План конспект на тему риторика древнего рима

Обновлено: 02.07.2024

Риторика и культура речи пронизывает все сферы общества. Язык – это форма мышления и средство коммуникации.
Риторика необходимо для формирования культурного уровня человека, его возможности устанавливать взаимоотношения с обществом. Профессиональная карьера очень зависит от культуры общения и использования профессионального языка.

Оглавление

Введение 3
1. Предпосылки возникновения риторики Средневековья 5
2. Развитие гомилетики 6
3. Иоанн Златоуст 10
4. Фома Аквинский 12
Заключение 16
Библиографический список 17
Практическая часть 18

Файлы: 1 файл

Риторика.docx

После окончания образования Иоанн вступил в должность адвоката и прославился своим красноречием. Но вскоре мирская жизнь прискучила ему. Приняв, по обычаю того времени, крещение уже в годах мужества, он хотел удалиться в пустыню и остался единственно по просьбе матери. Между тем о необыкновенных дарованиях Иоанна узнал Мелетий, епископ антиохийский, и записал его в число клира. В это время Иоанн усиленно занимался изучением Священного Писания и других наук, относящихся к богословию.

В скором времени во всем христианском мире уже гремела слава святого Иоанна, как Златоуста (название, данное ему одной простой женщиной во всеуслышание в храме, в порыве восторга от его слова). Поэтому, когда после смерти епископа Нектария, преемника св. Григория Богослова, стала свободной кафедра константинопольского архиепископа, император Аркадий (395-408 г.) пожелал, чтобы она предоставлена была Златоусту.

Первое время святительства было очень утешительно для Иоанна, и он со всем усердием предался заботам об искоренении остатков арианства, примирении враждовавших епископов, исправлении духовенства и всей паствы. Но эта энергичная деятельность восстановила против него много врагов, во главе которых открыто встала императрица Евдоксия, женщина крайне суетная и властолюбивая.

В своих многочисленных беседах (до 800) святой Златоуст оставил вдохновенные объяснения (толкования) на многие книги Священного Писания и почитается Церковью очень авторитетным толкователем Библии. Он составил последование (чин) Литургии, носящей его имя, ввел в церковное употребление крестные ходы и некоторые другие благочестивые обычаи. Сверх всего этого он известен своей заботой о распространении веры Христовой. Между прочим, послал и на Русь к тогдашним скифам проповедников веры и почитается одним из ее просветителей.

4. Фома Аквинский

Его труды легли в основу гомилетики – теории церковного красноречия. В ней на первый план выступают форма, внешняя красивость и напыщенность, главным принципом становится не убеждение, а внушение. Важнейшее приобретение риторики в средние века – это умение завладеть чувствами и сознанием людей, влиять на их психику и воображение. Эффективность и действенность ораторской речи в этот период характеризовалась именно этими умениями проповедника.

Не зря самым интересным разделом в учении Фомы Аквинского считается раздел, связанный с его трактовкой души, причем не только души человека. Здесь Фома исходит из Аристотеля. Он различает вегетативную душу, присущую растениям, и функции этой души – питание и размножение. Далее идет сенситивная душа, которой обладают животные. Функциями этой души являются чувственное восприятие, стремление и произвольное движение. И только человек имеет разумную душу, функцией которой является мышление. При этом разумная душа человека заодно выполняет и функции двух низших душ.

Интересней всего то, что высшей познавательной способностью человека у Фомы оказывается интеллектуальное созерцание, сближающее человека с ангелами. Если люди пользуются обычно чувствами, разумом и т.п., то ангелы, считал Фома, не пользуются абстракциями, не рассуждают, а схватывают суть бытия в чистом акте непосредственного созерцания. Лишь частично эта способность присутствует и у человека. Но есть такой способ познания, доказывает Фома, который недоступен даже ангелам. Это абсолютное знание всего и вся, без каких-либо специальных приемов и способностей. Такое познание свойственно лишь Богу.

Тип риторики, проповедуемый Фомой Аквинским, оказал существенное влияние на культуру всех стран Западной и Центральной Европы, так как его распрост¬ранению способствовало отсутствие языковых барьеров: проповеди читались исключительно на латинском языке.

Шагом вперед по сравнению с богословской риторикой была средневековая университетская лекция. Она, хотя и читалась в буквальном смысле этого слова (лат. lectio – чтение, lector – чтец) прямо по книге, все же была обращена к явлениям и фактам реальной действительности, подчинялась законам знания. Позже, в XV-XVI вв., с развитием книгопечатания читаемая лекция стала активно вытесняться устной, по сути превратилась в публичное изложение учебного материала и, перенимая достижения красноречия, оформилась в новый жанр риторики.

Но это не было выходом из положения, а потому одновременно с запретом была создана комиссия с целью приспособления трудов Аристотеля к христианскому вероучению. Комиссия работала шесть лет, не оправдав надежд церкви. И только после того, как эту работу поручили проделать ученым из ордена доминиканцев, был получен результат. Львиная доля этого успеха пришлась на особое дарование одного из членов ордена – Фомы Аквинского, о котором как раз и шла речь в предыдущем параграфе.

Риторика и культура речи пронизывает все сферы общества. Язык – это форма мышления и средство коммуникации.

Риторика необходимо для формирования культурного уровня человека, его возможности устанавливать взаимоотношения с обществом. Профессиональная карьера очень зависит от культуры общения и использования профессионального языка. Умение налаживать отношения с коллегами совершено необходимо для продуктивной профессиональной деятельности. Необходимо всячески пропагандировать идею устного публичного дебатирования общественно значимых проблем, а так же пропагандировать риторические нормы и обучать дебатированию, начиная со школы.

Представляется, что это - важнейшая общественная задача сегодняшнего дня, решение которой позволит сформировать в обществе подлинно демократический климат, приведет к формированию гражданской отвественности граждан за свою страну, за собственное решение на выборах или референдуме, будет способствовать формированию внимания и интереса к чужому мнению, формированию политической и межличностной толерантности, столь необходимой нашему обществу.

1. Сережа и Павел — друзья. Оба учатся в институте. Оба любят играть в лотерею. Если они играют вместе, обоим везёт, оба выигрывают, у обоих много призов.

Агатовые, акварельные, антрацитовые, белёсые (белесые), белые, бесцветные, бирюзовые, бледные, блеклые, васильковые, вылинявшие, выцветшие, голубовато-серые, голубые, дегтярно-черные, дегтярные, дымчатые, желтые, желудевые, жемчужно-серые, жемчужные, зеленые, золотистые, золотые, изумрудные, иссиня-черные, капустные, карие, коричневые, кофейные, красные, лазурные, матовые, медовые, молочно-голубые, оливковые, оловянно-мутные, оловянные, ореховые, полуденные (устар. поэт.), полуночные (устар. поэт.), сапфирные (устар.), сапфировые, светло-голубые, светло-зеленые, светло-карие, светло-синие, светлые, свинцовые, сердоликовые, серые, сине-белые, синие, сиреневые, стальные, табачные, темно-серые, темные, ультрамариновые, фиалковые, цыганские, черносливные, черносливовые, черные, шоколадные, янтарные, ярко-голубые.

О физическом состоянии глаз; о характере взгляда.

Бархатные, бегающие, бездонные, безжизненные, бельмастые (простореч.), бессонные, блестящие, близорукие, блуждающие, больные, быстрые, влажные, водянистые, воспаленные, глянцевые, горячечные, дальнозоркие, жаркие, жидкие, заспанные, заплаканные, заплывшие, запухшие, застывшие, затуманенные, зеркальные, зоркие, зыбкие, измученные, искрометные, искрящиеся, кровянистые, курослепые (простореч.), ледяные, лихорадочные, лучистые, масленые, мерклые, мертвые, мерцающие, мокрые, мутные, набухшие, налитые, неподвижные, огненные, опухшие, осовевшие, осовелые, осоловелые, остекленевшие, остекленелые, острые, открытые, отуманенные, пламенные, погасшие, подслеповатые, подслепые (устар.), полусонные, померкшие, понурые, посоловелые, потупленные, потухшие, пристальные, прожигающие, прозрачные, пронзительные, пронизывающие, пьяные, рассеянные, ртутные, русалочьи, сверкающие, сияющие, смеженные, смирные, сонные, стеклянные, студенистые, сухие, туманные, тусклые, увядшие, усталые, утомленные, хмельные, чистые, юркие, яркие, ясные.

О форме, размере, очертании глаз.

Базедовые, библейские, большие, бутылочные, впалые, выкаченные (простореч.), выпуклые, выпученные, вытаращенные, глубокие, громадные, длинные, запавшие, зрачкастые, иконописные, калмыцкие, квадратные, косые, круглые, крупные, кукольные, маленькие, миндалевидные, монгольские, небольшие, огромные, открытые, плоские, полуприкрытые, прижмуренные, прищуренные, прищурые, провалившиеся, продолговатые, пухлые, раскосые, раскошенные, распахнутые, расширенные, сливовые, сощуренные, суженные, татарские, треугольные, узкие, черкесские, широкие.

О выражении чувства, состояния, характера человека.

Азартные, алчные, алчущие, бедовые, безгрешные, бездумные, беззаботные, беззащитные, безмятежные, безропотные, безумные, беспечные, беспокойные, бессмысленные, бесстыдные, бесстыжие (разг.), бесшабашные, бешеные, благодарные, блудливые, бойкие, брезгливые, вдохновенные, вдумчивые, веселые, взволнованные, виноватые, властные, влюбленные, внимательные, возбужденные, вольные, вопрошающие, воровские, восторженные, восхищенные, враждебные, встревоженные, въедливые, вызывающие, выразительные, гневные, говорящие, голодные, гордые, горячие, горящие, грозные, грустные, дерзкие, дикие, добродушные, добрые, доверчивые, дурные, дьявольские, елейные, жадные, жалкие, жалобные, жалостные, жгучие, жестокие, живые, жизнерадостные, жуткие, завидущие (простореч.), завистливые, завороженные, задорные, задумчивые, зачарованные, злобные, зовущие, изумленные, изучающие, иронические, испытующие, ищущие, кислые, клейкие, колючие, кроткие, ласковые, леденящие, ледяные, ленивые, лихие, лукавые, льстивые, любвеобильные, любопытные, любящие, мальчишеские, манящие, масленые, медовые, мечтательные, молящие, мудрые, мученические, мягкие, наблюдательные, наглые, надменные, наивные, насмешливые, настороженные, нахальные, невинные, недобрые, нежные, ненавидящие, неподкупные, непонимающие, несчастные, огорченные, одичалые, одуревшие, одурелые, озорные, осмысленные, отважные, отрешенные, отсутствующие, отчаянные, отчужденные, ошарашенные, пасмурные, переменчивые, печальные, плутоватые, плутовские, подозрительные, покорные, понимающие, послушные, посторонние, почтительные, правдивые, презрительные, приветливые, пронзительные, проникновенные, проницательные, пронырливые, простодушные, прямодушные, пугливые, пустые, пытливые, радостные, развратные, ревнивые, робкие, сверлящие, сердитые, серьезные, скользкие, скорбные, смелые, смешливые, смеющиеся, смышленные, сочувствующие, спокойные, стеснительные, сторожкие, страдальческие, страдающие, строгие, сумасшедшие, суровые, счастливые, сытые, теплые, тихие, томные, тоскующие, требовательные, тревожные, трогательные, тупые, угарные, угнетенные, угодливые, удивленные, укоризненные, улыбчивые, умиленные, умильные, умные, унылые, упорные, упрямые, усмешливые, хитрецкие (разг.), хитрые, хищные, холодные, цепкие, честные, чужие, чуткие, шаловливые, шалые (простореч.), шальные, шельмоватые, шустрые, энергичные, яростные. Африканские, бетонные, блескучие, вещие, византийские, водочные, далънострельные, дремучие, дряхлые, египетские, зимние, золотушные, иглистые, игольчатые, итальянские, каменные, камышовые, копеечные, крыжовенные, купоросовые, лешачьи, морозные, мохнатые, негритянские, неотрекающиеся, оледенелые, пемзовые, переливчатые, пластмассовые, ржаные, родниковые, ртутные, седые, славянские, сладкие, стоячие, траурные, трупные, чахоточные, экстатические.

Слово — это не только важнейшее средство воздействия на окружающих. Оно дает нам возможность познавать мир, подчинять силы природы.

Слово — могучее средство самовыражения, этой насущной потребности каждого из людей. Но как пользоваться им? Как научиться говорить так, чтобы заинтересовать слушателей, влиять на их решения и поступки, привлечь на свою сторону? Какую речь можно считать наиболее действенной?

1) лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия;

2) лицо, произносящее речь;

3) глашатай чего-нибудь;

4) человек, обладающий даром речи.

Для того, чтобы быть отличным ритором нужно знать историю риторики, с чего она началась, как развивалась, как оценивали слово древние ораторы.

1. Древнегреческая риторика

Софисты - учителя риторики

Ясно и четко говорится в диалоге о построении речи. На первом месте, в начале речи, должно быть вступление, на втором месте — изложение, на третьем — доказательства, на четвертом — правдоподобные выводы. Возможны еще подтверждение и добавочное подтверждение, опровержение и добавочное опровержение, побочное объяснение и косвенная похвала.

Итак, по мнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины. Познав сущность вещей, человек приходит к правильному о них мнению, а познав природу людских душ, имеет возможность внушить свое мнение слушателям.

Аристотель и его риторика

В первой книге рассматривается место риторики среди других наук, обозреваются три вида речей: совещательные, эпидеиктические, судебные. Цель этих речей — благо, категориями которого являются добродетель, счастье, красота и здоровье, удовольствие, богатство и дружба, честь и слава, умение хорошо говорить и действовать, природные дарования, науки, знания и искусства, жизнь, справедливость. Назначение речей судебных — обвинять или оправдывать, они связаны с анализом мотивов и поступков человека. В основе эпидейктических речей — понятия прекрасного и постыдного, добродетели и порока; их цель — восхвалять или порицать.

Вторая книга рассказывает о страстях, нравах и общих способах доказательства. Оратор, по Аристотелю, должен эмоционально воздействовать на слушателей, выражать речью гнев, пренебрежение, милость, вражду к ненависти, страх и смелость, стыд, благодеяние, сострадание, негодование.

2. Ораторы Древнего Рима

Цицерон и его сочинения об ораторском искусстве

Культура Древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом. Расцвет римского красноречия приходится на I в. н. э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона.

Самым ярким и известным оратором и теоретиком красноречия признан Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.). Литературное наследие его обширно. Сохранилось 58 речей

Из трех основных видов красноречия у Цицерона представлены два: политическое и судебное. Он выработал свой особый стиль, средний между азианизмом и умеренным аттикизмом. Для речей его характерно обильное, но не чрезмерное использование риторических украшений, выделение крупных, отчетливых в логическом и языковом отношении и ритмически оформленных периодов, изменение — по необходимости — стилистической тональности; отсутствие иноязычных слов и вульгаризмов.

Квинтилиан – автор риторических наставлений

Таким образом, на протяжении всего периода античной культуры риторика предопределяла не только стиль речи, но и в значительной степени образ мыслей и поведения, т. е, философию жизни. Труды древних ораторов по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории ораторского искусства, они внесли значительный вклад и на развитие практического красноречия.

В своих трудах ораторы поднимают проблемы, актуальные и сегодня. Их интересовал вопрос о том, что необходимо хорошему оратору, и сделали вывод, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером.

Литература для подготовки материала:

1. Основы риторики. Р. Я. Вельц, Т. Н. Дорожкина, Е. Г. Рузина, Е. А. Яковлева. –учебн. пособ. -Уфа: 2017г.

2. Античные риторики. М., 2017. Античные теории языка и стиля. СПб., 2015г.

Развитию красноречия в Риме во многом способствовали блестящие образцы греческого ораторского искусства, которое со II в. до н. э. становится предметом тщательного изучения в специальных школах.

Со страстными речами выступали политические деятели, как, например, реформаторы братья Гракхи, особенно Гай Гракх, который был оратором исключительной силы. Увлекая народные массы даром слова, он в своих выступлениях пользовался и некоторыми театральными приемами.

Актуальность. Ораторство в настоящее время - это филологическая наука, изучающая способы построения художественно выразительной, направленной и определённым образом воздействующей речи. Формы существования ораторских структур сверхфразовые единства: текст, сложное синтаксическое целое, диалогическое единство, организующее фразы в общее смысловое, коммуникативное и структурное целое. В настоящее время наблюдается тенденция к возрождению ораторства.

- Рассмотреть возникновение ораторства;

- Исследовать ораторское искусство в древнем Риме. Риторика Цицерона;

- Рассказать о Цицероне как о великом ораторе древности.

Ораторство – одна из древнейших наук. В различные времена она занимала большее или меньшее место в развитии общества, ценилась выше или ниже, но никогда не исчезала. В развитии ораторства явственно видны преемственность традиций, взаимовлияние культур, учет национальных особенностей, и в то же время – ярко выраженный обще гуманистический характер[1] .

Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. История свидетельствует, что важнейшим условием проявления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, движущей силой критической мысли являются демократические формы правления, активное участие свободных граждан в политической жизни страны.

Ораторство как систематическая дисциплина сложилась в Древней Греции в эпоху Афинской демократии. В этот период умение выступать публично считалось необходимым качеством каждого полноправного гражданина. Вследствие этого, афинскую демократию можно назвать первой риторической республикой. Отдельные элементы ораторства (например, фрагменты учения о фигурах, о формах аргументации) возникли еще раньше в Древней Индии и в Древнем Китае, но они не были сведены в единую систему и не играли столь важной роли в обществе.

Итак, красноречие стало искусством в условиях рабовладельческого строя, который создал определенные возможности для непосредственного влияния на разум и волю сограждан с помощью живого слова оратора. Расцвет ораторстваи совпал с расцветом древней демократии, когда ведущую роль в государстве стали играть три учреждения: народное собрание, народный суд, Совет пятисот. Публично решались политические вопросы, вершился суд. Чтобы привлечь на свою сторону народ (демос), надо было представить свои идеи наиболее привлекательным образом. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому человеку.

Несмотря на то, что Аристотель оставался для античного Рима высшим авторитетом в области ораторства, тем не менее римляне внесли немало ценного и заслуживающего внимания в эту науку и особенно практику ораторского искусства.

Усилия древнеримских ораторов были сконцентрированы главным образом вокруг проблем политической борьбы в сенате, на народных форумах, а также судебных разбирательств гражданских и уголовных дел. Поэтому их мало занимали теоретические вопросы аргументации и ораторстваи вообще. Единственным исключением из этого был, пожалуй, выдающийся оратор античного Рима Марк Юлий Цицерон, неизменно подчеркивавший в своих сочинениях необходимость сочетания красноречия с убедительностью, ораторства с философией. В ораторстве Цицерон пытался объединить, с одной стороны, философские принципы Платона и Аристотеля, а с другой, чисто практические приемы и рекомендации, идущие от Исократа. Однако главное внимание он уделяет не философским принципам, о которых очень мало говорится в трех его трактатах об ораторском искусстве. Его больше всего занимает прикладная сторона ораторства, ее умелое использование в сенате, народном собрании, суде[4] .

Не случайно поэтому его трактаты об ораторском искусстве написаны не в виде традиционных в то время ремесленных руководств и наставлений, которые были широко распространены в тогдашних риторических школах, а в форме свободного диалога, в котором мысли автора выражают наиболее знаменитые в прошлом ораторы. Некоторые западные исследователи считают оригинальным вкладом Цицерона в риторику, во-первых, разработку понятия о долге оратора, во-вторых, подчеркивание роли стиля и оформления речи.

В историю риторики и ораторского искусства Цицерон вошел, прежде всего, как блестящий стилист и вдохновенный оратор, своими речами и письменными сочинениями много способствовавший построению, оформлению и убедительности публичных выступлений своих коллег и последователей. Забота о стиле речи, ее эмоциональном воздействии на слушателя и даже отходе ораторской речи от естественной, когда начинают использоваться особые фигуры мысли и слова, в дальнейшем стали постепенно возобладать над ее содержательностью и убедительностью.

Тем самым из трех задач оратора: убеждать, услаждать и увлекать, о которых говорил Цицерон, после него риторика сосредоточилась на одной - услаждении слушателя, да и это нередко вызывало протест со стороны слушателя[7] .

Блестящее образование, ораторское дарование, удачное начало адвокатской деятельности открыли Цицерону доступ к государственным должностям. Реакция против аристократии после смерти Суллы в 78 г. оказала ему в этом содействие. Первую государственную должность квестора в Западной Сицилии он занял в 76 г. Снискав своими действиями доверие сицилийцев, Цицерон выступил в защиту их интересов против наместника Сицилии пропретора Верреса, который, пользуясь бесконтрольной властью, разграбил провинцию. Речи против Верреса имели политическое значение, так как по существу Цицерон выступал против олигархии оптиматов и одержал над ними победу, несмотря на то, что судьи принадлежали к сенаторскому сословию и защитником Верреса был знаменитый Гортенсий.

Между тем демократическая партия усиливала свои требования радикальных реформ (кассация долгов, наделение бедноты землей). Это встретило явную оппозицию со стороны Цицерона, который в своих речах резко выступал против аграрного законопроекта, внесенного молодым трибуном Руллом, о закупке земли в Италии и заселении ее бедными гражданами. Когда в 63 г. Цицерон был избран консулом, он восстановил сенаторов и всадников против аграрных реформ. Во второй аграрной речи Цицерон резко говорит о представителях демократии, называя их смутьянами и мятежниками, угрожая, что сделает их такими смирными, что они сами будут удивлены.

Выступая против интересов бедноты, Цицерон клеймит позором их предводителя Люция Сергия Катилину, вокруг которого группировались лица, пострадавшие от экономического кризиса и сенатского произвола. Катилина, так же как и Цицерон, выставил в 63 г. свою кандидатуру в консулы, но, несмотря на все старания левого крыла демократической группы провести Катилину в консулы, ему это не удалось вследствие противодействия оптиматов. Катилина составил заговор, целью которого было вооруженное восстание и убийство Цицерона. Планы заговорщиков стали известны Цицерону благодаря хорошо организованному шпионажу.

В своих четырех речах против Катилины Цицерон приписывает своему противнику всевозможные пороки и самые гнусные цели, такие, как желание поджечь Рим и уничтожить всех честных граждан.

Катилина покинул Рим и с небольшим отрядом, окруженный правительственными войсками, погиб в бою вблизи Пистории в 62 г. Вожди радикального движения были арестованы и после незаконного суда над ними по приказанию Цицерона были задушены в тюрьме.

Цицерон оставил сочинения по теории и истории красноречия, философские трактаты, 774 письма и 58 речей судебных и политических. Среди них, как выражение взглядов Цицерона на поэзию, особое место занимает речь в защиту греческого поэта Архия, присвоившего себе римское гражданство. Возвеличив Архия как поэта, Цицерон признает гармоническое сочетание природного дарования и усидчивой, терпеливой работы. Литературное наследство Цицерона не только дает ясное представление о его жизни и деятельности, часто не всегда принципиальной и полной компромиссов, но и рисует исторические картины бурной эпохи гражданской войны в Риме.

Для политического и особенно судебного оратора важно было не столько правдиво осветить суть дела, сколько изложить его так, чтобы судьи и публика, окружавшая судебный трибунал, поверили в его истинность. Отношение публики к речи оратора считалось как бы голосом народа и не могло не оказать давления на решение судей. Поэтому исход дела зависел почти исключительно от искусства оратора. Речи Цицерона, хотя и были построены по схеме традиционной античной риторики, дают представление и о тех приемах, которыми он достигал успеха.

Виднейшие ораторы и теоретики красноречия Древнего Рима смогли проникнуть в тайны слова, расширить границы его познания, выдвинуть теоретические и практические принципы ораторской речи как искусства, основываясь на собственном богатом опыте и на анализе многочисленных блестящих речей известных ораторов. В их работах настолько интересный и глубокий анализ искусства убеждения, что много столетий спустя, в наши дни, специалисты по пропаганде находят там идеи, считавшиеся достижением только нового времени.

Важен этический аспект: ораторства при правильном ее использовании является эффективным инструментом в борьбе с языковой агрессией, демагогией, манипулированием. Здесь важная роль принадлежит дидактической риторике. Знание основ дисциплин ораторского цикла позволит распознать демагогические и манипулятивные пропагандистские приемы в средствах массовой информации и в приватной коммуникации, а, следовательно, эффективно защищаться от них.

1. Алферова Л. Д. Ораторское искусство. Пособие для самостоятельной работы Издательство: Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2009 г. 116 стр.

2. Джефф Дэвидсон Ораторское искусство The Complete Guide to Public Speaking Серия: Сделай себя сам Издательство: Эксмо, 2005 г. 416 стр.

3. Зубра А. С. Ораторское искусство Издательство: Дикта, 2008 г. 288 стр.

4. Каверин Б. И., И. В. Демидов Ораторское искусство Серия: Cogito, ergo sum Издательство: Юнити-Дана, 2004 г. 256 стр.

5. Кузнецов И. Н. Риторика, или Ораторское искусство Серия: Cogito, ergo sum Издательство: Юнити-Дана, 2004 г. 432 стр.

6. Кузнецова Т. И. , И. П. Стрельникова Ораторское искусство в Древнем Риме Издательство: Наука, 2006 г. 288 стр.

7. Петровский Ф. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве Издательство: Наука, 2002 г. 472 стр.

8. Почикаева Н. М. Основы ораторского искусства и культуры речи Серия: Среднее профессиональное образование Издательство: Феникс, 2003 г. 320 стр.

9. Овчинникова А. Ораторское искусство Издательство: Юридическая литература, 2006 г. 408 стр.

[1] Почикаева Н. М. Основы ораторского искусства и культуры речи Серия: Среднее профессиональное образование Издательство: Феникс, 2003 г. С. 27-28

[2] Почикаева Н. М. Основы ораторского искусства и культуры речи Серия: Среднее профессиональное образование Издательство: Феникс, 2003 г. С. 46 - 52

[3] Почикаева Н. М. Основы ораторского искусства и культуры речи Серия: Среднее профессиональное образование Издательство: Феникс, 2003 г. С. 54-56

[4] Кузнецов И. Н. Риторика, или Ораторское искусство Серия: Cogito, ergo sum Издательство: Юнити-Дана, 2004 г. С. 163-169

[5] Кузнецов И. Н. Риторика, или Ораторское искусство Серия: Cogito, ergo sum Издательство: Юнити-Дана, 2004 г. С. 163-169

[6] Кузнецов И. Н. Риторика, или Ораторское искусство Серия: Cogito, ergo sum Издательство: Юнити-Дана, 2004 г. С. 163-169

[7] Кузнецов И. Н. Риторика, или Ораторское искусство Серия: Cogito, ergo sum Издательство: Юнити-Дана, 2004 г. С. 163-169

[8] Петровский Ф. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве Издательство: Наука, 2002 г. С. 96-104

[9] Петровский Ф. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве Издательство: Наука, 2002 г. С. 105-107

[10] Петровский Ф. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве Издательство: Наука, 2002 г. С. 109-112

[11] Петровский Ф. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве Издательство: Наука, 2002 г. С. 114-119

[12] Петровский Ф. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве Издательство: Наука, 2002 г. С. 121-129

[13] Петровский Ф. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве Издательство: Наука, 2002 г. С. 126-129

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

Зарождение искусства красноречия в Древней Греции и Риме

Учителя русского языка и литературы

ГОУ ЛНР «Ровеньковская школа №2

Дементьевой Екатерины Александровны

Тема. Зарождение искусства красноречия в Древней Греции и Риме

Цель урока: дать школьникам первые представления о зарождении и развитии ораторского искусства в античном обществе, показать его связи с развитием художественной литературы; познакомить с именами и творческой деятельностью выдающихся ораторов древней Греции и Рима, их взглядами на науку искусство красноречия, личность оратора; отметить воздействие красноречия на жизнь и деяния греков и римлян, а также провести некоторые связи с развитием риторики в последующие исторические эпохи, вплоть до современности (последняя цель реализуется весьма кратко). По мере возможностей, с учетом речевого развития и художественных способностей школьников, содействовать развитию их коммуникативных умений, ораторских качеств путем создания условий для произнесения публичных речей на литературные темы с использованием моделей, представленных в речах классиков античного ораторского искусства.

Средства обучения: портреты ораторов Древней Греции и Рима (по выбору), иллюстрации на темы истории и культуры античного мира.

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

Беседа с учениками

3. Основной вид работы

Беседа с элементами лекции

Риторика в Древней Греции

История риторики связана с именами величайших мыслителей человечества. Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. Республиканская форма правления сделала красноречие самым важным и необходимым искусством. В Афинском государстве практически все политические решения принимало народное собрание, и ораторам нужно было суметь убедить народ в правильности того или иного выбора. Выдающимися политическими ораторами были Перикл, Фемистокл, Демосфен. Судебные решения в Греции также зависели от того, насколько красноречиво стороны могут доказать свою позицию и склонить суд в свою пользу.

Развитию судебного красноречия в Древней Греции способствовали законы афинского правителя Солона, изданные в 594 г. до н.э., по которым вводился состязательный судебный процесс. Поскольку института прокуроров не существовало, обвинителем мог выступить каждый, а обвиняемый должен был защищаться сам. Выступая перед судьями, которых насчитывалось более 500 человек, обвиняемый стремился не столько убедить их в своей невиновности, сколько разжалобить, привлечь их на свою сторону. Чтобы создать впечатление объективности и как-то нейтрализовать психологическое воздействие, судебное заседание в Афинах назначалось на вечернее время, когда не было видно лиц говорящих.

Условия судебной процедуры в древних Афинах были сложными, к тому же не все обладали даром слова и это побудило граждан учиться выступать перед аудиторией. Величайшими судебными ораторами были Протагор (ок. 481–411 гг. до н.э.), Лисий (ок. 435 — 380 гг. до н.э.), Горгий (ок. 480 — ок. 380 гг. до н.э.), Демосфен (384–322 гг. до н.э.), который, выступая вначале только с судебными речами, потом втянулся в политическую жизнь Афин. Демосфен был не только признанным оратором, но и ведущим политическим деятелем.

Учителями красноречия были и крупнейшие греческие философы: Сократ (469 — 399 гг. до н.э.), Платон (427–347 гг. до н.э.).

Развитие риторики в Древнем Риме

Риторика в Средние века и эпоху Возрождения

Средневековье считают следующим периодом истории красноречия, отражавшего движения общественной мысли в ее противоречиях и многообразных попытках претворения в жизнь. Традиции античной риторики в значительной мере были забыты или даже утрачены. Однако ораторское искусство не умерло. Риторика развивалась во Франции, Германии, Италии. Особое развитие получило духовное красноречие. В V–VI вв. н.э. христианство стало огромной духовной силой, влиявшей на миллионы людей. В VII–VIII столетиях с невероятной быстротой распространилась еще одна религия — ислам. Христианское и исламское проповедничество стало первостепенным фактором развития устного слова. На поприще церковного проповедничества выросли крупные богословские ораторы — Тертуллиан, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст, Боэций. Их речи легли в основу гомилетики — теории церковного красноречия. Основным объектом риторики являлось создание богослужебных текстов, толкование различных вопросов вероучения, техника ведения богословских диспутов.

Новый серьезный вклад в теорию риторики был сделан в XIII веке Фомой Аквинским, который указал на значение здравого смысла и логики как фундамента, на котором должно строиться здание христианской догмы.

В период средневековья регулярно выходили сочинения по эпистолярному искусству и поэтике.

Становление русской риторики

В Средние века европейские риторические идеи через Польшу и Украину проникли в Россию. Развитие русской риторики приобрело особое значение в истории нормализации русского литературного языка, в становлении реальных социально-коммуникативных форм общения между россиянами.

На Руси красноречие называлось вещанием, которое развивалось в основном на народных собраниях — вече.

Кроме вещания развивались и такие виды красноречия, как торжественная (или достохвальная), военная и дипломатическая речи.

Основой древнерусского красноречия были народные традиции, а с принятием христианства в 988 г. — византийские и южнославянские образцы. До нас дошли некоторые тексты, которые свидетельствуют о высокой культуре устной речи. Старинному русскому красноречию были присущи такие традиции, как высокое уважение к словесному мастерству, нравственно — поучительный пафос, вера в то, что дар слова — великая добродетель, Божий дар; кротость, смирение в публичной речи и беседе, высокий эмоциональный накал обращений и призывов, полное отсутствие подобострастия и лести.

В конце XVIII — начале XIX веков сложилась риторическая школа российских академиков, а затем и университетская школа красноречия. Наиболее значительные риторики этого времени связаны с именами академиков М.М. Сперанского, А.С. Никольского, И.С. Рижского.

Особые импульсы развитию риторических идей в России были даны в 60-е гг. XIX века, когда проходило становление и формирование судебного красноречия, чему способствовала судебная реформа 1864 г. О теории русского судебного красноречия писали К. Арсеньев, А.Ф. Кони, Б. Глинский, П. Сергеич, Ф.Н. Плевако.

В первые годы советской власти наблюдался подъем и интерес к устному слову. В 1918 г. был даже создан Институт живого слова, однако он просуществовал недолго. Содержание и форма, необходимые риторике, подменялись революционной страстностью и убежденностью оратора.

В целом искусство публичного слова в XX в. в России связано с развитием академического красноречия.

Интенсивная разработка проблем отечественного красноречия в последние годы связана с тем, что вновь появляется заказ общества на мыслящего и говорящего человека. Особое внимание уделяется речи убеждающей и диалогическим формам общения.

Читайте также: