периода было здание храма всех богов – Пантеон (слайд 9).

В период римской империи продолжали строить дворцы и храмы, триумфальные арки в честь императоров и их побед в войне. Императоры, сменявшие друг друга продолжали украшать римский форум. Самым красивым был форум при императоре Трояне. Достопримечательностью форума была колонна Трояна (слайд 10).

Еще одним из замечательных римских сооружений этого периода являются термы (бани), необходимые в повседневной жизни (Слайд 11)

В 1-м веке пришедший к власти император Веспасиан построил амфитеатр, известный всему миру как Колизей (Слайд 13). Я предлагаю вам просмотреть презентацию дальше, и ответить на вопросы, которые лежат у вас на партах.

(Просмотр презентации слайды 14 – 24). Беседа по вопросам.

1. Как решил Веспостимиан увековечить свое имя?

2. Как он назвал свою постройку?

3. Сколько человек вмещал Колизей и за какое время публика могла заполнить зал?

4. Как действовал в театре принцип разделения людей по сословному признаку?

5. Какое было главное зрелище в Колизее?

6. Каковы размеры Колизея?

IV. Закрепление изученного на уроке.

И так ребята, вы сейчас проверите таблицу, над которой работали в ходе изучения нового материала (Самопроверка по образцу, слайды 25-27).

-У кого есть недочеты, исправьте, Кто не успел записать, допишите.

- Как справились с заданием? Почему?

А сейчас давайте повторим, что вы узнали сегодня на уроке? Что вам понравилось? Что запомнилось? Скажите, что можно увидеть в наши дни из элементов римской архитектуры (арки, своды)

Вывод. Римская архитектура оставила богатое наследие для потомков.




не люблю историю, в которой мужики режут и грабят друг друга.
люблю историю в которой мужики строят и возводят.
нашел в презентации много новых иллюстраций, театр в Помпеях к примеру.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Нажмите, чтобы узнать подробности

Древнегреческий скульптор создавший статую Менады – нимфы воспитавшей юного бога Диониса.

Древнегреческий скульптор, который задавался целью, точно определить пропорции человеческой фигуры, согласно своим представлениям об идеальной красоте человека

Древнегреческий скульптор, который воздвигнул статую Афины-Девы, покровительницы города Афины.

Древнегреческий скульптор, вошедший в историю скульптуры как вдохновенный певец женской красоты.

На этом наша проверка знания древнегреческих скульпторов закончена, обменяйтесь таблицами и сделайте взаимопроверку.

Ребята, у кого нет ошибок, получают 5, одна ошибка – оценка 4, две ошибки – оценка 3.

Изучение нового материала.

Мы на уроке познакомимся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, строительным материалом и нововведениями в архитектуре.

Вступительное слово учителя.

Более 12 столетий насчитывает история Древнего Рима. Она оставила человечеству богатейшее культурное и художественное наследие: грандиозные архитектурные ансамбли, новые типы сооружений, поражающие совершенством инженерной техники, реалистические скульптурные портреты, замечательные фрески, мозаики, произведения декоративно-прикладного искусства и многое другое.

Покорение римлянами Греции в 1 в. до н. э. произвело колоссальный переворот в жизни Рима. Гордый и непреклонный Рим признал величие культурных традиций Эллады. Искусство Древнего Рима не только унаследовало, но и творчески развило лучшие достижения древнегреческих мастеров, создав собственный, оригинальный стиль и неповторимую индивидуальность.

В тетради: В развитии художественной культуры Древнего Рима различают три основных периода:

1. Искусство этрусков (7-4 вв. до н.э.)

2. Искусство Римской республики (4-1 вв. до н. э.)

3. Искусство Римской империи (1- 4 вв. н. э.)

Ребята, мы с вами познакомимся с архитектурой Древнего Рима каждого периода, подробнее остановимся на великих памятниках римской архитектуры.

Важную роль в становлении римской государственности, культуры принадлежит этрускам (племенам, жившим на территории современной Тосканы). Они были опытными земледельцами и искусными ремесленниками. Они строили города, имевшие регулярную планировку, мощеные улицы, хорошую систему канализации, множество храмов на каменных фундаментах и дворцов. Жилые дома и дворцы имели хорошую, удобную планировку: комнаты отдыха, для бесед, развлечений, бытового назначения. Внутри дома были дворики – сады со скамейками и фонтаном, куда хозяин приглашал друзей. Храмы строили в честь богов, для жертвоприношений богам и правителям. Этруски создали свой ордер – величественный и монументальный. С 4 века до н. э. центром деловой и общественной жизни Рима стал Форум.(стр.87)

Римский форум считается самым важным форумом в Древнем Риме, расположенном на низкой земле между Палатином и Капитолийскими холмами. Он был известным местом общественных собраний, эпицентром древнего мира. Во время имперского режима форум считался центром религиозной и светской жизни, рядом находились многие из самых известных величественных городских храмов и памятников.

К сожалению постройки первого периода, не сохранились, они были разрушены или полуразрушены землетрясениями, стихиями природы или просто временем

От республиканского периода истории Древнего Рима тоже сохранились лишь немногие архитектурные памятники. В строительстве в этот период применяли и архитектурные ордера – тосканский, дорический, ионический и коринфский. В этот период строили храмы прямоугольной формы, использовали портики, как и греки, но в отличие от греческих они были грандиознее и воздвигались на высоких подиумах – прямоугольной платформе с лестницей. В строительстве использовали мягкий вулканический туф, позднее обожженный кирпич, мрамор. Во 2-м веке до н. э. римскими строителями изобретен новый материал – бетон, что вызвало повсеместное нововведение арочно-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру. В римском храмовом зодчестве вводится тип круглого храма – ротонды. Таким был один из древнейших римских храмов – храм богини Весты (домашнего очага), находившийся на форуме.

Разнообразные арки и арочные конструкции были характерным элементом римской архитектуры.

– Ребята, вспомните, какой был главный элемент в греческой архитектуре? (колоннада). Но римляне не отказывались и от колонн, ими украшали общественные здания.

Театр в Помпеях на 1700 мест предназначался для проведения различных представлений. Он был первым театром в Риме, построенном из камня.

Строили римляне новые по тем временам инженерные сооружения: водопроводы (акведуки) и огромные каменные мосты (виадуки), внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Почти все города Рима получали техническую и питьевую воду, которая шла из горных источников с помощью акведуков.

Специфическим римским типом сооружения была триумфальная арка.(стр.91) Как вы думаете, каково ее было назначение? (Прославить, увековечить военную и императорскую славу императора).

В середине 1 века до н. э. в Риме появляются первые величественные мраморные постройки. Ю. Цезарь приказал построить в Риме новый форум. Там была сооружена базилика Цезаря – трехнефное здание прямоугольной формы, предназначенное для судебных заседаний, торговых операций и народных собраний.

Надпись, сделанная на архитраве, гласит: "Марк Агриппа, сын Луция, Консул Третий, сделал". Ее оставил Адриан, который не ставил своего имени ни на одном из памятников. Реконструкция, проведенная по проекту Аполлодора Дамасского, значительно видоизменила первоначальный облик здания. Сохранился обширный портик, образованный восемью колоннами из серого гранита. По две колонны из красного гранита стоят позади первой, третьей, шестой и восьмой колонной, образуя три прохода. Тимпан был когда-то украшен бронзовым орлом с короной. Потолок портика был также украшен бронзой, снятой по указанию папы Урбана VIII Барберини, откуда и пошло ставшее знаменитым выражение: "Что не сделали варвары, то сделали Барберини". Купол, венчающий здание, - истинный шедевр инженерного искусства - был создан целиком на деревянном опалубке и является самым широким из всех когда-либо построенных куполов.

Внутри здания по сторонам расположено шесть ниш, каждая из которых обрамлена двумя колоннами. Купол украшен пятью рядами уменьшающихся вверх кессонов, за исключением последнего ряда вокруг круглого отверстия, так называемого "глаза Пантеона", диаметром 9 метров, сквозь которое льется внутрь поток света.

Сейчас Пантеон является национальным мавзолеем. Первым свое желание быть здесь похороненным высказал художник Рафаэль. Позже здесь хоронили других знаменитых личностей, в том числе и представителей Савойской королевской династии.

В период римской империи продолжали строить дворцы и храмы, триумфальные арки в честь императоров и их побед в войне. Императоры, сменявшие друг друга продолжали украшать римский форум. Самым красивым был форум при императоре Трояне. Достопримечательностью форума была колонна Трояна (стр.88).

Считается, что она возведена во II веке и изображает события двух войн Траяна с даками. Как мы теперь понимаем, такая датировка ошибочна. Поскольку, согласно нашей реконструкции, здесь показаны эпизоды знаменитой Троянской войны XIII века, то есть Крестовых Походов (а точнее двух Походов), следовательно, колонну возвели не ранее середины XIII века, а вероятнее всего, существенно позже.

Эта беломраморная колонна Траяна была построена здесь в 113 году. Она, сложенная из 17 полых мраморных цилиндров, имеет высоту 38 метров. Колонна установлена на пьедестале высотой в 5,5 метров. Внутри полой колонны имеется винтовая лестница со 185 ступенями, которые ведут на капитель-площадку колонны.

Первоначально вершину колонны Траяна украшал позолоченный орел. После смерти Траяна его заменили статуей императора. А в VI веке здесь окончательно обосновалась статуя св. Петра. Существует предание, что хотя Траян и был язычником, его характер и дела полностью соответствовали христианской вере. Римский папа Григорий Велина однажды задумался, что такой благочестивый человек как Траян, не познав истинной веры, сейчас пребывает в чистилище. С такой мыслью он отправился в собор Св. Петра и стал молиться за римского императора. Голос ему ответил, что услышал молитвы. Но в качестве платы за изменение установленного порядка папе были предложены два варианта — либо ему будет суждено отбыть два дня в чистилище, либо он до конца своих дней будет жить с вечными болями и страданиями. Папа Римский Григорий выбрал второй вариант, но в память об этих событиях как раз и была установлена статуя св. апостола Петра, у которого находятся ключи от рая.

Стоит отметить, что тело Траяна было погребено под колонной. По решению сената и нового императора было сделано исключение из запрета хоронить в городах, так что колонна в этом случае еще и является надгробием.

Но основным достоянием колонны Траяна в Риме является ее барельеф. Он в исторической последовательности повествует о двух войнах Траяна против даков. Рельефы очень точные и детальные, на них изображено более 2500 человеческих фигур, среди которых около 90 раз повторяется образ императора. Присутствуют среди них и некоторые мифологические римские персонажи. Но главное в этих рельефах, их детальность. Изображения несут большую историческую ценность, они передают детали одежды и вооружения той эпохи, пейзажи, лица.

Еще одним из замечательных римских сооружений этого периода являются термы (бани), необходимые в повседневной жизни. (стр.93)

В 1-м веке пришедший к власти император Веспасиан построил амфитеатр, известный всему миру как Колизей. (стр.90). Колизей — самый большой амфитеатр старины — был построен в Риме (Италия). Он считается архитектурным и техническим совершенством, и является доказательством великолепия и жестокости римского мира.

Символ величия и могущества Рима на протяжении многих веков, Колизей являлся местом, равным которому по накалу кипевших там страстей просто не было: проходившие на арене Колизея гладиаторские бои не на жизнь, а на смерть держали в напряжении десятки тысяч зрителей.

В честь открытия амфитеатра в 80 году н. э. были объявлены стодневные игры, в ходе которых римляне смогли увидеть бои многих тысяч гладиаторов, а в боях гладиаторов с хищниками было убито огромное количество львов, тигров и других зверей. По размаху празднеств с открытием амфитеатра мог лишь сравниться тысячелетний юбилей Рима в 246 году, когда по преданиям на арене Колизея было убито 32 слона, 60 львов, 40 диких лошадей и десятки других животных — лоси, зебры, тигры, жирафы и гиппопотамы. Тогда же в смертельном бою состязались около 2000 гладиаторов. Проведение боев между гладиаторами было прекращено в 404 году, однако схватки гладиаторов с хищниками продолжались до конца VI века.

На своем веку Колизей успел побывать и крепостью, когда влиятельные римские семьи деи Фраджипане и дельи Аннибальди фактически превратили амфитеатр в своеобразную семейную крепость.

Ущерб нанесенный амфитеатру сильными землетрясениями был усугублен самими римлянами, когда глыбы травертина со стен Колизея вывозились для использования при строительстве других римских дворцов, таких как Палаццо Канчеллерия, Палаццо Венециа, и даже собора Св. Петра.

Каждый арочный пролет первого яруса являлся входом в амфитеатр, 76 из этих входов были пронумерованы. Над арками и сегодня можно видеть римские цифры нумерации входов. Для элиты римского общества предназначались четыре главных входа: для императора и его окружения, для весталок, судей и для почетных гостей. У каждого зрителя имелась табличка с указанием ряда, сектора и места.

Четырехярусный, облицованный травертином амфитеатр имеет форму эллипса длиной 188 метров, шириной — 156 метров и высотой — 48,5 м.

Три нижних яруса выполнены в виде арочных пролетов, разрезанных полуколоннами в строго выдержанной строителями Колизея канонической последовательности: на первом ярусе — дорические полуколонны, на втором — ионические, а на третьем — коринфские. Четвертый ярус был достроен позже и примечателен тем, что и сегодня на его карнизе видны отверстия, куда вставлялись опоры для растяжки тента над ареной амфитеатра специального тента, защищавшего зрителей от солнечных лучей и дождя. Тент держался на 240 деревянных балках.

В средние века Колизей сильно пострадал от того, что травертин, ценный строительный материал, использовался при строительстве римских дворцов и базилик. Кроме того, прочность амфитеатра пострадала из-за того, что металлические скрепы, соединявшие между собой блоки травертина, были сняты, оставив зияющие и по сей день отверстия.

Колизей мог вместить от 50 до 70 тысяч зрителей, для которых были предусмотрены места согласно их социальному статусу. Места сенаторов (часть первых рядов, выложенных из белого мрамора) предназначалась для римских сенаторов. На месте каждого сенатора было высечено его имя.

Широкие проходы позволяли зрителям быстро заполнять многотысячные трибуны Колизея. В случае необходимости, все зрители могли покинуть Колизей в течение 5-10 минут.

Арена Колизея имела размеры 76х44 м. Пол арены был покрыт деревянными досками и засыпан желтым песком, взятым с холма Монт Марио.

Между ареной и зрителями находился некий ров. Есть много версий его предназначения: возможно, в нем размещались стрелки, которые защищали зрителей от диких животных или в нем были уборные, а возможно в нем была вода, как дополнительная защите от животных.

Беседа по вопросам.

1. Сколько человек вмещал Колизей и за какое время публика могла заполнить зал?

2. Как действовал в театре принцип разделения людей по сословному признаку?

3. Какое было главное зрелище в Колизее?

4. Каковы размеры Колизея?

Римская архитектура оставила богатое наследие для потомков.

Читайте также: